верно ли что государство проводит экономическую политику

Тест по обществознанию Экономическая политика государства 11 класс

Тест по обществознанию Экономическая политика государства для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 5 заданий, в части 3 — 1 задание (эссе на оду из тем).

1. К стабилизационному направлению в экономиче­ской политике относится

1) государственная поддержка наиболее важных отраслей хозяйства
2) содействие конкуренции
3) ограничение монополии
4) «оздоровление» экономики

2. Сторонником монетаризма являлся

1) М. Фридмен
2) Дж. Кейнс
3) А. Смит
4) К. Маркс

3. Политика российского правительства в 1992-1993 гг. следовала теории

1) монетаризма
2) марксизма
3) кейнсианства
4) протекционизма

4. Повышение учетной ставки по кредитам приводит к

1) удешевлению кредита
2) уменьшению количества желающих брать кре­диты
3) подъему производства
4) усилению инфляции

5. Понижение учетной ставки по кредитам приводит к

1) уменьшению денег в обращении
2) снижению инфляции
3) подъему производства
4) уменьшению числа заемщиков

6. Увеличение нормы обязательных резервов, размещенных в центральном банке, приводит к

1) уменьшению денег у банков для кредитования
2) увеличению денежной массы
3) удешевлению кредита
4) увеличению числа заемщиков

7. Уменьшение объемов обязательных резервов, раз­мещенных в центральном банке, приводит к

1) увеличению денежной массы
2) уменьшению денег у банков для кредитования
3) удорожанию кредита
4) уменьшению числа заемщиков

8. Государственный бюджет Российской Федерации принимается

1) Президентом РФ
2) Правительством РФ
3) Федеральным Собранием РФ
4) Министром финансов

9. К прямым налогам не относится

1) подоходный налог граждан
2) налог на прибыль
3) налог на имущество
4) налог на добавленную стоимость

10. К косвенным налогам не относится(ятся)

1) налог с владельцев транспортных средств
2) налог с оборота
3) таможенные пошлины
4) налог с продаж

11. К источникам доходов государства не относится(ятся)

1) налоги
2) прибыль государственных предприятий
3) инвестиции
4) сеньораж (доход от эмиссии денег)

12. В понятие финансовых активов не входят

1) акции
2) деньги
3) облигации
4) предприятия

13. Свойство ценных бумаг быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый, называется

1) ликвидностью
2) запасом ценности
3) профицитом
4) кредитом

14. В бюджетную систему Российской Федерации не входят

1) федеральный бюджет РФ
2) бюджеты субъектов РФ
3) бюджеты муниципальных образований
4) бюджеты частных предприятий

15. Денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели, называется

1) дотацией
2) бюджетной ссудой
3) субвенцией
4) трансфертом

1. Вставьте пропущенные понятия:

К экономическим целям государства относятся

1) обеспечить экономический __________.
2) создать условия экономической __________ (право хозяйствующих субъектов самим выби­рать вид, форму и сферу экономической деятель­ности)
3) заботиться об обеспечении полной __________ (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)

2. Найдите в приведенном списке методы прямого регулирования государством экономической сферы.

1) кредитно-денежная политика
2) принятие законов
3) расширение государственных заказов
4) бюджетная политика
5) развитие государственного сектора
6) налогообложение

3. Найдите в приведенном списке методы косвенного регулирования рынка.

1) кредитно-денежная политика
2) принятие законов
3) расширение государственных заказов
4) бюджетная политика
5) развитие государственного сектора
6) налогообложение

4. Норма процента, по которой центральный банк дает кредиты коммерческим банкам, называется __________ __________.

5. Деятельность государства в области налогообложе­ния, регулирования государственных расходов и го­сударственного бюджета называется __________ __________.

Часть 3 (темы для эссе)

1. «Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное ле­карство против страданий бедности и против поро­ков праздности» (Д. Писарев).

2. «Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем об­ществом, на пользу которого направлен этот труд» (Д. Писарев).

3. «В то время как роль, которую играет в производст­ве природа, обнаруживает тенденцию к сокращению отдачи, роль, которую играет в нем человек, обна­руживает тенденцию к возрастанию отдачи» (А. Маршалл).

