вилла черный лебедь в петровском парке что там сейчас
Черный лебедь в Петровском парке
Решила на досуге изучить историю района, в котором уже давно живу, осмотреть достопримечательности, мимо которых годами ходишь, не обращая на них внимания, а порой даже не подозревая, что это что-то значимое. Просветиться, так сказать, и окультуриться. Ну и заодно просто прогуляться по городу и парку, насладиться последними теплыми денечками.
Для особенно любопытных историю района Белорусская-Динамо-Аэропорт я помещу в комментарии к этому посту, размещать ее здесь было бы уже просто неприлично – и так слишком много текста. Ну а наша прогулка началась на Ленинградском пр., от фабрики «Большевик».
Дача серпуховских фабрикантов Коншиных.
Неподалеку от ипподрома находятся конюшни Леона Манташева.
Как мы уже говорили, Леон Манташев был одним из наследников состояния своего отца-нефтяника, он продолжил дело своего отца и сумел приумножить вдвое свое имущество. Помимо того, что Леон был удачливым предпринимателем, он был еще и известным конезаводчиком, имел более 200 чистокровных лошадей, на лошадях Манташева скакал жокей мировой величины Винкфильд, т. н. черный маэстро. После большевистского переворота все пошло прахом. Бакинские нефтяные промыслы национализировали. Леон участвовал во всевозможных политических проектах, пытался продать свои предприятия иностранным компаниям, продолжил это дело уже в эмиграции (в 1918 году вся семья Манташевых эмигрировала во Францию.), хотя всем было ясно, что он продает воздух. Лучших чистокровных лошадей и жокея Винкфильда Леон забрал с собой в Европу. Его последние годы жизни были очень не простыми, бывшему меценату и благотворителю пришлось подработать простым таксистом. Умер Леон Александрович Манташев во Франции в 1954 году.
«Ажурный» дом.
Продолжает нашу прогулку «дом-сороконожка» или «дом-осьминог».
Это жилой дом, расположенный по адресу улица Беговая 34. Построен арх. Меерсоном и его коллегами в канун Олимпиады-80 в стиле брутализма. Тринадцать этажей покоятся на стройных и мощных железобетонных опорах. Их особенность в том, что они сужаются к основанию. За счет сужающихся опор дом кажется совсем ненадежным, однако, это не так. Оторван дом от земли не для красоты и не для того, чтобы проверить нервы жильцов. Просто он стоит на одной из важнейших улиц города с интенсивным движением, и, дабы не скапливались выхлопные газы, его решили приподнять. Своеобразная форточка позволяет воздуху свободно циркулировать и быстро обновляться. А пространство под зданием используют для автостоянки. Сами жители называют свой дом «избушкой на курьих ножках», а из-за обилия поддерживающих опор, напоминающих щупальца, москвичи прозвали его «домом-осьминогом».
Обшарпанные «ноги», брутальные окошки-бойницы на вылезших из здания лестницах, странные подъезды, угловатые балконы, стеновые панели внахлест. И страшно, и красиво одновременно, завораживающее зрелище.
Местная дачевладелица Анна Дмитриевна Нарышкина (в честь нее названа аллея) и основала здесь Благовещенскую церковь в первой половине XIX столетия. Здесь, на даче в Петровском парке, умерла ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари, а перед тем она похоронила свою единственную дочь, графиню Марию Булгари. Женщина в скорби дала обет построить на месте смерти девочки церковь. Место для храма очень подходило для его потенциальных прихожан. Еще раньше смотритель Петровского дворца сообщал, что местные дачники хотели бы иметь здесь собственный приходской храм.
Строил церковь Федор Рихтер, которого мы лучше знаем не столько как самобытного архитектора, но как талантливого реставратора. Освятили храм в 1847 году.
В 30-е годы храм был закрыт и полуразрушен. Кажется, использовался под склад. Богослужения возобновлены в 1991.
До наших дней уцелела знаменитая вилла Николая Рябушинского «Черный лебедь», построенная арх. В.Адамовичем и В.Маятом в 1907-1910 гг в стиле неоклассицизма.
