вернер фон сименс что изобрел

Вернер Сименс — основатель европейской электроиндустрии

вернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел

АЛЕКСАНДР МИКЕРОВ, д. т. н., проф. каф. систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

вернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел

Рис. 1. Вернер фон Сименс (1816–1892)

Жизненный путь Вернера Сименса (Werner Siemens) (рис. 1) на первый взгляд не богат событиями [1–3]. Он родился 13 декабря 1816 г. в Германии вблизи Ганновера в семье образованного сельского арендатора, имевшего 14 детей, только 10 из которых дожили до юности. Вернер был старшим среди них, но два его младших брата — Вильгельм (Wilhelm) и Карл (Karl) — также стали знаменитыми.

Получив начальное домашнее образование и окончив гимназию в Любеке, Сименс по настоянию отца поступил в Артиллерийскую академию в Берлине, куда он добрался пешком, пройдя около 200 км. В чине лейтенанта прусской армии (рис. 2) он проходил военную службу в артиллерийских мастерских, а во время датско-прусской войны отличился минированием Кильской гавани с использованием электрических запалов. Впоследствии интерес к электричеству привел его в научные общества.

Там он и познакомился с мастером Иоганном Гальске (Johann Halske), вместе с которым основал в 1847 г. телеграфную мастерскую Siemens&Halske, превратившуюся со временем во всемирно известную электротехническую компанию, бессменным руководителем которой он и оставался вплоть до своей кончины. В то же время Вернер Сименс был одаренной и разносторонней личностью и прославился не только как знаменитый предприниматель и общественный деятель, но и, прежде всего, как выдающийся изобретатель и ученый.

вернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел

Рис. 2. Вернер Сименс – лейтенант

Изобретатель и ученый

Наиболее известным тогда был телеграф Павла Львовича Шиллинга (1832 г.), улучшенный в 1837 г. английским физиком Чарльзом Уитстоном (Charles Wheatstone). В 1847 г. Сименс создал свой вариант (рис. 3) с двумя проводами между идентичными передающим и приемным аппаратами [1, 4]. При включении аппаратов их стрелки (1) начинали синхронно перемещаться по буквенному циферблату (2) с помощью специального электромагнита с прерывателем, подобным электрическому звонку. При нажатии на кнопку (3) цепь электромагнита разрывалась и стрелки обоих аппаратов останавливались на требуемой букве. Гальванометр (4) служил для контроля. Этот аппарат был модернизирован в 1856 г. путем замены гальванического элемента встроенным генератором [5]. Позднее стали использоваться телеграфные аппараты Морзе, усовершенствованные Сименсом.

вернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел

Рис. 3. Стрелочный телеграф Сименса

Другими его важнейшими изобретениями в телеграфии были: технология и оборудование для защиты проводов гуттаперчей, а также свинцовой и стальной оболочками (бронированный кабель), фарфоровый изолятор для воздушных линий, способы контроля кабелей, методы прокладки морских кабелей и нахождения неисправностей линий, а также автоматическая дальняя передача с использованием перфоленты и поляризованного реле в качестве ретранслятора. В первой воздушной телеграфной линии Морзе (1844 г.) в качестве изоляторов были, как известно, горлышки от бутылок. Однако для дальних линий, особенно в суровых условиях России, Сименс разработал специальную конструкцию (рис. 4), имевшую укрепленный на столбе металлический кожух (1) с фарфоровым изолятором (2) и крюком (3), на который подвешивался провод (4). Важной частью изолятора была юбка снизу, которая внутри оставалась сухой в любую погоду, что и обеспечивало малый ток утечки.

вернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел

Рис. 4. Изолятор Сименса

Опыты Сименса привлекли внимание начальника прусского телеграфа, в результате чего он был назначен в комиссию Генштаба по устроению электрического телеграфа. Это способствовало получению мастерской Siemens&Halske государственного подряда на первую в Европе телеграфную линию Берлин — Франкфурт длиной 546 км. Впечатляющий успех этого предприятия привел к созданию общегерманской телеграфной сети, а Сименсу было предложено занять пост ее начальника. Однако он от этого предложения отказался и в том же году оставил военную службу для выполнения массовых заказов на телеграфные линии.