Ответы на тест по обществознанию Экономическая политика государства
Часть 1
1-4, 2-1, 3-1, 4-2, 5-3, 6-1, 7-1, 8-3, 9-4, 10-1, 11-3, 12-4, 13-1, 14-4, 15-3.
Часть 2
1.
1) рост
2) свободы
3) занятости
2. 235
3. 146
4. учетной ставкой
5. бюджетно-налоговой (фискальной политикой)

Источник

Тест по обществознанию Роль государства в экономике 8 класс

Тест по обществознанию Роль государства в экономике для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Органы государственной власти в структуре экономики выполняют функции

1) производства
2) распределения
3) обмена
4) потребления

2. Верны ли следующие суждения о государственном долге?

А. К способам решения проблемы государственного долга можно отнести сокращение бюджетных расходов.
Б. К способам решения проблемы государственного долга можно отнести одалживание денег у иностранных го­сударств.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Ситуация, при которой необходимые расходы государства оказываются больше возможных доходов, называется

1) профицитом бюджета
2) дефицитом бюджета
3) инфляцией
4) конкуренцией

4. Ситуация, при которой доходы государственного бюджета меньше предполагаемых расходов, называется

1) положительным сальдо
2) профицитом бюджета
3) дефицитом бюджета
4) сбалансированным бюджетом

5. В бюджетную систему Российской Федерации не входят(-ит)

1) федеральный бюджет РФ
2) бюджеты субъектов РФ
3) бюджеты муниципальных образований
4) бюджеты акционерных предприятий

6. Государственный бюджет Российской Федерации прини­мается

1) Президентом РФ
2) Правительством РФ
3) Федеральным Собранием РФ
4) министром финансов

7. Какой налог из перечисленных относится к косвенным налогам?

1) подоходный налог
2) налог на прибыль
3) транспортный налог
4) налог на добавленную стоимость

8. Верны ли следующие суждения о воздействии государства на экономику?

А. Государство воздействует на экономические отношения с помощью налогообложения.
В. Государство воздействует на экономические отношения через кредитно-денежную систему.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Государство воздействует на экономические отношения с помощью

1) правового регулирования
2) налогообложения
3) кредитно-денежной системы
4) всего вышеперечисленного

10. Какой налог из перечисленных относится к прямым налогам?

1) таможенная пошлина
2) налог на добавленную стоимость
3) подоходный налог
4) экологический налог

1. Найдите в приведённом списке методы прямого регулиро­вания государством экономической сферы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) налогообложение
2) принятие законов
3) расширение государственных заказов
4) бюджетная политика
5) развитие государственного сектора

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «ценные бумаги».
Акции, облигации, деньги, вексель, приватизационный чек.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется __________ политикой.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«К важнейшим экономическим функциям государства как основного института политической системы общества относятся:
1) формирование эффективной экономической __________(1) государства, воздействие на ход эко­номических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономиче­ских кризисов;
2) регулирование кредитно-денежной системы страны;
3) развитие и защита механизма __________(2) и предотвращение негативных последствий __________(3);
4) защита и охрана всех видов __________(4);
5) регулирование в стране __________(5);
6) охрана интересов __________(6) и контроль за качеством товаров и услуг;
7) контроль за сферой внешней торговли, защита эко­номических интересов страны в международных от­ношениях, обеспечение успешной интеграции стра­ны в мировую экономику и т.д.».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) монополизм
Б) конкуренция
В) политика
Г) собственность
Д) трудовые отношения
Е) потребитель
Ж) предприниматель

1. Прочитайте отрывок из статьи С. Миронова «Государство не ночной сторож» и выполните задания.

1) Напишите фамилию автора афоризма о «невидимой руке рынка» и дайте определение связанной с ним экономиче­ской теории.

2) В 90-е годы в России государство отказалось от советской практики пятилетнего планирования экономики и пере­шло на утверждение бюджета на один год. Но в 2007 году Государственная Дума утвердила трёхлетний бюджет государства, тем самым пытаясь планировать развитие эко­номики на более длительный период. Является ли это от­казом от рыночной экономики и переходом к командно­-административной системе? Используя текст и свои зна­ния общественной жизни, напишите не менее двух поло­жений в защиту своей точки зрения.

2. Приведите названия не менее трёх государств, в которых за последние двадцать лет произошел переход от централизо­ванной экономики к рыночной, и напишите не менее двух причин столь резкого изменения экономической системы.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных
аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и
собственный жизненный опыт.

1. «Благосостояние государства обеспечивают не те день­ги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» (И. Этвеш).

2. «Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают вер­ную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном» (Ф. Ла­рошфуко).

3. «Когда в Поднебесной много запретов, народ беднеет» (Лао-цзы).

Ответы на тест обществознанию Роль государства в экономике
Часть 1
1-2, 2-1, 3-2, 4-3, 5-4, 6-3, 7-4, 8-3, 9-4, 10-3
Часть 2
1. 134
2. деньги
3. бюджетно-налоговой
4. ВБАГДЕ

Источник

Тест по обществознанию Экономика и государство 11 класс

Тест по обществознанию Экономика и государство 11 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 6 заданий.

Вариант 1

1. Ниже приведен список примеров различных благ. Все они, за исключением двух, относятся к общественным благам. Найдите два примера, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) услуги охраны
2) фундаментальная наука
3) служба МЧС
4) уличное освещение
5) муниципальная дорога
6) сотовая связь

2. Функциями государства в рыночной экономике являются:

1) стабилизация экономики
2) компенсация негативных внешних эффектов
3) регулирование ценообразования
4) повышение производительности труда работников предприятия
5) регулирование денежного обращения
6) централизованное распределение ресурсов

3. Государство Z проводит активную политику в сфере занятости, трудоустройства и бизнеса. Найдите в приведенном списке примеры прямых (административных) методов, используемых для достижения этой цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) расширение системы госзаказов
2) установление минимального размера оплаты труда работников
3) введение льготного налогообложения для самозанятых граждан
4) установление квот (минимального количества рабочих мест) для приема на работу выпускников вузов, инвалидов и т. д.
5) увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых индивидуальным предпринимателям

4. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Прямые налоги взимаются только с предприятий-монополистов.
2) Налоги — это добровольные платежи физических и юридических лиц в пользу государства.
3) Принципы построения налоговой системы в РФ — справедливость и экономическая обоснованность.
4) Государство использует механизм налогообложения для повышения благосостояния граждан с низкими доходами.
5) Уменьшение налогового бремени приводит к снижению темпов инфляции.

5. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

НАЛОГ/СБОР

A) акциз
Б) таможенная пошлина
B) налог на наследство
Г) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
Д) налог на прибыль организации

1) прямой
2) косвенный

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. В государстве Z основным источником финансирования государственного бюджета являются налоги, которые затем направляются на финансирование армии, органов правопорядка и социальную помощь. Какие функции налогов проявились в этом примере?

1) фискальная
2) воспитательная
3) стимулирующая
4) распределительная
5) контрольно-учетная

Вариант 2

1. Ниже приведен список примеров деятельности. Все они, за исключением двух, относятся к внешним эффектам. Найдите два примера, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сброс неочищенной воды в реку
2) покупка гражданином дорогой машины
3) разведение пчел, опыляющих местные сады
4) увеличение прибыли фирмы в результате успешной маркетинговой политики
5) озеленение территории
6) освещение улиц от света витрин магазинов

2. Целями государства в рыночной экономике являются

1) обеспечение экономического роста
2) максимизация прибылей производителей
3) создание условий экономической свободы
4) установление цен на основные товары и услуги
5) обеспечение равенства доходов производителей
6) обеспечение экономической безопасности и экономической эффективности

3. В целях обеспечения экономического роста и поддержки национального предпринимательства государство N использует различные инструменты. Найдите в приведенном списке примеры косвенных (экономических) методов, применяемых для достижения этой цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) снижение налогового бремени на малый бизнес
2) лицензирование определенных видов деятельности
3) совершенствование антимонопольного законодательства
4) введение пошлин на ввозимые в страну импортные товары
5) облегчение получения предпринимателями кредитов на развитие производства

4. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Косвенные налоги взимаются только в случае превышения государственных расходов над доходами.
2) Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства.
3) Снижение налогового бремени приводит к увеличению денежной массы и росту инвестиций.
4) Деятельность государства в сфере налогообложения называется монетарной политикой.
5) Принципами построения налоговой системы в РФ являются законность и всеобщность.

5. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

НАЛОГ/СБОР

A) земельный налог
Б) налог на имущество организаций
B) НДС
Г) налог на прибыль организаций
Д) налог на имущество физических лиц

1) местный
2) региональный
3) федеральный

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Государство Z использует систему налогообложения для стимулирования потребления товаров национального производства и развития внешнеэкономических связей. Анализируя источники доходов и расходов граждан и фирм, налоговые органы получают возможность своевременно вносить изменения в налоговую политику. Какие функции налогов проявились в этом примере?

1) фискальная
2) регулирующая
3) воспитательная
4) распределительная
5) контрольно-учетная

Ответы на тест по обществознанию Экономика и государство 11 класс
Вариант 1
1-16
2-125
3-124
4-34
5. А2 Б2 В1 Г1 Д1
6-14
Вариант 2
1-24
2-136
3-145
4-235
5. А1 Д1 Б2 В3 Г3
6-25

Источник

Урок по обществознанию в 11 классе. Тема «Экономика и государство» (2 часа)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок по обществознанию в 11 классе.

Тема «Экономика и государство» (2 часа)

Основные цели и задачи:

Расширить представления учащихся о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества;

Охарактеризовать экономические функции государства, пути и методы гос регулирования экономики;

познакомить учащихся с различными взглядами ученых на масштабы и способы вмешательства государства в экономику;

раскрыть цели и методы осуществления фискальной и монетарной политики;

определить значение государства для эффективного функционирования рыночной системы хозяйствования.

организация решения практических задач и обсуждение практических выводов.

развивать умения и навыки работы с тестами, с заданиями на соответствие, заданиями на составление плана, со свободным ответом, по написанию эссе.

Тип урока: изучение нового материала.

Технические средства обучения: компьютер и проектор.

План изучения нового материала

Экономические функции государства

Какой инструмент регулирования экономики выбрать

Денежно-кредитная (монетарная) политика.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Нужна ли государству помощь государства.

Обсуждение вопросов, поставленных в начале параграфа.

2. Учитель обобщает и вводит новые понятия, организует работу с учебником:

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.

Работа с учебником: стр. 79

Какие экономические цели у государства в рыночной экономике?

1. обеспечить экономический рост;

2.создать условия экономической свободы;

3. обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность

4.заботиться об обеспечении полной занятости;

5.оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

Экономическая политика строится на умелом сочетании перспективных и текущих целей.

Назовите перспективные и текущие цели экон. политики государства. (Работа с учебником: стр.79 )

В экономической политике выделяют, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.

4. Задание учащимся Найти и выписать :Какие экономические функции выполняет государство в современном обществе?

(Работа с учебником стр. 80-81)

5. Работа с новыми понятиями:

Общественные блага— это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др.

Внешние эффекты — связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (напомним, не участвующих в производстве), в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара.

Задание: Приведите примеры положительных и отрицательных внешних эффектов.

Учитель: С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Возникают и качественно новые функции государства, связанные со становлением постиндустриального общества.

Вопрос: Какие новые экономические функции появились у государства?

(Это поддержка фундаментальной науки, участие в решении таких известных вам глобальных проблем человечества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономического отставания стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений.)

Учитель: Почему важнейшей функцией государства в рыночной экономике является поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы?

(С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.)

— современное государство является необходимой частью любой хозяйственной системы;

— экономическая политика государства направлена на реализацию его экономических целей, функций и задач.

Переход ко 2 вопросу плана

Обсуждение вопроса: Может ли рыночная экономика эффективно функционировать без помощи государства?

Учитель обобщает: Для реализации экономической политики государству необходимо выбрать и использовать определенные инструменты.

Вопрос: Какие направления являются главными в экономической политике государства?

Составьте схему главных направлений государства в экономической политике

Работа с учебником стр. 82

2 главных направления

государства в экономической политике

бюджетно-налоговая гос поддержка особо важных для

(фискальная ) и кредитно-денежная развития всего хозяйства страны отраслей

(монетарная ) политика. Производство общественных благ

приватизация, содействие конкуренции и

ограничение монополий и др.

Учитель: Какими методами осуществляется воздействие государства на рыночный механизм?

(прямого и косвенного регулирования.).

