вид образования что писать при поступлении в вуз
Как правильно указать уровни образования в трудовой книжке и в личной карточке Т-2
С 1 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании которого введены новые уровни образования (так называемые образовательные цензы) для граждан Российской Федерации.
Согласно новому закону определены следующие уровни образования:
Уровень образования
с 1 сентября 2013 г.
Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования)
Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат
Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат
Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом
Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом
Высшее образование – специалитет или магистратура
Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом
Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом
Обратите внимание, что помимо изменения названий уровней образования, в новом перечне отсутствуют такие виды образования как «начальное профессиональное» и «неполное высшее».
Статьей 108 вышеназванного закона «Об образовании» устанавливается тождественность (соответствие) между уровнями образования, существовавшими до 01.09.2013г. (таблица см.ниже). Это необходимо было для обеспечения переходного периода с вступлением в силу нового закона. В том числе данные разъяснения статьи 108 интересны и полезны кадровикам, поскольку им приходится оформлять кадровые документы (трудовые книжки, личные карточки Т-2), где указываются уровень образования работника и его специальность.
У многих кадровиков, изучивших Федеральный закон № 273-ФЗ, возник вопрос: каким образом теперь вносить записи в трудовые книжки и в личные карточки Т-2?
Для тех работников, которые получили документы об образовании уже после 2013 года, все понятно — указываем новый вид образования, который и в дипломе будет отражен в соответствии с «Законом об образовании» № 273-ФЗ.
Но основная масса работников пока ещё имеют на руках «старые» дипломы и именно их предъявляют кадровикам при приеме на работу. Как же разрешить эту ситуацию? Что указывать в документах? С одной стороны есть новые виды образования и новый законодательный акт, с другой стороны – есть нормативы, устанавливающие требования по заполнению трудовых книжек и унифицированной формы Т-2.
Так в частности, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» установлено, что «…в трудовую книжку вносятся сведения об образовании, профессии, специальности — на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний…».
В «Инструкции по заполнению трудовых книжек» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69) также сказано, что «… запись об образовании (основном общем, среднем общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском профессиональном) осуществляется только на основании надлежаще заверенных документов (аттестата, удостоверения, диплома и т.п.);…».
А в унифицированной форме Т-2 (которую без изменения продолжают многие использовать) перечислены в соответствующей графе в качестве возможных вариантов указания уровня образования «старые» названия.
Таким образом, в трудовые книжки и в Т-2 следует переносить те формулировки, которые содержатся в документах об образовании (аттестатах, удостоверениях, свидетельствах, дипломах). Такого же мнения придерживаются представители Минтруда РФ. Так, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Шкловец И.И. сказал: «Если работник принес вам диплом, полученный до реформирования системы образования, то вы пишете в трудовой книжке тот уровень образования, который указан в дипломе (например, «высшее», «начальное профессиональное»), даже если такой уровень образования уже упразднен».
С 2014 года документы об образовании выдают по новым формам и в них не указывают больше специальность, а используют формулировки следующей конструкции: «Ивановой Марии Ивановне присвоена квалификация (степень) «бакалавр» по направлению подготовки «Психология»». Поскольку формы трудовых книжек не менялись, отражать данные о высшем образовании с учетом записей в новых дипломах следует таким образом. В графе «Образование» укажите уровень образования с отражением присвоенной квалификации. Если бакалавр – то «высшее – бакалавриат», если магистр – «высшее – магистратура», если специалист – «высшее – специалитет». В графе «Профессия, специальность» укажите направление, по которому оно получено, например «Направление подготовки «Психология»».
Топчий Ирина Алексеевна, заместитель ген.директора ГК «Правовая защита»
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.
Льготы при поступлении в вуз
Какие бывают и кому положены
Учиться в вузе можно на бюджете или по договору. На бюджете — это когда государство или регион полностью оплачивает обучение. По договору — когда студент платит за обучение самостоятельно или за него это делает какая-то организация.
В вуз поступают по результатам ЕГЭ и иногда по результатам дополнительных испытаний, если у вуза есть на это право и он устраивает такие испытания. Поступить на бюджет можно только на конкурсной основе — по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний. Вуз принимает на бюджет тех, кто набрал больше баллов.
Но есть категории абитуриентов, которые имеют право поступить на бюджет по льготе — без конкурса, по специальной квоте или в преимущественном порядке.