Для наземных линий, укладываемых в железнодорожную насыпь, Сименс предлагал использовать бронированный кабель, опасаясь повреждений грызунами и железнодорожными ремонтниками. Однако ввиду экономии правительство ограничилось гуттаперчевой изоляцией, что привело к массовым отказам линий, в которых была обвинена компания Siemens&Halske. C 1851 г. она надолго потеряла госзаказы и вынуждена была осваивать другую разработанную Сименсом продукцию: медицинские приборы, счетчики воды и приборы железнодорожной сигнализации. Стремясь избежать краха, Сименс в 1852 г. направляется в Санкт-Петербург, где и добивается крупных заказов на строительство телеграфных линий в России, включая линию на Севастополь (1855 г.) в связи с Крымской войной.

Особую славу компании принесла самая протяженная прямая линия Лондон — Калькутта в 11 тыс. км (1870 г.). Благодаря автоматической передаче была достигнута невиданная скорость прохождения телеграммы — всего за час вместо обычной недели через местные линии, где ручная ретрансляция была причиной полного искажения текста. Затем с помощью первого судна-кабелеукладчика «Фарадей» было проложено шесть линий через Атлантический океан. При этом все свои разработки Сименс делал на основе собственных исследований, вылившихся, в частности, в кабельную теорию, опубликованную в 1857 г.

Стремление найти замену дорогим и неудобным в работе гальваническим элементам, непременной принадлежности телеграфа, вывело Сименса после 1856 г. в совершенно новую сферу деятельности сильных токов (электроэнергетику) [3, 6]. Начал он с улучшения генераторов, где заменил применяемые ранее якоря Якоби и Девенпорта в виде радиально или аксиально расположенных катушек на так называемый двойной Т-образный якорь [5, 6]. В нем обмотка впервые укладывалась в продольные пазы ротора. В 1873 г. механик, а впоследствии и главный инженер компании Siemens&Halske, Фридрих Хефнер-Альтенек (Friedrich Hefner-Alteneck), предложил использовать в генераторах барабанный якорь, который до сих пор остается непременным атрибутом любой электрической машины с обмоткой на роторе [1, 5, 6].

вернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел

Рис. 5. Генератор с самовозбуждением

В год 50-летнего юбилея Сименса его важнейшим изобретением стала динамомашина, история появления которой изложена в статье [7]. Несмотря на то, что первые мысли о ее самовозбуждении были высказаны еще Хиортом (S?ren Hjorth) и Йедликом (?nyos Jedlik), именно Сименсу принадлежит заслуга промышленной конструкции и массового производства генераторов без постоянных магнитов. Его идея была весьма проста (рис. 5). Обмотка возбуждения В включается последовательно с обмоткой якоря Я в цепь нагрузки Н. Таким образом, магнитный поток возбуждения создается самим током нагрузки.

Сименсом также был разработан коллекторный двигатель переменного тока, подобный двигателю постоянного тока с последовательным возбуждением. Его схема аналогична представленной на рис. 5, если заменить нагрузку Н источником (сетью) переменного тока. В этом случае при изменении полярности питающего напряжения знаки магнитного потока возбуждения и тока якоря меняются одновременно, что сохраняет постоянство вращающего момента. Такие двигатели до сих пор применяются в пылесосах, полотерах, фенах и другом бытовом электрооборудовании [6, 8].

Получив дешевый и надежный электромеханический источник энергии, Сименс быстро осознал возможность его применения в разных сферах человеческой деятельности. Начал он с применения дуговых ламп для уличного освещения в Берлине. Однако в 1881 г., после посещения электротехнической выставки в Париже и личного знакомства с Эдисоном (Thomas Alva Edison) и его системой освещения, он стал горячим сторонником ламп накаливания. Он первым в Европе начал производство таких ламп и поддержал создание в Германии филиала компании Эдисона, превратившейся позднее в компанию AEG [3]. В период до 1882 г. Сименс, по просьбе министерства горного дела, создал первые в мире электродуговую печь, электрическую железную дорогу, шахтный вентилятор и электроподъемник, предшественника пассажирских лифтов. В 1879 г. на Берлинской выставке был показан публике первый электропоезд (рис. 6). Его питание подавалось по третьему рельсу, что исключало применение высокого напряжения, необходимого для тягового двигателя большой мощности.

