вид группа направление необлагаемой операции ндс что это
Операции, не подлежащие налогообложению НДС: виды и особенности
Операции, не облагаемые НДС: полный список
Не облагаемые НДС операции и товары для реализации (или использования для собственных нужд) собраны в список, который является исчерпывающим и не подлежит расширению. Перечень отображен в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ:
I. Деятельность по передаче помещений в аренду нерезидентам (физлицам и юрлицам), получившим аккредитацию в России (п. 1 ст. 149 НК РФ). Список иностранных государств, в отношении граждан и/или организаций которых может применяться освобождение от НДС, перечислен в общем приказе МИД и Минфина России от 08.05.2007 № 6498/40н.
При этом к деятельности такого типа можно отнести и эксплуатационное (коммунальное) обслуживание сдаваемых в аренду помещений на условиях, указанных выше, если такой вид услуг указан в договоре аренды (постановление ФАС Московского округа от 22.04.2010 № КА-А40/2596-10).
II. Продажа товаров, оказание услуг, в том числе и для собственных нужд, указанных в п. 2 ст. 149 НК РФ, также не облагается НДС. Перечень довольно объемный — он состоит из более чем 30 позиций, но стоит упомянуть их все. Большинство из перечисленных в данном пункте позиций имеет явную социально ориентированную направленность:
Что нужно представить в ИФНС, чтобы получить освобождение по НДС в отношении медицинских изделий, смотрите по ссылке.
Когда образовательные услуги облагаются НДС, а когда нет, узнайте из этой публикации.
14.1. Услуги по социальному обслуживанию и связанные с ними.
16.1. Услуги в рамках арбитража, оплачиваемые через некоммерческую организацию, подразделением которой является это постоянно действующее арбитражное учреждение.
III. Хозяйственные операции, не облагаемые НДС, указанные в п. 3 ст. 149 НК РФ:
Какие не облагаемые НДС операции можно причислить к льготам
В связи с тем, что налогоплательщики при проведении некоторых хозяйственных операций, перечисленных в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ, не уплачивают НДС, многие считают, что это своего рода льготы. Но это не совсем так, ведь льготами обычно могут пользоваться лишь определенные категории предпринимателей, а совершать освобожденные от НДС операции может кто угодно, лишь бы в наличии были необходимые разрешительные документы.
Тем не менее, пользуясь результатами анализа Пленума ВАС РФ, изложенными в постановлении от 30.05.2014 № 33, можно выделить отдельные операции из ст. 149 НК РФ, которые можно причислить к разряду льгот. Речь идет о передаче товаров (услуг), указанных в подп. 5 п. 2, а также хозоперациях, перечисленных в подп. 1, 2, 14 п. 3 этой статьи НК РФ.
По мнению Минфина, к льготируемым операциям можно отнести передачу (использование в своих целях) товаров или услуг, указанных в подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ (письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).
Как отразить применение льготы в декларации по НДС, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в готовое решение.
Если имеется деятельность, не облагаемая НДС и облагаемая
В том случае, если организация кроме деятельности, освобожденной от налогообложения, занимается и другими видами, по которым НДС исчисляется, необходимо вести раздельный учет. Это положение закреплено в п. 4 ст. 149 НК РФ.
При этом необходимо и входящий НДС по приобретенным товарам или полученным услугам учитывать отдельно (для налогооблагаемой и освобожденной деятельности). Правила такого учета налога приведены в п. 4 ст. 170 НК РФ.
Что характерно, в главе 21 НК РФ нет четкого указания, как именно следует вести раздельный учет, поэтому предприятиям дается право самим установить методику его ведения. Такая методика закрепляется в учетной политике компании.
Условия применения освобождения от НДС
Для того чтобы полноправно воспользоваться освобождением от НДС при проведении операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ, необходимо иметь разрешительную документацию. По мнению фискального ведомства, в первую очередь речь идет о лицензии.
Заметим, что большинство из перечисленных в ст. 149 НК РФ видов операций легально можно осуществлять, лишь получив лицензию. Осуществление такой деятельности без лицензии не только влечет наложение финансовых и административных санкций, но еще и чревато доначислением НДС.
