весна красна на чем пришла
Ирина Павлова. «Весна красна, на чем пришла?»
Весенние заклички и припевки, исполнявшиеся на Калужской, Орловской и Тульской областей
Живоронки маи,
Прилетите ка мне,
Мне зима надоела,
Усё сено паела,
Висна-красна,
На чём и шла,
На сохе, на бороне,
На кривой лошаде.
(«веснянка»)
Висна-красна,
На чём и шла,
На сохе, на бороне,
На кривой лошаде,
На пшенишном снопу,
На ржаном первяслу.
(«веснянка»)
Висна – красна,
На чём пришла,
На сохе – бороне,
На овсяном снопу,
На ржаном колосу.
Принесла висна
Три угодьицы.
Первая угодьица
Вода – полводьица,
Вторая угодьица
Зилёная травушка,
А третья угодьица
Красная яичка.
(«веснянка»)
Чувиль – виль – виль,
Живароначик,
Куда прилетел?
На доначик,
А са донычка
На мельницу,
А что малоть?
Пашеницу – рожь.
Каво кармить?
Отца с матирью,
Малых детушик,
Красных девушик.
(«чувилька»)
Живаронок мой, живаронок,
Ляти на чистае поля,
На чистае поля,
На свежаю соломку,
Дай Бог табе часу.
(«веснянка»)
Висна – красна,
Что ты нам принесла
Пирог без ног,
Голопузицу,
Встань на улицу,
Открывай лета,
Закрывай зиму,
Ключкам, замочкам,
Шёлковым платочкам.
(«веснянка»)
Висна – красна,
На чём пришла,
На сохе – бороне,
На кривой лошаде
На овсяном снопу,
На гречишном первирслу
Тибе яичничка,
А мне живароночка.
(«веснянка»)
Весна – красна!
На чём пришла?
На сохе, на бороне,
На кобыле вороне.
(«веснянка»)
Заклички весны для детей
ЗАКЛИ́ЧКИ — разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно — магический смысл («Дождик, дождик, перестань!» и т. п.).
Заклички сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны («Весна, весна красная, приди, весна, с радостью…», «Кулик, кулик, замыкай зиму, отпирай весну…»).
Заклички весны для детей
Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.
Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Весна красна.
На чем пришла?
– На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
– А мы весну ждали
Клочки допрядали.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
– Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето.
Весна-красна!
Что принесла?
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Открывай окошко!
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
Весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март
Солнцу рад;
Апрель, апрель —
Откроет дверь;
Май, май-
Сколько хошь гуляй!
Аy, ау, аукаем!
Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули — гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули — гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули — гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули — гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули — гули
Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье —
В лугах половодье
Второе угодье —
Солнце на подворье!
Третье угодье —
Зеленое раздолье!
Весна красна!
На чём пришла,
На чём приехала?
На сошечке, на бороночке?
Весна красна на чем пришла
ПРАЗДНИК ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ запись закреплена
Обрядовые веснянки, заклички, приговорки весне
Веснянки – старинные обрядовые весенние песни, распространённые у украинцев, белорусов, русских и др. народов (термин «Веснянка» — украинского происхождения). Исполнялись «веснянки» в период весны и начала лета, от масленой до Купалы.
Веснянки различают на веснянки-заклички, веснянки-игрища, веснянки-хороводы, веснянки – лирические песни о вешнем расцвете природы, о молодой любви, «гаивки» – украинские задорные песни о весне, «волочебные песни» – древнейшие поздравительно-величальные веснянки.
Веснянки-заклички с многократным повторением мелодических фраз небольшого диапазона, распространенные у восточных славян, не столько пелись, сколько протяжно кричались. Спустя века с утратой понимания веснянок как магического действа, заклички перешли в детско-подростковый фольклор и сохранились именно в качестве детских песенок.
Наиболее архаичные заклички, сохранились в зоне русско-белорусско-украинского Полесья. Их исполнение очень близко к древнейшим заклинаниям-возгласам, выкрикам. Они имели протяжный, печальный напев и характерное «гуканье», что позволяло исполнять их на крещёной Руси во время Поста, когда запрещалось петь другие песни. Крестьянки говорили: «Песни играть в эти дни грех (пост), кликать же можно».
Кликали весну, или «гукали» уже взрослые женщины. Веснянки – гуканья очень сложные по исполнению песни. Когда-то целью их исполнения было помочь земле пробудиться, чтобы та поскорее за свой род принималась. Протяжное гуканье создавало определенные звуковые вибрации «будящие» землю, природу. По рассказам стариков, когда летели такие «гуканья» от деревни к деревне с вершин холмов, то земля начинала буквально дрожать, вибрировать.
Эти определенные вибрации весеннего закликания оказывали сильное резонансное воздействие на тающие снега, вместе с водой они входили в пробуждающуюся почву, и наилучшим образом подготавливали её к производству будущего урожая. Распевая заклички, люди чувствовали силу и резонанс с природным окружением, сливались с Матерью Природой, с природными ритмами. Таким образом, помогая обновляться Земле, обновлялись духом и телом сами. И это отражалась и на самочувствии участников праздника и на событиях, происходящих в Природе. Человека, находящегося в гармонии с Природой и черпающего из неё силы, не возьмут никакие весенние простуды и лихорадки, а земля, наполненная любовью от его песен, даст хороший урожай.
Благослови, Мати, Весну закликати,
Ой, рано-рано, Весну закликати. Гу-у-у-у!
Весну закликати, Зиму провожати.
Ой, рано-рано, Зиму провожати. Гу-у-у-у!
Автор Рада Бычкова (Из книги «Славянский кологод. Месяц Березозол»)
Весна красна на чем пришла
Закличек было много. Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала), наигравшись с “жавороночками”, ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев. Оставшееся печенье съедали и скармливали его скоту.
И все для того, чтобы живительные силы Природы коснулись всех — и людей, и животных.
Ой, Болса, Боже,
Да весну красну кликати
На теплые лета,
На густые жита,
Да на яру пшеницу,
Да на зелены конопли!
Ой, со густого жита
Будем пиво варить,
С зеленых конопли
Будем масло бить,
С ярой пшеницы
Пироги будем печь!
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой
Весна красна.
На чем пришла?
– На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
– А мы весну ждали
Клочки допрядали.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
– Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето.
Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.
Жаворонушки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите ко мне
Весну красную,
Лето теплое,
С сохой, с бороной
И с кобылой вороной,
С жеребеночком — Вороненочком!
Жаворонушки
На соломушке,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое,
Соху, борону,
Унесите от нас
Зиму холодную,
Зиму холодную —
Донце с гребнем.
Нам зима надоела,
Весь хлеб поела.
Ой, весна, ой, красна!
Ты когда, весна, пришла!
Когда старые старухи
На завалины сидели,
На завалины сидели,
Кулаками землю били,
Кулаками землю били,
Про невесток говорили:
“У меня была сноха неурядливая:
Посновала она кросна —
Им девятая весна.
На прошестке у ней
Трава выросла пырей,
Под подножками у ней
Клушка вывела детей”.
Лето, лето красное, поди сюда,
А ты, зима, ступай на море,
Ты и так нам, зима, надоскучила,
Ручки с ноженьками обморозила,
Метель глазки повыхлестала,
Хлеба с солью много покушали.
Уж вы ластушки, вы касатушки,
Прилетите-ка вы к нам,
Принесите-ка вы нам
Лето теплое, весну красную
Под крылышком, под бутылышком.
Соха с бороной, езжай на поле,
Напаши, наборонуй
Хлеба родного, умолотного,
Зернистого, колосистого.
Ты пчелынъка,
Пчелка ярая!
Ты вылети заморе,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимынъку,
Зимынъку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!
Дождь, дождь!
На бабину рожь,
На дедову пшеницу,
На девкин лен, —
Поливай ведром!
В марте зима уходила неохотно. Даже в апреле заморозки были явлением частым, поэтому мороз тоже, как на Святках, было принято закликать-заговаривать. Специально испеченные колобки выбрасывали на улицу, приговаривая: “Мороз Красный нос, вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!” Варили овсяный кисель, выставляли его в миске на крыльцо с приговором: “Мороз-мороз, не тронь мой овес, приходи кисель есть!”
9 марта, празднуются Жаворонки (Сороки, Сорочини (укр.)), Лелечини (укр.))
Очередной раз начинают закликать Весну:
Благослови, мати,
Ой, мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!
Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазыват их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.
Жаворонушки, на соломушке,
Прилетите к нам,
Принесите нам,
Весну Красну
На своем хвосту! У-У-У!
9 марта – Сороки. В этот день прилетают из теплых стран «сорок сороков» птиц, что значило на Древней Руси «большое количество», «сотни тысяч». «На Сорок сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается». И первыми из них были жаворонки. «Сколько проталинок – столько жаворонков».
В честь этих весенних птиц в этот день пекли особые обрядовые изделия из теста, которые называли «жаворонки». Тесто для обрядовых печений обязательно ставили на солнце, чтобы сила Ярилы вошла в него. Женщины, когда раскатывали тесто, пели звонкие солнечные веснянки. Готовых выпеченных «жаворонков» обмазывали мёдом – «золотили» им голо-вы и крылья, как солнечным птицам. Затем их дарили родне, детям.
Обозначение праздника словом «встреча» не совсем точно. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Первобытный земледелец не до конца понимал закономерности смены времён года: не исключалась возможность, что зима будет длиться вечно, а весна не наступит. В предотвращение такого бедствия весну призывали и пытались путём обрядов вызвать её возвращение. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Слова «как птицы прилетят, так теплота у нас пойдёт» означают не только последовательность событий, но выражают представление о причине и следствии.
Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну. Пример веснянки
Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму.
У нас корма нету!
Жаворонки,
Прилетайте к нам,
Тут кисели талкут,
Тут блины пекут.
Жаворонки, жаворонки,
Катитеся колесом,
Ваши дети за лесом,
Связаны поясом.
Чу — виль — виль,
Весна пришла
На калясочках,
Зима ушла на саночках.
Мужики, мужики
Точите сошнички,
Скоро пашеньку пахать!
У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки и приносят с собой весну. В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые — 1 марта, третьи — 25 марта по ст. ст.). В этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования.
По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба — таким образом призывает урожай на своё поле.
На Сороки и на пятой неделе Великого поста[4], пекут «жаворонков»[2] (кое-где «куликов» и «орешки»)[5] из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
— (Воронеж. обл.)
Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».
Обряд кликанья весны сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками[6]:
Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про тёплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка — запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житьё-бытьё про нездешнее!
После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». В Воронежской области жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям. Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж.
С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печеную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.
В Каширском районе Воронежской области блинцы пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.
Известные заклички порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 г. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:
Оригинал
Ой ти, соловейку, ти, раннiй пташку,
Ой, чого так рано з вир’iчка вийшов?
Не сам вийшов, Дажбог мене вислав
З правоi ручейки, i ключики видав:
З правоi ручейки — лiто вiдмикати,
З лiвоi ручейки — зиму зами
Заклички весенние (веснянки) — обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие обряд кликания весны и включавшие обязательное словесное обращение к объекту клича: весне, птицам, Богу или Богородице. Обращение в закличках непосредственно к весне, включая предварительную просьбу о божественном благословении, было распространено в основном у русских западных и южных областей России, граничащих с территорией Белоруссии и Украины, где этот обычай имеет свои аналогии. Призыв, адресованный птицам (жаворонкам — куликам), бытовал значительно шире. В пограничье между двумя зонами встречались смешанные варианты, сюжеты закличек могли выступать в контаминации (т.е. соединении) друг с другом, с «птичьими» закличками, формулами богатого урожая, хороводными и лирическими песнями.
Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный, печальный напев. В южнорусских губерниях их иногда пели в такт хороводу, согласовывая ритм пения с размеренным шагом исполнительниц. Наиболее архаичны заклички, бытовавшие в зоне русско-белорусско-украинского Полесья. Их исполнение по своим мелодическим характеристикам наиболее близко к древнейшим заклинаниям-возгласам, выкрикам. Эта особенность, характерная в той или иной мере для всех русских закличек, ставила их в ряд ритуально-магических действий и позволяла исполнять их во время Поста, когда запрещалось петь другие песни. Крестьянки говорили: «Песни играть в эти дни грех (пост), кликать же можно» (Шереметева М.Е. 1930. С. 45).
Заклинательный характер, заговорные зачины, образы, закрепы в конце песни (например, «ключ и замок словам моим») связывают заклички с заговорами и обрядовыми приговорами. Они придавали особую значимость обряду, исполнение которого должно было вызвать пробуждение земли и наступление тепла. В тех местах, где кликание весны утеряло магическую функцию, заклички перешли в детский игровой репертуар, так же, как сходные обращения к солнцу, дождю, насекомым и т.п., мифологический подтекст которых уже в начале 20 века был заслонен бытовыми представлениями.
В западных и южнорусских губерниях клинание весны и закликание жаворонков являлись двумя разными ритуалами, связанными общей целью и часто приходившиеся на один праздник, но отличавшимися и по составу исполнителей, и по репертуару. Основным текстом кликания весны здесь были традиционные весенние заклички или веснянки, исполнявшиеся взрослыми, часто девушками, а песенки детей, обращенные к «жаворонкам», и действия с ними воспринимались как игра. Если случалось, что весенние заклички переходили в детский репертуар, они могли соединяться с закликанием птиц или звукоподражаниями. К востоку и северо-востоку от указанного региона, на территории Верхнего и Среднего Поволжья, заклички, обращенные к птицам — жаворонкам, часто были единственной формой кликания весны, а их исполнителями являлись как дети, так и взрослые. При этом отдельные мотивы весенних закличек из южнорусских областей включались в несколько измененном виде в поволжские «птичьи» заклички. Охарактеризованные выше регионы разделяла широкая полоса Волго-Окского речного бассейна — Лихвинский и Перемышльский уезды Калужской губ., на территории которых особенностью ритуала «кликания весны» было неразрывное соединение весенних закличек и закликания жаворонков.
К простейшим и одновременно, более древним формам детских «птичьих» закличек, распространенных преимущественно в южнорусских и отчасти в среднерусских губерниях, относятся многочисленные звукоподражания, например, в Московской губ. в Сороки кликание ограничивалось: «Чувиль, навиль, виль, виль, виль». К подражанию пения жаворонка могли присоединяться краткие вспомогательные формулы: «Чувиль — виль — виль, жаворонки летят, к нам весна пришла, чувиль — виль — виль, жаворонки летят» (калужск.), а также отдельные приговорки, обычно случайного, ежеминутного характера и не упорядоченные ритмически: «Сороки, сороки // Летите к нам, жаворонки // Мы вас
угостим // Колобками, крендельками // И даже вашими птушками. // Мы их много поискали, на всех хватит» (калужск.; Агапкина Т.А. 1987. С. 150). Самую многочисленную группу детских «птичьих» закличек составляли шутливые, игровые стишки. Например, «Жаворонок, жаворонок! Где ты? — Дома. — Что делаешь? — Лапти плету, лапти варю» (орловск.; Агапкина Т.А. 1987. С. 150). Чаще при кликании жаворонков использовались готовые формулы традиционных детских обращений к солнцу или насекомым: «Жаворонки, жаворонки // А где ваши дети? // — Наши дети на повети // Глинку колупают, // В масло окунают» (калужск. Агапкина Т.А. 1987. С. 150).
В «птичьих» закличках, являвшихся основой обряда встречи весны в Поволжье, дети и взрослые обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они прилетели и принесли «весну красную», «красно солнышко», «тепло гнездышко», «хлеб вольный» или «добрый», «теплое лето», а унесли холодную зиму, которая надоела, так как «весь хлеб поела», изорвала всю одежду, отморозила руки и ноги, перепряла всю кудель и т.п. Их молили принести из-за моря здоровье, травы, лепешек, горшок каши, мешок денег. За это их стремились одарить, например, предлагали пирожок.
При общей тематике весенние и «птичьи» заклички варьировали по содержанию. Т.А. Агапкина выделила несколько сюжетных линий традиционных весенних закличек (Агапкина Т.А. 1993. С. 165 — 180). Наиболее распространенным на Северо-западе и в Среднем Поволжье было обращение к весне с просьбой прийти с радостью, милостью, хлебом, льном и т.п. В южнорусских губерниях к весне обращались с вопросом, на чем она пришла, и давали за нее ответ. Продолжение заклички могло содержать один или несколько мотивов: на кобыле вороне; на кнутике, на хомутике; на овсяном (ржаном, пшеничном) снопе; на овсяном (гречном) колосе; на пшеничном пироге; на кривом веретене; на жердочке, на бороздочке; на худой (кривой) лошаденке и т.п. Зафиксирован этот сюжет и в Новгородской губ., где он встречается в качестве продолжения описанного выше. В Калужской губ. эту закличку совмещали с кликанием жаворонков, а в Орловской пели после призыва: «Кулики, жаворонки, слетайтесь на одонки».
На территории прилегающей к Белоруссии встречалось наибольшее разнообразие весенних закличек. На западе Орловской губ. и некоторые уездах Смоленской у весны спрашивали, что она принесла, и пели в ответ: принесла девушкам — платочек, ленту, венок, жениха, качели, гулянье; хлопцам — коня, свистульку, дудку, соху; молодочкам — вышитый чепчик, бердо, кросна («ткать»), серп («жито жать»), сыночка; мужикам — плуг («поле орати»); бабушкам — палочку, посиделки, кудель (прясть); дедам — палочку; детям — пасхальное яичко, гулянье и т.д. В Ельнинском у. Смоленской губ. перед тем как спеть эту закличку девушки провожали зиму и обращались к птице с просьбой прилететь и принести ключи, чтобы замкнуть зиму и отомкнуть лето. В варианте этого сюжета, бытовавшем в Калужской губ., весна отвечает, что принесла три «угодья» или «корысти»: первое угодье — воды половодье, второе угодье — скотинушка в поле, третье угодье — соха с бороной.
Для жителей деревень восточного Полесья было характерно обращаться к весне с вопросом, где ее дочка. В разных деревнях приводили различный ответ: дочка сидит в саду и шьет/вышивает рубашку своему милому/сыну (имярек) или к своей свадьбе; дочка погнала быка/вола, овец: «Пасись, бычок, пока я пряду мычку».