вигвам что это за жилище
8 мая 2015
Аналоги вигвамов можно найти также у некоторых африканских народностей, чукчей, эвенгов и сойтов.
Как правило, остов шалаша делается из тонких и гибких древесных стволов. Их связывают и покрывают корой деревьев или циновками из растений, листьями кукурузы, шкурами и кусками ткани. Встречается также комбинированный вариант покрытия, которое сверху также дополнительно укрепляют специальной наружной рамой, а в случае её отсутствия стволами или специальными шестами. Вход в вигвам закрывают занавеской, и высота его можно быть как небольшой, так и в полную высоту вигвама.
В верхней части вигвама есть дымоход, который часто прикрывают куском коры. Приподнимают его для вывода дыма при помощи шеста. У куполообразных вариантов вигвамов могут быть как вертикальные, так и наклонные стены. Чаще всего встречаются круглые вигвамы, но иногда можно увидеть и прямоугольную конструкцию. Вигвам может быть вытянут в достаточно длинный овал и также иметь некоторое количество дымоходов вместо одного. Как правило, овальные вигвамы называют длинными домами.
У вигвамов конусной формы рамы сделаны из прямых шестов, которые связаны вместе сверху.
Слово «вигвам» берет свое начало в протоалгонкинском наречии, и переводится оно как «их дом». Впрочем, существует также мнение, что это слово пришло к индейцам из языка восточных абенаков. У разных народов свой вариант произношения данного слова, однако в целом они достаточно близки.
В литературе данный термин чаще всего встречается как обозначение куполообразного места жительства индейцев с Огненной Земли. Они достаточно похожи на традиционные вигвамы индейцев из Северной Америки, но их отличает отсутствие горизонтальных связок на раме.
Также вигвамом часто называют жилище индейцев с Высоких равнин, которое правильно называть словом типи.
Вигвам ручной работы для Вашего малыша можно выбрать тут.
Вигвам: история, конструкция, изготовление самостоятельно быстро, просто и надежно
Жилише североамериканских индейцев вигвам (или типи, tee pee) и его брат-близнец чум (яранга) народов севера прочно поселились в детских уголках дома и на открытом воздухе. Причина вовсе не в «американизации» массового сознания, а в достоинствах этого типа легкого временного жилища (см. далее). Вигвам нередко может пригодиться и взрослым. Не обязательно в экстремальной ситуации: оформление зоны отдыха в виде вигвама делает ее намного уютнее. Но, изучая описания вигвамов в интернете, не отделаешься от впечатления, что наличие инструмента и современных материалов, призванных облегчить и упростить работу, в данном случае усложняет ее и удорожает, а самое сооружение делает менее надежным и функциональным. Поэтому содержание настоящей статьи – конструирование вигвама своими руками возможно быстрее, проще, дешевле, но не в ущерб его действительно замечательным качествам.
Самодельные вигвамы для детей и взрослых
Зачем он детям?
Дети всегда ищут и строят убежища. Примерно до 4-5 лет оно им просто необходимо для нормального развития, но сделать его самостоятельно они еще не способны. Это не склонность к аутизму. Наоборот, чаще становятся аутистами дети, которых в нежном возрасте родители старались «распахнуть», мол, пусть сызмальства приучаются жить в обществе и отстаивать свои интересы.
Почему так? В биологии известно, что эмбрион повторяет некоторые стадии эволюции данного вида. По всей вероятности, нечто подобное происходит и в индивидуальном психологическом развитии. Сейчас понятие «ойкумена» отошло в историю, но в древности оно обозначало обжитое данным сообществом пространство, за которым – мрак и неизвестность. Окончательно открыли человеку весь мир и перевернули его сознание только Великие географические открытия; после этого мы бурно, но без эмоционального шока восприняли высадку на Луну и, позевывая, читаем в новостях описания технических (да, уже технических) проектов межзвездных полетов.
Но маленький человек еще физиологически не готов выйти в столь обширный и сложный мир. А главное – стремительно меняющийся. Кто постарше, вспомните – на глазах менее чем одного поколения информационная техника проскочила путь от ламповых радиол и бобинных магнитофонов до квантовых систем связи. 20 лет тому назад DVD-RW был передовой новинкой; ныне это архаизм. А где-то с полгода назад мелькнуло сообщение: московские физики успешно осуществили квантовую телепортацию агрегата из 200 молекул, что уже можно считать макроскопическим объектом. Да, сейчас никто и понятия не имеет, каким образом происходит квантовое взаимодействие и почему оно распространяется мгновенно; ведь по существующим представлениям при этом для передачи конечного количества информации понадобилась бы бесконечно большое количество энергии. Но ведь Ом, Кирхгоф, Ленц тоже понятия не имели об электронах и электромагнитном поле. Однако открытые ими законы действия электричества успешно применяются по сей день и никакого сомнения в их достоверности нет.
Нынешним малышам, скорее всего, придется жить в мире, который нам и представить трудно. Не просто жить там, но и строить его; а кому же еще? Поэтому думать о воспитании ребенка сегодня немыслимо без расчета на будущее. Полагаться на мудрость матери-природы больше нельзя – она за нами давно не поспевает. И один из способов помочь малышу не оказаться потерянным в будущем мире – построить вигвам для детей своими руками. Пусть это будет своего рода возвращением к истокам, которое в трудных обстоятельствах всегда выручало.
Почему – вигвам?
Детские убежища довольно разнообразны. Понять, почему вигвам если не вытесняет то серьезно потеснил прочие их типы, можно, так сказать, идя от обратного:
Видео: вигвам для ребенка быстро
Экскурсия к истокам
Вернемся к вопросам, неявно поставленным в начале статьи: почему сооружение вигвама для многих обычных родителей является достаточно сложной технической задачей? Как его упростить? Для ответов полезно будет обратиться к опыту авторов этого типа жилища – аборигенов Северной Америки.
Подлинное фото настоящего индейского вигвама приведено на рис. Нужно знать, что до прихода белых даже индейцы, создавшие государства и цивилизации, жили в каменном веке и металлических орудий труда не знали. Но североамериканские племена жили в умеренных и высоких широтах, а климат Западного полушария суровее, чем Восточного. Ткачество было известно многим племенам, но примитивное и производить длинные широкие куски качественных тканей индейцы не умели.
Настоящий индейский вигвам и как его построить
Примечание: с приходом белых одним из пользовавшихся самым большим спросом предметом торговли аборигенов с поселенцами стали ткани фабричного производства. За отрез хорошей красивой ткани индейцы иногда отдавали столько бобровых шкур, сколько на нем умещалось.
Сначала (каменными орудиями!) вырубали основу вигвама – 3-4 достаточно длинных, толстых и крепких жерди. Затем их связывали особым узлом (см. далее) и ставили на место шатром. На связку пускали качественный линь: полосу сыромятной кожи, звериные жилы. Далее остов по конусу обкладывали жердинами потоньше, которые можно было наломать руками. Тонкие, так сказать, стрингеры просто приматывали к венцу остова лыком, ивовыми прутьями и т.п. низкокачественной обвязкой. Далее остов временно скрепляли поперечными палками и обшивали: лесные индейцы берестой, а племена Великих равнин, в распоряжении которых имелись несметные стада бизонов – их сырыми шкурами. Сшивку проводили тоже «крепежом 2-го сорта» или, если их было в достатке, сырыми бизоньими жилами.
Примечание: как жившие в каменном веке индейцы охотились на могучих и свирепых бизонов? И на медведей, пум, ягуаров? Повторить большой индейский лук пока не удалось никому. Наиболее длинный выстрел из него, документально и достоверно зафиксированный, равен… 476 м! Лук, бивший на 250 м, не был редкостью. Стрела с каменным наконечником, выпущенная из такого лука, с 60 шагов прошивала бизона насквозь через лопатки.
По мере обшивки поперечины, служившие технологическими ступеньками, убирали. Затем сырая обшивка высыхала, стягивалась и придавала коническому строению прочность, позволяющую выдерживать ураганные ветра и шквальные снегопады. Клапаны, образующие ориентированный по преобладающим ветрам дымник (дымоход) поддерживались особыми жердями, позволяющими регулировать тягу и для сбережения тепла закрывать дымник после прогорания костра (очага). Служил «исконный» индейский вигвам не более 1-2 сезонов; при перекочевке на другие угодья его бросали. Но с появлением в обиходе индейцев европейских тканей и ниток полог (покрышку) вигвама индейцы стали шить долговременную и возили ее с собой. Не зевали и белые: промышленное производство пологов для вигвамом одно время было доходным бизнесом.
Теплотехника вигвама
Тепловая схема отапливаемого вигвама
Ключевым звеном теплотехники вигвама был внутренний полог высотой 1,2-1,5 м, образовывавший зазор с наружным. Индейцы мастерски использовали хорошо известное метеорологам явление температурной инверсии; это когда плотный холодный воздух вверху не дает подняться теплому внизу, см. рис. справа. Такая «газовая вьюшка наоборот» (по сравнению с колпаковой печью) избавляла обитателей от возможности угорания, т.к. устье полога и при закрытом дымнике оставалось открытым. Кроме того, наружный полог почти не нагревался, не отпотевал, зимой не обледеневал и поэтому не терял упругости.
Примечание: температурная инверсия в частично закрытом объеме обуславливает хорошо знакомое уже пожарникам опасное и коварное явление – обратную тягу при пожаре.
Декор и украшения
Индейцы были также мастерами и знатоками символики, которым современным писателям и художникам – символистам остается только позавидовать. Пример – индейские информационные пояса – вампумы – которые ныне с трудом читают единичные специалисты. И вигвам украшался не просто так. Как сказал Натти Бампо из романов Фенимора Купера: «У индейцев все что-то да значит».
Украсить свой вигвам имел право только полноправный член племени – прошедший обряд инициации взрослый семейный мужчина, хотя бы однажды побывавший на тропе войны, или проверенный в деле жрец-шаман. Вигвамы женщин, детей, неженатых и/или не воевавших юношей и принятых как гости чужаков не украшались, см. рис.
Индейское стойбище в прерии. С картины XIX века
Символика индейцев сложна и различна у разных племен, но в общем (см. фото вигвама выше) наверху в 1-2 пояса располагались знаки, свидетельствующие о личных заслугах хозяина – личную свободу и достоинство индейцы ценили превыше всего. Ниже, посередине, но на большем поле и большего размера, изображался (возможно, символически) тотем племени, к которому принадлежал хозяин и, нередко, тотемы союзных племен. Понизу изображалось знаками все прочее, что хозяин считал нужным сообщить о себе дополнительно; напр. о своей принадлежности к определенному роду в племени, или что он принят в племя со стороны, и пр. В целом внешний вид вигвама представлял собой настоящее досье на его обитателя.
Примечание: изучать символику индейцев по их вигвамам в современных резервациях бесполезно. Там на одном и том же вигваме могут соседствовать тотемы племен, вожди которых никогда не курили трубку мира. Сами индейцы по этому поводу смеются – «А, глупые туристы все равно не понимают!»
Строим вигвам
Итак, чтобы построить вигвам, нам нужно собрать его остов, поставить на место и обшить пологом. Сооружение детского вигвама имеет две особенности. Первая – поскольку он может располагаться на полу в квартире и обтягиваться легкой тканью, не удерживающей жерди от расползания, нужно позаботиться об укреплении низа остова. Вторая – размеры вигвама для детей до 5 лет прим. (1-1,3) х (1-1,3) м в плане и 1,2-1,5 м в высоту. Это позволяет выкроить его покрышку без шитья (сшивки) из цельного отреза ткани шириной 1,5-1,8 м. Такой полог просто набрасывается на остов. При выезде на дачу/пикник полог снимают, суют в сумку (или в карман), а на месте остов для него сооружают из подручных материалов. Романтики и полезных трудовых навыков детям от этого ну никак не убудет. И опять-таки сравните с палаткой: свернутая для переноски она занимает одну-две довольно громоздкие и не такие уж легкие упаковки.
Остов
Для детского вигвама понадобятся как минимум 3-4 жерди длиной 1,7-2 м и толщиной 2-3 см. Но скреплять их верхушки, просверливая отверстия или просто обматывая веревкой, не надо. В первом случае понадобится, как пишут на женских сайтах, «крепкий владеющий инструментом мужчина», и будет мусор от стружек и опилок. Кстати, у индейцев вигвамы ставили их женщины – скво – и дети. Уже юноше, прошедшему инициацию и готовящемуся стать полноправным охотником и воином, заниматься сборкой вигвама считалось зазорным. Во втором (простая обмотка веревкой) обвязка непременно поползет и все сооружение разлезется.
Неправильное (слишком сложное или ненадежное) скрепление жердей, составляющих остов вигвама
Правильно собрать остов вигвама можно гораздо быстрее, проще и надежнее без столярных работ. Поясним на модели (см. также рис.):
Примечание: людям, знакомым с такелажным делом (морякам, альпинистам, туристам), никак не возбраняется связывать жерди остова вигвама узлом «ножницы».
Детский вигвам с покрышкой из брезента или палаточной ткани прекрасно держит форму и на основании, в которое нижние концы жердей никак не затолкаешь. Однако такое обиталище в квартире окажется душноватым, ветра-то нет. Можно подкатить вверх нижние края полога (индейцы так и делали жарким летом), но лучше сшить полог вигвама из красивой легкой ткани, напр. портьерной. Только вот жерди, расползаясь могут ее растянуть или порвать, но справиться с этим нетрудно.
Лучший способ – постелить в вигваме коврик с петельками или тесемками по углам (слева на рис.). Делать под завязки косые прорези в жердях не надо – достаточно вогнать в них пары канцелярских кнопок-грибков, см. рис. справа, вплотную друг к другу. «Крепкий мужчина, владеющий инструментом» для этого не понадобится, и быть индейской скво тоже нет нужды: с этим справится и холеная гламурная горожанка. Вместо молотка можно воспользоваться черенком кухонного ножа – получится вполне надежно и детям безопасно.
Если есть лишний материал, и вигвам стационарный, нижние концы жердей остова можно скрепить подвязкой дополнительных планок (в центре на след. рис.); подвязывают их узлами, описанными выше, только накрест. А вот связывать жердины по низу веревкой (справа на том же рис.) не надо – маленькие обязательно за нее зацепятся, грохнутся, ушибутся, и вместо формирующей сознание романтики получатся обида и рев.
Как укрепить низ детского вигвама в квартире
Полог
Шить полог вигвама с рукавчиками-кулисками или петлями для жердей (см. рис.) это только лишняя швейная работа, а на выезд придется тащить с собой и жерди, т.к. на остове из подручных материалов такой вигвам уже не соберешь. Полог с кулисками или петлями сделает достаточно прочным и устойчивым вигвам на остове, связанном как попало, но у нас-то остов правильный!
Излишне сложные в изготовлении пологи (покрышки) детских вигвамов
Для настоящего большого
Сшить вигвам (точнее, его покрышку), пригодную на остов из любого подходящего материала, можно гораздо проще. Нужно только предусмотреть в определенных местах пары тесемок, которым полог привязывается к жердям, т.к. пологи из самоусаживающихся материалов (сырых шкур, бересты) в наших условиях – не реальность.
Схемы пошива покрышек настоящих больших вигвамов (чумов, яранг)
Индейцы и народы Севера в старину, когда шкуры не представляли товарной ценности, шили пологи вигвамов (чумов, яранг) в общем как попало (слева на рис), т.к. невыделанная кожа, высыхая, стягивается равномерно по всем направлениям вдоль нее. В РФ и Канаде покрышки тех же жилищ давно уже шьются на фабриках или умельцами на заказ из палаточных тканей. Пока для них использовался брезент, контур нижнего края покрышки на ее выкройке не совпадал с полуокружностью (сплошная линия справа на рис.), т.к. из-за сосредоточения нагрузок на шве входной стороны с лазом и клапанами дымника покрышка на остове морщилась и довольно легко рвалась под ветром. Современные синтетические палаточные ткани тянутся равномерно, как кожа, и выкройка настоящего большого вигвама вернулась к своей первоначальной схеме (пунктирная линия справа на рис.) Однако эту особенность раскроя покрышки традиционных жилищ индейцев и народов Сервера нужно обязательно учесть, разрабатывая выкройку детского вигвама, т.к. она будет шиться не из специальной, а из обычной ткани; скорее всего, не особо прочной.
Для детского
Учитывая, что детский вигвам не предназначен для защиты людей от ураганного ветра с пургой при убийственном морозе, его делают ради экономии работы и материала 3-х или 4-х гранным. Первый –с углом 90 градусов при дальней от входа вершине основания (для установки в угол комнаты). Весьма желательно также детали полога вырезать из цельного отреза ткани стандартной ширины 1,5 м. Если взять отрез шириной 1,8 м (цена 1 кв. м той же ткани будет дороже) и жерди длиной 2,3-2,4 м, можно соорудить вигвам для детей постарше.
На рис. показано, как строятся выкройки обычного детского вигвама (поз. А). Выкройка по поз. Б дает больший отход материала, но требует меньшего объема швейных работ и пригодна для покрышки на каком угодно остове, в т.ч. из любого количества случайных кривых жердей. Этот вариант более всего подходит регулярно выезжающим с детьми на природу или дачу.
Построение выкроек покрышки (полога) детского вигвама
На поз. В показано, как строится экономящая материал выкройка деталей покрышки граненого вигвама. При расчете длины отреза и его разметке, во-первых, не забудьте оставить между контурами деталей промежутки по 5 см на отвороты при сшивке. Во-вторых, выкройка 3-гранного вигвама даст все-таки некоторый отход материала, т.к. углы при вершинах боковых и передней стенки в данном случае различны (см. ниже). Впрочем, его остатки можно, сложив вдвое, пустить на усиливающие клинья.
На поз. Г даны размеры половинки передней стенки 4-гранного вигвама и показана схема ее пошива. На поз. Д – то же для боковых стенок. Поз. Е – размеры половины передней стенки 3-гранного вигвама для установки в углу комнаты. Схема ее пошива та же, а боковые стенки такие же, как для 4-гранного.
Как сшить полог (покрышку) детского вигвама
Собственно пошив производится просто: детали выкладывают на полу и сшивают, см. рис. слева. Верхние тесемки завязывают на выступающих концах жердей остова поверх его связки. Нижние наружные пропускают в «ушки», образованные парами кнопок-грибков (см. выше), а внутренние обвязывают внутри вокруг жердей.
А для Мурки (Васьки)?
Если в доме есть кошка (котик), ей/ему тоже нужен домик. Кошки по природе своей территориальные хищники-засадчики, и удобство постоянного логова им гораздо важнее, чем хищникам-загонщикам или выслеживающим добычу, напр. волкам и др. псовым. Сделать «капитальный» домик для кошки работа в общем не из самых простых, да еще он может и не прийтись ей по вкусу. Мини-вигвам для кошки (см. рис. справа) как правило, «реакции отторжения» не вызывает (вероятно, сказывается «натуральность», «дикость» жилища), а сделать его ничуть не сложнее, чем детский.
В заключение
Индейцы и народы Севера СНиПов не знали и знать не желают. И эта статья тем более не нормативное руководство по постройке игрового вигвама. Делайте его как хотите, лишь бы стоял и детям в нем нравилось. Поэтому в заключение даем подборку видео о том, как другие строят вигвамы для детей:
Видео: различные самодельные вигвамы
Значение слова «вигвам»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВИГВА’М, а, м. [от американск. waggwus]. Жилище североамериканских индейцев из коры или кож.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
вигва́м
1. этногр. жилище североамериканских индейцев в виде куполообразной или конической хижины, покрытой ветвями, корой, шкурами ◆ ― Прекрасно, что вы пришли в наш скромный вигвам. А. И. Куприн, «Яма», 1915 г. ◆ Лыжные палки можно отдать соседским детям, они будут строить из палок и одеял вигвамы. Михаил Шишкин, «Венерин волос», 2004 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова платонически (наречие):
Ассоциации к слову «вигвам»
Синонимы к слову «вигвам»
Предложения со словом «вигвам»
Цитаты из русской классики со словом «вигвам»
Сочетаемость слова «вигвам»
Каким бывает «вигвам»
Понятия со словом «вигвам»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «вигвам»
Воздух был свеж и чист, земля покрыта яркой и сочной зеленью, кругом стояли в живописном беспорядке шатры и палатки типа индейских вигвамов.
Среди очертаний больших вигвамов, сделанных из кож, трудно было рассмотреть что-нибудь, кроме пламени костров, поминутно заслоняемого двигавшимися фигурами, да ещё и дыма, медленно поднимавшегося в спокойном воздухе.
Небольшие жестяные печурки обогревают палатки, а в вигвамах индейцы греются у открытого очага.
88. Жилища народов мира
88. Жилища народов мира
Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №88, февраль 2016 года.
Обратите внимание:
В интернет-версии БОЛЬШЕ материалов, чем в печатной.
Пробовали смотреть газеты на экране смартфона? Рекомендуем – очень удобно!
«Жилища народов мира»
(66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» от «абылайши» до «яранги»)
Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт к-я.рф) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу.
Дорогие друзья! Наши постоянные читатели заметили, что мы не в первый раз представляем выпуск, так или иначе связанный с темой недвижимости. Недавно мы обсудили самые первые жилые сооружения каменного века, а также пригляделись к «недвижимости» неандертальцев и кроманьонцев (87 выпуск). О жилищах народов, издавна проживающих на землях от Онежского озера до берегов Финского залива (а это вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны, тихвинские карелы и русские), мы поговорили в серии «Коренные народы Ленинградской области» (80, 82 и 85 выпуски). Самые невероятные и своеобразные современные здания мы рассмотрели в 71 выпуске. Не раз писали мы также и о праздниках, имеющих отношение к теме: День риэлтора в России (8 февраля); День строителя в России (второе воскресенье августа); Всемирный день архитектуры и Всемирный день жилища (первый понедельник октября). Эта стенгазета – краткая «настенная энциклопедия» традиционных жилищ народов со всего света. 66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» расставлены по алфавиту: от «абылайши» до «яранги».
Абылáйша
Абылáйша — походная юрта у казахов. Её каркас состоит из множества жердей, которые крепятся сверху к деревянному кольцу – дымоходу. Вся конструкция накрывается войлоком. В прошлом подобные жилища использовались в военных походах казахского хана Абылая, откуда и название.
Аил («деревянная юрта») – традиционное жилище теленгитов, народа Южного Алтая. Бревенчатое шестиугольное строение с земляным полом и высокой крышей, покрытой берестой или корой лиственницы. Посередине земляного пола находится очаг.
Ариш – летний дом арабского населения побережья Персидского залива, сплетённый из стеблей пальмовых листьев. На крыше установлена своеобразная матерчатая труба, которая в условиях чрезвычайно жаркого климата обеспечивает вентиляцию в доме.
Балагáн
Балагáн – зимнее жилище якутов. На бревенчатом каркасе укреплялись наклонные стены из тонких жердей, обмазанных глиной. Низкая пологая крыша покрывалась корой и землёй. В маленькие окна вставлялись куски льда. Вход ориентирован на восток и прикрыт навесом. С западной стороны к балагану пристраивали хлев для скота.
Барасти
Барасти – на Аравийском полуострове общее название для хижин, сплетённых из листьев финиковой пальмы. Ночью листья впитывают избыточную сырость, а днём постепенно высыхают, увлажняя жаркий воздух.
Барабóра
Барабóра – вместительная полуземлянка алеутов, коренного населения Алеутских островов. Каркас делался из китовых костей и выброшенных на берег коряг. Крыша утеплялась травой, дёрном и шкурами. В крыше оставляли отверстие для входа и освещения, откуда спускались внутрь по бревну с вырубленными в нём ступенями. Бараборы строились на холмах у побережья, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов.
Бордей
Бордей – традиционная полуземлянка в Румынии и Молдавии, крытая толстым слоем соломы или тростника. Подобное жилище спасало от значительных перепадов температуры в течение суток, а также от сильного ветра. На глиняном полу был очаг, однако топился бордей по-чёрному: дым выходил через маленькую дверь. Это один из древнейших типов жилья в этой части Европы.
Бахареке
Бахареке – хижина индейцев Гватемалы. Стены – из жердей и веток, обмазанных глиной. Крыша – из сухой травы или соломы, пол – из утрамбованного грунта. Бахареке устойчивы к сильным землетрясениям, случающимся в Центральной Америке.
Бурама
Бурама – временное жилище башкир. Стены делались из брёвен и веток и не имели окон. Двускатная крыша покрывалась корой. Земляной пол застилался травой, ветками и листьями. Внутри сооружались нары из досок и очаг с широким дымоходом.
Валкаран
Валкаран («дом из челюстей кита» по-чукотски) – жилище у народов побережья Берингова моря (эскимосов, алеутов и чукчей). Полуземлянка с каркасом из крупных костей кита, покрытая землёй и дёрном. Имела два входа: летний – через отверстие в кровле, зимний – через длинный полуподземный коридор.
Вардо
Вардо – цыганская кибитка, настоящий однокомнатный дом на колёсах. В нём есть дверь и окна, печь для приготовления пищи и обогрева, кровать, ящики для вещей. Сзади, под откидным бортом, – ящик для хранения кухонных принадлежностей. Снизу, между колёсами, – багаж, съёмные ступеньки и даже курятник! Вся повозка достаточно лёгкая, так что её могла везти одна лошадь. Вардо отделывался искусной резьбой и окрашивался яркими красками. Расцвет вардо пришёлся на конец XIX – начало XX века.
Вежа – старинное зимнее жилище саамов, коренного финно-угорского народа Северной Европы. Вежа делалась из брёвен в форме пирамиды с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами, а сверху укладывали кору, хворост и дёрн и придавливали берёзовыми жердями для прочности. В центре жилища устраивали каменный очаг. Пол покрывали оленьими шкурами. Рядом ставили «нили» – сарайчик на столбах. К началу XX века многие саамы, живущие на территории России, уже строили себе избы и называли их русским словом «дом».
Вигвам
Вигвам – общее название жилища лесных индейцев Северной Америки. Чаще всего это шалаш куполообразной формы с отверстием для выхода дыма. Каркас вигвама делался из изогнутых тонких стволов и накрывался корой, циновками из тростника, шкурами или кусками ткани. Снаружи покрытие дополнительно прижималось жердями. Вигвамы могут быть как круглыми в плане, так и вытянутыми и иметь несколько дымовых отверстий (такие конструкции называются «длинными домами»). Вигвамами часто ошибочно называют конусообразные жилища индейцев Великих равнин – «типи» (вспомните, например, «народное творчество» Шарика из мультфильма «Зима в Простоквашино»).
Викиап
Викиап – жилище апачей и некоторых других индейских племён Юго-Запада США и Калифорнии. Небольшая грубая хижина, покрытая ветками, кустарником, соломой или циновками, часто с дополнительно накинутыми сверху кусками ткани и одеялами. Разновидность вигвама.
Дёрновый дом
Дёрновый дом – традиционная постройка Исландии ещё со времён населяющих её викингов. Его конструкция определялась суровым климатом и дефицитом дерева. На месте будущего дома выкладывались большие плоские камни. На них ставился деревянный каркас, который обкладывался дёрном в несколько слоёв. В одной половине такого дома жили, в другой – содержали домашний скот.
Дяолоу
Дяолоу – укреплённый многоэтажный дом в провинции Гуандун на юге Китая. Первые дяолоу были построены ещё при династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В более поздние и относительно безопасные времена такие дома-крепости строили, просто следуя традиции.
Землянка
Землянка – один из древнейших и повсюду распространённых видов утеплённого жилья. В ряде стран крестьяне жили преимущественно в землянках вплоть до позднего средневековья. Вырытая в земле яма перекрывалась жердями или брёвнами, которые засыпались землёй. Внутри находился очаг, а вдоль стен – нары.
Иглу – куполообразная хижина эскимосов, сложенная из блоков плотного снега. Пол и иногда стены застилали шкурами. Для входа прорывали в снегу тоннель. Если снег неглубокий, вход устраивали в стене, к которой достраивался дополнительный коридор из снежных блоков. Свет в помещение проникает прямо через снежные стены, хотя делали и окна, закрытые тюленьими кишками или льдинами. Часто несколько иглу соединяли между собой длинными снежными коридорами.
Изба – бревенчатый дом в лесной зоне России. До Х века изба была похожа на полуземлянку, достроенную несколькими рядами брёвен. Двери не было, вход прикрывался поленьями и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Изба топилась по-чёрному. Люди спали на подстилках на земляном полу в одном помещении со скотом. С веками изба обзавелась печью, отверстием на крыше для выхода дыма, а затем и трубой. Появились отверстия в стенах – окошки, которые закрывали пластинками слюды или бычьим пузырём. Со временем стали перегораживать избу на две части: горницу и сени. Так появилась изба-«пятистенка».
Северорусская изба
Изба на Русском Севере строилась в два этажа. Верхний этаж — жилой, нижний («подклет») — хозяйственный. В подклете жили слуги, дети, дворовые работники, там же были помещения для скота и хранения припасов. Подклет строился с глухими стенами, без окон и дверей. Наружная лестница вела сразу на второй этаж. Это спасало от заметания снегом: на Севере бывают сугробы по нескольку метров! К такой избе пристраивали крытый двор. Длинные холодные зимы вынуждали объединять жилые и хозяйственные постройки в единое целое.
Икукване
Икукване – большой куполообразный тростниковый дом зулусов (Южная Африка). Строили его из длинных тонких прутьев, высокой травы, тростника. Всё это переплеталось и укреплялось верёвками. Вход в хижину закрывался специальным щитом. Путешественники считают, что Икукване идеально вписывается в окружающий пейзаж.
Кабáнья
Кабáнья – небольшая хижина коренного населения Эквадора (государство на северо-западе Южной Америки). Её каркас плетут из лозы, частично обмазывают глиной и кроют соломой. Такое название получили также беседки для отдыха и технических нужд, устанавливаемые на курортах у пляжей и бассейнов.
Кава – двускатный шалаш óрочей, коренного народа Хабаровского края (Дальний Восток России). Крышу и боковые стены покрывали еловой корой, отверстие для дыма в непогоду прикрывали специальной покрышкой. Вход в жилище всегда обращался к реке. Место для очага засыпали галечником и ограждали деревянными плахами, которые изнутри обмазывались глиной. Вдоль стен сооружали деревянные нары.
Кажим
Кажим – большой общинный дом эскимосов, рассчитанный на несколько десятков человек и многолетний срок службы. На избранном для дома месте копали прямоугольную яму, по углам которой устанавливали высокие толстые брёвна (местной древесины у эскимосов нет, поэтому шли в ход деревья, выброшенные прибоем на берег). Далее возводились стены и крыша в виде пирамиды – из брёвен или китовых костей. В отверстие, оставшееся посередине, вставлялась рама, обтянутая прозрачным пузырём. Всё строение засыпалось землёй. Крыша подпиралась столбами, так же, как и лавки-кровати, установленные вдоль стен в несколько ярусов. Пол устилался досками и циновками. Для входа выкапывался узкий подземный коридор.
Кáжун
Кáжун – традиционное для Истрии (полуостров в Адриатическом море, в северной части Хорватии) каменное строение. Кажун цилиндрической формы с конической крышей. Без окон. Постройка велась методом сухой кладки (без использования связывающего раствора). Изначально служил жилищем, но впоследствии стал играть роль хозяйственной постройки.
Карамо
Карамо – землянка селькупов, охотников и рыболовов севера Западной Сибири. У крутого берега реки выкапывали яму, ставили по углам четыре столба и делали бревенчатые стены. Крыша, также из брёвен, засыпалась землёй. Со стороны воды прокапывали вход и замаскировывали его прибрежной растительностью. Чтобы землянку не заливало, пол делали постепенно повышающимся от входа. Попасть в жилище можно было лишь на лодке, причём лодку тоже затаскивали внутрь. Из-за таких своеобразных домов селькупы назывались «земляными людьми».
Клочан
Клочан – куполообразная каменная хижина, распространённая на юго-западе Ирландии. Очень толстые, до полутора метров, стены выкладывались «насухо», без связующего раствора. Оставлялись узкие щели-окна, вход и дымоход. Такие незамысловатые хижины строили для себя монахи, ведущие аскетичный образ жизни, поэтому внутри не приходится ожидать особого комфорта.
Колыба
Колыба — летнее жильё пастухов и лесорубов, распространённое в горных районах Карпат. Это бревенчатый сруб без окон с двускатной крышей, крытой дранкой (плоскими щепками). Вдоль стен располагаются деревянные лежанки и полки для вещей, пол земляной. Посередине находится очаг, дым выходит через отверстие в крыше.
Конáк
Конáк — двух- или трёхэтажный каменный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Строение, в плане напоминающее букву «Г», покрывает массивная черепичная крыша, создающая глубокую тень. При каждой спальне есть крытый выступающий балкон и паровая баня. Большое количество разнообразных помещений удовлетворяет все нужды хозяев, поэтому в постройках во дворе нет необходимости.
Кувакса
Кувакса – переносное жилище саамов в период весенне-летних кочёвок. Имеет конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, бересты или парусины. В центре устраивался очаг. Кувакса является разновидностью чума, а также напоминает типи североамериканских индейцев, но несколько более приземистая.
Кула – укреплённая башня из камня в два-три этажа с мощными стенами и маленькими окнами-бойницами. Кулы можно встретить в горных районах Албании. Традиция строительства подобных домов-крепостей очень древняя и существует также на Кавказе, Сардинии, Корсике и в Ирландии.
Курéнь
Курéнь (от слова «куриться», что значит «дымиться») — жилище казаков, «вольных войск» Русского царства в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. Первые казачьи поселения возникали в плавнях (речных камышовых зарослях). Дома стояли на сваях, стены делались из плетней, заполненных землёй и обмазанных глиной, крыша была камышовая с отверстием для выхода дыма. Особенности этих первых казачьих жилищ прослеживаются и в современных куренях.
Лепа-лепа
Лепа-лепа – лодка-дом баджао, народа Юго-Восточной Азии. Баджао, «морские цыгане», как их называют, всю свою жизнь проводят в лодках в «Коралловом треугольнике» Тихого океана – между Борнео, Филиппинами и Соломоновыми островами. В одной части лодки они готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят. На сушу они выбираются только для того, чтобы продать рыбу, купить рис, воду и рыболовные снасти, а также похоронить умерших.
Мáзанка
Мáзанка – практичный сельский дом степной и лесостепной Украины. Своё название мазанка получила по старинной технологии постройки: каркас из веток, утеплённый тростниковой прослойкой, обильно обмазывался глиной, смешанной с соломой. Стены регулярно белились изнутри и снаружи, что придавало домику нарядный вид. Четырёхскатная соломенная крыша имела большие свесы, чтобы в дождь стены не размокали.
Минка
Минка – традиционное жилище японских крестьян, ремесленников и торговцев. Минка строилась из легкодоступных материалов: бамбука, глины, травы и соломы. Вместо внутренних стен использовались скользящие перегородки или ширмы. Это позволяло обитателям дома по своему усмотрению менять расположение комнат. Крыши делались очень высокими, чтобы снег и дождь сразу скатывались, и солома не успевала намокнуть.
Одаг – свадебный шалаш шорцев, народа, живущего в юго-восточной части Западной Сибири. Девять тонких молодых берёз с листвой связывали сверху и покрывали берестой. Жених разжигал внутри шалаша огонь с помощью огнива. Молодые оставались в одаге три дня, после чего переселялись в постоянный дом.
Пальясо
Пальясо – вид жилища в Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). По кругу диаметром 10-20 метров выкладывали каменную стену, оставляя проёмы для входной двери и маленьких окон. Поверх на деревянном каркасе ставили конусообразную крышу из соломы. Иногда в больших пальясо устраивались две комнаты: одна – жилая, вторая – для скота. В качестве жилья пальясо использовались в Галисии до 1970-х годов.
Пальейру
Пальейру – традиционный домик фермеров деревни Сантана на востоке острова Мадейры. Это небольшое каменное строение с покатой соломенной крышей до самой земли. Домики раскрашены в белый, красный и синий цвета. Пальеру начали строить первые колонизаторы острова.
Пещера
Пещера – наверное, самое древнее естественное убежище человека. В мягких породах (известняках, лёссах, туфах) люди издавна вырубали искусственные пещеры, где обустраивали комфортные жилища, иногда – целые пещерные города. Так, в пещерном городе Эски-Кермен в Крыму (на фото) вырубленные в скале комнаты имеют очаги, дымоходы, «кровати», ниши для посуды и других вещей, ёмкости для воды, окна и дверные проёмы со следами от петель.
Поварня
Поварня – летнее жилище камчадалов, народа Камчатского края, Магаданской области и Чукотки. Чтобы обезопасить себя от перепадов уровня воды, жилище (наподобие чума) строили на высоких сваях. Использовались брёвна, выброшенные морем на берег. Очаг размещали на куче гальки. Дым выходил в отверстие посередине острой крыши. Под крышей делались многоярусные жерди для сушки рыбы. Поварни и сейчас можно увидеть на берегу Охотского моря.
Пуэбло
Пуэбло – древние поселения индейцев пуэбло, группы индейских народов Юго-Запада современных США. Замкнутое сооружение, построенное из песчаника или сырого кирпича, в виде крепости. Жилые помещения располагали уступами в несколько этажей – так, чтобы крыша нижнего этажа являлась двором для верхнего. На верхние этажи забирались по приставным лестницам через отверстия в крышах. В некоторых пуэбло, например, в Таос-Пуэбло (поселение тысячелетней давности), индейцы живут до сих пор.
Пуэблито
Пуэблито — небольшой дом-крепость на северо-западе американского штата Нью-Мексико. 300 лет назад их построили, как предполагается, племена навахо и пуэбло, которые оборонялись от испанцев, а также от племён юта и команчи. Стены выложены из валунов и булыжников и скреплены глиной. Внутренние помещения также покрыты глиняной обмазкой. Потолки сделаны из сосновых или можжевеловых балок, поверх которых уложены прутья. Пуэблито располагались на высоких местах в пределах видимости друг друга, чтобы обеспечить возможность дальней связи.
Рига («жилая рига») – бревенчатый дом эстонских крестьян с высокой соломенной или тростниковой крышей. В центральном помещении, топившемся по-чёрному, жили и сушили сено. В соседнем помещении (оно называлось «гумнó») молотили и веяли зерно, хранили орудия и сено, а зимой содержали домашний скот. Были ещё неотапливаемые комнаты («каморы»), которые использовали как кладовки, а в тёплое время и в качестве жилого помещения.
Рондавéль
Рондавéль – круглый дом народов бáнту (юг Африка). Стены складывались из камня. Цементирующий состав состоял из песка, земли и навоза. Крыша – шесты из веток, к которым травянистыми канатами привязывались пучки тростника.
Сáкля
Сáкля – дом жителей горных местностей Кавказа и Крыма. Обычно это дом из камня, глины или сырого кирпича с плоской крышей и узкими окнами, похожими на бойницы. Если сакли располагались друг под другом на склоне горы, крыша нижнего дома запросто могла служить двором для верхнего. Балки каркаса делали выступающими, чтобы обустроить уютные навесы. Впрочем, саклей здесь может называться и любая маленькая хижина с соломенной крышей.
Сенек
Сенек – «бревенчатая юрта» шорцев, народа юго-восточной части Западной Сибири. Двускатная крыша покрывалась берестой, которая сверху крепилась полубрёвнами. Очаг был в виде глиняной ямы напротив входной двери. Над очагом на поперечной жерди подвешивался деревянный крюк с котелком. Дым уходил в отверстие в крыше.
Типи – переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин Америки. Типи имеет форму конуса высотой до восьми метров. Каркас собирают из шестов (сосновых — на северных и центральных равнинах и из можжевельника — на южных). Покрышку сшивают из кож бизонов или парусины. Сверху оставляют дымовое отверстие. Двумя дымовыми клапанами регулируют тягу дыма очага с помощью особых шестов. На случай сильного ветра типи привязывают к особому колышку ремнём. Не следует путать типи с вигвамом.
Токуль
Токуль – круглая соломенная хижина жителей Судана (Восточная Африка). Несущие части стен и конической крыши делают из длинных стволов мимозы. Затем на них надевают обручи из гибких ветвей и покрывают соломой.
Тýлоу
Тýлоу — дом-крепость в провинциях Фуцзянь и Гуандун (Китай). Из камней по кругу или квадрату выкладывался фундамент (что затрудняло врагам подкоп во время осады) и строилась нижняя часть стены толщиной около двух метров. Выше стена достраивалась из смеси глины, песка и извести, которая затвердевала на солнце. На верхних этажах оставлялись узкие проёмы под бойницы. Внутри крепости располагались жилые помещения, колодец, большие ёмкости для продовольствия. В одном тулоу могли жить по 500 человек, представляющих один клан.
Трýлло
Трýлло – оригинальный дом с конической крышей в итальянской области Апулия. Стены трулло очень толстые, поэтому в жаркую погоду там прохладно, а зимой — не так холодно. Трулло двухъярусный, на второй этаж поднимались по приставной лестнице. Нередко у трулло было несколько крыш-конусов, под каждой из которых – отдельная комната.
Туэдзи
Туэдзи – летний дом удэгейцев, орочей и нанайцев – коренных народов Дальнего Востока. Над вырытой ямой устанавливалась двускатная крыша, покрытая берестой или корой кедра. Боковые стороны засыпались землёй. Внутри туэдзи делится на три части: женскую, мужскую и центральную, в которой располагался очаг. Над очагом устанавливали помост из тонких жердей для сушки и копчения рыбы и мяса, а также подвешивали котёл для приготовления пищи.
Урасá
Урасá — летнее жилище якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. Длинные, жерди, поставленные по кругу, сверху скрепляли деревянным обручем. Изнутри каркас окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делали в виде берестяного занавеса, украшенного народными узорами. Для прочности бересту вываривали в воде, затем скоблили ножом верхний слой и сшивали тонким волосяным шнуром в полосы. Внутри вдоль стен сооружались нары. Посередине на земляном полу находился очаг.
Фале – хижина жителей островного государства Самóа (южная часть Тихого океана). Двускатная крыша из листьев кокосовой пальмы устанавливается на деревянные столбы, расположенные по кругу или овалу. Отличительная особенность фале – отсутствие стен. Проёмы между столбами при необходимости завешиваются циновками. Деревянные элементы конструкции связываются канатами, сплетёнными из нитей шелухи кокосовых орехов.
Фáнза
Фáнза – тип сельского жилища в Северо-Восточном Китае и на Дальнем Востоке России у коренных народов. Прямоугольное строение на каркасе из столбов, поддерживающих двускатную соломенную крышу. Стены делали из соломы, смешанной с глиной. Фанза имела хитроумную систему обогрева помещений. От глиняного очага вдоль всей стены на уровне пола проходил дымоход. Дым, прежде, чем выйти в длинную трубу, построенную снаружи фанзы, отапливал широкие нары. Горячие угли из очага высыпали на особое возвышение и использовали для подогрева воды и сушки одежды.
Фелидж
Фелидж – шатёр бедуинов, арабских кочевников. Каркас из длинных переплетённых друг с другом жердей накрывают тканью, сотканной из верблюжьей, козьей или овечьей шерсти. Эта ткань настолько плотная, что не пропускает дождь. Днём тент поднимают, чтобы жилище проветрилось, а ночью или в сильный ветер – опускают. Фелидж поделён на мужскую и женскую половины занавеской из узорчатой ткани. В каждой половине – свой очаг. Пол застилают циновками.
Ханóк
Ханóк – традиционный корейский дом с глиняными стенами и соломенной или черепичной крышей. Его особенность – система отопления: под полом проложены трубы, по которым горячий воздух от очага разносится по всему дому. Идеальным местом для ханока считается такое: позади дома – холм, а перед домом течёт ручей.
Хáта – традиционный дом украинцев, белорусов, южных русских и части поляков. Крыша, в отличие от русской избы, делалась четырёхскатной: соломенной или камышовой. Стены возводились из полубрёвен, обмазанных смесью глины, конского навоза и соломы, и белились – как снаружи, так и изнутри. Непременно на окнах делались ставни. Вокруг дома шла завалинка (широкая, заполненная глиной лавка), предохраняющая нижнюю часть стены от размокания. Хата делилась на две части: жилую и хозяйственную, разделённые между собой сенями.
Хóган
Хóган – древнее жилище индейцев навахо, одного из самых многочисленных индейских народов Северной Америки. Каркас из жердей, поставленных под углом 45° к земле, переплетался ветками и густо обмазывался глиной. Нередко к этой простой конструкции пристраивалась «прихожая». Вход занавешивался одеялом. После того, как по территории навахо прошла первая железная дорога, конструкция хогана изменилась: индейцы нашли весьма удобным строить свои дома из шпал.
Чум – общее название конического шалаша из жердей, покрываемых берестой, войлоком или оленьими шкурами. Такая форма жилища распространена по всей Сибири – от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов.
Шабоно
Шабоно – коллективное жилище индейцев яномáмо, затерянных в тропических лесах Амазонии на границе Венесуэлы и Бразилии. Большая семья (от 50 до 400 человек) выбирает себе подходящую поляну в глубине джунглей и огораживает её столбами, к которым крепится длинная крыша из листьев. Внутри такой своеобразной изгороди остаётся открытое пространство для хозяйственных работ и ритуалов.
Шалáш
Шалáш – общее название простейшего укрытия от непогоды из любых подручных материалов: палок, веток, травы и пр. Являлся, вероятно, первым рукотворным убежищем древнего человека. Во всяком случае, нечто похожее создают и некоторые животные, в частности, человекообразные обезьяны.
Шалé («хижина пастуха») – небольшой сельский домик в «швейцарском стиле» в Альпах. Один из признаков шале – сильно выступающие карнизные свесы. Стены – деревянные, их нижняя часть может быть оштукатуренной или обложенной камнем.
Шатёр
Шатёр – общее название временной лёгкой постройки из ткани, кожи или шкур, растянутых на кольях и верёвках. Издревле шатры использовали восточные кочевые народы. Шатёр (под разными названиями) часто упоминается в Библии.
Юрта – общее название переносного каркасного жилища с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников. Классическая юрта легко собирается и разбирается силами одной семьи в течение нескольких часов. Она перевозится на верблюде или лошади, её войлочное покрытие хорошо защищает от перепадов температуры, не пропускает ни дождь, ни ветер. Жилища этого типа настолько древние, что распознаются даже на наскальных рисунках. Юрты в ряде местностей с успехом используются и в наши дни.
Яодун
Яодун — дом-пещера Лёссового плато северных провинций Китая. Лёсс – мягкая, легко поддающаяся обработке порода. Местные жители это давно обнаружили и испокон веков выкапывали себе жилища прямо в склоне холма. Внутри такого дома комфортно при любой погоде.
Ярáнга
Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Вначале по кругу устанавливают треноги из жердей и фиксируют их камнями. К треногам привязывают наклонные шесты боковой стенки. Сверху крепится каркас купола. Всю конструкцию покрывают оленьими или моржовыми шкурами. Две-три жерди ставят посередине для того, чтобы подпереть потолок. Яранга делится пологами на несколько помещений. Иногда внутри яранги ставят маленький накрытый шкурами «домик».
Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша искренняя признательность замечательным фотографам, любезно разрешившим использовать в этом выпуске свои фотографии. Это Михаил Красиков, Евгений Голомолзин и Сергей Шаров. Большое спасибо Людмиле Семёновне Грек – за оперативные консультации. Ваши отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.ru или через диалоговое окошко на сайте к-я.рф.
Дорогие друзья, спасибо, что вы с нами!