Лечебница доктора Усольцева.
В 1903 г. врач-психиатр из Костромы Ф. А. Усольцев и жена его приобрели два одноэтажных деревянных флигеля, радикально перестроили их, обустроили сад, проложили дорожки для прогулок и… открыли «санаторию» для умалишенных.
По замыслу доктора, больной попадал не в медицинское учреждение со строгими правилами, а в обычный дом – в гости к семейству Усольцевых. По вечерам в гостиной устраивались беседы и концерты, днем больные могли свободно гулять, заниматься своими делами, общаться с доктором. Ничто не должно напоминать человеку о болезни – это и был основной принцип лечения. Весьма эффективного, кстати.
Одним из пациентов лечебницы был художник Михаил Врубель. Находясь в клинике, он написал несколько картин, в том числе и свою последнюю в жизни работу – портрет Брюсова. По эскизам Врубеля в 1910 году Шехтелем создана ограда лечебницы и ее ворота, которые теперь часто называют Сказочными. Кстати, существует мнение, что Сказочные ворота «трансформировались» из ворот дачи Ивана Морозова, которая ранее там находилась. » Деревянные пролеты ограды украшены глухой резьбой. И раньше столбы ограды были украшены майоликами, сейчас же ограда находится в довольно плачевном состоянии, разрушается, особенно боковые башенки.
В 1930 г санаторий преобразовали в Московскую областную психоневрологическую клинику, ныне Центральную Московскую областную клиническую психиатрическую больницу.
В 2006 году знаменитую ограду чуть не изуродовали, часть деревянных пролетов успели заменить на металлические листы. По словам руководства больницы, работы по замене деревянного забора проводились в целях усиления мер антитеррористической безопасности. К счастью, среди журналистов началась шумиха, и нововведения были остановлены. Утраченную деревянную ограду вдоль улицы 8-го марта обещали восстановить.
Ресторан Эльдорадо.
Хочется рассказать еще и о Ходынском поле. Когда-то давно Ходынское поле было пространной песчаной местностью, пересеченной оврагами и речками Ходынкой и Таракановкой. Ходынское поле имеет давнюю историю. Под названием Ходынского луга оно впервые упоминается в 1389 году, когда Дмитрий Донской завещал подмосковный Ходынский луг своему сыну Юрию Дмитриевичу. Долгое время поле оставалось незастроенным, на нём располагались пахотные земли ямщиков Тверской слободы. При Екатерине II в 1775 году на Ходынке было проведено грандиозное народное гуляние по случаю окончания войны с Турцией и заключение весьма выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира. В дальнейшем Ходынское поле неоднократно использовалось для массовых народных гуляний.
В начале XX в. на Ходынском поле были построены аэродром и авиапарк. Первые полеты в Москве проходили над ипподромом. Осенью 1909 г. французские авиаторы Леганье и Гийо продемонстрировали “полет” по кругу на высоте 15 м над беговой дорожкой. На трибунах творилось невообразимое: овации и крики заглушали шум мотора. Летом 1910 годы на Ходынском поле начинается строительство аэродрома.
Торжественное открытие Ходынского аэродрома состоялось 3 октября 1910 г (в дальнейшем получивший название Центральный аэродром им. Фрунзе). В тот день первым здесь выступал авиатор-миллионер киевлянин Михаил Сципио-дель-Кампо (столь звучную итальянскую фамилию и заодно графский титул купил еще его отец ). Следом за ним на Ходынке показали свое умение практически все имевшиеся тогда в России авиаторы – Россинский, Уточкин, Ефимов.
В 1922 г с Центрального аэродрома на Ходынке начали выполняться первые в истории России международные авиаперелёты. В 1923 г начались и первые регулярные внутригосударственные пассажирские рейсы.
В 1931 г на аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала, а в 1938 г к аэропорту была подведена линия метро с одноимённой станцией.
В 2003 году аэродром был закрыт, на остатках взлётной полосы расположена брошенная авиационная техника. В будущем на этом месте планируется организовать «Музей авиации на Ходынском поле».
История местности
Вокруг виллы «Чёрный лебедь»
Итак, мы отправляемся в небольшую усадьбу на краю Петровского парка по адресу Нарышкинская аллея, 5. Кому интересно, как выглядит этот приют муз сейчас, приглашаю посмотреть! О владельце виллы Николае Рябушинском — в предыдущей публикации.
Уже в XIX веке Петровский парк стал престижным аристократическим дачным местом, здесь строили дачи самые богатые москвичи. Вилла «Чёрный лебедь» была построена в 1907-1910 годах по проекту известного московского архитектора В.Д. Адамовича при участии В.М. Маята. Основные архитектурные стили, которых придерживался Адамович в своих проектах, — неоклассицизм и модерн. В начале своей деятельности работал помощником Ф.О.Шехтеля, участвуя в постройках по его проектам особняков З.Г. Морозовой, Н.В. Кузнецова, особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке. С 1909 года соавтором во многих проектах В. Д. Адамовича был архитектор В.М. Маят, работавший в Москве преимущественно в стиле модерн. В советское время он выстроил несколько зданий в формах конструктивизма. Среди их совместных построек в Москве такой архитектурный шедевр, как особняк Второва или Спасохаус — резиденция посла США в Спасопесковском переулке, 10.
1. К сожалению, сейчас вилла выглядит как «глубоко отреставрированное» здание со стеклопакетами, но всё же попытаемся представить себе, какой она была раньше. В этом помогут старые фотографии, воспоминания современников и публикация в дружественном ЖЖ Елены Хорватовой — http://eho-2013.livejournal.com/482829.html.
2. В 1915 году вилла пережила пожар, в котором погибла значительная часть имущества: коллекция живописи и большое количество картин «Голубой розы». Здание было восстановлено с изменениями архитекторами В.А. Весниным и А.Г. Измировым.
3. Со стороны Нарышкинской аллеи вилла смотрелась как строгое здание в неоклассическом стиле.
4. За фасадом виллы скрывались причудливые интерьеры, поражавшие современников.
5. Черный лебедь украшал фронтон виллы.
6. Устраивая роскошные приемы в «Чёрном лебеде» и издавая «Золотое руно», Рябушинский начал разоряться. Хотя в большей степени этому поспособствовал и огромный карточный проигрыш. По слухам, друг Николая Павловича — нефтепромышленник Леон Манташев, выиграл у Рябушинского виллу в карты, и стал следующим её владельцем. Сейчас на фронтоне красуется вензель Леона Манташева — ЛМ. О скаковых конюшнях Манташева — http://galik-123.livejournal.com/149069.html.
7. А до того о вилле ходило множество сплетен и легенд, инициировал которые в основном сам Николай Павлович своими чудачествами. Например, у входа в сад стоял мраморный саркофаг с бронзовой фигурой быка, который хозяин приготовил для себя.
8. Название «Чёрный лебедь» было дано не просто так. Вся мебель, которая изготавливалась по специальному заказу хозяина, была украшена знаком в виде чёрного лебедя. Такой же знак был изображён на салфетках, посуде, столовом серебре. Интерьеры дома оформлял художник-символист, лидер объединения «Голубая роза» Павел Кузнецов.
9. Сад украшали высаженные прямо в грунт пальмы, клумба перед террасой была засажена орхидеями, били фонтаны, по саду разгуливали павлины и фазаны, а на цепи у собачьей конуры сидел леопард.
10. Если осматривать здание сейчас, обходя его с левой стороны, то можно заметить, что оно теряет черты классицизма.
11. И приобретает некоторые черты модерна в боковом и дворовом фасадах.
12. Рядом находится храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.
Черный лебедь, Альгамбра и Жан
Олег Фочкин
Быть может, кто-то из наших читателей сделает удивительные открытия, связанные с историей старого парка и поделится с нами. А пока мы отправимся на некогда породившую множество сплетен и легенд виллу.
Черный лебедь
История сохранила для нас и уникальный загородный дом «Черный лебедь» (Нарышкинская аллея, 5), построенный архитекторами В.М. Маятом и В.Д. Адамовичем в начале ХХ века в неоклассическом стиле.
Он принадлежал Николаю Рябушинскому, одному из восьми братьев Рябушинских, владельцев банков и текстильных предприятий. Кстати, Владимир Рябушинский был гласным городской думы. Павел Павлович выпускал газету «Утро России», которая позволяла себе критиковать даже министров, и в отличии от газеты своего брата Николая «Золотое руно» приносила немалую прибыль. Хотя с «Руном сотрудничали Брюсов, Блок и Бунин. Степан Рябушинский имел одну из лучших коллекцию икон. Дмитрий Рябушинский был профессором и член-корреспондентом Французской академии наук, работал в области аэродинамики. У него в имении была устроена первая аэродинамическая лаборатория.
В доме Николая Рябушинского устраивались большие приемы для самых богатых и знатных людей Москвы. Устраивая такие приемы и издавая убыточную газету, он промотал все состояние и революция его уже просто не могла разорить.
Живописные панно для оформления виллы были заказаны лидеру «Голубой розы», художнику-символисту Павлу Кузнецову. Холл виллы украшал огромный фриз «Нерожденные младенцы», производивший, по словам современников, неприятное впечатление.
Дорожки виллы «Черный лебедь» были обсажены пальмами, на клумбах цвели орхидеи. В саду у будки сидел леопард. В саду, распушив веером узорчатые хвосты, прогуливались павлины, бегали золотистые фазаны, пели заморские птицы с невиданно ярким оперением. У входа в сад был приготовлен мраморный саркофаг с бронзовой фигурой быка, как последнее пристанище эксцентричного хозяина. Но в 1918 году Рябушинскому пришлось эмигрировать, и саргофаг не использовал, умерев на чужбине.
За строгим фасадом виллы скрывался изысканный интерьер: причудливая мебель, изготовленная по специальному заказу, с маркой в виде черного лебедя, обтянутая парчой и шелком и пропитанная ароматными курениями. Прекрасная роспись, выполненная художником Павлом Кузнецовым.
Все столовое убранство было с тем же вензелем: скатерти, салфетки, посуда, серебряные приборы. Черный лебедь красовался на бокалах и рюмках из тончайшего венецианского стекла, сделанных в Италии по заказу хозяина виллы. Стены были увешаны картинами известных мастеров.
Ходили слухи о каких-то афинских ночах с голыми актрисами. Но также у гостей была возможность полюбоваться великолепной художественной коллекцией Николая Рябушинского, в которую входили драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашающими мордами, привезенные хозяином с Майорки, отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи.
Художник Сергей Виноградов вспоминает устроенный в первую весну «Черного лебедя» «Праздник яблоневого цветения»: «Обед был сервирован на огромной открытой террасе, выходившей в цветущий яблоневый сад. Это же было действительно чудесно! А когда стемнело, то вокруг все цветущие деревья засветились маленькими разноцветными огнями и еще маленькие огоньки светились в густой весенней траве между яблонями, как светлячки. Даже я, близкий к Коле, не знал о приготовленной иллюминации. Это было волшебно.
По всему саду были сервированы небольшие столы, и пировали до утренней зари в благоухающем цветущем саду. Под яблонями около столиков были пущены прыгающие, ползающие, летающие заводные, вывезенные из-за границы кузнечики, лягушки, бабочки, ящерицы, пугавшие дам, а это еще прибавляло веселья. Игрушечками кто-то невидимо заведовал». В другой раз, на Новый год, Николай Рябушинский украсил деревья перед домом сотнями электрических лампочек, светивших разноцветными огнями из-под снега, и устроил в саду прием, на котором дарил гостям картины и драгоценности.
В 1911 году из-за проблем с финансами Рябушинский, распродал часть своей коллекции с аукциона. Николаю Павловичу удалось впоследствии за рубежом выкупить некоторые свои картины. Картины русских мастеров начала XX века он решил сохранить. Но в поместье «Чёрный лебедь», где они хранились, в 1915 году случился пожар, который уничтожил многие полотна великих российских живописцев.
Удалось спасти врубелевский портрет Валерия Брюсова. Среди разнообразных комнат виллы была и «бабушкина комната». По словам друга Николая Рябушинского, известного художника Сергея Виноградова, «комната действительно была такой, точно давно и долго в ней жила бабушка. И божница, и ширмочки старинные, и сундуки-укладочки, и бисерные всякие вышивки, и вся нехитрая мебель красного дерева — ну совсем, совсем, все бабушкино».
Манташев был одним из наследников отца-нефтяника. Он не только продолжил дело отца, но и сумел приумножить вдвое наследство. Кроме того, Леон был известным конезаводчиком, имел более 200 чистокровных лошадей, на лошадях Манташева скакал жокей мировой величины Винкфильд («Черный маэстро»). После революции его бакинские нефтяные промыслы национализировали. Леон участвовал во всевозможных политических проектах, пытался продать свои предприятия иностранным компаниям. А в 1918 году эмигрировал с семьей во Францию. Лучших чистокровных лошадей и жокея Винкфильда Леон забрал с собой. В конце жизни ему пришлось работать таксистом. Умер Леон Александрович Манташев во Франции в 1954 году…
После революции здание «Черного лебедя» было занято районным ЧК. В доме была обнаружена коллекция икон Николая Рябушинского, которая пополнила экспозицию Третьяковской галереи. Сейчас в доме Рябушинского на Нарышкинской аллее парка расположился банк. Имя аллея получила в честь владелицы одной из усадеб Петровского парка. На аллее находится также церковь «Благовещения», построенная хлопотами и на средства Анны Дмитриевны Нарышкиной.
Сады и особенности Петровского парка
На территории Петровского парка существовала система садов: разные владельцы брали в аренду землю в парке, устраивая там атракционы, кафе, рестораны. Владелец сада «Фантазия» Взметнев, выкупивший его у прежней хозяйки, устроил в саду летний театр, буфет-ресторан, музыкальную эстраду, гроты и беседки. В 1900 году новый хозяин сада купец Самойлов переименовал его в «Альгамбру». При нем театр был электрофицирован, в саду устроили цирковую эстраду.
В начале ХХ века в парке появились кинотеатры.
Тогда же близ дворца «на кругу» (ныне площадь космонавта Комарова) работала «Кофейня Макарова».
«В центре парка, – писали в одном из предреволюционных путеводителей, – опоясывая небольшую рощицу, находится круг, где летними вечерами происходят катания на экипажах, и сюда же выходят подышать свежим воздухом те неудачники, которые проводят лето в городе. Огоньки дач и ряда расположенных около круга ресторанов и кофеен придают по вечерам этому месту довольно эффектную картину. Прежде Петровский парк имел чисто фешенебельный, аристократический характер, но в настоящее время он все более и более демократизируется».
Здесь же была и первая в Москве (еще опытная) линия электрического трамвая, проложенная от Страстного монастыря до Петровского парка. Здесь 25 марта 1899 года проехали первые трамвайные вагоны. Если пройти по Нижней Масловке до ее пересечения с Новой Башиловкой, можно увидеть невысокое краснокирпичное здание (Нижняя Масловка, 15), это и есть сохранившееся в Москве депо первого трамвайного парка, принадлежащее «Бельгийскому акционерному обществу», имевшему разрешение на прокладку и использование конно-железных дорог. Именно отсюда и выехали первые трамвайные вагоны. Это депо действовало вплоть до прокладки по Масловке и Башиловке третьего транспортного кольца.
Говоря об архитектурных памятниках парка, как не упомянуть деревянную ограду бывшей лечебницы имени Усольцева, которая находится на Старо-Петровско-Разумовском проезде, эта ограда предположительно выполнена по эскизам Михаила Врубеля, который провел здесь свои последние годы. Последнюю работу в своей жизни художник написал здесь. Это был «Портрет Брюсова» Раньше ограждение лечебницы было украшено майоликой, а сейчас ограда разрушается, особенно угловые башенки.
Черный лебедь в Петровском парке
About | Москва глазами прогульщиков | ||
---|---|---|---|
|