видовдан в сербии что это
Праздник Видовдан — самый мистический праздник Сербии
История праздника Видовдан
Изначально 28 июня праздновался как день поклонению мученику Святому Виту. В ночь перед этим событием сербы разводили священный костер, который называется «Крийес» («поворот солнца к лету»). Но именно с этой датой связанны одни из самых трагических дат сербской истории. Многие сербы называют 28 июня «роковым» и «мистическим» днем.
Возможно, Вам это будет интересно:
Битва на Косовом поле
Одно из самых важных событий, что произошло в эту дату, бесспорно можно назвать Битву на Косовом поле. 28 июня 1389 года армия сербов, находившейся под руководством князя Лазаря, потерпела ошеломительное поражение от турецких войск, которых возглавлял султан Мурат. Обе стороны имели колоссальные потери среди своих воинов на этой битве. Это было началом 500-летнего турецкого владычества на Балканах, и так же день, когда Сербия потеряла свою независимость.
Сейчас названия Видовдан приравнивают к Битве на Косовом поле — они стали, буквально, синонимами.
Видовдан в 1914 году
Видовданский Устав
28 июня 1921 года в Королевстве Югославия, которая на тот момент называлась Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, был принят, так называемый «Видовданский Устав», а точнее, специальная конституция. Она сильно ограничивала власть короля Александра I Карагеоргиевича и просуществовала вплоть до монархического переворота 1931 года.
Видовдан — события наших дней
28 июня 2001 года был выдан бывший президент Сербии Слободан Милошевич Гаагскому трибуналу по обвинению в совершении военных преступлений.
Празднование Видовдана
Как же празднуется столь исторически многострадальный день Святого Вита в Сербии? Основное, что происходит, торжественные богослужения, панихиды. В монастырях и церквях проходят Божественные литургии. Так же проходят различные концерты, перфомансы, культурные мероприятия и благотворительные акции. Особенные торжества происходят на мемориальном комплексе Газиместан, который находится на Косовском поле. Именно сюда приезжают сербы, живущие сейчас в разных уголках нашей планеты, чтобы почтить память героев, отдавших жизнь за свою родину.
Видовдан: торжество скорби
— 28 июня сербы отмечают Видовдан — день Косовской битвы — главный национальный сербский праздник. Историк иеромонах Игнатий (Шестаков) рассказал корреспонденту портала «Православие и мир» о смысле праздника, том, как прошел праздник в этом году и о современном положении дел в Косово.
— Для начала хотелось бы сказать о самом названии — Видовдан. Почему, собственно, Видовдан и что это означает? Действительно для нас это название звучит несколько непонятно и каких-то определенных ассоциаций не вызывает.
На самом деле объясняется это довольно просто. 28 июня — это помимо даты Косовской битвы, еще и день памяти святого мученика Вита, пострадавшего при Диоклетиане. По-сербски — Видовдан — буквально день Вита.
Подобного рода названия церковных праздников и дней памяти святых характерны для сербской церковной традиции. У сербов есть такие праздники как Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (свт.Николая), Митровдан (св.вмч.Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (вмч.Георгия) и так далее.
Видовдан на протяжении веков ассоциируется именно с Косовской битвой, эти два понятия фактически стали синонимами. Они в равной степени встречаются в сербской богословской, философской, исторической литературе, звучат в проповедях.
Если говорить о современном значении этого дня, то это одновременно и праздник и день скорби. Скажем день скорби и торжества одновременно.
Литургия в Грачанице
С одной стороны в этот день в жизни сербского народа произошла величайшая трагедия — поражение в Косовской битве, которое считается отправной точкой, с которой началось утверждение турецкого владычества над Сербией. Как говорят сами сербы «турецкого рабства». (Хотя, конечно, порабощение турками сербских земель было более сложным, постепенным процессом и в основном закончилось только во второй половине XV века.) Поэтому для сербов — день гибели земного «Сербского царства».
Но вместе с тем — это и день памяти великого жертвенного подвига, победы Царства Небесного над царством земным. Победа Вечной Жизни над этим преходящим миром. Победа жертвенной любви над законами тленного мира.
Можно сказать, что Косовский бой никогда не прекращался для сербов и продолжается и сейчас и в прямом и в переносном смысле.
Видовдан: песня в исполнении сестер Ново-Тихвинского монастыря Скачать
— Как обычно проходят торжества?
— Этот день сербы отмечают не только в Косово, но и по всему миру, повсюду, где только они живут.
