винк азс что это
Что такое ВИНК. Объясняем простыми словами
ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания) — компания (или группа компаний, связанных структурой собственности), деятельность которой включает все производственные процессы в нефтяной отрасли — от добычи до продажи нефтепродуктов.
К российским ВИНК относятся такие компании, как «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и другие. Их подразделения и дочерние компании разрабатывают месторождения, управляют нефтеперерабатывающими заводами и владеют сетями АЗС.
Каждая структура в рамках ВИНК, как правило, обладает значительной долей самостоятельности, собственным руководством и задачами. Контрольный или блокирующий пакет акций каждой «дочки» при этом принадлежит материнской компании, которая регулирует работу всего холдинга.
Основной доход ВИНК получает за счёт реализации продукции дочерних структур. Прибыль холдинга может перераспределяться между подразделениями и дочерними компаниями.
Пример употребления на «Секрете»
«Независимые сети АЗС острее реагируют на эту ситуацию (рост биржевых цен на топливо), так как у них нет своего бензина и они вынуждены закупать его по высоким ценам, а продавать — примерно по той же цене, что и крупные, вертикально интегрированные компании».
Формат ВИНК появился в западных странах и стал наиболее эффективной формой управления в отрасли. Крупнейшие нефтяные компании Standard Oil, Gulf, Техасо, Shell и др. установили контроль за всеми сферами нефтяного бизнеса в национальном, а затем и международном масштабе.
История
Формирование российских ВИНК началось в 90-е, уже после распада СССР. Сейчас на их долю в российском нефтяном бизнесе приходится около 90% всей добытой нефти и 80% экспорта.
Нефтетрейдеры против ВИНК
На днях ФАС РФ на своем сайте опубликовала план защиты «независимых мелкооптовых и розничных продавцов нефтепродуктов» от «противоправных действий вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК)», которые «согласованно» «завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС и «дискриминируют» таким образом последних. Антимонопольщики предлагают проведение внеплановых проверок ВИНК, товарно-сырьевых бирж и формирование цен на них, установление контроля за топливным рынком со стороны исполнительных региональных властей и даже полпредов президента РФ. Эти и другие инициативы стали результатом совещания, которое провел глава ведомства Игорь Артемьев с независимыми нефтетрейдерами 19 августа. СФО на нем представлял глава Алтайского топливного союза (в союз входит несколько независимых сетей АЗС Алтая), председатель совета директоров сети АЗС «Октан» ЮРИЙ МАТВЕЙКО, который в эксклюзивном интервью СВЕТЛАНЕ ЧИСТЯКОВОЙ раскрыл подробности состоявшегося диалога.
— Юрий Витальевич, кто был инициатором совещания, какие цели преследовала эта встреча?
— Инициатором была ФАС РФ. Совместно с Российским топливным союзом было принято решение о проведении этой встречи. Региональные отделения РТС направили своих представителей для участия в совещании, всего в Москву приехали представители из семи российских регионов. Моей задачей было донести до ФАС РФ совместную позицию о положении независимых сетей Алтайского края и Новосибирской области, чтобы в ведомстве из первых уст узнали, изменилась ли ситуация на топливном рынке в регионах по сравнению с той, с которой мы столкнулись в апреле и которую иначе как топливным коллапсом назвать было нельзя.
— И насколько ситуация изменилась?