Перечень лицензируемых видов деятельности указан в законе «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. В соответствии со ст. 9 данного закона лицензии имеют неограниченный срок действия. Переоформлять их требуется лишь в 2 случаях:
В случае если срок действия лицензии закончился, а новая еще не оформлена, то, по мнению налоговой службы, компания теряет право заниматься лицензируемой деятельностью. В то же время существует позитивная для налогоплательщиков судебная практика, когда ими было сделано все необходимое, но лицензия не была оформлена по вине госорганов (постановления ФАС Поволжского округа от 07.07.2011 № А55-20211/2010 и ФАС Дальневосточного округа от 19.04.2010 № Ф03-2182/2010).
Кроме того, во многих случаях при осуществлении видов деятельности, освобожденных от уплаты НДС, требуется предоставление и других разрешительных документов. Например, при продаже жизненно необходимых медизделий при проверке налоговой потребуется предоставить регистрационное удостоверение. При продаже комплектующих или запчастей для медицинских изделий также потребуются такие удостоверения (письмо Минфина России от 17.02.2017 № 03-07-14/9027).
По какой ставке платить НДС, если срок регистрационного удостоверения на лекарство истек, узнайте по ссылке.
Посредники и освобожденные от НДС операции
В соответствии с п. 7 ст. 149 НК РФ право воспользоваться освобождением от НДС при осуществлении перечисленных в пп. 1–3 этой статьи операций не распространяется на посредников. То есть если лицо выполняет такую деятельность в чьих-то интересах, то оно обязано уплачивать полную ставку НДС с размера своего вознаграждения (письма Минфина России от 31.03.2010 № 03-07-05/15 и УФНС Москвы от 19.07.2010 № 16-15/075620).
При этом исключение составляют операции по продаже товаров или оказанию услуг, которые освобождены от НДС на основании п. 1, подп. 1 и 8 п. 2, подп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ (основание — п. 2 ст. 156 НК РФ).
Как отказаться от освобождения от НДС
Некоторым компаниям может быть невыгодно пользоваться освобождением от НДС при осуществлении операций, указанных в п. 3 ст. 149 НК РФ (отказ от освобождения НДС для хозопераций из пп. 1 и 2 данной статьи невозможен). Специально для них предусмотрена возможность отказа от такого освобождения (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Можно написать отказ от освобождения от НДС как по одной операции, так и по нескольким, предусмотренным разными подпунктами или в рамках одного из них. При этом запрашиваемый период должен быть не меньше года.
Отказаться от своего права применять освобождение в налогообложении можно путем направления заявления в территориальную ИФНС. Заявление составляется в произвольной форме. При этом следует уложиться до 1-го числа месяца того налогового периода, в котором компания собирается прекратить пользование данными привилегиями (с учетом рекомендаций, изложенных в письме ФНС РФ от 26.08.2010 № ШС-37-3/10064).
Отказ от льготы дает право на применение вычета входного НДС.
Итоги
Итак, исчерпывающий перечень хозяйственных операций, которые освобождены от НДС, содержится в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ. Использовать право на освобождение от налогообложения, в соответствии с этой статьей, могут все налогоплательщики, у которых есть необходимые разрешительные документы. При этом лицензия обязательна лишь при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию.
Существуют ограничения при выполнении посреднической деятельности: в большинстве случаев посредники лишены права воспользоваться освобождением от НДС (подробнее сказано в п. 7 ст. 149 НК РФ).
В случае если налогоплательщик посчитает, что ему невыгодно пользоваться освобождением от НДС (например, когда принятый к вычету НДС превышает размер уплачиваемого налога), он может отказаться от своего права на срок более года на основании п. 5 ст. 149 НК РФ.
Вид группа направление необлагаемой операции ндс что это
На основании п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или ИП:
При этом право налогоплательщика – в качестве пояснения в ответ представить в электронной форме реестр подтверждающих документов в разрезе кодов операций вместо самого пакета документов.
С 23 ноября 2020 года его форма, формат и порядок заполнения закреплены в письме ФНС от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589. Одновременно утратила силу прежняя форма реестра документов по льготе НДС (письмо от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281).
На основании информации в представленном налогоплательщиком реестре налоговики в порядке ст. 93 НК РФ истребуют документы, подтверждающие обоснованность применения льгот по НДС по отдельным операциям.
Объем подлежащих истребованию документов налоговая определяет для каждого кода операции в соответствии со специальным алгоритмом. С учётом, что не менее 50% от объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.
Отметим, что раньше реестр можно было подать в бумажном виде, но теперь в этом нет смысла, так как всё равно придётся собирать весь комплект.
Таким образом, реестр документов по льготе НДС сокращает объем истребуемых у налогоплательщиков документов при камеральной проверке декларации по НДС, в которой отражены операции, не подлежащие (освобождаемые) налогообложению НДС в соответствии с п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ.
Образец реестра документов по льготе НДС
Этот документ готовят к отчёту по НДС за соответствующий квартал года.
Обновлённый реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по НДС в разрезе кодов операций представляет собой таблицу и выглядит следующим образом:
Как заполнять реестр
Далее приведём правила заполнения каждой графы и строки этого реестра.
НОМЕР И НАЗВАНИЕ ГРАФЫ/СТРОКИ
КАК ЗАПОЛНИТЬ
При оказании услуг физлицам можно не заполнять.
При оказании услуг физлицам можно не заполнять.
В самих строках реестра указывают следующую информацию:
Посмотреть образец заполнения реестра документов, подтверждающих льготы по НДС, можно в Готовом решении КонсультантПлюс здесь.
Как подтвердить льготу по НДС в разделе 7 — составляем реестр документов
Будьте готовы, что льготы, заявленные в декларации по НДС, придётся подтвердить. Налоговая вышлет требование о пояснениях, на которое нужно ответить в течение пяти дней. С 23 ноября 2020 года направляйте в ответ электронный реестр подтверждающих документов по форме ФНС, тогда инспекция запросит только часть документов.
Когда и как подтверждать льготы по НДС в 2021 году
На льготы по НДС имеют право организации и предприниматели, которые занимаются определённой деятельностью (ст. 56 НК РФ). Например, от НДС освобождены продажа некоторой медтехники, булочек в школьной столовой, услуги по перевозке пассажиров, ритуальные услуги и пр.
Если вы указали такие льготы в разделе 7 декларации по НДС, будьте готовы подтвердить их налоговой (п. 6 ст. 88 НК РФ). ИФНС направит требование о пояснениях, ответить на которое нужно в течение пяти рабочих дней. Если этого не сделать, последует штраф — 5 000 рублей за первое и 20 000 рублей за повторное нарушение.
При проверке льгот ФНС пользуется риск-ориентированным подходом. Это значит, что первоначально она не требует от компании все документы по льготным операциям. Для подтверждения льготы достаточно направить в налоговую реестр подтверждающих документов.
Как подать реестр документов, подтверждающих льготу
Реестр документов подаётся в ответ на требование налоговой о представлении пояснений. Начиная с 23 ноября 2020 года, его можно направлять по ТКС, в электронном виде в формате xml (письмо ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589).
Форма реестра рекомендована, но не обязательна. Подать пояснения можно в любом виде, но у электронного реестра по форме есть преимущество — только при его подаче налоговая потребует не все документы по льготе, а только часть. Если пояснения составлять не по форме или подать реестр в бумажном виде, документы придётся представлять в полном объёме.
Инспекция изучит информацию в представленном реестре и истребует документы, подтверждающие обоснованность налоговых льгот (ст. 93 НК РФ). С помощью системы АСК-НДС инспекция оценит уровень налогового риска организации. Именно от него зависит количество истребуемых документов — 5 % при низком уровне и до 40 % при высоком. На подачу документов отводится 10 рабочих дней со дня получения требования.
Есть ещё одно ограничение по списку документов — минимум 50 % от объема запрошенных документов должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены льготы.
Критерии оценки риск-ориентированного подхода
Критерии оценки риск-ориентированного подхода к проведению камеральных проверок деклараций с льготами приведены в письме ФНС РФ от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и дополнены письмом от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589.
При проведении камеральных проверок налоговики учитывают совокупность следующих факторов:
СУР автоматически распределяет плательщиков НДС на три группы риска: высокий, средний, низкий. Распределение основано на данных о налогоплательщике, которые есть в налоговой. Информация о присвоенной группе риска закрыта.
Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в программном комплексе «АСК НДС-2». Результаты оценки налоговики используют при камеральных, выездных и встречных проверках.