Обычно в этот день проходят торжественные богослужения, Божественные литургии, панихиды. К этому дню приурочены культурные мероприятия, концерты, благотворительные акции. Для сербов это и день воинской славы, поэтому обычно, особенно в последние годы, в торжествах принимают участие и военные.
Особые торжества проходят на самом Косовом поле, на Газиместане — это такой мемориальный комплекс. Здесь ежегодно в этот день собирается множество сербов практически со всех концов света.
В этом году торжества возглавил Святейший Патриарх Ириней. В монастыре Грачаница была совершена Божественная литургия, а затем состоялось заупокойное поминовение на Газиместане. Особенно важно, что в этом году и в там присутствовал посол России Александр Васильевич Конузин вместе с русскими кадетами, чей съезд в эти дни проходит в Сербии. Этот факт сам по себе очень значим для сербов.
По сообщениям СМИ на Газиместане в этом году собралось около полутора тысяч человек, а когда-то на юбилейных торжествах здесь собиралось по нескольку сотен тысяч.
— Какие главные задачи и проблемы сейчас стоят перед сербским государством и Церковью на Косово и Метохии?
— Если говорить о государстве, то безусловно главная задача — сохранить край как неотъемлемую часть Сербии, что само по себе сейчас выглядит весьма проблематичным. Одно дело декларировать это на словах и бумаге, а другое реально контролировать ситуацию или, по крайней мере, иметь действующие механизмы по защите прав всех жителей Косово и Метохии, считающих себя гражданами Сербии, а не некого «независимого Косово».
Что же касается Сербской Церкви, то для нее сейчас жизненно важно не только физически спасти свои святыни, но и сохранить монастыри и храмы как очаги духовной жизни и молитвы. К сожалению, именно в Косово и Метохии недавно возникли определенные проблемы, на какое-то время поколебавшие единство и вызвавшие разногласия внутри церковного народа, что может сказаться и на положении всего православного населения края. Будем надеяться, что эти нестроения будут скоро окончательно преодолены.
Но есть и другие, не менее серьезные проблемы. Сейчас Сербская Церковь стоит перед опасностью того, что международные силы КФОР начинают передавать, и в некоторых местах уже передали, охрану сербских святынь в руки Косовской полицейской службы (КПС), состоящей в подавляющем большинстве из албанцев, многие из которых были участниками вооруженных формирований изгонявших сербов из края.
Возникает вопрос: если во время мартовских погромов 2004 года прекрасно вооруженный иностранный контингент КФОР и полиция УНМИК не смогли (или не захотели) защитить от разрушения десятки сербских святынь и показали неспособность контролировать ситуацию, то смогут ли и, вообще, захотят ли этим заниматься албанские полицейские, в случае начала очередных погромов.
Сейчас представители Сербской Церкви убеждают руководство НАТО и КФОР не оставлять охрану сербских святынь, предупреждают о пагубности подобного шага. Возникает впечатление, что трагическая история сербского Косово и Метохии повторяется. В свое время сербским священнослужителям приходилось искать защиты от произвола местных грабителей у турецкого султана. А сейчас на место этого султана, встало НАТО и КФОР и именно в их воле помиловать сербов или оставить их на произвол завоевателя.
Видовдан: песня в исполнении сестер Ново-Тихвинского монастыря Скачать
Видовдан – день святого великомученика царя Лазаря и всех мучеников сербских
28 июня сербы отмечают национальный праздник «Видовдан» (Видов день) – день, когда в 1389 году произошло знаменитое сражение на Косовом поле.
«Видовдан» отмечался в Сербии и ранее: это был праздник, посвященный языческому богу Виду, однако, вот уже более 600 лет день 28-го июня в сербской памяти связывается исключительно с битвой, в которой сербское войско противостояло в десять раз более сильному неприятелю. Тогда сербское ополчение, ведомое князем Лазарем, все полегло на Косовом поле – однако, и турецкая армия понесла тяжелейшие потери, которые значительно замедлили ее продвижение в Европу.
После Косовской битвы Сербия стала вассалом Турции, а в 1459 году была включена в состав Османской империи. Вместе с тем, после своей «победы» турки повернули назад, приостановив шествие вглубь Балканского полуострова. В христианском мире даже долго ходили слухи о победе сербов на Косовом поле.
Многие считают, что по этой причине возникло предание о том, что Сербия возвратит себе былую мощь только тогда, когда глава князя Лазаря вновь соединится с его мощами. Кроме этого, существует еще много народных преданий, поверий, связанных с «Видовданом». В Косово рассказывают, что накануне «Видовдана», в глухую пору ночи все реки в одно мгновение начинают течь красные как кровь, потому что очень много воинов в тот день оставили свои жизни на Косовом поле.
В «Видовдан» кукушки перестают куковать — в память о погибших косовских героях. В этот день в Сербии не поют, не играют и не веселятся. В народной песне о Косовской битве гибель сербской державы толкуется следующим образом: накануне битвы князь Лазарь получает с неба от Ангела письмо, в котором ему передано: в завтрашнем бою он одолеет турок, если предпочтет Земное царство, и будет побежден и погибнет, если выберет Царство Небесное. Лазарь выбрал Небесное – и на следующий день проиграл сражение и потерял жизнь.
Слово святителя Николая Сербского. На Видовдан1 этого года приходится ровно 550 лет со дня мученической смерти святого князя Лазаря и Косовской битвы (1389). Для нашего народа Косово – самое великое событие и самое трагическое вдохновение. В нем вся вера сербского народа, вся мудрость, вся этика. Вера, которая напоминает о том, что Бог владеет царствами; мудрость, которая утешает тем, что всякое зло преходяще и невечно, как и люди. Этика, которая возвышает до сознания того, что больше чести умереть достойно, чем недостойно жить.
«Если желаешь ты Царства Небесного,
То построй на Косово церковь,
Не ставь ее на фундамент мраморный,
А пусть будет она из чистого багряного шелка;
Прикажи причаститься войску;
Все оно в бою погибнет,
И ты, князь честной, вместе с ними
Возлюбил князь Царство Небесное,
А не временное, земное»3.
Когда евреи захотели сделать Христа своим царем, то Он, видя помышления их, ушел в пустынное место. А когда римский прокуратор Пилат спросил: «ты ли Царь», Иисус ответил ему: «Царство Мое не от мира сего».
В сознании и подсознании всего народа звучала одна таинственная нота – на Косово Христос раздает венцы мученической славы, и что необходимо добыть эти венцы; что одно царство гибнет, а другое приобретается; и что пробил решающий час всем пожертвовать за Крест Честной.
С таким настроением в душе сербское войско сделало предсмертные приготовления. Простилось с домашними, причастилось на Косове и пошло под крестоносными знаменами на крест в день святого Вита и святого Амоса, крестной славы честного князя.
«И погиб сербский князь Лазарь,
и все его погибло войско,
семьдесят и семь тысяч.
Все свято и достойно было
И до любимого Бога достижимо».3
Косово показало, что наша история совершалась на возвышенной границе небесного и земного, Божественного и человеческого.
Если мы, как народ, в Неманической эпохе (до Косова) в свободе со Христом имели и мощь, и славу, и за-дужбины; в покосовской эпохе – со Христом в рабстве – мы не были подавлены, мы не пали, не пропали, наоборот, показали удивительную глубину души в народной жизни, в искусстве, и силу этой души в победоносных народных восстаниях. Счастливое время для нас было более опасно, а в несчастии поднимались мы до Божественного Престола.
Совсем по-другому обстоит дело с сербским Косово. Как покойника одевают в новую, дорогую одежду, так войско сербское оделось в самое праздничное облачение. Блистательная, сияющая процессия спешила от всех границ царства в самый центр чести и славы, на Косово поле. Под сенью крестоносных флагов и икон крестных слав (крестная слава – посвящение сербского рода святому или празднику), с песнями и восклицаниями, с песнями и игрой на свирелях, с песнями и с радостью шло это шествие на свой косовский эшафот. Разве не напоминает все это шествие первых христиан, которые с таким же настроем шли под меч, в огонь или к диким зверям?
А поскольку все сербское войско на Косовом Поле пало – добровольно – за истину и правду Божию, то оно и победило. Оно принесло в жертву Богу все, что имело; потому и победило. Погибло тело, спаслась душа. И тело Лазаря не погибло. Святое тело его, осененное небесной силой, и доныне лежит нетленное и исцеляет человеческие немощи. Не погибли и тела остальных витязей креста. За их святые души освящены и их святые тела, а их святыми телами освящена и вся Косовская земля. Потому Косово стало святым полем. Косово есть самая большая гробница христианских мучеников, погибших за один день. Другая такая же нам неизвестна.
