вин номера авто экспертиза
Как провести экспертизу VIN-номера автомобиля?
VIN-номер — это оригинальный код автомобиля, который состоит из 17 символов. Изначально каждый автомобиль снабжается таким номером заводом изготовителем. В дальнейшем VIN-код используется сотрудниками ГИБДД для идентификации машины, и он всегда проверяется при совершении регистрационных действий. В каких случаях может потребоваться проверка VIN-номера? Кто может ее заказать? Кто может ее провести? Во сколько она обойдется заказчику?
Когда нужна проверка VIN-кода?
Пункт 3 Приказа МВД № 1001 от 2008 года «О порядке регистрации транспортных средств» определил, что не допускается регистрация транспортных средств, где обнаружены попытки сокрытия и (или) уничтожения идентификационных номеров, а также при выявлении факта несоответствия реального VIN-кода тому, который указан в документах. В соответствии с этим экспертиза проверки идентификационного номера может быть запрошена в следующих случаях:
Самовольным исправлением может считаться любая мелочь, касающаяся идентификационного номера: замена заклепок (винтиков), которыми прикручена табличка с номером; покраска номера; оставление царапин и (или) вмятин на номере и т.д. В любом из случаев, если сотрудники ГИБДД обнаружат данный факт, они направляют транспортное средство на криминалистическую экспертизу.
Кто проводит экспертизу?
Согласно 41 статье Федерального закона № 73 от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судебно-экспертная деятельность может проводиться не государственными службами при условии, что сотрудники организации имеют достаточную базу знаний для осуществления данной деятельности. При этом сама судебно-экспертная деятельность не лицензируется, не подлежит сертификации и аккредитации. Это значит, что гражданин, желающий провести экспертизу VIN-кода транспортного средства, может обратиться как к государственным судебным экспертам, так и к независимым службам.
Как пройти процедуру и сколько это стоит?
Чаще к государственной криминалистической экспертизе водители обращаются при выдаче направления сотрудниками ГИБДД, которые либо усомнились в подлинности имеющегося VIN-номера, либо не могут его прочитать из-за коррозии. Граждане могут обратиться к государственным экспертам и по своему личному желанию. К независимым экспертам граждане обращаются только по своему личному желанию, причем, они могут обратиться к ним даже в том случае, если ГИБДД выдало направление к государственной криминалистической службе. Весь процесс обращения и прохождения экспертизы происходит следующим образом:
Перед проведением экспертизы специалист ставит перед собой задачу выяснить, является ли нынешний идентификационный номер настоящим, и если да — то восстановить все его символы. Если нет — эксперт попытается выяснить прежний VIN-номер транспортного средства, если это еще возможно. В зависимости от выбранной службы полный отчет будет готов через 2-10 дней. Как правило, быстрее управляются частные компании. Кроме того, водители часто жалуются, что государственные эксперты не берегут автомобиль и могут поцарапать его, некачественно собрать после разборки и т.д. Независимые эксперты, заботясь о своей репутации, стараются не допускать подобных нюансов. Но их услуги на порядок дороже. В таблице ниже приведены цены на такие экспертизы в нескольких организациях Москвы и Санкт-Петербурга.
Организация | Местонахождение | Стоимость, руб. | Скорость выдачи результатов |
---|---|---|---|
Общество Содействия Автомобилистам | Санкт-Петербург | 11 500 при проведении экспертизы на СТО 14 500 при проведении экспертизы с выездом к клиенту | В течение 3 рабочих дней с момента проведения экспертизы |
Региональный Центр Автотехнической Экспертизы | Филиалы есть во многих крупных городах России | До 15 000 | В течение 5 рабочих дней с момента проведения экспертизы |
Омега | Санкт-Петербург | От 15 000 | В течение 2 рабочих дней с момента проведения экспертизы |
Автокриминалист | Москва | От 20 000 | Не указано |
АвтоДиректор | Москва | 20 000 | Не указано |
При этом некоторые компании разделяют проверку VIN-номеров с устным сообщением результатов заказчику и проверку с выдачей письменного заключения, которое действительно при предъявлении его государственным органам (ГИБДД) и в суде. Так, проверка идентификационных номеров с устным сообщением результатов от компании «Омега» обойдется всего в 5 000 рублей, в то время как за письменное заключение необходимо будет доплатить еще 10 000 рублей.
Какими могут быть результаты?
Если водитель был отправлен на экспертизу сотрудниками ГИБДД, он в любом случае должен получить письменное заключение с результатами. От того, что будет указано в заключении, зависит дальнейшая судьба транспортного средства. Здесь возможно сразу 3 варианта развития событий:
Чтобы совершать регистрационные действия с автомобилем, где идентификационный номер не был заменен, водитель, помимо прочего, должен будет взять справку о не возбуждении уголовного дела, которая может быть выдана на основании заключения о проведении криминалистической экспертизы.
Заключение
Учитывая, что стоимость экспертизы с устным оглашением результата находится в районе всего 5 000 рублей, покупателям автомобиля есть определенный смысл заказывать экспертизу перед приобретением автомобиля. Проблема в том, что продавец может отказаться от такой проверки, сославшись на то, что экспертам придется разобрать транспортное средство, и нет гарантии, что они соберут его обратно должным образом.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Порядок действий при проведении экспертизы ВИН-номера автомобиля, нюансы и цена вопроса
Номер рамы автомобиля – очень важная часть системы идентификации и регистрации транспортного средства. Ряд символов, нанесенных на раму, еще называют VIN-номером или VIN-кодом. Кроме того, производители наносят такие номера и на другие элементы ТС. Этот код необходим при выполнении ряда действий, связанных с автомобилем: продажа, покупка, автострахование, заказ деталей и многое другое.
Для каждой машины VIN-номер (ВИН-номер) уникален, с его помощью возможно отследить всю историю ТС, начиная с покупки в автосалоне.
Когда нужна проверка ВИН-номера ТС?
VIN-номер подлежит проверке в следующих случаях:
Автолюбителям нужно помнить о том, что вторичный автомобильный рынок – место, где легко наткнуться на мошенников, пытающихся сбыть ворованные или конфискованные машины. Поэтому потенциальным покупателям просто необходимо подстраховаться. В ходе инспекции выясняют несоответствия между фактическими и заводскими данными, получают закодированную информацию, сведения о заводской сборке. Кроме того, покупатель получает возможность сравнить качество и реальную стоимость ТС (подробнее об оценке автомобиля можно узнать тут).
Кто проверяет раму или кузов?
Экспертизу номера осуществляют как государственные органы (судебные эксперты ГИБДД), так и частные организации. Лица, не являющиеся представителями государственной власти, и занимающиеся экспертной деятельностью, должны обладать необходимыми знаниями в данной области. Деятельность частных экспертов не лицензируется, не нуждается в обязательной аккредитации и сертифицировании.
Какой бы не был сделан выбор, каждый имеет достоинства и недостатки. Когда экспертиза номера кузова автомобиля проводится в ГИБДД, результат приходится ждать дольше, но данные считаются более точными, так как задействуют много источников информации. Независимые эксперты автомобиляделают все быстро, учитывают пожелания клиентов, сами выезжают на место, где находится ТС. Но цена услуг в несколько раз превышает стоимость работы государственных экспертов, а качество страдает из-за сжатых сроков.
Как узаконить нечитабельность/отсутствие маркировки?
Как сделать экспертизу номера рамы авто? Как его узаконить? Процедура узаконивания VIN-номера на ТС, если он отсутствует или плохо различим по разным причинам, довольно хлопотная и состоит из нескольких этапов.
Возможность привлечения частной конторы
Заказать проведение экспертизы несложно, сейчас интернет изобилует предложениями специалистов в этой области. Это удобно, так как не нужно тратить массу времени на простой в очередях отделений ГИБДД.
Обращение в межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД
Следует соблюдать следующий порядок действий:
Заявление на внесение изменений в ПТС пишется согласно Приказа МВД России от 21.12.2019 N 950. В нем указывают полное имя участка ГИБДД, данные заявителя, причины для записи изменений, все сведения об автомобиле, описывают преобразования в конструкции (если имеются), прилагают пакет документов.
Запись через Госуслуги
Какие нужны документы?
К заявлению прилагают такие документы:
Так как причины для записи изменений бывают разнообразные, могут понадобиться дополнительные документы, например, если меняется владелец, прилагается договор купли-продажи и т. д.
Процесс сверки
После приема документов и заявления инспектор и владелец автомобиля встречаются в указанное время на смотровой площадке. Проверяющий обследует автомобиль, сравнивает номер, указанный в ПТС с тем, который находится на раме (расположение VIN-номера зависит от марки и модели ТС, к тому же он должен дублироваться на лобовом стекле). Обязательно сверяются номера в свидетельстве о регистрации и ПТС.
Направление на криминалистическую экспертизу можно получить неожиданно: на техосмотре или при остановке на посту автоинспекции, если сотрудники ГИБДД не могут прочитать номер.
Вызов следователя
Удостоверившись, что номер рамы действительно отсутствует/нечитабелен, инспектор вызывает сотрудника МВД. Следователь опрашивает владельца, документирует результаты осмотра, фотографирует детали и пишет рапорт.
Позже приходит вызов явиться в отделение МВД, заявитель получает специальное отношение на проведение экспертизы. Его необходимо зарегистрировать у секретаря лично, проверить наличие всех подписей и штампов. Если предполагается, что проверить нужно только номер рамы, то это уточняется и тоже отмечается в отношении.
Исследование в МВД
На время такой проверки все документы на авто изымают. В отношении указывают время, когда водитель получит специальный талон. В талоне указана дата проверки. Во время исследования эксперты имеют право разобрать все части, мешающие рассмотреть номер. Хоть эта процедура считается бесплатной, дополнительная разборка и сборка деталей ТС оплачивается.
Далее следует ряд мероприятий, чтобы восстановить VIN-код, а потом специалист фотографирует конечный результат.
Тут возможно два исхода:
Получение заключения
Результаты получают по почте или лично в руки. В случае если проверка установила, что номер был утрачен по естественным причинам, а не из-за противозаконных действий, все результаты выдают владельцу ТС. Он получает отказ от возбуждения уголовного дела и может продолжить мероприятия для постановки на учет в МРЭО. Например, если код сгнил, то в ПТС делают соответствующую запись.
Повторное ходатайство в МРЭО
Как и ранее, следует записаться еще раз на прием (через те же Госуслуги), оплатить пошлину и с документами отправиться в МРЭО. Там пишется новое заявление и проводится повторная сверка всех данных, с принятием во внимание результатов экспертизы и отказа от возбуждения дела.
После этого заявление подписывается, сдается в окно «Прием документов», в ПТС вносят пометку, что номер рамы отсутствует. Только после этого выдают новое СТС. Вносить в него изменения нужно обязательно, в противном случае владельцу грозят штрафы и другие виды наказания.
Сроки проведения
Проведение экспертизы занимает один или два месяца. Длительность зависит от сложности и размера проводимых работ. Сотрудники ЭКУ ГИБДД обычно затягивают сроки, так как запросы на проведение данной услуги поступают постоянно и эксперты почти всегда загружены. Понятно, что независимые эксперты выполняют заказ намного быстрее, но и цена выше в разы.
Сколько стоит процедура и есть ли фиксированная цена?
В каждом случае цена экспертизы номера рамы автомобиля будет разной, она зависит от объема мероприятий, их сложности, сроков. Общая сумма состоит из таких услуг:
В зависимости от расценок выбранной организации, общая сумма иногда достигает 20 000 – 25 000 р. Многие автолюбители считают, что лучше заплатить за экспертизу, чем, к примеру, ездить на ворованной машине.
Подробнее о том, сколько стоит автоэкспертиза и от чего зависит цена услуги, можно узнать тут, а более детально про независимую экспертизу двигателя автомобиля, можно прочитать в этом материале.
Проведение экспертизы установлено законодательством для защиты прав и интересов порядочных любителей авто от аферистов. Чтобы не нести ответственность за противоправные действия, примененные к ТС прежними владельцами, необходимо довериться квалифицированным экспертам. Перечень действий, приведенный выше, должен помочь автомобилистам, и особенно новичкам, справиться с нюансами проведения независимой экспертизы автомобиля после ДТП.
Как провести экспертизу VIN-номера автомобиля?
VIN-номер — это оригинальный код автомобиля, который состоит из 17 символов. Изначально каждый автомобиль снабжается таким номером заводом изготовителем. В дальнейшем VIN-код используется сотрудниками ГИБДД для идентификации машины, и он всегда проверяется при совершении регистрационных действий. В каких случаях может потребоваться проверка VIN-номера? Кто может ее заказать? Кто может ее провести? Во сколько она обойдется заказчику?
Когда нужна проверка VIN-кода?
Пункт 3 Приказа МВД № 1001 от 2008 года «О порядке регистрации транспортных средств» определил, что не допускается регистрация транспортных средств, где обнаружены попытки сокрытия и (или) уничтожения идентификационных номеров, а также при выявлении факта несоответствия реального VIN-кода тому, который указан в документах. В соответствии с этим экспертиза проверки идентификационного номера может быть запрошена в следующих случаях:
Самовольным исправлением может считаться любая мелочь, касающаяся идентификационного номера: замена заклепок (винтиков), которыми прикручена табличка с номером; покраска номера; оставление царапин и (или) вмятин на номере и т.д. В любом из случаев, если сотрудники ГИБДД обнаружат данный факт, они направляют транспортное средство на криминалистическую экспертизу.
Кто проводит экспертизу?
Согласно 41 статье Федерального закона № 73 от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судебно-экспертная деятельность может проводиться не государственными службами при условии, что сотрудники организации имеют достаточную базу знаний для осуществления данной деятельности. При этом сама судебно-экспертная деятельность не лицензируется, не подлежит сертификации и аккредитации. Это значит, что гражданин, желающий провести экспертизу VIN-кода транспортного средства, может обратиться как к государственным судебным экспертам, так и к независимым службам.
Как пройти процедуру и сколько это стоит?
Чаще к государственной криминалистической экспертизе водители обращаются при выдаче направления сотрудниками ГИБДД, которые либо усомнились в подлинности имеющегося VIN-номера, либо не могут его прочитать из-за коррозии. Граждане могут обратиться к государственным экспертам и по своему личному желанию. К независимым экспертам граждане обращаются только по своему личному желанию, причем, они могут обратиться к ним даже в том случае, если ГИБДД выдало направление к государственной криминалистической службе. Весь процесс обращения и прохождения экспертизы происходит следующим образом:
Перед проведением экспертизы специалист ставит перед собой задачу выяснить, является ли нынешний идентификационный номер настоящим, и если да — то восстановить все его символы. Если нет — эксперт попытается выяснить прежний VIN-номер транспортного средства, если это еще возможно. В зависимости от выбранной службы полный отчет будет готов через 2-10 дней. Как правило, быстрее управляются частные компании. Кроме того, водители часто жалуются, что государственные эксперты не берегут автомобиль и могут поцарапать его, некачественно собрать после разборки и т.д. Независимые эксперты, заботясь о своей репутации, стараются не допускать подобных нюансов. Но их услуги на порядок дороже. В таблице ниже приведены цены на такие экспертизы в нескольких организациях Москвы и Санкт-Петербурга.
Организация | Местонахождение | Стоимость, руб. | Скорость выдачи результатов |
---|---|---|---|
Общество Содействия Автомобилистам | Санкт-Петербург | 11 500 при проведении экспертизы на СТО 14 500 при проведении экспертизы с выездом к клиенту | В течение 3 рабочих дней с момента проведения экспертизы |
Региональный Центр Автотехнической Экспертизы | Филиалы есть во многих крупных городах России | До 15 000 | В течение 5 рабочих дней с момента проведения экспертизы |
Омега | Санкт-Петербург | От 15 000 | В течение 2 рабочих дней с момента проведения экспертизы |
Автокриминалист | Москва | От 20 000 | Не указано |
АвтоДиректор | Москва | 20 000 | Не указано |
При этом некоторые компании разделяют проверку VIN-номеров с устным сообщением результатов заказчику и проверку с выдачей письменного заключения, которое действительно при предъявлении его государственным органам (ГИБДД) и в суде. Так, проверка идентификационных номеров с устным сообщением результатов от компании «Омега» обойдется всего в 5 000 рублей, в то время как за письменное заключение необходимо будет доплатить еще 10 000 рублей.
Какими могут быть результаты?
Если водитель был отправлен на экспертизу сотрудниками ГИБДД, он в любом случае должен получить письменное заключение с результатами. От того, что будет указано в заключении, зависит дальнейшая судьба транспортного средства. Здесь возможно сразу 3 варианта развития событий:
Чтобы совершать регистрационные действия с автомобилем, где идентификационный номер не был заменен, водитель, помимо прочего, должен будет взять справку о не возбуждении уголовного дела, которая может быть выдана на основании заключения о проведении криминалистической экспертизы.
Заключение
Учитывая, что стоимость экспертизы с устным оглашением результата находится в районе всего 5 000 рублей, покупателям автомобиля есть определенный смысл заказывать экспертизу перед приобретением автомобиля. Проблема в том, что продавец может отказаться от такой проверки, сославшись на то, что экспертам придется разобрать транспортное средство, и нет гарантии, что они соберут его обратно должным образом.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Что можно узнать об автомобиле по VIN и сколько это стоит
В объявлении о продаже машины не всегда пишут все детали.
Например, позже может выясниться, что машина была в серьезной аварии, работала в такси, за нее еще не выплатили кредит, а у последнего из пяти владельцев долги по алиментам. Чтобы не купить такой автомобиль, нужно проверять его по всем возможным базам. Автомобили в первую очередь идентифицируют по VIN или по номеру кузова — для автомобилей с японского рынка с правым рулем. Иногда проверку можно сделать прямо из дома, если номер указан в объявлении о продаже.
Бесплатные сервисы дают информацию по одному или нескольким параметрам проверки. Если собрать их все, то получится полноценная оценка автомобиля. Платные сервисы собирают все данные в одном отчете и дополняют его полезными подробностями, которые передали коммерческие компании. Например, отзывными кампаниями официальных дилеров или старыми объявлениями о продаже автомобиля с фотографиями и описаниями.
В этой статье расскажу, что такое VIN и зачем проверять по нему авто, что можно узнать об автомобиле по номеру, какие бесплатные государственные сервисы есть для проверки. Еще сравню возможности и цены популярных платных сервисов, а в конце объясню, почему к их отчетам не стоит относиться как к стопроцентной истине.
Что такое VIN
VIN — сокращение от английского Vehicle identification number — идентификационный номер транспортного средства. Он состоит из 17 цифр и букв, каждая из которых содержит информацию об автомобиле. У каждого автомобиля уникальный VIN, как отпечаток пальца у человека.
Код делится на три части:
Первая цифра или буква VIN — это географическая зона, в которой произвели автомобиль.
«Двойника Mercedes S-Class выдало только отсутствие кнопки открытия гаража». Как эксперты выявляют краденые автомобили
Около двух десятков автомобилей, у которых обнаруживаются проблемы с идентификационным номером кузова, еженедельно поступают на исследование в управление Государственного комитета судебных экспертиз по Минску. Условно их можно разделить на три группы. Во-первых, это старые машины с проржавевшим кузовом и не читающимся по какой-то причине VIN-кодом. Во-вторых, залоговые транспортные средства из России, которые обнаруживают на учете в Беларуси. А в-третьих, криминальные, с измененными номерами. Корреспонденты Onliner понаблюдали, как происходит процесс исследования «ДНК» автомобиля.
А болгарка зачем?
На площадку Государственного комитета судебных экспертиз, где проводится исследование, заезжает Peugeot 406. Хозяйка машины объясняет, что не может пройти техосмотр: кузов в том месте, где нанесен идентификационный номер, покрыт толстым слоем коррозии.
Проверить VIN-код невозможно, и в получении отметки о прохождении ТО предсказуемо отказали.
— Владельцы транспортных средств, сталкиваясь с подобными проблемами при снятии с учета в ГАИ или во время прохождения техосмотра, обращаются к нам, — комментирует главный эксперт отдела криминалистических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минску Станислав Горбунов. — Во многих случаях определить идентификационный номер все же удается.
Правда, есть одно «но»: если VIN-код не читается, то автомобиль направляют на платную экспертизу. Логика такая: транспортное средство находилось в собственности владельца, который не предпринял мер по сохранности идентификационного номера, следовательно, действия по установлению символов должны проводиться за счет хозяина машины.
«В случае, если идентификационный номер транспортного средства частично или полностью нечитаем вследствие повреждения коррозией, регистрационное подразделение осуществляет выдачу собственнику (лизингополучателю) направления в органы Государственного комитета судебных экспертиз на проведение на платной основе экспертизы для установления идентификационного номера транспортного средства» (п. 51 Постановления правительства №1849).
Исследование начинается с документирования. Нужно сделать фотографии автомобиля с нескольких ракурсов.
— Обычно особых сложностей с этой группой машин не возникает, — поднимает капот Peugeot Станислав Горбунов. — Либо есть возможность определить VIN-номер, либо нет.
В данном случае требуется снять пластиковую накладку, прикрывающую нужный фрагмент кузова, а затем очистить участок металла от ржавчины. Владельцев автомобилей под роспись предупреждают о необходимости «применить уничтожающие методы».
Это часто вызывает возмущение: «Вы что, мне машину будете портить?» В большинстве случаев иначе провести процедуру невозможно, объясняют эксперты. Это обусловлено методикой исследования и процессуальным законодательством.
По словам сотрудников Государственного комитета судебных экспертиз, владельцы автомобилей, столкнувшиеся с проблемами на границе или при покупке-продаже транспортного средства (истории о двойниках описывались на Onliner неоднократно), реагируют совсем по-другому: «Делайте что хотите, только помогите установить истину».
— Первым делом очищаем участок с VIN-номером с помощью щетки, — берет в руки болгарку с соответствующей насадкой наш собеседник. — Разумеется, всегда снимаем минимальный слой металла.
Нужно констатировать, что щетка сделала свое дело: знаки теперь читаются.
— В данном случае способ нанесения маркировки (т. н. клеймение), применявшийся автопроизводителем, позволил восстановить VIN-номер, — замечают эксперты. — В случае с точечным кернением все сложнее. Если 30—40% точек уничтожены в результате коррозии, то установить первоначальное содержание практически невозможно.
Теперь Станислав Горбунов делает снимок таблички с масштабной линейкой, а затем наносит графитовую смазку (для исключения дальнейшего распространения коррозии).
— Следов видоизменения не обнаружено, — подытоживает специалист. — Владелица машины сможет пройти техосмотр.
Восстановлению не подлежит.
Рядом своей очереди дожидается Renault Scenic, задняя часть которого сильно просела: подвеска явно «устала» после долгих лет эксплуатации. Кузов тоже сдает — даже на расстоянии заметны следы сквозной коррозии.
А что с VIN-номером? Его ведь еще предстоит найти.
— Через наши руки прошли сотни автомобилей, и все особенности уже знаешь наизусть, — признаются сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз. — У во-о-он того Ford Fiesta маркировка находится в салоне спереди. В некоторых Hyundai — на поперечине под пассажирским сиденьем. А у этого Renault Scenic она нанесена на кузов, под запасным колесом.
Запаска была предусмотрительно изъята. Но предварительный вывод экспертов неутешительный: восстановлению идентификационный номер не подлежит. В то же время есть и хорошие новости — следов видоизменения не обнаружено.
Как обычно говорят в таких случаях в ГАИ, выходом может стать оформление документов, которые позволят эксплуатировать транспортное средство легально, но с некоторыми ограничениями.
Очередной «старичок», доживший до преклонных лет, — Ford Fiesta. Состояние машины оставляет желать лучшего: бампер треснут, держатель фары скреплен проволокой, на крыле — вмятина. «Для нас большее значение имеет то, что табличка с VIN-номером перезакреплена и используются незаводские заклепки», — обращают внимание эксперты.
Все это зафиксировано и будет отражено в заключении.
Ремонт с последствиями
Следующий автомобиль, к которому переходят специалисты, — Kia Sorento. Машина направлена на исследование по линии угрозыска одного из РУВД Минска. Тут все сложнее: при попытке владельца снять кроссовер с учета у сотрудников ГАИ возникли сомнения по поводу VIN-номера. Обычно в таких случаях прямо на регистрационную площадку вызывают опергруппу. А после оформляется направление на экспертизу.
Экспертам предстоит подтвердить или развеять подозрения.
— Придется потрудиться, — берет в руки ящик с инструментами главный эксперт отдела криминалистических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минску Александр Климович. — Есть подозрение, что автомобиль видоизменялся. Нам нужно удостовериться в этом, для чего придется добраться до нужного участка кузова.
Наши собеседники последовательно снимают воздушный фильтр, аккумулятор, блок предохранителей. Что и требовалось доказать: следы сварки грубо замазаны мастикой.
