вертикальная линия кажется толще чем такая же горизонтальная
Вертикальная линия кажется толще чем такая же горизонтальная
Геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте, а следовательно, оптический квадрат должен быть слегка вытянут в высоту. Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и более слабому восприятию вертикального.
При геометрически точном разделении формы на две равные части нижняя часть кажется меньше, поэтому необходима оптическая корректировка членения. Глаз переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, для того чтобы она казалась расположенной в центре плоскости, следует немного сместить вверх.
Горизонтальная линия кажется толще, чем такая же вертикальная.
Квадрат на плоскости при уменьшении воспринимается как точка. Причем на черном фоне квадрат прочитывается дольше, нежели на белом.
Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину.
Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости от его расположения на плоскости. Вверху – легким, парящим; внизу – тяжелым, грузным. Причем на черном фоне это свойство выражается активнее.
Треугольник, обращенный вершиной вверх, выглядит устойчивым, а в перевернутом виде форма неустойчива.
Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит прочным и тяжелым, стоящий – более легким и подвижным.
Равновеликие фигуры воспринимаются разными. Свечение белых фигур на черном фоне раздвигает зрительно их границы, и они кажутся заметно крупнее, чем точно такие же черные на белом фоне.
Горизонтальные линии, образующие квадрат, зрительно удлиняют его в высоту, вертикальные – расширяют.
Квадратное поле, ограниченное горизонтальными линиями, расширяется, а вертикальными – удлиняется.
Форма, образованная квадратами, дает иллюзию дополнительных квадратиков в углах. При наборе кругами иллюзия пропадает.
Вертикальная линия кажется толще чем такая же горизонтальная
5. Переоценка вертикальных линий
Очевидно, в силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Оказывается, острота зрения «в горизонтальном направлении» больше, чем в вертикальном, а глазомерное сравнение длины параллельных горизонтальных линий может быть произведено с точностью до 1 %, тогда как для вертикальных такая точность недостижима. Поворот глаза в вертикальной плоскости требует большего мышечного напряжения, чем аналогичный поворот в горизонтальной плоскости, а так как мышечное напряжение может выступать как мерило пути, то вертикальные расстояния кажутся нам больше равных им горизонтальных.
Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзиям зрения. Вот несколько примеров этих иллюзий (рис. 53–58).
Рис. 53. Высота шляпы-цилиндра кажется больше, чем ширина полей, хотя они равны.
Рис. 54. Высота CD фигуры кажется больше ее основания АВ, хотя AB=CD.
Рис. 55. Высота черной гребенки кажется больше ее ширины, хотя они равны.
Поворотом фигуры набок легко долбиться исчезновения иллюзии.
Рис. 56. Нижний прямоугольник кажется короче и толще верхнего, хотя эти фигуры равны.
Рис. 57. Три вертикальные полоски слева имеют одинаковую высоту, но если их расположить, как показано в центре рисунка, или так, как показано справа, то узкая полоска кажется длиннее двух широких.
Рис. 58. Верхние части типографских знаков кажутся равными по высоте нижним, хотя они на самом деле меньше нижних, в чем можно убедиться, перевернув рисунок.
Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных. При делении на глаз вертикальной линии пополам обычно середина оказывается слишком высоко (см. рис. 40).
Вертикальные параллельные линии при значительной их длине кажутся обычно в верхней части слегка расходящимися. Заметим, что горизонтальные кажутся всегда сходящимися. Это обстоятельство учитывается, между прочим, в архитектуре, где высокие колонны, для того чтобы они казались нам правильно параллельными, делаются вверху слегка сходящимися. Так, например, построена колоннада Парфенона в Греции.
Заметим, что вследствие преувеличения вертикальных линий в архитектуре приходится считаться еще и с таким обстоятельством. Если глаз фиксирует горизонтальную прямую, находящуюся на одном уровне, то выше лежащие прямые кажутся искривленными. Для устранения этого кажущегося архитектурного недостатка приходится принимать соответствующие меры.
К рассматриваемой группе иллюзий близко примыкают иллюзии заполненного пространства (рис. 59–61).
Рис. 59. Заполненное пространство кажется длиннее незаполненного.
Рис. 60. Правый заштрихованный квадрат кажется уже и выше левого.
Рис. 61. Заштрихованные секторы кажутся меньше незаштрихованных. На самом деле это равные квадранты одного и того же круга. Наш взгляд невольно скользит к центру круга и легче перемещается по горизонтали, чем по вертикали (в силу привычки).
Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.
На рис. 60 нам кажется, что правая фигура В уже и выше (взгляд скользит по вертикали) левой фигуры А.
На самом деле и А и В — правильные заштрихованные квадраты.
Значит, заполненное пространство нам кажется всегда шире незаполненного и по горизонтали и по вертикали?
Однако это не всегда так, и многое зависит от направления, по которому скользит наш взгляд, стремясь воспринять фигуру (рис. 61).
Возможны, между прочим, случаи неправильного восприятия и сравнения горизонтальных линий (рис. 62).
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ НА ПЛОСКОСТИ
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ НА ПЛОСКОСТИ
Плоскость, которая является посредником между художником и зрителем, ощущается и воспринимается каждым человеком по- своему в силу индивидуальных особенностей, то есть субъективно. Но существует и объективное восприятие.
Прежде чем создавать плоскостные композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия.
Так, например, если поставлена задача выбрать плоскость в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это скорее всего связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции. Если необходимо точкой обозначить центр плоскости, то она окажется несколько выше геометрической середины. Все это объясняется объективным ощущением плоскости.
Восприятие плоскости у европейцев отличается от ее восприятия японцами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально. Мы же прочитываем плоскость слева направо и из верхнего угла в нижний. Поэтому точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.
1. Геометрическое, оптическое восприятие формы
Геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте, а следовательно, оптический квадрат должен быть слегка вытянут в высоту. Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и более слабому восприятию вертикального.
При геометрически точном разделении формы на две равные части нижняя часть кажется меньше, поэтому необходима оптическая корректировка членения. Глаз переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, для того чтобы она казалась расположенной в центре плоскости, следует немного сместить вверх.
Горизонтальная линия кажется толще, чем такая же вертикальная.
Квадрат на плоскости при уменьшении воспринимается как точка. Причем на черном фоне квадрат прочитывается дольше, нежели на белом.
Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину.
Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости от его расположения на плоскости. Вверху – легким, парящим; внизу – тяжелым, грузным. Причем на черном фоне это свойство выражается активнее.
Треугольник, обращенный вершиной вверх, выглядит устойчивым, а в перевернутом виде форма неустойчива.
Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит прочным и тяжелым, стоящий – более легким и подвижным.
Равновеликие фигуры воспринимаются разными. Свечение белых фигур на черном фоне раздвигает зрительно их границы, и они кажутся заметно крупнее, чем точно такие же черные на белом фоне.
Горизонтальные линии, образующие квадрат, зрительно удлиняют его в высоту, вертикальные – расширяют.
Квадратное поле, ограниченное горизонтальными линиями, расширяется, а вертикальными – удлиняется.
Форма, образованная квадратами, дает иллюзию дополнительных квадратиков в углах. При наборе кругами иллюзия пропадает.
2. Восприятие точки, линии, пятна на плоскости
Точка начинает движение и образует линию.
Вертикальная линия напряжена под действием силы тяжести.
Горизонтальная линия растянута влево и вправо. При снятии силы натяга она готова свернуться до состояния покоя.
Линия движется слева направо.
Два варианта восприятия: линия начинается где-то слева и оканчивается; линия началась справа и движется налево, против направления чтения.
Неопределенная линия. Она лишена движения и обращена как влево, так и вправо.
Появляется точка, и линия начинает двигаться к ней.
Зависшая точка, готовая к раскачиванию, колебаниям маятника.
Образуется Мнимая оптическая линия. Это связано с устойчивым прочтением плоскости.
Диагональная линия имеет четко обозначенное направление движения.
Приведенные примеры доказывают существование объективного восприятия, которое необходимо учитывать, компонуя на плоскости. Для создания композиций также необходимо развить чувство меры, то есть количественное ощущение массы элемента или элементов и плоскости. Это одна из важнейших задач обучения композиции.
Плоскость подавляет элемент и имеет первостепенное значение.
Круг и треугольник подавляют плоскость, уничтожают ее. Форма как бы сползает с плоскости, чувствуется явная неуравновешенность элемента с плоскостью.
Соотношение фигуры и плоскости найдено более правильно. Если мы сравним площади фигур, то окажется, что у круга площадь больше, однако оптически они смотрятся равноценно. Это говорит о том, что открытая, агрессивная форма (в данном случае треугольник) требует большей плоскости для уравновешивания.
Изменим средства выражения, не меняя размера. Нам кажется, что все круги имеют разный размер. Чтобы восстановить соотношение, нужно серый круг сделать больше, чем красный, так как красный по тону одинаков с серым, но за счет активности цвета воспринимается большим по размеру. Белый круг на черном фоне нужно уменьшить, чтобы сохранить оптическое равенство. При рассмотрении данного примера можно заметить, что круги по-разному «отступают» от плоскости. Черный и белый – больше, серый и красный – меньше.
Графическая фактура как бы сдвигает элементы, а значит, необходима корректировка их месторасположения. Во втором ряду представлен возможный вариант решения уравновешивания элемента на плоскости. Об истинном положении фигуры на плоскости наш глаз судит не столько по ее силуэту, сколько по зрительному оптическому центру тяжести. Для «веса» формы немалое значение имеют цвет и фактура. «Теплые» цвета – тяжелее «холодных», цвета сильнонасыщенные и фактурные – тяжелее малонасыщенных и гладких.
В этой главе рассматривался вопрос восприятия картинной плоскости и элемента на ней. О создании многофигурной композиции, ее закономерностях и, в первую очередь, о равновесии пойдет разговор в следующей главе.
Для наибольшего развития восприятия формы и плоскости, или, как говорится, «постановки глаза», необходимо самостоятельно сделать все предложенные схемы (1, 2). Возьмите чистый лист бумаги размером примерно 12 х 9 см и аппликативно выполните все позиции, о которых говорилось выше.
В работе следует эффективнее использовать метод аппликации, так как он позволит многократно совершать перестановку элемента в поисках его месторасположения на плоскости. Активнее варьируйте размеры линий и паузы между ними, форму и ее конфигурации, изменяйте тон, цвет, фактуру и, сопоставляя различные варианты, фиксируйте выводы. Эти упражнения очень удобно делать на компьютере, так как при сравнении можно накладывать один вариант на другой. Хорошо будет видна количественная разница открытой и закрытой форм, изменение размера формы в зависимости от ее тона, цвета, графической фактуры. С изменением качества плоскости необходимо будет изменить или местонахождение формы, или ее характеристику, а возможно, и то и другое.
Предлагается дополнительно выполнить следующие упражнения.
Проследите за изменением размеров круга в зависимости от изменения его цвета и фактуры (черный, желтый, красный, блестящий, матовый черный и т. д.). Плоскость – белая.
На различных по цвету и фактуре плоскостях (5-6 вариантов) проследите за изменением размера круга белого цвета, затем – черного.
Замените форму круга на треугольник и выполните те же упражнения. Самостоятельно сделайте выводы.
Подберите одинаковые по задачам упражнения, уже выполненные вами, но с использованием разных форм. Сопоставьте площади этих элементов.
Читайте также
Зрительное восприятие
ВОСПРИЯТИЕ
ВОСПРИЯТИЕ Шакила шла по сельской улочке. Она вдыхала запах лаванды, слушала пение птиц, видела, как далеко в полях пасутся кони. Восприятие — это процесс получения информации от наших органов чувств, таких, как глаза, нос и уши. Все, что мы видим, нюхаем, слышим и до чего
Орбита какой планеты Солнечной системы наиболее наклонена к плоскости эклиптики?
Орбита какой планеты Солнечной системы наиболее наклонена к плоскости эклиптики? Из планет Солнечной системы наиболее наклонена к плоскости эклиптики орбита Меркурия – на 7 угловых
Восприятие
Восприятие Восприятие (чувственное). Это слово (perceptio, Wahrnehmung) употреблялось различными философами в разном смысле. Так, Лейбниц понимал под В. смутное мышление, или мышление на низшей зачаточной степени развития. Давид Юм употребляет слово В. (perception) как равнозначущее с
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА Ученые также определили воздействие на человека цветового контраста (черный — белый, красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) на физиологическом уровне. Под воздействием темных цветов — черного, красного, синего — зрительный пурпур
ВОСПРИЯТИЕ
Подтягивания в горизонтальной плоскости
Подтягивания в горизонтальной плоскости Подтягивания только в вертикальной плоскости не позволят вам хорошенечко «прокачать» середину спины. Поэтому нашу программу тренинга обязательно нужно дополнить подтягиваниями в горизонтальной плоскости.Перекладину для
Вертикальная линия кажется толще чем такая же горизонтальная
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ НА ПЛОСКОСТИ
Плоскость, которая является посредником между художником и зрителем, ощущается и воспринимается каждым человеком по- своему в силу индивидуальных особенностей, то есть субъективно. Но существует и объективное восприятие.
Прежде чем создавать плоскостные композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия.
Так, например, если поставлена задача выбрать плоскость в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это скорее всего связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции. Если необходимо точкой обозначить центр плоскости, то она окажется несколько выше геометрической середины. Все это объясняется объективным ощущением плоскости.
Восприятие плоскости у европейцев отличается от ее восприятия японцами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально. Мы же прочитываем плоскость слева направо и из верхнего угла в нижний. Поэтому точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.
1. Геометрическое, оптическое восприятие формы
Геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте, а следовательно, оптический квадрат должен быть слегка вытянут в высоту. Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и более слабому восприятию вертикального.
При геометрически точном разделении формы на две равные части нижняя часть кажется меньше, поэтому необходима оптическая корректировка членения. Глаз переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, для того чтобы она казалась расположенной в центре плоскости, следует немного сместить вверх.
Горизонтальная линия кажется толще, чем такая же вертикальная.
Квадрат на плоскости при уменьшении воспринимается как точка. Причем на черном фоне квадрат прочитывается дольше, нежели на белом.
Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину.
Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости от его расположения на плоскости. Вверху – легким, парящим; внизу – тяжелым, грузным. Причем на черном фоне это свойство выражается активнее.
Треугольник, обращенный вершиной вверх, выглядит устойчивым, а в перевернутом виде форма неустойчива.
Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит прочным и тяжелым, стоящий – более легким и подвижным.
Равновеликие фигуры воспринимаются разными. Свечение белых фигур на черном фоне раздвигает зрительно их границы, и они кажутся заметно крупнее, чем точно такие же черные на белом фоне.
Горизонтальные линии, образующие квадрат, зрительно удлиняют его в высоту, вертикальные – расширяют.
Квадратное поле, ограниченное горизонтальными линиями, расширяется, а вертикальными – удлиняется.
Форма, образованная квадратами, дает иллюзию дополнительных квадратиков в углах. При наборе кругами иллюзия пропадает.
2. Восприятие точки, линии, пятна на плоскости
Точка начинает движение и образует линию.
Вертикальная линия напряжена под действием силы тяжести.
Горизонтальная линия растянута влево и вправо. При снятии силы натяга она готова свернуться до состояния покоя.
Линия движется слева направо.
Два варианта восприятия: линия начинается где-то слева и оканчивается; линия началась справа и движется налево, против направления чтения.
Неопределенная линия. Она лишена движения и обращена как влево, так и вправо.
Появляется точка, и линия начинает двигаться к ней.
Зависшая точка, готовая к раскачиванию, колебаниям маятника.
Образуется Мнимая оптическая линия. Это связано с устойчивым прочтением плоскости.
Диагональная линия имеет четко обозначенное направление движения.
Приведенные примеры доказывают существование объективного восприятия, которое необходимо учитывать, компонуя на плоскости. Для создания композиций также необходимо развить чувство меры, то есть количественное ощущение массы элемента или элементов и плоскости. Это одна из важнейших задач обучения композиции.
Плоскость подавляет элемент и имеет первостепенное значение.
Круг и треугольник подавляют плоскость, уничтожают ее. Форма как бы сползает с плоскости, чувствуется явная неуравновешенность элемента с плоскостью.
Соотношение фигуры и плоскости найдено более правильно. Если мы сравним площади фигур, то окажется, что у круга площадь больше, однако оптически они смотрятся равноценно. Это говорит о том, что открытая, агрессивная форма (в данном случае треугольник) требует большей плоскости для уравновешивания.
Изменим средства выражения, не меняя размера. Нам кажется, что все круги имеют разный размер. Чтобы восстановить соотношение, нужно серый круг сделать больше, чем красный, так как красный по тону одинаков с серым, но за счет активности цвета воспринимается большим по размеру. Белый круг на черном фоне нужно уменьшить, чтобы сохранить оптическое равенство. При рассмотрении данного примера можно заметить, что круги по-разному «отступают» от плоскости. Черный и белый – больше, серый и красный – меньше.
Графическая фактура как бы сдвигает элементы, а значит, необходима корректировка их месторасположения. Во втором ряду представлен возможный вариант решения уравновешивания элемента на плоскости. Об истинном положении фигуры на плоскости наш глаз судит не столько по ее силуэту, сколько по зрительному оптическому центру тяжести. Для «веса» формы немалое значение имеют цвет и фактура. «Теплые» цвета – тяжелее «холодных», цвета сильнонасыщенные и фактурные – тяжелее малонасыщенных и гладких.
В этой главе рассматривался вопрос восприятия картинной плоскости и элемента на ней. О создании многофигурной композиции, ее закономерностях и, в первую очередь, о равновесии пойдет разговор в следующей главе.
Для наибольшего развития восприятия формы и плоскости, или, как говорится, «постановки глаза», необходимо самостоятельно сделать все предложенные схемы (1, 2). Возьмите чистый лист бумаги размером примерно 12 х 9 см и аппликативно выполните все позиции, о которых говорилось выше.
В работе следует эффективнее использовать метод аппликации, так как он позволит многократно совершать перестановку элемента в поисках его месторасположения на плоскости. Активнее варьируйте размеры линий и паузы между ними, форму и ее конфигурации, изменяйте тон, цвет, фактуру и, сопоставляя различные варианты, фиксируйте выводы. Эти упражнения очень удобно делать на компьютере, так как при сравнении можно накладывать один вариант на другой. Хорошо будет видна количественная разница открытой и закрытой форм, изменение размера формы в зависимости от ее тона, цвета, графической фактуры. С изменением качества плоскости необходимо будет изменить или местонахождение формы, или ее характеристику, а возможно, и то и другое.
Предлагается дополнительно выполнить следующие упражнения.
Проследите за изменением размеров круга в зависимости от изменения его цвета и фактуры (черный, желтый, красный, блестящий, матовый черный и т. д.). Плоскость – белая.
На различных по цвету и фактуре плоскостях (5-6 вариантов) проследите за изменением размера круга белого цвета, затем – черного.
Замените форму круга на треугольник и выполните те же упражнения. Самостоятельно сделайте выводы.
Подберите одинаковые по задачам упражнения, уже выполненные вами, но с использованием разных форм. Сопоставьте площади этих элементов.