ветхий завет или новый завет с чего начать читать

Как правильно подходить к прочтению Библии

Часто слышал от других людей, которые начинали, а затем оставляли чтение Библии, такое:
1.»Не понимаю смысл, и поэтому тяжело читать».
Это, пожалуй самое распространённое. Вы не поймёте с первого раза, что там написано. Дело в том, что Новый Завет нельзя понять без Ветхого(или первого), и наоборот. Поэтому сначала, нужно перечитать и то и другое. Рекомендуют начинать с Нового Завета.
2.Ещё многие «спотыкаются» на некоторых событиях описанных в Священном Писании, и это отталкивает их. В общем, это вытекает из первого пункта «непонимание». Обычно в Ветхом Завете, это история о принесении в жертву Авраамом своего сына Исаака. Как-то видел картину на эту тему, и там видение художника, судя по всему, отразило восприятие этого действия большинством. Авраам там с таким зверским лицом, в руках тесак(очень большой нож), чисто религиозный фанатик. Это глупость и не соответствует действительности, но такая картина и такое восприятие, запросто оттолкнёт от Библии и от веры любого. С другой стороны, люди всё «примеряют» на себя и подсознательного возникает страх, что если мне Господь скажет сделать подобное. Во-первых, Авраам верил Богу без тени сомнений, и написано «Авраам верил, что Бог и из мёртвых может воскресить». Это была его проверка. У нас такой сильной веры нет, и нам такие испытания Бог не даст. Но нужно знать, что испытания будут. Для Авраама, его сын Исаак, было самое дорогое в жизни. Первенец, наследник, данный Богом по обетованию, когда Аврааму было уже сто лет. И Авраам доказал свою веру, принеся на жертвенный алтарь самое дорогое. Но не думайте, что это для него было просто. Те три дня, когда он шёл вместе с сыном на определённое место, из-за переживаний, наверное и спать и есть не мог. Думаю если он не был седой, то за эти дни поседел. И не зря Авраам, Саре, своей жене, ничего не сказал. Сами понимаете, чтобы было. Бог не требовал, как многие воспринимают, от Авраама убивать своего сына Исаака, а хотел увидеть решимость и преданность. И после этого испытания авраам получил от Бога великое благословение. В свою очередь, Бог Сам отдал Своего Сына, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, вместо исаака, вместо каждого из нас в умилостивительную жертву за грехи всего рода человеческого!

Новый Завет, начинается с перечисления незнакомых имён, и это тоже смущает.
До сих пор помню, мне было лет двенадцать(сейчас 45ть), пришёл в кинотеатр на фильм, и в комнате с игровыми автоматами на сиденье лежала книжечка красного цвета. Взял в руки, написано «Новый Завет», открыл и стал читать. И вот там какие-то имена(так первое Евангелие начинается от Матфея), тот родил того, этот этого, что-то странное и непонятное и положил назад. Но заполнил этот случай хорошо. Это наверное, была моя первая встреча с Библией.
Итак, непонимание и что-то отталкивает и даже пугает. Это основное.

Теперь пришло время рассказать свою историю.
У меня было так. Когда дошёл до грани(по причине личных переживаний) и уже понимал, что ещё немного и произойдёт непоправимое. В один день, его хорошо помню, я на работе в своём кабинете, вдруг почувствовал побуждение, опустился на колени и стал просить освободить меня от этой ситуации. Я и раньше в сложные моменты жизни так делал, но тогда ещё не обращался конкретно ко Господу, а вот к кому-то выше, кто услышит и поможет. И всегда помогали, и этот раз не стал исключением. И именно после этой просьбы, события стали быстро развиваться. Через двух людей, выхожу на третьего, с которым вместе работали, но я не знал, что он был христианином. После нескольких разговоров с ним, он приносит и даёт мне Новый Завет. Эта была маленькая синяя книжечка. Такие бесплатно распространяют сообщество гедеонов, по больницам, приютам и т.д.
Стал читать эту маленькую книжечку, написанную мелким шрифтом, ничего абсолютно не понимал, потому что там какие-то имена, события, действия, всё в новинку, но отчётливо и явно чувствовал силу, которая меня наполняла и как бы вливалась внутрь. Силу жизни, которая меня исцеляла и возвращала к жизни. Снова стала появляться радость жизни и желание жить!

Кстати, ещё один момент. Часто слышу разговоры на счёт перевода. Мол неточный, и даже искажённый, и всё в таком плане. Можно предположить, что некто(возможно определённая группа людей), преследуя свои корыстные цели, пытались внести некоторые свои корректировки. Но Силу Духа Святого, такими низенькими человеческими делами, не умалить! Бог выше всех и всего! Господь, какое бы зло человек не пытался сделать, обратит это во благо!
Есть ещё один момент, такой уже психологический, и о нём тоже не могу не упомянуть. У многих людей, принято читать Библию так. Всё, что там есть хорошего, благие обетования, так это ко мне лично Бог обращается(они как бы возгревают в себе положительные эмоции). А всё, что «неудобно», все обличения от Господа, так это не ко мне, это вон к соседу, это он грешник и еретик, а я то шибко верующий.

Дальше в моей жизни произошли удивительные события. Были нападения тёмных сил, избавление от них, и крещение Духом Святым. После этого уже не мог и дня прожить без Слова Божиего. Читал помногу, глав по двадцать каждый день. Но при всём при этом понимание стало приходить только через девять месяцев! И постепенно. Пророки в последнюю очередь открылись, года через полтора. Видимо, это был мой испытательный срок на преданность и верность, что уже не отступлю! И только тогда Слово Божие стало частью меня.

Вообще, когда читаю, подчёркивая важные мысли. У меня своя система, разные цвета пасты, разные отметки. Для меня это удобно. Так с любой книгой. Открываешь, и материал проработан, и сразу книга становится близкой, живой.

Молитва также неотъемлемая часть духовной жизни, даже можно сказать показатель духовности человека. Перед чтением Библии есть определённая молитва. Но знаете, есть такое понятие, как молитвенное правило. То есть нужно читать определённые молитвы. Но сама формулировка «молитвенная правило», опять как попытка духовное в какие-то рамки и человеческие законы заключить. Молитесь больше своими словами. Необходимо выстраивать, так сказать, индивидуальное, ваше личное общение с Богом. Как сердце подскажет и как на душу ляжет!

Итак.
1. Не надейтесь, что сразу начнёте понимать.
2. Читать много и ежедневно.
3. Читать вслух.
4. Переписывать и помечать то, что коснулось (или непонятно).
5. Молиться.
6. Будет испытательный срок на вашу преданность.
7. Обязательно будут какие-то препоны и преграды.

3 и 4й пункты, это тоже мой личный опыт, очень помогает.

Источник

Как читать Библию

В брошюре «Чтение Библии» Вочман Ни говорит о трёх способах чтения Божьего Cлова. Каждому христианину необходим конкретный план чтения Библии этими тремя способами.

Первый способ заключается в том, чтобы размышлять и молиться при чтении Слова, смешивая чтение с размышлением, молитвой и хвалой. Такое чтение, которое лучше всего практиковать утром, необходимо для получения духовной пищи и укрепления нашего духа. В это время не нужно читать много: трёх-четырёх стихов вполне достаточно.

Второй способ — это последовательное чтение Библии, главы за главой, предназначенное для того, чтобы знать и понимать Божье Cлово. Это чтение общего характера.

Третий способ подразумевает определённое изучение. Вочман Ни упоминает двадцать восемь способов изучения Библии: изучение различных понятий, пророчеств, притч, географии, людей, хронологии, отдельных книг Ветхого Завета или Нового Завета, изучение развития той или иной истины на протяжении всей Библии и др.

В этой статье мы кратко рассмотрим второй способ чтения — чтение общего характера.

ветхий завет или новый завет с чего начать читать. Смотреть фото ветхий завет или новый завет с чего начать читать. Смотреть картинку ветхий завет или новый завет с чего начать читать. Картинка про ветхий завет или новый завет с чего начать читать. Фото ветхий завет или новый завет с чего начать читать

Последовательное чтение

Прочитаем несколько практических советов, которые Вочман Ни даёт новому верующему в брошюре «Чтение Библии» на стр. 20-22:

В процессе ознакомления с Библией ему следует читать всю книгу главу за главой последовательно, снова и снова. Самое лучшее — это решить, сколько глав из Ветхого и Нового Заветов прочитывать каждый день. Чтение не должно быть ни слишком быстрым, ни слишком медленным. Оно должно быть регулярным, постоянным и общим по своему характеру.

Джордж Мюллер за свою жизнь прочитал Ветхий и Новый Заветы сто раз. Те, кто только что принял Господа, должны научиться читать Библию и запоминать, сколько раз они прочли её полностью… Когда вы закончите чтение в первый, второй раз и т.д., вам следует записать соответствующие дату и место. Каждый раз, когда вы заканчиваете чтение, нужно делать отметку об этом событии. Чётко помечайте, что вы прочли — Ветхий Завет или Новый Завет. Я надеюсь, что вы, подобно Джорджу Мюллеру, сможете за свою жизнь прочесть Библию сто раз. Если человек хочет прочесть Библию сто раз, то при условии, что, став христианином, он проживёт пятьдесят лет, ему нужно прочитывать Библию по крайней мере дважды в год. Теперь вы видите, почему чтению Библии нужно уделять много времени.

Принцип чтения Библии заключается в том, чтобы прочитывать её полностью, главу за главой, снова и снова… Если возможно, нужно стараться запоминать один-два стиха каждый день. Сначала, возможно, для этого потребуется небольшое усилие над собой. Это может показаться довольно скучным занятием. Но со временем оно принесёт пользу.

Конкретный план чтения

В отрывке, приведённом ниже, автор брошюры говорит о конкретном плане чтения Библии (стр. 22-23):

У каждого христианина должен быть конкретный план чтения Библии… В зависимости от того, сколько времени вы можете себе позволить, составьте план, который бы соответствовал вашему расписанию. Самый плохой способ чтения — это чтение по «вдохновению», то есть случайное, непланируемое чтение, которое начинается с какой угодно страницы, когда читают жадно на протяжении десяти дней, а потом дней десять не читают вообще. Это неверный путь. Мы не должны следовать этому методу «вдохновения». У каждого должен быть конкретный план чтения. В чтении Библии мы должны ограничивать и дисциплинировать себя.

Однако не устанавливайте себе слишком высоких стандартов или слишком продолжительного времени. Если вы установите слишком продолжительное время, вам трудно будет соблюдать расписание. Это ещё хуже, чем вообще не иметь плана. Если уж вы решили делать что-то, держитесь этого на протяжении пяти, десяти или пятнадцати лет. Не прекращайте спустя два, три, пять или шесть месяцев. Вот почему вам нужно тщательно продумать перед Господом, сколько времени вы можете выделить на изучение…

Личные заметки

Во время чтения Библии полезно делать заметки об открытых вами духовных фактах, полученном при чтении свете или появившихся вопросах. Можно записывать что-то в блокноте или на полях вашей Библии, а также подчёркивать или выделять отдельные слова и отрывки. Это помогает усваивать истину и размышлять о ней в дальнейшем.

— Апостол Павел, Послание к эфесянам 3:3-4

Прочитать всю брошюру «Чтение Библии» вы можете по этой ссылке, приобрести печатный экземпляр брошюры можно здесь.

Рекомендуем вам также другие материалы по этой теме на нашем сайте:

О проекте

Некоммерческий проект «Библия, открытая для всех» предлагает в подарок уникальное издание Нового Завета с бесплатной доставкой по почте.

Сообщество проекта

Ознакомительный email-курс

После нажатия кнопки «Подписаться» вы получите письмо для подтверждения подписки. Если письма нет во «Входящих», пожалуйста, проверьте его в папке «Спам».

Источник

Как читать Библию?

Содержание

Святитель Тихон Задонский, писавший в XVIII веке, так говорит об отношении православных к Священному Писанию: «Если бы ты получил письмо от царя земного, разве ты не читал бы его с радостью? Конечно, с великой радостью и трепетным вниманием. Ты же получил письмо, но не от земного царя, а от Царя Небесного. А ведь ты почти пренебрегаешь этим даром, таким бесценным сокровищем» И дальше он говорит: «Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа Во время чтения, ты и молишься Ему и беседуешь с Ним».

Нам следует воспринимать Священное Писание как письмо, обращенное Богом каждому из нас лично. Каждый человек должен воспринимать чтение Священного Писания как прямой личный разговор со Христом.

Сопоставляя слова святителя Тихона и Московского заявления, мы можем выделить четыре основных качества, отличающих православное чтение Священного Писания. Во-первых, мы должны читать в духе послушания. Во-вторых, мы должны читать соборно, как члены Православной Церкви. В-третьих, наше чтение должно полностью сосредоточиваться на Христе. В-четвертых, наше чтение должно быть личным.

Чтение Библии с послушанием

Итак, прежде всего, читая Священное Писание, мы должны внимать в духе послушания. И святитель Тихон, и Московская конференция 1976 г. подчеркивают Божественное происхождение Библии. Священное Писание – это письмо человеку от Бога. Сам Христос обращается к тебе. Священное Писание – свидетельство Бога о Самом Себе. Оно выражает Слово Божие на нашем человеческом языке. Оно вдохновленно Богом. Поскольку Сам Бог говорит с тобой посредством Библии, твой ответ должен быть ответом послушания и восприимчивого внимания. Когда мы читаем, мы должны быть открыты Святому Духу.

Но, будучи Богом вдохновленной, Библия в то же время выражена на человеческом языке. Это целая библиотека различных книг, написанных в разное время и разными лицами. Каждая книга Библии отражает облик эпохи, в которую она была написана, и особенности воззрений автора. Ибо Бог ничего не желает делать в отдельности от людей: благодать Божия действует в гармонии с человеческой свободой. Бог не упраздняет нашей личности, но восполняет и совершенствует ее. Так и с написанием богодухновенных книг Ветхого и Нового Заветов. Авторы их не были просто пассивным орудием, стенографическим прибором, записывавшим чьи-то слова. Каждый автор Священного Писания вносит в свой труд собственный человеческий талант. Параллельно с божественными аспектами в Священном Писании присутствует и человеческий аспект. Мы должны ценить и то, и другое.

Каждое из Евангелий, например, имеет свои характерные особенности. Святой Евангелист Матфей более подчеркивает значение Христа для иудеев, уделяя при этом особое внимание Царствию Небесному. Святой Евангелист Марк приводит яркие подробности служения Христа, Его попечения о людях, отсутствующие у других евангелистов. Святой Евангелист Лука выражает всеобъемлющую сторону любви Христовой, Его бесконечное сострадание, распространяющееся в равной степени и на иудея, и на язычника. У святого Евангелиста Иоанна встречается вовнутрь обращенное отношение ко Христу; при этом особо оттеняется Божественный свет и пребывание Божие в верующих. Следует в полной мере наслаждаться этой живительной многогранностью Библии и изучать ее.

Поскольку Священное Писание является, таким образом, словом Божиим, переданным на человеческом языке, при изучении Библии допускается добросовестное исследование ее. Осваивая человеческий аспект Библии, мы можем в полной мере использовать данный нам Господом Богом разум. Православная Церковь не исключает научного обсуждения вопросов исторического возникновения и авторств книг Библии.

Однако наряду с этими человеческими подробностями, мы не смеем терять из виду Божественность Священного Писания. Это не просто книги, созданные рядом земных авторов. Мы слышим в Священном Писании не просто обыкновенные человеческие слова, отличающиеся большей или меньшей степенью мастерства и проницательности, а вечное Слово Самого Бога, Божественное Слово спасения. Следовательно, обращаясь к Библии, мы обращаемся к ней не просто из любопытства, с целью получить информацию. Мы обращаемся к Библии с конкретным вопросом, каждый с личным вопросом о самом себе: «Как мне спастись?»

Священное Писание, будучи Божиим словом спасения на человеческом языке, должно пробуждать в нас чувство трепета. Кажется ли тебе иногда, читая или слушая, что все это сделалось слишком знакомым? Не стала ли Библия для тебя в чем-то скучной? Постоянно следует очищать душу, чтобы не отупело восприятие, и в изумлении, новыми глазами смотреть на то, что Господь раскрывает перед нами.

Недавно я видел сон, который отчетливо запомнился мне Я снова был в том доме, где в детстве прожил три года в школе-интернате. Во сне сперва я проходил через комнаты мне уже знакомые. Затем спутник, водивший меня по зданию, привел меня в другие, которых я никогда раньше не видел – просторные, красивые, полные света. Наконец, мы вошли в маленькую часовню с мерцающими свечами и темно-золотистыми мозаиками.

Во сне я сказал своему спутнику: «Как странно, ведь я жил здесь три года, но никогда не знал о существовании этих комнат». А он мне ответил: «А ведь всегда так бывает».

Я проснулся. И что же – это был сон.

Должно испытывать по отношению к Библии именно тот трепет, то ожидание, удивление и радость перед чудом, которые я испытал во сне. В Священном Писании много комнат, в которые мы не входили еще никогда. В нем еще предстоит обнаружить много глубины и величия. Это сознание ощущения чудесного есть необходимый элемент нашего отзывчивого послушания.

Если послушание означает трепет, оно также означает и слушание. Таково первоначальное значение этого слова как в греческом, так и латинском языках (И в славянском, русском. Прим. пер.).

Студентом, я бывало, слушал по радио одну многосерийную юмористическую передачу. В одном эпизоде, помнится, звонит телефон и герой протягивает руку, чтобы снять трубку. «Алло, – говорит он, – алло, алло». Громкость его голоса нарастает: «Кто говорит?» Голос на другом конце: «Это ты говоришь». «А, – отвечает он, – то-то я подумал, что голос знакомый». И он кладет трубку.

К сожалению, это притча о том, что слишком часто случается и с нами. Мы лучше говорим, чем слушаем. Мы слышим звук собственного голоса, но не останавливаемся, чтобы расслышать голос собеседника. Итак, при чтении Библии первое требование: умолкнуть и – слушать, внимать с послушанием.

Когда мы входим в православный храм, расписанный в традиционном стиле, и смотрим по направлению алтаря, на восток, то видим там, в апсиде, Матерь Божию с воздетыми к небу руками. Так было принято в прежние древние библейские времена (и сегодня так возносят руки священники Православной Церкви) – так и мы должны внутренне настроиться при чтении Священного Писания с руками невидимо воздетыми к небу. Читая Библию, следует уподобиться Преблагословенной Деве Марии, ибо Она – в высшей степени Та, Кто слушает. В день Благовещения Она послушно внимает Архангелу и отвечает: Да будет Мне по слову твоему ( Лк.1:38 ). Она не смогла бы принять и носить Бога Слова во чреве, если бы прежде того не внимала Слову Божию в сердце Своем. После поклонения пастухов новорожденному Иисусу, о Ней говорится: А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем ( Лк.2:19 ). И когда Пресвятая Дева находит Иисуса во храме, еще раз говорится: И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем ( Лк.2:51 ). Та же потребность подчеркивается в последних словах Матери Божией, которые сообщает нам Священное Писание, словах, сказанных на браке в Кане Галилейской: Что скажет Он вам, то сделайте ( Ин.2:5 ); Она завещает это слугам и – всем нам.

Во всех этих случаях Преблагословенная Дева Мария является отображением, живым образом библейской христианки. Мы должны уподобиться Ей, слушая Слово Божие, размышляя над ним, сохраняя все в наших сердцах и соблюдая все, что Господь Иисус Христос говорит нам. Когда говорит Бог, следует внимать с послушанием.

Понимание Библии через Церковь

Во-вторых, как сказано в заявлении Московской конференции, «мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви». Наш подход к Библии должен быть не только исполненным послушания, но и церковным.

Именно Церковь говорит нам, из каких текстов состоит Священное Писание. Та или иная книга является частью Священного Писания не потому, что существуют доказательства относительно ее авторства и года написания. Если бы вдруг было доказано, например, что четвертое Евангелие на самом деле написано не святым Евангелистом Иоанном, возлюбленным учеником Господа Иисуса Христа, это не изменило бы того факта, что мы, православные, признаем четвертое Евангелие как часть Священного Писания. Почему? Потому что Евангелие от Иоанна принято Церковью и в Церкви.

Именно Церковь говорит нам, что есть Священное Писание, равно как лишь Она говорит нам, как следует понимать Священное Писание. Встретившись с эфиоплянином, читавшим Ветхий Завет на своей колеснице, святой апостол Филипп спросил его: Разумеешь ли, что читаешь? И эфиоплянин ответил: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? ( Деян.8:30–31 ). Все мы находимся в состоянии этого эфиоплянина. Слова Священного Писания не всегда понятны без объяснения. Бог обращается прямо к сердцу каждого из нас, когда мы читаем Библию: чтение Священного Писания, как говорит святитель Тихон, – это личный разговор каждого из нас со Христом. Но мы также нуждаемся в руководстве. И наша путеводительница – Мать-Церковь. Мы полностью используем собственный разум при содействии благодати Святого Духа, в полной мере используем открытия современных исследователей Библии, но всегда подчиняем частное мнение – свое ли собственное или мнение ученых – соборному многовековому опыту Святой Церкви.

Суть этой православной точки зрения отражена в вопросе к оглашенному в чине принятия его в лоно Церкви. В русской практике: «Признаешь ли, что Священное Писание должно приниматься и истолковываться в согласии с верой, переданной нам святыми Отцами, которую Мать наша, Святая Православная Церковь, всегда хранила и хранит поныне?»

Чтение Библии должно носить личный характер, но при этом мы не должны ощущать себя изолированными друг от друга единицами, христианами-одиночками. Мы читаем как члены семьи, семьи Вселенской Православной Церкви. Читая Священное Писание, мы говорим не «я», но «мы». Мы читаем, пребывая в общении со всеми другими членами Тела Христова во всех частях мира и во всех временах. Мерилом понимания смысла Священного Писания является разум Церкви. Библия – книга Святой Церкви.

С чего же следует начать, чтобы обнаружить учение Церкви? Первым шагом следует выяснить, как Священное Писание используется в Богослужении. Как, в частности, выбираются библейские чтения к различным праздникам? Мы должны также обратиться к творениям святых Отцов Церкви и принять во внимание то, как они толкуют Библию. Чтение Священного Писания православными носит, таким образом, и литургический, и святоотеческий характер.

В качестве примера того, в чем состоит литургический метод толкования Священного Писания, то есть исходя из того, как оно используется во время церковных праздников, давайте рассмотрим паримии – чтения из Ветхого Завета, полагающиеся на вечерне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля по гражданскому календарю). Их три:

1) из Книги Бытия ( Быт.28:10–17 ) – сон Иакова о лестнице, восходящей от земли до неба;

2) из книги пророка Иезекииля ( Иез.43:27–44 ) – видение пророком иерусалимского святилища с закрытыми вратами, через которые никто, кроме князя, не может пройти;

3) из Книги Притчей ( Притч.9:1–11 ) – начиная со слов: Премудрость построила себе дом.

Все эти ветхозаветные тексты, выбранные для служб 25 марта (7 апреля) и прочих богородичных праздников, следует понимать как пророчества о воплощении Господа Иисуса Христа от Девы. Пресвятая Дева Мария – лестница Иакова, давшая плоть Богу воплощенному, вошедшему в наш человеческий мир. Пресвятая Дева Мария – врата затворенные; Она, единственная из женщин, которая зачала в девстве и пребывала Непорочной. Пресвятая Дева Мария – тот дом, который Христос, Божия Премудрость ( 1Кор.1:24 ), приемлет как жилище. Если проследить таким образом, как подобраны чтения для различных праздников, мы раскроем многогранность библейского толкования путем сопоставления образов и примеров, которые совсем не очевидны при первом чтении.

Возьмем в качестве другого примера вечерню Великой Субботы, бывшую много веков назад первой частью пасхального всенощного бдения. В ней не менее 15-ти чтений из Ветхого Завета. Эти 15 паримий, следуя одна за другой, раскрывают перед нами весь план священной истории, выявляя в то же самое время глубокий смысл Воскресения Христова. Первое из чтений – из Книги Бытия ( Быт.1:1–13 ) – повествует о первых трех днях творения. Воскресение Христово – это новое творение. Четвертое чтение – вся книга святого пророка Ионы, в которой описывается, как пророк три дня был во чреве кита, что предвосхищает тридневное воскресение Христово (ср. Мф.12:40 ). В шестом чтении рассказывается о переходе израильтян через Красное море ( Исх.13:20–15:19 ), которое предвещает новый пасхальный переход от смерти к жизни (ср. 1Кор.5:7, 10:1–4 ) Последнее чтение – повествование о трех святых отроках, брошенных в печь, раскаленную огнем ( Дан.3 ), еще один прообраз восстания Христа из гроба.

Таков эффект соборного чтения Священного Писания в Церкви и вместе с Церковью. Изучая Ветхий Завет параллельно с литургикой Святой Церкви и прибегая к творениям святых Отцов, мы повсюду обнаруживаем все новые путеводящие знаки, ведущие нас к познанию великих таинств Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Читая Ветхий Завет в сопоставлении с Новым и Новый в сопоставлении с Ветхим (на что и указывает наш церковный календарь), мы открываем единство Священного Писания.

В воскресных школах полезно дать учащемуся особое задание: разузнать, в какие праздники читается за богослужением определенный отрывок из Ветхого или Нового Завета. Затем можно вместе обсудить, по каким причинам был выбран именно этот отрывок. Другим членам группы можно дать задание по трудам святых Отцов Церкви, пользуясь в первую очередь проповедями и поучениями св. Иоанна Златоуста. Но следует помнить, что понадобится проявить усердие в поисках, прежде чем вы найдете то, что хотите найти. Святые Отцы Церкви обращались к людям иного времени, и читать их надо с умением вникнуть в их эпоху.

Протоиерей Георгий Флоровский говорил, что современным православным необходимо обрести святоотеческий образ мыслей. А чтобы этого достичь, мы должны проникнуть глубже поверхностного понимания слов святых Отцов – в самую суть их внутреннего смысла.

Душа Библии – Христос

Третья особенность нашего чтения Библии состоит в том, что центром его должен стать Христос. Если на Московской конференции 1976 г. говорилось, что «Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым», – то в чем же можем мы обнаружить эти единство и нераздельность? В личности Христа. Он – связующая нить, проходящая через все Священное Писание, от первого стиха до последнего. Мы уже упоминали о том, как возникают пророчества о Христе на страницах Ветхого Завета. Был у меня в школе учитель истории, любивший подводить итоги словами: «Все взаимосвязано». Это правило отлично подходит к изучению Священного Писания. Ищите взаимосвязывающие, повторяющиеся аккорды – и постепенно раскроется все.

Часто западные критические исследования Священного Писания применяют методологию анализа, при котором каждая книга разбивается на различные исходные материалы. Связь между ними разрушается, и Библия сводится ко множеству первоначальных составных частей. Нам же необходимо увидеть как разнородность, так и целостность Священного Писания. Православные предпочитают скорее синтетический, нежели аналитический метод исследования. Мы рассматриваем Священное Писание как единое целое, в котором постоянное присутствие Христа связывает все воедино.

Мы всегда ищем точек соприкосновения между Ветхим и Новым Заветом и находим их во Иисусе Христе. В Православии придается особое значение «типологическому» методу истолкования, построенному на различии прообразов Христа, событий и символов, предвещающих все стороны Его земной жизни и проповеди, на протяжении всего Ветхого Завета. Ярким примером этого служит Мельхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышнего, который поднес Аврааму хлеб и вино ( Быт.14:18 ) и который рассматривается как прообраз Христа не только святыми Отцами Церкви, но уже и в самом Новом Завете ( Евр.5:6, 7:1 ).

Другим примером, как мы уже видели, может послужить ветхозаветная Пасха, предвозвещающая новозаветную: избавление Израиля от фараона на Красном море предвосхищает наше избавление от греха смертью и Воскресением Спасителя. Таков метод истолкования, который нам следует применять ко всей Библии. Почему, например, во второй половине Великого Поста в чтениях Ветхого Завета из Книги Бытия занимает такое важное место личность праведного Иосифа? Почему на Страстной Седмице мы читаем книгу праведного Иова? Потому что и Иосиф, и Иов – невинные страдальцы, и в своем долготерпении являются прообразами Господа Иисуса Христа, Чьи невинные страдания на Кресте Церковь готовится в те дни прославлять. «Все взаимосвязано».

Протоиерей Александр Шмеман называет христианином того человека, который везде, куда бы ни поглядел, видит Господа Иисуса Христа и радуется Ему. Это можно сказать в особенности о христианине, знающем Библию. Именно он, куда бы ни поглядел, видит Христа на каждой странице Священного Писания.

Чтение святой Библии – сугубо личный процесс

Словами раннего писателя-аскета восточного христианства св. подвижника Марка, «смиренный в мыслях и занимающийся духовным деланием, будет, читая Библию, все относить к самому себе, а не к своему ближнему». Мы, как православные христиане, должны во всем Священном Писании стремиться отнести его слова к себе лично. Следует спрашивать не просто: «Что это означает?», но: «Что это означает для меня?» Священное Писание – это личный разговор между Спасителем и мною: Господь Иисус Христос говорит со мной, а я отвечаю. Это четвертый критерий правильного чтения Библии.

Мне следует смотреть на все повествования Священного Писания как на часть своей собственной жизни. Кто такой Адам? Имя «Адам» означает «человек», и поэтому рассказ о падении Адама в Книге Бытия – это рассказ также и обо мне. Адам – это я. Это мне говорит Бог: Адам, где ты? ( Быт.3:9 ). Мы часто спрашиваем: «А где же Бог?» Но в действительности более существенен тот вопрос, который Бог в лице Адама задает каждому из нас: «Где ты?»

Когда, в рассказе о зависти Каина к Авелю, мы читаем слова Божии к Каину: Где Авель, брат твой? ( Быт.4:9 ), они обращены к каждому из нас. Кто такой Каин? Это – я. И Бог спрашивает Каина в каждом из нас: «Где брат твой?» Путь к Богу лежит через любовь к другим людям, и иного пути нет. Отрекаясь от брата, я принимаю вместо образа Божия печать Каина ( Быт.4:15 ) и отрекаюсь тем самым от своего человеческого естества.

Чтение Священного Писания можно разделить на три ступени. Во-первых, воспринимать Священное Писание как священную историю, историю мира от его сотворения, историю избранного народа, историю Бога Воплощенного в Палестине, историю «великих деяний» после сошествия Святого Духа на апостолов. То христианство, о котором говорит Библия, это не идеология, не философская теория, но историческая религия.

Затем сделаем второй шаг. История, изложенная в Библии, – история конкретных отдельных личностей. Мы видим, как Бог являет Себя в определенные времена и в определенных местах, вступая в беседу с отдельными лицами. Он обращается к каждому по имени. Мы видим, что Бог обращается лично к Аврааму, Моисею и Давиду, к Ревекке и Руфи, к Исайе и пророкам, а затем – к Пресвятой Деве Марии и апостолам. Мы видим, как Божественное действие в истории сосредоточивается на отдельных личностях и их судьбах. Любовь Божия объемлет всю вселенную, но Он все же выбирает определенный уголок земли, определенное время и определенную Матерь для Своего Божественного Воплощения.

Мы должны, таким образом, как можно полнее ощутить во всех подробностях те особые обстоятельства, в которых протекают, согласно Священному Писанию, Божии деяния. Человек, любящий Библию, любит хронологические и географические детали. Православные ревностно почитают Святую Землю, те места, где Сам Христос жил и учил, умер и воскрес. Наилучший путь более глубоко вникнуть в то, что ты читаешь в Священном Писании, – предпринять паломничество в Иерусалим и Галилею. Походите там, где ходил Господь Иисус Христос. Спуститесь к Мертвому морю, посидите в одиночестве на камнях, проникнитесь тем, чем был окружен Господь Иисус Христос в течение сорока дней Своего поста в пустыне. Испейте воды из колодца, у которого Он беседовал с самарянкой. Пойдите вечером в Гефсиманский сад, посидите в темноте под древними оливковыми деревьями и посмотрите на светящиеся за равниной огни города. В полной мере переживите конкретную реальность этой исторической местности и унесите пережитое с собою, храня все это в памяти при ежедневном чтении Священного Писания.

Затем следует третий шаг. Пережив библейскую историю во всех ее особенностях и житейских подробностях, мы должны отнести ее непосредственно к себе. Следует сказать себе: «Все эти места и события – не просто нечто отдаленное и давнее, но часть и моего собственного личного сближения с Господом Иисусом Христом. Я как бы становлюсь частью этих событий, этих повествований».

Предательство, например, – часть биографии каждого. Разве ты не предавал других когда-нибудь в своей жизни, разве ты не знаешь, что такое быть преданным, и разве память об этих минутах не оставляет навсегда шрамы в твоей душе? Значит, читая о том, как святой апостол Петр предал и отрекся от Господа Иисуса Христа и был прощен после Его Воскресения, ты можешь видеть себя на месте каждого из участников этих событий. Представь себе, что пережили сразу после предательства апостол Петр и Господь Иисус Христос, раздели их чувства и сделай их своими. Я – Петр. Могу ли я в подобной ситуации уподобиться также и Господу Иисусу Христу? Размышляя таким образом над путем к примирению, видя, как воскресший Христос с любовью и снисхождением возвращает Петра в ряды Своих друзей, видя, как Петр, со своей стороны, имеет мужество принять восстановление их отношений, спроси себя: насколько я похож на Христа по отношению к тем, кто предал меня? И после своих предательских действий способен ли я принять прощение от других, способен ли я простить себя?

Или возьмем другой пример – святую Марию Магдалину. Вижу ли я себя в ней? Найдется ли у меня та щедрость, непосредственность, тот порыв любви, которые она проявила, пролив драгоценное миро из алебастрового сосуда на ноги Господа Иисуса Христа? Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много. Или я робок, мелочен, всегда сдерживаюсь, никогда не отдаюсь ничему вполне – ни плохому, ни хорошему? По словам отцов-пустынников: «Лучше грешник, сознающий свой грех и кающийся в нем, чем не грешивший, возомнивший о своей праведности». Достиг ли я смелости святой Марии Магдалины, ее постоянства и преданности, проявившихся, когда она пошла помазать тело Господа Иисуса Христа во гробе ( Ин.20:1 )? Слышу ли я, как воскресший Спаситель зовет меня по имени, как ее позвал, и взываю ли я: Учитель – с ее простотой и полной самоотверженностью ( Ин.20:16 )?

Читая Священное Писание таким образом – с послушанием, как члены Святой Церкви, находя в нем Господа Иисуса Христа повсюду, воспринимая все как часть своей собственной жизни, – мы сможем в какой-то мере ощутить многогранность и глубину Святой Библии. И никогда нас не покинет чувство, что мы всего лишь начали изучать Писание. Мы похожи на человека, выплывающего на маленькой лодочке в безбрежный океан.

Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей ( Пс.118:105 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *