виниловые пластинки lp и 2lp что это
Виниловые пластинки lp и 2lp что это
Много пластинок красивых и разных…
Виниловые пластинки могут отличаться по различным критериям: и по цвету, и по своей форме (бывает фигурный винил, а также диски геометрических форм), по формату и размеру…
О дюймах
Все вы, наверное, в курсе, что существуют диски таких форматов, как 7″ (дюймов), 10″ (дюймов) и 12″ (дюймов).
Так вот 10″-ти дюймовые пластинки являются своего рода «динозаврами» виниловой эпохи. К ним, как правило, причисляют все патефонные пластинки на 78 оборотов. Такие диски содержали всего лишь 2-3 минуты звука на каждой стороне, и не более того.
Вслед за этим форматом последовал 7″-ми и 12″-ти дюймовый винил. Каждый из этих вариантов был разработан конкретной звукозаписывающей компанией, преследующей свои конкретные цели.
Например, миссия 7″-ми дюймов заключалась в том, чтобы при самых минимальных размерах винила сохранить лучшее качество звучания. Поэтому, такие пластинки, созданные на 45 оборотах в минуту, содержали столько же композиций, сколько и их 78-оборотные собратья в 10″-ть дюймов.
Так и повелось, что 7″-ми дюймовые диски становились синглами с 3-х минутными композициями на каждой из сторон винила. Это стало общепринятым мировым стандартом.
7″-дюймовые диски стали стандартом качества и просто нормальным явлением в звукозаписывающей индустрии. Но ведь всегда найдется исключение даже из самого твердого правила, правда? И таким вот исключением стала фирма «Мелодия»…
Любопытно, что с тех самых эпохальных времен битв виниловых форматов семидюймовые диски также производились и с более крупным отверстием по центру. Такой вид пластинок использовался в jukebox (музыкальных автоматах). Для такого винила применялся переходник круглой формы, который, как правило, производитель импортной «вертушки» бесплатно прилагал к комплекту вместе с проигрывателем.
На сегодняшний день семидюймовые пластинки тиражируются с отверстием обычного, стандартизированного диаметра, или в виниле имеется специальная вставка, которую можно легко вытащить и тем самым получить более крупное отверстие в диске.
Что касается 12″- ти дюймовых виниловых дисков, то они стали производиться в силу потребности издания релизов с итоговым временем звучания обеих сторон 40 минут (из расчета по 20 минут на каждую сторону). Так на свет появился главный конкурент магнитной ленты.
Позднее стали издаваться 12″-ти дюймовые синглы с 2-3 треками как на 45 оборотах, так и на 33. По большому счету, это были те же самые 7″-ми дюймовые виниловые диски, но с более качественным саундом. Причиной повышения уровня звучания являлся размер диска. Он позволял делать бороздки с записью максимально широкими и с большей продолжительности звучания.
Цвет и форма
На самом деле цвет может быть любым. Абсолютно. Но эксперты полагают, что выбор цвета может сказываться на качестве звучания, на износостойкости винила и его долговечности. Мы, кстати, как-то рассказывали об этом в одной из наших сентябрьских статей. Там данный вопрос разбирается подробно и тщательно.
Кроме того, в природе существуют и picture disc, которые подчас является истинным шедевром дизайнерской мысли и ее художественного воплощения.
Оказывается, что на этапе становления и начала развития «виниловой культуры» прослушивания музыки планировалось ввести цветовую маркировку пластинок по жанрам и направлениям. Но об этом вскоре забыли. Жаль. Это было бы, наверняка, интересно для коллекционеров и аудиофилов.
Обороты
33 оборота обуславливают более объемную по продолжительности запись. А вот звучание при этом сокращает свое качество, к сожалению. Но не сильно. Новичек-виниломан, например, точно не поймет разницы. А вот аудиофил поопытнее услышит ее сразу. К тому же, он знает, что из-за узких бороздок такой пластинки, винил больше подвержен деформации, чем диски других форматов.
На данный момент винил в 33 оборота используется обычно для издания «увесистых» альбомов, ведь на носителе иного формата всю музыку уже не уместишь.
Мудрые издатели, чтобы избежать сокращения качества звучания на виниле в 33 оборота, поступают следующим образом: они печатают альбом группы/исполнителя не на 1-ой пластинке, а на нескольких (2-х или 3-х). Так делают в ситуациях, к примеру, когда релиз имеет большую значимость и при этом очень большую продолжительность, а также огромное количество треков. Благодаря этому, удается сохранить и достойное качество саунда и уместить все необходимые треки в одном издании.
EP и синглы
Время записи
Касательно количество минут, записанных на каждой стороне винила, можно сказать так: это зависит от длительности трека, от частотного диапазона, от громкости трека, от скорости записи (33 или 45), а также от наличия разных стереоэффектов и их технической сложности.
Чем шире бороздки пластинки и больше скорость ее записи, тем громче будет казаться звук, а диск будет более устойчив к разным внешнем воздействиям (к вибрациям, например).
Что это значит? Разъясняем самые распространенные термины из мира винила
Когда речь заходит об узкоспециализированных областях, к которым как раз и относится грамзапись, знакомые слова порой приобретают новое значение. А некоторые приходится слышать впервые. Заглядывайте в этот глоссарий, когда встретите что-то непонятное в статьях о виниловых дисках и проигрывателях для них. Или лучше добавьте страницу в закладки.
Сохранить и прочитать потом —
180 GR. Данная пометка указывает на увеличенную по сравнению со стандартной массу грампластинки. Диски таких изданий эффективно противостоят паразитным резонансам в виниловом тракте и более долговечны.
7” (45-ка, сингл). Формат маленькой пластинки, каждая сторона которой содержит одну песню. Скорость воспроизведения таких синглов, как правило, составляет 45 об/мин.
Belt drive (пассиковый привод). Способ передачи вращения от электродвигателя на опорный диск с помощью гибкого замкнутого ремня. Его материалом может быть резина, синтетическая или металлическая нить.
Color vinyl (цветной винил). Специальные издания грампластинок для коллекционеров, в виниловую массу которых вместо сажи добавляются красители – красный, зеленый, синий и т.п.
Direct drive (прямой привод). Способ непосредственной передачи вращения оси электродвигателя на опорный диск.
LP (лонг-плей, англ. long play). Буквально: «долгоиграющая пластинка» диаметром 30 см для воспроизведения на скорости 33,3 об/мин. В настоящее время является стандартом для издания музыкального альбома на виниле.
MC (moving coil). Картридж/звукосниматель, в основе работы которого лежит подвижная катушка. Считается, что из-за уменьшенной массы магнитной системы он более чуткий и «певучий», чем ММ-вариант, но уровень выходного сигнала у такой конструкции намного ниже, и он нуждается в качественном усилении.
ММ (moving magnet). Картридж/звукосниматель, в основе работы которого лежит подвижный магнит. Самый распространенный вариант головки звукоснимателя для виниловых пластинок.
Picture disc. Специальные издания грампластинок для коллекционеров с нанесенными на их рабочие поверхности изображениями обложек либо других картинок.
RIAA (кривая RIAA). На грампластинке невозможно зафиксировать низкочастотный сигнал с большой амплитудой колебаний. Чтобы обойти это ограничение, используется предварительная эквализация басов на рекордере мастер-диска. Во время воспроизведения пластинки с помощью фонокорректора выполняется эквализация «в обратную сторону» для восстановления исходного спектра сигнала. Форма кривой амплитудно-частотной коррекции и описывается стандартом RIAA, который охватывает все виниловые издания, начиная с 1950-х годов.
VTA (Vertical Tracking Angle, вертикальный угол слежения). Представляет собой угол между кантеливером (иглодержателем) и плоскостью пластинки. От корректности этого показателя зависит величина интермодуляционных искажений. Поскольку толщина виниловой массы и высота картриджа могут различаться, у ряда тонармов предусмотрена регулировка VTA.
Адаптер 45 RPM. Многие синглы прошлых лет выпускались с большими посадочными отверстиями для проигрывания в музыкальных автоматах. Чтобы надежно закрепить такую пластинку на домашней вертушке, необходим переходник в виде шайбы с традиционным отверстием под шпиндель опорного диска.
Азимут. Угол между иглой звукоснимателя и поверхностью винила, который в идеале должен прямым, то есть составлять 90 градусов. Это необходимо для параллельности граней иглы и канавок на пластинке. Неправильный азимут ведет к уменьшению площади поверхности соприкосновения иглы и звуковой дорожки (то есть к ухудшению звучания) и неравномерному износу грампластинки.
Антискейтинг. При движении иглы звукоснимателя из-за центростремительной силы давление на внутреннюю и внешнюю стенку канавки грампластинки становится неравномерным, что ведет к дисбалансу каналов и росту искажений в одном из них. Для борьбы с этим явлением в тонармах применяются компенсаторы скатывающей силы. Они создают обратное усилие, поворачивающее тонарм от центра пластинки. Для этого используются дополнительные грузы, закрепленные на нити, спиральные пружины и однополюсные пары магнитов.
Весы. Инструмент, который показывает подлинную величину прижимной силы тонарма с иглой.
Выходное напряжение (чувствительность) картриджа. Уровень сигнала в милливольтах (мВ), генерируемого магнитной системой фонокартриджа при считывании записи с грампластинки. Для ММ-головок этот показатель составляет 4–6 мВ. У МС-картриджей чувствительность гораздо ниже – начинаясь с 0,1 мВ, она достигает лишь 2,5 мB у моделей с самыми большими катушками.
Емкость нагрузки. Паспортная величина в спецификациях картриджа, которая определяет минимальное значение емкости на входе фонокорректора.
Заход (overhang, свес). Выступание иглы за центр шпинделя в крайнем положении тонарма. Чтобы тонарм имел минимальную угловую ошибку в различных точках пластинки, значение свеса иглы должно соответствовать паспортному.
Кантилевер (иглодержатель). Представляет собой маленький рычаг из низкорезонансного материала (соединения на основе бора, титана, углерода и др.), к которому крепится игла. Через кантилевер в магнитную систему передаются колебания иглы, вызванные движением по канавке грампластинки.