И правый серб, что в косовской традиции означает православный христианин, пусть возблагодарит Господа Бога за то, что Он дал им Косово, гордость, утешение и неиссякаемый источник самых высоких вдохновений.
1 День памяти св. мучеников Вита, Модеста и Кри-скентии 15/28 июня.
2 Накануне Косовской битвы св. князю Лазарю явился Ангел, предложив на выбор земное царство или мученичество ради Царства Небесного. И он предпочел погибргуть в битве.
Православная Жизнь
И почему для сербов так важна память о Косовской битве.
Ежегодно 28 июня в Сербии отмечается национальный праздник «Видовдан» (Видов день), установленный в память о знаменитом сражении на Косовом поле в 1389 году. Тогда сербское войско во главе с князем Лазарем Хребеляновичем противостояло турецкой армии – более сильному и многочисленному противнику. Все сербские воины и их благородный правитель погибли в том бою, а Сербия оказалась под османским игом. Почему же для сербов так важна память о Косовской битве, а князь Лазарь почитается как национальный герой? Об этом порталу «Православная Жизнь» рассказал сотрудник пресс-службы Сербской Патриархии Николай Сапсай.
– Николай, Косовская битва – трагическое событие в истории средневековой Сербии, следствием которого стали пять веков турецкого рабства. Тем не менее она воспета в гимнах и народных песнях, а князь Лазарь после гибели почти сразу был причислен к лику святых. В чем же значимость этого сражения и почему князь Лазарь герой?
Мысленно перебирая в тот час все свои слова и поступки, князь Лазарь вспомнил, что ночью во сне, накануне Косовской битвы, ему явился Ангел и задал вопрос: что дороже – земное царство или Царство Небесное? «Царство земное – кратко и временно, а Небесное – на веки вечные», – ответил Лазарь небесному посланнику. Он сам выбрал Царство Небесное, вечное, и тем самым заключил с Богом «царев завет», известный в народе как «Косовский завет».
Но как же проигравший битву князь именуется национальным героем и прославлен в лике святых? Что за парадокс?
Святитель Николай Сербский утверждал, что именно Косовская битва сделала сербов великим народом. Святитель называл Косово «национальной Голгофой», «духовным и нравственным воскресением». Oн неустанно напоминал, что после сражения на Косовом поле турки повернули назад, приостановив дальнейшее шествие вглубь Балканского полуострова. «Поскольку сербское войско все на Косовом поле полегло – причем добровольно – за истину и правду Божию, – утверждает святитель Николай, – то оно и победило».
С одной стороны, в этот день в жизни сербского народа произошла величайшая трагедия – поражение в битве, с которого началось утверждение турецкого владычества над Сербией. Поэтому для сербов Видовдан – день гибели земного «Сербского царства». Но вместе с тем – это и день памяти великого жертвенного подвига, победы Царства Небесного над царством земным, победы Вечной Жизни над преходящей, победы жертвенной любви над законами тленного мира.
Данное событие со временем приобрело центральное место в истории сербского народа. В связи с чем стало праздноваться в качестве национального праздника. В какой бы точке земного шара сербы не оказались, они стараются организовать памятные мероприятия. В диаспоре их совместно проводят посольства и епархии Сербской Православной Церкви. Однако центральные торжества проходят на месте битвы в Косово и Метохии, на юге Сербии.
– Известно, что в последний раз такое торжество было в 2017 году, его возглавлял Святейший Патриарх Ириней. В последующие годы по ряду обстоятельств Предстоятель Сербской Церкви не приезжал в Косово на Видовдан…
– В этом году наш Патриарх вновь молился на Косовом поле! Божественная литургия по случаю празднования Видовдана состоялась в монастыре Грачаница.
В проповеди к народу Святейший Патриарх Порфирий отметил, что православная вера является парадоксальной и каждый, кто попытается понять Евангелие лишь умом, обречен на провал. Ведь православная вера – вера любви, которая не только нелогична, но и антилогична. Предстоятель призвал народы в Косово и Метохии к мирному сосуществованию.
«Различия не должны быть причиной конфликтов и разлуки. Различия – это дары, а дар – это то, что мы получили, чтобы приумножить его и отдать себя другим. Грачаница – это наши глаза, наши уши, наше сердце – так решил князь Лазарь в День святого Вита. Он выбрал веру во Христа, а не праздничную трапезу. И поэтому, когда они говорят нам оставить Грачаницу, отказаться от Косово и Метохии, ну, господа, вы бы позволили себе вырвать глаз, отрезать уши, вырвать сердце? Мы знаем, что вы не согласитесь. Это битва за существенную свободу», – сказал Патриарх.
После Литургии на мемориальном комплексе Газиместан, посвященном битве на Косовом поле, Патриарх Порфирий вместе с архиереями отслужил панихиду по православным воинам, живот свой положившим за веру и Отечество.
Несмотря на многотысячную группу верующих, посетивших эти святые места, многие не смогли оказаться на торжествах из-за ограничений, введенных полицией самопровозглашенного государства Косово, кого-то не пустили из-за национальной символики. Были случаи задержания при жестких осмотрах, которым подвергались и священнослужители, и монашествующие.
В этот праздничный день Патриарх Порфирий также посетил город Крушевац и храм Лазарица, сооруженный еще при жизни князя Лазаря. В связи с 650-летием города – исторической столицы сербского князя, был открыт новый памятник святому Лазарю.
– Как сегодня сербы сохраняют память о событиях более чем 600-летней давности и духовную связь с Косовским краем?
– Несмотря на прошествие стольких веков от подвига князя Лазаря, битва за сохранение Косово и Метохии продолжается для сербов по сей день – и в прямом, и в переносном смысле. Стремясь с помощью Запада отнять у сербов эту святую землю, албанцы прибегают ко всевозможным средствам, в том числе переписывают историю, уничтожают памятники духовности и культуры сербского народа. Не стоит долго искать примеры притеснений православных на юге Сербии, так как даже в нынешнем 2021 году было несколько нападений на храмы, в связи с чем Сербская Православная Церковь просила ОБСЕ и KFOR защитить верующих в Косово и Метохии.
О сербских святынях в Косово и Метохии написано много художественных произведений, трудов, монографий, снято множество документальных фильмов. С их помощью сохраняется память о корнях идентичности для сербов, а также предоставляются подлинные сведения о многострадальной истории сербского народа на этой земле.
Молитвами благоверного князя Лазаря Господь да укрепит всех нас и поможет остаться на пути ведущем в Царство Божие, невзирая на все соблазны мира сего.
Косово болит до сих пор: Сербия как зеркало России
Размышления в день рождения сербской истории
Конец июня — традиционно горячее время на Балканах.
Гаврило Принцип и разведчик Апис закончили свои дни почти одинаково — недоучившийся студент умер в австрийской тюрьме от туберкулеза, не дожив буквально нескольких месяцев до конца им развязанной войны. А основатель полумасонской военной организации «Черная рука» полковник Димитриевич был расстрелян в Салониках по решению военного суда за попытку очередного переворота против уже новой королевской династии Карагеоргиевичей. История любит, выходя на новый круг, пробовать другие концовки.
В следующий раз 28 июня (так совпало?) в 1948 году было выпущено знаменитое заявление Коминформбюро, в котором провозглашался разрыв Советского Союза с Югославией. Развод в жесткой форме был инициирован Иосифом Сталиным — якобы он очень сильно разозлился на своего тезку Броза Тито за то, что тот сам решил стать Сталиным для своей страны да еще вдобавок задумал создать и возглавить Балканскую конфедерацию, объединив Югославию, Болгарию и Албанию. После обращения Москвы «против клики Тито-Ранковича» Советский Союз разорвал отношения с социалистической Югославией, а Тито в отместку снес здание бывшего российско-советского посольства напротив президентского дворца в Белграде, а после учинил такие репрессии местным сталинистам, которые в процентном соотношении затронули больше населения, чем пресловутый сталинский 1937 год.
27–28 июня 1991 года с выхода Словении из состава СФРЮ начался распад Югославии. Существует версия, будто Запад, прежде чем разваливать Советский Союз, хотел посмотреть, что из этого получится на примере Югославии. Но она очевидно несостоятельна — во-первых, процессы в СССР и в СФРЮ происходили приблизительно одновременно, во-вторых, имели прежде всего внутреннюю природу, пускай и поддержанную в некоторых случаях извне. В этом году исполняется аккурат 30 лет тем событиям — хорошее время, чтобы осмыслить их истоки и не допустить повторения. Хотя что еще можно отобрать у несчастной Сербии, даже сложно себе представить. По крайней мере, сербы в мазохистских порывах не дошли до того, чтобы объявлять первыми о «государственном суверенитете» от прочих республик единой прежде страны и объявлять потом этот день «днем Сербии». У них все началось со Словении ровно три десятилетия назад. У нас же — с декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года.
Югославия в известной степени была зеркалом Советского Союза — как бы намекающим, что и социализм бывает другим, и уровень жизни граждан, но и развод тоже другой — не полюбовный, а с пулеметом. В силу огромности родных пространств сила инерции в родном Отечестве велика — и то, что в малых землях происходит быстро, у нас растягивается на четверть века. Ведь воссоединение с Крымом и конфликт на Донбассе — суть прямое следствие развала Союза.
Но вернемся к загадочной дате 28 июня.
Ровно 20 лет назад, в 2001-м, спустя полгода после первой в мире «цветной революции», свергшей президента Югославии, в этот день закованный в наручники Слободан Милошевич поднимался на борт натовского самолета, направлявшегося в Гаагу. Новая «демократическая» власть самым подлым образом сдала своего прежнего оппонента Западу, выбрав для этого столь исторически важный день. Поднявшись на борт, Милошевич чуть ли не впервые обратился к своим соотечественникам «сербы», прежде игнорируя национальную принадлежность большинства. Но было уже поздно.
Косово, с которого все и началось в этой загадочной веренице событий, уже было оторвано, а собственные патриоты разочарованы чередой поражений.
. И явился во сне царю Лазарю ангел, и сказал: «Что ты выберешь? Победу в завтрашней битве и достаток народа, но временно, либо же Небесную Сербию, которая никогда не отречется от православия?» И выбрал князь Лазарь Небесную Сербию, и так оно и случилось.
Это сюжет знаменитого «Косовского завета» — основы сербского национального самосознания, который для современных сербов значит гораздо больше, чем для немцев «Песнь о Нибелунгах» или для финнов «Калевала». Потому как разве назовешь нибелунгами современных Гансов и Гретхен? А для сербов события 630 летней давности — как будто вчера.
Но Косово болит до сих пор. Сербы его не отдадут, а албанцы не хотят и думать о компромиссах. Пускай там всего меньше 100 тысяч сербов живет — около 5 процентов от официального населения, но сербский дух оттуда родом. Безусловно, прав президент Сербии Александр Вучич, когда говорит на примере последней войны в Нагорном Карабахе, что нельзя доводить замороженный конфликт до военного решения. И даже готов был пойти на обмен территориями ради того, чтобы вернуть под контроль Белграда хотя бы север Косово. Так ведь не хотят власти Приштины — называя своей землей все территории, даже внутри нынешних административных границ Сербии, не желают отдать сербам их нынешние земли. И что делать?
Балканы стали, по крылатому выражению Черчилля, «пороховой бочкой Европы» в тот момент, когда началась волна строительства национальных государств по итогам Берлинского конгресса 1878 года. И до сих пор ею остаются ровно по этой же причине — в национальных государствах национальные границы определяются ареалом проживания своего народа. А народ — когда плодится и размножается, и тогда ему нужно больше территории, а когда стареет и вымирает, и на его место приходят другие народы. Так и здесь. Было время — и сербов было много, а потом начался демографический бум у мусульман-бошняков в Боснии и мусульман-косоваров в Косово — и вот на исконно сербские земли приходят новые хозяева, а с ними и исламский мир от Катара до Анкары. В Боснии и Герцеговине, где сербов была половина населения, теперь больше половины составляют мусульмане — и богатые саудиты скупают закрытые коттеджные поселки и летят туда со своими гаремами проводить лето в приятном климате. Но вот беда — на всякой переписи населения, что в Косово, что в Боснии, массово уехавшие на заработки в Европу сограждане оказываются тут как тут — кого сосед запишет, кого местные начальники. Таким образом, никакой точной национальной статистики на Балканах сегодня не существует. И в том же Косово могут жить как два миллиона (официально), так и полтора, и даже меньше миллиона жителей. Кто ж их проверит?
Потому единственный путь к миру на этом очень непростом, но таком важном центре географической Европы — строить вместо национальных государств гражданские. Где сербами бы себя считали все жители Сербии вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности. Тогда и Косово вернуть можно будет, и другие земли не растерять.
Новой мирной Югославии очень не хватает — юго-ностальгия с разной степенью сильна в разных народах, но это, может быть, единственный путь к стабильности и гармонии.
Александру Вучичу сложно быть Тито, но он, с поправкой на масштаб страны, старается — и стал уже, судя по опросам, популярнее своего великого предшественника. Ну, если верить опросам, конечно.