Составьте схему путей воздействия государства на рыночный механизм

Работа с учебником стр.82-83

2 пути воздействия государства

на рыночный механизм

Прямое регулирование Косвенное регулирование

(использование преимущественно ( использование

административных методов) экономических методов)

деятельность и фискальная политика

Задание: приведите примеры прямого и косвенного методов воздействия?

После обсуждения в схеме появляются дополнения

Примеры административных методов:

Выдача лицензий на деятельность;

Контроль над ценами и качеством продукции;

Гос финансирование секторов экономики, отраслей

Примеры косвенных форм:

Регулирование объемов денег в обращении

Политика в области налогообложения

Таможенные пошлины и др.

Учитель: Схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом:

верно ли что государство проводит экономическую политику. Смотреть фото верно ли что государство проводит экономическую политику. Смотреть картинку верно ли что государство проводит экономическую политику. Картинка про верно ли что государство проводит экономическую политику. Фото верно ли что государство проводит экономическую политику

Учащиеся переносят схему в тетрадь.

Учитель: В спорах ученых-экономистов о способах и масштабах вмешательства государства в экономику можно выделить два взгляда, отражающих различные направления в экономической теории, — монетаризм и кейнсианство.

Учащиеся знакомятся с сущностью 2 взглядов.стр.83

Позиция монетаристов (Д. Юм, М. Фридмен): как можно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивую экономическую систему.

Представители кейнсианского н аправления, связанного с именем английского экономиста Дж. Кейнса (1883—1946), считают, что один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике. Кейнс пришел к выводу о том, что капиталистическую экономику необходимо регулировать.

Он выявил те параметры экономической системы, которые должны стать объектом такого регулирования, и выдвинул способы этого регулирования, основанные на теории, которую изложил в работе » Общая теория занятости, процента и денег».

Кейнс пришел к выводу, что только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей. Для удовлетворения современных экономических потребностей общества, считают его последователи, необходимы и неизбежны правительственные меры.

Учитель: Какую позицию выбрали бы вы?

Переход к 3 вопросу плана

Работа с учебником. Организация беседы стр 84-85

Вопросы: Что означает монетарная политика?

Монетарная политика означает контроль над денежной массой в экономике.

Какова цель монетарной политики?

Ее цель — поддержка стабильного развития экономики.

Как происходит этот процесс?

Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъеме.

центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками.

Какие рычаги воздействия имеет Центральный банк?

Учетная ставка процента и норма обязательных резервов

Работа с новыми понятиями.

Учетная ставка процента — норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам.

Норма обязательных резервов – часть средств коммерческих банков, которые они должны держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов.

Составьте логические цепочки:

Что происходит, если Центральный банк повысит Учетную ставку процента?

2. Что происходит, если Центральный банк понизит Учетную ставку процента?

3. Что происходит, если Центральный банк повысит норму обязательных резервов ?

4. Что происходит, если Центральный банк понизит норму обязательных резервов ?

повышение учетной ставки процента = кредит дорогой = сокращение числа заемщиков = уменьшение количества денег в обращении.

понижение учетной ставки процента = кредит дешевый = увеличение числа заемщиков = увеличение количества денег в обращении

увеличение нормы обязательных резервов = уменьшение количества денег у банков = кредит дорогой = сокращение числа заемщиков = уменьшение количества денег в обращении.

уменьшение нормы обязательных резервов = увеличение денег у банков = кредит дешевый = увеличение числа заемщиков = увеличение количества денег в обращении

Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, или нормы обязательных резервов, стимулируя или ограничивая производство и потребление, что помогает экономике развиваться стабильно.

— Что такое фискальная политика? Какова ее цель?
( Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой. Цель- обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.)

— Что такое государственный бюджет? Кто его утверждает?

Государственный бюджет — это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

— Какие виды гос. расходов вы знаете?

( национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть, государственное управление, экономическое развитие различных отраслей хозяйства, обслуживание государственного долга, социальное обеспечение.)

Как вы считаете, какие статьи государственного бюджета должны быть приоритетными?

Главные источники доходов государства — налоговые доходы.

Какие виды налогов вы знаете? Приведите примеры.

(прямые- налог на имущество, налог на прибыль, подоходный налог;

Косвенные- таможенные пошлины, акцизные сборы, налог с продаж)

Учитель: Обязанность платить законно установленные налоги и сборы зафиксирована в Конституции РФ. Почему важно, чтобы все граждане платили налоги?