Импеданс (сопротивление) нагрузки. Паспортный параметр в спецификациях картриджа, который определяет минимальное значение сопротивления на входе фонокорректора. Для ММ-головок обычно составляет 47 кОм. Для МС-моделей эта величина может быть разной, например 100 Ом, и требует возможности подстройки на входе фонокорректора.
Клэмп (прижим для виниловых пластинок). Груз, устанавливаемый на шпиндель поверх пластинки для ее более плотной сцепки с опорным диском и наращивания общей инерционной массы. Единых правил применения клэмпа не существует – все зависит от конструкции стола и, скорее, подбирается опытным путем на слух. Слишком тяжелый клэмп представляет собой вредную нагрузку на подшипник двигателя и может деформировать пластинку по центру. Клэмпы также бывают цангового типа с точной регулировкой давления.
Мат. Специальная прокладка между опорным диском и грампластинкой, предназначенная для ее изоляции от механической системы проигрывателя. Изготавливаются маты из резины, пробкового дерева, кожи, войлока и т.п.
Прижимное усилие. Значение веса в граммах-силы, с которым игла картриджа давит на поверхность пластинки.
Противовес тонарма. Проградуированная шайба с резьбой, закрепленная на конце тонарма и позволяющая изменять прижимное усилие на иглу.
Слипмат. Часто мат и слипмат путают между собой, хотя это противоположные по назначению аксессуары. Если традиционный мат препятствует проскальзыванию пластинки, то слипмат диджеи используют во время манипуляций с дисками, чтобы быстро и легко проворачивать их вперед-назад.
Стол, шасси. Общее название конструкции привода и станины проигрывателя винила за вычетом тонарма.
Субдиск. Диск малого диаметра, который связан пассиком с двигателем. На него устанавливается опорный диск с грампластинкой.
Тонарм. Механический рычаг, который обеспечивает движение иглы по звуковым канавкам. Тонармы бывают прямые, S-образные и тангенциальные; они изготавливаются из различных материалов – стали, алюминия, углерода и т.д.
Трекинг. Паспортная величина максимальной амплитуды в микрометрах, с которой игла в канавке может перемещаться до достижения порогового значения искажений.
Уровень (level). Измерительный инструмент в виде прозрачной колбы с жидкостью и пузырьком в ней. Применяется для оценки параллельности плоскости, на которой установлен проигрыватель винила, и его стола, а также при настройке параллельности шелла и грампластинки.
Шаблон. Семейство инструментов для настройки оптимального положения иглы в канавке. К нему относятся схемы с нулевыми точками, призмы с градуировкой и т.п.
Шелл (держатель звукоснимателя). Узел на тонарме для крепления картриджа. Шеллы бывают съемные и несъемные, с различными способами крепления картриджа. Вес шелла с крепежом следует учитывать при расчете резонансной частоты системы игла-тонарм.
Эффективная длина тонарма. Расстояние от вертикальной оси вращения тонарма до иглы. Стандартные величины этого параметра начинаются от восьми и достигают 12 дюймов. Чем больше эффективная длина, тем меньше угловая ошибка считывания у иглы в различных частях пластинки.
Эффективная масса тонарма. Инерционная масса тонарма, паспортная величина, которая приводится производителем и используется при расчете сочетаемости с картриджем определенной динамической податливости.
Виниловые пластинки lp и 2lp что это
Появление формата
Его изобрела американская компания RCA. Синглом (SP или Single Play) называли грампластинку, на каждой стороне которой была всего одна музыкальная композиция и ремиксы. Традиционным форматом стала пластинка 18 см (7 дюймов) со скоростью вращения 45 оборотов в минуту. Самым продаваемым синглом являлась песня «White Christmas» Бинга Кросби.
С развитием диско у синглов появился новый формат — 30 см (12 дюймов). Это позволило не только увеличить продолжительность композиций, что критически важно для танцевальных жанров, но и повысить качество звука. Первым «макси-синглом» — так их называли, чтобы отличать от традиционных пластинок — был ремикс на «Ten Percent» группы Double Exposure. Однако радиостанции не могли крутить макси-синглы, поэтому многие стали выпускать песни в двух форматах: полном (на пластинке 30 см) и урезанном (на 18 см). Так кстати появился radio edit.
Что сейчас
Виниловый LP оставался эталоном альбомной записи вплоть до начала 80-х, когда его сменили кассеты, а затем и CD-диски. Однако, начиная с 2007 года виниловые пластинки переживают ренессанс. Помимо стриминга, винил — это единственный формат выпуска альбомов, показывающий ежегодный непрерывный рост продаж.
В digital-пространстве LP — это полноценный альбом, состоящий в среднем из 10-15 треков, с индивидуальной обложкой, большим промо, нескольким синглами и клипами на них. Как правило, это высокобюджетный проект, доступный скорее для уже состоявшихся артистов с большим музыкальным бэкграундом, в виде ранее выпущенных синглов и EP. Сейчас, в эпоху быстрого потребления, LP является наименее популярным и финансово выгодным форматом выпуска музыки.
Зачем был нужен
В первую очередь, формат EP создали, чтобы дублировать долгоиграющие пластинки для тех меломанов, чьи проигрыватели еще не могли воспроизводить звук при скорости 33⅓ об/мин. Для дублирования полноценного альбома в формате EP, его приходилось выпускать в двух-трех частях. В 1957 году Billboard даже выделил специальный хит-парад мини-альбомов, который, однако, спустя три года перестал существовать.
С активным распространением долгоиграющих пластинок, влияние мини-альбомов уменьшилось: лейблы стали выделять их как краткое обозрение готовящегося к выпуску полноценного альбома и прозвали «сэмплерами» (album sampler). В 60-х выпуск EP как полноценного самостоятельного мини-альбома был скорее исключением для артиста, чем стандартной практикой. Одним из таких ярких исключений стал EP «Magical Mystery Tour» The Beatles (1967 год), вышедший в формате двух пластинок с эксклюзивными песнями и 32-страничным буклетом.
Виниловые пластинки lp и 2lp что это
7” – Seven Inch Single – пластинка диаметром 7 дюймов с записанными на ней 2 композициями. Называться может по-разному – сингл, сорокапятка, семидюймовка, семерка и т.д. На заре музыкальной индустрии синглы были 78-ми оборотными, затем на рубеже 40-50-х стали 45-ти оборотными, таковыми они и известны до сих пор. Иногда встречаются 33-х оборотные, но их гораздо меньше. Сингл содержит 2 трека: основная, заглавная вещь – A-side, и второстепенная, зачастую “не альбомная” (или т.н. “non-album track”) – В-side. Сам по себе сингл был очень удачным коммерческим носителем, поскольку в период самого расцвета сорокапяток – 50-60-е – выходило гораздо меньше альбомов, чем в последующие годы. Кроме того, сорокапятки всегда были на порядок дешевле и доступнее долгоиграющих пластинок, которые порой стоили в три-четыре раза дороже – до двух фунтов вместо десяти-пятнадцати шиллингов (в 50-е).
6” – Six Inch Single – обычный сингл, но вышедший на формате 6 дюймов и нечасто встречающийся. Содержит те же композиции, что и семидюймовое издание. Бывает как в обложке, так и без нее, и может иметь несколько отличный лейбл. Особого смысла в издании синглов в подобной форме нет, и такие релизы можно рассматривать, как попытку заставить коллекционеров и покупателей раскошелиться в очередной раз.
10” – Ten Inch Single – обычный сингл, но вышедший на формате 10 дюймов. Может содержать на одну композицию больше, чем семидюймовое издание. Бывает как в обложке, так и без нее. Особого смысла в издании синглов в подобной форме также нет, и данный формат можно также рассматривать, как попытку заставить публику выложить в очередной раз свои деньги на прилавок.
12” – Twelve Inch Single – двенадцатидюймовые синглы получили распространение во второй половине 70-х, с появлением диско-музыки. Самые первые макси-синглы часто не имели обложек, однако, с начала 80-х, большинство двенадцатидюймовок выходило в собственных конвертах “с картинками”, благодаря чему они и нашли свое место во многих коллекциях. Cинглы-двенадцатидюймовки бывают двух видов: просто Single и Maxi Single. Если первый является фактически тем же, что и обычная семерка (только больше размером), то второй содержит дополнительный ремикс на заглавную вещь, а иногда и сам ремикс вместо оригинала. Обычно Maxi-Singles содержат от трех до пяти треков, это могут быть несколько ремиксов плюс одна-две второстепенных вещи.
78 RPM (Seventy Eights) – пластинки на 78 оборотов, для большинства коллекционеров подобные экземпляры представляют достаточно малый интерес. Во-первых, изготовленные из шеллака, они очень ломкие; во-вторых, проигрывать их сейчас проблематично с технической точки зрения; в-третьих, большинство таких пластинок содержит материал “до рок-н-ролльной” эпохи, которая представляет интерес для узкого числа специалистов. Как ни странно, но 78-ми оборотные пластинки не представляют собой большую редкость и малое их число коллекционно. Эквивалентные сорокапятки эпохи рока пользуются большим спросом, нежели чем их 78-ми оборотные аналоги (стоят они, как правило, четверть-половину суммы от стоимости эквивалентной семи дюймовки).
EP – Extended Play – этот формат был очень популярен в Европе в середине 60-х, в особенности во Франции. На пластинку 7 дюймов “нарезалось” от 3 до 6 композиций (как правило 4). Пластинка обязательно сопровождалась глянцевой “твердой” обложкой с картинками. Подобные издания стоят сейчас у коллекционеров немалых денег, а в каталогах идут отдельной строкой. Со временем понятие ЕР расширилось, и теперь под ним также подразумевают пластинку 12 (реже 10) дюймов, на которой записано до 6-7 композиций на скорости 45 об/мин. Обычно такие ЕР представляют собой компиляцию новых и ранее изданных (на синглах, например) вещей. Если все композиции новые, то может именоваться как mini-LP.
LP – Long Play – “долгоиграющая пластинка” или альбом. LP печатаются на виниле диаметром 12 дюймов (реже 10) и время их звучания в среднем составляет около 40 минут. Такие пластинки появились на свет благодаря переходу в начале 50-х на скорость 33 1/3 об/мин. На одну сторону двенадцатидюймовой пластинки стало возможным записывать 20-25 минут музыки. Результат получил название “long play” и со временем LP стали одним из самых популярных видов музыкальных носителей. После окончательного воцарения компакт-диска на рынке записей этот формат изрядно сдал свои позиции, но не умер.
Autographs – к сожалению, автографы являются той самой “ахиллесовой пятой”, которую проще всего подделать. По этой причине автографированные копии пластинок стоят “чисто символически” больше, чем обычное неподписанное издание. Особенно в тех случаях, если речь идет о современном, активно концертирующем исполнителе, не мировой величины. С автографами “звезд” дело обстоит иначе. Цена многих редких пластинок “подстегивается” наличием оригинальных автографов исполнителей. Автографы Битлз или Элвиса Пресли – частые гости на Лондонских рок-аукционах. Подлинность автографа определяется путем его сравнения с оригинальной росписью исполнителя и заверяется экспертами. Некоторые дилеры требуют представления документов и доказательств того, как автограф был получен, в особенности, если его цена особо высока. Надо заметить, что подписанные фотографии Битлз, которые рассылал фан-клуб, не были реально подписаны четверкой. Хотя Ринго Старр очень любил подобные проявления славы и иногда, ради забавы, расписывался за всех четверых сразу.
Bootlegs – бутлеги, пластинки содержащие концертный материал или “студийные пробы и отбросы”, “репетиционный мусор”. Подобные издания не дублируют какие-либо официальные релизы, их производство, в отличие от подделок, является нелегальным и держится в строжайшем секрете, поскольку оно наносит “серьезный” финансовый ущерб крупным рекорд-компаниям. Иногда сам артист может быть вовлечен в производство бутлегов, и даже получать с этого какие-то отчисления. Стоят бутлеги недешево и, без сомнения, вызывают большой интерес коллекционеров, благодаря уникальности представленного на них материала. Популярные бутлеги периодически переиздаются различными пиратами-производителями, хотя и здесь коллекционеры предпочитают “оригинальные” издания. Например, релизы фирм “Wizardo Records”, “Trade Mark Of Quality” или “Amazing Kornyphone Label”.
Colour Vinyl – цветной винил, название говорит само за себя. “Расцвечивания” удостоился каждый из возможных пластиночных форматов. Бывает всевозможных цветов, включая прозрачный (т.н. clear) и многоцветный (т.н. multicolour). Цветной винил гораздо старше, чем многие коллекционеры могут себе представить. “В цвете” выходили еще пластинки на 78 об/мин. Время от времени цветные пластинки выпускались в 50-60-х годах. Все подобные блюзовые и рок-н-ролльные релизы тех времен сейчас являются настоящими коллекционными редкостями. На цветном виниле, преимущественно красном, было также напечатано огромное количество детских пластинок, однако такие издания раритетами не являются. В 70-х использование цветного винила приняло повальный характер. “Эпидемия” дошла до такой степени, что “расцвечивание” перестало быть гарантом покупаемости и коллекционности пластинки. Ситуация сохранилась и в первой половине 80-х, хотя на рубеже 90-х цветной винил снова стал “диковинкой”. Однако в любом случае, по сравнению с обычными пластинками, цветной винил издается в основном ограниченным тиражом, ценится выше и стоит дороже.
Counterfeit (Repro) – большое количество редких пластинок подделывается и бессовестно перепродается под видом “настоящего продукта”. Временами отличить подделку очень сложно, поэтому затруднительно давать советы в данной ситуации, в особенности, если вы не видели оригинала. Обратите внимание на наличие у пластинки матричных номеров, расцветку яблока и конверта: не слишком ли новыми и яркими они выглядят, соотвествуют ли краски, указана ли информация на торце конверта. Если пластинка – коллекционная вещь и выставляется на продажу по бросовой цене, а продавец вызывает у вас подозрения, то, скорее всего, это подделка (хотя встречаются фантастические распродажи, но это другой вопрос). В последнее время на рынке появилось множество неофициальных переизданий редких пластинок 60-70-х годов. Однако их производители (преимущественно итальянцы) вносят свои изменения на конверте и лейбле, и определить подделку не представляет никакого труда.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Export – периодически крупные британские звукозаписывающие компании печатали специальные тиражи пластинок своих, “отечественных” исполнителей для их продажи за пределами Туманного Альбиона. На родине подобные релизы неизменно становились раритетами и перепродавались коллекционерами “втридорога”. От изданий дочерних компаний данной страны подобные экспортные экземпляры могли отличаться измененным оформлением, каталожными номерами и клеймом “Manufactured in Great Britain”. Например, альбомы команды Level 42, предназначенные для продажи в Японии, выходили просто без имени группы на конверте, но со специально придуманными для этого названиями. Вся причина в том, что сочетание цифр 4 и 2, произнесенное по-японски, означает слова “смерть” или “смертный”, что никак не связывалось с группой и её прямо противоположной музыкой.
Flexi Disc – гибкий диск. Такие пластинки были самыми разнообразными по цвету, но практически неизменным оставался их формат – 7 дюймов. Гибкие грампластинки появились на свет в самом начале 60-х, во Франции, в качестве звуковых иллюстраций к различного рода изданиям. Flexies были одним из самых дешевых и самых популярных музыкальных носителей, который можно было, без особых опасений за его сохранность, вложить в журнал или газету. Flexies были широко распространены как разовое (или регулярное) бесплатное звуковое приложение к различным музыкальным изданиям (журналы “Flexipop” в Англии и “Кругозор” в СССР), в частности, независимым. Как эксклюзивное издание для членов различных фан-клубов (рождественские пластинки Битлз). Как дешевые лимитированные издания независимых фирм грамзаписи. Крупные рекорд-компании использовали flexies как промо-материал, представляя будущие релизы и бесплатно прилагая их к другим пластинкам (фирма “Harvest”). Единицы гибких пластинок коллекционны. Во многих случаях, их тестовые копии, отпечатанные на обычном черном виниле, стоят в 3-4 раза дороже, чем окончательный коммерческий “гибкий” вариант!
Gold Discs – наградные диски, которые вручаются звукозаписывающей компанией аристам, чьи пластинки разошлись определенными тиражами. Различают: серебряные, золотые и платиновые диски, соответствующие определенному числу проданных копий. На самом деле, подобных наградных дисков изготовлялось гораздо больше, чем кто-нибудь может себе представить. Тем не менее, на коллекционном рынке они – “редкие гости”, и чаще всего выставляются на аукционах, нежели чем продаются за фиксированную цену. В большинстве случаев они имеют вполне “земные” цены – порядка сотен фунтов. Наиболее ценными считаются диски, врученные непосредственно самим музыкантам, но это большая редкость. Продукция компаний, предлагающих Вам сделать “Золотой Диск Вашего Любимого Артиста”, имеет малое ко всему этому отношение и вообще никак не котируется.
Interview Discs – законы о соблюдении авторских прав в Соединенном Королевстве и в Соединенных Штатах Америки не распространяются на “живое слово”. Таким образом, пластинки с записями интервью того или иного исполнителя может выпускать кто угодно и как угодно, невзирая на то, что у самого артиста может быть сейчас свой контракт. Например, компания BAKTABAK специализируется на издании подобных интервью-дисков (очень симпатично оформленных). Некоторым такие пластинки могут показаться серьезным коллекционным материалом. На самом деле, мало коллекционеров всерьез интересуются подобными изданиями, и их “коллекционная” цена практически не превышает рыночной стоимости. Исключением являются пластинки, изданные компанией артиста как “промо-материал”. Но даже в таких случаях пластинки с записями интервью редко превышают в цене промо-диски, содержащие музыку.
Matrix number – матричный номер, который имеет каждая пластинка и который находится на виниловом поле в районе сбега звуковой дорожкой, недалеко от яблока. Иногда этот номер оказывает неоценимую помощь при определении и уточнении пластинки. Большая часть номера представляет собой каталожный номер фирмы, это жизненно необходимая информация, особенно в случае тест-прессинга, когда оба лейбла пластинки могут быть абсолютно белыми. Отдельные цифры, как правило, дают информацию о “клейме”, которым печаталась пластинка. (“Matrix” – так называется сама “форма” или “лекало”, с которого делалось “клеймо”). В некоторых случаях в процессе допечатки тиража версии песен заменялись, соответственно менялся и матричный номер. Таким образом, иногда пользуясь только этой информацией можно без прослушивания идентифицировать различные версии одной и той же композиции. Теоретически, матричные номера позволяют определить первую печать тиража пластинки и более поздние издания, каталожные номера которых одинаковы.
В случае английских изданий, матричные номера штамповались машиной, а рядом могли помещаться один-два слогана или послания, нацарапанных “от руки”. В особенности этим славилась одна из первых английских независимых фирм “Stiff”. По определенным фразам, речевым оборотам и почерку этих дружеских напутствий можно также получить дополнительную информацию о пластинке. Например, о звукоинженере.
Mispressed records – если музыка, записанная на пластинке, не соответствует тому, что заявлено на конверте и лейбле, то можно с уверенностью сказать, что вы имеете дело с пластинкой-опечаткой. Это одна из самых распространенных ошибок и происходит она в тех случаях, когда фабрика-изготовитель одновременно штампует несколько различных пластинок. Отдельные партии виниловых “заготовок” могут случайно попасть не под тот пресс. Это так же справедливо для тех пластинок, одна сторона которых “правильная”, а вторая – “ошибочная”. Подобные экземпляры являются, естественно, “диковинками”, но стоят они недорого. Исключения составляют самые собираемые артисты – Битлз и некоторые другие. Опечатки характерны и для компакт-дисков – циркулирует масса компактов, звуковое содержание которых не имеет ничего общего с информацией, напечатанной на самом диске и на этикетках.
Очень часто пластинки сопровождаются лейблами правильными, но неверно наклееными. Диски могут иметь на обоих сторонах этикетку А (или В), могут быть потеряны обе этикетки, А и В могут быть перепутаны. Этикетки могут содержать грамматические опечатки или ошибочную информацию. Подобные казусы на стоимости пластинки сильно не отражаются, если отражаются вообще, хотя бы потому, что их очень просто воспроизвести на подделках. Если лейбл пластинки не попал на свое место по центру, но пластинка тем не менее играет, то такие диски являются не опечатками, а простым браком и не представляют никакой ценности.
Picture Disc (PD) – дословно “диск с картинкой”. Представляет собой одну из самых интересных разновидностей пластинок – на каждую сторону диска (или на одну из них) нанесено изображение, поверх которого “нарезаны” дорожки. Пластинки изготавливаются в 2 слоя с использованием ломкого прозрачного пластика, поэтому диски получаются толстыми, тяжелыми и недолговечными. Первое такое “колесо” увидело свет в 1933 году в Америке. Это была пластинка формата 10 дюймов на 78 об/мин, на которой была записана вещь “Cowhands Last Ride” в исполнении Jimmy Rodgers. Впоследствии было издано еще какое-то количество подобных декоративных дисков, но все они отличались неудовлетворительным качеством записи, что плохо отражалось на продажах. Первые “рок-диски с изображением” вышли на рубеже 60-70 годов. Ими стали альбомы Curved Air “Air Conditioning” и Saturnalia “Magical Love”. Качество записи было также очень плохое, поскольку фактически, это было две односторонних гибких пластинки, наклеенных на картонку с изображением. С конца 70-х, “диски с картинками” прижились и, несмотря на то, что качество записи по-прежнему прежнему уступало оригинальному черному винилу, они нашли свое место во многих коллекциях, став элементом оформления. Пик популярности Picture Discs пришелся на восьмидесятые годы, эпоху расцвета new wave. Множество новых романтиков и их современников – Billy Idol, Frankie Goes To Hollywood, The Stranglers, Thompson Twins, etc – издавалось на таких дисках, выбор был огромен. Этот носитель удостоился особого внимания со стороны металлистов – каждая уважающая себя “металлическая” команда имеет в своей дискографии несколько подобных экземпляров. Такие “колеса” можно вешать на стену, здорово смотрятся семи- и десятидюймовки, еще лучше – двенадцати, совсем потрясающе выглядит Shaped Picture Disc.
Private Pressings – пластинка, которую группа по разным причинам самостоятельно финансировала, записывала, выпускала и продавала. Подобным образом была выпущена масса синглов эпохи пост-панка. Однако в действительности под этим термином подразумевают большое количество “прогрессивных” (и тому подобных) альбомов, изданных в 70-е годы. Большинство таких изданий перепродается коллекционерами за сумасшедшие деньги. Фактически, столь высокие цены есть результат ведения дел несколькими дилерами-специалистами. По крайней мере, споры об истинной стоимости этих пластинок до сих пор ведутся. Тем не менее, коллекционеров стоит предупредить, что данная область – настоящая “русская рулетка”, в особенности, если речь идет о вложении внушительной суммы денег.
Shaped Disc – виниловый диск, имеющий своеобразную, отличную от круглой, форму. Такие пластинки встречаются самых разных форм и расцветок, в том числе и “с картинкой” (в этом случае они обозначаются как Shaped PD) и имеют определенную коллекционную ценность. Это любимый формат звукозаписывающих компаний для издания интервью. Первыми Shaped PD стала серия синглов Police, изданная в США. Синглы имели форму полицейских значков, и к ним прилагались специальные картонные коробочки. По разным причинам Shaped PD не издавались широко до 1982-83 года, но в дальнейшем выпуск подобных пластинок стал одним из самых распространенных рекламных ходов многих звукозаписывающих компаний. Подобно обычным “дискам с картинкой”, Shaped PD часто просто вешают на стены в специальных прозрачных пакетах “для красоты”. Надпись в каталогах и журналах Uncut Shaped PD означает тот же самый “диск с картинкой”, только круглый, двенадцатидюймовый, с прозрачными “необрезанными” полями и дорожками, “нарезанными” под 7 дюймов. Такие копии стоят примерно раза в 3 больше, чем окончательный, “обрезанный” вариант.
Split – пластинка, стороны которой поделены между двумя исполнителями. Бывает различных форматов – 7, 10 и 12 дюймов, а артисты обычно “сходны” по жанру. Если в 50-60-е годы такие пластинки были обычным явлением, то в наши дни они встречаются в большинстве случаев в promo-виде. Нередкое явление – тройные BBC Transcription Discs в split-варианте с двумя артистами.
Transcription Disks – эти пластинки крайне редко указываются в справочниках и каталогах, но тем не менее, являются очень раритетными и коллекционными позициями. Музыкальные программы ВВС записывались на пластинки (а впоследствии и компакт-диски) с целью их дальнейшего распространения по радиостанциям. Такие диски очень просто было использовать для радиовещания. По большому счету, практически все значимые исполнители 80-х и 90-х присутствовали на этих пластинках, имея хотя бы по одной стороне своих записей. Также широко представлены артисты 70-х, у рок-коллекционеров большой популярностью пользуются записи программы “In concert” Radio 1. К сожалению, сами ВВС не санкционируют продажу таких пластинок, также они не предоставляют никакой информации или дискографии, что значительно препятствует их продаже. Тем не менее у коллекционеров подобные релизы не задерживаются и уходят из расчета 50-60 фунтов за штуку как минимум. Исключением из правил являются самые популярные артисты. Например, пластинка Битлз “Beatles at The Beeb” была продана за 500 фунтов. Естественно, циркулирует огромное число подделок и бутлегов. Так что, если подобная вещь вдруг попадет Вам в руки, то заметим, что любой черно-белый лейбл ВВС – подделка, оригинальными цветами были зеленый с белым (или зеленый с желтым). Также подделки могут иметь “правильные” цвета самого яблока, но затертые матричные номера.
Transcription Disks – эти пластинки крайне редко указываются в справочниках и каталогах, но тем не менее, являются очень раритетными и коллекционными позициями. Музыкальные программы ВВС записывались на пластинки (а впоследствии и компакт-диски) с целью их дальнейшего распространения по радиостанциям. Такие диски очень просто было использовать для радиовещания. По большому счету, практически все значимые исполнители 80-х и 90-х присутствовали на этих пластинках, имея хотя бы по одной стороне своих записей. Также широко представлены артисты 70-х, у рок-коллекционеров большой популярностью пользуются записи программы “In concert” Radio 1. К сожалению, сами ВВС не санкционируют продажу таких пластинок, также они не предоставляют никакой информации или дискографии, что значительно препятствует их продаже. Тем не менее у коллекционеров подобные релизы не задерживаются и уходят из расчета 50-60 фунтов за штуку как минимум. Исключением из правил являются самые популярные артисты. Например, пластинка Битлз “Beatles at The Beeb” была продана за 500 фунтов. Естественно, циркулирует огромное число подделок и бутлегов. Так что, если подобная вещь вдруг попадет Вам в руки, то заметим, что любой черно-белый лейбл ВВС – подделка, оригинальными цветами были зеленый с белым (или зеленый с желтым). Также подделки могут иметь “правильные” цвета самого яблока, но затертые матричные номера.
Sleeve – конверт, в котором (естественно) хранится пластинка. Нет нужды говорить о том, что поврежденный (или отсутствующий) конверт серьезно снижает стоимость издания в целом. Главное правило: конверт отвечает половине стоимости пластинки, сам носитель – другой половине. Исключением является тот случай, когда “обычная” пластинка сопровождается “необычным” конвертом, который и “несет” на себе основную часть коллекционной стоимости. Такие случаи в каталогах отмечаются отдельно. Конверты бывают нескольких видов: art sleeve, record company sleeve, picture sleeve, die-cut sleeve.
Die-Cut Sleeve (или Cut Out Sleeve) – так называют “жесткие” конверты с отштампованными вырезами. Подобные обложки характерны для пластинок различных форматов, а сами вырезы могут быть как отштампованными под лейбл пластинки, так и являться элементами оформления конверта.
Fold Out Sleeve – обложка пластинки, выполненная без склейки отдельных частей и раскладывающаяся подобно картам укрепрайонов Генштаба. В развернутом виде такой конверт представляет из себя плакат, постер или что-то вроде того. По сути дела, это и есть плакат, в который “заворачивается” пластинка. Для семерок такая упаковка может также иметь название wrap around cover.
Gatefold Sleeve – конверт, открывающийся наподобие книги. Периодически использовался в 50-60-х годах при издании альбомов мега-звезд, чтобы придать оформлению “еще больший шик”. Примерами тому являются пластинки Элвиса “Golden Records” и “Elvis Is Back”, Синатры “Sinatra-Basie” и Битлз “Beatles For Sale”. В середине 70-х подобные развороты стали “общим местом” и превратились в необходимый элемент оформления диска. Вместе с падением интереса к прогрессивному року в конце 70-х, развороты потеряли свою актуальность и использовались в основном при издании альбомов и сборников супер-звезд. В настоящее время подобные конверты используются как для одиночных пластинок, комплектов (пластинка + постер, вкладка и.т.д.), так и для двух пластинок и различных limited edition изданий.
Inner Sleeve – внутренний конверт пластинки. Он может быть выполнен как из жесткой, так и из обычной бумаги. Обычно внутренние конверты используются в альбомах и содержат тексты вещей, фотографии и дополнительную информацию. У синглов Inner Sleeve встречаются не часто.
Insert – вкладка в пластинку. Подобно Inner Sleeve, она также может быть выполнена как из жесткой, так и из обычной бумаги. Вкладки также содержат тексты вещей, фотографии, дополнительную информацию или рекламу звукозаписывающей компании. У синглов вкладки также встречаются редко.
Picture Sleeve – дословно “конверт с картинкой”. Picture Sleeve является неотъемлемой частью пластинки, а так же своего рода маленьким произведением искусства. Подобные конверты сопровождали большинство европейских семерок (с незапамятных времен), некоторые американские синглы, а со второй половины 60-х годов они появились и в Британии. С 1978 года в Англии стало обычной практикой выпускать первые несколько тысяч копий сингла с обложкой. В этих случаях коллекционеры ищут издания с картинками и мало интересуются синглами без обложек. Конверты у одного и того же сингла в зависимости от страны могут быть разными. Также оформление конвертов может изменяться в связи с более поздним переизданием диска (например, на другом лейбле). Необходимо заметить, что особенности оформления обложек для SP, EP и LP помогают определить оригинальность издания.
Special Art Sleeve – оригинальная обложка пластинки, которая дает мизерную информацию о фирме-производителе и музыке, записанной на диске. Оформление конверта настолько минимально, что его никак нельзя назвать “picture sleeve”.