випассана что взять с собой
Випассана что взять с собой
В январе 2018 года я посетила 10-дневный курс випассаны в подмосковном центре «Дхамма Дулабха». У каждого прошедшего курс випассаны возникает множество впечатлений и желание поделиться ими с другими людьми. Тем не менее, у каждого человека свой уникальный опыт и субъективные оценки. Есть определённая опасность читать чужие отчёты, так как вы можете на их основе сформировать своё мнение превратно. Так что я вас предупредила 😉 Я опишу свои выводы, а вы уж относитесь к ним как хотите.
ПОПАСТЬ НА КУРС
Самое сложное – это зарегистрироваться на курс. Желающих огромное количество, особенно женщин. Ведь именно женщины в основном повёрнуты на духовности. Решено было поехать в ближайший центр медитации випассана под Москвой, а вообще такие центры расположены по всему миру. Курсы проходят раз в несколько месяцев, поэтому требуется предварительная регистрация. Знакомый, который уже ездил на випассану, объяснил, как надо регистрироваться: на официальном сайте узнать дату, время открытия регистрации и начать ждать. За несколько минут до начала надо уже быть начеку перед компьютером.
Как только регистрация откроется, надо действовать быстро и чётко – как можно проворнее заполнить анкету и отослать. Уже через несколько минут мест не будет (особенно если вы женского пола), и ваша анкета попадёт в долгий список ожидания. А ещё через несколько минут регистрация закроется (тем более, если вы женского пола). В список ожидания попадают те желающие, которым не хватило мест. Как правило, со временем кто-то отказывается от участия и места освобождаются. Тогда эти места предлагаются находящимся в списке ожидания.
Так случилось и с моей анкетой. Я была жутко расстроена, когда не попала в основной список. Признаться, я дико разозлилась, ведь я так хотела поехать. В итоге я вообще плюнула на эту випассану, решив, что мне не суждено попасть в этот раз. Тем не менее, примерно за месяц до начала курса мне пришло предложение на почту присоединиться к общему списку, так как место освободилось. Но прикол в том, что почту я проверяла редко и тупо не узнала об этом письме. А ответ нужно дать в течении трёх дней. Короче, я проверила почту через полторы недели и, сами понимаете, увидела там отказ. Меня очень порадовала эта история, ведь, как вы помните, я уже внутренне смирилась, что не еду. Но я решила, что грех терять такую прекрасную возможность и написала письмо с просьбой снова включить меня в список ожидания. В итоге через пару дней для меня освободилось место и я была вновь включена в список участников. Моей радости не было предела! Я прыгала по квартире и кричала: «АААААААА. Какой кошмар. Лютой зимой вставать в 4 часа утра и всё время медитировать. ААААА. Вегетарианская еда – как я это выдержу. АААА. » Короче, я не могла поверить в своё счастье 🙂
СБОРЫ И БЫТ
(ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА КУРС ВИПАССАНЫ)
Я стала собирать вещи в поездку. Так как я понимала, что будет холодно, накупила шерстяных носков, тёплой одежды, плед. В центр почему-то просят не привозить спальник. Моя интуиция и логика хором мне твердили, что спальник мне очень пригодится, но я решила послушаться указаний. В итоге я весь курс мёрзла под холодным одеялом и пледом в практически неотапливаемом помещении. Так что мой совет: слушайте свою интуицию и логику. Понятия не имею, чем бы им навредил спальник.
Также просят привезти свою подушку или скамейку для медитации. На самом деле, в зале (точнее, в предбаннике зала, но это неважно) находится огромное количество всевозможных подушек и скамеек, которых хватит всем желающим. Некоторые студенты выстраивали себе впечатляющие своим размахом троны из всего этого добра. Я взяла с собой свою складную скамейку для медитации, но в итоге пользовалась более устойчивой нескладной скамейкой из зала. Также я взяла там пару отличных подушек, которые помогли мне легко сидеть по-турецки и в полулотосе.
Невероятно большое количество пледов также имеется в зале. Можно брать по несколько штук и заворачиваться в них со всех сторон.
Короче, какие бы требования вам не написали в письме, думайте головой и задавайте вопросы, чтобы не тянуть с собой лишнего, а захватить всё необходимое.
Например, я не подумала взять с собой маленький термос или термокружку. Многие студенты наливали себе туда чай во время принятия пищи и пили потом. Довольно удобно налить себе чай в термокружку и пойти в корпус заниматься делами или дрыхнуть, а не ждать в столовой, пока он остынет (кружки из столовой в корпус брать нельзя). Впрочем, это не такая большая проблема. Мне нравилось брать кружку с чаем и гулять с ней по улице, а потом относить её обратно в столовую.
Почему я пишу про такие мелочи? Дело в том, что свободного времени в течении дня очень мало. Особенно в первые дни, когда адски хочется спать и дорога каждая минута отдыха. А также когда хочется принять душ. Горячая вода там бывает в строго отведённое время. Обычно утром до утренней медитации, потом короткое время после обеда, короткое время после вечернего чая и поздним вечером перед отходом ко сну. Если вы задержитесь в столовой слишком долго или долго будете прогуливаться по территории, тупо пялясь в сосны и ёлки, то не успеете помыться, поспать или постирать. Обычно либо то, либо то, либо то – расставляйте приоритеты 🙂
Кстати, по поводу стирки. Это по сути единственное толковое занятие, которое вы можете себе придумать помимо сна и бессмысленных прогулок по огороженной территории. Примерно после пятого дня, когда ты понимаешь, что перерывы на сон тебе уже ничем не помогут, остаётся тупо стирать, валяться на кровати ну или уныло нарезать круги по парку.
Это основная тема випассаны. На всём протяжении курса ты находишься в состоянии депривации сна. Первое время ты постоянно хочешь спать. В первые дни я иногда ложилась спать на минут 10-60 во время медитаций в своей комнате, чтобы сохранить силы для групповых медитаций в зале. Я думала, что это мне поможет. «Зачем мне рубиться и бороться со сном? Всё равно в голову лезет всякая муть и мне так трудно сосредоточиться. Лучше я подремлю немного, зато потом буду бодрая и сконцентрированная» – рассуждала я. Вначале это вроде помогало, но вскоре я заметила, что это не помогает. Однажды я решила вздремнуть во время медитации в комнате и в итоге мне приснился такой мерзкий сон, что я подумала, что лучше бы я не спала. А в дальнейшие дни у меня просто пропала потребность спать днём, хотя во время медитаций, конечно, я иногда рубилась. Просто во второй половине курса ты понимаешь, что смысла засыпать днём на випассане нет. Ты не получишь отдыха, а только дурацкий поток астральных видений, бессмысленный и беспощадный. Все сны там отрывочные. Ночью снилась полнейшая ерунда, которая днём во время медитаций лезла в голову, но я не могла вспомнить, о чём она.
Когда клонит в сон во время медитации, тебя одолевают визуальные образы. Ты теряешь концентрацию и реальности смещаются. Смешиваются. Очень часто в зале во время групповой медитации может казаться, что ты медитируешь в своей комнате в корпусе. Ну и так далее.
ШИЛА В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.
МЕНЯЕМ ШИЛА НА МЫЛО.
«With my claws I tear out the flesh of the Indian
and the Buddhist, Mongol and Din.
Bahlasti! Ompehda!
I spit on your crapulous creeds».
[Liber AL, III:53-54].
Гоенка очень лукавит. В начале он постоянно говорит, что вам нет нужды менять свою веру на буддизм. Вы, мол, можете практиковать випассану, исповедуя любую религию. Но это наглая ложь (и нарушение шилы, между прочим, которую, как мы знаем, в мешке не утаишь). Ты не сможешь практиковать випассану в той форме, в которой её преподносит Гоенка, если не станешь буддистом. Также со временем до тебя доходит, что Гоенка хочет от тебя, чтобы ты практиковал только випассану и больше ничего. Например, я практикую цигун, западную ритуалику, всевозможную мантику и ещё в разные периоды жизни. Но реши я заняться серьёзно випассаной, мне пришлось бы от всего этого отказаться.
На самом Деле, Дело не только в проповедях Гоенки и его сектантской позиции. В процессе работы развивается состояние, в котором все другие практики и ритуалы действительно теряют для тебя свою актуальность. Ты развиваешь качества будды. А зачем будде делать ритуалы, вызывать духов, заниматься гаданием и пр.? Отпадает необходимость. Если вам это близко – вам подойдёт випассана. Если нет – то нет.
«Дхамма такая прекрасная,
совершенно не сектантская. »
(из лекций Гоенки).
Ещё одна важная черта. В первой же лекции Гоенка постоянно твердит, что випассана «универсальна и совершенно не сектантская». И он твердит это не умолкая: «Мы – не секта. Мы – не секта. Мы – не секта. ». Естественно, любой нормальный человек после такого начинает сомневаться. Перед приездом у меня вообще не было мыслей, что випассана может быть сектой. Но к завершению курса эти мысли у меня появились и укоренились. А что тут удивительного? Гоенка весь курс активно защищался, утверждая, что випассана не имеет в себе ничего сектантского. Но подсознание, как любят говорить психологи, не воспринимает частицу «не». Короче, по приезду домой, я реально ощущала, что провела 10 дней в секте.
Практический гид для тех, кто собирается на випассану (ретрит по медитации)
Вы могли уже слышать про випассану, а может быть, вы впервые узнаете о ней из этого поста. Как бы то ни было, мы всегда узнаем о чем-то новом в подходящий для нас момент, когда мы к этому созрели. Это не всегда можно осознать сразу, но оглядываясь назад, понимаешь: совпадений не бывает. У меня процесс созревания (с момента, когда я впервые услышал о випассане до того, как поехал на свой первый ретрит), занял около трех лет. Но у вас все может случиться гораздо раньше, ведь никогда не рано быть счастливым!
Что такое випассана?
Випассана – это древнейшая техника медитации. В буквальном переводе “випассана” означает “видеть вещи так, как они есть на самом деле”. Две с половиной тысячи лет назад Будда стал просветленным, практикуя випассану. С тех пор эта медитация получила широкое распространение – сейчас ее преподают во многих монастырях и центрах медитации по всему миру. Как это обычно происходит, со временем сформировались различные стили випассаны, которые, несмотря на одинаковое название, могут сильно различаться как по технике, так и по методу преподавания.
В России наиболее известна випассана, как ее преподают в центрах Гоенки (бирманский стиль). В других странах большее распространение могут иметь другие стили випассаны. В этом посте под “випассаной” я подразумеваю не только известный в России курс Гоенки, но и многообразие других ретритов, где обучают той или иной технике випассаны.
Где лучше проходить випассану?
Медитация в России пока не очень распространена. Поучиться випассане можно только в одном из центров Гоенки. Постоянных центров всего два – в подмосковье и в Ленинградской области. Так как желающих очень много, записываться на курс необходимо за несколько месяцев. Конечно же, безусловные плюсы ретрита в России – это обучение на русском языке и транспортная доступность. Но есть и минусы – спартанские условия проживания, суровый климат, центры изначально не предназначенные для медитации.
Записаться на випассану Гоенки в России можно тут.
Поучиться медитации можно также заграницей. На мой взгляд, лучшее всего учиться медитировать в одной из стран Азии, где сильно влияние буддизма, например: Тайланд, Малайзия, Лаос, Камбоджа, Бирма, Непал или Шри Ланка.
Плюсы випассаны в Азии:
Как выбрать подходящий ретрит в Азии?
Скажу прямо: сориентироваться в многообразии возможных вариантов непросто. В каждой из перечисленных выше стран существуют десятки монастырей и центров медитации, где регулярно проводятся ритриты, и все они различаются как по формату, так и по содержанию.
Рекомендую для начала ознакомиться с вот этим справочником по медитационным ритритам в Азии. Он покрывает 4 страны – Тайланд, Бирму, Шри Ланку и Непал. Справочник составлен на английском языке и не всегда содержит актуальную информацию, поэтому все стоит перепроверять на сайтах монастырей/центров медитации (у большинства из них есть англоязычные версии сайтов). Справочник поможет также в самостоятельных поисках, так как вы теперь знаете, на что стоит обратить внимание.
Для меня ключевые факторы при выборе ритрита следующие:
Как записаться на випассану?
Правила регистрации зависит от выбранного вами ритрита. На випассану Гоенки регистрироваться нужно по интернету. Посмотреть центры випассаны в интересующей вас стране и их расписание, а также зарегистрироваться на курс можно тут. Учтите, что курсы випассаны Гоенки пользуются большой популярностью в Тайланде, Малайзии и Непале, поэтому регистрироваться нужно заранее за несколько месяцев.
Как правило, ретриты при монастырях не столь раскручены, как випассана Гоенки, поэтому зачастую не требуется предварительная регистрация, нужно просто приехать за день до начала ритрита.
Что необходимо взять с собой на випассану, а что лучше оставить дома?
Вот список вещей, которые стоит взять с собой:
Если ты давно уже думал пройти випассану, но все откладывал — ретрит сам стучится в твою дверь!
Что НЕ стоит брать с собой на ретрит?
Оставьте дома (либо сдайте на хранение администрации центра) все, что может вас отвлекать от практики:
Стоит ли ехать на випассану вдвоем?
Если Вы в отношениях, стоит хорошенько подумать, стоит ли ехать на випассану с партнером.
Во-первых, стоит сказать, что правила всех центров предполагают разделение полов, то есть вы будете жить, питаться и практиковать отдельно друг от друга. Вы также не сможете общаться, обмениваться жестами, взглядами либо записками. Другими словами, формально вы будете на одном ретрите, но в то же время полностью изолированы друг от друга. И это не случайно. Дело в том, что на випассане создаются все условия для глубоко погружения в себя, для этого необходимо устранить все возможные раздражители. Строгое соблюдение правил нужно, в первую очередь, вам самим. Уже через пару дней практики ум становится очень тихим и спокойным, но это состояние очень хрупко – нарушить невозмутимость ума может любая мелочь. Один случайный взгляд или оброненное слово и весь день вы будете думать только об этом. А теперь представьте, что у вашего партнера возникли какие-то проблемы (а они могут возникнуть!), например, партнер не выдержал испытания и решил сбежать до окончания курса. Разумеется, никто не думает об этом перед началом, но такая ситуация может возникнуть. В этом случае, Ваш ретрит тоже будет испорчен.
Так как определить, стоит ли брать с собой партнера на ретрит? Поделюсь своими соображениями. Я для себя выработал такое правило: у партнера должна быть такая же мотивация пройти випассану, как и у вас. То есть, ваш партнер понимает, зачем ЕМУ/ЕЙ нужен этот курс и он полон желания и решимости его пройти до конца. Хороший тест – поехал бы Ваш партнер на випассану без вас, самостоятельно? Если да – все хорошо, можете ехать вместе. Советую до начала ретрита договориться с партнером строго соблюдать правила курса, также пообещайте друг другу не переживать и не заботиться друг о друге (это важно! иначе в этих переживаниях и пройдет весь ваш ретрит) и не отвлекать друг друга от практики.
Если же партнер сам бы вряд ли поехал, то есть он едет скорее за компанию с вами, ехать вдвоем не стоит. Это не курорт и не развлечение. Будет очень тяжело как физически, так и психически. Справиться с предстоящими трудностями сможет только человек, понимающий, зачем ему это нужно.
Также стоит предупредить, что если вы поедите на випассану один, нет гарантии, что ваши отношения с партнером останутся прежними после вашего возвращения. Как показывает практика, випассана оказывает серьезное влияние на человека. Ваш партнер, возможно, не сможет понять и оценить произошедшие с вами изменения. А возможно, и вы переоцените место отношений в вашей жизни.
Чего вообще ожидать от ретрита?
Уже в первый день вы узнаете, что такое вечность. Вечность осталась до окончания ретрита, а точнее нет – вечность осталась до обеда. Будет очень скучно. В повседневной жизни мы всеми способами стараемся избежать встречи с собой. Индустрия развлечений существует только за счет нашего страха одиночества. На ретрите вам придется наконец встретиться с самим собой, и эта встреча может пройти по-разному, все зависит только от вас. Вы можете увидеть то, что вы долгое время подавляли, то, что вы бы предпочли скрыть. Ретрит – это капитальная уборка в голове, будьте готовы увидеть всю грязь, которая там скопилась – боль, напряжение, страхи, гнев, жадность, уныние, скука, навязчивые мысли и состояния. Эта встреча также может быть самым ценным подарком, который вы получали, а точнее – дарили себе. Если вы к этому готовы, вы можете пойти очень глубоко – в медитации вы можете испытать ощущение глубокого единства со всем, безусловную радость, восторг от свежести восприятия реальности.
Кормить будут простой, но вкусной вегетарианской едой. Как правило, кормят дважды в день – ранний завтрак около 7 утра и обед в 11. Никакой плотной еды после полудня. Около 5 вечера предлагают легкий перекус – напитки и немного фруктов. Совет: возьмите с собой хорошего чая (правилами напрямую это не запрещается), так как напитки, предлагаемые на ретрите, оставляют желать лучшего.
Ретрит предоставляет отличную возможность сформировать привычки здорового питания, например:
Действительно ли это бесплатно, какое пожертвование стоит оставлять?
В большинстве случаев, участие в ретрите (проживание, еда, обучение) бесплатно. Но стоит понимать, что центры медитации существуют на пожертвования, поэтому предполагается, что по окончанию ретрита, участники оставят пожертвование. Сколько нужно оставлять? Это на ваше усмотрение. Мне представляется разумным такой подход: если вы почувствовали пользу от практики, оставьте, сколько вам не жалко – исходите из своих возможностей и желания. Пожертвование должно быть от всего сердца, поэтому не жертвуйте больше, чем вам комфортно дать. В любом случае, сумма пожертвования должна покрывать себестоимость вашего проживания в центре (как правило, 100-300 рублей за ночь).
Как подготовиться к ритриту, чтобы извлечь максимум пользы?
Сидеть несколько часов в день очень тяжело физически. Начните заранее готовить тело к предстоящим нагрузкам. Качайте спину и пресс. Разрабатывайте тазобедренные. Не обязательно сидеть в полном лотосе, но чем устойчивей будет ваша поза со скрещенными ногами, тем проще вам будет медитировать. Постепенно увеличивайте продолжительность сидячей медитации хотя бы до 30 минут в день. Старайтесь не двигаться во время медитации. Перед ретритом сходите к хорошему массажисту, чтобы как следует расслабить все мышцы.
Будет тяжело. Вы едете не на курорт, поэтому настраивайтесь на серьезную работу. Важна мотивация и внутренний настрой. Внимательно прочитайте правила курса, морально подготовьтесь их соблюдать. Поможет, если за несколько дней до начала ретрита вы перестроите свой режим дня и введете некоторые ограничение, чтобы мягче войти в ретрит (например, отказ от мяса, ограничение в развлечениях и сексуальной активности, ранний подъем).
По статистике, 5-6% участников покидают ретрит до его окончания. На моем последнем курсе из 20 человек до конца дошли только 14. И дело было не в том, что курс был каким-то слишком жестким, просто люди были не подготовлены к серьезной работе. Воспринимайте випассану как марафон, пообещайте себе пройти ретрит до конца, что бы ни случилось. Внешние обстоятельства тоже могут работать на вас, например, сделайте публичное обещание, что пройдете весь курс, приезжайте не на своем транспорте, чтобы максимально усложнить себе пути к отступлению.
Если у Вас есть вопрос, связанный с випассаной, задайте его в комментарии. Если Вы уже проходили курс, поделитесь своим опытом!
Випассана: личный опыт, побочные эффекты и техника безопасности
Моя поездка на море расстроилась и я поехала на випассану. Точнее, расстроили меня, а я расстроила поездку. Хотя, тот, с кем мы должны были ехать, не сильно расстроился, впрочем, теперь это всё совершенно неважно.
На випассану я хотела давно, примерно с тех пор, как люди, максимально далекие от каких-либо практик, случайно посетившие это мероприятие, строчили восторженные отзывы в жж, описывая свой мощный трансформационный опыт и растянутые во времени постэффекты: спокойствие, мудрость и наполненность любовью.
Обычно у тех, кто хоть что-то слышал про випассану, она ассоциируется с фамилией Гоенки. Был такой индус из Бирмы, серьёзный бизнесмен, который заинтересовался медитацией в связи с головными болями. Гоенка стал обучаться у известного мастера, а в конце 60-х начал преподавать сам, и то ли из-за наличия коммерческой жилки, то ли в знак благодарности за исцеление, а может, узрев свою великую миссию, основал сеть центров медитации. Метод, надо сказать, оказался настолько действенным, что вскоре пришлось расширять йогадельню — нанимать помощников и открывать филиалы по всему миру.
В семье Гоенки исповедовали индуизм, а его учитель буддийскую тхераваду, сам же метод в том виде, в котором его преподносил Гоенка, был задуман как внерелигиозный и внеконфессиональный. Таким он остается и по сей день: никаких тебе буддийских колокольчиков, свечей и благовоний, только практика, только хардкор. И это не фигура речи, випассана по Гоенке — это действительно серьёзное мероприятие для тела и ума, и для последнего происходящее является отнюдь не зарядкой, как можно подумать, а, скорее триатлоном Айронмен — тяжело, долго и многие сходят с дистанции не дойдя до финала.
Неприлично ранний подъем, запрет на гаджеты (их сдают при въезде) и всякую коммуникацию между участниками, необходимость сидеть в статичной позе с прямой спиной по 10 часов в день, скудное питание, а иногда и скученное проживание. Бывает, что из 100 человек уходят 40, причем случается это на 5-7 день, то есть когда более половины пути уже пройдено. Честные и глубокие ретрит-репорты финалистов можно найти в сети, хотя, читать их лучше после, чтобы не натягивать чужой опыт на личную историю.
Кстати, випассану, конечно же, придумал не Гоенка. Это древняя техника медитации, суть которой заключается в прозрении. Есть еще одна — шаматха, она про концентрацию. Короче и понятнее всего объяснил про это Пелевин: «Вот, например, выпили вы водки и не можете ключи от квартиры найти. И думаете: «Где ключи? Где ключи? Где ключи?» Это шаматха. А потом до вас доходит: «Господи, да я же совсем бухой…» Это випашьяна. У нас этим вся страна занимается, просто не знает».
По сравнению с гоенковской моя випассана оказалась несложной: всего 6 дней, практики по 7,5 часов, преимущественно сидячие, часть при ходьбе и стоя. Так как ретрит оказался буддийским, то были ещё лекции по традиции тхеравады, теории медитации и ежедневные церемонии с коллективным зачитыванием священных текстов на языке пали (распечатки выдавали всем при въезде). Церемонии, впрочем, разрешалось не посещать, либо просто тихо присутствовать. Я выбрала второе и попыталась сделать это дополнительной практикой.
Само мероприятие проходило в подмосковном буддийском центре, расположенном на территории бывшего пионерлагеря. Храм-ступа, большое административное здание, холл для медитаций, огромный шатёр и жилые корпуса. Санаторий имени Будды посреди русского соснового леса отстроила в середине 2000-х дзогчен община. Все это время там тусовались только свои, а несколько лет назад после смерти учителя место стали сдавать под ретриты и интенсивы дружественных организаций.
Режим был щадящим: подъем в 6.00, в 9 вечера заканчивалась последняя лекция, после которой все разбредались спать. Завтрак в 7.30, в 11.30 обед и в 18 часов вечерний чай с куском хлеба и сыра. Питание столовское, но вкусное, хоть и вегетарианское. В перерывах между медитациями и лекциями можно было гулять, лежать или спать. Общение и любая коммуникация запрещены, но в экстренных случаях можно было обратиться к организатору — попросить таблеток от вздутия живота или спросить, когда дадут отопление (первые несколько дней были очень влажными и холодными). Если появлялись срочные вопросы по технике или побочные психические эффекты доставляли существенный дискомфорт, то разрешалось взять 10-ти минутную беседу с учителем во время перерыва по предварительной записи.
Кстати об учителе. Ей оказалась довольно хрупкая женщина без возраста, на сайте было указано, что Надежда медитировала в монастырях Таиланда 10 лет и принимала обеты мэчи (женского монашества). Сначала я огорчилась, потому что имею одну навязанную мизогинную установку, из-за которой считаю, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем женщине достичь просветления. Но с установкой я работаю, поэтому решила, что женщина-учитель будет дополнительным стимулом поработать с неприятными интроектами.
Надежда оказалась прекрасным мастером, если здесь вообще уместны какие-либо оценочные суждения. Особенно поразила ее способность очень четко и быстро отвечать на вопросы — их можно было писать на листочках и кидать в специальный ящик, а после вечерней сессии организатор зачитывал их перед группой. Вопросы были разные: смешные, очевидные, сложные, некоторые требовали не только отличного знания теории, но и способности облекать ее в понятные мирянам образы. Надежда справлялась отлично, иногда даже было ощущение, что она мысленно подключается к какому-то внешнему информационному источнику. Острый, сосредоточенный и тренированный медитациями ум, помноженный на неплохой светский бэкграунд.
Диджитал-детоксить мне было легко, молчать тоже, и даже режим питания, поначалу вызвавший тревогу как у любителя есть часто и на ночь, на деле оказался более чем разумным, учитывая сниженную на период ретрита физическую активность. Телесный дискомфорт от многочасового пребывания в статичной позе был терпимым. Невыносимо сложным оказалось наблюдать свой ум.
Нельзя сказать, что я не ожидала побочных эффектов. Пару лет назад, решив самостоятельно углубить практику, всего за несколько недель я домедитировалась до депрессивного эпизода и обострения панических атак. Сначала я испугалась, но, поковыряв интернет, узнала, что эффекты такого рода нередкая история, особенно для персонажей, имеющих отягощенный психологический анамнез. Однако, самостоятельно продолжить упражнения я не решалась, хоть и впервые испытала в тот заплыв интересные состояния, которые по своей силе и сути могу сравниться разве что с запрещенными в нашей стране веществами. Но даже столь приятный опыт не мог заставить меня самостоятельно вернуться к медитации, и с помощью ретрита я надеялась бескомпромиссно внедрить практику в свою жизнь.
Я вспомнила всё. Всё, про что думала, что забыла, что не хотела помнить и что точно не должна была помнить. Запахи всех квартир, в которых бывала, случайные разговоры, вкус бабушкиных пирогов, которые последний раз ела в глубоком детстве. Халатик с гусями, который носила, когда лежала в больнице с перитонитом в 3,5 года, деревянные прутья своей детской кроватки и эту выщербинку на деке письменного стола. Детские лыжи цвета морской волны и сваренные папой стальные санки, на рейках которых мама по трафарету написала «Автородео». Занавески в школьной столовой, платье на дискотеке в девятом классе, первую помаду, сигарету, поцелуй. Пропитанные болью и отчаянием эпизоды.
Я не знаю, где, как и зачем хранится весь этот объем информации и что конкретно она собой представляет. Это не рисунки на скалах, не буквы на бумаге, не байты на жёстком диске. Присвоенные индивидуальным сознанием образы, возникающие внутри черепной коробки, часто определяющие поведение и настроение в настоящий момент. Каждую секунду мы можем вернуться в уже несуществующее прошлое и заново прожить любое событие. И регулярно с удовольствием, часто мазохистским, делаем это. Но кто тот, с кем случилось это прошлое? Девочка, лежащая с отеком Квинке в ожидании скорой — это я? А девочка, зовущая на помощь, когда ее отца избивают пьяные десантники — я? И та, которая узнает, что ее близкий насмерть сбил человека — тоже я? Но я — это та, которая пишет сейчас эти строки, а когда вы будете читать их, то я буду писать другие строки, гулять, есть свой невкусный салат с проростками фасоли. Или делать то, о чем сейчас не дерзну и помыслить. Буду ли это та же самая я? Точно нет.
Что касается самой медитации и главной задачи ретрита по тренировке ума, то здесь трудно оценивать успех. Субъективно не отвлекаться на мысли получилось 5 минут. 5 минут из чуть более чем 40 часов. «Те самые» состояния тоже были. Описать их сложно, но я бы сравнила испытанное со сценой из Матрицы. Помните, Нео, проглотив красную таблетку, перед тем как очнуться от морока системы в капсуле с биожижей, сидит в кресле в гостях у пока виртуальных повстанцев, и, облепленный электродами, смотрится в зеркало, а потом трогает его. Зеркало оказывается жидким, налипает на пальцы, ползет вверх по руке, а потом затекает в горло. Вот. Чем-то похожим были самые примечательные моменты ретрита. Когда немеешь изнутри, сворачиваешься и как будто исчезаешь, оставляя происходящее без деятеля. Всё несется внутрь тебя вместе с тобой самим. Такая лента Мёбиуса и бутылка Клейна, где ты — и лента с бутылкой и тот, кто внутри и снаружи.
А теперь позволю себе дать некоторые советы.
Правило «сет энд сеттинг» работает и здесь. Если в последнее время вы испытывали стресс, грустили, тревожились, и в целом ваш эмоциональный фон был снижен, то лучше отложить ретрит до более спокойных и стабильных времен (которые, возможно, никогда не наступят).
Если у вас в анамнезе есть тревожные, пограничные, депрессивные и другие расстройства, то, пожалуйста, будьте внимательны, осознавайте риски, советуйтесь со специалистами и для начала прочитайте статью «Темная сторона медитации» и комментарии к ней.
Если у вас рядом нет близких людей, готовых поддержать вас, когда после випассаны вы вдруг начнете разваливаться на части, а еще хуже, если есть «близкие», которые, видя ваше состояние, начнут тыкать в вас холодным железом равнодушия и снобизма, пожалуйста, задайте себе единственный вопрос — а я точно смогу выдержать это? Лично моя випассана, втиснутая между стрессами и приправленная ковидом, погрузила меня в такие темные пучины безысходности, что выплывать с этого дна теперь невероятно сложно.
Если вы едете на ретрит не с целью расслабиться и обрести гармонию, а чтобы разобраться в себе и получить ответы на фундаментальные вопросы бытия, то будьте готовы к тому, что могут вскрыться нарывы, трубы и люки, о наличии которых вы не подозревали. Чем вас затопит и куда утянет не знает никто. Поэтому, будьте благоразумны, слушайте интуицию, но помните, что субъективное дно может стать отличным трамплином для прыжка веры.