— Очевидно, что передняя часть машины менялась. Вероятно, после ДТП, — предполагают специалисты. — Нам пришлось произвести смыв краски на участке металла, где размещен VIN-номер (под капотом). Теперь видна фактура металла и способ выполнения маркировки.
«Можно заключить, что идентификационный номер не изменялся, а вот передняя часть автомобиля вварена»
Маловероятно, что машина имеет криминальную историю. Экономически нецелесообразно менять такую большую деталь на внедорожнике, выпущенном более десяти лет назад.
В подтверждение этой версии говорят следы некачественного ремонта на кузове. Заметны наплывы краски, следы шлифовки, разнооттеночность. На восстановлении явно сэкономили.
Эксперты используют еще одну возможность и снимают заднее колесо, чтобы добраться до рамы, где тоже нанесен VIN-номер. Точнее, был нанесен. Ржа нещадно выгрызла металл. Не поможет ни болгарка, ни кислота.
После установки всех деталей на место работа завершается. Впоследствии будет составлено заключение.
Перспективы для владельца внедорожника, впрочем, так себе. Экспертное заключение направят в уголовный розыск, где будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела и передаче материалов в Следственный комитет.
Хозяин Kia Sorento в будущем наверняка сможет продать автомобиль, но с некоторыми ограничениями. Их обычно прописывают в техпаспорте.
«Угонщики при перебивке номера ошиблись на один символ»
Самые проблемные машины, поступающие на экспертизу, — те, что имеют нехорошую историю (криминальную или залоговую, например). Как правило, это более-менее свежие кроссоверы премиум-марок или «бюджетники» российской сборки.
А предыстория такая: на авторынке белорусу предложили выгодный вариант — новый автомобиль по цене ниже, чем у дилера. Зарегистрировать машину удалось без проблем. Однако через некоторое время выясняется, что Lexus или Renault был куплен в кредит в России и находится в залоге у банка. После того как выплаты прекратились, транспортное средство было объявлено в розыск и оказалось в базе данных Интерпола. Установить, где оно зарегистрировано, — дело техники.
Затем белорусские правоохранительные органы приступают к стандартной процедуре, как того требует международное законодательство.
— В случае с т. н. залоговыми автомобилями обычно подтверждается, что VIN-номер не изменялся, следов вмешательства не обнаруживается, — рассказывает Александр Климович. — Проще говоря, устанавливается, что это тот самый автомобиль, за который в России до сих пор не выплачен кредит. Однако процедура требует установления соответствия номеров документам и т. д.
Отдельная история — с угнанными/крадеными машинами. Большинство криминальных транспортных средств имеют грубые следы подделки.
— Однажды на экспертизу поступила Audi A6 (в кузове C4), — вспоминает Станислав Горбунов. — Табличка с идентификационным номером была низкого качества, а сам номер повредили молотком.
Есть случаи посложнее, когда обнаружить подвох удается по косвенным приметам, о которых эксперты просят не распространяться: «Иногда поднимаешь ковролин в салоне автомобиля, а под ним — осколки от стекла, которое было разбито во время угона».
Хотя иногда приходится изрядно повозиться. Профессиональные автоворы тщательно подбирают машину и размещают на кузов нигде не засвеченный VIN-номер. При этом используются станки, с помощью которых возможно нанести маркировку как в заводских условиях.
— Как-то на экспертизу поступил Mercedes S-Class (W222), у которого все соответствовало реальной машине, но данные об автомобиле были занесены в базу правоохранительных органов, — говорит Александр Климович. — Нам все-таки удалось установить первоначальный идентификационный номер двойника. Выдало то, что у оригинала имелась кнопка открытия гаража, а у «подделки» — нет.
В другой раз исследовался BMW 6-Series, при нанесении VIN-номера на который угонщики ошиблись в одном символе, и именно это привело к раскрытию обмана: данный код оказался в базе Интерпола.
Сейчас в списке автомобилей, которые чаще всего выбирают профессиональные автоворы, значатся Range Rover Sport и Evoque, BMW X5 и X6, Mercedes Gelandewagen и S-Class (W222), Toyota Land Cruiser (150, 200) и Camry, Lexus LX и RX.
— Бывают крайне сложные случаи, когда, например, видоизменение VIN-номера маскируют под ремонтные работы, — заключают эксперты. — Нередко приходится производить трудоемкую процедуру по разбору элементов салона. Однако истину обычно удается установить.