Основные положения о порядке поступления в вуз
В вузе может быть несколько программ обучения: бакалавриат, специалитет и магистратура. На бакалавриат и специалитет поступают абитуриенты после 11 класса или колледжа. В магистратуру — только с высшим образованием.
п. 5, п. 7 приказа
Минобрнауки РФ
от 14.10.2015 № 1147
Для поступления на обучение нужно подать заявление о приеме и принести необходимые документы. Абитуриент имеет право подать заявление в пять вузов и в одном заявлении указать до трех специальностей, на которые он хотел бы поступить. В заявлении указывают и форму обучения — бюджетную или договорную.
Сначала вуз зачисляет поступающих без экзаменов и по квоте. Потом — всех остальных.
Виды льгот при поступлении в вуз
Льготно поступить в вуз можно без экзаменов, по квоте или по преимущественному праву зачисления. Еще вуз может давать поступающим дополнительные баллы за индивидуальные достижения в олимпиадах или спорте и таким образом увеличивать их шансы поступить на бюджет.
п. 33, п. 37, п. 38 приказа Минобрнауки РФ № 1147
Право на зачисление без экзаменов имеют:
Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.
Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.
Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.
Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.
Вот кто имеет право на поступление в вуз в рамках особой квоты:
Поступление в рамках целевой квоты. Квоту на обучение могут давать организации — это называется целевой квотой. Поступающий заключает целевой договор с организацией, заинтересованной в его обучении по определенной специальности с последующим приемом на работу. А та в свою очередь просит вуз выделить одно или несколько мест на обучение по определенной специальности и оплачивает обучение студента. Выпускник целевого направления будет обязан отработать какое-то время в организации.
Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.
Льготы за индивидуальные достижения. Поступающие имеют право заявить о своих индивидуальных достижениях и таким образом увеличить свои шансы на бюджет.
За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.
Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.
Достижения в спорте подтверждает золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — ГТО — и удостоверения к нему установленного образца.
Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.
Другие достижения абитуриентов:
При поступлении в вуз по льготе за индивидуальные достижения абитуриент представляет документы, подтверждающие получение таких результатов. Не нужно подтверждать только оценку, выставленную вузом по результатам проверки итогового сочинения.
Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».
Право преимущественного зачисления. Есть категории абитуриентов, которые имеют право на преимущественное зачисление в вуз. Это значит, что при прочих равных условиях — баллах ЕГЭ, вступительных испытаний и других одинаковых достижениях — их зачислят в первую очередь. Разберем подробнее.
Категории абитуриентов, которые могут поступить по льготе
Право на преимущественное зачисление есть у таких абитуриентов:
п. 35, п. 36 приказа Минобрнауки РФ № 1147
Дети военнослужащих имеют право на поступление по квоте и преимущественное зачисление в вуз, если родитель погиб при исполнении, умер из-за увечья или заболевания, которое получил на службе. А также если их родители служили по контракту или уволились с военной службы из-за возраста или состояния здоровья при условии, что общая продолжительность их военной службы 20 лет или больше.
Военнослужащие имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах вуза в следующих случаях:
Эти категории льготников имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения экзаменов.
Победители олимпиад имеют право поступить в вуз без экзаменов или получить 100 баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету по профилю олимпиады — по выбору абитуриента.
При потере кормильца назначается специальная пенсия, но она не дает права поступить в вуз по льготе. Но если студент потерял обоих или единственного родителя, он имеет право на государственную социальную стипендию.
Молодые матери и дети из многодетных семей поступают в вуз наравне с остальными абитуриентами. Федеральные льготы для них не предусмотрены.
Как воспользоваться льготами
Чтобы воспользоваться льготами, подавайте в вуз необходимые для поступления документы, в том числе с правом на льготу. В заявлении укажите, что есть право на льготу, и приложите подтверждающий документ.
Если абитуриент имеет право поступить в вуз без вступительных испытаний, он может подать документы только в один вуз и только по одному направлению. Но одновременно может подать заявления на другие направления о приеме в общем порядке, без использования особого права. В тот же или другой вуз.
Право на 100 баллов абитуриент может использовать при поступлении на обучение по различным условиям или основаниям приема.
Например, абитуриент выбирает между филфаком и факультетом журналистики. Он может использовать свое право на 100 баллов по русскому языку для поступления на оба направления.
Куда обращаться. Абитуриент подает документы на поступление в вуз лично, отправляет их через представителя, почтой или в электронном виде, если вуз принимает электронные копии.
Необходимые документы. Для поступления в вуз понадобятся следующие документы:
Заявление о приеме документов нужно взять в приемной комиссии, если абитуриент подает документы лично. Если отправляет документы почтой, заявление нужно скачать на сайте вуза и заполнить.
Вот документы, которые подтверждают право на льготу:
Подойдут оригиналы и копии документов — заверять их нотариально не нужно.
Порядок оформления. Абитуриент подает документы в вуз и ждет списка поступающих. Вуз должен опубликовать список не позднее 27 июля — на официальном сайте и на информационном стенде.
Сначала вуз зачисляет льготников: поступающих без экзаменов, на места в пределах особой или целевой квоты. Потом — абитуриентов, пользующихся преимущественным правом, а затем — всех остальных.
Когда вуз вывешивает первые списки, абитуриенту нужно найти в них себя и посмотреть, по какой основе обучения его собираются зачислить — на бюджет, по квоте или как-то еще.
Если он согласен с основой обучения, то подает заявление о согласии на зачисление. В нем указывает условие поступления и основание приема по конкурсу, в соответствии с результатами которого хочет быть зачисленным. Еще понадобятся оригиналы подтверждающих документов. Подать подтверждающее заявление нужно до 28 июля.
Далее вуз зачисляет на оставшиеся бюджетные места. Подать заявление о согласии на зачисление нужно до 1 августа. Если бюджетные места закончились, но остались места по квоте, вуз может зачислить на них поступающих без вступительных испытаний.
После этого начинается вторая волна зачисления — подать заявление о зачислении нужно до 6 августа.
При поступлении на бюджет абитуриент может подать заявление о согласии на зачисление 1—2 раза. Он может сначала подать заявление, передумать и снова подать, а вуз не вправе ему в этом отказать.
Что делать, если отказали
Если абитуриент все сделал правильно, но вуз отказал в зачислении на бюджет, нужно попросить письменный отказ. Его можно обжаловать в апелляционной комиссии, в прокуратуре или в суде.
Если абитуриент не согласен с результатами вступительных испытаний внутри вуза, он может обратиться в апелляционную комиссию вуза со специальным заявлением — апелляцией. Апелляцию составляют в письменной форме, в ней указывают причину обращения, например нарушение процедуры проведения экзамена. Апелляцию подают в день сдачи экзамена или объявления оценки, с которой абитуриент не согласен.
Как заполнять заявление на поступление и согласие на зачисление в вуз
Год от года меняются даты приема, но не ошибки, которые абитуриенты совершают при заполнении документов для поступления. Рассказываем о двух самых важных бумагах — заявлении на поступление и согласии на зачисление в вуз — и объясняем, как заполнить их так, чтобы потом не жалеть.
Заявление на поступление и согласие на зачисление — вот два документа, которые отделяют абитуриента от студенческого статуса:
Как заполнять заявление на поступление и согласие на зачисление в вуз
Как «заявить» о себе
Заявление на поступление показывает, какими направлениями интересуется абитуриент. В этом документе обязательно указывается вуз, направление подготовки, форма обучения и другие важные данные, которые мы еще упомянем.
Оформить заявление можно по-разному: каждый вуз самостоятельно формирует бланк. Вот, какие сведения вносятся в заявления независимо от того, какого именно выглядит форма:
Поставив подпись, абитуриент подтверждает, что он предоставляет подлинные сведения, направляет заявление не более чем в 5 вузов России, осведомлен о сроках предоставления оригиналов в случае зачисления, прочел правила апелляции по ДВИ и согласен на обработку персональных данных.
К заявлению нужно приложить: копию паспорта, копию аттестата или диплома, фотографию 3×4 (точный формат указывается на сайте вуза), медсправку по форме 086у, результаты ЕГЭ, дипломы, подтверждающие достижения, а также документы, подтверждающие льготы абитуриента.
В 2021 году заявление можно направить в приемную комиссию дистанционно — по почте, электронно или через сервис «Поступление в вуз онлайн» на Портале госуслуг. Возможно, у абитуриента будет возможность свериться с образцом заполненного заявления. Важно быть внимательным, а других проблем с заявлением возникнуть не должно.
Но бывают случаи, когда приемная комиссия специально дает абитуриенту некорректную информацию. Например, указывает, что он может подать 6-е заявление в российский вуз, если не будет претендовать на бюджетное место. Это не так — максимальное количество заявлений фиксировано и не зависит от формы обучения.
Кроме того, подавая заявление лично, стоит обращать пристальное внимание на каждое поле и галочку. Если член приемной комиссии пытается убедить абитуриента, что просьбу о предоставлении общежития можно заявить позднее, поддаваться не стоит. Количество требуемых мест определяется именно по заявлениям на прием.
Соглашаемся на поступление
Согласие на поступление закрепляет окончательное решение абитуриента поступать на одно из заявленных направлений конкретного вуза. Подать его можно как сразу, вместе с заявлением и документами, так и уже после окончания приема заявлений.
Есть один подвох: подписать согласие на поступление в один вуз за приемную кампанию можно только два раза. Тем не менее вузы часто не сообщают об этом ограничении и предлагают сразу оставить согласие на зачисление, «чтобы потом не ездить». Так вуз получает документы абитуриента фактически корректным, но, по сути, обманным путем.
Подать согласие на зачисление в вуз можно в любой удобный момент, когда абитуриент будет точно знать о том, что проходит на нужное ему направление, а не в вуз вообще. Так сохранится вторая попытка, которую можно будет использовать, если вдруг освободится бюджетное место на более предпочтительной специальности или программе обучения. В общем, лучше подождать!
Кстати, при отзыве согласия на зачисление приемная комиссия должна отдать оригиналы документов в течение двух часов после отзыва заявления или на следующий день утром.
Правила заполнения бланка заявления
Правила заполнения бланка заявления
Бланк заявления печатается с двух сторон листа А4!
Бланк заявления заполняется ЛИЧНО абитуриентом СИНЕЙ ручкой!
1. Контактные данные
1. Фамилия, Имя Отчество пишется в РОДИТЕЛОЬНОМ ПАДЕЖЕ (например, ).
2. Дата рождения проставляется в формате дд/мм/гггг (месяц можно указывать как буквами, так и цифрами).
3. В графе место рождения указывается город, затем область (для г. Москвы достаточно написать – г. Москва).
4. В графе гражданство указывается страна (например: РФ\ Россия, Украина, Казахстан).
5. В графе документ, удостоверяющий личность и гражданство, пишется слово – паспорт. Далее указывается серия и номер паспорта, а также кем и когда он был выдан.
6. В графе адрес указывается адрес постоянной прописки (по паспорту) и фактический адрес. Адрес указывается обаятельно с почтовым индексом.
Если адрес постоянной прописки и фактический адрес совпадает – написать его два раза.
7. В графе контактный телефон указать домашний или сотовый номер телефона, по которому можно будет дозвониться в случае необходимости. Желательно указать номер телефона одного из родителей.
1. В графе направление подготовки, на которое Вы поступаете, указывается сначала шифр направления, после которого указывается полное название направления в кавычках (например: 100400.62 «Туризм»).
ВНИМАНИЕ! При подаче заявлений на несколько направлений специальности, на каждое направление подготовки заполняется отдельное заявление.
2. Форма обучения прописывается словами и подчеркивается.
ВНИМАНИЕ! При подаче заявлений на несколько форм обучения, на каждую форму обучения заполняется отдельное заявление.
3. Отметьте галочкой (þ) вид обучения – из федерального бюджета (бесплатная основа обучения) или на места с оплатой стоимости (платная основа обучения).
ВНИМАНИЕ! При подаче заявлений на бесплатную и платную форму обучения, на каждую основу обучения заполняется отдельное заявление.
ВНИМАНИЕ! Заявления на целевой прием принимаются только в головном ВУЗе – ВГОУВПО «РГУТиС».
ВНИМАНИЕ! Заявления на сокращенную программу обучения принимаются от абитуриентов, поступающих на заочную форму обучения по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» и имеющих диплом о среднем профессионально образовании по следующим специальностям.. Сокращенная программа обучения реализуется только на платной основе!
3. Вступительные испытания
1. При наличии результатов ЕГЭ заполняется следующая таблица.
(№ свидетельства или место сдачи ЕГЭ в доп. сроки)
Реквизиты диплома победителя/ призера олимпиады
Результаты ЕГЭ подтверждаю
В первую колонку вписывается название предмета (например, русский язык). Во вторую – балл ЕГЭ по данному предмету. В третью колонку вписывается номер свидетельства ЕГЭ (номер свидетельства ЕГЭ расположен на той стороне свидетельства ЕГЭ, где указаны предметы и баллы). В шестой колонке ставится роспись абитуриента.
При необходимости сдать ЕГЭ (зарегистрироваться необходимо до 05 июля 2011г.) прописывается только название предмета. Балл и номер свидетельства не указывается.
При наличии Диплома победителя олимпиады школьника в первой колонке указывается предмет; в четвертой колонке указывается наименование олимпиады; в пятой колонке указывается номер диплома. В шестой колонке ставится роспись абитуриента.
4. Дополнительные сведения
1. В графе окончил(а) – сначала указывается год получения аттестата (или диплома) об образовании. Далее – полное название учебного заведения (с указанием города), в котором было получено образование. Например: ГОУ СОШ № 000 г. Москвы.
2. Ниже указывается и подчеркивается сам документ об образовании, например – аттестат или диплом СПО. После чего указывается его номер, серия.
ВНИМАНИЕ! Абитуриенты имеющие диплом о среднем профессионально образовании, полученный после 11 класса, должны указать данные аттестата за 11 класс!
3. Если абитуриент является Победителем всероссийских олимпиад (член сборной) – прописывается название олимпиады, предмет и номер диплома, если нет, то пишет «Не являюсь»
4. Иностранный язык указывается по документу об образовании, на основании которого поступает абитуриент. При наличии более одного иностранного языка, указывается тот, который абитуриент хочет продолжать изучать в институте.
5. Если абитуриент имеет льготы при поступлении (документы представляются зам. ответственного секретаря в каб. 414, 202) и в заявлении делается соответствующая запись.
ВНИМАНИЕ! При отсутствии льгот при поступлении, пишется – «Льгот не имею».
6. Если абитуриент нуждается в общежитии, то ставится соответствующая галочка:
нуждаюсь þ. Рядом абитуриент указывает следующее: «С правилами представления общежития ознакомлен». Роспись.
ВНИМАНИЕ! Общежитие представляется головным ВУЗом – ВГОУВПО «РГУТиС». Общежитие представляется только на очной (дневной) форме обучения и находится в Пушкинском районе, Московской области. Более подробную информацию можно получить на сайте головного ВУЗа, в разделе абитуриент – www. *****
7. Далее указывается дата заполнения заявления в формате дд/мм/гггг. Месяц прописывается буквами. В конце этой строки абитуриент ставит свою подпись.
8. В графе – о себе дополнительно сообщаю – можно написать любую информацию, которую абитуриент считает важной. Эту графу можно и не заполнять.
Справа Абитуриент расписывается за ознакомление с учредительные» href=»/text/category/dokumenti_uchreditelmznie/» rel=»bookmark»>учредительными документами, правилами поступления и правилами внутреннего распорядка (ознакомиться с документами, правилами приема и информацией для абитуриента можно на сайте Института – www. ***** в разделе абитуриент (во вкладке приемная комиссия) и на стенде приемной комиссии.)
Абитуриент отмечает и расписывается за то, что высшее профессиональное образование впервые или не впервые.
ВНИМАНИЕ! Получение второго высшего профессионального образования осуществляется только на коммерческой основе.
Абитуриент расписывается и тем самым подтверждает, что им поданы документы не более чем в пять вузов.
Абитуриент отмечает и расписывается за то, что ознакомлен и информирован о сроках подачи подлинников документов (сроки подачи подлинников документов определены правилами приема).
Абитуриент расписывается и тем самым подтверждает подлинность предоставленных документов об образовании и подлинность сведений о результатах ЕГЭ подтверждаю.
ВНИМАНИЕ! При отсутствии результатов ЕГЭ подпись ставить не нужно.
Абитуриент расписывается за то, что в случае непоступления в ВУЗ он обязуется забрать в течение месяца после выхода приказа о зачислении документы об образовании.
Абитуриент расписывается и тем самым дает согласие на обработку своих персональных данных.