в чем смысл богучаровского спора кн андрея и пьера
Диалог Андрея Болконского и Пьера Безухова о крестьянах из романа «Война и мир» (разговор, спор героев)
Пьер Безухов и Андрей Болконский (кадр из фильма 1967 г.) |
Главные герои романа «Война и мир» Андрей Болконский и Пьер Безухов являются лучшими друзьями. Их диалоги представляют большой интерес для читателей, так как позволяют раскрыть характеры и взгляды обоих героев.
Когда и где происходит диалог Пьера и Андрея о крестьянах?
В первой половине 1807 года Пьер Безухов приезжает в гости к своему другу Андрею Болконскому в его имение Богучарово. Друзья не виделись два года. В ходе беседы они обсуждают проблемы крепостных крестьян в России и свое отношение к этому вопросу.
В чем заключается спор Пьера и Андрея?
Ниже представлен текст диалога Андрея Болконского и Пьера Безухова о крестьянах из романа «Война и мир» (разговор, спор героев). Из диалога удален фрагмент, не касающийся этой темы (обозначен с помощью скобок ).
Этот эпизод можно найти в томе 2 части 2 главе XI.
Диалог Андрея Болконского и Пьера Безухова о крестьянах из романа «Война и мир» Толстого (разговор, спор героев)
(том 2 часть 2 глава XI)
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это все тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain [франц. «ближний»], как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо-вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – все более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое-что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг. – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое-что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто все знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из-за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его-то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по-моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3-м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.
– Ах это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только – как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, все мне гадко. главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь. ну, как же вы.
– Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей; – напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
– Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая.
– Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным.
Князь Андрей все более и более оживлялся. Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему.
– Ну, вот ты хочешь освободить крестьян, – продолжал он. – Это очень хорошо; но не для тебя (ты, я думаю, никого не засекал и не посылал в Сибирь), и еще меньше для крестьян. Ежели их бьют, секут, посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он ту же свою скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив, как и был прежде. А нужно это для тех людей, которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют от того, что у них есть возможность казнить право и неправо. Вот кого мне жалко, и для кого бы я желал освободить крестьян. Ты, может быть, не видал, а я видел, как хорошие люди, воспитанные в этих преданиях неограниченной власти, с годами, когда они делаются раздражительнее, делаются жестоки, грубы, знают это, не могут удержаться и все делаются несчастнее и несчастнее. – Князь Андрей говорил это с таким увлечением, что Пьер невольно подумал о том, что мысли эти наведены были Андрею его отцом. Он ничего не отвечал ему.
– Так вот кого мне жалко – человеческого достоинства, спокойствия совести, чистоты, а не их спин и лбов, которые, сколько ни секи, сколько ни брей, все останутся такими же спинами и лбами.
– Нет, нет и тысячу раз нет, я никогда не соглашусь с вами, – сказал Пьер.
Это был текст диалога Андрея Болконского и Пьера Безухова о крестьянах из романа «Война и мир» Льва Толстого (разговор, спор героев).
Анализ эпизода «Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением» (по роману Толстого «Война и мир»)
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (стр. 3 из 4)
Отказавшись от идеала славы и величия, придававшего смысл его жизни, князь Андрей лишается радости существования. Пьера встретившегося со своим другом поразила происшедшая в нем перемена. Слава как цель жизни была ложна. Андрей Болконский убедился в этом на собственном опыте. То чего ему не доставало открывается в споре с Пьером, вернувшим князя Андрея к жизни.
Пьер убеждал своего друга, что нельзя жить только для себя, что вот он « жил для себя и погубил свою жизнь». Князь Андрей жил ради похвалы других, а не ради других как он говорит. Ведь ради похвалы он готов был жертвовать жизнью даже самых близких людей.
Позже они перешли от первоначального спорного вопроса к другим предметам. Оказалось что ответ на проблему: жить для себя или для людей зависит от решения других фундаментальных проблем. И в процессе обсуждения герои пришли к согласию в одном пункте: делать добро людям можно только при условии существования Бога и вечной жизни. «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь то, есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их». На страстную речь Пьера князь ответил не отрицанием, а словами сомнения и надежды: «Да, коли бы это так было!».
В конце концов, в споре князь Андрей, кажется, вышел победителем. На словах он являл свой скепсис, и неверие, а на деле в тот момент переживал иное: веру и потому радость. Пьер не переубедил своего друга, тот не узнал от него что-либо новое, неизвестное ранее. Пьер пробудил в душе князя Андрея то, что было в ней. А это – лучше и бесспорнее всяких идей.
Князь Андрей оспаривает мысль Пьера о необходимости приносить людям добро, но то, что служит ей основанием – вечную жизнь Бога он ставит под сомнение, но не отрицает. Существование Бога разумеется невозможно доказать но поэтому же нельзя и опровергнуть. Князь Андрей сомневается, но жаждет, страстно хочет, чтобы был Бог, и была вечная жизнь. И эта жажда, пробужденная Пьером и становиться силой изменяющей жизнь Болконского преображающей его самого.
Мир откликается на зов человеческой души и подтверждает реальность ее глубинных устремлений. Замечательно, что князь Андрей впервые за много дней увидел то, что всегда было над его головой – высокое вечное небо.
Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с
которой началась, хотя во внешности и та же самая, но
во внутреннем мире его новая жизнь.
После поездки в свои рязанские поместья «князь Андрей решился ехать в Петербург и придумал разные причины этого решения. Целый ряд разумных логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить ежеминутно был готов к его услугам». Сначала решил ехать, а потом придумал причины. Это решение вызревало в душе героя в течение года: именно столько прошло после разговора князя Андрея с Пьером на пароме.
За это время князь Андрей сделал многое. Он исполнил «все те предприятия по имениям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата». Но заметим, что автор сообщает о реформах Болконского между делом, уделяя им всего несколько строк. Зато подробно рассказывает о поездке князя Андрея в Отрадное — имение Ростовых. Здесь у героя формируется новое понимание жизни.
В Отрадном князь Андрей впервые встречается с Наташей Ростовой. Он невеселый и озабоченный подъезжал к дому Ростовых.
Вправо из-за деревьев он услыхал женский веселый
крик и увидал бегущую толпу девушек. Впереди
бегущая девушка что- то кричала, но узнав чужого,
не взглянув на него, побежала назад. Князю Андрею
вдруг стало от чего- то больно.
Больно ему стало от того, что «эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование». Чувство испытанное князем Андреем при виде Наташи событие. Князь Андрей остается ночевать у Ростовых, его комната оказывается под комнатами Наташи и Сони и он невольно подслушивает их разговор. И снова ему становится досадно. Ему хочется, чтобы они сказали что-нибудь о нем. На следующий день, возвращаясь в Богучарово и проезжая через лес, князь Андрей ищет тот старый дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Дуб этот, тогда как будто подтверждал правоту безнадежного взгляда на жизнь князя Андрея.
Но сейчас он ищет и не находит своего старого знакомца. А старый дуб к тому времени весь преображенный раскинувшись шатром сочной темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. И здесь происходит окончательное и бесповоротное решение князя Андрея вернуться к активной жизни. Оно было вызвано непосредственно беспричинным весенним чувством радости природными силами сродни тем, что преобразили старое дерево. Но все же оно явилось как завершающее звено в цепи событий открывшихся враз князю Андрею в их ясной и несомненной связи. «Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и тоже время вспомнились ему». Лучшие минуты не обязательно самые счастливые. Лучшие – это самые значительные самые важные минуты жизни героя.
В Петербурге князь Андрей принял активное участие в подготовке реформ. Он разочаровался в славе, но еще верил в существование людей, от которых зависят судьбы стран и народов. Его непреодолимо тянуло в высшие сферы туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он с любопытством следил за движениями Спиранского своего нового кумира. Постепенно Болконский освобождается от своей иллюзии. Если от стремления к славе он отказался, убедившись в ее «неверности» то охлаждение к политике происходит благодаря сильному чувству давшему князю Андрею опыт истинной жизни.
Здесь решающее слово принадлежит Наташе Ростовой, любовь к которой уничтожила в глазах Болконского обаяние власти и интерес к политике. Разочарование его происходит на другой день после бала, где он танцевал с очаровавшей его Наташей. Князь Андрей не придавал особого значения прошедшему балу.
Толстой, очевидно, подчеркивает будничность состояния героя еще не осознавшего всей важности происшедшего. Очарование Наташи ее влияние начинают сказываться на судьбе князя Андрея. У героя появляется новый взгляд на мир все изменяющий: то что казалось самым главным смыслом жизни обесценивается. Любовь к Наташе показывает, дает князю Андрею новую меру истинного в жизни. Перед новым чувством героя меркнет та его жизнь, смыслом которой были политические интересы преобразований. И Пьер под влиянием чувства князя Андрея к Наташе разочаровался в своей жизни. «И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру». Все то, в чем он находил удовлетворение и радость, потеряло вдруг в его глазах всякое значение.
Так в душе князя Андрея столкнулись две силы два интереса общий и личный. И общий поблек, оказался ничтожным.
Кульминацией книги Толстого, безусловно, является война 1812 года. Она кульминация эпопеи, поскольку в ней действует народ, раскрывающий свою сущность война и кульминация романа по роли ее в личных судьбах отдельных героев Пьера, князя Андрея, Наташи Николая Ростова Марьи Болконской. Война и апогей в духовных исканиях героев романа. В войне сущность вещей до сих пор скрытая от человека обнаруживается и заставляет его искать нового понимания жизни.
«Ах, душа моя последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много»,- признался князь Андрей Пьеру перед Бородинским сражением.
После ужаса смерти князь Андрей переживает новый страстный порыв любви к жизни на смену разочарованию придет необыкновенный духовный подъем.
Рядом с ним в хирургической полевой палатке оказывается Анатоль Курагин, которому на глазах князя Андрея ампутируют ногу без наркоза, без болеутоляющих средств.
Перенесенная боль зрелище чудовищных страданий открыли князю Андрею новую сущность жизни, в очередной раз изменили его мировоззрение. Он понял ту христианскую любовь, о которой ему говорила княжна Марья. Он испытал восторженную жалость и любовь к своему врагу — Анатолю Курагину. Таким образом, в умирающем князе Андрее идет борьба между любовью земной избирательной и божеской любовью ко всем.
Сознание чего- то высшего ощущение бесконечности стремление к небу свойственны не только князю Андрею, но и Пьеру и Николаю Ростову и Платону Каратаеву.
Введение
Сегодня мы поговорим о духовных исканиях князя Андрея в романе «Война и мир». Среди героев Толстого отчетливо различаются «подвижные» и «неподвижные», ищущие или неищущие. Причем нельзя сказать, что все «неподвижные» герои чужды автору. И Кутузов, и Платон Каратаев, и Наташа Ростова живут либо просто органической жизнью, либо уже в силу своего жизненного опыта пришли к каким-то целям. Чужды автору герои «мертвые», которые «выработали» отношение к жизни и следуют ему. Таковы Сперанский, Билибин, князь Василий Курагин, если выходить за пределы «Войны и мира», таков Каренин, таков Иван Ильич из «Смерти Ивана Ильича» (рис. 1).
Рис.1. Иллюстрация Б.М. Басова к произведению «Смерть Ивана Ильича» (Источник)
Вы помните фразу из письма Толстого к его двоюродной тетке Александре Толстой:
«Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».
Всю свою жизнь Толстой искал и говорил об «энергии заблуждения», которая необходима для творчества.
«Все как будто готово для того, чтобы писать – исполнять свою земную обязанность, а недостает толчка веры в себя, в важность дела, недостает энергии заблуждения, земной стихийной энергии, которую выдумать нельзя. И нельзя начинать».
Из письма Толстого к Н.Н Страхову
Без этой энергии творить невозможно, и для Толстого это важно: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поиске».
Важно, что, по словам автора, в этих поисках окончательной истины нет и быть не может. Все, что сейчас кажется истиной, позже окажется очередным заблуждением. И поиск идет благодаря сопряжению своего личного пространства со всем миром. Нужно найти такую форму сопряжения, чтобы это было гармонией, а не противостоянием. Постоянно в поиске находятся любимые герои Льва Толстого – князь Андрей Болконский и Пьер Безухов.
Война и мир разговор князя андрея с пьером ** пароме. срочно!
Анализ эпизода романа «Война и мир»: Пьер и кн. Андрей. Разговор о смысле жизни (Толстой Лев Н.)
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» многогранен. В нем освещается множество философско-этических проблем. Одним из наиболее популярных философских вопросов можно назвать вопрос о смысле жизни. Поисками цели человеческого существования озадачены все люди, способные мыслить. В своих произведениях писатели часто обостряют проблему поиска смысла жизни.
Через персонажей автор пытается донести до читателя своё мнение по данному вопросу.
Такие главы, без сомнений, есть и в «Войне и мире», к примеру, во втором томе, второй части, главах одиннадцать и двенадцать. «Разговор о смысле жизни Пьера и князя Андрея», так этот эпизод можно озаглавить. Обратим внимание на начало эпизода.
Пьер Безухов возвращается из южного путешествия и заезжает к своему старому другу князю Андрею. При этом, подчеркивает автор, Пьер «в самом счастливом состоянии духа». Встретившись с Болконским, он сразу замечает изменения, произошедшие с «нахмуренным и постаревшим» другом. Л. Толстой как бы противопоставляет героев. Один из них, Пьер, воодушевлен новыми масонскими взглядами, имеет незыблемые амбиции; второй же, Андрей, имеет весьма пессимистичные настроения. Такое противопоставление используется автором для того, чтобы обострить конфликт эпизода, чтобы ярче донести его смысл.
Пьер чувствует счастье, живя для других; князь Андрей стал несчастен, гонясь за славой, которую он считает жизнью не для себя. Мировоззрение их стало расходиться практически во всех вопросах. В словах Болконского не чувствуется желания жить и развиваться.
Он считает, что освобождать крестьян и давать им образование — с родни подписать им смертный приговор. «ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств» — говорил князь Андрей, указывая на крестьянина. И в чем-то он прав. Человек нравственно развитый, но не имеющий средств к существованию может оказаться несчастен. Подтверждение этому мы можем видеть и в романе «Преступление и наказание». Раскольников идёт на преступление, потому что он образован, но не имеет денег.
Начало двенадцатой главы показывает нам изменение в душевном состоянии героев после разговора. Андрей «находился в хорошем расположении духа», в отличие от Пьера, который «мрачно молчал». Последний чувствует, что обязан попробовать сделать жизнь Андрея счастливее.
В дороге у друзей заходит разговор о смысле жизни, и Пьер пытается убедить князя, что смысл жизни в масонстве, то есть в «равенстве, братстве, любви».
И, кажется, Пьеру удаётся убедить Андрея в том, что «надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно там, во всем». Перемены в некогда постаревшем Андрее видны почти сразу. Теперь он смотрит «лучистым, детским, нежным взглядом». Желание жить пробуждается в нем словно росток, проросший после зимы.
В конце эпизода автор пишет: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер спас душу Андрея, поселил в ней надежду на счастье.
Исследователи считают, что Пьер — один из любимых персонажей самого Толстого. Мнение писателя отражается в словах Пьера. Зная этот факт, мы можем лучше понять значение этого эпизода в произведении.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова: поиск смысла жизни
Содержание:
Знаменитый русский писатель Лев Толстой создавал уникальное произведение «Война и мир» на протяжении шести лет. Это роман-эпопея, наполненный элементами психологического анализа. Ключевыми персонажами истории о жизни русских людей автор сделал Пьера Безухова и князя Болконского. Герои постоянно пребывают в поиске своего жизненного пути, они стараются реализовать себя, обрести душевное спокойствие, счастье.
Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Оба героя романа изучают мир в поисках смысла своей жизни. Болконский недоволен своим окружением, считая его фальшивым, неискренним, лживым. Князь хочет отправиться воевать, мечтает совершить героический подвиг, прославиться, завоевать любовь людей. В его доме Андрея все раздражает, даже беременная жена и друзья.
Герой попадает на войну, но осознает главное только после возвращения с фронта домой. Жена погибает, подарив ему маленького сына. Персонаж впадает в уныние, хандру. Взбодрить князя смог Пьер. Андрей снова отправляется на защиту родины, осваивает государственные дела. Нравственные предпочтения героя меняются – в нем исчезают тщеславие, эгоизм, самовлюбленность.
Пьер женился на красавице Элен, но брак оказался несчастным. Элен умирает, освобождая Безухова от уз брака. Герой ставит перед собой задание – найти свой путь в жизни. Он вступает в масонское общество с благими намерениями, но сталкивается с ложью и лицемерием. Очередное разочарование толкает Безухова на войну.
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
В духовных исканиях Пьер всегда прислушивается к своему сердцу. Основные черты характера: доброта, легкомыслие, наивность. Персонаж имеет слабый характер, доверяет людям, уязвимый, поэтому часто действует необдуманно. Основные аспекты духовных исканий:
Понадобилось много времени, чтобы Пьер окончательно понял себя. Ему удалось разобраться в окружающих людях, сделать выводы, принять правильное решение.
Духовные искания князя начались с желания попасть на войну. Ему не хочется тихого семейного уюта, он жаждет подвигов, славы, героизма. Жизнь преподнесла ему урок, когда Болконский получил ранение. Это заставило его о многом задуматься. Перед важным сражением герой осознает, что нет ничего важнее близких людей; гнаться за любовью чужих, незнакомых личностей бессмысленно.
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Жизненные поиски Пьера заканчиваются свадьбой с Наташей Ростовой. Он обретает спокойствие, домашний уют и любовь. Безухов чувствует, что нашел свое место в жизни, он счастлив.
Ключевые моменты в жизненных поисках Болконского – тест:
Свидание Андрея Болконского с Пьером Безуховым в Богучарове
Подробнее хотелось бы остановиться на эпизоде, в котором Пьер Безухов приезжает в Богучарово к своему другу Андрею Болконскому. Этот эпизод является ключевым для понимания жизненных принципов героев, их позиций и стремлений. Возвращаясь из южного путешествия, Пьер Безухов исполняет свое «давнишнее намерение – заехать к своему другу Болконскому, которого он не видел два года».
Сначала встреча двух мужчин была холодна, «разговор долго не мог установиться», однако между собеседниками заходит разговор о том, что такое зло и в чем его смысл. По мнению Андрея Болконского, «в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь, и счастье есть только отсутствие этих двух зол». Нужно жить для себя и стараться избегать этих явлений.
Пьер не принимает эту идею: «Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастие жизни».
На мой взгляд, в словах Пьера Безухова проявляется и авторская позиция, потому что Л.Н. Толстой видел счастье в самой жизни и в каждом мгновении – шаг к истине и к Богу. Этот эпизод совсем неслучаен в романе. То состояние, в котором находится Болконский после Аустерлица, очень гнетет его и не дает покаоя, он отказывается от прошлых идеалов и стремлений, но не приобретает новых. Отсюда его глубокое разочарование в жизни.
Встреча с Безуховым в какой-то мере меняет его пассивное отношение к окружающему миру: «Свидание с Пьером было для князя Андрей эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».