вертикальный транспорт что такое
Проектирование систем вертикального транспорта
Вы здесь
Нормы, правила, стандарты
Современные здания требуют особых подходов при организации систем вертикального транспорта, особенно, если это высотные строения с высокими величинами пассажиропотока.
При проектировании системы вертикального транспорта необходимо предусмотреть множество моментов:
Нормы и правила при проектировании систем вертикального транспорта
При разработке проекта системы вертикального транспорта специалист пользуется такими основными документами:
Проектирование систем вертикального транспорта в жилых зданиях
При организации и планировании обустройства системы вертикального транспорта для жилого здания важен расчет таких критериев, как:
Остальные параметры, касающиеся расположения лифтов, организации их работы и управления, – приведены в соответствующих строительных нормах и правилах.
Проектирование систем вертикального транспорта в общественных зданиях
При проектировании системы вертикального транспорта общественного здания::
Для проведения расчет количества кабин проектировщику требуются такие исходные данные:
В современных общественных комплексах часто зонируют систему вертикального транспорта, т. е. размещают лифты различного предназначения в конкретных участках строения. Такое планирование системы позволяет максимально сократить потери полезной площади, а также решить проблему вибрации и шумоизоляции.
Системы вертикального транспорта: виды
Современные здания оборудуют удобными, комфортными и надежными лифтовыми кабинами. В зависимости от назначения, внешнего вида и перевозимых грузов системы вертикального транспорта могут быть:
Высотные здания класса люкс оборудуют высокотехнологичными, скоростными и комфортными системами вертикального транспорта. Примером может быть система sky lobby, рассчитанная на строения, превышающие 50 этажей.
Для того чтобы не гадать какая именно система вертикального транспорта необходима для Вашего объекта, обратитесь к опытному проектировщику, который быстро и качественно проведет необходимые расчеты и составит подходящий проект.
Горизонтальный и вертикальный транспорт ВИДЫ ТРАНСПОРТА
В сельском строительстве используют следующие виды транспорта: горизонтальный — рельсовый и безрельсовый и вертикальный — подъемно-транспортные машины.
Горизонтальный транспорт в строительстве подразделяется на внешний и внутрипостроечный. Внешним транспортом перевозят строительные грузы (материалы, конструкции и изделия) от мест их получения на строительную площадку по путям общего пользования. Внутрипостроечным транспортом перевозят грузы на строительной площадке и со складов строительной организации.
Горизонтальный строительный транспорт разделяют на:
рельсовый — железные дороги нормальной (широкой) колеи (1524 мм) или узкой (750, иногда 1000 и 600 мм);
безрельсовый — автомобили бортовые и самосвалы, автотягачи с прицепами, специальные автомобили (цементовозы, цистерны, лесовозы и пр.), гусеничные и колесные (на пневматике) тракторы с прицепами;
специальный —конвейеры, элеваторы, шнеки, гидро- и пневмотранспорт и др.;
В сельском строительстве в общем комплексе работ транспортные работы занимают значительное место — по трудоемкости более 40% общей трудоемкости строительно-монтажных работ, по стоимости более 30%.
Область применения различных видов транспорта в сельском строительстве зависит от ряда факторов — рельефа местности, характера перевозимых грузов, наличия путей, дальности возки, других особенностей строительства.
Наибольшее распространение в сельском строительстве имеет автомобильный и тракторный транспорт, на котором перевозят более 7ю всех грузов.
Автомобильный грузовой транспорт широко применяют для доставки строительных грузов, на строительную площадку. Грузовые автомобили можно подразделить на бортовые автомобили общего назначения и специализированные автомобили. По роду кузова автомобили делятся на грузовые платформы с откидными бортами, самосвалы с опрокидывающимися кузовами, закрытые фургоны, цистерны.
Бортовые автомобили предназначены для перевозки различных строительных грузов. При перевозке длинномерных элементов бортовые автомобили работают с двухосными и одноосными прицепами.
Для перевозки строительных грузов применяют автомобили-тягачи со сменными прицепами и полуприцепами, которые используются на сельских стройках при перевозке железобетонных панелей, блоков, колонн, ферм, балок и других изделий и материалов. В соответствии с видом перевозимого груза они называются панелевозами, фермовозами, балковозами и т. д. (рис. 1.1).
В сельском строительстве также широко применяются автомобили-самосвалы, на которых перевозят сыпучие строительные материалы (песок, щебень, камень и др.), строительные растворы, бетонную смесь и др. В зависимости от конструкции подъемного механизма автомобили-самосвалы могут разгружаться назад, на бок (на одну или на две стороны), на три стороны, вперед и под кузов (бункерные самосвалы).
Тракторный транспорт. Тракторы обладают значительным тяговым усилием и высокой проходимостью благодаря хорошему сцеплению гусениц с грунтом, являются наиболее надежным видом транспорта в тяжелых дорожных условиях. Однако гусеничные тракторы в связи с малой их скоростью (обычно до 12 км/ч) применяют для перевозок грузов только на короткие расстояния. Тракторы используют как тягачи и как двигатели для разнообразного сменного оборудования. Как тяговое средство они работают совместно с прицепами или полуприцепами. Преимущество тракторов перед другими видами транспортных средств состоит в возможности применения их для перевозки грузов по плохим дорогам и даже при полном бездорожье.
Вертикальный транспорт. К этому виду транспорта относятся подъемно-транспортные средства, которые используют в строительстве для установки щитов опалубки, арматурных каркасов, укладки бетонной смеси, монтажа конструкций, оборудования, а также для транспортирования различных строительных материалов и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Применяемые в строительстве подъемно-транспортные средства подразделяют на грузоподъемные и транспортирующие.
Грузоподъемные средства используются для подъема и горизонтального перемещения грузов.
Транспортирующие средства могут перемещать в непрерывном потоке сыпучие материалы, красочные, малярные и штукатурные растворы, бетонную смесь, гидромассу.
Грузоподъемные средства в строительстве подразделяются на:
монтажные — для монтажа сборных конструкций зданий и сооружений; строительные подъемники — только для подъема грузов на подъемных платформах или в ковше по жестким направляющим; вспомогательные грузоподъемные средства — главным образом для такелажных работ: домкраты, блоки, полиспасты, лебедки; погрузочно-разгрузочные — для работы на складах строительства: погрузка строительных материалов, конструкций и оборудования.
В сельском строительстве в качестве вертикального транспорта при монтаже сборных конструкций используют самоходные стреловые поворотные краны на гусеничном, пневмоколесном и автомобильном ходу и башенные краны.
Основными параметрами стреловых самоходных кранов являются; грузоподъемность, вылет крюка, высота подъема груза и др.
Основными достоинствами самоходных кранов являются их универсальность, большая подвижность, возможность быстрой переброски с одного объекта на другой без демонтажа и значительная грузоподъемность.
Все эти качества самоходных кранов имеют очень важное значение для сельского строительства.
Гусеничные краны обладают большой маневренностью, могут свободно перемещаться по неустроенным дорогам.
Пневмоколесные самоходные краны представляют собой полноповоротный стреловой кран, у которого поворотная часть, установлена па неповоротной раме, опирающейся на пневматические колеса.
Автомобильные краны изготовляет промышленность на нормальных или усиленных шасси обычных грузовых автомобилей. Эти краны очень удобны для сельских строителей на монтаже строительных конструкций при небольшой высоте подъема в условиях, когда объекты работ расположены на значительном расстоянии друг от друга. Их также используют на погрузочно-разгрузоч-ных работах, применяя крюк или грейфер. При подъеме грузов предельной массы автокраны ставят на выносные опоры, которые выполняют в виде винтовых или гидравлических домкратов, опирающихся своими башмаками на грунт или на подкладные брусья.
Башенные краны используют на строительно-монтажных работах. Эти краны в процессе их эксплуатации перемещаются по специальным рельсовым путям. Они могут выполнять операции: подъем груза, поворот стрелы или башни со стрелой вокруг вертикальной оси, изменение вылета крюка и передвижение крана по рельсовым путям. Некоторые модели таких кранов изготовляют самоподъемными, опирающимися на каркас или стены строящегося здании, по мере возведения которого, они перемешаются по высоте при помощи специального механизма.
Стрела башенного и самоходного крана может быть оборудована гуськом, который предназначается для увеличения вылета крюка и зоны обслуживания.
Для предотвращения перегрузки башенные краны снабжают ограничителями: грузоподъемности, высоты подъема груза, подъема и опускания стрелы и вращения оголовка крана.
Основными достоинствами башенных кранов являются: сочетание большой высоты подъема груза с возможностью горизонтального его перемещения; их универсальность-пригодность для работы с разными грузами; недостатками: большая масса крана, значительная энергоемкость, трудоемкость монтажа, демонтажа и транспортирования.
Машины и установки непрерывного транспорта, применяемые в строительстве, можно подразделить: на ленточные конвейеры (рис. 1.2, а) у которых несущим органом является движущаяся гибкая замкнутая лента; установки для пневматического
и гидравлического транспорта, в которых материал (порошкообразный — цемент, гипс, известь, а также гидромасса и др.) переносится по трубам или желобам в потоке воздуха или воды. Пневматический транспорт на стройке является средством горизонтального, вертикального и наклонного перемещения строительных материалов, в том числе малярных и штукатурных растворов и бетонной смеси. Например, с помощью бетононасосов бетонная смесь может перемешаться по трубам на расстояние до 350 м по горизонтали и до 40 м по вертикали; с помощью растворонасоса (рис. 1.2, б) раствор или другие пластичные смеси могут перемещаться по трубам на этажи здания, а с помощью битумопровода можно транспортировать по трубам битумные мастики к месту производства кровельных работ (рис. 1.2, в).
Погрузочно-разгрузочные средства используют для снижения трудоемкости и стоимости строительно-монтажных работ и подразделяют на погрузчики для сыпучих материалов и штучных грузов. Для сыпучих материалов погрузчики бывают непрерывного и периодического действия.
К погрузчикам непрерывного действия (сыпучих и кусковых материалов) относят: многоковшовые, ленточные и роторные погрузчики, которые могут грузить в транспортные средства щебень, гравий и песок.
К погрузчикам периодического действия относят одноковшовые погрузчики для сыпучих и мелкоштучных грузов. Такие погрузчики промышленность изготовляет с различным рабочим оборудованием, что повышает их эффективность. Одноковшовые погрузчики выпускают как навесное оборудование к гусеничным и колесным тягачам на пневмошинах.
Наиболее широко в строительстве применяют погрузчики универсального типа — автопогрузчики, которые кроме вилочных подхватов снабжаются сменным оборудованием (рис. 1.3). Автопогрузчиком можно перемещать различные штучные грузы при массе до 5 т на расстояние до 200 м и грузить их в транспортные средства. Для разгрузки грузов с транспортных средств на строитель-нон площадке используют все краны, применяемые для вертикального транспорта.
Затраты на погрузочно-разгрузочные работы на строительной площадке значительно уменьшаются, если необходимые мелкоштучные материалы будут доставлять на объекты строительства в контейнерах, на поддонах и в упаковке, а разгрузка их производиться с помощью строительных механизмов и подачей прямо на рабочее место.
л и ф т
вертикальный городской транспорт
• вертикально движущийся подъемник с кабиной для перемещения людей, грузов
• подъемник с кабиной для перемещения людей, грузов
• средство вертикального перемещения тел
• стационарный подъемник прерывного действия
• этим пользуются многие каждый день
• вертикально движущийся подъемник
• «пыточная камера» для клаустрофоба из пентхауса
• фильм Роберта Земекиса
• что может застрять между этажами?
• впервые это устройство появилось в 1743 году в Версале для интимных нужд Людовика XV: тот пользовался им, чтобы попасть к своей фаворитке мадам де Шатору, а что это за устройство?
• именно оттуда «помог» выбраться Ивану Васильевичу животворящий крест
• патреностер как техническое устройство
• подъемник, изобретенный Отисом
• связник между этажами
• транспорт, который передвигается только по вертикали
• общественный транспорт одного подъезда
• ездит между этажами
• застрял между этажами
• транспорт в высотке
• в шахте или небоскребе
• подъемник в высотке
• в шахте или в небоскребе
• может застрять между этажами
• транспорт вверх и вниз
• подъемник в здании
• транспорт одного подъезда
• патерностер как устройство
• подъемник с кабиной
• пыточная камера клаустрофоба
• транспорт вертикального направления
• поднимает с этажа на этаж
• довезет до десятого этажа
• подъемник для шахтеров
• транспорт по вертикали
• подъемник в небоскребе
• «экипаж» с этажа на этаж
• подьемник в здании
• место, где «замуровали демоны»
• Подъемник с кабиной для перемещения грузов, людей
• Стационарный подъемник прерывного действия
• Вертикально движущийся подъёмник с кабиной для перемещения людей, грузов
Общие сведения о вертикальном транспорте.
Назначение вертикального транспорта состоит в перемещении людей и грузов с одного уровня здания на другой. Различают два вида вертикального транспорта – лифты и эскалаторы.
Лифты, являющиеся устройствами циклического действия, в которых перемещение людей и грузов осуществляется в кабине, перемещающейся в вертикальном направлении. Лифты широко применяются в жилых, общественных, административных и других зданиях.
Эскалаторы, движущиеся лестницы,являются устройствами непрерывного действия и предназначаются для перемещения больших пассажиропотоков в общественных зданиях – крупных торговых центрах, аэровокзалах, железнодорожных вокзалах и т.п.
Лифты.
Обязательными элементами лифта являются кабина и транспортирующий ее механизм.
В лифтах традиционной конструкции кабина перемещается в вертикальной лифтовой шахте по направляющим. Лифтовые шахты выполняют преимущественно из железобетона, их размеры зависят от типа используемого лифта. При расположении нескольких лифтов в одной шахте, она должна быть разделена по всей высоте перегородкой или сетчатым ограждением.
Привод кабины осуществляется посредством стальных канатов, лебедки, редуктора и электродвигателя. Для снижения тягового усилия, необходимого для подъема кабины с пассажирами, применяют противовесы, уравновешивающие кабину и снижающие, тем самым, силу, необходимую для подъема кабины.
Обеспечение безопасности при пользовании лифтом достигается применением ограничителей скорости движения кабины, которые при спуске кабины ее останавливают (ловители) или замедляют движение (замедлители).
Управление лифтом осуществляется электронными системами управления.
Лебедка, редуктор, электродвигатель и шкаф электронного управления лифтом размещаются в помещении машинного отделения, которое размещается, как правило, над шахтой лифта на верхнем уровне здания.
В нижней части лифтовой шахты устраивается приямок глубиной не менее 1300 мм.
Лифты классифицируются по:
— назначению – пассажирские обычные, пассажирские скоростные, грузопассажирские, грузовые, больничные и др. Отдельную группу составляют лифты, предназначенные для транспортировки пожарных подразделений и эвакуации маломобильных групп населения при пожаре;
— грузоподъемности – 320, 350, 500, 1000 и 2000 кг;
— расположению противовеса по отношению к кабине – сзади или сбоку;
— габаритным размерам кабины – от 980х1200х2100 до 2000х3000х2200 мм, в зависимости от назначения лифта и его грузоподъемности.
Отдельные группы образуют малые грузовые подъемники, имеющие грузоподъемность до 100 кг, предназначенные для магазинов, предприятий общественного питания и подъемники для маломобильных категорий населения, предназначенные для оказания помощи инвалидам при подъеме и спуске по лестницам.
Выбор лифтов и их размещение в зданиях.
Выбор типа лифтов, их количества и местоположения в здании производится с учетом его функционального назначения и уровня комфортабельности.
Лифты устраиваются в жилых зданиях с отметкой пола верхнего жилого этажа, превышающей уровень отметки пола первого этажа на 11,2 м.
Минимальное число пассажирских лифтов, которыми должны быть оборудованы жилые здания различной этажности, приведено в таблице 14.1.
Минимальное число пассажирских лифтов в жилых зданиях
Этажность здания | Число лифтов | Грузоподъемность, кг | Скорость, м/с | Наибольшая поэтажная площадь квартир, м 2 |
До 9 | 630 или 1000 | 1,0 | ||
10-12 | 1,0 | |||
630 или 1000 | ||||
13-17 | 1,0 | |||
630 или 1000 | ||||
18-19 | ||||
630 или 1000 | 1,6 | |||
20-25 | ||||
630 или 1000 | 1,6 | |||
630 или 1000 | ||||
20-25 | ||||
1,6 | ||||
630 или 1000 | ||||
630 или 1000 | ||||
Примечание Лифты грузоподъемностью 630 или 1000 кг должны иметь габариты кабины min 2100´1100 мм. |
Располагаются лифты вблизи лестничных клеток, при этом перед дверьми лифтов необходимо предусматривать площадки, ширина которых должна позволять использование лифта для транспортирования больного на носилках скорой помощи и быть не менее, м:
— 1,5 перед лифтами грузоподъемностью 630 кг при ширине кабины 2100 мм;
— 2,1 перед лифтами грузоподъемностью 630 кг при глубине кабины 2100 мм.
При двухрядном расположении лифтов ширина лифтового холла должна быть не менее, м:
— 1,8 при установке лифтов с глубиной кабины менее 2100 мм;
— 2,5 при установке лифтов с глубиной кабины 2100 мм и более.
При устройстве лифтов необходимо учитывать дополнительные нормативные требования по обеспечению удобства и безопасности маломобильных групп населения.
Механическое оборудование лифтов является источником шума и вибраций, поэтому для обеспечения допустимого уровня шума не допускается размещать машинное помещение и шахты лифтов, над жилыми комнатами, под ними, а также смежно с ними.
Число пассажирских лифтов в общественных зданиях принимается по расчету но, как правило, не менее двух. Допускается второй лифт заменять грузовым, в котором разрешено транспортировать людей, если по расчету вертикального транспорта в здании достаточно установки одного пассажирского лифта.
Перечень зданий, для которых обязательно устройство лифтов, а также их типы и требования по размещению лифтового оборудования приведены в нормативной литературе по проектированию общественных зданий.
Новые конструкции лифтов.
В последние годы появились принципиально новые конструктивные решения лифтов, которые являются мощным средством повышения архитектурной выразительности здания. Прежде всего, это относится к обзорным и панорамным лифтам.
Обзорные лифты – это обычные лифты, в прямоугольных кабинах которых одна, две или все стены, а также двери, могут быть выполнены из ударопрочного стекла. Т.е. стеклянные стены или двери в обзорных лифтах являются просто вариантом материала отделки обычного пассажирского лифта, позволяющие превратить глухую кабину в обзорную. Если обзорный лифт с прозрачными стенами кабины, также требуется и соответствующая светопрозрачная шахта.
Существенно меньшей стоимостью отличаются обзорные лифты, не требующие машинного отделения, основанные на применении технологии безредукторного привода, разработанной фирмой KONE, рис. 14.1. В этом случае приводной двигатель устанавливается внутри стандартной шахты лифта и крепится к направляющим. Отсутствие машинного помещения и нагрузок на конструкцию шахты обеспечивают легкость сопряжения лифтового оборудования с конструкцией здания.
Рис. 14.1. Схема обзорного лифта
Отличительной особенностью панорамного лифта является отсутствие лифтовой шахты. Данный лифт сконструирован для обозрения и может устанавливаться на фасаде здания или внутри него. Наличие движущихся прозрачных объектов формирует динамичную картину восприятия среды, как у пассажиров лифта, так и у людей, наблюдающих за его движением. Зарубежными фирмами, в том числе имеющих предприятия на территории России, выпускаются панорамные лифты разнообразных конструкций. Их привод может быть электрический или гидравлический, они не требуют для размещения лифтового оборудования специальных помещений.
Внешний вид панорамного лифта приведен на рис. 14.2, его схема – на рис. 14.3.
Для повышения комфортности коттеджей используются коттеджные лифты, с гидравлическим приводом, для которых требуется приямок минимальной глубины (150-200 мм).
Общий вид коттеджного лифта приведен на рис. 14.4. Основной сложностью при выборе данного лифта является необходимость его органичного вписывания в единое жилое пространство дома. Учитывая это, производители лифтов обеспечивают выполнение индивидуальных заказов с изменением формы кабины и дверных проемов выпускаемых лифтов.
Рис. 14.2. Внешний вид панорамных лифтов.
Рис. 14.3. Схема панорамного лифта.
Рис. 14.4. Общий вид коттеджного лифта.
РАЗДЕЛ 15. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМ
Инженерное оборудование современных зданий представляет собой сложный многофункциональный комплекс, нормальное функционирование которого возможно только при условии согласованного управления его отдельными составляющими.
Задачей управления, в общем случае, является обеспечение требуемого алгоритма работы того или иного инженерного устройства – объекта управления. Реализуется это путем создания системы управления, включающей кроме объекта управления специальные датчики, отслеживающие значения регулируемых параметров, а также регуляторов, действия которых направлены на изменение параметров работы инженерного устройства с целью поддержания требуемых значений регулируемых параметров.
Например, отопительные приборы системы водяного отопления поддерживают в отапливаемом помещении требуемую температуру внутреннего воздуха, которая в данном случае является регулируемым параметром объекта управления – системы отопления. Для регулирования температуры внутреннего воздуха отопительный прибор оснащается термостатом, содержащим датчик температуры внутреннего воздуха и регулирующий кран, который увеличивает подачу воды в отопительный прибор при снижении температуры внутреннего воздуха и снижает подачу воды при ее увеличении сверх допустимых значений.
Системы управления подразделяются на автоматические и автоматизированные.
К автоматическим относятся системы управления, не требующие непосредственного участия человека в процессе управления. Рассмотренная выше система управления теплоотдачей отопительного прибора является автоматической системой регулирования.
Автоматизированные системы управления (АСУ) строятся на базе применения компьютерных средств обработки информации. Данные системы позволяют прогнозировать изменение внешних воздействий на объект регулирования и осуществлять его работу по определенной программе, допуская при этом оперативное вмешательство человека в процесс управления. Автоматизированные системы управления применяются для регулирования работы систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, электроснабжения и других систем инженерного оборудования зданий.
Функционально автоматизированная система управления состоит из трех взаимосвязанных частей.
1) измерительно-опознавательной части, осуществляющей «чтение»: показателей потоков энергии и массы (температуру, скорость, расход, влажность, интенсивность излучения и т. п.), сигнализаторов предельных значений и индикаторов положения исполнительных органов и устройств, преобразования в цифровую форму.
2) центральной части сбора и обработки данных измерений и подачи команд на исполнительные механизмы регулирования. Вычислительный комплекс с набором специально созданных программ, осуществляет функционирование всей системы. Пульт управления позволяет оператору-программисту наблюдать процессы, выполняемые системами инженерного оборудования здания, и при необходимости вмешиваться в их работу.
3) исполнительной части, осуществляющей через специальные устройства регулирование работы инженерного оборудования.
АСУ функционирует следующим образом: периодически от датчиков измерений, расположенных в различных местах здания, информация поступает в компьютер, где обрабатывается специальными программами и сравнивается с нормативной или заданной на данный момент времени информацией. В случае отклонения от этой информации специальные программы вырабатывают необходимые сигналы, которые подаются на исполнительные механизмы инженерного оборудования. Обслуживающий персонал может в любой момент получить на экране пульта управления данные по любой точке объекта, включая и инженерное оборудование и при необходимости вмещаться в его работу. Система немедленно сообщает о наличии аварийной ситуации (например, неисправном кондиционере, падении давления в трубопроводе, возникновении пожара и т. п.), диагностирует эту неисправность и дает рекомендации по наилучшему исправлению в минимальные сроки. Так как данные об измерениях и вычислениях накапливаются в компьютере, то в любой момент они могут быть выданы на экран монитора или печать. Это дает возможность анализировать работу инженерного оборудования здания, эффективность его использования, теплопотребления и экономию энергии, количество отработанных часов постановки на профилактику и т. д
В последнее время получила развитие автоматизированная система управления инженерным оборудованием зданием, получившая название «умный дом», реализующая принципы интеллектуализации управления инженерными системами, предназначенными как для обеспечения требуемого уровня комфорта здания, так и его комплексной безопасности. Пример реализации концепции «умный дом» приводится ниже.
Схема организации системы управления «умный дом» в коттедже приведена на рис. 15.1. Данная схема реализована при строительстве домов повышенной комфортности. Система управления и коммутации оборудования реализует следующие функции:
— образует единую сеть передачи и обмена данными между сетевыми ресурсами ( компьютерами, факсами, принтерами, системами видеонаблюдения и охраны, домашним кинотеатром и др.);
— обеспечивает управление, в том числе с телефонов, домофона и компьютеров, воротами, дверьми и другими исполнительными устройствами;
— акустическое сопровождение в доме и на прилегающей территории, с использованием средств дистанционного управления параметрами звучания;
— управления декоративными панелями, скрывающими экран и проектор домашнего кинотеатра;
— управление положением солнцезащитных устройств, работой системы вентиляции и кондиционирования воздуха, тепловой мощностью системы отопления;
— обеспечивает охранную и пожарную сигнализацию;
— автоматическое переключение источников электропитания – внешние электрические сети, аккумуляторная система бесперебойного питания, автономный электрогенератор;
— удаленное пользование и управление всеми системами дома через Интернет.
1. Инженерное оборудование зданий и сооружений: Учеб. для вузов по спец. «Архитектура»/ Ю.А. Табунщиков, Л.П. Голубничий, Ю.Н. Ефимов и др..; Под ред. Ю.А. Табунщикова. – М.: Высш. шк., 1989. – 238 с.
2. Инженерные сети, оборудование зданий и сооружений: Учебник/Е.Н. Бухаркин, В.М. Овсянников, К.С. Орлов и др.; Под ред. Ю.П. Соснина. – М.: Высшая школа, 2001. – 415 с.
3. Т.А. Маркус, Э.Н. Моррис. Здания, климат и энергия. – М.: Гидрометеоиздат, 1985. – 343 с.
4. Табунщиков Ю.А., Бродач М.М. Энергоэффективные здания. М.: АВОК-Пресс, 2003.
5. Михеев А.П., Береговой А.М., Петрянина Л.Н. Проектирование зданий и застройки населённых мест с учётом климата и энергосбережения. М.: Ассоциация строительных ВУЗов, 2002.
6. И.Ф. Ливчак, А.Л. Наумов. Вентиляция многоэтажных жилых зданий. М.: изд. АВОК-ПРЕСС, 2005. – 134 с.
7. Вентиляция. Оборудование и технологии. М.: изд. Стройинформ, 2007. – 424 с.
8. Дональд Росс. Проектирование систем ОВК высотных общественных многофункциональных зданий. М.: изд. АВОК-ПРЕСС, 2004. – 166 с.
9. Отопление. Оборудование и технологии. И.: изд. Стройинформ, 2006. – 462 с.
10. Водоснабжение. Оборудование и технологии. М.: изд. Стройинформ. 2006. – 432 с.
11. Г.Н. Музалевская. Инженерные сети городов и населенных пунктов: Учебное пособие. – М.: Издательство ассоциации строительных вузов.2006. – 148 с.
12. Системы вентиляции и кондиционирования. Теория и практика: Учебное пособие. – М.: «Евроклимат», изд. «Арина», 2000. – 416 с.
13. ГОСТ 2761-84 (1994). Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора.
14. МДС 40-2.2000. Пособие по проектированию автономных инженерных систем одноквартирных и блокированных жилых домов (водоснабжение, канализация, теплоснабжение и вентиляция, газоснабжение, электроснабжение).
15. (ПУЭ) Правила устройства электроустановок (2004).
16. РД 34.20.185-94 (с дополнением 1999). Инструкция по проектированию городских электрических сетей.
17. РД 45.120-2000 (НТП 112-2000). Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети.
18. СНиП 2.04.01-85 (2000). Внутренний водопровод и канализация зданий.
19. СНиП 2.04.02-84 (2002). Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.
20. СНиП 2.04.03-85 (1986). Канализация. Наружные сети и сооружения.
21. СНиП 2.07.01-89 (2000). Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
22. СНиП 23-01-99 (2003). Строительная климатология.
23. СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий.
24. СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные
25. СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные
26. СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование.
27. СНиП 41-02-2003. Тепловые сети.
28. СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы.
29. СНиП II-35-76 (с изм. 1978, 1998). Котельные установки
30. СанПиН 2.1.5.980-00. Гигиенические требования к охране поверхностных вод.
31. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.
32. СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.
33. СанПиН 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
34. СанПиН 2.1.5.980-00. Гигиенические требования к охране поверхностных вод.
35. СП-30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства.
36. СП 31-106-2002. Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов.
37. СП 41-104-2000 (с попр. 2001). Проектирование автономных источников теплоснабжения.
38. СП 41-108-2004. Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе.
39. СП 23-101-2004. Проектирование тепловой защиты зданий.