вход в систему профиль пользователя есиа что это значит
Преимущества регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА)
ЕСИА – это система, которая позволяет гражданам использовать единый логин и пароль на различных порталах и сайтах для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
При помощи учетной записи ЕСИА можно получать различные электронные услуги:
— на портале Госуслуг,
— в Личном кабинете на сайте ПФР,
— в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ),
— в личном кабинете Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), а также на других сайтах региональных и федеральных органов исполнительной власти.
Например, узнать состояние индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, узнать и оплатить задолженность по налогам, сборам и штрафам, подать различные виды заявлений, заказать и получить различные виды справок и сведений.
Ключевая функция ЕСИА – предоставление пользователю единой учетной записи доступа к множеству значимых государственных информационных систем, то есть система избавляет граждан от необходимости хранить множество логинов и паролей для получения государственных услуг в электронном виде. Учетная запись позволяет заходить на любые порталы, использующие ЕСИА, под одним и тем же логином и паролем.
Полная информация о способах регистрации в ЕСИА представлена на портале Госуслуг.
FAQ по теме интеграции с ЕСИА
Вот о ней и хотелось бы поговорить. Это ознакомительная статья, можно сказать ликбез. Для знакомства людей, которые еще не знают, что при необходимости можно использовать ЕСИА у себя в проектах и идти в ногу со временем вместе с государством. И так, что же это за зверь и как его рассматривает правительство.
Минкомсвязь России в рамках инфраструктуры электронного правительства создала и развивает Единую систему идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА), цель которой — упорядочить и централизовать процессы регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей.
1. Предоставляет информационным системам решение по достоверной идентификации пользователей (физических и юридических лиц, органов государственной власти).
Достоверность достигается за счет того, что:
Законодательство со временем корректируется, и вместе с ним расширяется перечень организаций, которым разрешено подключиться к ЕСИА.
Люди, не знакомые с ситуацией, при слове «государственная» сразу представляют себе каналы связи, которые необходимо защитить при помощи отечественных криптоалгоритмов со всеми вытекающими затратами, лицензиями и оборудованием. Но, как бы смешно это не было (или печально), главная площадка для идентификации в стране – работает с иностранной криптографией (а куда деваться).
Поэтому, если вы хотите воспользоваться услугами данной платформы, то можете размещать свои ресурсы где у годно в нашей огромной стране, в том числе и в нашей инфраструктуре Cloud4Y.
Что же может получить коммерческая организация из ЕСИА?
Перечень доступных к получению сведений зависит от:
Государственные организации могут получать из ЕСИА полный набор данных о пользователе и его организациях. Это следующие сведения:
Как подключиться?
Чтобы подключить сайт своей организации, нужно пройти несколько довольно несложных процедур.
В общих чертах для подключения к ЕСИА нужно:
Здесь нужно заметить, что с 01.01.2018 г. взаимодействие по протоколу SAML 2.0 больше не будет разрешено (только для действующих систем). Для подключения к ЕСИА необходимо будет использовать протокол OAuth 2.0 / OpenID Connect (сейчас доступны оба варианта).
Аутентификация пользователя в системе
Рекомендуемый сценарий аутентификации пользователя при интеграции по OpenID Connect 1.0 в его базовом виде происходит по следующему сценарию:
Подключаться или нет?
За операторов, в связи со вступлением в действие закона о мессенджерах данный вопрос практически решен.
Напомним, в соответствии с Федеральным законом №245 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» от 29 июля 2017 года, операторы связи обязаны проверять достоверность сведений об абоненте. В законе закреплен перечень способов проверки, одним из которых является использование Единого портала государственных и муниципальных услуг или информационных систем госорганов при наличии подключения к ним у операторов через СМЭВ.
Поправки в ФЗ «О связи» вступают в силу 1 июня 2018. До этого времени операторы связи смогут протестировать работу своих систем со СМЭВ и ЕСИА.
Становится ли чебурнет всё ближе? Официальных заявлений о планах сделать выход в Интернет возможным только через ЕСИА нами не найдено. На данный момент, по официальным данным, в ЕСИА зарегистрировано около 50 миллионов пользователей (физических лиц) и около 300 000 организаций.
ЕСИА что это?
Пользователи часто сталкиваются в сети с неизвестными понятиями. Интернет переполнен новыми словами и аббревиатурами. Чаще всего с этим сталкивается более старшее поколение, которое меньше заинтересовано в использовании интернета. С развитием цифровых технологий в России была разработана ЕСИА. Что означает это — вы узнаете из этой статьи.
Что такое ЕСИА?
Данная система позволяет владельцу аккаунта самостоятельно вносить и изменять личные данные на сайте при помощи личного кабинета. При этом вся внесенная информация будет проверена соответствующими службами. Например, данные идентификационного кода (ИНН) будут проверены Налоговой службой, данные миграционных карт и паспорта — службой ФМС. Такая система дает большие возможности для владельцев аккаунта.
Преимущества использования информационных систем
Создание аккаунта на портале Госуслуг предоставляет возможность использовать другие сервисы, которые подключены к единой системе:
Участник системы, как мы видим, получает большие возможности при создании личного кабинета. В первую очередь единая система решает проблемы с временем оформления документов, а также огромными очередями под кабинетами государственных служб. Перед оформлением любого документа или подачей заявки на услуги, пользователь может ознакомиться с перечнем бумаг и требований, которые для этого необходимы.
Как зарегистрироваться на сайте Госуслуг
Затем перейдите на сайт и выполните следующие действия:
Уровни учётной записи на портале государственных услуг Российской Федерации.
Уровень учётной записи | Предоставляемый доступ |
---|---|
Упрощенная учетная запись | Ограниченный доступ к государственным услугам. Чтобы получить его достаточно указать имя, фамилию, e-mail и номер мобильного телефона |
Стандартная учетная запись | Это даст доступ к расширенному перечню государственных услуг. Повысить учетную запись до уровня Стандартной вы можете, указав свой СНИЛС и данные паспорта |
Подтверждённая учетная запись | Предоставляет полный доступ к электронным государственным услугам, с возможностью сохранять все доступные данные профиля и входить на все сайты партнеров. |
Чтобы создать подтвержденную учетную запись в ЕСИА, необходимо лично посетить один из центров обслуживания пользователей. Такой центр можно найти в своем регионе по ссылке https://esia.gosuslugi.ru/public/ra/, нажав кнопку «На карте». Система автоматически определит ваше местонахождение и предложит ближайшие отделения обслуживания.
Вход в личный кабинет gosuslugi.ru
Когда у вас будет одна из трех учетных записей, вы сможете входить с регистрационными данными в свой личный кабинет. Для этого нужно перейти на главную страницу Госуслуг, нажмите кнопку « Личный кабинет » вверху страницы. Откроется форма, в которую необходимо ввести свой номер мобильного телефона или адрес электронной почты, а ниже пароль.
Вместо почты или телефона вы можете ввести данные своего СНИЛС. Для этого необходимо в форме нажать на соответствующую вкладку.
У пользователей есть возможность при входе использоваться квалифицированную электронную подпись (КЭП). Для этого на главной Госуслуг нажмите кнопку « Вход при помощи электронной подписи ». Перед собой вы увидите запрос на подключение носителя электронного ключа. Его необходимо подключить и нажать кнопку «Готово». Затем нужно выбрать сертификат для ключа подписи. Чтобы вход прошел успешно, сертификат должен иметь СНИЛС пользователя. Далее введите pin-код доступа к КЭП и «Ок».
Защищены ли личные данные в ЕСИА
Доступ к информации каждого пользователя доступна двум сторонам — владельцу аккаунта и определенной государственной службе, в которой они были выданы или зарегистрированы.
Многие критики высказываются, что несмотря на современные технологии защиты данных, ЕСИА — это система, к которой могут получить доступ третьи лица. На сегодняшний день попыток взлома или атак серверов сервиса не происходило.
Неподтвержденная учетная запись в ЕСАИ что это значит
При регистрации на порталах при помощи ЕСАИ открывается уведомлением «Неподтверждённая учётная запись». Что это значит и почему запись неподтверждённая – предстоит разобраться в этом вопросе далее.
Что такое ЕСАИ?
Единая Система Идентификации – это цифровой аккаунт каждого российского гражданина. При посещении различных сайтов госучреждений он необходим для быстрого входа и определения паспортных данных посетителя. Создаётся она после того, как пользователь регистрируется на Госуслуги. Единая база данных граждан формируется автоматически и в дальнейшем может стать полноценным виртуальным паспортом.
Сайт Госуслуги является удобным видом создания записи в реестре ЕСИА. После регистрации некоторые данные требуют подтверждения. В Интернете есть много полезных и полных инструкций, описывающих процесс полностью.
Как подтвердить учётную запись ЕСИА
Существует несколько способов как можно подтвердить свой аккаунт, не выходя из дома. Среди них является самым простым – через Сбербанк онлайн. Так как его карта есть практически у каждого. Понадобится выполнить вход в Сбер и запросить подтверждение данных. Банку уже были предоставлены копии необходимых документов – паспорта и СНИЛС. И сайт банка будет вынужден поделиться ими с порталом Госуслуги. А нам не придётся посещать одно из рекомендуемых учреждения для предоставления копий или оригинала документов.
Следует внимательно отнестись к информации в ваших документах. Если какие-то данные были изменены после регистрации на Госуслуги, выберите пункт в форме «Изменить данные». Иначе после подтверждения при использовании учётной записи государственного портала могут возникнуть проблемы.
Что делать, если учётная запись подтверждена
Иногда от граждан, которые уже зарегистрировались и подтвердили свои данные, при входе система утверждает, что учётная запись в ЕСАИ не подтверждена. В таких ситуациях непонятно, что делать дальше. Если у вас случилась подобная ситуация, необходимо обратиться в центр поддержки портала Госуслуги https://www.gosuslugi.ru/help/faq/lichnyy_kabinet.
Эта страница открывает быстрые ответы на вопросы, а также возможность написать свой вопрос.
В обращении напишите о том, когда и как вы делали подтверждение свои документов на Госуслугах или прочих сайтах. Попросите проверить этот факт. Если с вашим аккаунтом на портале возникли какие-либо сложности, оператор подскажет дальнейшие действия, чтобы решить эту проблему. Есть другие виды контактов. На странице поддержки найдите кнопку «Другие способы связи». Разверните список и найдите номера телефонов и страницы в социальных сетях.
Какая разница между подтверждённой и не подтверждённой учётной записью
На портале Госуслуги существует три вида аккаунта – стандартный, подтверждённый и упрощённый. Каждому доступны свои наборы услуг и возможностей. Сразу же после простой регистрации пользователю доступна статистическая информация и прочие сведения. Здесь можно лишь ознакомиться с некоторыми разделами сайта. После предоставления стандартного пакета документов владельцу аккаунта открываются другие возможности:
После того, как пользователь подтвердит свою персону и соответствие указанных документов, у него появляется полный список возможностей. Среди них: подача заявок на смену документов, регистрация авто, отслеживание счёта в Пенсионном фонде и многие другие. Полный перечень доступен в личном кабинете Госуслуг.
Другие способы подтверждения данных для ЕСИА
Процесс подтверждения является значимы для граждан, которые ведут собственные дела, часто обращаются в госорганы за различного рода бумагами. Подтвердить свою учётную запись есть возможность при помощи цифровой подписи. Открыть её можно через сайт Почта России заказным письмом или заполнением бланка, взятого в отделении. Другой способ предполагает личное посещение одного из отделений МФЦ вашего города. Все эти способы едины как для физического лица, так и для юридического.
Видеоинструкция
В этом видео продемонстрировано, что необходимо делать в случае, если ваша учётная запись ЕСИА не подтверждена.
Интеграция с ЕСИА: ответы на частые вопросы о подключении организации к ЕСИА
Официальные инструкции запутанны и сложны для восприятия, так что мы подготовили FAQ по теме интеграции с ЕСИА на основе вопросов, которые чаще всего задают наши клиенты.
Что такое ЕСИА
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций уже больше десяти лет разрабатывает и совершенствует безопасный сервис авторизации для различных государственных сервисов и сайтов. Он получил название «Единая система идентификации и аутентификации» — ЕСИА. Это универсальный ключ доступа к ресурсам электронного правительства РФ.
Если вначале ЕСИА применялась для авторизации на портале Госуслуг, то по мере выполнения Федерального проекта «Цифровое государственное управление» и появления новых суперсервисов, ее сфера применения расширилась.
ЕСИА применяется для взаимодействия с органами власти и за пределами государственного сектора. К сервису подключаются порталы и IT-системы частных компаний из числа тех, для которых точная и безошибочная идентификация пользователей — приоритет.
Доверие к ЕСИА обеспечено продуманной криптографической защитой и тем фактом, что учетная запись пользователя этой системы содержит подтвержденную государством информацию, начиная с фамилии и заканчивая номером пенсионного свидетельства.
Как работает ЕСИА
С точки зрения пользователя вход на сайт или в мобильное приложение при помощи ЕСИА не отличается от использования аккаунта Google, Яндекс или одной из популярных социальных сетей.
Пользователь кликает по кнопке «Госуслуги». Открывается окно для ввода логина и пароля, и, после их ввода, авторизованный пользователь перенаправляется на исходную страницу.
В момент ввода данных сайт обращается к отдельному программному модулю — коннектору, отвечающему за связь с ЕСИА. Коннектор формирует зашифрованный запрос к серверам сервиса и получает в ответ пакет с личными данными пользователя. Они расшифровываются при помощи криптографического ключа, выданного организации заранее, еще на этапе настройки коннектора. Затем, личные данные передаются на сайт.
Такая схема подключения позволяет реализовать разнообразные сценарии взаимодействия пользователя и сайта. В случае с банковскими продуктами использование сервиса может выглядеть так:
Кто может подключиться к ЕСИА
ЕСИА создавалась, чтобы облегчить предоставление государственных услуг, так что интеграция с этим сервисом доступна всем государственным учреждениям. Помимо них, такая привилегия выдана нескольким разновидностям юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью.
Интегрироваться с ЕСИА могут:
Какие данные можно получать из ЕСИА
Для организаций, зарегистрированных в ЕСИА, этот список составляют типовые реквизиты: наименование, юридический адрес, ОГРН, код ОКПО и т.д. Кроме того, при создании учетной записи присваивается один из трех статусов, отражающих ее надежность.
Государственные органы, с разрешения владельца учетной записи, могут получить всю информацию из аккаунта, но для коммерческих организаций доступ ограничен. Им доступны данные о подтвержденности аккаунта, ФИО пользователей и часть паспортных данных.
Какие бывают учетные записи в ЕСИА
Каждый новый пользователь сервиса первоначально получает «упрощенную» учетную запись с ограниченными возможностями. Когда пользователь указывает правильные паспортные данные или СНИЛС, аккаунт проходит проверку со стороны государственных органов, и учетной записи присваивается статус — «стандартная». Для получения «подтвержденного» аккаунта его владелец должен пройти идентификацию при помощи авторизованного интернет-банка или лично посетив МФЦ.
Сколько пользователей в ЕСИА
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций открыто не отчитывается о числе пользователей ЕСИА, так что судить об их количестве можно лишь приблизительно, по устаревшим данным.
Согласно отчету Ростелеком, сервисом пользуется больше 80 миллионов человек — каждый второй житель России.
Для чего ЕСИА коммерческим компаниям
Для негосударственных организаций сервис открывает новые возможности, не связанные с получением персональных данных.
Как зарегистрировать организацию в ЕСИА
Процедура начинается с юридических формальностей. Прежде всего, необходимо выбрать ответственное лицо — администратора IT-системы, которая будет работать с ЕСИА. В этой роли может выступать руководитель организации или его доверенное лицо. Администратор подтверждает личность через портал госуслуг и регистрирует там организацию.
Затем администратор оформляет квалифицированную электронную подпись и вносит новую IT-систему в особый регистр. Эта процедура подробно изложена в детальном руководстве.
После регистрации IT-системе присваивается мнемоника — индивидуальный код-идентификатор. Он потребуется техническим специалистам для дальнейшей настройки системы.
Как подключить сайт организации или другую IT-систему к ЕСИА
Следующий шаг на пути интеграции с сервисом требует привлечения специалистов с технической квалификацией в области информационной безопасности. Чтобы подключить сайт или другую IT-систему к сервису, необходимо сгенерировать криптографический ключ и соответствующий ему сертификат.
Сертификат передается государству. В ответ Минкомсвязи высылает разрешение на тестовый доступ к сервису и данные для пробного подключения.
Далее следуют работы по разработке и настройке коннектора между IT-системой организации инфраструктурой сервиса. Разработчикам предстоит научить их взаимодействовать между собой — принимать и отправлять запросы в автоматическом режиме. Минкомсвязи даст разрешение на полноценный запуск IT-системы только после того, как коннектор стабильно заработает в тестовом режиме.
Какой протокол использовать для подключения к ЕСИА и чем он отличается от стандартов
Для интеграции сайта или IT-системы с ЕСИА используется сочетание авторизации по OAuth 2.0 и аутентификации при помощи OpenID Connect. Это распространенные решения с подробной документацией и многочисленными примерами использования, но применить их для интеграции с сервисом «как есть» не получится.
Хотя создатели сервиса в целом придерживались стандартных спецификаций, им пришлось разработать собственный Application Programming Interface для приема электронных подписей. Чтобы подключение к ЕСИА было успешным, стандартным библиотекам OpenID/OAuth необходима ручная доработка.
Какой сертификат нужен для регистрации системы в ЕСИА и обязательно ли использовать ГОСТ-криптографию?
В октябре 2019 года Минкомсвязи обновило методические рекомендации, исключив из них упоминания стандарта шифрования RSA (Rivest, Shamir и Adleman) и самоподписанных сертификатов. Их использование больше не допускается.
Теперь российские алгоритмы шифрования ГОСТ Р 34.10-2012 и ГОСТ Р 34.11-2012 — единственные стандарты, которые доступны для использования с ЕСИА.
Сертификаты обязательно должны быть выпущены сертифицированным удостоверяющим центром.
Какие готовые решения можно использовать для подключения
В отдельных отечественных системах управления сайтами предусмотрены инструменты для подключения к ЕСИА, но переносить сайт на новую CMS ради интеграции с порталом госуслуг нецелесообразно, и, зачастую, попросту невозможно.
Универсальное решение — библиотеки с открытым исходным кодом. С их помощью можно обеспечить работу с сервисом для любой IT-системы, но для их настройки требуются технические навыки. Мы предпочитаем использовать Open Source компоненты, однако дорабатываем и адаптируем их для каждого проекта.
Можно ли подключить к ЕСИА мобильное приложение
Да, но в приложение должен быть интегрирован браузер. Он необходим только для авторизации, так что все остальные операции с приложением можно реализовать через обычный интерфейс. Например, так функционируют приложения «Госуслуги» и «Почта России».
Сколько времени уходит на подключение к ЕСИА
Формальная сторона процедуры, включающая регистрацию аккаунтов и ожидание мнемонического кода от Минкомсвязи, обычно занимает около недели.
На работы по настройке коннектора для базового подключения требуется две — три недели. В случаях, когда необходимо получение данных из аккаунта ЕСИА и дальнейшая их обработка, срок увеличивается.
Сколько стоит подключение
Государство не взимает платы за использование системы авторизации и идентификации. Подключение к ЕСИА бесплатно, однако на самостоятельную настройку коннектора для работы с сервисом придется потратить силы и время.
Практика показывает, что интеграция силами штатных сотрудников IT-отдела компании удается не всегда. Настройку интеграции сайта или иной IT-системы с ЕСИА лучше доверить опытной команде, которая неоднократно выполняла эту процедуру. Стоимость работ специалистов варьируется в зависимости от сложности системы и масштабов проекта.
Предупреждает ли Минкомсвязи о регламентных работах
Минкомсвязи не публикует график работ, но за несколько часов до начала технического обслуживания предупреждает об отключениях сервиса при помощи сообщений на сайте государственных услуг.
Отключения ЕСИА редки и, как правило, происходят в часы наименьшей нагрузки на сервис, а восстановление работы авторизации происходит автоматически.
Где можно найти дополнительную информацию о ЕСИА
Инструкции по работе с сервисом периодически пересматриваются, обновляются и дополняются, поэтому, изучив ответы на распространенные вопросы, стоит обратиться к первоисточникам.
Общую информацию о подключении к ЕСИА, а также контакты для связи с Ситуационным центром Минкомсвязи, где можно получить консультацию по правовым аспектам подключения, приведены на информационной странице ЕСИА на портале Госуслуг.
Актуальные документы, касающиеся сервиса, публикуются на официальном портале Минкомсвязи РФ. Перечень документов, которые публикует министерство, включает в себя: