версус батл что это такое
Версус Баттл (Versus Battle) – история Версуса, правила, откуда взялся, терминология, самые популярные и крутые Версус Батлы
Версус Баттл – что это такое?
Versus Battle – российская интернет-площадка для рэп-баттлов на YouTube, где участники – исполнители хип-хопа и рэпа встречаются в поединках и соревнуются в словесных выступлениях, результат которых оценивают судьи. Создатель и организатор Версуса – Александр Тимарцев – он же «Ресторатор». Это общая информация, которую знают практически все, кто сидит в интернете. В этой статье мы постараемся копнуть немножечко глубже и расскажем вам об истории версус-баттлов, объясним самые популярные рэперские термины и составим топ из самых популярных баттлов. В общем, в этой статье тема баттлов будет раскрыта на все 100%.
Версус Батл (Versus Battle) – история создания, основные правила, откуда взялся
Первый рэп-баттл прошел 1 сентября 2013 года, а неизменное место проведение Версуса – бар «1703» в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день шоу насчитывает 4 сезона и одно межсезонье. По большому счету, Версус-Баттл это своеобразный турнир в жанре рэпа со своими правилами, лигами и зрителями. Так, существуют две лиги: сам Versus как таковой и Versus: Fresh Blood, в первом случае баттлятся рэперы, узнаваемые в широких кругах, во втором – молодые и талантливые, однако малоизвестные; для выступления на Версус: Свежая Кровь они отбираются организаторами после просмотра отправленных видеозаявок. Что касается зрителей, то интернет-пользователи составляют основную часть фанатов; на просмотр Версуса в самом баре «1703» попасть довольно трудно, поскольку заведение небольшое и помещает только ограниченный круг людей. Однако их достаточно для создания нужной атмосферы поддержки или недовольства в адрес рэперов: радостные возгласы, аплодисменты, крики недовольства – все это создает ощущение живого общения не только между участниками, но и с публикой.
Что касается правил, то тут все просто: участники поединка по очереди зачитывают заранее заготовленный текст на три раунда, после чего трое (иногда пятеро) судей отдают свое предпочтение одному из рэперов. Версус проходит без микрофонов и сопровождающей музыки или бита. Перед противостоянием каждый из участников снимается в коротком ролике, где он представляется, рассуждает и делится прогнозами о предстоящем баттле и дает оценку своему противнику. После завершения баттла участники дают краткое интервью о своих впечатлениях, причине победы или поражения, а судьи кратко рассказывают о причине своего выбора. Существуют и такие форматы баттлов, где победители определяются зрителями и аплодисментами.
Версус Баттл – откуда взялся, история происхождения
Версус Баттл – это не первый проект в рэп-культуре такого рода. Само понятие рэп-баттла появилось не в текущем, и даже не в прошлом веке. Так, в одной из версий, баттл берет свои истоки в пабах Шотландии 17 века, где собирались поэты и зачитывали свои произведения в оскорбительной стихотворной форме с целью унизить своего оппонента. Более популяризированной считается гипотеза, в которой рэп зарождается в культуре темнокожих: американские рабовладельцы устраивали схожие битвы среди рабов. Однако первые организованные рэп-баттлы на открытых площадках, такие, каковыми знаем их мы, появились в начале 1980-х. Массовая популярность этой культуры приходится на 90-ые в США, когда появились новые течения баттлов: к примеру, фристайл-баттлы, которые, кроме харизмы, артистичности и сюжета текста предполагают наличие навыков импровизации и абсолютно быстрой и острой реакции. Следующей ступенью развития стал выход рэп-баттлов из андерграунда и проникновение на американское телевидение в 2000-ых, когда выступления проводились на популярных телешоу каналах HBO, MTV, BET. В 2006 году прошел первый турнир в Лондоне, посвященный рэп-баттлам, который назывался Jump Off TV’s World Rap Championships. В турнире взяли участие британские, канадские и американские хип-хоп исполнители.
Что касается современности, то на сегодняшний день существуют несколько известных турниров по рэп-баттлам: GrindTimeNow и Smack and Ultimate Rap League в США, Kings of the Dot в Канаде, Don’t Flop в Великобритании и, конечно, Versus Battle в России. Три последних проводятся в формате оффлайн-баттлов: рэперы, в отличии от онлайн-баттла с аудиозаписями или текстом, выступают вживую перед аудиторией, что уже требует наличие определенного скилла и профессионализма: дикции и артикуляции, актерского мастерства, хорошей памяти.
Versus Battle – специфика
Versus Battle терминология – гострайтинг, даблтайм, грайм, флип, сетап и панч-лайн
Конечно, как и любая культура, рэп имеет свою терминологию, потому в Versus Battle вы можете встретить немалое количество неизвестных слов. Основные понятия и определения, а также краткие пояснения техники баттла попытаемся изложить для вас в доступной форме ниже.
Рифмы
Также в баттлах исполнители любят использовать омоформы, например:
«Я вам ударом снёс пол-оскала. По мне судят рэп, как оперу по Ла Скала. Твоя мамаша себе точно горло полоскала. После того, как она меня поласкала». (Oxxxymiron)
Сетап и панч-лайн
Панч (выпад, колкость) – смысловая развязка и кульминация, в которой высмеивается личность или ситуация. Обычно шутка состоит из двух частей: сетап – предыстория, которая погружает в контекст шутки и второй – панч, непосредственно шутка, которая обычно занимает последнюю строчку в четверостишье. В личных панч-лайнах берутся за основу факты из биографии и личной жизни оппонента. Удачный панч увенчивается восторженной реакцией публики.
Гострайтинг
Гострайтинг (с англ. ghostwriting) – написание текста для участника другим автором с последующей передачей прав на текст. Это не является нарушением правил Версус Баттла, однако и не поощряется и чаще всего скрывается.
Флоу
Популярная техника читки, которая активно используется рэп-исполнителями и включает в себя сочетание интонации и скорости подачи текста. Фастфлоу – стиль читки, который базируется на ускорениях и перебежках.
Даблтайм
Зачитывание текста в два раза быстрее ритма бита.
Фристайл
Техника, которая базируется на полной импровизации. На сегодняшний день рэп-исполнители предпочитают баттлиться с заранее заготовленными текстами, однако существуют фристайлеры-профи, например, Noize MC.
Грайм
Музыкальный жанр, который сочетает в себе электронную музыку и бит под малые барабаны и глухие басы. При читке грейм напоминает исполнение поэзии но в более быстром темпе и с агрессивными интонациями. В России этим жанром владеет Oxxxymiron.
Флип
Остроумный ответ после раунда оппонента. Пока проходит очередь раунда противника, исполнитель подмечает в тексте факты и детали и придумывает ответные строки. В начале следующего раунда рэп-исполнитель зачитывает ответ, хотя такие строки можно привязать к любому месту в ходе раунда. Флип удачный в случае, если оппонент уличен во лжи или в его тексте найдены нестыковки. В России флип используют Витя СД, Oxxxymiron, Rickey F, Гнойный.
ТОП-5 самых важных Версус баттлов
За довольно недлительное существование площадки Versus накопилось достаточно много топовых рэп-баттлов, которые не стыдно разобрать на цитаты или выучить на память, чтобы козырнуть колкостями перед друзьями. Мы представляем вашему вниманию топ-5 самых популярных и крутых Versus-баттлов:
Оксимирон против Джонибоя
Действительно топовый поединок. Само его содержание сомнительно, однако именно этот баттл сделал Vesus популярным, а также уничтожил карьеру сладенького Джонибоя. До этого баттла Versus существовал уже два года, но знали о нем единицы. После баттла Оксимирона и Джонибоя о Версусе заговорили миллионы.
Хованский против Ларина
Это действительно историческая фигня, так как только на российских баттл площадках в поединках участвую блоггеры. Ругать и критиковать их можно сколько угодно, но это первый баттл, где батлились не рэперы. Алкоголик Хованский против интеллигента Ларина. Шоу получилось смешным и резонансным. Бомбануло настолько сильно, что под грузом панчлайнов рухнули несколько YouTube рекордов по просмотрам.
Rickey F против Сони Мармеладовой (Гнойный)
Очень техничный и крутой баттл, где сошлись два лучших рэпера двух площадок: SlovoSPB против VERSUS. Поединок был наполнен колкостями, язвительными упреками и огромным количеством мата. Это противостояние является эталоном именно баттл-рэпа.
Гнойный против Оксимирона
Батл, который публика ждала очень долго и в 2017 году Оксимирон все-таки принял вызов от Гнойного. Многие думали, что победу одержит более опытный и популярный Оксимирон, однако он подчистую проиграл Гнойному. Слава просто размазал по стенке Оксимирона. После этого Гнойный получил просто нереальный прилив хайпа. Он так хайпанул, что сейчас будет одним из жюри шоу на СТС.
Оксимирон против Дизастера
Этот баттл свел между собой две страны: США и Россию. Мало кто верил в победу над Дизастером, особенно, после промо-ролика Оксимирона, где он говорил на хард рашан инглиш. Рэп-поединок происходил в Америке, но количество людей, поддерживающих Окси, просто зашкаливало. Он просто уничтожил Дизастера и доказал, что является одним из лучших баттл-МС в мире.
ТОП-10 самых популярных VERSUS-баттлов в интернете:
Оксимирон против Дизастера видео версуса
Versus и остальные: как устроены и на чем зарабатывают рэп-баттлы
Баттлом (от английского battle — «битва, бой») в рэпе называют словесный поединок двух или более оппонентов. Запуск Versus принято считать началом взлета в России так называемых офлайн-баттлов — очных встреч двух рэперов, которые без музыки зачитывают заранее подготовленные рифмованные строки. Им предшествовали фристайл-баттлы, в которых исполнители придумывали и рифмовали оскорбления на ходу, и онлайн-баттлы, рассказывает судья Versus-баттлов, один из модераторов форума hip-hop.ru и организатор онлайн-баттлов Дмитрий Егоров.
«В онлайне баттлы проходили так: объявлялась тема на раунд, на которую нужно записать трек. Участники присылали записи, судьи выбирали тех, кто проходит дальше. У баттлов был серьезный призовой фонд — до 100 тыс. руб., и многие исполнители, которых мы знаем сегодня, начинали именно там», — говорит Егоров.
«Интернет-баттлы сдохли. Фристайл-баттлы давно мертвы. Я знаю эту кухню, с вами Ресторатор, добро пожаловать на Versus-баттл!» — этими словами основателя и ведущего баттл-площадки Versus Александра Тимарцева, или Ресторатора, начинается первый ролик на YouTube-канале Versusbattleru — «Гарри Топор vs Billy Milligan». Трансляция офлайновых поединков оппонентов на главном и лишенном телевизионной цензуры видеохостинге стала причиной взрывного роста Versus и баттлов вообще.
В основе рэп-баттла лежит конфликт: участники с помощью панчлайнов — строчек, которые призваны как можно сильнее «зацепить» соперника, — пытаются вывести из себя, унизить, дискредитировать оппонента. По сути, это альтернатива уличной драке, поэтому в баттлах можно применять любые грязные приемы, кроме прямого физического насилия, объясняет Дмитрий Егоров.
Кто-то берет на вооружение прямые и примитивные шутки про внешность, болезни или близких, кто-то предпочитает более сложные слова и конструкции. «Самые сильные баттлы получаются, когда у соперников есть реальные претензии друг к другу, когда им есть что друг другу сказать», — говорит Антон Забаев, организатор баттл-рэп-площадки RBL (Russian Battle League).
За участие в основной лиге Versus соревнующиеся получают гонорары от 20 тыс. до 150 тыс. руб., в других лигах обычно меньше — от 10 тыс. до 25 тыс. руб., рассказывает нынешний руководитель проекта Slovo Дима Капранов. Но главное — не деньги, а возможность показать себя большой аудитории и доказать, что ты можешь состязаться в этом непростом жанре, уверен Дмитрий Егоров. «Многие большие артисты отказываются от участия в баттлах, потому что не готовы к серьезному уровню агрессии: все же баттл-рэп — очень грязная вещь. И далеко не все известные артисты умеют хорошо выступать, а баттлы записываются вживую, и это большой риск для имиджа», — говорит он.
Достаточно долго баттлы в России оставались соревнованиями для рэперов и людей с соответствующим бэкграундом. Но полтора года назад, когда рэп-баттлы вышли на пик популярности, на канале Versus появился первый ролик с «битвой блогеров», не имевших к рэпу никакого отношения. Самый популярный на канале рэп-баттл — Оксимирон против Джонибоя — набрал около 38 млн просмотров, а на втором месте — баттл блогеров Хованского и Ларина: его посмотрели около 32 млн раз.
Основателям подключение новой аудитории скорее не понравилось. В рэп-баттлах тоже все начиналось с обилия мата и шуток про гениталии, но это довольно быстро наскучило, вспоминает руководитель баттл-площадки #SLOVOSPB и организатор баттлов «Рвать на битах» Ден Чейни: «Участники поняли, что круче в баттлах смотрится тот, кто выберет слова позлее и обороты интереснее, и за несколько лет аудитория баттлов довольно сильно повзрослела. А зрители, которые пришли вслед за блогерами, — по моим подсчетам, их где-то около 2 млн человек — не успели пройти этот путь. Поэтому сейчас многие в погоне за просмотрами поневоле возвращаются к самым примитивным шуткам, развитие культуры замедляется».
Основатели Versus с журналом РБК общаться не захотели. «Мы уже все сказали в многочисленных интервью, и уже действительно нечего добавить», — ответил на вопросы основатель и ведущий баттл-площадки Versus Александр Тимарцев, более известный как Ресторатор
Versus и остальные
Площадки для офлайн-баттлов не российское изобретение, все первые проекты сделаны по кальке с крупнейших зарубежных лиг: канадской KOTD, британской Don’t Flop, американской GrindTimeNow. «На Западе действует около 50 баттл-лиг, которые старше наших лет на пять-десять. Все новое, что появляется у нас, уже опробовано там, мы не первопроходцы», — говорит Чейни. Но Versus уже популярнее англоязычных оригиналов: у официального канала лиги Don’t Flop на YouTube, созданного в 2009-м, чуть больше 400 тыс. подписчиков и 128 млн просмотров, у российского проекта — 3,1 млн подписчиков и 370 млн просмотров.
«Сегодня Versus — это самый яркий проект в России, с этим глупо было бы спорить. Но он не единственный, и в перспективе у него могут появиться очень сильные конкуренты», — уверен Дима Капранов. Всего в России сегодня действует пять достаточно крупных площадок, которые способны конкурировать по популярности контента: Versus, Slovo, #SLOVOSPB (бывший филиал проекта Slovo, полтора года назад отсоединившийся в независимую площадку), 140 BPM Battle и RBL.
Именно краснодарская Slovo была первой офлайн-баттл-площадкой в России, которая заработала за полгода до Versus. Основали ее бывший участник краснодарской группы Mary Jane Хайд (Антон Белогай) и организатор первого на юге страны хип-хоп комьюнити-портала South Rap PLC (Сергей Трущёв). «Versus с самого начала сделала ставку на известных рэп-исполнителей, которые пробовали себя в жанре баттлов. В Slovo же участвовали не известные широкой аудитории ребята, которые специализировались на баттлах, а не на музыке», — объясняет Дима Капранов. «Бесспорно, Versus — самый яркий российский проект, главный популяризатор баттлов в России», — уверен Ден Чейни.
Сейчас все большей популярностью пользуются баттлы на битах — короткие выступления под музыку с заранее определенным ритмом. Третий и четвертый по популярности выпуски Versus (20 и 19 млн просмотров) — это баттлы Versus BPM. Это вполне закономерное явление, уверен Ден Чейни: «Баттлы на битах динамичнее, для них требуются навыки рэпера, а не поэта. В выступлениях без музыки очень важны хороший текст и харизма, а этим могут похвастаться далеко не все участники. А бит как чит-код решает эту проблему: когда он звучит, народ уже качается, и чтобы выглядеть хорошо, достаточно просто не сделать полную лажу».
Первыми в России делать баттлы под бит стали опять же не в Versus, а в #SLOVOSPB: ее команда полгода назад запустила проект 140 BPM Battle, который затем отсоединился в самостоятельную площадку (название означает примерный ритм записей, под которые проводятся баттлы, — 140 ударов в минуту). 140 BPM Battle — первая баттл-площадка в России, которая начала собирать по несколько миллионов просмотров своих роликов спустя всего несколько месяцев после запуска проекта. В мае #SLOVOSPB запустила проект командных баттлов «Рвать на битах». Всего за пару недель после запуска несколько роликов с поединками в новом формате набрали больше 1 млн просмотров на YouTube.
Баттловая экономика
Для каждого из организаторов площадок они являются основным занятием, на которое уходит все время, говорит Дима Капранов. Антон Забаев, известный в баттл-рэпе как Забэ, на запуск RBL потратил около 300 тыс. руб. «Это не так много. Очень помог тот факт, что опытные и достаточно сильные участники приходят ко мне, не требуя гонорары, иначе пришлось бы потратить не меньше миллиона», — рассказывает он.
Основные траты проекта — логистика для участников, аренда оборудования и съемка; это не меньше 100–150 тыс. руб. на баттл, объясняет Забаев: «Встречи проходят раз в полтора месяца, часть расходов отбивается за счет билетов, но несколько месяцев мне приходилось «вбрасывать» в проект примерно по 100 тыс. до того, как площадка начала приносить прибыль».
Сегодня все крупные баттл-площадки прибыльны, говорит Капранов, но большая часть денег идет в рекламу и продвижение проектов. С мероприятия, которое обходится проекту в 300 тыс. руб., организаторы Slovo получают примерно 150 тыс. чистой прибыли, продолжает он.
Примерно такие же цифры называет создатель лиги RBL. «С одной встречи в новом сезоне, который начнется осенью, мы сможем получать минимум 150–200 тыс. руб. чистой прибыли», — делится планами Забаев.
Самые популярные российские баттлы
37 млн просмотров
Oxxxymiron против Johnyboy
31 млн просмотров
Хованский против Ларина
20,5 млн просмотров
Джарахов против Ларина
YouTube остается главным, но уже не для всех единственным источником заработка. «Экономика довольно простая: в среднем на баттловом рынке 1 млн просмотров стоит 100–200 тыс. руб. с одного крупного спонсора. Для Versus, думаю, эта цифра в несколько раз выше», — объясняет Забаев. У Versus больше всего рекламных контрактов: в последних роликах площадки одновременно рекламируется семь компаний, среди которых минимум два «генеральных продюсера» проекта, за рекламу которых в одном видео площадка получает от 500 тыс. руб. В прайс-листе, который представители Versus прислали в ответ на запрос корреспонденту журнала, назвавшемуся потенциальным рекламодателем, указаны еще две категории партнерства: официальный партнер за 50 тыс. руб. с одного ролика и генеральный партнер за 200 тыс. руб. с ролика. На основе этой информации и приблизительной стоимости просмотров на YouTube можно подсчитать, что за одно видео баттла рэперов Lil Dik и Сявы организаторы могли получить больше 2 млн руб.
Новый спорт
Далеко не все рекламодатели готовы рекламироваться на баттлах, несмотря на все миллионы просмотров, но есть бизнес, который не боится мата и агрессии. Букмекерские конторы принимают ставки на результаты баттлов и поддерживают крупнейшие площадки: у трех из пяти уже есть по одному партнеру-букмекеру, еще одна площадка — в стадии переговоров с такой компанией.
«Больше года назад мы заметили, что рэп-баттлы начали набирать большие обороты, — говорит представитель букмекерской конторы 1xbet, которая сотрудничает со Slovo. — Мы решили проверить, есть ли там наша целевая аудитория: сделали ставку на победителя баттла Оксимирона против ST на Versus». Это был чистый эксперимент, говорит он: не договаривались ни с площадкой, ни с артистами, просто смотрели на реакцию аудитории. Новость облетела рэп-паблики и профильные порталы буквально за день, говорит представитель 1xbet: «Ставки принимались полным ходом. Плюс мы сделали ставку для тех, кто несильно разбирается в рэпе, но следит за трендами YouTube: человек мог сделать ставку на то, сколько ролик наберет просмотров в первые сутки. Оба эксперимента удались».
«Мы выбрали для поддержки Versus-баттл, потому что компания Leon стремится занять сегмент рынка, близкий к молодому пользователю. Аудитория баттлов понимает нас, а мы в свою очередь понимаем аудиторию», — рассказал Дмитрий Точилин, гендиректор рекламного агентства «Ленинград Медиа», которое занимается размещением рекламы для букмекерской конторы Leon.
Аудитория баттлов для букмекеров, по сути, целевая: это несколько миллионов молодых людей, которые «слушают рэп, смотрят футбол», это уже практически стереотип, говорит Забаев из RBL.
Баттлы и сами становятся новым спортом: в них принимают участие все больше людей, появляются правила судейства, аналитика и прогнозы. В баттл-рэпе уже есть система лиг: для новичков и состоявшихся артистов. Баттлы дают возможность раскрутиться и начать карьеру новым исполнителям, которой раньше, в «добаттловую» эпоху, просто не было, говорят организаторы площадок. Правда, все приводят один пример — Геннадий Фарафонов, рэпер Rickey F, участник лиги для новичков Versus: Fresh Blood, который после проекта собрал на концерте в Москве в мае тысячу человек. И пока это единственный подобный случай.
О Версусе – Что такое Версус Батл?
Версус батл – это поединок между двумя исполнителями-участниками (Рэперами, MC), которые за три раунда должны в словесной форме, в тесном кругу зрителей “вынести” соперника. При этом может использоваться ненормативная лексика и агрессия в стихотворной форме. Поединок (версус батл) оценивают судьи – эксперты из индустрии хипхоп, рэп-исполнители или известные публичные люди.
Что такое Версус батл – Мнение участников
“Версус Батл- это один из необычных способов обращения с языком, способ посмотреть на язык, на стихосложение иначе, потому что в конечном итоге это тоже стихосложение, просто с другими размерами, иногда вообще без размера, есть просто рифмы, есть особенные размеры – для меня это очень интересный опыт работы с языком.”Эрнесто Заткнитесь
“Здесь, как и на футбольном поле, выплёскиваешь кучу эмоций. Я стою в тесном кругу людей, смотрю в глаза своему оппоненту. Баттлы – это тот же самый спорт! Здесь есть и азарт, и соревновательная составляющая. Люди вокруг смотрят на тебя, переживают вместе с тобой. Мне это по душе! Я всегда любил соревноваться в том, что у меня получается, а не просто разговаривать о том, чего нет или чем-то мериться.” Млечный
“…Батлы не примиряют, а злят! И за это нам нравится этот проект.” Сын Проститутки
“В последний раз я выступал на версусе лет сто назад. В свое время это было так часто, что уже тошнило от всего этого настолько, что не только ходить туда перестал, но и смотреть выпуски. Сейчас баттл-культура определенно изменилась (говорили они), появилось много суперзвезд (говорили они), но смотрю я тут ролик, где блогер Ларин 5 минут не может в бит попасть, и диву даюсь.” Гарри Топор,
“Версус Батл дал мне опыт и новые знакомства, а также добавил неплохое количество подписчиков.” МЦ Похоронил
“На Версусе более уютная атмосфера… Что касается самих баттлов — разницы нет: в эти моменты забываешь обо всём, площадки, просмотры и прочее тебя не волнуют.” Teeraps
“Проект очень неоднозначный: многие любители рэпа считают, что так мол нельзя, неэтично и т.д.,; в то же время проект привлекает своей «грязной» энергетикой и не осведомленных, далёких от рэпа, людей. А Versus Fresh Blood, в которой мне посчастливилось участвовать – это, так сказать, младшая лига проекта Версус, где после строгого отбора 12 «не особо известных» МС сражались в двух группах (по футбольной системе «каждый с каждым») за право выхода в плей-офф, финал и так далее”. Эмио Афишл