вид наблюдения предполагающий что исследователь является участником наблюдаемого процесса
Помогайте
1. Научное исследование:
А. Деятельность в сфере науки.
Б. Изучение объектов, в котором используются методы науки.
В. Изучение объектов, которое завершается формированием знаний.
Г. Все варианты верны.
2. Область действительности, которую исследует наука:
А. Предмет исследования.
Б. Объект исследования.
В. Логика исследования.
Г. Все варианты верны.
3. Принципы построения, формы и способы научно-исследовательской деятельности:
А. Методология науки.
Б. Методологическая рефлексия.
В. Методологическая культура.
Г. Все варианты верны.
4. Метод исследования, который предполагает организацию ситуации исследования и позволяет её контролировать:
А. Наблюдение.
Б. Эксперимент.
В. Анкетирование.
Г. Все варианты верны.
5. Метод исследования, предполагающий, что обследуемый выполняет задания, проходит определённое испытание:
А. Интервью.
Б. Тестирование.
В. Изучение документов.
Г. Все варианты не верны.
6. Тип вопроса в анкете или интервью, содержащий в себе варианты ответа:
А. Проективный.
Б. Открытый.
В. Альтернативный.
Г. Закрытый.
7. Тип вопроса в анкете или интервью, предоставляющий респонденту возможность самостоятельно выстроить свой ответ:
А. Открытый.
Б. Закрытый.
В. Альтернативный.
Г. Прямой.
8. Вид наблюдения, предполагающий, что исследователь является участником наблюдаемого процесса:
А. Опосредованное.
Б. Скрытое.
В. Включенное.
Г. Все варианты верны.
9. Метод исследования, предполагающий, что обследуемый отвечает на ряд задаваемых ему вопросов:
А. Манипуляция.
Б. Опрос.
В. Тестирование.
Г. Эксперимент.
10. В ситуации, когда возможно возникновение искажённых ответов, лучше применять:
А. Альтернативные вопросы.
Б. Закрытые вопросы.
В. Косвенные вопросы.
Г. Прямые вопросы.
11. Вопрос в анкете или интервью, допускающий односложный ответ:
А. Косвенный.
Б. Закрытый.
В. Проективный.
Г. Открытый.
12. Метод исследования, предполагающий выяснение интересующей информации в процессе двустороннего общения с испытуемым:
А. Интервью.
Б. Беседа.
В. Опрос.
Г. Все варианты верны.
13. Методы исследования, основанные на опыте, практике:
А. Эмпирические.
Б. Теоретические.
В. Статистические.
Г. Все варианты верны.
14. Метод письменного опроса респондентов:
А. Тестирование.
Б. Анкетирование.
В. Моделирование.
Г. Все варианты не верны.
15. Эксперимент, который выявляет актуальный уровень развития некоторого свойства у испытуемого или группы:
А. Естественный.
Б. Формирующий.
В. Констатирующий.
Г. Лабораторный.
16. Исследовательский метод, связанный привлечением к оценке изучаемых явлений экспертов:
А. Тестирование.
Б. Эксперимент.
В. Беседа.
Г. Рейтинг.
17. Мысленное отделение какого-либо свойства предмета от других его признаков:
А. Моделирование.
Б. Абстрагирование.
В. Синтез.
Г. Все варианты не верны.
18. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения:
А. Конкретизация.
Б. Анализ.
В. Моделирование.
Г. Все варианты верны.
Наблюдение: его виды, методика проведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Наблюдение как метод социологического исследования и его виды
Наблюдение – это один из методов социологического исследования, который часто используется в исследовательской практике. Метод наблюдения прост в применении, еще одно его преимущество состоит в том, что он не требует больших затрат.
Для получения полной и достоверной информации, метод наблюдения может быть использован в совокупности с некоторыми другими методами, например, наблюдение в совокупности с беседой, экспериментом.
Наблюдение является запланированным и целенаправленным восприятием объекта исследования. Наблюдать можно за определенным человеком или более широкой социальной группой, за явлением и процессом. Полученные результаты фиксируются исследователем для того, чтобы затем интерпретировать их. Сущность наблюдения как метода состоит в том, что исследователь, находясь в непосредственной близости от объекта или непрерывно наблюдая за объектом, может точно и полностью зафиксировать все факты. Сначала фиксация осуществляется с помощью органов чувств, а затем происходит интерпретация, исходя из жизненного опыта специалиста, его умений и знаний.
Таким образом, в отличие от многих других исследовательских методов, наблюдение является активной формой познания. Цель наблюдения состоит не только в фиксации фактов, но и в накоплении этих фактов. Если по результатам наблюдения информации о фактах недостаточно, то специалист может воспользоваться иными методами для добора информации и получения более достоверных фактов. Важная характеристика метода наблюдения – его тесная связь с мышлением наблюдателя. Исследователь должен иметь широкий кругозор и аналитический склад ума, он должен уметь находить взаимосвязи и зависимости даже там, где на первый взгляд и нет. Наблюдение неотделимо и от речи, поэтому исследователь должен не просто точно зафиксировать увиденное и услышанное, и умело описать то, что было перед его глазами, чтобы человек, который будет знакомиться с результатами наблюдения, имел четкую картинку и не додумывал что-то свое.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в наблюдение должен быть вовлечен исследователь, у которого развита наблюдательность, который имеет аналитический склад ума, может давать полное и четкое описание всего того, что он услышал или увидел. Несмотря на то, что метод кажется простым и понятным, для организации и проведения наблюдения необходимо тщательно подготовиться цель наблюдения состоит в исследовании характерных особенностей и специфических черт определенного явления, индивида или более широкой социальной группы. Также особенностью наблюдения является то, что результаты в многом зависят от самого исследователя, от его навыков и знаний, субъективного восприятия социальной реальности и происходящего в процессе наблюдения.
Готовые работы на аналогичную тему
Наблюдение может быть нескольких видов. В современной науке принято выделять:
Наблюдения могут различаться не только по методике проведения, но и по длительности. Здесь исследователи выделяют длительные, непрерывные и цикличные наблюдения. Все эти подвиды относятся к систематическим наблюдениям, которые реализуются регулярно, на постоянной основе в течение заданного промежутка времени. Есть и вторая группа – несистематические наблюдения. Они проводятся тогда, когда это необходим, могут быть эпизодическим. Например, исследователю требуется дополнительная информация об определенном явлении, и он ее дособирает.
Требования к методике проведения наблюдения
Как и любой другой метод исследования, наблюдение организуется и проводится в соответствии с четко обозначенной методикой. Дело в том, что этот метод очень прост и одновременно очень сложен, поэтому соблюдение определенных правил и требований позволяет специалисту лучше погрузиться в новую для него социальную реальность, при этом оказать минимальное воздействие на происходящий процесс. Если наблюдатель нарушает правила, то полученные данные могут носить недостоверный характер, что приведет к некорректной интерпретации. Такое наблюдение можно считать некачественно исполненным, а его результаты ничтожными.
Итак, в проведении наблюдения выделяют несколько определенных этапов. Соблюдение порядка этапов позволяет соблюсти общую методику. На первом этапе исследователь определяет цель наблюдения. Чем точнее поставлена цель, тем будет проще регистрировать в процессе наблюдения определенные явления, изменения. Также отталкиваясь от цели исследования специалист может делать корректные и полезные выводы, составлять дальнейшие рекомендации. На втором этапе происходит определение объекта и предмета исследования. Объектом могут быть социальные группы, сообщества, политические партии, группы подростков, учебные группы. Предмет – это непосредственно тот процесс, который должен быть изучен. Например, постановка политических задач, профессиональная переподготовка или процесс обучения.
Далее разрабатывается план наблюдения. Исследователь понимает, что ему требуется подготовить документы для проведения исследования, инструкцию для наблюдателя, если исследование будет осуществлять непосредственно подрядчик. Документальная часть – это еще и совокупность отчетов, аналитические записки с результатами исследования. Наблюдатель может выбрать, каким способом он зафиксирует полученные данные. Например, он может делать записи и пометки в специальном журнале, а может записывать все на видео, записывать разговоры на диктофон.
Всё о наблюдениях: классификация, виды
Для того, чтобы рассмотреть виды наблюдения, необходимо понять что это такое…
Определение
Наблюдение – это совокупность действий объекта, которое участвует в самом процессе, не требуя вмешательства наблюдающего. Цель наблюдения – выявить те или иные факторы, расседающиеся в ходе эксперимента у испытуемых.
Наблюдение-это метод исследования.
В первую очередь, стоит рассмотреть достоинства и недостатки данного метода.
В пример можно привести наблюдения, такие как «Таинственный покупатель» или же другие социальные эксперименты.
Можно сделать вывод, что наблюдение – метод исследования, который позволяет оценить поведение испытуемых и направлен на выяснение какого-либо фактора, происходящего в естественной среде обитания человека или животного.
Наблюдение в психологии и социологии различают по классификациям и видам. Давайте же рассмотрим методику наблюдения и сам метод наблюдения в психологии.
Классификация и виды наблюдения
Полевое
Наблюдение, проводящееся в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)
Лабораторное
Вид наблюдения, который осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Это наиболее эффективный метод наблюдения, т.к. в 95% вам не будут мешать внешние факторы при проведении опыта.
Индивидуальное
Зачастую происходит только за счет одного сотрудника. Он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Но в таком случае он уже становится индивидуалом только на каком-то этапе проведения исследования.
Коллективное
Происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.
Случайное
Само название говорит за себя – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то. Зачастую оно происходит при участии одного человека.
Этот термин еще популярен в маркетологии и означает изучение перемен цен конкурентов, их мероприятия и всего связанного с рекламой и другими направленностями.
Преднамеренное
Здесь тоже «говорящее» название – это наблюдение, которые было запланировано. Чаще всего, такое наблюдение совершается либо в одиночку, либо в компании с другими наблюдателями.
Систематическое
Это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.
Нeсистeматическое
Чаще всего проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.
Пoлнoе
Детальное наблюдение; чаще всего, термин используется в криминалистике, социологии и полицейской тематике, т.к. этот метод позволяет больше узнать об исследуемом объекте.
Непoлное
Это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия. Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров.
Сплошное
Это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучaeмой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.
Выборочное
Это способ несплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.
Кoнстатирующее
В данном виде эксперимента, действия лишь фиксируются, но не подлежат обсуждению или детальному рассмотрению.
Oценивающее
Эксперимент, где экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.
Стaндaртизированное
Это целенаправленное наблюдение, отчет готовится по стандартной форме с описанием всех возможных параметров.
Нестандартизированное
Наблюдение, не имеющее плана действий и следующее по ходу развития событий.
Oткрытое
Эксперимент, проводящийся с предупреждением остальных участников.
Закрытое
Эксперимент, проводящийся вне необходимости предупреждения участников. Обычно в таком наблюдении проводятся, так называемые, «социальные эксперименты».
Включенное
Вид эксперимента, при котором присутствует специалист и, по мере необходимости, может скорректировать ситуацию в той или иной области. Но есть одно «Но»: сам специалист выступает инкогнито, и не выдает свою личность до последнего. Собственно, цель расследования и профессия самого исследователя тоже остается под тщательным прикрытием.
Невключенное
Рассмотрение процесса без участия специалиста.
Прямое
Название говорит само за себя – это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участниками (если они есть).
Косвенное
В этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.
Спровоцированное и неспровоцированное
Наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.
Объективное самонаблюдение
Это ваша личная и субъективная оценка происходящего у вас в голове и на душе, проще говоря – самонаблюдение за собой и своей психикой без дополнительной консультации или же наблюдения психолога или психотерапевта. Данный метод может быть применим если вы уверены в том, что ваша проблема несерьезна и не требует посещения перечня надлежащих врачей. Но на всякий случай стоит проконсультироваться с ними.
Виды наблюдений в социологии
Наблюдение как метод может быть
В первом случае, метод построен на конкретике и конкретных фактах, которые помогают определить всю точность процесса.
А во втором случае – это незапланированное исследование, проводимое лишь предварительно перед формализованным наблюдением.
По форме организации:
1. Структурированное наблюдение – есть четкий план действий, есть определенные документы
2. Неструктурированное – «спонтанное» наблюдение, основанное на непредвиденности и собираемых данных
По степени включенности:
По форме взаимоотношений с испытуемого:
По регулярности проведения:
По месту проведения
По длительности проведения, задачам и масштабу
Требования к проведению наблюдения и его эффективность
1. Должна быть организованность (определение с местом проведения эксперимента, составление плана при необходимости)
2. Должны быть применим труд модернизационных технологий для выявления наиболее точных результатов
3. Планирование начала наблюдения, основной части и конца.
4. Обязательно должен быть сбор массовых данных для отслеживания динамики проведения эксперимента.
5. Наблюдатель (исследователь) во время проведения наблюдения не должен вмешиваться в сам процесс эксперимента, если на то не требуется его присутствия.
6. Весь процесс наблюдения субъективно оценивается по меркам самого наблюдателя и на основе этого делаются выводы касаемо статистики и результата проведения эксперимента.
Тест «Методы психолого-педагогического исследования». тест. Инструкция выберите и укажите ответ, который является единственно верным вариантом. Научное исследование
Перечень тестовых заданий
Задание 1. Тест к разделу II «Методы психолого-педагогического исследования».
Б. Методологическая рефлексия.
В. Методологическая культура.
Ключ к тесту:
1Г | 2Б | 3А | 4Г | 5В | 6Б | 7Б | 8 Г | 9А | 10Б |
11В | 12Б | 13Б | 14В | 15А | 16Б | 17В | 18Г | 19Б | 20В |
Критерии и нормы оценки:
• оценка «5» – 19-20 правильных ответов,
• оценка «4» – 15-18 правильных ответов,
• оценка «3» – 11-14 правильных ответов,
• оценка «2» – менее 10 правильных ответов.
Задание 2. Тест к теме 2.1. Технология работы с литературой
Е. Титульный лист 6.
Ключ к тесту:
1А | 2Б | 3В | 4А | 5Г | 6Б |
7Г | 8В | 9А | 10Г | 11 ЕВДАГБЖ |
Критерии и нормы оценки:
• оценка «5» – 10-11 правильных ответов,
• оценка «4» – 8-9 правильных ответов,
• оценка «3» – 6-7 правильных ответов,
• оценка «2» – менее 6 правильных ответов.
Задание 3. Тест к темам 4.4 «Курсовая работа», 4.5 «Выпускная квалификационная работа»
Б. «Что рассматривается?».
В. «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?».
Е. Список использованной литературы 6.
Ж. Основная часть 7.
Д. Проблема исследования 5.
Е. Предмет исследования 6.
Б. Оформить средства наглядности (слайды и т. д.).
В. Составить варианты ответов на замечания рецензента.
Б. Передать информацию в сокращенном виде.
ТЕСТЫ
по дисциплине «Основы исследовательской и педагогической деятельности»
Тест 1. 1. Научное исследование:
А. Деятельность в сфере науки.
Б. Изучение объектов, в котором используются методы науки.
В. Изучение объектов, которое завершается формированием (приращением) знаний.
Тест 2. Область действительности, которую исследует наука:
А. Предмет исследования.
Б. Объект исследования.
В. Логика исследования.
Тест 3. Принципы построения, методы и способы научно-исследовательской деятельности:
А. Методология науки.
Б. Методологическая рефлексия.
В. Методологическая культура.
Тест 4. Логика исследования включает:
А. Констатирующий этап.
Б. Формирующий и контрольный (сравнительный) этапы.
В. Все этапы, указанные в А и Б.
Тест 5. Обоснованное представление об общих результатах исследования:
А. Задача исследования.
Б. Гипотеза исследования.
В. Цель исследования.
Тест 6. Метод исследования, который предполагает организацию ситуации исследования и позволяет её контролировать:
Б. Эксперимент.
Тест 7. Метод исследования, предполагающий, что обследуемый выполняет задания, проходит определённое испытание:
Б. Тестирование.
В. Изучение документов.
Тест 8. Тип вопроса в анкете или интервью, содержащий в себе варианты ответа:
В. Закрытый.
Тест 9. Тип вопроса в анкете или интервью, предоставляющий респонденту возможность самостоятельно выстроить свой ответ:
А. Открытый.
Тест 10. Метод исследования, предполагающий, что обследуемый отвечает на ряд задаваемых ему вопросов:
А. Опрос.
Тест 11. В ситуации, когда возможно возникновение искажённых ответов, лучше применять:
А. Альтернативные вопросы.
Б. Закрытые вопросы.
Тест 12. Вопрос в анкете или интервью, допускающий односложный ответ:
А. Закрытый.
Тест 12. Метод исследования, предполагающий выяснение интересующей информации в процессе двустороннего общения с испытуемым:
Б. Беседа.
Тест 13. Вид наблюдения, предполагающий, что исследователь является участником наблюдаемого процесса:
В. Включенное.
Тест 14. Методы исследования, основанные на опыте, практике:
А. Эмпирические.
Тест 15. Метод письменного опроса респондентов:
А. Тестирование.
Тест 16. Эксперимент, который выявляет актуальный уровень развития некоторого свойства у испытуемого или группы:
В. Констатирующий.
Тест 17. Исследовательский метод, связанный привлечением к оценке изучаемых явлений экспертов:
А. Рейтинг
Тест 18. Мысленное отделение какого-либо свойства предмета от других его признаков:
Б. Абстрагирование.
Тест 19. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения:
В. Моделирование.
Тест 20. Изучение источника для получения и переработки информации может быть:
А. Аналитическое.
Тест 21. Самая краткая запись прочитанного, отражающая последовательность изложения текста:
Г. Тезис.
Тест 22. Краткая характеристика печатного издания с точки зрения содержания, назначения, формы:
В. Аннотация.
Тест 23. Конспект нужен для того, чтобы:
А. Выделить в тексте самое необходимое.
Б. Передать информацию в сокращенном виде.
В. Сохранить основное содержание прочитанного текста.
Тест 24. Точная выдержка из какого-нибудь текста:
Б. Цитата.
Тест 25. При цитировании:
А. Каждая цитата сопровождается указанием на источник.
Б. Происходит передача основного смысла.
В. Все варианты правильны.
Тест 26. Критический отзыв на научную работу:
В. Рецензия.
Тест 27. Сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки:
А. Реферат.
В. Контрольная работа.
Тест 28. Объект исследования в курсовой и дипломной работе отвечает на вопрос:
А. «Как называется исследование?».
Б. «Что рассматривается?».
В. «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?».
Тест 29. Установите последовательность в структуре исследовательской работы:
А. Содержание и Введение. 1
Б. Список литературы и Приложения. 3
В. Основная часть и Заключение. 2
Тест 30. 3. «Отцом» отечественной педагогики называют:
а) Л.Н. Толстого;
б) К.Д. Ушинского:
Тест 31. Первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, является:
а) Н.А. Добролюбов;
б) И.Г. Песталоцци;
в) Я.А. Коменский.
Тест 32. Педагогическая профессия по классификации Е.А. Климова относится к группе профессий:
а) человек-знаковая система;
б) человек-художественный образ;
в) человек-человек;
Тест 33. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе:
а) В.А. Сухомлинский;
б) А.С. Макаренко;
Тест 34. Сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, архитектором, скульптором, полководцем;
а) А. Дистервег;
б) Я. Корчак;
в) Я.А. Коменский.
Тест 35. Свою жизнь посвятил сиротам, потратив собственные сбережения на создание детских приютов, педагог:
а) И.Г. Песталоцци;
б) Я.А. Коменский;
в) А.С. Макаренко;
Тест 36. Показателем нравственной культуры учителя является:
а) педагогический такт;
б) педагогическая справедливость;
в) педагогический долг;
Тест 37. Кто из выдающихся педагогов – практиков является автором книги «Сердце отдаю детям»
а). К.Д.Ушинский
б). В.А.Сухомлинский;
Тест 38. Гностические умения педагога проявляются непосредственно при:
а). изучении им школьника и детского коллектива;
б). художественном оформлении школьной стенгазеты;
в). исследовании передового педагогического опыта.
Тест 39. Профессиональная компетентность отражает единство …. и практической готовности к педагогической деятельности.
а). научной;
б). когнитивной;
в). теоретической
Тест 40. Квалификационная характеристика это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и … опыта.
а). коммуникативного;
б). практического;
а). социальная;
б). личностная;
в). специальная;
Тест 42. Содержание профессиональной готовности отражается в …, состоящей из инвариантных идеализированных параметров личности и профессиональной деятельности учителя.
а). правилах;
б). профессиограмме;