Составьте логические цепочки: Как влияет налоговая политика любого государства на экономику?

= снижение экономической активности фирм и граждан = уменьшение денежной массы в обращении

= повышение экономической активности фирм и граждан = увеличение денежной массы в обращении

5. Учитель организует работу с учебником : Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов. Что происходит в случае превышения расходов над доходами? ( дефицит бюджета)

Как государство покрывает дефицит бюджета? Работа с учебником стр.86

выпускает в обращение дополнительные деньги

берет в долг у населения

занимает деньги у международных финансовых организаций

Учитель обобщает: Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом. Различают внешний и внутренний государственный долг. Дефицит бюджета и величина государственного долга — важнейшие показатели состояния экономики.

6. Учитель организует беседу:

— Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему? (Учащиеся высказывают свое мнение)

7. Учитель обобщает : Государство должно:

— Охранять экономические свободы;

— Компенсировать слабости рынка;

— Поддерживать предпринимательскую активность граждан;

— Способствовать смягчению слишком больших различий в уровнях доходов и богатства граждан. Роль государства в современной экономике очень важна. Без деятельности государства она не смогла плавно и поступательно развиваться. Но при всей важности этой роли, государство не должно умалять значения и других необходимых экономике институтов: рынков, фирм, потребителей.

Домашнее задание: Повторить § 7. Выполнить задание С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Стабилизационная политика государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

(закрепление темы: государство и экономика)

Приложение №1. Задания.

1) снижение внешнего долга государства

2) превышение государственных расходов над доходами

3) сокращение объема денежной массы

4) уменьшение числа налоговых поступлений.

А2. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Прямые налоги входят в стоимость товара и уплачиваются покупателями продукции.

Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов граждан и фирм над расходами.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А3. К расходной части государственного бюджета относится (-ятся)

1) выплата заработной платы учителям, врачам.

2) собранные с населения и фирм налоги

3) кредиты, возвращенные странами – должниками,

4) прибыль государственных предприятий.

А4. Что является источником доходов государственного бюджета?

1) прямые и косвенные налоги.

3) содержание государственного аппарата.

4) правоохранительная деятельность.

1) министерство экономики

2) министерство финансов

3) Центрального банка

4) правительства на основе решений, принимаемых его председателем

А6.Верны ли следующие суждения о дефиците государственного бюджета?

А. Дефицит государственного бюджета может погашаться иностранными займами и кредитами.

Б. Дефицит государственного бюджета может устраняться путем снижения таможенных пошлин.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В2.Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «бюджетно- финансовая политика».

Косвенные налоги, бюджет, бюджетный дефицит, учетная ставка, субсидии.

В3-1. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

2) косвенные налоги

В) на добавленную стоимость

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов ( без пробелов и каких- либо символов)

В3-2 Установите соответствие между видами статей государственного бюджета и их конкретным выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Конкретное выражение статей бюджета

Виды статей госбюджета

Б) обслуживание госдолга

В) проценты по государственным облигациям

Г) личный подоходный налог

Д) выплата жалования госслужащим

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов ( без пробелов и каких- либо символов)

В4. Найдите в приведенном ниже списке понятия, отражающие инструменты кредитно – денежной политики государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) повышение налогов

2) изменение ставки обязательного резервирования

3) девальвация валютного курса

4) операции на открытом рынке

5)изменение учетной ставки

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

С 1 Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

С 2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

С 3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции.
Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

А1-2, А2-4, А3-1, А4-1,А5-3, А6-1.

С1. 1) борьба с монополиями;

2) поддержка и развитие конкуренции;

3) поддержка стабильности рыночной системы.

С2. 1) названы приведенные в тексте социально-экономические явления :

— благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;

— расширение производства общественных благ;

— создание правового поля в предпринимательской сфере.

— принятие Гражданского кодекса (правовое поле);

— борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);

— проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).

Могут быть приведены другие примеры

С3. В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;

2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;

3) стимулирует снижение затрат производства;

4) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг.

С4 Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) приведено мнение автора : только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;

в демократическом обществе

— налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;

— судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.

— предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;

— избиратели могут потребовать от своего депутата отчёт

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *