верстовой столб это что такое
Верстовые столбы
Смотреть что такое «Верстовые столбы» в других словарях:
верстовые столбы — Один из сохранившихся верстовых столбов. Один из сохранившихся верстовых столбов. Санкт Петербург. верстовые столбы, памятники истории, небольшие обелиски («мраморные верстовые пирамиды»), установленные вместо деревянных верстовых столбов в… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Верстовые столбы — см. СТОЛБЫ ВЕРСТОВЫЕ. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994) … Архитектурный словарь
ВЕРСТА — Старинная русская путевая мера длины, употреблявшаяся до введения метрической системы мер (1918 г.), равная 1,06 км. Первичное значение слова верста ‘поворот плуга’, затем ‘ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга во время пахоты’ и… … Лингвострановедческий словарь
СТОЛБ — муж. бревно, брус, бревешко, для чего либо поставленное стоймя, стойком; стойка, прямая и толстая подпора, стояк; колонна, и в сем ·знач. б.ч. говорят столп, который бывает и каменный, и чугунный и пр. Заборные столбы, вкопанные, в кои забран тес … Толковый словарь Даля
Дистанционный столб — Виды почтовых столбов Саксонии (XVIII век) Дистанционный столб (или почтовый столб) дорожный знак, показывающий расстояния до почтовых населён … Википедия
тракт — а; м. [нем. Trakt из лат.] 1. Устар. Большая наезженная дорога. Почтовый, торговый т. Московский т. Прямым трактом (прямым сообщением; тем же путём). 2. Спец. Совокупность средств для передачи, перемещения чего л. Т. радиосвязи. Т. звукопередачи … Энциклопедический словарь
Пинаев, Евгений Иванович — Евгений Иванович Пинаев Дата рождения: 1933 год(1933) Род деятельности: прозаик, художник Премии: Премия имени Д. Н. Мамина Сибиряка (2002) http://read … Википедия
Валлен-Деламот, Жан-Батист-Мишель — Жан Батист Мишель Валлен Деламот Jean Baptiste Vallin de la Mothe … Википедия
с версту коломенскую — вырасти, вымахать, вытянуться Имеется в виду, что лицо (Х) стало выше ростом настолько, что это сильно бросается в глаза, очень заметно. ✦ X вырос с версту коломенскую. Обычно с глаголами в прош. вр. В роли обст. Мне все постоянно говорили, что я … Фразеологический словарь русского языка
Дорога — У этого термина существуют и другие значения, см. Дорога (значения) … Википедия
maxxbay
Обо всех и обо всем
Благодаря этому удалось спасти жизни многих путников. 22 сентября 1764 года вышел указ императрицы Екатерины Второй, согласно которому, полагалось ставить столбы по всем главным дорогам России. Изготавливать их следовало из мрамора или другого камня по единому образцу. Первые такие столбы были установлены вдоль Царскосельской дороги, которая вела от Санкт-Петербурга до Царского села. Русские ямщики славились своей быстрой ездой. Например, ходил анекдот о том, что князь Потемкин отправил курьера к царице со срочным донесением. Курьерская тройка неслась так стремительно, что курьерская шпага стучала по верстовым столбам, словно по частоколу. Расстояние между двумя крупнейшими городами России составляло 675 верст.
Нулевой верстовой столб Российской империи находился на главном почтамте в Санкт-Петербурге. Именного от него и начинался счет верст по бескрайним дорогам обширного государства. Верстовой столб с цифрой «0» и сейчас можно увидеть в операционного зала Петербургского главпочтамта. Каменные столбы, которые изготавливались в в мастерских Исаакиевского собора, конечно, смотрелись гораздо более внушительно, чем деревянные, но их изготовление и доставка обходились казне в грандиозные суммы. Поэтому, в 1817 году император Александр Первый, внук Екатерины, приказал изготавливать верстовые столбы, как и прежде, из дерева.
Столбы, изготовленные при Екатерине Первой, действительно, стоили не дешево, их высота могла достигать десяти метров, изготавливались они в стиле барокко, на вершине был установлен флюгер. Кроме того, между столбами полагалось высаживать еще и двадцать деревьев. Затраты, чувствительные даже для богатого государства. Предполагается, что каменные верстовые столбы первоначально изготавливались по проекту Антонио Ринальди, известного итальянского архитектора, много лет работавшего в России, куда он прибыл в 1751 году. Документальных свидетельств того, что именно Ренальди работал над эскизами столбов не сохранилось.
На нем сохранилась дата «1783 года» и надпись «от Москвы 2 версты». С 1974 года столб находится под охраной государства. Когда-то здесь, у Рогожской заставы, начиналась знаменитая Владимирка, дорога по которой в Сибирь вели осужденных. А второй московский столб сохранился на Кутузовском проспекте. Установили его в 1883 году офицеры Гренадерского полка на том месте, где находилась знаменитая изба в Филях, в которой в 1812 году проходил военный совет после Бородинского сражения. Сама изба не сохранилась, ее уничтожил пожар пожар в 1868 году. Памятный верстовой столб сейчас входит в состав историко-архитектурного комплекса «Бородинская битва».
Верстовые столбы Санкт-Петербурга
На пересечении Московского проспекта (бывшая Царскосельская дорога или Петергофская перспектива) и набережной реки Фонтанки, в саду маршала Говорова, установлен четырехгранный мраморный столб в виде пирамиды на трехступенчатом гранитном стилобате, на двух сторонах которого размещены солнечные часы, а на стороне, обращенной в сторону проспекта, табличка с непонятными, с первого взгляда, цифрами. Это и есть одна из тех самых верстовых пирамид, встречающих гостей имперской столицы почти три века назад, и заменивших, по указу императрицы Екатерины II, полосатые деревянные верстовые столбы, установленные еще при Петре I.
История верстовых столбов Санкт-Петербурга
Верстовые столбы в XVIII веке украшали Царскосельскую дорогу. Эти роскошные по тем временам мраморные столбы, которые стояли вместо традиционных деревянных верст, были выполнены по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди (итал. Antonio Rinaldi), который и разработал проект комплексного оформления дорог, ведущих из Санкт-Петербурга в Царское Село (к Царскосельскому дворцу) и в Петергоф. Есть правда, и другая версия, согласно которой А.Ринальди лишь исполнил идею, а форма верстовых столбов была придумана французским архитектором Жан Батистом Валлен-Деламотом (фр. Jean-Baptiste Vallin de la Mothe), по проекту которого на Невском проспекте были построены костел Святой Екатерины Александрийской и Гостиный двор, а также Малый Эрмитаж с висячим садом и галереей для размещения художественных коллекций.
На противоположной от сквера стороне Московского проспекта расположен бывший доходный дом Маевского, построенный в 1880-1881 годах.
Вид на Московский проспект и сквер (в направлении Технологического института)
Дороги, на которых устанавливали верстовые столбы, называли столбовыми. Сверять оставшееся расстояние по этим столбам уже не стоит, ибо старая русская верста, равная пятистам саженям, длиннее нынешнего километра на 68 метров. Метрическая система измерения расстояний была введена в нашей стране в 20-х годах прошлого столетия согласно принятому Советом Народных Комиссаров РСФСР декрету «О введении международной метрической десятичной системы мер и весов».
Первые в России верстовые столбы были установлены на дороге от Москвы до Коломны, поэтому довольно долгое время верстовые столбы назывались коломенской верстой
Последний верстовой столб на Царскосельской дороге был установлен в 1775 году, на границе Екатерининского парка, около Орловских ворот. Начальный и конечный верстовые столбы Царскосельской дороги по настоящее время находятся на своих первоначальных местах.
Верстовой столб 2/22 и вид на «Сквер имени Героя Советского Союза Маршала Говорова Л.А.».
Солнечные часы на верстовых столбах
На северной и южной сторонах верстового столба расположены солнечные часы.
К слову сказать, не все верстовые столбы, выполненные по проекту А.Ринальди, имели солнечные часы. Но сохранившийся до наших дней верстовой столб у Обуховского моста как раз ими и украшен, поэтому в ясную погоду по ним вполне можно определить текущее время. Только учтите, что это будет «старое» время, отличающееся от нового «декретного» времени, введенного советской властью.
К сожалению, гномон солнечных часов на верстовом столбе у Старо-Калинкина моста (об этом верстовом столбе речь пойдет далее) в настоящее время утрачен.
Где расположен верстовой столб 2/22
Верстовой столб 3/21
Идем дальше, в сторону станции метро «Фрунзенская». И, не доходя метров 300 до набережной Обводного канала, прямо на углу Московского проспекта и улицы 7-я Красноармейская, д.1 вы увидите еще один сохранившийся с далеких екатерининских времен верстовой столб 3/21.
Вид на Верстовой столб 3/21 от Московского проспекта в направлении улицы Егорова
Вид на Верстовой столб 3/21 и Московский проспект
Вот так, обыденно, прямо у входа в небольшой магазинчик, и расположено творение итальянского архитектора А.Ринальди
Где расположен верстовой столб 3/21
Верстовой столб 3/21 расположен на углу дома №47 по Московскому проспекту и дома №1 по ул.7-я Красноармейская, примерно посередине между станциями метро «Технологический институт» (чуть поближе) и «Фрунзенская».
Верстовой столб 5/19
Если двигаться далее по Московскому проспекту, то перед площадью у Московских ворот, рядом с одноименной станцией метро, вы увидите верстовой столб 5/19 Царскосельской дороги.
В центре площади вы также можете видеть величественные Московские Триумфальные ворота, построенные в период 1834—1838гг по повелению императора Николая I на въезде в Петербург, в честь победоносного завершения Россией войн с Персией и с Турцией.
Вид в направлении Московских Триумфальных ворот
Где расположен верстовой столб 5/19
Верстовой столб 5/19 находится прямо на пересечении Московского проспекта и Ташкентской улицы.
Верстовой столб у Старо-Калинкина моста
Верстовой столб, расположенный у Старо-Калинкина моста, в середине XIX века был перенесен от дома №3 по Старо-Петергофскому проспекту (то есть с левого берега реки Фонтанки) на правый берег. Сейчас вы можете его увидеть съезжая, например, со Старо-Калинкина моста на площадь Репина.
Сколько верстовых столбов сохранилось в Санкт-Петербурге
В настоящее время сохранившиеся до наших лет верстовые столбы являются не только историческими памятниками федерального значения XVIII века, но и одними из символов Северной столицы.
Верстовые столбы
В 1667 г. при строительстве загородной резиденции царя Алексея Михайловича в Коломенском по дороге от Калужской заставы до нового дворца через каждую версту были врыты в землю двухсаженные (около 4 м высотой) каменные, облицованные разноцветным мрамором столбы, увенчанные орлами. Смотреть на них, как на диковинку, сбегались все окрестные жители. Очень скоро среди москвичей пошло гулять выражение «коломенская верста», ставшее вскоре употребительным по всей России.
Повсеместное распространение верстовых столбов началось со времен Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашеные и подписанные цифрами». В течение XVIII в. деревянные верстовые столбы появились на всех основных дорогах Российской империи. Как гласит один анекдот того времени, за такой столб в степи однажды задел задремавший в повозке хохол и остался недоволен такой диковиной: «Вот кляти москали, верстов на дороге понаставили, проихати не можно. ».
22 сентября 1764 г. в царствование Екатерины II было принято решение о сооружении на всех главных дорогах России каменных верстовых столбов по единому образцу. Их возводили в стиле барокко, венчал это довольно высокое, около 10 м высотой, сооружение флюгер в виде коня. На каждой версте почтовых дорог велено было также посадить по 20 деревьев. В 1774 г. первые верстовые столбы из гранита и мрамора появились вдоль Царскосельской дороги от границы Санкт-Петербурга (которая в XVIII в. проходила по Фонтанке) до Царского Села. Верстовые столбы изготавливались в строительных мастерских Исаакиевского собора. На первом и последнем верстовых столбах были установлены солнечные часы.
Однако изготовление и установка каменных верстовых столбов обходилась казне слишком дорого, и в 1817 г. император Александре I подписал указ, предписывающий установку деревянных верстовых столбов с наклонными черно-белыми полосами обеспечивающие лучшую их видимость. В том же указе говорилось: «При въезде в каждое селение иметь (по примеру заведенных в Малороссии) столб с доской, показывающей, как селение сие называется, кому принадлежит и какое имеет число душ». Появились те самые верстовые столбы, о которых Пушкин писал в своем известном стихотворении «Зимняя дорога»: «Ни огня, ни черной хаты,/ Глушь и снег навстречу мне,/ Только версты полосаты/ Попадаются одне».
Вестовые столбы просуществовали до 1918 г. Большевики ломали их как символы самодержавия, поскольку почти на всех сверху был установлен двуглавый орел. Ныне по всей стране их сохранились считанные единицы. Например, в Москве, близ Рогожской Заставы, можно увидеть своеобразный памятник версте – каменный столб с надписью: «От Москвы 2 версты».
Верстовые столбы. Откуда и куда?
22 сентября 1764 года в Санкт-Петербурге огласили распоряжение Екатерины Великой о замене деревянных верстовых столбов на каменные
Мостники и ямщики
Сразу возникает два вопроса: что такое верстовой столб и для чего их ставили? Начнём по порядку. Издревле на Руси путям сообщения мешали непроходимые леса и болота, функции дорог брали на себя реки. Поэтому все древнерусские города и большая часть сёл располагались по берегам рек. Летом по рекам плыли на лодках, а зимой – передвигались на санях. Самые первые сведения о том, что на Руси велись дорожные работы, мы узнаём из «Повести временных лет». В 1015 году киевский князь Владимир собрался в поход против своего сына Ярослава, княжившего в Новгороде. Он приказывает своим слугам готовить предстоящую дорогу: «Теребите пути и мосты мостите».
Верстовой столб на Рогожской заставе в Москве. Его можно увидеть и сейчас
Непосредственно к дорожным строителям обращался первый на Руси письменный свод законов «Русская Правда». Там содержится «Урок мостникам» и устанавливаются расценки на различные дорожные работы. С централизацией государства вокруг Москвы возрастает потребность в дорогах. В состав России вливаются Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь и другие территории, которые должны были иметь устойчивую связь с центральной властью.
Уже в начале XVI века появились описания больших российских дорог – Русский дорожник, Пермский и Югорский дорожники, а чуть позже были написаны «изгонные книги» с описанием мелких местных дорог. Серьёзным вкладом в развитие дорожного дела стала Ямская изба, созданная Иваном Грозным.
Столбовая дорога
А собственно дорожный бум начался при Петре I, когда 1 июня 1722 года вышел сенатский указ о постройке дороги, связывавшей две столицы – Петербург и Москву. Дорогу строили грунтовую, но требования к ней предъявляли серьёзные. И столбы там тоже предусматривались. Сегодня посмотрел в окно автомобиля, – и на каждом километре дороги такой столб имеется. А в старой России все расстояния измерялись в верстах. Километры появились только в 1918 году, после декрета Совнаркома от 14 сентября. Заметим, что километр оказался очень близок к нашей русской версте: 1 верста = 500 саженям, 1,0668 км.
Верстовой столб в Соликамске
Начали устанавливать верстовые столбы с указанием расстояния между городами ещё в XVI веке, а там, где столбы стояли, дорога стала называться столбовой. Народ и здесь преуспел, про столб срочно придумали загадку: «Нем и глух, а счёт знает».
В 1667 году царь Алексей Михайлович начал строить загородную резиденцию в селе Коломенском. Тогда от Калужской заставы до нового дворца были врыты в землю четырёхметровые каменные, облицованные мрамором столбы, сверху украшенные орлами. Для обывателей это всё было в диковинку, и они толпами собирались посмотреть такое чудо. Именно эти столбы создали истинно московское выражение «коломенская верста», которое передавалось из уст в уста и впоследствии стало гулять по всей России. Пётр I не только строил дороги, но и потребовал ставить на них крашеные столбы с цифрами. В XVIII веке верстовые столбы стали главным украшением на всех основных дорогах Российской империи.
По единому образцу
22 сентября 1764 года Екатерина II приняла решение, чтобы на всех главных дорогах стояли каменные верстовые столбы, исполненные по единому образцу. Такие верстовые столбы изготавливались в мастерских Исаакиевского собора. Столбы были высотой 10 метров, производились в стиле барокко, а сверху их венчал флюгер в виде лошади. Но это ещё не всё: на каждой версте велено было посадить по 20 деревьев. Первые такие столбы, изготовленные из гранита и мрамора, появились уже в 1774 году вдоль Царскосельской дороги – от границ Санкт-Петербурга до Царского Села.
Путешествие мимо верстового столба
Решение императрицы о каменных верстовых столбах оказалось для казны обременительным, и уже в 1817 году её внук Александр I упростил эту задачу. Отныне предписывалось устанавливать деревянные верстовые столбы с наклонными чёрно-белыми полосами для их лучшей видимости. Тот же указ предписывал, чтобы при въезде в каждый населённый пункт был столб с доской, показывающей, как селение называется, кому принадлежит и сколько душ там проживает. Как ни вспомнить пушкинское стихотворение «Зимняя дорога»: «Ни огня, ни чёрной хаты,/ Глушь и снег навстречу мне,/ Только версты полосаты/ Попадаются одне».
Но всё когда-нибудь кончается. Эпоха верстовых столбов завершилась в 1918 году. Новой власти не понравилось, что эти столбы украшает ненавистный символ самодержавия – двуглавый орёл. Но несколько столбов сохранились и до наших дней. Один такой образчик так и стоит в Москве близ Рогожской Заставы. На каменном столбе написано: «От Москвы 2 версты».