виар оборудование что это
VR в промышленности
Интерес к технологии виртуальной реальности во время пандемии коронавируса вырос. Причем не только со стороны крупных промышленных корпораций, где простой в работе стоит больших денег, но и со стороны ритейлеров, дизайн-бюро и даже госучреждений. В первую очередь это обусловлено потребностью поддерживать бизнес-коммуникации дистанционно. К конференциям в Zoom и Skype добавились совещания в виртуальных кабинетах и лекториях. Технология активно развивается: если еще 20 лет назад она была доступна только мировым корпорациям типа Boeing и Lockheed Martin, то сейчас шлемы виртуальной реальности можно найти в обычном магазине электроники.
Сегодня мы поговорим о том, как технологию используют в промышленности. В нашей недавней статье про шлемы мы получили запрос на раскрытие темы с примерами. Всех интересующихся просим под кат.
Начнем с краткого экскурса в историю
Как мы упомянули выше, раньше технология была доступна далеко не всем. Связано это было прежде всего со сложностью и дороговизной оборудования: вместо шлемов VR повсеместно использовались комнаты виртуальной реальности (CAVE), представляющие собой комплекс проекционных систем. Как правило, это требовало отдельного помещения, соблюдения определенных технических требований и много-много зеленых бумажек с изображением американских президентов.
Зачем?
В первую очередь, для того, чтобы снизить ошибки в проектировании и ускорить согласование сложного технического проекта. Обсуждать проект в масштабе 1:1 со всеми участниками процесса нагляднее, чем использовать чертежи, уменьшенные копии (макеты) или смотреть 3D-модель на «плоском» экране.
Во вторую очередь, для тестирования эргономики и обучения персонала. Создавая новый продукт, компания должна быть уверена, что его будет удобно эксплуатировать и обслуживать. Использование системы виртуальной реальности вкупе с системами обратной тактильной связи позволяет сократить затраты и время на создание натурных прототипов.
С появлением шлемов Oculus Rift и HTC VIVE спектр решаемых задач существенно расширился. Так же, как и количество компаний, которые могли позволить себе данную технологию.
Работая с промышленными компаниями по внедрению VR в бизнес-процессы более 15 лет, мы накопили большое количество примеров того, как виртуальная реальность помогает промышленным компаниям решать их бизнес-задачи. Делимся ими с вами. Описывать будем в формате «проблема—решение проблемы с помощью VR».
Проблема: ошибки при проектировании (новых зданий, заводов, складских помещений) и большие затраты на разработку проекта
Что дает VR: загружая 3D-модель проектируемого здания/помещения в VR, проектировщик может увидеть проект в масштабе 1:1 и лучше оценить качество проектирования, а также эргономические характеристики объекта, что невозможно сделать, рассматривая 3D-модель на экране монитора. Вместе со специалистами из отделов логистики и безопасности они могут согласовать расположение оборудования в помещении, организацию производственных мощностей и протестировать сценарии работы и соответствие требованиям безопасности до введения здания в эксплуатацию.
Кроме того, такое виртуальное здание можно показать внутренним и внешним заказчикам проекта, партнерам и инвесторам
Пример: Safran Nacelles, меньше, чем за год сэкономила 300 000€ за счет инвестиции в систему VR. Французская компания стала разрабатывать новые гондолы всего за 42 месяца, а ранее этот процесс длился 60 месяцев. Safran Nacelles также смогла закончить проект на 8 месяцев раньше, а длительность проекта предполагалась около 18 месяцев. Тем самым, экономия составила 40% от бюджета.
Проблема: большие затраты на согласование проектов на базе натурных прототипов
Что дает VR: обсуждение проекта не с чертежами и изображением на мониторе, а с прототипом в масштабе 1:1 снижает затраты и время на подготовку к макетной комиссии. Такая визуализация выступает своего рода общим «языком», на котором могут говорить все участники процесса: как инженеры-конструкторы, так и генеральные директора с заказчиками. Кроме того, наглядная проверка проекта и возможность его пощупать помогает выявить ошибки на ранних стадиях проектирования.
