вертеп что значит слово
Значение слова вертеп
Словарь Ушакова
верт е п, вертепа, муж. (церк.-слав., первонач. пещера).
1. Притон, место разврата и преступлений (книж.).
2. Ящик с марионетками для представления драмы на евангельский сюжет о рождении Христа (этногр., театр.).
3. Самое это представление (театр., этногр.).
Культурология. Словарь-справочник
1) народный украинский кукольный театр (XVII – XIX вв.). Куклы, укрепленные на проволоке внутри 2-ярусного ящика – вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты, сатирические интермедии сопровождались музыкой, основанной на народных мотивах;
2) слово «вертеп» употребляется также для обозначения трущобы, притона.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
* ► Когда-то в старину Лев с Барсом вел предолгую войну За спорные леса, за дебри, за вертепы. // Крылов. Басни // *
2. Передвижной кукольный театр, представляющий пьесы религиозного и светского содержания.
* ► В торжественные дни и праздники семинаристы и бурсаки отправлялись по домам с вертепами. // Гоголь. Вий // *
3. Притон, убежище преступников и развратников (переносн.).
* ► Бердская слобода была вертепом убийств и распутства. // Пушкин. История Пугачева // *
Библейский Словарь к русской канонической Библии
верт’еп (пещера, труднодоступное место) ( Иер.7:11 ; Мат.21:13 ; Мар.11:7 ; Лук.19:46 ) — притон, место сборища для недобрых дел. Это же слово в Рим.37:8 ; Пс.103:22 ; Ис.11:8 ; Ам.3:4 переведено как нора, гнездо, логовище, убежище.
Словарь музыкальных терминов
старинный украинский народный кукольный театр. Вертепом называлась сценическая площадка кукольного театра, имеющая вид деревянного ящика-домика, и спектакли, проходящие на ней. Домик состоял из двух ярусов: в верхнем показывали спектакли на библейские сюжеты, а в нижнем разыгрывали светские или народно-бытовые (иногда комические) сценки в сопровождении песен и танцев. Вертеп существовал до начала XX в.
Топонимический словарь Республики Коми
д. в Ижемском р-не. Расположена на высоком прав, берегу Ижмы у шара: рус. вертеп «большой овраг с непроходимым кустарником, лесом; возвышенность, холм с логами». Название-термин дает характеристику местности. Действительно, берега у деревни изрезаны глубокими крутыми оврагами (от 50 м и более глубиной). За оврагами тянется кромка густого леса.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ВЕРТЕП, а, м.
1. Притон преступников, развратников (устар.).
2. Большой ящик с марионетками место кукольных представлений на библейские и комические сюжеты (стар.).
| прил. вертепный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(нем. Christschau, польское Szopka, от нем. Schoppen — хлев или сарай) — так называются в Малороссии, Польше, Белоруссии и некот. местах Сибири представления, имеющие целью изобразить Рождество Христово и связанные с ним события. В наш старый театр В., по-видимому, проникли из Польши, не ранее конца XVI столетия. На Западе издавна существовали духовно-театральные обряды, исполнявшиеся на Рождество (см. Мистерии). Отсюда им легко было проникнуть в католическую Польшу, а затем и в Малороссию. Польская szopka, ставшая в то время (XVI в.) обычным рекреационным занятием польских семинаристов, ходивших по городам и селам со своим миниатюрным театром, на нашем юге получила название «вертепа». Этот род духовно-театральных представлений был очень популярен на Украйне и только в последние два десятилетия начал исчезать. Серьезность содержания вертепного действия не помешала проникнуть в него народному юмору. В лице Ирода, воинов, избивающих младенцев, пастухов, пришедших поклониться Христу и др. нередко воплощались типы чисто местного характера.
Сравнение текста духовных сцен малорусского вертепа с соответственными текстами польским и немецким делает вероятным предположение, что малорусское вертепное действо составлено учениками Киевской академии в позднейшее время и не ранее начала XVIII века. Польское влияние сказалось только на общем складе пьесы, подробности же выработаны самостоятельно.
Отражение в вертепных пьесах действительной жизни — главная причина той быстроты, с которой вертепы распространились по лицу всей России. В Белоруссии вертеп появился в 1830-х годах; здесь он часто называется бетлейкой (от Betleem — Вифлеем). Видевший и описавший белорусскую бетлейку г. Кульжинский («Бетлейки в Северо-Западном крае», в «Душеполезном чтении», 1873, т. III) говорит, что бетлейка «совершенно бесцензурна и не имеет почти никакого отношения к Рождеству Христову; в ней особенно странно смешение священных изображений с шутовскими, а между тем бетлейка здесь популярна и любима простонародьем».
Переселенцы или ссыльные, вероятно, занесли вертеп и в Сибирь, где марионетки носят название панов и богатырей. Очевидцы сибирских вертепов описывают их устройство сходным с малорусским вертепом. Н. Полевой в «Репертуаре» за 1840 г. (в статье «История русского театра. Мои воспоминания») описывает виденный им в Иркутске вертеп первых годов нынешнего столетия. Игра гудочников и скрипачей сопровождает представление (ср. Снегирев, «Руские простонародные праздники»).
В северо-восточной России создался особый род вертепа под новым названием райка — происшедшим, вероятно, от представлений в вертепах пьес о рае и муке вечной. В Москву, надо полагать, театр марионеток также занесен с юга; но здесь характер райка под влиянием занесенных с конца XVII ст. с Запада забав, с одной стороны, и развития лубочных картин, с другой, меняется, и из театра марионеток раек превращается в народную панораму: в вертеп вставляется стекло, марионетки заменяются картинами, а присказки раешника заменяет речь вертепщика. Кроме приведенных сочинений, ср. Konopka, «Piesni lu du krakowskiego» (1840, 85— 90); Jos. Sikorski, «Jasełka» (â журнале «Pamiętnik muzyczny i teatralny», 1862, №№ 2 —15); Kolberg, «Lud» (V, 197— 226); «Этнографический сборник» (I, 320 — 322); Щукин, «Вертеп» («Вестник Имп. русск. геогр. общ.», 1860, VIII, 25 —35); Галаган, «Малорусский вертеп» (с предисловием Житецкого, в «Киевской старине» 1882, кн. 10, с рисунком и нотами); О. П., «Отживающая или начальная форма вертепной драмы?» (ibid., 1883, № 4); «К вопросу о вертепной комедии на Украйне». (ibid., № 12); Бессонов, «Белорусские песни» (98 —99, 104— 105); Алексей Веселовский, «Старинный театр в Европе» (Москва, 1870); П. Mopoзов, «Очерки из истории русской драмы XVII — XVIII столетий» (СПб., 1888).
Значение слова «вертеп»
1. Устар. Пещера. Когда-то, в старину, Лев с Барсом вел предолгую войну За спорные леса, за дебри, за вертепы. И. Крылов, Лев и Барс.
2. Убежище преступников, развратников; притон. Я попал в один из вертепов, вроде притона «на бойком месте» в драме Островского. Короленко, История моего современника. Рестораны, чайные домики и вертепы [в Нагасаки] звенели японской или европейской музыкой. Новиков-Прибой, Цусима.
3. Распространенный в старину передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного и светского содержания. В торжественные дни и праздники семинаристы и бурсаки отправлялись по домам с вертепами. Гоголь, Вий.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Вертеп — пещера (устаревшее употребление). В частности:
Святой Вертеп — Пещера Рождества, то есть место, в котором, по мнению христиан, родился Иисус Христос.
Вертеп — воспроизведение сцены Рождества средствами искусства (театр, скульптура и т. п.).
Вертеп (батлейка) — народный кукольный театр.
Вертеп — притон, место разврата и (или) преступлений.
Вертеп — трущоба, бедное, скромное, убогое жилище.
Вертеп — деревня в Ижемском районе Республики Коми.
Вертеп (укр. Вертеп) — село в Хустском районе Закарпатской области Украины.
ВЕРТЕ’П, а, м. [церк.-слав., первонач. пещера]. 1. Притон, место разврата и преступлений (книжн.). 2. Ящик с марионетками для представления драмы на евангельский сюжет о рождении Христа (этногр., театр.). 3. Самое это представление (театр., этногр.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
верте́п
1. устар. также церк. пещера ◆ …И опять понёс его Ворон по горам и по долам, по вертепам и облакам. А. Н. Афанасьев, «Три царства — медное, серебряное и золотое», Русская народная сказка ◆ Стояла зима. \\ Дул ветер из степи. \\ И холодно было младенцу в вертепе \\ На склоне холма. Б. Л. Пастернак, «Рождественская звезда», Стихи из романа «Доктор Живаго», 1947 г.
2. религ. почитаемая пещера ◆ В нескольких шагах от монастыря Вифлеемского показывают вертеп, где, по преданиям, Пресвятая Богородица укрылась с младенцем Иисусом на несколько дней до бегства своего в Египет, при слухе о жестокостях Ирода; он называется млечным. А. С. Норов, «Путешествие по Святой земле в 1835 году», 1938 г.
3. устар. ящик с марионетками, приспособленный для показа кукольных спектаклей, изначально — на евангельские темы ◆ … лучи солнца … делали его чем-то необыкновенным, похожим на тот вертеп, который развозят по хуторам кочующие пройдохи. Особливо когда толпа народа … глядит на царя Ирода в золотой короне или на Антона, ведущего козу; за вертепом визжит скрыпка; цыган бренчит руками по губам своим вместо барабана, а солнце заходит, и свежий холод южной ночи незаметно прижимается сильнее к свежим плечам и грудям полных хуторянок. Гоголь, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», 1842 г.
4. перен. устар. сам такой спектакль ◆ В торжественные дни и праздники семинаристы и бурсаки отправлялись по домам с вертепами. Иногда разыгрывали комедию, и в таком случае всегда отличался какой-нибудь богослов … представлявший Иродиаду или Пентефрию, супругу египетского царедворца. Гоголь, «Вий», 1842 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лубяной — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пещера веры или место разврата: что означает слово «вертеп»
В Европе уже несколько веков существует рождественская традиция устанавливать в доме или возле дома вертеп. Детали для этого сооружения можно купить, а можно все сделать своими руками. В этой своеобразной декорации разыгрывается рождественское представление о появлении на свет младенца Иисуса.
Поскольку само действо относится к религиозной народной культуре, в России эта традиция была утрачена после революции. Ее возрождение началось в конце 80-х вместе с обновлением русской православной церкви.
В новом веке вертепное действо снова популярно. Его ставят самодеятельные и профессиональные коллективы, на большой сцене и дома — для друзей и домочадцев.
Что такое вертеп
У этого слова несколько значений, но многим современным россиянам знакомо лишь одно из них. Попробуем разобраться в тонкостях и нюансах понятия с самого начала
Происхождение слова
Вертеп — старославянизм по своему происхождению. Филологи так и не пришли к единому мнению об этимологии этого слова. Его народные значения: овраг, провал, ущелье тесно связаны со словом пещера, хотя «врьтепь» не было полным синонимом слова «пештера» и у древних славян.
Бесспорно лишь одно — сегодня считается, что его корни идут от старославянского «врьтепь» — пещера, сербохорватского «врть» — сад, огород и латинского «verti» — закрывать. Что буквально означает закрытое, укромное место, убежище.
Значение понятия
В своих знаменитых словарях и Даль, и Ожегов, и Ушаков дают несколько трактовок слова.
Вот, как толкует его Ушаков:
Самое интересное, что для большинства наших сограждан, выросших в советское время, единственным было значение №1: ужасное место, где тайно собираются темные личности творить свои преступные дела. Куда же делись второе и третье толкование?
Все очень просто: светлое и праздничное значение слова «вертеп» исчезло из сознания людей во времена гонений на церковь. Антирелигиозная пропаганда привела к тому, что Рождество вместе со всем его волшебством перестало быть всенародным праздником, и его традиции были запрещены.
Сегодня хочется вспомнить о том самом пристанище, где вместе с домашним скотом укрылось от непогоды Святое семейство, где родился Спаситель и что придумали люди в память об этом великом событии.
История термина
Как и любое древнее слово, оно уходит корнями в глубину веков. Это означает, что современные исследователи могут только предполагать, догадываться, откуда взялся термин и какова его история, опираясь, в первую очередь, на письменные источники.
Первое употребление
В Библии «вертеп» употребляется четырежды и каждый раз как притон разбойников. Нас же интересует это слово, как название места, связанного с Рождеством Христовым.
Попробуем расположить вехи, связанные с историей слова в хронологическом порядке:
Дальнейшая судьба
Расцвет вертепов пришелся на XVIII-XIX вв. В России популярность этого действа была так велика, что к концу XVIII века в Санкт-Петербурге сложилось семейное дело: династия вертепщиков Колосовых все следующее столетие бережно хранила и передавала от отцов к детям традиции проведения спектаклей.
Представление состояло из двух частей. Первая — евангельская мистерия о рождении Спасителя. Во второй разыгрывались сатирические балаганные сценки на бытовые сюжеты.
Постепенно светское народное представление стало настолько популярным, что вертепщики начали гастролировать со своими волшебными ящиками не только на святки, но и позже — вплоть до самой масленицы.
После октябрьской революции в 1917 году вера в Бога и все, связанное с религией, подверглось гонениям: елка, святки, гулянья и вертеп, в том числе, были запрещены. Елка как атрибут празднования Нового года вскоре вернулась в дома людей, а вот вертепное действо постепенно было забыто.
Современное значение
В конце 80-х годов прошлого века, когда государство окончательно примирилось с церковью, русские фольклористы занялись поисками утраченных религиозных народных обычаев, в том числе вертепного представления.
Очень много для этого сделал исследователь театра кукол, режиссер Виктор Новацкий. Он по крупицам собрал элементы вертепной традиции, восстановил сценарий и тексты действия, вдохнул жизнь в персонажей рождественской истории.
Сегодня эти спектакли снова радуют христиан нашей страны в дни главного церковного праздника — Рождества Христова.
Работа и устройство вертепа
После окончания Рождественского поста начинаются зимние Святки. Эти дни насыщены прогностическими приметами, обрядностью, обычаями. Одним из них было вертепное действо.
Если следовать устоявшимся традициям, существует несколько форм рождественского представления:
Статичная композиция «презепе» по сей день пользуется большой популярностью в Европе. А вот русскому народу всегда больше по душе было кукольное представление, рождественская мистерия, представляющая сцены из Священного Писания.
На Руси
Большой ящик-домик с двумя ярусами, внутри которого и разыгрывался спектакль, переносили из дома в дом, устраивали представление на постоялых дворах и ярмарках. Вертеп устанавливали на возвышении, зрители занимали место на расставленных скамьях, пономарь зажигал свечи и волшебство начиналось.
Самое главное — это был не просто чудесный ящик, это была модель мироздания.
Верхний ярус, мир горний, был обиталищем Святого Семейства. Нижний — дольний — показывал дворец царя Ирода и события, сопровождавшие рождение Иисуса. Там же был и вход в ад, в который проваливался поверженный Смертью царь.
Под полом каждого яруса был сделан еще отсек, закрытый от зрителя. Там находились руки вертепщика, он держал кукол за специальные штырьки и двигал их по прорезям в полу. Озвучивал персонажей, как правило, сам кукловод, меняя голос и манеру говорить.
В действе часто принимали участие музыканты, которые исполняли духовные песнопения. Музыка давала героям очень точные характеристики и насыщала представление праздником.
Традиционный состав действующих лиц был неизменным:
Согласно религиозным канонам, нельзя было создавать эмоциональное, зрелищное, рождественское представление. В нем была недопустима актерская игра. Вертепные фигурки служили лишь иллюстрацией к текстам Священного писания.
После святок духовную часть представления показывать запрещалось, оставалась только светская. Тем не менее, вертепный театр был любимым развлечением детей и взрослых, независимо от их достатка и сословия.
В современном мире
Сегодня, как и сотни лет назад, перед Рождеством в храмах устраиваются вертепные композиции. Европейские младшие школьники разыгрывают рождественскую мистерию для родителей и друзей на светской сцене. В России такие постановки (тоже силами детей) устраивают церковные воскресные школы.
Вертепные композиции могут быть весьма оригинальными, например, с настоящими домашними животными. Первая такая была устроена в 2013 году у Кафедрального собора в Пятигорске.
Еще одна национальная русская традиция — пещера, слепленная из снега. Подсвеченная изнутри, она выглядит очень таинственно.
Настоящие кукольные спектакли в вертепных ящиках, по старинным традициям и канонам, представляют многочисленные фольклорные коллективы.
Можно сказать, что и в современной России рождественские вертепные представления стали непременным атрибутом праздника.
Значение в истории
Вертеп подтвердил свое право на жизнь, пройдя более чем тысячелетний путь от времен, когда он служил своего рода Библией для простых неграмотных людей, до наших дней.
Панорамы, иллюстрирующие библейские события рождественской ночи, действительно укрепляли веру, ставили появление на свет Христа в ряд событий исключительной значимости для всех верующих.
И пусть один и тот же сюжет повторяется каждый год и все знают его наизусть — рождественское чудо, воплощенное в вертепных композициях, рождает любовь и веру.
Видео о рожденственских мистериях
В видео представлены рождественские мистерии ансамбля «Покровского».
ВЕРТЕП
Смотреть что такое «ВЕРТЕП» в других словарях:
ВЕРТЕП — Слово вертеп старославянизм по своему происхождению. На это указывает и фонетический облик его (е под ударением перед твердым согласным). Этимология слова считается неясной (Преображенский, 1, с. 76 77). Проф. Г. А. Ильинский находил в этом слове … История слов
вертеп — 1. ВЕРТЕП, а; м. = Притон. ◁ Вертепный, ая, ое. 2. ВЕРТЕП, а; м. В старину: кукольный театр в виде двухъярусного ящика с марионетками для уличных представлений на библейские и комические сюжеты. Ходить с вертепом по ярмаркам. ◁ Вертепный, ая, ое … Энциклопедический словарь
ВЕРТЕП — ВЕРТЕП, 1) украинский народный кукольный театр. Получил распространение в 17 19 веках. Представления вертепа по традиции устраивались на Рождество. В верхнем ярусе 2 ярусного ящика разыгрывались эпизоды из Евангелия (рождественская драма), в… … Современная энциклопедия
ВЕРТЕП — муж. пещера, подземный или иного устройства скрытный притон; едва подступные овраги, тул. вертепинище ср. | * Притон, скрывище каких либо дурных дел. Это вертеп разбойников, а не гостинница: тут грабят. | южн. зрелище в лицах, устроенное в малом… … Толковый словарь Даля
Вертеп — ВЕРТЕП, 1) украинский народный кукольный театр. Получил распространение в 17 19 веках. Представления вертепа по традиции устраивались на Рождество. В верхнем ярусе 2 ярусного ящика разыгрывались эпизоды из Евангелия (рождественская драма), в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ВЕРТЕП — 1) пещера; потаенное место (устар.).2) Место, где собираются с преступными или др. неблаговидными целями, притон.3) Народный украинский кукольный театр, получивший распространение в 17 19 вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри 2 ярусного… … Большой Энциклопедический словарь
Вертеп — см. Народная драма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
Вертеп — 1) народный украинский кукольный театр (XVII – XIX вв.). Куклы, укрепленные на проволоке внутри 2 ярусного ящика – вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты, сатирические интермедии сопровождались музыкой, основанной … Энциклопедия культурологии
ВЕРТЕП — ВЕРТЕП, а, муж. 1. Притон преступников, развратников (устар.). 2. Большой ящик с марионетками место кукольных представлений на библейские и комические сюжеты (стар.). | прил. вертепный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова
Вертеп. Искусство, рожденное верой
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Ее ставят профессионалы и любители, на большой сцене и дома — для домочадцев. Однако вертеп вертепу рознь.
Что такое вертеп?
Вертеп (вьртьпъ) в переводе со старославянского — пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплится шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.
Этот Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей.
Прошло время, и вот из под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса. Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения миру Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую, как бы мы сейчас сказали, инсталляцию вертепа (по итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор в Италии существует традиция устанавливать презепе в церквях и домах верующих. В 2005 году в Москве, в Храме Христа Спасителя, прошла выставка итальянских презепе. Сюда были привезены вертепы со всех районов современной Италии. Образы младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в современную Италию с ее живописными улочками и колоритными жителями. Кстати, в Неаполе есть улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.
В России, конечно же, имели место и презепе. В храмах и по сей день над иконой Рождества сооружают небольшой шатер из еловых веток, украшая его часто блестящей мишурой. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двухэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль.
Но каким бы ни был вертеп — статичным, механическим, живым — для зрителя он остается чудесным знаком, указывающим на ту самую, вифлеемскую, пещеру.
История вертепа
Как пишет в своем «Очерке истории вертепа в России» Борис Голдовский, вертеп — одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений, отражавших идеи мироустройства, характерные для разных эпох. Еще древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.
Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I в. н. э. механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.
Если же говорить о сценках Рождества, то, по мнению Бориса Голдовского, появились они куда ранее 1223 года, примерно в V веке, во времена папы Сикста Третьего. Последний разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших ни древнегреческого, ни латыни, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.
По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был панорамой. Тем не менее первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с датой изготовления на нем —1591 год.
К XVII веку механические вертепы стали популярны по всей Европе и, конечно же, в России. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.
Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Правда иногда местные архиереи запрещали вертепы, боясь католического влияния. Но так как вертеп стал в большей степени народным представлением, и, как следствие, бесцензурным, традиционным рождественским увеселением, то такие распоряжения мало помогали.
Вплоть до конца XIX в. вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с сюжетом из Священной Истории в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля!
Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом.
Как устроен вертеп?
Вертеп — двухэтажный ящик-домик с прорезями для вождения кукол, который по традиции изнутри живописно украшен. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со святым семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.
Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи. Сказка начиналась.
Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — легко смастерить, легко переносить.
Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью, в них последние строго ориентировались на иконы, иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.
Как происходит действо?
Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.
Как пишет Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.
Где посмотреть?
В самом центре Москвы, на Варварке, находится музей «Кукольный дом». Это на самом деле дом, в котором куклы чувствуют себя свободно. Они сидят лежат, летают, танцуют и пьют чай, играют на музыкальных инструментах, — словом, обитают где им угодно и удобно, не будучи скованными стеклом витрины.
Кукольный музей был открыт в 1992 году Ольгой Окуджавой, которая собрала в своем «Доме» весьма пестрое население: куклы от античных до антикварных, от магазинных до авторских, а также куклы-артисты, время от времени играющие для посетителей музея небольшие спектакли. Именно к последнему семейству — кукол театральных — принадлежат вертепные герои.
Традиции праздновать Новогодние и Рождественские вечера в «Кукольном доме» уже более 15 лет. В музее находится один из вертепов Виктора Новацкого и огромный чемодан, в котором хранятся до Рождества кукольные герои. Ведь вертеп Новацкого — больше, чем музейный экспонат. Каждый год Рождественский спектакль исполняют ученики фольклориста, семейная пара Владимир Плоских и Наталья Маркова. Напевно, как церковную молитву, рассказывают они перед детьми библейскую историю. Как говорит сотрудница музея Наталья Жаворонкова, больше двух актеров управлять куклами не смогут, ведь театр крохотный. Хотя в старину бывало, что в представлении участвовала вся семья: отец управлял куклами, мать подпевала, а дети создавали шумовые эффекты.
И хотя музею сравнительно немного лет, многие его посетители, как говорит Наталья, выросли на этих спектаклях. Впервые пришли маленькими детьми и были так впечатлены, что смотрят вертеп из года в год. Даже повзрослев, не разочаровываются.
Конечно, кто-то может возразить: разве поверит взрослый — кукле? Но Наталья уверена, что секрет вертепа в том, что это не обычный кукольный театр. «Нельзя сказать, для кого разыгрывается рождественское действо — для детей или для взрослых, — рассуждает экскурсовод. — Оно универсально. Его завороженно смотрят и те, и другие. И хотя драма идет от силы минут 15-20, но находящемуся в зале кажется, что посмотрел полноценный спектакль, а не короткую рождественскую сценку. Да и привлекает вертепное действо не только воцерковленных детей. Как раз наоборот, в большинстве своем наши зрители — люди от церкви далекие. Часто приглашаем на спектакли детдомовцев, — говорит Наталья. — Однажды к нам пришли мама с ребенком, которые не то что о вертепе, о Рождестве Христовом имели весьма смутные представления. Для них этот спектакль стал настоящим открытием. И вновь семья пришла к нам ровно через год».
Фото Владимира ЕШТОКИНА
Редакция благодарит музей «Кукольный дом» за помощь в подготовке материала.