галеон и фрегат чем отличаются
Военные парусники: X-XVII вв.: ког, каракка, галеон, фрегат, корвет, шхуна, бриг, бригантина, каравелла. Виды парусников.
Военные парусники: X-XVII вв.: ког, каракка, галеон, фрегат, корвет, шхуна, бриг, бригантина, каравелла. Виды парусников.
Различия между парусными торговыми и военными парусниками не так четко и ясно выражены, как различия между гребными военными судами и торговыми парусниками древних времен. В эпоху гребных судов средневековья, кроме, или военных галер, существовали также«фламандские галеры» и «румынские галеры», предназначавшиеся для перевозки товаров, хотя они были вооружены и оснащены, как боевые суда.
Торговым парусникам, подобно фламандским и румынским галерам, приходилось совершать долгие путешествия, подвергаясь опасности нападения вражеских судов и морских пиратов. Поэтому им надо было быть хорошо вооруженными, чтобы иметь возможность эффективно защищаться. Это стало наиболее актуальным после великих географических открытий, когда каракки и галеоны, неся домой свой драгоценный груз, становились желанной и соблазнительной добычей, что вынуждало их быть готовыми защищать себя от нападения судов, подобных им размерами и вооружением.
Имеющиеся у нас источники не делают четких различий между торговым и военным галеоном, и даже к концу эпохи парусных судов в первой половине XIX столетия между трехпалубным кораблем, или военным фрегатом, и такого же водоизмещения торговым судном не было различия ни в конструкции корпуса, ни в компоновке и расположении парусов. Конструктивные различия стали иметь место после внедрения парового двигателя.
Самым старым военным парусником Средиземноморья являлся ког, служивший преимущественно в качестве грузового, а также военного судна, как это было, например, во флотилии, снаряженной Венецианской республикой для крестового похода в 1202 г. В этой флотилии было четыреста восемьдесят судов, включая сто двадцать усиер (судно для перевозки лошадей), и большое количество когов, соответствующим образом экипированных осадными башнями и переносными мостами для штурма стен городов, которые предстояло брать. Эти суда играли активную роль в завоевании Константинополя. При атаке на город галеры высадили солдат с лестницами для подъема на стены, а затем отошли, освободив место для когов, которые с башнями и переносными мостами подошли под самые стены, так что солдаты, штурмовавшие стены, оказались практически на том же уровне, что и защитники города. Как известно, Константинополь был взят 17 июля 1203 г. крестоносцами, которые изгнали византийских императоров из Восточной Римской империи, создав недолговечную Латинскую империю.
Когда Жан де Бриенн, предводитель крестоносцев, обложил в 1218 г. Дамьетту, для поддержки штурма он использовал коги, связанные попарно, о чем свидетельствует хроникер Оливь- еро да Колонья.
Коги составляли часть флотилии Бьяджио Ас- серето у Понзы в 1435 г., но они, по всей вероятности, представляли собой уже совершенно другой тип судна, хотя и носили то же название.
В XIII в. в дополнение к когам существовали и другие довольно крупные суда, именовавшиеся просто «корабль». Мы имеем возможность увидеть довольно точное изображение парусного корабля 1268 г. в морском договоре «Contractus Navigiis Dominis Regis cum Venetis», который король Франции Людовик подписал с Венецианской республикой с целью поставки судов для крестового похода. Этот договор содержит перечень размеров и особенностей некоторых судов, в частности, носивших названия «Санта-Мария», «Рокфор» и «Святой Николай». «Рокфор» имел киль длиной в 103,34 фута (31,5 м) и общую длину в 162,4 фута (49,5 м), ширину в 46,94 фута (14,31 м), две полные палубы, главную палубу и надстройки на носу и корме высотой в три твиндека (межпалубное пространство; здесь имеется в виду: «высотой в три этажа»). Команда насчитывала сто десять человек, однако судно могло взять на борт от семисот до восьмисот человек и пятьдесят лошадей.
Из заключенного с Генуей договора на поставку судов явствует, что генуэзские суда имели две мачты (самая высокая впереди), латинское парусное вооружение (косые треугольные паруса на мачтах) и два рулевых весла на корме. Эти суда классифицируются как корабли, а не как коги возможно потому, что они были крупнее и имели такелаж (веревочные ванты и снасти) на двух мачтах с латинскими парусами. Глава одиннадцатая «Imposicio Officii Gazakiae» 1141 г. проводит различие между когами и кораблями, но поскольку те и другие были одинаковых размеров, относит их к одному и тому же классу военных судов. Описываются характерные особенности корабля, подтверждается, что он должен иметь грот с бонетом (добавочное полотнище, пришнурованное или пристегнутое к нижней кромке основного квадратного паруса для увеличения его полезной площади), то есть, другими словами, прямой, а не латинский парус и вторую меньшую мачту. Поэтому корабли 1441 г. имели две мачты с прямым парусным вооружением.
Средиземноморский ког 1200-1400 гг. совершенно отличался от североевропейского кога. Последние представляли собой средних размеров суда с одним большим прямым парусом и всего одной палубой.
В своих «Хрониках» Джованни Виллани свидетельствует, что около 1304 г. «некие люди из Байонны в Гаскони на судах, которые они называли когами, прошли через Гибралтарский пролив и явились в наше море как пираты. с тех пор генуэзцы, венецианцы и каталонцы плавают на когах поскольку коги более надежны и дешевы, каковое обстоятельство обусловило значительные изменения в составе нашего военного флота». В сражении между судами Гая Фландрского и Райньера Гримальди из Генуи, которая имела место в августе 1340 г., Виллани говорит, что у Райньера было двадцать пять галер, прибывших из Генуи, и двадцать круглых (парусных) кораблей, оснащенных в Кале, тогда как Гай Фландрский имел восемьдесят когов с надстройками и оснасткой «соответственно особенностям того моря», и с командой не менее ста человек.
Хроникер в двух местах продолжает подчеркивать, что североевропейские коги имели иную оснастку, чем средиземноморские, и что их использование у моряков Средиземноморья в начале 1300 г. получило широкое распространение, вынудив их «отказаться от плавания на больших кораблях».
Наиболее достоверные изображения североевропейских когов можно видеть на многочисленных печатях немецких городов, присоединившихся к Ганзейскому союзу, и в особенности на печати города Эльбинга, которая может быть датирована приблизительно 1350 г. Ког на ней имеет круто изогнутый прямой форштевень и ахтерштевень, один руль и одну мачту с прямым парусом. Когда ког прижился в Средиземноморье, он, вероятно, увеличился в размерах, продолжая сохранять форму корпуса и парусное вооружение, о чем свидетельствует Филиази в своей «Memorie Storiche di Venezia», где он ссылается на коги, способные перевозить от семисот до восьмисот человек. Декрет, провозглашенный доном Педро Арагонским в 1340 г., ставит коги в один ряд крупными кораблями: «Que si alguna паи, cocha о altro vexel gros. » («так что если любой корабль, ког или другое крупное судно. »).
После кога, следующим этапом стала «каракка» — тип судна, чье использование приняло широкое распространение в Средиземноморье и Атлантическом океане в начале XV в. Характерным для каракки было наличие мачты с прямым парусным вооружением, расположенной чуть впереди миделя (середина корпуса судна), и задней мачты с косым латинским парусом.
Ранее изображение каракки можно найти на картине Жентиле де Фабриано, хранящейся в Ватиканском музее. Запечатленная художником каракка имеет квадратный грот, снабженный «бо- нетом», т. е. полосой парусины, добавленной к нижней кромке паруса для увеличения его по
лезной площади. Это небольшая каракка с одной мачтой, вооруженной прямым парусом, и одной мачтой с латинским парусом на корме. Другой характеристикой этого типа судна является то, что его носовая надстройка (полубак) сильно выступает вперед за форштевень, обычно располагаясь над бушпритом, причем эта надстройка всегда бывает высотой в два, а то и в три твиндека.
В XV и XVI столетиях размеры каракки увеличивались, и её паруса крепились на четырех мачтах, причем две передние были вооружены прямыми парусами, а две задние — косыми латинскими. В дополнение под бушпритом, подобно парусу «долонис» на римских кораблях, ставился еще один прямой парус, получивший название «блинд». В то время, как у прежних каракк обе мачты с прямым парусным вооружением имели только по одному рею и по одному парусу, в период примерно от 1500 до 1520 г. стал применяться второй рей для марселя (вер’ хний парус, иногда второй и третий снизу парус) на судах с прямым парусным вооружением. Этот парус изображен на картине, хранящейся в Гринвичском военно-морском музее, на которой представлена португальская каракка «Санта Катерина до Монте Синай», и которая может быть датирована приблизительно 1520 г.
Дальнейшее увеличение парусности было достигнуто благодаря добавлению брамреев на двух мачтах с прямыми парусами и двух косых латинских парусов на обеих задних мачтах, как это видно на знаменитой английской каракке «Хенри Грейс а Дьё», построенной в 1514 г.
Галеоны и каракки имели одинаковые паруса, но различной формы корпуса: вместо того чтобы нависать над бушпритом, баковая надстройка сдвигалась в сторону кормы, оставляя спереди выступающую часть палубы, называемую «гальюном», отчетливо видную на английском галеоне «Арк Ройял», построенном в 1587 г. и изображенном на картине, живописующей разгром испанской Непобедимой Армады в Дувре в 1588 г. Гальюн показан еще более четко на изображении французского галеона «Сен Луи», построенном в Голландии. Любопытной особенностью является вертикальная мачта на конце бушприта, оснащенная прямым парусом, носящим название «бом-блинд-бовен», тогда как под бушпритом имеется обычный блинд. Паруса этого галеона размещены только на трех мачтах, поскольку у него имеется лишь одна задняя мачта с латинским парусным вооружением. Есть и третий прямой парус, так называемый брамсель, на двух передних мачтах. На большом английском галеоне «Соврин ов де Сиз» постройки 1637 г. на двух передних мачтах имеются третий и четвертый прямые паруса, и два прямых паруса над косыми латинскими на крюйс-стеньге.
Пока на огромных английских галеонах паруса постоянно усложнялись, в Голландии начали строить суда с намного более простыми парусами, с целью уменьшить число членов команды, необходимых для маневрирования ими. Эти суда, носившие название «флейт», имели две мачты с прямыми парусами, одну мачту с латинским парусом, блинд и бом-блинд-бовен на бушприте и имели особенностью, общую для прочих судовмсверкала вычурными резными украшениями, позолотой, а также рядом широких застекленных окон для кают офицеров, командиров и пассажиров высокого ранга. В парусном вооружении этих трехпалубников можно заметить постепенное исчезновение блиндов и принятие на вооружение кливеров (передний косой парус на носу между фок-мачтой и бушпритом) и стакселей (косой парус между задними мачтами).
Когда стали делать закругленной надводную часть кормы, отказались от резных украшений и полностью исчезли блинды, трехпалубники приняли ту законченную форму, которая сохранялась до середины XIX столетия.
Трехпалубники были наиболее крупными из военных парусников, и вплоть до конца XVIII в.
Что касается парусов, то трехпалубные корабли, фрегаты и корветы имели по три мачты с прямым парусным вооружением, бушприт и кливера. Само собой разумеется, что по мере уменьшения размеров корпуса судна уменьшались и мачты, и паруса.
Вообще говоря, трехпалубные суда относились к военным парусникам, или линейным кораблям, тогда как фрегаты и корветы, не столь мощно вооружен
ные, не входили в состав основных боевых формирований эскадры.
Суда, имевшие вместо трех мачт с прямыми парусами лишь две, но с бушпритом и кливерами, назывались бригами. Если вместо прямых парусов у них были две или три мачты с косыми парусами, другими словами, бизани (самая задняя мачта, обычно имеющая гафельное вооружение) и гафели (наклонное рангоутное дерево, служащее для крепления и растягивания верхней кромки косого паруса, имеющего форму неправильной трапеции), но ни в коем случае не латинскими, они назывались шхунами. Судно с прямыми парусами на задней мачте и косыми на передней классифицировались, как бригантина. У этих судов обычно была только одна палуба и одна артиллерийская батарея.
Краткая история одной концепции.
Корабль, фрегат, гребной фрегат, галеас. Что общего у этих названий и какое отношение имеет последнее к первым трем?
26 апреля 1696 года на воронежской верфи были спущены на воду два 36-типушечных галеаса, построенные галерным мастером Августом Мейером. А в конце XIX века вышла книга Сергея Ивановича Елагина, где указывалось, что галерным мастер не знал, что построил. И правильно его детище именовать «корабль», при чем «IV класса» (страница 31 «История русского флота»). Было бы понятно, если вывод делался на основе чертежей или хотя бы достоверных изображений этих двух судов. Однако ни того ни другого история не сохранила. Вывод же автором сделан на основании того, что уже в 1699 году оба судна в документах именуются не иначе как «корабль».
Что в дальнейшем породило некритический подход и создало простор для реконструкций. Корабль, фрегата, гребной фрегат, просто фрегат.
Хотя по большому счету стоило бы определиться с тем, что такое «галеас», «корабль» и как они соотносятся.
Галеас – от итальянского «Galeazza», что означает «большая галера». Слово встречается уже с XII века и, в принципе, на то время соответствует реальному положению вещей. И 7 октября 1571 года в Патраском заливе эти большие галеры играли роль «лидеров миноносцев позднего (развитого) феодализма».
Некоторые считают их переходным типом от гребных судов к парусным. Однако это не так. Когда к XVI веку галеас «устаканивается» как самостоятельный тип судна, Колумб уже успел сбегать в Америку и парусные суда во всю существуют.
При этом гребные суда ещё с доисторических времен используют парус, а парусники во всю применяют весла. Но никто не именует их при этом парусно-гребными.
Примером могут служить как русский бриг «Меркурий» XIX века.
Так и французский 72-х пушечный французский корабль «Ла Корона» 1636 года.
Своим появлением галеас обязан желанию флотоводцев иметь универсальную артиллерийскую платформу, способную доставить батарею орудий к точке применения в любых погодных условиях. В отличие от парусного корабля галеас был способен неплохо передвигаться при слабом ветре или вообще при безветрии и активно маневрировать. При этом, по сравнении с галерой, имел на порядок лучшую мореходность и был способен оставаться в море даже в сезоны зимних штормов. Это обеспечивалось в первую очередь соотношением конструктивных параметров корпуса. Для лучшего хода на веслах требуется длинный и узкий корпус, с соотношением длины к ширине порядка 7:1 и выше. Для лучшей мореходности и безопасного хода под парусами при сильном ветре, это соотношение должно быть в пределах 3(4):1. У галеасов оно колебалось в пределах от 4 до 6 к 1.
Поэтому как у любого универсала, недостатки галеасов были продолжением их достоинств. Они были медленнее галер и хуже маневрировали, и при этом были менее мореходные, чем чисто парусные корабли. Однако соблазн был велик.
Аппетиты адмиралов привели к тому, что со временем водоизмещение галеасов стало приближаться к корабельному и, порой доходило до 1000 тонн и выше. Это привело и приближению технологии изготовления этих «больших галер» к корабельной – куршея приказала долго жить, а их корпус и такелаж стали более соответствовать корабельному стандарту, нежели галерному.
Классический средиземноморский галеас нёс три мачты с косыми парусами.
Однако с включением в зоны их оперирования и Атлантического океана, меняется и парусное вооружение галеасов. В результате венецианский галерный мастер Пре Теодоро Николо работавший во второй половине XVI века с полной ответственностью называет их «гребными галеонами». Таковыми были галеасы «Непобедимой армады», например, 50-типушечная «Жирона» водоизмещением 1200 тонн и с экипажем в 1300 человек.
А это собственно галеон.
Изменяется и размещение вооружения. Если раньше вооружение галеаса компоновалось исключительно в надстройках на носу и корме, то уже к концу XVI века оно размещается также как и на парусных кораблях – по-бортно, на орудийной палубе (деке). Последняя располагается как над весельной палубой так и под ней.
Например, французский галеас «Рояль» имея в длину 58 метров и ширину в почти 12 метров, располагал на одной палубе 292 гребцами, а на другой 34 орудиями.
Окончательное становление концепции галеаса как парусно-гребного корабля (и именно корабля), обеспечила северная Атлантика. Появившиеся на атлантическом побережье Британии и Франции в XVI веке суда конструктивно фактически не отличались от обычных парусников. Такой же корпус с транцевой кормой, такое же парусное вооружение. Даже постица исчезла – вместо неё на нижней палубе ряд портов, но не для пушек, а для весел. При достаточной ширине корабля (оптимальное соотношение около 4,5:1) необходимость выносить точку вращения весла за пределы корпуса отпала. Таким образом, галеасы практически полностью избавились от своего «галерного наследия» и стали во всём подобны парусным кораблям, кроме геометрических пропорций и того, что вместо нижней батарейной палубы имели банки гребцов. Это хоть и лишало их значительной части огневой мощи, но взамен давало свободу от ветра и возможность совершать сложные манёвры в ограниченном пространстве.
А это уже англицкий корабль XVI века.
Вместе с тем, когда в штабах менялись принципы применения флота маневр приносился в жертву огневой мощи, ничто не мешало заменить весла пушками.
Так английский галеас «Antelope» 1546 года постройки был первым в списке Рояль Нэви с этим именем. А уже в 1549 был перестроен. С него убрали вёсла, заменив гребную палубу орудийной. Получился 38-пушечный галеон, нёсший 26 тяжёлых и 12 лёгких орудий. За счёт увеличения калибра артиллерии огневая мощь корабля существенно возросла. В таком виде он служил до середины XVII века, будучи несколько раз перестроен, пока не погиб во время Гражданской войны в 1649 году.
А корабль «The Unicorn» («Юникорн») был галеасом французской постройки, и состоял на службе в Шотландии. Он был захвачен в Фёрт-оф-Форте в 1544 году, и для усиления флота Тюдоров поступил на английскую службу. Три года спустя после того, как его изобразили в «Свитке Энтони», он был перестроен в парусный военный корабль. И это не единичные случаи.
Теперь стоит разобраться с тем, что же такое собственно «корабль». Сначала предоставим слово В.Крапивину:
Для полноты картины следует дать слово и товарищу Orazio Kurti.
Корабль может иметь более трех мачт. Фрегатом же именуется исключительно ТРЕХМАЧТОВЫЙ корабль.
И пошло это с XVII века. Описывая это время Rafael Sabatini именует испанский сорокапушечный «Синко Льягас» и галеоном, и кораблем, и фрегатом. И ни разу не погрешил против истины. Ибо в те времена бороздили моря различные фрегаты – тяжелые, линейные, большие. Например, такие как вторая «Антилопа» 1651 года выпуска, именовавшаяся именно «большим фрегатом» и числившаяся как корабль 3 ранга. Вполне себе линейный и двухдечный. Прям как «линейный фрегат» «Ваппен фон Гамбург» 1669 года.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в конце XVII века британский королевский флот явил миру галерный фрегат.
В 1676 году появились галера «Чарльз» («Charles Galley») и галера «Джеймс» («James Galley»). Английское Адмиралтейство с интервалом в более чем сто лет выдало на гора ремейк «Антилопы I». На новом техническом уровне и с парусным вооружением фрегата – три мачты с прямыми парусами. Отсюда и галера-фрегат.
«Чарльз» был спроектирован Энтони Дином младшим (Anthony Dean Jnr) и построен под руководством Финеаса Петта Третьего (Phineas Pett III) в Вулвиче.
Длина по нижней палубе составляла 134 фута, ширина – 28 футов и 6 дюймов, осадка – 8 футов 7 дюймов, и водоизмещение 492 тонны. Чарльз классифицировался как корабль 4-го ранга. Построенный в Блэкуолле Антонио Дином Младшим (Anthony Deane Jnr) «Джеймс» был немного меньше, но при тех же пропорциях нёс 30 орудий.
Аналогичным судном была и построенная в 1696 (тогда же когда и русские Азовские галеасы) галера капитана Уиллиама Кидда (William Kidd’s «Adventure Galley»), водоизмещением примерно 300 тонн, с 46-ю веслами и 34-мя пушками.
Ну а последние галеасы пилили Швеция на пару с Россией.
Первой отличилась Швеция. Её кораблики даже первоначально несли галерное парусное вооружение, представляя собой фактически классический средиземноморский галеас, этакую облегченную версию французского «рояля». И только при модернизации получили прямые паруса на три мачты, вместе с классификацией – skärgårdsfregatter, шхерный фрегат.
Парочка досталась России в качестве трофеев и была зачислена в Гребной флот, как «гребные фрегаты», инициировав целую серию аналогичных кораблей.
Однако их время уже безвозвратно ушло, уступая место пару и железу. И, соответственно, пароходо-фрегатам и фрегатам броненосным.