Пример: Автомобильная компания SEAT за счет использования виртуальной реальности уменьшила продолжительность производства и сократила количество макетов. За время разработки нового автомобиля анализируется до трех миллионов деталей. Благодаря технологиям просмотра в VR, где модель представлена в реальном масштабе, сократилось время анализа конструкции и количество физических прототипов. По итогу благодаря данному подходу сократилось время производства.
Проблема: из-за недостатка практического опыта специалисты получают травмы и портят дорогостоящее оборудование
Как помогает VR: обсуждение плана эвакуации, обучение и тестирование персонала не с чертежами и изображениями, а с прототипом здания в масштабе 1:1 позволяет повысить скорость и качество обучения, и уменьшить затраты на подготовку специалистов к работе со сложным оборудованием, снизить риск аварии на производстве или поломки дорогостоящего оборудования. Ошибка не приведет к аварии или поломке, а сотрудник получит реальный опыт. Одновременно с проектированием тех же цехов, возможно параллельное обучение операторов, которые в дальнейшем будут там работать. Тем самым, при открытии обновленного участка сотрудники смогут сразу взяться за работу и не тратить время на обучение. Также в VR можно провести тестирование настроек заводских линий. Скорость производства, качество выпускаемой продукции играет важную роль в успехе предприятия, поэтому так важно экономить время на процессах, которые могут протекать параллельно друг другу при помощи VR можно имитировать внештатные ситуации. Зачастую воспроизвести такие случаи в реальной жизни либо опасно, либо слишком дорого, поэтому персонал знал только в теории, как выйти из сложной или аварийной ситуации. С применением технологий виртуальной реальности персонал может быть готов к любой проблеме.
Пример: тот же самый Ford сократил количество травм на производстве на 70% и снизил эргономические проблемы на 90%. При помощи VR лаборатории здесь стремятся улучшить и сделать безопасной монтажную линию и рабочее пространство оператора. Для анализа используются более 52 датчиков, которые располагаются на теле человека. Они считывают движения и передают координаты в базу данных. Эргономист, получив значения, может отыграть определенные сценарии и обезопасить жизнь рабочему:
Проблема: долгое время согласования проекта из-за большого количества участников из разных подразделений и разных городов, что сопровождается большими затратами на командировки
Чем помогает VR: для обсуждения проекта не нужно находиться в одном помещении, но важно находиться в одном виртуальном пространстве, что обеспечивают шлемы виртуальной реальности и соответствующее ПО. Коллективное обсуждение и демонстрация проекта в VR сокращает затраты на командировки и время на согласование проекта.
Пример: CNES, французский национальный космический центр, за счет использования средств виртуальной реальности сэкономил около 12 месяцев при разработке проекта Callisto сроком в 4 года. Ракетный ускоритель проектировался в САПР, а в VR проводился подробный разбор летательного аппарата и вспомогательных элементов для запуска. Это позволило обсуждать проект удаленно, проанализировать какие инструменты необходимы для сборки, размер здания, процесс транспортировки на место старта, и протестировать всю систему в целом. Этот проект показал возможность одновременного решения различных задач.
Резюмируя, можем сказать, что в зарубежной практике VR уже давно является незаменимым помощником для решения промышленных задач. Ведь именно благодаря применению VR-технологий для решения своих “болей” ведущим мировым корпорациями удалось в каких-то случаях сэкономить от 8 до 12 месяцев от общего времени на разработку проекта, снизить на 70% количество травм на новом производстве и на 90% избавиться от эргономических проблем.
Среди российских компаний, использующих виртуальную реальность для решения бизнес-задач можем выделить «Синара — Транспортные Машины», «АгроТехХолдинг», «Северсталь», «Алроса». Отдельно хотим отметить «Газпром нефть», чья стратегия цифровизации включает в себя многие инновационные технологии, а VR отведена роль инструмента для обучения сотрудников по охране труда и промышленной безопасности, что позволит снизить риски на 30% к 2025 году. Кроме того, согласно дорожной карте с помощью VR будут приниматься до 90% инженерных моделей, что даст сокращение сроков проектирования на 10% и сроков строительства на 7%. За последние 2 года сформировали свои AR/VR-лаборатории такие крупные компании Сбербанк, Ланит, Сибур и другие.
Был интересен материал? Будем рады обратной связи в комментариях!
Виртуальный арсенал. Как AR/VR используется в армиях США и России
Виртуальная реальность в военной сфере – тема очень непростая. Для каких целей можно применять AR/VR в армии, мы уже рассказали здесь. А как обстоят дела на практике? Военные не слишком охотно делятся своими секретами, но кое-что известно.
Привести все самые яркие примеры использования AR/VR в военно-промышленном комплексе мы, конечно, не сможем из-за информационной закрытости оборонной сферы любой страны. Часть разработок наверняка остаются засекреченными. Тем не менее, информация, которая периодически появляется в открытом доступе и публикуется в СМИ, может проиллюстрировать, как технологии виртуальной и дополненной реальности применяются в армиях разных стран мира. Мы в «ЛАНИТ-Интеграции» подобрали несколько ярких кейсов.
Наиболее широко освещается опыт американской армии, поэтому главным образом поговорим именно о нем. А дополним эту информацию рассказом о российском «виртуальном» арсенале.
Армия США
Информация о AR/VR-решениях в американской армии представлена в СМИ достаточно щедро. Судя по этим публикациям, технологии виртуальной реальности используются в подразделениях для отработки личных навыков военнослужащих и обучения групповому взаимодействию.
StrikerVR Blaster
Arena Infinity Blaster, программируемое устройство для игр в виртуальной реальности
Кроме того, компания работает над симулятором карабина M4. Разработка уже используется в тренировках военных.
Запатентованный электромагнитный линейный двигатель HapTech, который лежит в основе Striker VR, может быть масштабирован для широкого диапазона огнестрельного оружия
Tactically Reconfigurable Artificial Combat Enhanced Reality (TRACER)
Пространство, необходимое для проведения тренировочных операций на корабле, ограничено, а возможность проводить тренировки, не нарушая распорядок, очень мала. TRACER смягчает эти проблемы и, по словам разработчиков, система дает огромное преимущество, поскольку ее можно быстро адаптировать к различным сценариям, географическим локациям и силам оппозиции. Используя TRACER, можно проводить обучение практически в любом месте и в любое время.
Моряки, прикомандированные к подразделению Центра сил безопасности в Чесапике, штат Вирджиния, демонстрируют систему TRACER, 2019
Unstabilized Gunnery Trainer (UGT)
UGT – это модульное решение для индивидуальной и групповой артиллерийской подготовки. При обучении стрельбе из вооружения боевых машин существует проблема, с которой обычно сталкиваются инструкторы и экипаж. Водители и командиры уже знакомы с основными принципами работы транспортного средства и его оборудованием; их подготовка сосредоточена в первую очередь на тактике ведения боя и протоколах связи. В то время как артиллеристы должны научиться управлять орудием и турелью, а также изучить технику ведения боя и правила коммуникации с экипажем. Дополнительное время, необходимое для изучения орудия, увеличивает общее время обучения для всего экипажа и может повлиять на уровень квалификации и оценки.
Шлем на голове солдата имеет дисплей с высокой точностью воспроизведения и датчиком движения, который дает возможность стрелку осматривать окрестности, не поворачивая турель
GunnAR
В 2017 году во время учений в Тихом океане на борту ракетного крейсера Bunker Hill ВМС США протестировали шлем с дополненной реальностью.
Он предназначен для облегчения коммуникации между офицерами и солдатами, которые управляют малыми орудиями. Шлем артиллериста подключается по беспроводной связи к планшету, который офицер использует, чтобы управлять вниманием солдата и отдавать приказы о начале и прекращении огня. Изображения, полученные от камеры в инфракрасном диапазоне, с подсказками и другая информация, например, расстояние до целей, отображается на визоре шлема. Система помогает солдатам увидеть, что хочет от них офицер, не полагаясь на голосовые команды, радиопередачи или телефоны.
NYPD active shooter training
С помощью location-based VR технологии, полиция Нью-Йорка тренирует офицеров, погружая их в сценарии, которые сложно воспроизвести в реальной жизни из-за недоступности локации. Например, Мемориал Всемирного торгового центра или ситуацию с заложниками в государственной школе.
Компания V-Armed, которая специализируется на создании крупномасштабных трехмерных VR-тренингов для сотрудников правоохранительных органов и служб быстрого реагирования, создала пилотный проект для полиции Нью-Йорка, который включает в себя несколько сценариев со стрельбой и захватом заложников.
Оружие также имеет датчики и передает информацию – количество произведенных выстрелов, траектории пуль, попадания, промахи и прицеливание.
После VR-тренинга офицеры получают отчет о своих действиях и вместе с инструктором просматривают видеозаписи, чтобы обсудить, что они сделали верно, а что можно улучшить. У офицеров есть возможность повторить сценарий еще раз, чтобы применить то, что они узнали.
Synthetic Training Environment
Синтетическая тренировочная среда (STE) – это программа армии США, которая, по словам разработчиков, произведет революцию в армейской подготовке. STE особенно важна для повышения выживаемости солдат за счет эффективности и реализма тренировок, оттачивания навыков ориентирования на местности, возможности повторять миссии, имитации боя. Сочетая оффлайновые, виртуальные, конструируемые и игровые учебные среды, STE обеспечивает доступное обучение, в котором имитируется реальный ландшафт со всей его сложностью.
Синтетическая тренировочная среда
Одним из решений, которые будет применятся в STE, станут шлемы IVAS (Integrated Visual Augmentation System), о массовой закупке которых мы упоминали в прошлый раз.
Шлемы IVAS разработаны на основе очков смешанной реальности HoloLens и облачных сервисов Microsoft Azure повысят безопасность солдат и сделают их более эффективными. IVAS обеспечивают повышенную ситуационную осведомленность, позволяя обмениваться информацией и принимать решения в различных сценариях.
Солдат тестирует прототип IVAS во время боевых испытаний в Форт-Пикетте, штат Вирджиния, 2020 г.
Российский опыт
Опубликованных в открытом доступе примеров использования VR/AR-технологий в вооруженных силах нашей страны меньше, чем в армии США. Но по некоторым сообщениям в прессе можно сделать вывод, что российские военные уделяют современным технологиям пристальное внимание.
Прототип тренажера «АВИАДАРТС-ВР»
В 2017 году компания «Константа-Дизайн» представила на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском свою разработку – 3D-движок «Зарница».
Системой оснастили экспериментальный стенд «Авиадартс-ВР». Для демонстрации возможностей была выбрана кабина истребителя типа Су-27. В качестве системы визуализации использовались очки виртуальной реальности Oculus CV-1, а ландшафтные данные предоставил Роскосмос. Предполагалось, что заказчик сможет подписаться на ту или иную «карту местности», которая будет обновляться с определенной периодичностью в зависимости от ее изменений в реальности. Прототип двух виртуальных кабин и виртуального инструктора стенда «Авиадартс-ВР» позволяли обучаемым «летать» в едином окружающем пространстве. Им также была доступна отработка одиночного пилотажа, взлета-посадки, дозаправки в воздухе, атаки надводных/наземных целей, отработка ближнего маневренного воздушного боя и полетов в паре.
Прототип тренажера «АВИАДАРТС-ВР», 2017 г.
Система визуализации отображала руки летчика. Так как функционал кабины истребителя был реализован практически полностью, человек получил возможность руками выполнять все действия с арматурой кабины – включать управление носовой стойки, запускать двигатели.
Авиасимулятор полного погружения c VR-очками российской разработки
В 2019 году «Константа-Дизайн» и российский разработчик шлемов виртуальной реальности компания DEUS заявили о стратегическом партнерстве. Результатом совместной работы DEUS и «Константа-Дизайн» должны стать профессиональные авиасимуляторы полного погружения с использованием очков виртуальной реальности Odin.
Шлем виртуальной реальности Odin Pre и система трекинга Horus Pre компании DEUS, представленные на CES 2019
Шлемы виртуальной реальности Odin интегрированы со следующими продуктами «Константа-Дизайн»:
Прыжки с парашютом в виртуальной реальности
Обучение в VR проходит, например, в 309-м центре специальной парашютной подготовки (ЦСПП) Воздушно-десантных войск. Для отработки действий парашютистов еще до совершения прыжка используется учебно-тренировочный комплекс воздушно-десантной подготовки – УТК ВДП. С помощью тросов, датчиков и очков виртуальной реальности десантники отрабатывают действия на всех этапах прыжка с парашютом: от момента отделения от летательного аппарата до приземления. Отрабатываются сценарии разной сложности – действия в составе группы, приземление в застроенную местность, на воду, склоны гор и ограниченную площадку. Инструктор может запрограммировать отказ парашютной системы и изменение погодных условий.
Учебно-тренировочный комплекс воздушно-десантной подготовки
По словам департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ, использование тренажера сокращает время подготовки парашютиста высокого уровня до одного года, а также в несколько раз уменьшает расходуемый ресурс авиации, парашютных систем и экипировки.
Отличительная особенность тренажера УТК-ВДП, это подготовка парашютистов для действий в особых случаях и нештатных ситуациях в воздухе.
Тренажер авиационного наводчика
Российская компания ЦНТУ «Динамика» разработала тренажер авиационного наводчика для подготовки и совершенствования навыков по управлению экипажами вертолетов в зоне ответственности авианаводчиков. Тренажер является составной частью учебно-тренировочного комплекса и обеспечивает возможность подыгрыша действий авианаводчика при подготовке летных экипажей на тренажерах вертолетов.
Тренажер авиационного наводчика
Тренажер позволяет отработать следующие навыки: ведение визуального наблюдения в районе боевых действий, оценку воздушной обстановки с использованием информации от наземных РЛС, способы наведения и выполнения боевых маневров экипажами вертолетов.
В состав тренажера авианаводчика входит автоматизированное рабочее место обучаемого, система имитации визуальной обстановки, имитаторы штатных средств связи и передачи данных.
VR-комплекс для военных связистов
В 2020 году Рязанский радиозавод (входит в холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех») поставил очки виртуальной реальности для подготовки сотрудников Росгвардии.
Оборудование установили в Пермском военном институте войск национальной гвардии России. Виртуальные очки предназначены для подготовки специалистов связи.
Оборудование помогает сопрягать радиосети, в которых работают военнослужащие на реальных радиостанциях, с радиосетью, которая работает в учебном классе. Таким образом, часть обучаемых находится в реальных условиях, другая часть – в виртуальных.
Военнослужащие используют 3D-очки, позволяющие работать в виртуальном пространстве, созданном с использованием 3D-моделей и фотореалистичных круговых панорам. Комплекс разработан на основе российского программного обеспечения.
Решения от Конструкторского бюро РБП и VR Concept
На форуме «Армия-2017» конструкторское бюро РБП представило коллективный тактический пехотный тренажер на отечественной программной платформе виртуальной реальности VR Concept.
На стенде КБ РБП было два вида решений виртуальной реальности: динамический стрелковый тренажер и стационарный тактический пехотный тренажер, которые позволяют отработать навыки ведения боевых действий и командное взаимодействие в ситуациях, которые сложно смоделировать в реальном мире.
Виртусфера представляет собой масштабный контроллер для ходьбы и бега, аналог всенаправленных дорожек: пользователь находится внутри сборной сферы, которую приводит в движение собственными ногами. Поверхность соприкосновения вогнутая, как в дорожках Virtuix Omni и Kat Walk.
Тренажер VR Concept, 2017 г.
В заключение повторюсь – этот обзор не полон. О самых передовых AR/VR-системах, используемых в армиях разных стран, знают только специалисты с доступом к секретным материалам. Партнерство государства и небольших технологически-ориентированных «гражданских» компаний скорее характерно для армии США, но и в России под военные нужды адаптируют AR/VR-решения все больше частных компаний.
Статья написана в соавторстве с Akhmat_Guliev.
Выбираем комплект виртуальной реальности (VR, AR) на Aliexpress (Valve, HTC, Oculus, etc)
Еще недавно виртуальная реальность (сокращенно VR) казалась далеким будущим, в которое предстоит шагнуть еще совсем не скоро. Но с появлением на рынке популярных игроков (Valve, HTC, Oculus) и соответствующих сервисов (Steam VR, Oculus Store) комплекты виртуальной реальности стали более доступны, а некоторые устройство даже лишились множества проводов. Так же существуют устройства дополненной реальности (AR), которые накладывают изображения на реальную картину мира.
Мое первое знакомство с VR системами произошло пару лет назад в Москва-Сити, когда мы с друзьями оплатили часовой сеанс игры в какой-то шутер. Тогда нам выдали большие рюкзаки на спину, очки, автоматы и мы бегали по площади в 100м2 в поисках друг друга. Сейчас для подобных занятий достаточно приобрести любой комплект VR системы, найти подходящую площадь в доме и все это подключить к персональному компьютеру (хотя существуют автономные системы, работающие со встроенными магазинами игр). При этом необходимо учитывать минимальные системные требования VR комплектов для корректной работы. Например, шлем виртуальной реальности Pimax 8K требует видеокарту начиная от 2060 и выше.
Так же хочется отметить, что VR и AR — это не только про игры. C помощью виртуальной реальности можно проводить обучения, показывая и круча объект с любой стороны. Помните фильм Мстители? Тони Старк работал над искусственным интеллектом, постоянно работая с ним «руками», то приближая отдельные участки, то отдаляя их. Но это ведь кино, скажите вы и будете правы. Но частично, ведь в современном мире существуют куча подобных случаев, когда VR помогает будущим специалистам. Например, 3D модель человеческого тела или инженерные инфраструктуры и крупные элементы. Поэтому в сегодняшней подборке я решил выделить основных игроков, которых можно приобрести на торговой площадке Aliexpress.
Комплект виртуальной реальности Valve Index VR Kit
Возможно лучший VR шлем для персональных компьютеров на сегодняшний момент. Производителем выступает та самая компания Valve, ответственная за серию игр Half-Life.
Valve Index VR Kit является готовым набором со шлемом, в который встроена аудиосистема и реализована с помощью накладных динамиков, расположенных в непосредственной близости от уха (т.е не касается).
Для полноценной работы так же предусмотрена пара контроллеров Knuckles, с возможностью обнаружения местонахождения пальцев и силу захвата. Встроенный аккумулятор позволит отдать до 7 часов беспрерывной работы.
Разрешение очков в шлеме — 1440*1600px на глаз, суммарное — 2880*1600px. Частота обновления экрана — 120Гц (в экспериментальном режиме может быть увеличена до 144Гц), угол обзора — до 130 градусов.
Комплект виртуальной реальности от Valve поддерживает следующие операционные системы: Windows, Linux, macOS.
Комплект виртуальной реальности HTC Vive
Комплект виртуальной реальности HTC Vive был представлен довольно давно, но благодаря этому были проведены значительные работы с ПО всего комплекта.
Комплект HTC Vive VR включает в себя довольно богатый набор: очки виртуальной реальности, пара контроллеров, пара башен для размещения в углах комнаты для отслеживания движения. Для этого в комплекте предусмотрено настенное крепление, что бы оградить от набора штативов.
Параметры VR системы: разрешение — 1080*1200px, угол обзора — 113 градусов по вертикали, 110 градусов по горизонтали110*
Для работы гарнитуры необходимо выполнить подключение к ПК, в качестве платформы с играми выступает SteamVR.
Комплект виртуальной реальности VIVE Pro HMD
Достойное продолжение предыдущего комплекта, теперь уже с приставкой Pro. Основные изменения коснулись увеличенного разрешение 2880*1600 и 1440*1600 (на глаз), типа матрицы — Amoled. Частота обновления экрана — 90Гц, угол обзора — 110 градусов.
Так же обратите внимание, что на других площадках данный VR Kit частенько продается без контроллеров и «маяков», которые придется докупать отдельно. Здесь же полный находится полный комплект.
Комплект виртуальной реальности HTC VIVE Cosmos
При сравнении с Vive Pro, VIVE Cosmos выигрывает за счет немного увеличенного разрешения «на глаз» 1440*1700 против 1440*1600px. Так же вместо Amoled матрицы, теперь используются LCD, позволяющие повысить плотность пикселей для получения более четкой картинки.
