верным является то что н а некрасов поэт впечатлений
За что я люблю Н. А. Некрасова
Н.А. Некрасов – это прежде всего огромнейший, неисчерпывающийся талант. Огромным мастерством, любовью к родине, народу пронизаны все произведения великого поэта. Некрасов всю свою жизнь посвятил служению народу. Всю жизнь был верен свободолюбивым, революционным идеям. Н.А. Некрасов пламенно любил свою родину.
Но Некрасов не ограничивается показом бед закрепощенного народа. Он показывает не только нищету и забитость крестьянина, а и силу русского характера, ум, гордость, трудолюбие, любовь к родине русских людей. Некрасов твердо верит в освобождение своего народа. Он мечтает увидеть свою родину «свободной, гордой и счастливой».
Я очень люблю произведения Некрасова за мастерство, с которым они написаны, за их правдивое содержание, которое волнует и захватывает. Всегда любимыми героями Некрасова были борцы за народное счастье, за свободу. И в своих стихах он воспевает близких ему Чернышевского, Добролюбова и Белинского. Людей, которые всю свою жизнь боролись против ненавистного крепостного права и которые так же, как и Некрасов, мечтали увидеть свою родину счастливой и свободной. Глубокая скорбь звучит в стихотворении «Памяти Добролюбова»:
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь русская земля, но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Так же пламенно воспевает он в своих произведениях Чернышевского и своего незаменимого друга и учителя Белинского. В стихотворениях Некрасова ясно звучит призыв к революции:
Душно! Без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!
Грянь над пучиною моря.
В поле, в лесу засвищи,
Чашу вселенского горя
Всю расплещи.
В стихотворении «Забытая деревня», «Несжатая полоса», «Мороз-Красный Нос», «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская» Некрасов показывает тяжелую жизнь русских крестьян, их непосильный, изнурительный труд. Он правдиво, без всяких прикрас показывает горькую долю закрепощенного человека.
Особое внимание в своих стихотворениях Некрасов уделяет судьбе русской женщины. О полном бесправии, непосильном труде и бесконечном горе бедной крестьянки говорит поэт во многих своих стихотворениях:
Свои взгляды на поэзию и сущность искусства, на место и роль поэта в жизни Некрасов выражает в стихотворении «Элегия»:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – страдания народа
И что поэзия забыть ее должна…
Не верьте, юноши, не стареет она.
…Увы, пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза.
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее служить могла бы лира.
Я очень люблю это стихотворение. В нем чувствуется, какое значение придавал поэзии Некрасов, его идейная убежденность, сила его стремлений. Стихотворения Некрасова полны призывом к работе, действиям.
И даже в наше время находишь в его произведениях нужные мысли и чувства, которые должны руководить нами. Мне очень нравятся его произведения. Чтение их доставляет большое удовлетворение и интерес.
Ответы к тестам по литературе «Некрасов» 3 темы
1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
1. Укажите годы жизни Н.А. Некрасова:
б) 1820—1876;
в) 1821—1878;
2. С какой рекой связаны воспоминания детства Н.А. Некрасова?
3. Вопреки воле отца Н.А. Некрасов пробует поступить в Петербургский университет на факультет:
4. Период «петербургских мытарств» для Н.А. Некрасова закончился, когда его бойкое перо заметил издатель театрального журнала «Репертуар и пантеон»:
5. С 1847 года Н.А. Некрасов является издателем основанного А.С. Пушкиным журнала:
а) «Отечественные записки»;
г) «Библиотека для чтения».
6. В середине сороковых годов Н.А. Некрасов начал издавать альманахи, отстаивая гоголевское направление в русской литературе. Один из них — «Петербургский сборник», второй:
а) «Физиология Петербурга»;
г) «Жизнь Петербурга».
7. Вслед за А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Некрасовский город:
а) красив и помпезен;
б) начертан неопределенно и безжизненно;
в) это символический город зла;
г) это город вечных праздников и любви.
8. Н.А. Некрасов — народный поэт. За свой счет он печатает одну из своих поэм и распространяет ее в народе. Это поэма:
а) «Мороз, Красный нос»;
г) «Крестьянские дети».
9. Первый сборник стихов Н.А. Некрасова, о котором В.А. Жуковский отозвался так: «Если хотите напечатать, то издавайте без имени. Впоследствии вы напишете лучше и вам будет стыдно за эти стихи», — назывался:
10. Очерк «Русские второстепенные поэты» Н.А. Некрасов посвятил творчеству:
11. Типичная ситуация «русского человека на рандеву» описана в поэме Н.А. Некрасова:
б) «Крестьянские дети»;
г) «Кому на Руси жить хорошо».
12. Н.А. Некрасов — поэт, прозаик, драматург, критик, издатель.Найдите в перечне произведений водевиль:
а) «Феоклист Онуфрич Боб»;
в) «Провинциальный подьячий в Петербурге»;
г) «Вот что значит влюбиться в актрису».
13. Один из романов Н.А. Некрасова остался незаконченным, но глава из этого романа была опубликована как самостоятельное произведение. Так появился на свет очерк:
а) «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»;
б) «Повесть о бедном Климе»;
г) «Петербургские углы (Из записок одного молодого человека)».
14. К какому литературному направлению можно отнести творчество Н.А. Некрасова?
Г. Критическому реализму.
15. По своим социально-политическим взглядам Н.А. Некрасов был:
б) революционным демократом;
1. Какова общая тональность поэзии Н.А. Некрасова?
2. Какие мотивы лирики Н.А. Некрасова явились традиционными?
Б. Тема поэта и поэзии.
3. В каком лирическом стихотворении Н.А. Некрасов определяет свой взгляд на поэта и поэзию?
А. «Огородник». В. «Поэт и гражданин».
Б. «Тройка». Г. «Элегия».
4. Какой образ Музы создает в своих стихах Н.А. Некрасов?
А. Музы мести и печали.
Б. Музы — легкомысленный красавицы.
5. Одно из стихотворений Н.А. Некрасова называется так же, как и стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова:
б) «Поэт и гражданин»;
6. Стихотворение «Поэт и гражданин» построено в форме диалога. С кем ведет спор лирический герой стихотворения?
Б. С представителем власти.
В. Представителем «чистого искусства».
7. Кому Н.А. Некрасов посвятил следующие строки:
Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать.
Б. Н.Г. Чернышевскому.
8. Назовите адресата любовной лирики Н.А. Некрасова:
а) Е. Денисьева; в) А.Я. Панаева;
б) А.П. Керн; г) Л.Д. Менделеева.
9. Какие чувства преобладают в любовной лирике Н.А. Некрасова?
А. Восторг и радость.
Б. Нежность и восхищение.
В. Преклонение перед возлюбленной.
Г. Страдание и ревность.
10. Излюбленным стихотворным размером А.С. Пушкина считается четырехстопный ямб, А.С. Грибоедова — вольный ямб, Н.А. Некрасова:
а) шестистопный ямб;
11. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.
А. «Памяти Добролюбова».
12. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой.
А. «Кому на Руси жить хорошо».
Б. «Размышления у парадного подъезда».
В. «Вчерашний день часу в шестом. »
13. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Б. «Поэт и гражданин».
14. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
А. «Кому на Руси жить хорошо».
Б. «Мороз, Красный нос».
15. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:
О, Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Б. «Размышления у парадного подъезда».
В. «Кому на Руси жить хорошо».
16. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Обходит владенья свои.
А. «Кому на Руси жить хорошо».
Б. «Мороз, Красный нос».
17. Укажите, какой жанр чаще lругих встречается в лирике Н.А. Некрасова:
18. Определите стихотворный размер следующих строк:
Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям.
19. Н.А. Некрасов широко использует фольклорные элементы поэтики. Найдите соответствующие литературоведческие термины, определения к приведенным примерам. Определите художественные средства, которыми пользуется поэт.
1. Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется — шумит, поет, ругается, качается, валяется,
дерется и целуется у праздника народ.
2. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная
Матушка-Русь!
3. Любуясь месяцем, оглядывая дол,
Мы чувствуем в душе ту тихую печаль
Откуда чувства эти?
А. Постоянные эпитеты.
3. ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» (ОБЩИЕ ВОПРОСЫ)
1. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» в литературе принадлежит к идейно-эстетическому направлению:
а) просветительский реализм;
б) критический реализм;
2. «Кому на Руси жить хорошо» открывается со сказочного зачина. Это позволяет автору:
а) подчеркнуть вымышленность описываемой в произведении ситуации;
б) совместить мир реальности и мир фантастики, что; необходимо для дальнейшего развития сюжета;
в) оживить довольно сложный сюжет.
3. Сколько было мужиков, отправившихся на поиски счастливого на Руси?
4. Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо» построен на встречах крестьян:
а) с чиновником, помещиком;
б) купцом, попом, народом;
в) помещиком, попом, крестьянами.
5. В поэме поставлен вопрос:
а) о счастье отдельных представителей господствующих классов;
б) «всенародном» счастье;
6. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» высказываются несколько версий о том, кто счастлив на Руси. Кого из «списка» первым встречают герои-правдоискатели?
7. Поп, помещики не чувствуют себя счастливыми потому, что:
а) нет прежнего смирения крестьян;
б) уменьшились их доходы;
в) утрачены покой, богатство и честь.
8. Как в поэме показаны образы помещиков?
А. Реалистически. В. Беспристрастно.
9. В главе «Последыш» рассказывается:
а) о помещике Оболте-Оболдуеве;
10. «Богатырем святорусским» назван в поэме:
а) Савелий; в) Яким Нагой.
11. При создании поэмы Н.А. Некрасов максимально использует приемы устного народного творчества. Образ Савелия в его авторской интерпретации помогают понять:
а) сказочные мотивы;
б) пословицы и поговорки, загадки;
г) постоянные эпитеты.
12. Какая из глав вызвала ожесточенные нападки цензуры, считавшей, что вся эта часть поэмы отличается «крайним безобразием содержания» и «носит характер пасквиля на все дворянство»?
А. «Пьяная ночь». В. «Пир — на весь мир».
Б. «Сельская ярмонка». Г. «Последыш».
13. Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представил своеобразного народного правдолюбца, крестьянского праведника. Это:
а) Гриша Добросклонов; в) Ермил Гирин;
б) Яким Нагой; г) Матрена Тимофеевна.
14. С какой целью Н.А. Некрасов вводит в поэму легенду о двух великих грешниках?
А. Показать силу народного гнева против жестокого крепостничества.
В. Показать бунтарский дух народа.
Г. Показать, что социальное возмездие становится средством искупления и нравственного исцеления.
15. Почему семеро мужиков не удовлетворены рассказом Матрены Тимофеевны, о которой «молва идет всесветная», что она «вольготно, счастливо» живет?
А. Матрена Тимофеевна не рассказывает странникам всей правды.
Б. Мужики видят цену, которую Матрена Тимофеевна заплатила за «покой» и «честь».
В. Мужики понимают что «счастие» Матрены Тимофеевны не соответствует формуле «покой, богатство, честь».
16. О каких «ключах» идет речь в притче, которую Матрена Тимофеевна рассказывает странникам:
Ключи. заброшены, потеряны у бога самого.
А. О «неоценимых ключах», которые «пришлись к рабам-невольникам ».
Б. Ключах «от счастья женского».
В. Ключах от «каторжных нор», в которых томятся крестьяне, подобные Савелию, «богатырю святорусскому».
17. Какой смысл имеет в поэме образ Гриши Добросклонова?
А. Воплощение лучших черт соратников Н.А. Некрасова.
Б. Ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы.
В. Образ человека, умеющего помнить и ценить добро.
18. Образ Гриши Добросклонова имел своим прототипом:
а) Н.А. Добролюбова; в) Н.Г. Чернышевского.
19. Основной формой повествования в главе «Пир на весь мир» является:
а) диалог; в) авторские отступления;
20. В чем смысл заключительных слов поэмы:
Быть бы нашим странникам
Если б знать могли они,
Что творилось с Гришею.
А. Подчеркнуть, что странники прошли мимо Гриши, так как не увидели у него того счастья, которое искали («покой, богатство, честь»).
Б. Обратить внимание читателей на то, что мужики не увидели в Грише счастливого человека, так как его представление о счастье не связано со стремлением к личному благу.
В. Показать, что мужики уже внутренне готовы к тому восприятию счастья, которое проповедует Гриша: жить для «счастия народного».
21. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» проявилась:
а) социальная сатира;
б) веселый и бодрый юмор;
в) народная трагедия;
г) политический сарказм.
22. В композиции поэмы много вставных сюжетов, что связано:
а) с отсутствием стройной композиции;
б) энциклопедическим характером произведения;
в) фольклорной основой произведения.
23. Сюжет поэмы построен как путешествие, потому что автор:
а) хотел создать занимательный сюжет;
б) планировал противопоставить два мира — господский и крестьянский;
в) предполагал изобразить широкую социально-историческую панораму.
Эталоны правильных ответов:
1. 1в; 2г; За; 46; 5б; 6а; 7в; 8в; 9а; 10г; 11в; 12а; 13г; 14г; 15б.
3. 1б; 2б; 3г; 4в; 5б; 6б; 7в; 8б; 9в; 10а; 11в; 12г; 13б; 4б; 15б; 16б; 17б; 18а; 19г; 20в; 21а; 22б; 23в.
Урок литературы в 10-м классе. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова
Разделы: Литература
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-поиск.
Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Методический приём: групповая работа, сообщения, чтение наизусть.
Наглядность: слайды, репродукции картин, тексты, словари.
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
II. Слово учителя.
О месте Некрасова в русской литературе как личности и как поэта. Учитель предупреждает, что ученики должны раскрыть смысл эпиграфов по ходу урока.
«То сердце не научится любить,
которое устало ненавидеть…»
«Я лиру посвятил народу своему…»
III. Работа по теме.
1. Вступление к теме.
Портрет Н.А. Некрасова, картина с изображением Волги. (Слайд №1)
Звучит песня «Ой ты, Волга-матушка», ученица читает отрывок из стихотворения «На Волге» (Приложение № 1)
Песня затихает, появляется картина Репина «Бурлаки на Волге». (Слайд №2)
Ученица продолжает читать.
2. Учитель:
— Почему мы начали урок стихами о Волге, с демонстрации картины Репина? (Потому что детство Некрасова прошло там, где протекала река Волга и впечатления, связанные с его наблюдениями, отразились на его жизни и творчестве.)
3. Рассказ ученика о детстве Некрасова (Слайд №3) Чтение наизусть (приложение № 2)
Учитель: Обратимся к одному из эпиграфов « То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…». (Слайд №1)
— Как вы понимаете смысл этих слов?
4. Развёрнутый ответ ученика.
В нашей улице жизнь трудовая;
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая.
Всё сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
(«О погоде», 1859 г.)
5. Учитель обращает внимание на второй эпиграф
Ученик рассказывает о Белинском и его влиянии на Некрасова. Чтение отрывков из произведений Некрасова о Белинском. Некрасов и «Современник» Рассказ сопровождается слайдами: портрет Белинского, сотрудники «Современника») (Слайд №4, №5, приложение №4)
6. Слово учителя.
Своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и её тематикой, идейностью. О чём же писал Некрасов? (В процессе рассказа учителя учащиеся ведут записи в тетрадях).
1. Как мы уже говорили, Некрасов с раннего детства общался с крестьянскими ребятишками, и поэтому о детях и для детей написал много различных произведений. О страданиях детей, маленьких тружениках, вынужденных работать с утра до ночи в мастерских ремесленников, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». (1866) Это, наверное, единственное стихотворение в поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Обращаясь к читателям, поэт спрашивает:
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
В них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей.
Слайд: картина Перова «Тройка»(1866) (Анализ) (Слайд №6)
Безграничной любовью к детворе пронизано стихотворение «Крестьянские дети». С нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяхах, Глашках и других ребятишках. Но поэт напоминает и о том, что многим из них « рано знакомы труды» (образ мужичка с ноготок, шести лет от роду). Для детей он пишет стих-я «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы» и другие. (Слайды №6–9)
2. Всю свою жизнь Некрасов посвятил служению народу. О народе и для народа писал поэт. Именно таким произведением явилась поэма «Корабейники».(1861) В ней поэт обобщил наблюдения над крестьянской жизнью в канун проведения реформы. Отдельные части поэмы стали народными песнями («Коробушка») О печальной истории, поведанной крестьянкой о гибели своего единственного сына, написана поэма «Орина, мать солдатская» (слайд) О бесправном положении народа рассказывают стих-я «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» (Слайды №10, 11).
