вид хозяйственной операции что это
Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете
Любая компания в процессе своей деятельности осуществляет определенные операции. Они обязательно должны быть зафиксированы в бухучете. При этом задействуются счета. Они участвуют в формировании отчетности.
Что собой представляют хозяйственные операции
Хозяйственная операция (ХО) – это определенное действие, которое меняет или состав имущества, или его размещение, или источники его формирования. Также ХО могут быть связаны с изменениями в формировании бюджета, структуре собственности компании, собственном капитале и заемных средствах, резервном капитале. Факт хозяйственной операции – это основание для создания бухгалтерской проводки. Проводка формируется на основании документов, подтверждающих операцию.
Определенное событие влечет за собой изменение показателей. К примеру, изменяться может капитал, объем имущества. Значения могут как увеличиваться, так и уменьшаться. Изменения капитала вызывают изменения в валюте баланса. Следовательно, меняется и сумма по активам и пассивам.
Примеры хозяйственных операций в бухучете
Рассмотрим примеры операций и их примерную структуру:
Это самые распространенные типы хозяйственных операций.
Типы хозяйственных операций
Рассмотрим таблицу с классификацией хозяйственных операций:
Воздействие на баланс | Корреспонденция по дебету | Корреспонденция по кредиту |
---|---|---|
Изменение активов | Активный | Активный |
Изменение пассивов | Пассивный | Пассивный |
Повышение актива и пассива | Активный | Пассивный |
Понижение актива и пассива | Пассивный | Активный |
Это четыре разновидности операции, которые классифицируются по способу воздействия на бухгалтерский баланс.
Рассмотрим подробнее типы проводок (А – это актив, П – это пассив, О – это оборот):
Этому типу принадлежит следующая формула:
А баланса + О по дебету счета 1 – О по кредиту счета 2 = П баланса.
Этому типу принадлежит эта формула:
А баланса = П баланса + О по кредиту счета 1 – О по дебету счета 2.
Формула:
А баланса + О по дебету счета 1 = П баланса + О по кредиту счета 2.
Формула:
А баланса – О по дебету счета 1 = П баланса – О по кредиту счета 2.
Также операции классифицируются по своему содержанию:
От типа операции зависят особенности ее отражения в бухучете.
Нереальность хозяйственных операций как один из поводов для отказа в налоговом вычете НДС.
Как установить вид операции
Для определения типа операции нужно проанализировать, какие счета использованы в проводках и какие изменения валюты баланса были совершены. Облегчить определение поможет следующая информация (А – активные, П – пассивные):
Для точного установления типа операции нужно иметь информацию о плане счетов, структуре баланса.
К СВЕДЕНИЮ! Актив – это имущество компании, а пассив – это источники этого имущества. Смешанные формы есть и в активах, и в пассивах.
Бухгалтерские проводки в зависимости от типа операции
Рассмотрим проводки по первому типу хозяйственных операций:
Бухгалтерские проводки по операциям типа 2:
Проводки по операциям типа 3:
Проводки по операциям типа 4:
Это те бухгалтерские проводки, которые используются наиболее часто.
Нюансы формирования проводок
Каждую операцию отличает двойственная природа. Она отражается одновременно и на активах, и на пассивах. Зависимость Дт и Кт именуется корреспонденцией счетов. Слева (на дебете) фиксируются остатки имущества компании, а справа (на кредите) – источник его возникновения. Проводки должны быть зафиксированы в момент совершения операции.
Каждая проводка подтверждается документально. Первичная документация подтверждает факт действительного наличия хозяйственной операцией. Над ее составлением работают не только бухгалтеры, но и менеджеры, руководители. В первичной документации должна содержаться следующая обязательная информация:
Для простоты внесения сведений счету присваивается номер. Двойная запись позволяет подтвердить равенство оборота по Дт и Кт за отчетный период. Если образовалось неравенство, это свидетельство о наличии ошибки. Также двойная запись позволяет легко установить содержание проводки.
Примеры
Рассмотрим примеры отражения операций в бухучете:
В проводке отражается сумма операции, а также первичный документ, на основании которого она сформирована.
Основные типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете
Хозяйственная операция в бухгалтерском учете — это…
Хозяйственная операция в бухгалтерском учете — это фиксирование фактов хозяйственной жизни предприятия. Отражение хозяйственных операций оказывает постоянное влияние на баланс активов и пассивов предприятия. Но ни одна хозяйственная операция не может нарушить его. Все фиксации деятельности происходят на основании первичных документов, заполненных в установленном порядке. Они и подтверждают факт совершенных операций.
Хозяйственные операции являются частью хозяйственного учета. Что собой представляет хозяйственный учет, читайте в статье «Хозяйственный учет — это. ».
Документирование хозяйственных операций и ведение бухучета
Важным элементом бухгалтерского учета является документирование. Его применяет каждое предприятие для наблюдения за своей хозяйственной деятельностью и первичного контроля. Документирование состоит из упорядоченного сбора первичных документов. Это является начальным этапом учета.
Первичный документ составляется в момент совершения той или иной хозяйственной операции. Существуют формы документов, которые утверждаются только законодательно, но основная масса — такие, которые может утвердить само предприятие. Каждый такой документ имеет юридическую силу и устанавливает ответственных за выполнение той или иной хозяйственной операции. Недопустимо принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются несуществующие, мнимые сделки (ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Только наличие правильно оформленных первичных документов поможет предприятию отстаивать свои интересы в суде или гарантировать сохранность своего имущества. Правильное документирование хозяйственных операций можно использовать для объективного анализа результатов работы предприятия как его собственниками, так и налоговыми органами.
Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета
После того как первичные документы собраны и проверены, они фиксируются на счетах бухгалтерского учета в хронологическом порядке. Каждое событие финансово-хозяйственной деятельности имеет двойственный характер. Суть этой двойственности сводится к тому, что при записи одного события используется 2 счета бухучета, которые указывают на состав, место размещения имущества и источники его образования.
Как правильно отражать хозяйственные операции с использованием двойных записей, читайте в статье «Понятие и сущность двойной записи в бухгалтерском учете».
Связь этих счетов называется корреспонденцией, а сами счета корреспондирующими.
Отражение операций с использованием корреспонденции счетов называют бухгалтерской проводкой.
Подробнее о том, какие бывают проводки, читайте в статье «Основные проводки по бухучету — примеры».
Также рекомендуем справочник «16 700 БУХГАЛТЕРСКИХ ПРОВОДОК С КОММЕНТАРИЯМИ», который вы найдете в КонсультантПлюс, если получите бесплатный пробный доступ к системе.
Типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете — примеры
Хозяйственные операции разделяют на 4 типа. Все они оказывают влияние на баланс, при этом равенство баланса не нарушается.
На расчетный счет ООО «Звезда» были перечислены денежные средства в размере 5 000 рублей в счет оплаты за полученный товар.
Проводка: Дт 51 Кт 62 — 5 000.
В результате такой операции валюта баланса осталась неизменной, изменения произошли только в статьях актива баланса. Статья «Расчетный счет» увеличилась на 5 000 рублей, а статья «Расчеты с покупателями и заказчиками» уменьшилась на эту же сумму.
ООО «Звезда» в конце отчетного периода получило прибыль. Участники общества решили рассчитать и начислить дивиденды в размере 10 000 руб.
Проводка: Дт 84 Кт 75 — 10 000.
В результате валюта баланса опять остается неизменной, а вот статьи пассива баланса изменились. Статья «Расчеты с учредителями» увеличилась, статья «Нераспределенная прибыль» уменьшилась на 10 000 руб.
На склад ООО «Звезда» поступили товары от поставщика ООО «Розмарин» на сумму 3 000 руб.
Проводка: Дт 41 Кт 60 — 3 000.
Результатом будет увеличение валюты баланса, т. к. в данном случае изменения произошли в обеих частях баланса (в активе и пассиве). Статья пассива «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и статья актива «Товары» были увеличены на 3 000 руб.
После того как товар был поставлен на склад, ООО «Звезда» произвела перевод денежных средств на расчетный счет ООО «Розмарин» в сумме 3 000 руб.
Проводка: Дт 60 Кт 51 — 3 000.
В результате валюта баланса снова изменилась, только в сторону уменьшения. Изменения произошли и в активе, и в пассиве баланса. Статья пассива «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и статья актива «Расчетный счет» уменьшились на 3 000 руб.
Итоги
Важно помнить, что каждая совершенная хозяйственная операция должна пройти путь от подтверждения ее первичным документом до отнесения к одному из 4 типов операций и получить свое отражение на счетах бухучета. Ни одна из операций при правильном ее оформлении не может нарушить равенство баланса.
Типы хозяйственных операций
Очевидно, что раз бухгалтерский баланс состоит из активов и пассивов организации, то и все события хозяйственной деятельности, которые происходят, влияют на эти показатели. Однако одни хозяйственные операции могут больше влиять на актив, а другие — на пассив, и наоборот. Типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете зависят именно от того, как они влияют на баланс: больше на его активную часть, на пассивную или на обе одновременно. Разберемся с этим вопросом подробнее.
4 типа хозяйственных операций
Итак, классификация всех операций, совершаемых в компании и фиксируемых бухгалтерией, выглядит так:
Очевидно, что третий и четвертый типы касаются взаимодействия компании с другими организациями, тогда как первый и второй являются внутренними делами самой компании. Эта классификация помогает лучше ориентироваться в делах компании тем людям, которые отдаленно знакомы с бухгалтерией. Кстати, валютой баланса называются не рубли или другие деньги, как многие могли подумать, а его итоговые значения в активной и пассивной частях.
Тип хозяйственной операции: примеры и проводки
Для того чтобы лучше понять, как эта классификация применяется на практике, рассмотрим некоторые примеры по каждому типу, а также проводки, которые должен сделать бухгалтер в каждом конкретном случае.
Дебет 50 «Касса» Кредит 51 «Расчетные счета».
Кроме этой, под этот тип подпадают такие проводки, как:
А также целый ряд других хозяйственных операций, влияющих на актив, но не изменяющих сальдо пассива бухгалтерского баланса.
Дебет 84 «Расчеты с учредителями» Кредит 75 «Нераспределенная прибыль».
Оба счета пассивные, поэтому валюта баланса опять остается неизменной. Но при этом прибыль превратилась в дивиденды. Также наглядно характеризуют этот тип хозяйственных операций такие проводки:
А также другие подобные ситуации, в которых задействованы только пассивные счета.
Третий пример проиллюстрирует +А +П, то есть ситуацию, когда активная и пассивная части увеличиваются. Наглядно это выглядит на примере поступления товара от поставщика, за который по договору существует отсрочка платежа. В этом случае одновременно увеличивается дебет счета 41 «Товары» за счет оприходования материальных ценностей на их стоимость и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму задолженности. При этом счет 41 является активным, а счет 60 — пассивным. Аналогичная ситуация возникает, когда бухгалтер делает проводки по таким хозяйственным ситуациям:
Таких примеров можно привести множество. Важно одно: все они наглядно характеризуют, как на практике работает метод двойной записи в бухгалтерии, и как важно правильно учитывать все хозяйственные операции в соответствии с первичными документами, а также их содержанием.
Вид хозяйственной операции что это
Какой документ в программе 1С:Бухгалтерия 8 делает ту или проводку, или как правильно отразить факт хозяйственной жизни в программе – вопросы, которые часто возникают как у начинающих, так и у опытных пользователей программы.
В своей новой статье я расскажу вам о замечательном регистре сведений, который станет для вас незаменимым помощником при работе в 1С:Бухгалтерия 8 – это регистр «Корреспонденция счетов», больше похожий на справочник, где перечислены все хозяйственные операции, которые можно отразить в программе с помощью тех или иных документов. Я и сама частенько им пользуюсь и уверена, что он поможет вам сократить время на поиски нужных и правильных проводок и документов, с помощью которых эти проводки можно сделать.
Находится этот чудо-помощник в разделе «Главное» и открывается по гиперссылочке «Ввести хозяйственную операцию»:
Открывшийся список выглядит вот так:
Т.е. здесь перечислены все возможные корректные проводки с указанием документов, которыми эти проводки формируются в программе и с описанием содержания операции. Пользоваться этим перечнем достаточно легко.
Итак, первый вариант: например бухгалтер знает, что ему нужно сформировать проводку Д-т 07 К-т 60. В верхней поисковой строке набираем счета дебета и кредита. В результате получаем вот такие варианты проводок
Здесь же подробно расписано содержание каждой проводки и все три варианта в программе формируются с помощью документа «Поступление (акты, накладные)». Прямо из этого списка мы можем создать документ, открыв его по гиперссылке и, что самое важное, программа откроет форму документа уже с необходимым нам видом операции. Т.е. так как в данном случае речь идет о поступлении оборудования, то и документ получится с этим видом операции:
Таким образом, мы можем создать необходимый нам документ прямо из справочника хозяйственных операций.
Ситуация другая. Я хочу посмотреть, какие проводки можно сформировать с помощью конкретного документа. Ну, например документом «Принятие к учету ОС». Вернемся в справочник хозяйственных операций. И в верхней строке выберем интересующий нас документ:
В результате мы получили список проводок, которые можно получить с помощью документа «Принятие к учету ОС». Здесь также кликнув по гиперссылке с необходимой нам проводкой мы автоматически создадим документ с тем видом операции, который нам нужен:
Ну и третий способ отбора информации в справочнике хозяйственных операций – это отбор по содержанию. Он является немного экстремальным и редко используемым, но тем не менее о нем тоже надо рассказать. Почему же он экстремальный? Потому что программа нам отберет все операции, в содержании которых встречается искомое нами слово. Например, наберем в строке поиска часть слова поступление. В результате программа отберет нам очень большое количество вариантов, где в содержании встречается наш фрагмент слова.
Далее все так же. Выбрав проводку – создаем документ прямо отсюда.
И еще несколько слов о создаваемых документах. Например, мы ищем проводку Д-т 25 К-т 02. Программа подсказывает, что такие проводки формируются Регламентной операцией, т.е. для создания этой проводки надо провести операцию «Закрытие месяца»
Ну и не могу не сказать об операциях, введенных вручную. Мои клиенты знают, что я всегда призываю при работе в программе 1С:Бухгалтерия 8 пользоваться документами. Именно они сделают необходимые проводки и записи по всевозможным регистрам. Любители программ версии 7.7. очень часть пытаются все «нарисовать ручками» и нам приходится их переучивать. Однако и в последних версиях программы есть ситуации, когда проводку можно сформировать только с помощью документа «Операция». Подсказка на такие случаи тоже есть в справочнике хозяйственных операций:
Например, операцию по включению в затраты основного производства суммы выявленных недостач можно сделать только «ручками». Кстати, в созданном таким образом документе автоматически будет прописано содержание операции ну и собственно проводка. Вам останется только проставить все субконто и сумму операции:
Ну, вот и весь секрет по быстрому формированию корректных проводок в программе.
Надеюсь, моя статья поможет вам сократить время на поиски в интернете информации по формированию проводок в программе.
Присоединяйтесь к нам в соц.сетях. и будьте всегда в курсе наших новых публикаций и последних изменений в программах 1С.
Работайте в программах 1С с удовольствием, ведь 1С – это просто, когда мы вместе.
Буданова Виктория
Тема 2. Балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов и двойная запись
Цель: раскрыть экономическое содержание бухгалтерского баланса, назначение счетов и изложить суть двойной записи.
Задачи:
Оглавление
2.1. Балансовый метод отражение информации
Информация об имуществе и капитале организации отражается в бухгалтерском учете методом балансового обобщения.
Бухгалтерский баланс — система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации по состоянию на определенную (отчетную) дату в денежном выражении, представляющая данные о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах).
Бухгалтерский баланс является главной формой отчетности предприятия. Он представляет собой таблицу, состоящую из двух разделов: актива и пассива.
В активе баланса отражаются средства предприятия по их видам и назначениям, а в пассиве — средства предприятия по источникам их формирования. Каждому показателю актива и пассива присвоен свой код.
Актив баланса состоит из двух разделов:
I – внеоборотные активы;
II – оборотные активы.
Пассив баланса состоит из трех разделов:
III – капитал и резервы;
IV – долгосрочные обязательства;
V – краткосрочные обязательства
Баланс составляется на две смежные даты: на начало отчетного года и на конец отчетного периода. Баланс подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.
Различают следующие виды балансов: вступительный, промежуточный (текущий), заключительный, сводный, разделительный и ликвидационный.
2.2. Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс
Совершаемые на предприятии хозяйственные процессы (процесс снабжения, производства и реализации) состоят из конкретных хозяйственных операций.
Каждая хозяйственная операция влечет за собой изменения средств и источников.
По отношению к бухгалтерскому балансу хозяйственные операции делятся на четыре типа.
К первому типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой равновеликие изменения в активе баланса. При этом одна активная статья увеличивается, а другая ровно на столько же уменьшается, равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса не изменяется.
Например, выдано из кассы организации в подотчет на хозяйственные расходы — 10 000 р.
Статья «касса» и статья «расчеты с дебиторами» (подотчетными лицами) обе находятся в активе баланса. В результате хозяйственной операции средств в кассе стало на 10 000 р. меньше, а задолженность подотчетных лиц увеличилась на 10 000р.
В результате операции равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса не изменилась.
Ко второму типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой равновеликие изменения в пассиве баланса. При этом одна пассивная статья увеличивается, а другая ровно на столько же уменьшается, равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса не изменяется.
Например, по решению собрания акционеров часть прибыли присоединена к уставному капиталу — 20 000 р.
Статья «прибыль» и статья «уставный капитал» обе находятся в пассиве баланса. В результате хозяйственной операции прибыль организации уменьшилась на 20 000 р., а статья уставный капитал увеличилась ровно настолько же. В результате операции равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса не изменилась.
К третьему типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой увеличение валюты баланса. При этом одна активная статья увеличивается и ровно настолько же увеличивается статья в пассиве. Равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса увеличивается.
Например, зачислены на расчетный счет краткосрочные кредиты банка — 100 000 р.
Статья «расчетный счет» отражается в активе баланса. В результате хозяйственной операции средств на расчетном счете стало больше на 100 000 р.
Статья «краткосрочные кредиты» банка находятся в пассиве баланса и в результате хозяйственной операции увеличились ровно настолько же.
При этом равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса увеличилась на 100 000 р.
К четвертому типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой уменьшение валюты баланса. При этом на сколько уменьшается статья в активе баланса, ровно на столько уменьшается статья и в пассиве баланса.
Равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса уменьшается.
Например, выдана из кассы заработная плата работникам организации — 70 000 р.
В результате хозяйственной операции статья «касса» в активе баланса уменьшилась на 70 000 р., и ровно на столько же уменьшилась статья в пассиве баланса «задолженность по оплате труда».
При этом равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса уменьшилась на 70 000 р.
Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс представлены в табл. 2.1.
Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс
2.3. Счета бухгалтерского учета: понятие, назначение, строение
Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки, текущего отражения и контроля движения хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежном и натуральном измерителях.
Счета открывают на каждый экономически однородный вид хозяйственных средств, их источников и процессов в соответствии с классификацией объектов учета.
Графически счет представляет собой Т-образную двустороннюю таблицу. Левая сторона называется «Дебет» и обозначается буквой «Д», а правая сторона называется «Кредит» и обозначается буквой «К». Эти термины зародились в Италии. «Дебет» означает «он должен», «кредит» — «он доверяет».
Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета используют термин «сальдо» также итальянского происхождения. Этот термин означает «расчет», поскольку сальдо определяется посредством расчета.
Запись на счетах начинают с указания начального сальдо. В зависимости от типа счета, сальдо отражается по дебету или по кредиту счета.
Различают активные и пассивные счета.
Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств. В активных счетах сальдо начальное отражается по «Д» счета; увеличение хозяйственных средств отражают по дебету, а уменьшение — по кредиту.
Суммы операций, записанные на счетах, называют оборотами.
Сумма, сформированная по дебету счета, является дебетовым оборотом, по кредиту — кредитовым.
Сальдо конечное активного счета всегда дебетовое или равно 0 и определяется по следующей формуле
где: С к – сальдо конечное;
С н – сальдо начальное;
О бД – оборот по дебету счета;
О бК – оборот по кредиту счета.
Структура активного бухгалтерского счета приведена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Структура активного бухгалтерского счета
Пассивными счета предназначены для учета движения источников образования средств.
В пассивном счете сальдо начальное указывается по кредиту счета. Увеличение источника отражается по кредиту, а уменьшение — по дебету. Сальдо конечное пассивного счета определяется по формуле:
где: С к – сальдо конечное;
С н – сальдо начальное;
О бК – оборот по кредиту счета;
О бД – оборот по дебету счета.
Остаток на пассивных счетах может быть только кредитовым или равным 0.
Структура пассивного бухгалтерского счета приведена на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Структура пассивного счета
В бухгалтерском учете могут иметь место так называемые активно-пассивные счета.
Счета открываются по данным баланса и в ряде случаев имеют то же название, что и статья. Открыть счет – это значит дать ему название и по соответствующей стороне записать сальдо начальное.
На активные статьи баланса открываются активные счета, а на пассивные — пассивные счета.
Активно-пассивные счета, как правило, отражаются в балансе развернуто.
2.4. Двойная запись и ее сущность
Совершаемые на предприятии хозяйственные процессы состоят из конкретных хозяйственных операций. Хозяйственная операция — это факт финансово-хозяйственной деятельности (внутренний или внешний), оказавший влияние на состояние имущества, капитала и обязательств организации.
Каждая хозяйственная операция, оформленная документально, находит отражение на двух взаимосвязанных счетах посредством метода двойной записи.
Модель отражения хозяйственных операций на счетах приведена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Отражение операций на счетах методом двойной записи
Данный порядок записей на счетах предложил в 1494 г. Лука Пачели. Такой порядок получил название двойной записи.
Суть двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды: по дебету одного счета и кредиту другого счета в равновеликих величинах.
Связь, возникающая при этом между счетами, называется корреспонденцией счетов, а сами счета — корреспондирующими.
При ведении записей на счетах необходимо руководствоваться следующими правилами:
Процесс определения и записи корреспондирующих счетов называется контировкой.
Различают простые и сложные бухгалтерские проводки.
Простой бухгалтерской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а другой ровно на столько же кредитуется.
Сложной бухгалтерской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а два или несколько – кредитуются.
Виды бухгалтерских проводок представлены на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Виды бухгалтерских проводок
При записи хозяйственных операций на счета их группируют по экономически однородным признакам, т. е. записывают по определенной системе.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета называется систематической записью.
Бухгалтерский учет носит сплошной характер. Хозяйственные операции отражаются на счетах в хронологической последовательности их совершений, т. е. методом хронологической записи. Для контроля полноты учета хозяйственных операций в хронологической последовательности их совершения ведут журнал регистрации операций.
Структура и порядок записи операций в журнале регистрации операций приведена в табл. 2.2.
Журнал регистрации операции
Регистром систематического учета является Главная книга счетов, форма которой приведена в табл. 2.3.
Структура счета в Главной книге счетов
На малых предприятиях широкое распространение получил регистр, в котором систематическая запись совмещена с хронологической.
2.5. Обобщение записей на счетах синтетического и аналитического учета
По степени обобщения учитываемых объектов счета бухгалтерского учета подразделяют на синтетические (от греч. synthetikos – сводный, обобщенный) и аналитические (от греч. analytikos — разложение). Синтетические счета – это счета, на которых хозяйственные средства, их источники и процессы отражаются в обобщенном виде. Учет, осуществляемый на синтетических счетах, ведется только в стоимостном выражении.
Для оперативного управления данных в обобщенном виде явно недостаточно. Для получения детальных сведений об объектах бухгалтерского учета применяют счета аналитического учета.
Счета аналитического учета раскрывают, детализируют содержание синтетического счета, к которому они открыты.
Между счетами синтетического и аналитического учета существует тесная связь, которая состоит в следующем:
Связь между синтетическими и аналитическими счетами представлена на рис. 2.5.
Как следует из приведенного примера сальдо начальное по синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами» равно сумме сальдо начальных по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.
Синтетические счета — счета, дающие обобщенную характеристику учитываемого объекта |