Одной из особенностей данного комплекта является откидная конструкция шлема, которая позволяет возвращаться в реальный мир не снимая гарнитуру. Так же появился удобный пользовательский интерфейс.
Комплект виртуальной реальности Oculus Quest 2
Лучшая система от Oculus с полностью автономной работой, т.е для полноценной работы нет нужны использовать мощный персональный компьютер, а все приложения и игры устанавливаются на встроенную память гарнитуры. Поэтому стоит позаботиться о доступном объеме памяти, который представлен на рынке в диапазоне от 64 до 256GB.
Разрешение гарнитуры составляет 1832*1920px, угол обзора 100°.
Так же данная VR система поддерживает технологию Oculus Link для запуска приложений с персонального компьютера и Oculus Air Link для беспроводного подключения к ПК с помощью сети WiFi в диапазоне 5 ГГц с поддержкой стандартов AC или AX.
Комплект виртуальной реальности Oculus Rift S
Достойное наследие самой популярной VR системы от Oculus и имя ему Oculus Rift S. В отличие от первой генерации, Rift S настраивается куда проще, теперь не нужно расставлять маяки по углам комнаты, а достаточно подключить систему к ПК и настроить программное обеспечение.
Разрешение Oculus Rift S составляет 2560*1440px с частотой обновления 80 Гц (на оба глаза), при этом первая генерация имела более низкое разрешение 1080*1200px. Угол обзора — 110 градусов. В качестве стартового экрана выступает Oculus Home, который знакомит пользователя со всеми возможностями и окунает в мир виртуальной реальности.
Комплект дополнительной реальности Lenovo AR Mirage AR
Основной отличие систем VR от AR, это способ подключения и получения информации. Самый простой пример, это — игра Pokemon GO, где дополнительная реальность накладывается на реальную картинку.
Комплект дополнительной реальности Lenovo AR Mirage AR как раз задумывался для реализации данной задумки, ведь частичное погружение легче переносится теми, чей вестибулярный аппарат испытывает сильные перегрузки. Так же в комплекте предусмотрены фирменные контроллеры для комфортного погружения.
В качестве экрана выступает смартфон, а с помощью встроенных линз конечное изображение имеет следующие углы обзора:
Комплект виртуальной реальности Nolo Sonic
Новинка этого года из поднебесной с поддержкой SteamVR и вибромоторов в контроллерах для лучшей обратной связи (частотный диапазон 0–1000 Гц). Остальные параметры так же имеют явные преимущества перед именитыми конкурентами, например ЖК-экраном с разрешением 3840*2160px и частотой 72Гц (плотность PPI 807). Угол обзора — 101 градус.
Одной из фишек Nolo Sonic является возможность подключения как по проводу, так и с помощью беспроводного протокола.
Так же Nolo Sonic имеет фирменную VR оболочку Nolo Home с поддержкой встроенного браузера, магазина приложений и медиаплеера (воспроизведение вплоть до 8К).
Шлем виртуальной реальности Pimax 8K
Инновационный шлем виртуальной реальности, разрешение которого составляет 7680*2160px с углом обзора в 200 градусов (частота 90Гц).
Но есть и минус подобной системы, для корректной работы требуется высокопроизводительное железо (видеокарта 2060 и выше).
Так же разработчик Pimax заявляет о поддержке главных площадок VR контента: Steam VR и Oculus Store. Так что проблем с выбором VR-игр и прочего контента не будет.
Комплект виртуальной реальности Deepoon DPVR E3 4K
Еще одна китайская компания представила рынку свое VR детище — DPVR E3 4K. Данный комплект оборудован камерой для отслеживания Nolo и поддержкой разрешения в 4К (3840*2160px при частоте 75Гц).
На странице товара предусмотрено 2 варианта заказа — только шлем или полный комплект. Я же рекомендую брать полный комплект для лучшего погружения в мир VR
Надеюсь данная подборка смогла помочь определиться с выбором VR системы для домашнего пользования.