В рамках вычитки переводов английских и немецких школ и учебников по блокфлейте возник вопрос по отечественной терминологии частей блокфлейты. Дело в том, что её нету. Немецкая есть, её перевод на английский есть, а русской нету.
Недавно наконец-то смог заняться этим вопросом. Взял терминологию, которую использовали Mollenhauer с Moeck.
. пошаманил с онлайн-словарями, пошерстил форум. и вуаля ! Знакомьтесь с сырым вариантом перевода терминов:
При просмотре можете ориентироваться на картинки фирм.
На русский удалось перевести всё, но местами очень криво, особая проблема возникла с терминами частей клапана. В связи с этим прошу помощи / совета с корректировкой этого перевода.
Если сложится удачно, то можно будет запилить свой плакат с русской терминологией частей блокфлейты. __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________
Upd (13.05.2019): прикрепил отредактированный и на 97% законченный перевод терминов частей блокфлейты к посту, огромная благодарность vainamoinen за вычитку, корректировку и помощь в переводе! Файл в формате excel, «завёрнут» в архив (из-за ограничений форума по типам прикрепляемых файлов).
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо Mori за это полезное сообщение:
Немецким не владею, так что выскажу предположения относительно английских терминов.
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо vainamoinen за это полезное сообщение:
Спасибо огромное! Очень сильно подправил свой перевод на основании вашего.
Мне кажется, что тут речь именно про сам проём.
Не могу согласиться, для внешнего угла уже есть Labium angle.
Да, только сейчас обратил внимание, что там нарисован угол, спасибо. Отделил заодно немецкий термин у Moec’a в отдельный, про нижнюю поверхность лабиума, а то я его свёл с аналогичным этому немецким термином.
Не совсем понимаю, о каком отверстии идёт речь
Тут подтвердили, что thumbhole будет логично назвать октавным отверстием по аналогии с кларнетом.
Можно было бы, но везде речь идёт только о струнных.
О, вот за это просто огромное, большущее спасибо! С коромыслом и демпфером сложно, а вот остальное подкорректировал.
Я всё-таки использую понятие «звуковое» вместо «игровое», но можно использовать оба варианта, как мне кажется.
Danilin, — размеры свисткового окна; — размеры фасок в устье виндвея, верхней и нижней; — высота виндвея.
Перевёл как-то для себя основные тезисы из статьи про блокфлейты. Возможно, написано коряво, но может быть окажется полезным и в таком виде.
Формулы для блокфлейты.
Ширина виндвея на выходе равна:
Наибольший внутренний диаметр головки делим на два и прибавляем 2.5 мм. Соответственно, на барочном альте с наибольшим диаметром 19 мм, ширина виндвея на выходе будет равна 12 мм. На входе виндвей шире.
Высота виндвея равна:
Расстояние от конца блока до конца флейты делим на 2000 и прибавляем 0.83 мм. Соответственно, для альта с длиной указанной части, равной 415 мм, высота виндвея на выходе будет равна 1.04 мм. На входе виндвей выше. Громкость флейты можно немного повысить, увеличив высоту виндвея на выходе, но это отрицательно скажется на управляемости.
Длина виндвея не имеет решающего значения.
Без фасок флейта нестабильна. Со слишком большими фасками флейта слишком стабильна, из-за чего требуется прилагать большие усилия в регистрах выше первого. При этом флейта станет бедна на обертоны. Нижняя фаска всегда имеет угол 45 градусов. В половине случаев фаска имеет длину 0.7 мм (это длина участка в 45 градусов). Края фаски острые. Верхняя фаска в идеале также должна быть 45 градусов, но это возможно только в том случае, если флейта имеет стабильные нижние ноты. Если нужно повысить стабильность нижних нот, то следует делать угол 25-35 градусов. Кроме того, можно объединить два или три угла на одной фаске, если требуется увеличить ясность верхних нот. Угол в 15 градусов, сделанный только на одной трети сорокапятиградусной фаски (нижняя одна треть, если смотреть сбоку) может удалить неясность нижних нот, при полном сохранении ясности верхних. Сглаживание острых краёв фасок иногда может привести к сглаживанию незначительных шумов и неясностей звучания, но может привести к потере отзывчивости верхних нот и к менее красочному звуку. На входе виндвея также делаются небольшие фаски сверху и снизу для сглаживания воздушного потока.
Идеальный виндвей не прямой, а имеет на «потолке» и «полу» небольшие вогнутости. Эта кривизна позволяет флейте хорошо играть при набухании, а также увеличивает резонанс и красочность звука, усиливает определенные ноты. Для вогнутостей следует использовать радиусы от двух до пяти метров. Большая кривизна будет давать резкий тон, меньшая отрицательно скажется на качестве звука. Это было о продольной кривизне. Существует также поперечная кривизна виндвея. Эта кривизна положительно влияет на звук и, кроме того, создаёт небольшие «водостоки» для конденсата. Кривизна варьируется от совсем небольшой до совпадения с радиусом канала флейты. Чем больше кривизна (в разумных пределах), тем лучше звучание нижних нот. На ренессансных флейтах кривизна виндвея в два раза превышает радиус игрового канала, на барочных в три-четыре. Соответственно, ренессансные флейты обладают более сильными низами.
Нижняя часть лезвия как правило выше поверхности блока (на выходе) на 0,1 мм. Если они на одном уровне, то высокие ноты станут острыми и трудно извлекаемыми. Если лезвие выше блока более чем на 0,1 мм, то звук становится более чистым и менее интересным, но высокие ноты берутся проще. Острота лезвия может варьироваться. Острая кромка производит больше обертонов, но звук становится менее стабильным. С менее острой кромкой высокие ноты берутся с немного большими усилиями, но при этом они более стабильны. Для барочных альтов используется толщина кромки лезвия равная 0.25-0.3 мм, а для ренессансных флейт толщина кромки немногим больше половины высоты выхода виндвея. Подобно виндвею, лезвие имеет точно такое же поперечное искривление.
Расстояние от конца блока до лезвия.
Увеличение расстояния благотворно влияет на стабильность высоких нот, а уменьшение расстояния на стабильность нижних нот. При слишком большом расстоянии трудно извлекать высокие ноты.
Крутой угол лезвия не подчёркивает нижние ноты и в целом снижает высоту тона флейты. Этот эффект усиливается тем больше, чем больше толщина стенки флейты. Изменение угла стенок лезвия вместе с частью окна, прилегающей к выходу виндвея (с угла в 90 градусов на более острый) усиливает высокие ноты, но поднимает строй инструмента. На вистлах Коупленда и на органных трубах есть специальное трёхстороннее ограждение вокруг окна, имитирующее более толстую стенку и усиливающее нижние ноты.
Ломалка пропала кажется по причине судебной тяжбы против автора.
Сообщение R.Tobasko » Пн ноя 01, 2004 1:37 pm
Сообщение R.Tobasko » Пн ноя 01, 2004 1:43 pm
Сообщение trane » Пн ноя 01, 2004 3:26 pm
Сообщение Starper » Пн ноя 01, 2004 11:05 pm
Сообщение Boris_Plotnikov » Вт ноя 02, 2004 2:59 pm
Сообщение Starper » Вт ноя 02, 2004 9:04 pm
Сообщение Boris_Plotnikov » Вт ноя 02, 2004 11:07 pm
Сообщение rlabs » Ср ноя 03, 2004 1:11 am
Сообщение rlabs » Ср ноя 03, 2004 1:12 am
Сообщение Starper » Ср ноя 03, 2004 3:34 am
Сообщение chagewara » Ср ноя 03, 2004 4:18 am
Сообщение Komuso » Ср ноя 03, 2004 1:25 pm
Сообщение Komuso » Ср ноя 03, 2004 1:28 pm
Сообщение Komuso » Ср ноя 03, 2004 1:28 pm
Сообщение Komuso » Ср ноя 03, 2004 1:28 pm
Сообщение Komuso » Ср ноя 03, 2004 1:29 pm
Сообщение Komuso » Ср ноя 03, 2004 1:30 pm
Сообщение Komuso » Ср ноя 03, 2004 1:35 pm
Сообщение rlabs » Ср ноя 03, 2004 3:01 pm
Сообщение Starper » Чт ноя 04, 2004 11:48 pm
Сообщение rlabs » Чт ноя 04, 2004 11:53 pm
Сообщение AvelKM » Пт ноя 05, 2004 4:18 am
Кстати, как оказалось, в стольном граде Киеве найти ПВХ оч. трудно:( на одном из трех хоз. базаров есть аж ОДНА точка. В строительных супермаркетах их вообще нет:(
Кстати, как по-русски называется марка трубы которую «там» именуют PVC Schedule 40?
Сообщение Komuso » Пт ноя 05, 2004 11:11 am
Сообщение Komuso » Пт ноя 05, 2004 11:32 am
Для энтузиастов могу ещё дать идею:
Сообщение Starper » Пт ноя 05, 2004 4:00 pm
А какой реальный диапазон у этой дудки, и как обстоит дело с хроматикой?
Сообщение AvelKM » Пт ноя 05, 2004 6:12 pm
Сообщение Starper » Пт ноя 05, 2004 7:44 pm
очень точно регулировать высоту тона в достаточно широких пределах.
Сообщение Komuso » Сб ноя 06, 2004 5:02 am
Сообщение Komuso » Сб ноя 06, 2004 5:20 am
2 Starper Влага в сякухати собирается, поэтому приходится пропускать шнурок с грузиком и тряпочку для протирки.
Я точно не знаю состав для отливки ствола, но у Левенсона это какая-то смесь эпокситок. До мундштука можно не доводить, но тогда размеры его нужно аккуратно подогнать. Деревянные флейты покрываются лаком urushi, который имеет свойство твердеть в присутствии влаги. Это покрытие делает звук более чётким.
Сообщение Starper » Вс ноя 07, 2004 2:09 pm
Сообщение Komuso » Пн ноя 08, 2004 2:40 pm
Я пробовал играть на блокфлейте, китайской Ди, стеклянной поперечке (Hall flute), флейте американских индейцев, южноамериканской кене, пан-флейте, индейской Хопи, индийской бансури, египетской Ней и ещё нескольких инструментах. Лучше сякухати я пока ничего не нашёл. Меня она привлекает не столько звуком, сколько своими возможностями менять тембр звука от ветренно-грязного шипящего до пронзительного резкого, даже раздваивающегося на две октавы. Говорят, сякухати сочетает в себе все звуки земли (при определённом мастерстве, конечно).
Пока что переверните задом наперед блок (чтобы «крылышек» не было у окна свисткового) и двигайте легонько на окно-от окна, изыскивая положение наилучшей отзывчивости.
И, прошу прощения за то, что приходится задать вопрос, могущий показаться дурацким: хоть какой-то опыт исполнительства на духовых (в частности флейтах свистковых) имеется?
По поводу шуточек и все такоего, не переживайте я человек с юмором, сам посмеюсь. А вопрос вполне уместен. У меня отсутствует опыт игры на духовых инструментах. Я понимаю что разобраться во всем и осознать не хватит и 50ти флейт. Я просто хочу понять некие принципы работы разных частей флейты. Я пытался читать англоязычные ресурсы, но они вгоняют в еще больший мрак, нежели тот в котором я сейчас нахожусь.
Игра с фетишем не дала никаких ощутимых изминений. Извлечение нижних нот не составляет особого труда. И так же если открывать игровые отверстия по очереди, то все ноты держаться хорошо, отчетливо, чисто и громко. Но если попробовать начать извлечение ноты например сразу из 4-го отверстия то как бы я не дул, при малейшей подачи воздуха получается какой то ультразвук))))) по вашему выражаясь прыгает на октаву выше, 2-й регистр. Если я правильно читал конечно.
По поводу размеров смогу все замерить и сделать чертеж в понедельник. Флейту делал на работе. Домой взять ее нету возможности. До этого времени могу только дискутировать))