ветра в паруса что значит
Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?
Ветер является основным элементом сэйлинга. Это то, что питает каждую парусную лодку. Перед тем как выйти из марины, яхтсмен должен сначала оценить ситуацию с ветром. В каком направления дует ветер? Какая у него скорость? Как меняется ветер?
Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?
Сейчас мы рассмотрим не погодные сайты, а базовые наблюдения за погодой и простую физику, которые должен освоить каждый яхтсмен. Для того чтобы понять ветер, как минимум посмотрите на окружающие флаги и определите, в каком направлении они развиваются. Ищите движение ветра на воде. Если вода плоская и гладкая, логично, ветра мало; однако, если вы видите белые шапки, то ветер намного сильнее. Находясь на яхте, вы можете заметить изменения ветра, по цвету воды. Более темное пятно показывает изменение ветра или порывы. Определять подобные изменения — это очень полезный навык для яхтсмена, поскольку это позволит вам быть готовым ослабить или набить паруса.
Парус тянет лодку вперед так же, как крыло поднимает самолет. Когда ветер проходит над верхней кривой крыла самолета, давление воздуха уменьшается, и более высокое давление под крылом поднимает его в сторону более низкого давления. На парусной лодке изогнутый парус функционирует таким же образом, создавая подъемную силу для продвижения яхты вперед.
Опытный яхтсмен также принимает во внимание разницу между истинным и вымпельным ветром.
Истинный ветер — это ветер, который вы чувствуете, когда стоите на месте.
Вымпельный ветер — это ветер, который вы чувствуете, когда двигаетесь. Это сочетание истинного ветра и ветра, созданного вашим движением. Поэтому вымпельный ветер достигает максимальной скорости на острых курсах — от галфвинда до бейдевинда, а своего минимального значения — на курсе фордевинд.
Еще один важный момент в сэйлинге, в котором нужно хорошо разбираться – это курс лодки относительно ветра – отношение лодки и паруса к направлению ветра. Парусная яхта не может идти прямо навстречу ветру — паруса будут просто трепыхаться. Большинство лодок могут идти курсом относительно ветра не меньше 45 градусов. Меньше — паруса больше не будут эффективно генерировать тягу.
Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?
Курс относительно ветра (Points of Sail)
Левентик (Head to Wind) — это то самое положение, когда ветер по отношению к лодке дует спереди — в нос. Яхта на парусах не может идти против ветра, поэтому левентик в принципе не является курсом, правильно будет сказать «положение» или «мертвая зона».
Бейдевинд — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения лодка составляет менее 90 градусов. Тяга паруса при этом курсе целиком определяется его подъемной силой, при увеличении давления ветра сила тяги уменьшается. Таким образом, при бейдевинде, парус, устанавливаемый с минимальным углом к вымпельному ветру, работает полностью по тому же принципу что и аэродинамическое крыло.
Крутой бейдевинд (CloseHaul) – курс при котором лодка находится от 30 до 45 градусов от источника ветра, и паруса будут очень туго набиты.
Полный бейдевинд (Close Reach) – курс при котором лодка находится от 45 до 60 градусов от источника ветра, а паруса раздувает за пределы лодки.
Галфвинд (Beam Reach) — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения лодки составляет около 90 градусов – от 80 до 100 градусов. На этом курсе ветер дует перпендикулярно диаметральной плоскости яхты (ДП), а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к ДП. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом, его тяга равна продольной составляющей подъемной силы. На этом курсе парус должен делить угол между ДП и направлением вымпельного ветра примерно пополам. Это самый быстрый, комфортный и управляемый курс для среднестатистической яхты.
Бакштаг (Broad Reach) — курс ветра, который дует на 100-170 градусов по отношению к лодке, проще сказать – сзади-сбоку. Парус устанавливается под углом к ветру и давление ветра играет основную роль в создании тяги паруса. Для подавляющего большинства лодок — это самый быстрый курс.
Крутой бакштаг – курс при котором лодка находится в положении менее 135 градусов от источника ветра.
Полный бакштаг – курс при котором лодка находится в положении более 135 градусов от источника ветра, то есть приближающийся к фордевинду.
Фордевинд (Run) — курс, при котором ветер направлен в корму под углом 180 градусов, и лодка идет полным ветром. Другими словами, фордевинд — это попутный ветер, но это не значит, что он самый быстрый. Более того, он требует от шкипера быть внимательным, и также дает возможность установки дополнительных парусов. Например, спинакер ставится исключительно на этом курсе.
Курс относительно ветра
Также важно знать разницу между следующими терминами:
Против ветра (Upwind): движение лодки против направления ветра
По ветру (Downwind): движение лодки в направлении, в котором дует ветер
С наветренной стороны (Windward): сторона лодки или направление, откуда дует ветер
С подветренной стороны (Leeward): сторона лодка, которая защищена от ветра
Правый галс (Starboard Tack): когда правый борт яхты находиться с наветренной стороны
Левый галс (Port Tack): когда левый борт яхты находиться с наветренной стороны
Привестись к ветру (Heading up): пойти под более острым углом к направлению ветра, что приводит к ускорению лодки
Уваливаться под ветер (Falling off): увеличить угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью лодки, что приводит к замедлению хода
При смене курса относительно ветра, одновременно меняют и положение паруса. Для этого его необходимо выбирать (подтягивать), или же травить (отпускать).
Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?
Если вы оказались в мертвой зоне, а вам необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветренной стороны, в таком случае применяется лавировка — это движение к вашей цели курсом бейдевинд переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот, и существует два типа лавировки:
Совершая маневр, нос лодки пересекает линию ветра. Судно приводится до положения левентика, затем уваливается на другой галс, до нужного курса. Это идеальный маневр для современных круизеров которые оснащены бермудским парусным вооружением.
Теперь, когда вы понимаете, что нужно обязательно читать ветер, вы сможете начать практиковать это вживую на лодке. С практикой любой начинающий яхтсмен может научиться использовать ветер в своих интересах и получить лучшую круизную или гоночную скорость. А знание морских терминов крайне важно для управления лодкой и совершения маневров, в которых задействован экипаж. В таком случае все пройдет слажено и гладко.
Морской словарь для моряков и чайников. Л-О
ЧЕРНОМОРСКОМУ ФЛОТУ УКРАИНЫ И РОССИИ,А ТАКЖЕ МОРЯКАМ И КОРАБЛЯМ
ПИНСКОЙ,ДНЕПРОВСКОЙ,ДУНАЙСКОЙ И АЗОВСКОЙ ФЛОТИЛИЯМ ПОСВЯЩАЮ.
НА ФОТО КАПИТАН ПЕРВОГО РАНГА, МОРЯК ВОЛЖСКОЙ
И ДНЕПРОВСКОЙ ФЛОТИЛИЙ,ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕТЕРАНОВ
ДНЕПРОВСКОЙ ФЛОТИЛИИ ШКОЛЕНКО АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ.
ЛАВИРОВАТЬ
Когда дует ветер в лицо,
Чтобы идти курсом нужно моневрировать,
У корабля стиль»пяных бойцов»-
Приходится немного по морю ЛАВИРОВАТЬ.
Нужно знать скорость корабля,
Какой по морю он делает шаг?-
Когда на гаризонте покажется земля?-
Измерить скорость поможет ЛАГ.
ЛЕВЕНТИК.
Боковой ветер волнует мачты,
Паруса извините похожи на презервативчик,
Попутный ветер обьявил стачку-
Ход корабля, нарушил ЛЕВЕНТИК.
ЛЕЕР
Он для безопасности матросов,
Рыгающие над ним кричат»ДАВО!
Есть бортовой,есть рейный лерчик-
Во время качки, держись крепче его!
ЛЕЖАТЬ В ДРЕЙФЕ.
Ветер отказал корабля и океану,
Течения и мели моряки изучайте!
Трудно удержать в курсе каравеллу-
Не весёлое плаванье ЛЕЖАТЬ В ДРЕЙФЕ.
ЛИНТРОС
Лыковина бахрама доточена,
Парус для крепости ошивает матрос,
Крылья корабля в неё закованы-
Поможет в плаваньи,- ЛИНТРОС.
ЛИНЬ
На судне много разбросано такелажа,
Куда попало его не кинь,
Его меньше двух с половий сантиметров обьвяжет,
Худенький трос, зовётся моряками ЛИНЬ.
ЛИСЕЛИ
Их, добавляют на бока прямых парусов,
Чтобы бриг шёл-летел как глисер,
Площадь захвата ветра будь здоров-
Помогают увеличить скорость ЛИСЕЛИ.
ЛИХТЕР
Обязанность этого судёнышка не велика,
Повозит грузы этот небольшой катер,-
Доставит всё! Достаточно звонка
Портовой кораблик ЛИХТЕР.
ЛОТ
Промерять дно и грунт непременно,
На больших кораблях и яхтах сейчас эхолот,
Но пробу грунта взять способом глубинным,-
Сможет корабельный помощник ЛОТ.
ЛОЦИЯ.
Морская навигация важная из наук,
Но эсть раздел почти морская конституция,
Она в плавании помошник и друг,-
Поможет идти безопасным курсом ЛОЦИЯ.
ЛОЦМАН
Все отмели и рифы знать нельзя,
Тут нужен знающий подобран,
Вам ответит вся морская семья,-
Проводник и мастер-судоводитель ЛОЦМАН.
Отверстия для продевания снастей,
Чтобы паруса подымались как часы,
Пропустят всё и без никаких затей,-
Ошитые парусные ЛЮВЕРСЫ.
ЛЮК.
Двери в трюм и чтобы в даль смотреть,
Закрывая берегите руки!
При шторме, их нужно обизательно закрыть,-
Грузовые и смотровые ЛЮКИ.
ЛЮСТРИН
Морской быт холодный и жаркий,
Когда Гибралтар а когда Гольфстрим,
Из этой ткани шьют кителя и бушлаты,-
Блистит на солнышке, ткань ЛЮСТРИН.
МАНИЛА.
Из росстения абака,наша пенька,
Морской народ канаты делает смело,-
Троса и обматывает бутылки для вина-
Не заменимое растение МАНИЛА.
МАНЕВРИРОВАТЬ.
В военных учениях и часто опасных походах,
Положение и курс приходится корректировать,
Корабли сбрасывают ход и направление игриво-
Чтобы уцелеть, нужно с курсом маневрировать.
МАРЛИНЬ.
Трепещет ветер паруса,
Две каболки свяжет тонки линь,
Наладить дело и все троса-
Поможет скрученый нитью МАРЛИНЬ.
МАРС.
Для грот-мачты и фольг-мачты нужен крепёж,
Здесь дубовая площадка на судне взобралась,
И теперь ветер мачту со стеньги не сорвёшь-
Поэтому божественное название,- МАРС.
МАРСЕЛИ.
Близкие к МАРСУ,- прямые паруса,
Корабль прямым курсом идёт в Марсель,
Помогает ветер и небеса,
Но больше всего, крылья МАРСЕЛИ.
МАЧТА
Вытесана из прочного дерева,
И не сломает её шторм и качка,
В грот и фольг мачты верим мы!
Очень важная часть судна МАЧТА.
МАЯК.
В кромешной тьме, он как серце ДАНКО,
Главное чтобы вовремя зажёг фонарщик-добряк,
Без ориентира в бурю и шторм не сладко,-
Ещё на мелях, обозначает опасность МАЯК.
МИЛЯ.
В море не меряют километрами,
Это дань владычества британского стиля,
Обозначает одна тысяча восемьсот пятьдесят два,-
Пройденная кораблём морская МИЛЯ.
МУШКЕЛЬ.
Корабельный огромный деревянный молоток,
Им забивают клинья и задраивают щель,
С ним справится не каждый моряк,-
Любую пробоину забьёт,-МУШКЕЛЬ
НАБОР СУДНА.
Корабль силён своим каркасом,
Если это не маленький бриг и шхуна,
Брусья дерево,стальные листы и матросы,-
Всё это составляет-НАБОР СУДНА.
НАВЕТРЕННАЯ СТОРОНА
Ветер главный попутчик каравеллы,
С одного борта есть а з другого тишина,-
Ту которая ветер поймала,-
Назовут-НАВЕТРЕННАЯ СТОРОНА.
НАДРАИВАТЬ
На параде всё должно блистать,
Пуговицы бляхи и судно начищать!
Пастой гоййя,кремом порошком натирать-
Морская норма,- НАДРАИВАТЬ.
НАКТОУЗ
У компаса,- эсть свои предохранительные примочки,
Медный колпак надевают на голову и пузо-
Вечером,и смотрят в смотровое с подсветкой окошко,
Предограняет компас приспособа НАКТОУЗ.
НАПОЛНИТЬ ПАРУСА.
Курс проложен,полный ход!
Помогут ветер морские боги и небеса,
Чтобы корабль выйти в море мог,-
Звучит команда:»НАПОЛНИТЬ ПАРУСА!»
НАЙТОВ
Пришвартоваться- порочно завязывать,
Снайтовать привязать троса друг к другу,
Троса матросы крепко НАЙТОВЫВАЮТ-
В это деле, не бывает туго.
НОК
Край реи и гафеля с верху,
Косые паруса поможет поставить в толк,
Носом не назовёшь такое бревно-
Поэтому назвали рейный и гиковый НОК.
Не всегда в помощь,попутный ветер,
Много ветра ненужный ресурс,
Правым и левым боком-
Уйти от него «ОБЕЗВЕТРИТЬ ПАРУС»
ОБСТЕНИТЬ ПАРУСА
Чтобы кораьблю идти задний ход,
Ветер дорлжен дуть с носа в обратную сторону
И прижать их к мачтам и стеньгам смог-
Нежно ОБСТЕНИТЬ ПАРУСА скоренько!
ОВЕРШТАГ
Кораьли держат бейдевинд,
Морской странник делает за шагом шаг,
С правого на левый галс кульбиты-
Через линию ветра ОВЕРШТАГ.
ОГОН.
С петлёй у моряков плохие ассоциации,
На тросе нужна петля,чтобы держался он,
Чтобы ближе к берегу шватовались суда,-
Морской предохранитель зовут ОГОН.
ОДЕРЖИВАТЬ.
Сильно быстрый поворот,не очень хорошо,
Поэтому разворот нужно придерживать,-
Чтобы рулевой оптимальный поворот нашёл-
Эму команда:»ОДЕРЖИВАТЬ!»
ОСАДКА
Самая малая осадка у речных мониторов,
Они по речкам и морям ходят гладко,
Измеряется в метрах и футах-
Углубления,- корабельная ОСАДКА.
ОСТОЙЧИВОСТЬ.
Крен на судне большая проблема,
Делайть правильный киль,устанавливать-
Ветер сбросить и уклонится от крена,
Поможет судну и морякам ОСТОЙЧИВОСТЬ.
ОТВАЛИТЬ
Девушка хулигану говорит: «Отвали!»-
Морской жаргон подруга знает,
Корабли отходит от брига или земли,-
Значит он ОТВАЛИВАЕТ.
ОТДАТЬ
Чтобы от берега отплыть,
Сначала канат нужно отшвартовать-
Якорь,снасти,паруса расспустить,
Это команду называю ОТДАТЬ.
ОТМЕЛЬ
Коварные места есть у каждого порта,
Капитан и вахтенный зорко смотрят в даль,-
Нет ли веников и флажков торчащих за бортом-
Так моряки означают, коси и ОТМЕЛЬ.
pod_parusom
Мечты о кругосветке
Интересная статья про настройку парусов в сильный ветер и использование штормового комплекта. Источник: http://www.amariner.net/article40_strongwind_sails_ru.html
Паруса в сильный ветер
Хождение под парусами в сильный ветер может быть возбуждающе бодрящим или устрашающе отпугивающим. Знание того, как ваша лодка отвечает на настройку, замену или рифление парусов и когда приходит время ставить штормовой комплект, как раз и определяет эту разницу, говорит Питер Нильсон.
Целью рифления и настройки парусов при усилении ветра является удержание лодки в балансе, т.е. получение наибольшей эффективности хода яхты против ветра при минимально «наветренном» руле, или, другими словами – при минимальной нагрузке на руле. Типичные современные круизные яхты имеют несбалансированную проекцию ватерлинии, с большой шириной в кормовой части, что делается для создания дополнительного жизненного пространства под палубой, например для кормовой каюты, и большого кокпита. Такая форма корпуса обеспечивает быстрое и приятное плавание в легкий, до умеренного, ветер. Но когда начинает «дуть», такие корпуса проигрывают по сравнению с имеющими более традиционную форму. Современные яхты любят ходить вертикально. Чем больше крен, тем больший дисбаланс имеет подводная часть корпуса, и тем более «тяжелым» становится руль, из-за возрастающей нагрузки на нем, и его приходится значительно перекладывать на ветер. В ответ на это необходимо сдвигать каретку гика-шкота под ветер по погону. В конце концов, грот оказывается под таким углом к ветру, что почти весь задувается с подветренной стороны паруса, хотя руль все еще перегружен. Это время уменьшать парусность.
Но какой парус должен быть зарифлен первым? Все лодки разные, и задача шкипера поэкспериментировать со своей, чтобы найти наиболее удачную комбинацию парусов для сильного ветра. Общепризнанное правило гласит, что первым нужно уменьшать парус, который ближе к ветру. Т.е. на бейдевинде это будет генуя. Если зарифить грот, то центр парусности сместится вперед, лодку будет уваливать, а это приводит к «подветренному» рулю (румпель все время под ветер, чтобы держать курс), и в то же время будет оставаться ощущение перегруженности. Поэтому правильным будет сначала зарифить геную, что в свою очередь, может оставить вас с недостатком парусности.
На яхтах с большим генуэзским стакселем достаточно забрать на закрутку столько паруса, чтобы шкотовый угол приходил в район вант. Это предотвратит задувание грота и хорошо сбалансирует лодку. Если грот сделать плоским насколько возможно, то вы будете в состоянии нести его незарифленным в весьма свежий ветер.
На попутных курсах рифление грота производится в первую очередь, в то время как передний парус не трогают. Это смещает центр парусности вперед и предотвращает от брочинга, позволяя вам легко держать курс без борьбы с рулем.
Убирание одного из парусов полностью не является общепринятым в условиях сильного ветра. Избегайте идти под одним гротом. Грот без поддержки переднего треугольника, особенно зарифленный, оказывает большую нагрузку на неподкрепленную среднюю часть мачты, и потеря ее может быть результатом такой тактики.
Типичная комбинация парусов для шторма – штормовой стаксель и трисель.
Гик принайтован к леерам для безопасности.
Если хотите использовать только один парус, то это должен быть стаксель. Лучше, когда это специально пошитый штормовой стаксель
Яхта под штормовым стакселем в ветер ураганной силы.
Штормовые паруса
«Что там оранжевое, никогда не достающееся из своего мешка, и живущее не самом дне рундука в кокпите? Ба! Да это наш штормовой стаксель!» Он есть на большинстве яхт, но лишь некоторые используют его по назначению. Остальные, попав в сильный ветер, занимаются процедурой рифления генуи на закрутку, оставляя лишь маленький лоскуток, и убегают в укрытие. Такая тактика работает хорошо, пока ветер не усилится до 8 Баллов. Генуя на закрутке не спроектирована для работы в 45-50-узловой ветер, и такие кондиции очень скоро вскроют недостатки и самого механизма закрутки. Мне приходилось видеть рассвирепевшую геную, раскрутившуюся при ветре 40 узлов, когда лопнул конец на барабане, что едва не привело к потере штага и мачты.
Резонно решив, что необходимо использовать штормовой стаксель, вы столкнетесь с вопросом как его поднять, когда он нужен, быстро опустив геную и подняв стаксель на форштаге. Делать это в 45-узловой ветер едва ли приятно, оставив вопрос безопасности в стороне. Кокой лучший способ поставить парус, если генуя остается на закрутке? Имея в виду при этом, что работа должна быть сделана одним человеком за минимальное время, и что парус должен быть установлен достатоточно правильно, чтобы под ним вы могли иметь прогресс против ветра.
Вы должны потратить как можно меньше времени на баке, поэтому приготовление штормового стакселя к подъему должно быть легким.
Рычажная натяжка внутреннего штага типа «Пеликан»
За ненадобностью этот штаг может быть отсоединен от палубного путенса, и вы должны предусмотреть способ его безопасного хранения, поскольку болтающийся штаг создает кроме неудобств еще и опасность для экипажа и парусов.
Спинакер-фал в роли внутреннего штага
Натяжение передней шкаторины стакселя обеспечивается натяжением стального ликтроса по его передней шкаторине, а сам фал служит как направляющая при подъеме паруса, не позволяя ему сдуваться за борт, пока не поднят. Вам потребуется второй спинакер фал или запасной стаксель-фал для подъема штормового стакселя. Вообще иметь запасной фал хорошая идея во всех смыслах. Также полезно иметь комплект шкотов, постоянно присоединенных к штормовому стакселю, и постоянно установленные направляющие блоки для шкотов в надлежащих местах на палубе.
В общем, нет простого ответа о наиболее простом методе постановки штормового стакселя. Вы можете идти общепринятым путем, что означает наименьшее количество времени проведенного на баке, или более продуманная операция, которая даст вам лучшее качество работы паруса. Лучшим компромиссом является постоянный внутренний штаг на котором штормовой парус работает идеально.
Трисель
Количество яхтсменов, кто использует штормовой стаксель, огромно по сравнению с использующими трисель. Вы можете ходить многие годы, но так и не попадете в шторм, для которого зарифленного на третью полку грота будет много. Поэтому, среди прибрежных круизеров редко найдутся такие, у кого на борту есть этот парус, однако океанские круизеры редко выходят в плавание без него – «на всякий случай». В шторме лучше подвергнуть износу, а может и порвать, дешевый трисель, чем дорогой грот, к тому же, всегда полезно иметь запасной вариант на случай аварии грота или поломки гика. Его преимущества в штормовую погоду безусловны: он прочен, прост в управлении, и избавляет вас от опасного в таких условиях гика, который вместе с гротом просто принайтовывается к леерам.
Имея площадь около 33% от площади полного грота, трисель имеет тот же размер что и зарифленный на третий риф грот. Он обычно сделан из более тяжелой ткани, чем грот. Задняя шкаторина имеет обратный серп для предотвращения полоскания и не имеет лат.
Подобно всяким парусам постановка триселя должна быть легкой, и если это не так, то вряд ли этот парус будет использоваться когда либо.
В идеале этот парус должен иметь свой собственный погон для подъема. Тот, кто советует использовать для этой цели ликпаз или погон основного грота, должен дать разумное разъяснение, как в 40- узловой ветер можно безопасно полностью убрать из ликпаза грот, а затем завести туда трисель, стоя у мачты. Поэтому предназначенный для триселя погон должен проходить вниз мимо гика и заканчиваться не выше, чем в 50 сантиметрах от палубы, чтобы вся операция по «зарядке» триселя могла быть сделана сидя на палубе. Сам погон должен иметь стопор на своем верхнем конце, а ползуны должны быть прикреплены к парусу с достаточной слабиной.
Управление триселем обычно осуществляется двумя шкотами, проведенными на корму правого и левого борта. Для этой цели можно использовать блоки спинакер брасов или отдельные канифас блоки (что удобнее) с проведением шкота на лебедку. Держите оба шкота в натяжении, чтобы обеспечить стабильное положение шкотового угла триселя.
From “YM” by Peter Nielsen
Перевод С.Свистула
Ветер и парусный спорт
Но давайте отложим пока шаманские ритуалы и разберемся, что представляет собой ветер с научной точки зрения? Это перемещение по горизонтали огромной по объему воздушной массы, где обычно сохраняется примерно одинаковая температура и уровень влажности. Причем воздух перемещается туда, где давление ниже. Погодные условия влияют на скорость, силу и направление ветра, поэтому яхтсменам важно знать прогноз до выхода на воду.
Какой бывает ветер на воде?
Парусная погода
Для яхтсмена прогноз погоды имеет большое значение и воспринимается иначе. В зависимости от широт и времени года условия изменяются, что важно учитывать при длительных морских переходах, чтобы не попасть в шторм. Характер и скорость ветра влияют на погоду. Наблюдая за окружающей обстановкой, зная основные правила ветра, управлять яхтой и настраивать паруса будет проще.
Вот что стоит знать о ветре:
Направления ветра в яхтинге
Курсы яхты относительно ветра
Курсы яхты к ветру выражаются углом между его направлением и диаметральной плоскостью (ДП) судна. ДП можно представить как невидимую линию, которая проходит ровно посередине яхты от носа до кормы.
При полном курсе ветер дует почти под прямым или под тупым углом к направлению движения. Есть три основных полных курса:
Парус против ветра
Смена галса происходит при повороте оверштаг, когда нос яхты разрезает линию ветра, или фордевинд, когда линию ветра пересекает корма.
Есть еще два интересных яхтенных термина, которые можно услышать на борту, когда за штурвалом яхты стоит новичок, а капитан-инструктор, как только паруса перестают работать, периодически командует: «Увались!», «А теперь приведись!».
Узнать больше о том, как управлять парусной яхтой, вы можете, обратившись в школу яхтинга СпортФлот. Во время обучения наши инструктора объясняют даже сложный материал так, что все становится понятно даже детям.