Как заполнить реестр документов по НДС
Порядок заполнения реестра дан в Приложении № 1 к Письму ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589. Перечисляя все документы в реестре, сгруппируйте их сначала по кодам операций, затем по видам, а затем по контрагентам. Разберём заполнение по графам:
Общую сумму льготной операции укажите в строке «Всего по коду».
Общую сумму по всем контрагентам укажите в строке «Всего сумма операции».
Пример реестра подтверждающих документов по НДС
Рассмотрим заполнение реестра на примере аптеки ООО «Булат». В I квартале 2021 года организация оказывала услуги по изготовлению лекарственных препаратов и ремонту протезно-ортопедических изделий.
Лекарства изготавливались по запросу городских медицинских учреждений. Общая сумма выручки по необлагаемым операциям — 500 000 рублей. Услуги по ремонту протезно-ортопедических изделий оказывались юридическим и физическим лицам на общую сумму 125 000 рублей.
Общая стоимость медицинских услуг, предоставленных аптекой, составила 625 000 рублей. Напомним, что такие медицинские услуги не облагаются НДС (ст. 149 НК РФ).
Аптека сдала в налоговую декларацию по НДС за I квартал 2021 с заполненным разделом 7 по коду операции 1010269 (реализация услуг аптечных организаций) и получила требование о представлении пояснений по льготе. В ответ на требование «Булат» представит заполненный реестр:
Можно ли не отвечать на требование налоговой по льготам
Налоговики запрашивают пояснение практически по всем декларациям с заполненным разделом 7. При этом они ссылаются на п. 6 ст. 88 НК РФ. Но эта статья разрешает истребовать пояснения и документы именно по льготным операциям, а не по всем, которые освобождены от НДС или не признаются объектами налогообложения (ст. 146, 149 НК РФ). При истребовании органы должны опираться на понятие «льготы», закреплённое в п. 1 ст. 56 НК РФ.
Требовать подтверждения права на льготу налоговая может, только если организация на самом деле имеет преимущества перед другими налогоплательщиками. Иными словами, операции облагаются налогом не у всех, а только у компаний из определённых категорий. Например, не облагаются налогом и не являются льготными операции по продаже земли, гарантийному ремонту, распространению рекламных материалов стоимостью до 100 рублей за штуку, получению процентов по займам.
По таким операциям налоговики не вправе запрашивать документы (письма Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029 и от 03.12.2014 № 03-07-15/6190, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014). Привлечь к ответственности и оштрафовать за непредставление пояснений в этом случае нельзя.
Игнорировать требование налоговой мы не рекомендуем. Следует хотя бы направить письмо с отказом в представлении документов или представить пояснение с документом-обоснованием. Например, если вы продаёте необлагаемую медтехнику, таким документом будет регистрационное удостоверение.
Письмо об отказе в представлении документов должно содержать ссылку на статью, в соответствии с которой операцию нельзя признать льготной. Вот пример:
«В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков и долей в них не признаются объектом обложения НДС. Отсутствие таких операций в перечне объектов налогообложения не является налоговой льготой. Правом не начислять НДС с выручки от продажи земельных участков могут пользоваться любые организации без каких-либо ограничений. В связи с этим ООО “Звезда” уведомляет об отказе представить документы, указанные в требовании от 12.04.2021 № 321».
Читайте также
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
О «камералке» декларации по НДС с льготными операциями
Автор: Луговая Н. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Как налоговый орган проверяет обоснованность льгот по НДС? Какой объем документов истребует? Чем руководствуется при этом? Должно быть, читатель догадался, что речь в настоящей консультации пойдет о разъяснениях по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению (п. 2, 3 ст. 149 НК РФ). ФНС довела их до нижестоящих инспекций Письмом от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. Кстати, напомним: на тему НДС-льгот (со ссылкой на обозначенное письмо ФНС) мы рассуждали в консультации А. М. Рабиновича «Что такое льгота по НДС: конец ли спорам?». Рекомендуем материалы (как дополняющие друг друга) читать в паре.
Рекомендации для льготных операций
Согласно налоговому законодательству (п. 6 ст. 88 НК РФ) ревизоры вправе контролировать льготы, но (!) только те из них, которые подпадают под понятие «налоговая льгота» с учетом п. 1 ст. 56 НК РФ и позиции Пленума ВАС, изложенной в п. 14 Постановления от 30.05.2014 № 33. Это касается, например, столовых школ, организаций инвалидов, коллегий адвокатов и др. (ст. 149 НК РФ) – названные лица не платят НДС с реализации, а инспекторы вправе требовать у них документы и пояснения.
К сведению: операции, не ограниченные видом деятельности и доступные организациям любых форм собственности, не дают компаниям налоговых преимуществ. Поэтому такие операции (например, займы, реализация жилья и др.) не относятся к разряду льготируемых. Истребуемые по ним документы в рамках п. 6 ст. 88 НК РФ налогоплательщик вправе не представлять (Письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).
В настоящее время ФНС выступила с предложением изменить Налоговый кодекс (дополнить п. 6 ст. 88). При таких обстоятельствах инспекции смогут законно требовать документы и пояснения по всем необлагаемым операциям.
С целью эффективности администрирования налога ФНС издала рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции (далее – Рекомендации). Таковые основаны на риск-ориентированном подходе, предполагающем контроль лишь некоторых (не всех) льготных операций.
Но чтобы объем истребуемых документов был сокращен (что, безусловно, является положительным моментом для имеющих преимущество по НДС плательщиков), нужно четко следовать Рекомендациям.
Составляем реестр подтверждающих обоснованность применения льгот документов
В соответствии с Рекомендациями «льготники» представляют пояснения в виде реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы (приложение 1 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@).
Порядок истребования таких документов одинаков для всех категорий налогоплательщиков вне зависимости от их принадлежности к группе налогового риска. Напомним, уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2»с учетом результатов предыдущих проверок (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@). Различают три группы:
налогоплательщики с низким налоговым риском – они ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем;
налогоплательщики с высоким налоговым риском – они обладают признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами, не имеют достаточных ресурсов (активов) для ведения соответствующей деятельности, не исполняют свои налоговые обязательства (исполняют в минимальном размере);
налогоплательщики со средним налоговым риском – оставшиеся (не включенные в группы с высоким или низким налоговым риском) налогоплательщики.
Пример 1.
Образовательное учреждение оказывает платные услуги образовательного характера, которые в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС. Облагаемых НДС операций образовательное учреждение не осуществляет.
Доход от оказания образовательных услуг за I квартал отражен в разд. 7 налоговой декларации по НДС по соответствующему коду операции (1010245 – графа 1) в сумме 156 800 000 руб. (графа 2).
В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях учреждение представило реестр по рекомендуемой ФНС форме.
Количество перечисленных в реестре документов:
– по основному виду образования – 12;
– по дополнительному образованию – 15;
– по повышению квалификации – 20.
Код операции
В том числе:
Сумма необлагаемых операций в разрезе видов, отраженных в налоговой декларации
Наименование контрагента
Документы, подтверждающие обоснованность применения льгот
вид (группа, направление) необлагаемой операции
Тип документа (договор, платежное поручение и т. д.)
Дата
Сумма операции, руб.
1010245 (реализация услуг в сфере образования)
Вид группа направление необлагаемой операции ндс что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 12 ноября 2020 г. N ЕА-4-15/18589 “О направлении формата реестра документов по льготе по НДС”
Объем подлежащих истребованию Документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении N 2 к настоящему письму. При этом не менее 50% от объема Документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.
При непредставлении налогоплательщиком Реестра документов или при представлении Реестра документов на бумажном носителе истребование Документов производится в полном объеме.
Учитывая изложенное, ФНС России направляет рекомендуемые форму, формат представления Реестра документов, а также порядок заполнения реестра в соответствии с Приложением № 1 к настоящему письму.
Одновременно сообщается, что указанный формат Реестра документов применяется с 23.11.2020.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Приложение: в электронном виде.
Государственный советник Российской Федерации 2 класса | А.В. Егоричев |
Порядок
заполнения реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов опраций
2. В графах реестра указывается следующие сведения:
3. В строках реестра указывается следующая информация:
Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения ____________________________ налоговых льгот
в разрезе кодов операций, к Декларации по налогу на добавленную стоимость за _____ квартал _______ года
Код операции | в том числе: | Сумма необлагаемых операций в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации, руб. | Наименование контрагента (покупателя) | ИНН | КПП | Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
вид (группа, направление) необлагаемой операции | Тип документа (договор, и т.д.) | № | Дата | Сумма операции, руб. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Приложение N
УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от «___» _______ 2020 г.