— Политика ВИНК с весны текущего года, когда на Алтае и в других регионах страны наблюдался жесткий дефицит топлива и множество АЗС вообще не работали, практически осталась прежней. После того как ситуация стала публично скандальной и в дело вмешалось правительство страны, наступило лишь некоторое облегчение, но главная проблема так и не решена. ВИНК по-прежнему все, что добывают, стараются вывезти за рубеж, поскольку мировые цены и колебания курса рубля делают экспорт сверхвыгодным. А российский топливный баланс в это время остается дефицитным. При этом действия «Роснефти» не оставляют шанса выжить независимым АЗС. Например, они реализуют нам бензин «народной» марки — АИ-92 — по цене, всего на 60 копеек ниже той, что у них в рознице. В результате, закупая топливо по такой стоимости и неся производственные издержки, мы остаемся в убытках в размере два рубля на литр. А продавать ГСМ в розницу по ценам выше, чем у ВИНК, мы тоже не можем: к нам просто никто не пойдет. Если ситуация не изменится, к концу года нефтетрейдеры начнут массово попадать под процедуру банкротства. А на практике это означает, что целые районы края (в трети районов Алтая нет АЗС ВИНК) рискуют оказаться в сложной ситуации. Уже сегодня из-за того, что в некоторых районах закрылись заправки, бюджетники (пожарные, детские автобусы) тратят значительную часть топлива (а значит и бюджетных денег) на то, чтобы добраться до ближайшей АЗС, отмахав в один конец 70 км. При этом ожидать, что на места разорившихся небольших АЗС, которые заливают в день не более 2 тысяч литров бензина, придут АЗС ВИНК, не стоит. «Роснефть» и «Газпром нефть» строят заправки только в расчете на ежедневный объем реализованного бензина от 10 тысяч литров. Так что в конечном итоге пострадают не только нефтетрейдеры, но и население и бюджеты. Кстати о бюджетах. Буквально на днях Татьяна Афанасьева, заместитель директора по экономике и финансам компании ОАО «НК «Роснефть» — «Алтайнефтепродукт» заявила в прессе, что они не повышают цену на бензин на своих АЗС, изыскивая внутренние ресурсы компании. Такая политика принесла «Алтайнефтепродукту» 200 млн рублей убытков за первое полугодие текущего года. А это значит, что бюджет не получит налог на прибыль. К тому же ВИНК рассчитывают на компенсацию своих убытков со стороны государства. При этом они долгое время уверяли правительство в том, что переход на новые техрегламенты, которые по мере вступления в силу должны будут исключить из оборота топливо стандарта Евро 2 и 3, требует значительных инвестиций в модернизацию. Но по факту вместо модернизации мощностей приобретались зарубежные активы, далекие от «нефтянки», а также самолеты и прочее непрофильное имущество. А к новому техрегламенту они так и не подготовились. И теперь сроки его введения неизбежно придется переносить, иначе весь топливный рынок в сентябре окажется вне закона. Я уверен, что если бы ВИНК тратили деньги по-другому, у них были бы средства и на модернизацию, и для покрытия убытков.
— Какое мнение у вас сложилось по итогам совещания? В каких округах ситуация лучше, в каких хуже?
— Как ни странно, но именно Сибирь удерживает самые низкие розничные цены на бензин в стране. Объясняется этот феномен, судя по словам моих коллег, тем, что в пик топливного кризиса губернатор Кемеровской области Аман Тулеев направил письма в ВИНК (все говорят о них, но никто их не видел), где указал, что перебои с топливом и слишком высокая цена на бензин могут обернуться социальным взрывом, и шахтеры выйдут на акции протеста. ВИНК якобы отреагировали и держат в области цены ниже, чем даже в Сибири, примерно на 1,5 рубля. А вслед за Кузбассом и другие регионы СФО установили цены ниже, чем в других округах. В Москве АИ-92 стоит 27 руб., а в Барнауле — 23-23,30 руб. Хуже всего на Камчатке, Сахалине, потому что туда опт привозит только «Роснефть». В Сибири, пожалуй, проще всего в Новосибирской области. Там на 95% по опту вотчина «Газпром нефти», которая и обладает развитой сетью АЗС, и в целом лояльнее, чем «Роснефть», в отношениях с независимыми АЗС. На Алтае ситуация осложнена тем, что из 530 АЗС не более 20 принадлежат ОАО «Газпромнефть-Алтай» и около 90 — ОАО «НК «Роснефть» — «Алтайнефтепродукт». Остальные — независимые, у которых топлива сегодня на 1-2 дня. Таким образом, доля АЗС, принадлежащих ВИНК, в общем числе составляет около 20%, и целиком подменить собой сеть независимых АЗС они не могут.
— Как вы оцениваете то, что «дочке» «Газпром нефти» — ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» — ФАС РФ одобрила на днях сделку по приобретению контрольных пакетов компаний, которые практически считались последним оплотом независимых нефтетрейдеров в области?
— В случае с Новосибирской областью думаю, что это уже ничего не меняет. С точки зрения любой независимой сети, находящейся в сегодняшней ситуации, продажа АЗС — это наиболее предпочтительный вариант, поскольку угроза банкротства и разорения бизнеса становится сегодняшней реальностью. Выбирая из двух зол, многие независимые участники рынка уже с весны разместили на своих АЗС объявления о продаже станций.
— Что вы предложили ФАС и в чем она вас поддержала?
— Предложений было несколько. Во-первых, необходимо немедленно насытить внутренний рынок топливом. Сделать это может только государство. Пока же мы видим обратное. По моим данным, на сентябрь запланировано 15%-ное снижение поставок топлива «Газпром нефтью» в Сибирь.
Во-вторых, государство должно установить правила маржинальности оптового бизнеса. Пока де-факто регулируется только розничный сектор за счет установления цены на АЗС ВИНК, которые автоматически становятся ориентиром для независимых операторов. Отсутствие контроля за оптом позволяет ВИНК подтягивать оптовые цены к розничным и выдавливать нас с рынка. Очень важно установить определенные правила работы товарно-сырьевой биржи, чтобы независимые АЗС могли приобретать топливо и при этом конкурировать с ВИНК. До настоящего времени львиная доля сделок на биржах были притворными, топливо перекупалось несколько раз для подъема цены, что в интересах ВИНК.
В дальнейшем, и ФАС нас в этом поддерживает, мы считаем необходимым выделение в отдельный бизнес розницы ВИНК.
Необходимо срочно урегулировать вопрос о техрегламенте, иначе уже с сентября торговать АИ-80 и АИ-92 будет противозаконно.
На некоторых территориях топливный баланс региона находится на постоянном контроле у исполнительной власти, но ведется мониторинг, к сожалению, не везде. Мы считаем, что было бы правильно усилить контроль за ним и подключить к этому полпредов президента. В этом ФАС также нас поддержала.
Конечно, хочется надеяться, что ФАС выполнит все заявленные планы, но мы помним, что нефтяное лобби очень сильно, и, к сожалению, опасаемся, что усилия ФАС будут им активно гаситься.
Винк азс что это
В соответствии с этим в состав нефтяных компаний стали входить производственные объединения по добыче нефти, нефтеперерабатывающие заводы, территориальные управления по реализации нефтепродуктов.
Смысл создания нефтяных компаний в России:
— создание единой технологической цепочки;
— создание условий для концентрации материальных, финансовых, людских и прочих ресурсов с целью их сосредоточения на важнейших направлениях производства;
— создание условий для максимального сокращения вывоза сырой нефти с соответствующим увеличением экспорта нефтепродуктов.
Уже создание первых компаний подтвердило эффективность этой идеи, за исключением третьего пункта.
В последнее время набирает популярность принцип аутсорсинга. Когда используется сторонняя организация для выполнения каких либо функций внутри компании. Например аутсорсинг курьеров outsourcing-kadrov.ru/kurer-peshij, помогает оптимизировать расходы организации, а также избежать высоких трат, улучшить финансовую отчетность, повысить уровень сервиса и сэкономить на управленческом персонале.
Первые нефтяные компании были созданы на базе сибирских объединений:
1. НК «Лукойл» была создана на базе трех производственных объединений: «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз». В состав этой нефтяной компании вошли также территориальные управления «Урайнефтепродукт», «Когалымнефтепродукт» и т.д. Позднее в состав нефтяной компании вошли нефтеперерабатывающие заводы в Перми, Волгограде и Ухте. В настоящее время эта нефтяная компания является крупнейшей в России и входит в первую десятку мира. Объем добычи нефти на территории России – свыше 70 млн. тонн в год.