Таким образом, мы видим, насколько широка и многогранна была поэзия великого поэта, и в каждом стихотворении перечисленных направлений звучат мотивы огромной любви к родине, боль и гнев, протест против эксплуатации.
7. Аналитическая работа.
Проанализируйте таблицу по тематике лирики Пушкина, Лермонтова, Некрасова и сделайте вывод о преемственности в литературе. (Приложение № 5)
Вывод: Во всех отрывках звучит призыв к действию, не быть равнодушными, чувствуется боль, переживание за тех, кто молчит.
Учитель. Значит, Некрасов следовал традициям Пушкина и Лермонтова. Давайте убедимся в этом, прочитав и проанализировав стихотворения «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия»
8. Работа над стихотворениями (План анализа стихотворного текста раздаётся учащимся, приложение № 6)
1. Проследим позицию Некрасова в стих. «Поэт и гражданин» (1856г.) Один из современников так отозвался о стихотворении: «Какую славную придумал Некрасов увертюру для своей суровой музыки! Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений. Суровая и горькая, но благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы».
2. Чтение стихотворения по ролям.
— О чём спорят герои стихотворения?
— Кто победил в этом споре?
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…
А что поэт? Он привержен заветам Пушкина, провозгласившего в стихотворении «Поэт и толпа»:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Поэт признаётся, что не всегда спешил «известности добиться», шёл «тропкой торною» и «добродушно воспевал» «то гром небес, то ярость моря», удивлял «дерзостью мальчишек// И похвалой гордился их» Ведь было время, когда в годы «печальной, бескорыстной, трудной» юности он «без отвращенья, без боязни» «шёл в тюрьму и к месту казни», «честно ненавидел» и «искренне любил» Но поэт не выдержал жизненных испытаний, не захотел погибнуть безвестным, когда ему было всего двадцать лет:
Лукаво жизнь вперёд давила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои…
Далеко не сразу понял Поэт, что попрал он «долг священный человека». Раскаянье пришло, когда
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья полного полна.
Учитель. Самое страшное, что только «у двери гроба» он понял, что его Музе «шёл один венок терновый» к её «угрюмой красоте».
Как видим, в суждениях и Гражданина, и Поэта просматриваются определённые противоречия. Для Некрасова единственным и абсолютным критерием в осмыслении роли поэта и назначении поэзии является Пушкин, в творчестве которого органически соединились гражданские и общечеловеческие истины.
В стихотворениях «Муза», «Блажен незлобивый поэт…», «Замолкни, Муза мести и печали. » выражена позиция поэта- гражданина, певца народного горя и страданий. Его Муза «плачущая, скорбящая и болящая», ведущая его «через бездны тёмные насилия и Зла.
— А как изображает поэт Музу? (Изображение Музы, по- видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего). Наконец, можно считать этот образ ёмкой метафорой: крестьянка – сама поэзия, обречённая в эпоху Некрасова несколько умалять своё достоинство, на время «притвориться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».
Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной», в крови, кнутом иссечённой Музы, плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей…согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».
Учитель Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех её гранях, которые поэт воссоздал в своём творчестве.
3. Анализ стих-я «Элегия».
Учащиеся работают с текстом, ведут записи в тетрадях.
— О чём говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена? (В первой строфе поэт обращается к молодёжи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение поэзии.)
Анализ второй строфы. (Поэт выразил своё отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).
— Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов? (Размышления о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).
— Каковы особенности четвёртой строфы? (Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню).
Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?
Учащиеся. Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремлённый художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он поэт и человек, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодёжи, её пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.
Чтение наизусть отрывка из «Медвежьей охоты» (ученик) (Приложение №7, Слайд №5)
9. Итог. Итак, можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу, своей матери, совместной работе с революционерами- разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. Недаром поэт сказал о себе:
Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.
— В чём же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова? (Учащиеся перечисляют самостоятельно, а затем проектируется слайд №17, приложение №9)
Итоговый вопрос: Что бы взяли для себя у Некрасова?
Домашнее задание.