N _________________
Формат
представления реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов операций, к декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме
I. Общие положения
2. Номер версии настоящего формата 5.01, часть 834.
II. Описание файла обмена
3. Имя файла обмена должно иметь следующий вид:
Параметры первой строки файла обмена
Первая строка XML файла должна иметь следующий вид:
Имя файла, содержащего XML схему файла обмена, должно иметь следующий вид:
XML схема файла обмена приводится отдельным файлом.
4. Логическая модель файла обмена представлена в виде диаграммы структуры файла обмена на рисунке 1 настоящего формата. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1-4.16 настоящего формата.
Для каждого структурного элемента логической модели файла обмена приводятся следующие сведения:
наименование элемента. Приводится полное наименование элемента 2 ;
сокращенное наименование (код) элемента. Приводится сокращенное наименование элемента. Синтаксис сокращенного наименования должен удовлетворять спецификации XML;
Для простых элементов, являющихся базовыми в XML, например, элемент с типом «date», поле «Формат элемента» не заполняется. Для таких элементов в поле «Дополнительная информация» указывается тип базового элемента;
К вышеперечисленным признакам обязательности элемента может добавляться значение «У» в случае описания в XML схеме условий, предъявляемых к элементу в файле обмена, описанных в графе «Дополнительная информация». Например, «НУ» или «ОКУ»;
дополнительная информация содержит, при необходимости, требования к элементу файла обмена, не указанные ранее. Для сложных элементов указывается ссылка на таблицу, в которой описывается состав данного элемента. Для элементов, принимающих ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря и тому подобного), указывается соответствующее наименование классификатора (кодового словаря и тому подобного) или приводится перечень возможных значений. Для классификатора (кодового словаря и тому подобного) может указываться ссылка на его местонахождение. Для элементов, использующих пользовательский тип данных, указывается наименование типового элемента.
Рисунок 1. Диаграмма структуры файла обмена
Файл обмена (Файл)
Наименование элемента | Сокращенное наименование (код) элемента | Признак типа элемента | Формат элемента | Признак обязательности элемента | Дополнительная информация |
---|---|---|---|---|---|
Идентификатор файла | ИдФайл | A | T(1-255) | ОУ | Содержит (повторяет) имя сформированного файла (без расширения) |
Версия программы, с помощью которой сформирован файл | ВерсПрог | A | T(1-40) | О | |
Версия формата | ВерсФорм | A | T(1-5) | О | Принимает значение: 5.01 |
Состав и структура документа | Документ | С | О | Состав элемента представлен в таблице 4.2 |
Состав и структура документа (Документ)
Сведения о налогоплательщике (СвНП)
Наименование элемента | Сокращенное наименование (код) элемента | Признак типа элемента | Формат элемента | Признак обязательности элемента | Дополнительная информация |
---|---|---|---|---|---|
Наименование организации | НаимОрг | A | T(1-1000) | О | |
ИНН юридического лица | ИННЮЛ | A | T(=10) | О | Типовой элемент |
КПП | КПП | A | T(=9) | О | Типовой элемент |
Сведения о реорганизованной (ликвидированной) организации | СвРеоргЮЛ | С | Н | Состав элемента представлен в таблице 4.5 |
Сведения о реорганизованной (ликвидированной) организации (СвРеоргЮЛ)
Сведения о лице, подписавшем документ (Подписант)
Сведения о представителе налогоплательщика (СвПред)
Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по НДС (РеестрДокПОбНЛ)
Наименование элемента | Сокращенное наименование (код) элемента | Признак типа элемента | Формат элемента | Признак обязательности элемента | Дополнительная информация |
---|---|---|---|---|---|
Порядковый номер Реестра | НомРеестр | A | N(10) | О | Указывается порядковый номер в рамках одного файла обмена. Элемент должен иметь уникальное значение в составе одного файла обмена |
Код операции | КодОпер | A | T(=7) | ОК | Принимает значение из перечня «Коды операций», приведенного в Приложении 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость |
Сумма необлагаемых операций в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации, всего | СумНеоблОперВс | A | N(17.2) | О | Значение элемента равно сумме значений элементов из множественной таблицы 4.10 |
Сумма операции, всего | СумОперВс | A | N(17.2) | О | Значение элемента равно сумме значений элементов из множественной таблицы 4.12 |
Сведения по виду (группе, направлению) необлагаемой операции | СведВидОпер | С | ОМ | Состав элемента представлен в таблице 4.10 |
Сведения по виду (группе, направлению) необлагаемой операции (СведВидОпер)
Наименование элемента | Сокращенное наименование (код) элемента | Признак типа элемента | Формат элемента | Признак обязательности элемента | Дополнительная информация |
---|---|---|---|---|---|
Порядковый номер Сведений по виду (группе, направлений) необлагаемой операции | НомСвВидОп | A | N(10) | О | Указывается порядковый номер Сведений по виду (группе, направлению) необлагаемой операции в рамках одного кода операции (Реестра документов). Элемент должен иметь уникальное значение в составе одного составного элемента |
Вид (группа, направление) необлагаемой операции | ВидОпер | A | T(1-40) | О | |
Сумма необлагаемых операций в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации | СумНеоблОпер | A | N(17.2) | О | |
Сведения по представленному типовому договору | ПредТипДог | С | ОМ | Состав элемента представлен в таблице 4.11 |
Сведения по представленному типовому договору (ПредТипДог)
Наименование элемента | Сокращенное наименование (код) элемента | Признак типа элемента | Формат элемента | Признак обязательности элемента | Дополнительная информация |
---|---|---|---|---|---|
Порядковый номер Типового договора | НомТипДог | A | N(10) | О | Указывается порядковый номер Сведений о типовом договоре, подтверждающем Суммы необлагаемых операций. Элемент должен иметь уникальное значение в составе одного составного элемента |
Имя файла представленного типового договора | ИмяФайлДог | A | T(1-255) | Н | |
Сведения по контрагенту (покупателю) | СведКАгент | С | ОМ | Состав элемента представлен в таблице 4.12 |
Сведения по контрагенту (покупателю) (СведКАгент)
Наименование элемента | Сокращенное наименование (код) элемента | Признак типа элемента | Формат элемента | Признак обязательности элемента | Дополнительная информация |
---|---|---|---|---|---|
Наименование организации | НаимОрг | A | T(1-1000) | О | |
ИНН юридического лица | ИННЮЛ | A | T(=10) | Н | Типовой элемент |
КПП | КПП | A | T(=9) | Н | Типовой элемент |
Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ДокПОбНЛ)
Фамилия, имя, отчество (ФИОТип)
Наименование элемента | Сокращенное наименование (код) элемента | Признак типа элемента | Формат элемента | Признак обязательности элемента | Дополнительная информация |
---|---|---|---|---|---|
Фамилия | Фамилия | A | T(1-60) | О | |
Имя | Имя | A | T(1-60) | О | |
Отчество | Отчество | A | T(1-60) | Н |
1 Передача файла от отправителя к конечному получателю (К) может осуществляться в несколько этапов через другие налоговые органы, осуществляющие передачу файла на промежуточных этапах, которые обозначаются идентификатором А. В случае передачи файла от отправителя к конечному получателю при отсутствии налоговых органов, осуществляющих передачу на промежуточных этапах, значения идентификаторов А и К совпадают.
2 В строке таблицы могут быть описаны несколько элементов, наименования которых разделены символом «|». Такая форма записи применяется при наличии в файле обмена только одного элемента из описанных в этой строке.
Обзор документа
ФНС России разъясняет, что при получении налогоплательщиком требования о представлении пояснений (документов) он может в ответ на него вместо пакета документов, подтверждающих налоговую льготу, представить реестр документов, подтверждающий обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов операций. Реестр представляется в электронном виде.
На основании информации, содержащейся в представленном реестре, налоговый орган должен истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям. Объем таких документов определяется для каждого кода операции в соответствии с установленным алгоритмом. При этом не менее 50% от объема документов должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.
При непредставлении реестра документов или представлении его на бумажном носителе истребование документов производится в полном объеме.
Приводятся рекомендуемые форма, формат представления реестра документов (применяется с 23 ноября 2020 г.), а также порядок его заполнения.