2. НК «Юкос». Сформирована на базе объединений «Юганскнефтегаз», «Куйбышеворгсинтез». Сюда также вошел и «Самаранефтепродукт».
3. «Сургутнефтегаз». Она была создана на базе одноименного производственного объединения и нефтеперерабатывающего завода в г. Кириши. Объем добычи нефти, как и у компании «Юкос», приближается к 40 млн. тонн в год.
В число прочих крупных нефтяных компаний входят следующие: Тюменская НК, НК «Сибнефть», «Татнефть». «Башнефть», «Роснефть» и др.
Практика деятельности нефтяных компаний за 10 лет показала эффективность крупных НК и нежизнеспособность небольших компаний.
Особенности развития нефтяных компанефтяных компанийний на современном этапе:
1. В состав НК стали добровольно входить производственные объединения Европейской части России («Пермьнефть», «Самаранефтегаз», «Саратовнефтегаз»).
2. В состав НК стали входить крупные геологоразведочные объединения («Архангельскнефтегазгеология», «Енисейнефтегазгеология», «Обьнефте-газгеология»).
3. Ряд НК вышли за рубеж (например, НК «Лукойл» в настоящее время работает в Египте, Литве, Болгарии, Азербайджане, Казахстане, США и т.д.).
4. Происходит процесс слияния нефтяных и банковских капиталов. Ряд банков России приобрели сначала небольшие пакеты, а потом и контрольные пакеты акций некоторых НК. Это дало им право войти в состав совета директоров НК, а затем, в ряде случаев, и возглавить компании. Например, НК «Юкос» возглавляет банкир М. Ходорковский; НК «Сибнефть» – банкир Е. Швидлер; Тюменскую НК – финансист С. Кукес и т.д.
5. Ряд российских НК заключает договора о совместной деятельности с крупными зарубежными фирмами «Бритиш Петролеум», АМОКО, КОНОКО и т.д.
6. Заключают договора о совместной деятельности такие крупные Российские компании, как РАО «Газпром» и НК «Лукойл», которые намерены совместно работать на суше и шельфе Тимано-Печоры.
7. Процесс поглощения мелких НК крупными ускорился («Лукойл» поглотил «КомиТЭК»; «Восточная» НК (Томск) поглощена НК «Юкос»).
В настоящее время, по данным за 1999-2000 год, объемы добычи нефти в разрезе НК, представлены ниже.
Как бороться и выжить независимой АЗС против АЗС ВИНК?
«Письмо позвало в дорогу», была раньше в газетах такая рубрика. Ниже письмо от читателя, который затронул важную тему, поэтому мой ответ публичный.
Здравствуйте Александр!
Я из города Магнитогорск (Челябинская обл.) и работаю можно сказать в семейном бизнесе. Почему можно сказать в семейном бизнесе — потому что я единственный учредитель в наших ООО. И вот уже 22 года как я в этом бизнесе АЗС.
Мы две независимые от ВИНК маленькие АЗС. У меня к Вам такой вопрос: Как бороться и как выжить в этой конкурентной борьбе с сетями АЗС ВИНК, таким маленьким как мы.
Просто везде в СМИ, по телевизору, в газетах, в выпусках новостей, нашим гражданам, автолюбителям постоянно рассказывают, что Мы независимые, мы их обманываем, продаем под видом бензина извините, ослиную мочу, недоливаем топлива и прочее, и прочее, и прочее. И что нужно заправлять свой автомобиль только на АЗС ВИНК, на Больших Брендовых Гигантах! Тем самым убивая наш бизнес, МАЛЫЙ бизнес, на корню! И вот как нам Выживать, как Бороться и Вернуть Клиентов. Это мои дети (АЗС), которым я отдал 22 года своей жизни, и больше у меня нет ни каких других бизнесов. ВОТ СКАЖИТЕ АЛЕКСАНДР, дайте совет, подскажите, Пожалуйста, КАК ВЫЖИТЬ. Или смириться с тем что нас Убьют гиганты и нет будущего у независимых, маленьких АЗС.
С Уважением, Станислав.
Станислав, добрый день!
Большое спасибо за ваше обращение – живой, эмоциональный и очень интересный посыл. Актуальный. Мы часто говорим о малом и среднем бизнесе, и вот, малая компания из нашего сегмента «заговорила» в ответ.
Во-первых, в вашем случае «мои года – мое богатство» стоит воспринимать буквально. 22 года на рынке — это свидетельство того, что вы способны выживать и развиваться в самых непростых условиях, в том числе в пресловутые «лихие 90-ые» и кризис 2008/09 годов. Опирайтесь на свой опыт, прежде всего. Мне кажется, вы не тот человек, который может растеряться и запаниковать. Как говорилось в одном фильме «Ну всё, теперь бояться поздно».
Во-вторых, используйте свою локальность и небольшие размеры как преимущество. Недавно на конференции крупный чиновник большого банка рассказывал историю, как провально открылся один крупный продуктовый ритейлер в микрорайоне Москвы. Компания не учла сильные позиции магазина, который открыл один из местных жителей, бывший учитель, которого знает весь район. Человек интересный, «культовый» — в итоге, отовариваться все ходят к нему, несмотря на скромный ассортимент и относительную «непродвинутость» магазина. Сарафанное радио никто не отменял, и ВИНКи имеют определенные уязвимости, на которых можно сыграть. Узнайте у водителей, кто на что жалуется при посещении АЗС ВИНК, и наоборот, нужно четко понимать их сильные места – противника нужно уважать.
В-третьих, займитесь пиаром: наверняка существуют программы поддержки и развития малого бизнеса на уровне местной администрации. Запустите волну «Маленькое АЗС изо всех сил пытается сохранить уникальный опыт 22 лет работы для вас, ВИНКи убивают малый бизнес». Больше драмы. Наверняка, найдутся те, кто (по своим причинам) поддержит вас в этом противостоянии, на уровне властей, СМИ, общественники. Почему нет? Собственно, ваше обращение здесь – первый шаг в этом направлении.
Попробуйте возможности Сети далее, есть много площадок – можно начать вести блог, стать известным, примеров – полно. Помогите тем, кто слабее вас: возможностей для этого сегодня очень много – приюты для животных, детдома, больницы – организовать на АЗС пункт сбора вещей или средств довольно просто. Резонанс может стать довольно масштабным: хороший повод подружиться со СМИ, и т.д.
В любом случае – даже самый вкусный торт невозможно съесть сразу и целиком, его разрезают и едят по кусочкам. С делами то же самое: если не можешь сразу сделать большое дело, раздели его на маленькие и делай шаг за шагом. Возвращаемся к нетопливным бизнесам на АЗС: многофункциональность станции — важнейшее условие ее развития сегодня, чем ВИНКи и берут. Как вариант — готовьте вкусный кофе, точно будет хорошо. Подчеркиваю. ВКУСНЫЙ кофе.
Изучайте своих покупателей, особенно постоянных – эти наблюдения обязательно наведут на мысли, как стать лучше.
Бензин при сопоставимом качестве обладает абсолютно эластичным спросом. Держите цены на топливо ниже цен местных ВИНК и при этом не скрывайте источники его приобретения. В этом случае разница в 10 копеек даст Вам преимущество перед АЗС ВИНК с равнозначной локацией, а разница в 30-50 копеек позволит выиграть борьбу за клиента перед АЗС с локацией лучшей, чем у Ваших заправок…
Завершая, нужно признаться: как обустроить всю Россию, не знаю, но в эффективности системного подхода к поставленным задачам практика пока усомниться не давала.
«Это разумный компромисс»: глава Российского топливного союза об уступке независимым АЗС
Независимые АЗС и Федеральная антимонопольная служба добились изменения формулировки в условиях соглашения правительства РФ с нефтяниками о заморозке цен на топливо, которое было заключено сторонами в начале ноября.
ВИНК имеют преимущество над независимыми АЗС
Теперь независимым АЗС, т.е. компаниям, которые продают бензин на рынке, но не разрабатывают нефтяные месторождения и не имеют нефтеперерабатывающих заводов, было разрешено поднять цены на 4 процента по сравнению с так называемыми ВИНК.
Под аббревиатурой ВИНК скрывается определение «вертикально интегрированные нефтяные компании». Это «Лукойл», «Роснефть», «Газпром-нефть», «Сургтунефтегаз» и некоторые другие. Они все между собой различаются, но имеют один общий признак, а именно деятельность по всей цепочке производственного процесса топлива – от геологоразведки, добычи и переработки до продажи бензина конечному потребителю.
В результате, данные структуры без особых проблем могут снижать свою маржу на конечной продаже топлива потребителю, что не могут делать частные АЗС, которые не производят, а перепродают топливо и за счет этого ведут свою коммерческую деятельность.
Эту проблему государство вынуждено учитывать по той причине, что на сегодняшний день из 25 тысяч АЗС где-то 60 процентов составляют независимые поставщики. И несмотря на то, что что они суммарно продают только 30 процентов топлива, такие АЗС работают во многих местах, где нет ВИНК. Соответственно, от существования независимых АЗС завысит эффективность покрытия топливного рынка РФ.
По независимым АЗС в России есть вопросы
В то же время, нельзя забывать и про известные и объективные претензии к независимым российским АЗС.
Например, через них идет рынок «левого» топлива в России – это такие бензин и дизельное топливо, которые либо произведены без какого-либо официального учета и, соответственно, без необходимой уплаты налогов, либо это просто кустарный продукт. Такое производство процветает в некоторых российских регионах, где его доля по приблизительной оценке переваливает за 20 процентов от общего оборота.
На самом деле, некоторые независимые АЗС торговали левым бензином и когда ситуация на топливном рынке в России был нормальной, т.е. когда все российские АЗС имели гарантированную маржу в 10 процентов и выше, но сейчас здесь ситуация изменилась.
Благодаря текущей политике правительства РФ, направленной на снижение средних цен на бензин в стране, прибыль АЗС упала, и теперь ее им просто не хватает на покрытие своей коммерческой деятельности, вследствие чего, у нас и был достигнут данный компромисс.
Другой вопрос, что это все свидетельствует о том, что нам надо корректировать российский рынок АЗС. Во-первых, в виде полного исключения какой-либо «левой» торговли, а, во-вторых, в сторону современной западной модели, где продажа бензина на АЗС составляет 70 процентов их оборота. Это, конечно, сложно, но ведь только в России стоимость товаров на АЗС в три раза дороже, чем в магазине.
Перед нами необходимый компромисс
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заметил, что здесь нельзя говорить о каком-либо разрешении, поскольку в нашей стране розничные цены на бензин имеют рыночную природу и не регулируются государством.
Все это говорит о том, что данное решение отражает ситуацию на рынке и является компромиссом, который был сделан для того, чтобы обеспечить эффективную работу российского топливного рынка и учесть интересы всех заинтересованных сторон.
Россия продолжает бороться с необоснованными ценами на бензин
По словам Евгения Александровича, в контексте высоких оптовых и низких розничных цен ВИНК у независимых АЗС возникает ситуация, когда маржинальная доходность от розничной продажи бензина ниже понесенных в данном процессе затрат.
По этой причине, как замечает эксперт, практически во всех регионах розничные цены на бензин на независимых заправках выше, чем цены у ВИНК. В результате, и возникло данное соглашение, которое базируется на тезисе, что если независимый поставщик держит цены на 4 процента выше, чем ВИНК, и может это обосновать, то пусть работает, а если нет, то к нему могут возникнуть серьезные вопросы.
Поэтому, как отмечает Евгений Александрович, никто никому здесь ничего не разрешал – просто существует разъяснение, что если независимая АЗС держит цены выше четырех процентов, чем на местном бензиновом рынке, то она должна это обосновать.