Поэтому трамвай, например, стал популярным только после того, как американский изобретатель Фрэнк Спрэйг (Frank Sprague), бывший сотрудник Эдисона, разработал в 1887 г. токоприемник для подвесного контактного провода. В России первый трамвай был пущен в 1892 г. в Киеве компанией Siemens&Halske [6].

вернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел

Рис. 6. Электропоезд Сименса

Предприниматель и общественный деятель

Для Сименса главной причиной создания собственной компании была забота о младших братьях, оставшихся на его попечении после смерти родителей. Он и потом всегда заботился о благосостоянии потомков и родственников, а вслед за выходом Гальске из руководства компании Siemens&Halske в 1867 г. она превратилась в чисто семейное предприятие. Однако имя Гальске оставалось в ее названии вплоть до 1966 г., когда она преобразовалась в концерн Siemens AG. После отхода Вернера Сименса от дел в 1890 г. руководство принял на себя его брат Карл, начавший акционирование компании, а затем ее возглавляли другие члены семейства Сименсов. Упорное неприятие Вернером Сименсом формы акционерного общества вытекало из убеждения, что целью таких обществ является извлечение прибыли, тогда как ему производство предоставляло прежде всего средства для исследований и новых открытий. В своих воспоминаниях Сименс отмечал: «Интересы мои всегда были на стороне чистой науки, в то время как труды и достижения большей частью относились к практической технике» [1].

Компания Siemens&Halske начала превращаться в транснациональную после 1851 г. из-за прекращения госзаказов в Германии. В результате были созданы успешные филиалы в России и Англии под руководством соответственно братьев Карла и Вильгельма, которые в этих странах натурализовались, освоили язык, женились и были возведены в дворянство. Удачным было также отделение в Вене, однако попытки обосноваться во Франции, Бельгии и в США успехом не увенчались. Интересно отметить, что в налаживании бизнеса за границей Сименс делал ставку на личные контакты с влиятельными лицами, прибегая при необходимости к щедрым подаркам [3].

Сименс одним из первых понял целесообразность заботы о благосостоянии работников, особенно их участия в распределении доходов. Он писал в 1868 г: «Если бы я не отдал своим верным помощникам причитающуюся им часть прибыли, то заработанные деньги жгли бы мне руки, как раскаленное железо» [2]. Им были учреждены премиальный фонд и пенсионная касса, приглашен фабричный врач, рабочий день сокращен до 8,5 часа, и поэтому заводы Сименса не страдали от стачек. К концу 1880-х гг. на всех его предприятиях было уже более 4500 работников.

Сименс с юности придерживался либеральных взглядов, однако одобрял политику Бисмарка по объединению Германии, был одним из основателей прогрессивной партии, избирался в парламент, защищая интересы промышленности — в частности, разрабатывал закон о патентах, служил членом патентного ведомства. Считая развитие технических наук делом государственной важности, он в 1887 г. основал исследовательский Физико-технический институт под руководством знаменитого физика Гельм­гольца (Hermann Ludwig Ferdinand von Helmholtz), по примеру которого впоследствии создавались подобные учреждения в других странах, в том числе в СССР. По инициативе Сименса также было организовано немецкое электротехническое общество, да и сам термин «электротехника» был предложен именно им [1, 3]. Он подготовил план Немецкого технического музея, который был создан в Мюнхене в 1925 г. Был меценатом в области науки. Выделил средства на создание Института флоры и фауны, выкупил и передал Берлинскому музею естествознания окаменелость древней ископаемой птицы, названной Археоптерикс Сименса.

Заслуги Сименса получили широкое признание [1, 2]. Государственная служба принесла ему чин тайного советника и наследуемое дворянское звание, после чего он стал именоваться Вернер фон Сименс. Однако гораздо выше он ценил научные звания члена Прусской и Петербургской академий наук и почетного доктора Берлинского и Гейдельбергского университетов. В его честь единица электрической проводимости названа 1 сименс, что отражает его заслуги по введению первого ртутного эталона электрического сопротивления. Умер он очень богатым человеком. Однако самым большим памятником Сименсу остается созданная им компания Siemens — в настоящее время вторая после General Electric электротехническая компания мира, на которую работает 405 тыс. человек в 190 странах. В 2000 г. полупроводниковое производство Siemens выделилось в компанию Infineon Technologies — сейчас это крупнейший производитель электронных компонентов.

В России деятельность компании начиналась в Санкт-Петербурге, где были открыты электротехническая фабрика (1855 г.), ныне завод «Электросила», и кабельная фабрика (1863 г.), ныне — «Севкабель». Руководитель петербургской компании Карл Сименс за содействие российской науке был избран почетным инженером-электриком [9]. Однако во время революции все имущество Сименсов было национализировано, и деятельность компании в России возобновилась лишь в 1971 г. В 2002 г. на кафедре систем автоматического управления ЛЭТИ компанией Infineon Technologies была основана лаборатория микроконтроллеров, а компанией Siemens в 2006 г. — современная лаборатория электропривода.

Источник

Эрнст Вернер фон Сименс – человек-телеграф

В первую очередь немецкий физик и изобретатель известен как создатель одноименной фирмы Siemens, которая до недавнего времени была лидером в производстве электроники и ведущим разработчиком в области сетевых технологий.

Но заслуги Сименса гораздо шире, не зря же в его честь была названа единица измерения электрической проводимости.

Телеграфная линия Берлин – Франкфурт-на-Майне

Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske – компания, основанная Сименсом совместно с Иоганном Георгом Гальске, проложила телеграфный кабель из Берлина во Франкфурт-на-Майне. Кабель был проложен под землей, именно Вернер Сименс придумал впрессовывать в кабель гуттаперчевую изоляцию и помещать его в свинцовые трубы. Позднее таким способом были проложены кабели в России, Индии и Великобритании.

Динамо-машинавернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел

Сименс самостоятельно разработал и воплотил в жизнь идею генератора постоянного тока. Генератор получился настолько эффективным и практически безотказным, что его достаточно длительное время использовали в энергетике и горнодобывающей промышленности для питания электроинструмента.

Термин «электротехника»

В 1879 году Вернер Сименс употребил слово «электротехника» вместо термина «прикладная теория электричества». Так что появлению термина «электротехника» мы обязаны Сименсу.

Трансатлантический кабель

вернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел


Фирма S&H построила кабельное судно «Фарадей», оснащенное усовершенствованной кабелеукладочной машиной. Это судно за время эксплуатации проложило 7 трансатлантических кабелей.

Электрическая железная дорога, электролифт и трамваи

За три года с 1879 по 1881 Сименс представил и ввел в эксплуатацию первую электрическую железную дорогу, лифт на электрической тяге и трамвай. Изобретения не были совершенны, но это невероятные достижения XIX века.

Ископаемая птица Archaeopteryx Simensiiвернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел

В 1877 году в Германии была найдена хорошо сохранившаяся окаменелость неизвестного вида птицы. Геолог, который нашел птицу, хотел продать ее за границу втридорога. Вернер Сименс узнал об этом, выкупил находку и передал ее Берлинскому музею естествознания. Тронутые его поступком, учёные назвали вид птицы его именем

Первая исправно работающая троллейбусная линия появилась лишь через 10 лет после смерти Вернера Сименса в 1892 году. В конце жизни Сименс написал мемуары – «Воспоминания о жизни», закончив их за несколько месяцев до смерти. Умер изобретатель в возрасте 75 лет.

Источник

Эрнст Вернер Сименс

Эрнст Вернер Сименс

вернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел

Окончив с отличием гимназию в Любеке, затем артиллерийское инженерное училище в Магдебурге, он в звании младшего лейтенанта служит в артиллерийских мастерских в Берлине, где занимается изобретательством и научными опытами.

После смерти родителей 24-летний Вернер остаётся старшим в семье, состоящей из десяти братьев и сестёр.

В 1845 г. он становится одним из наиболее заметных молодых учёных в недавно образованном Физическом обществе и уже в следующем году его откомандировывают в комиссию генштаба для подготовки внедрения электротелеграфии. В письме от 14 декабря 1846 г. Вернер Сименс сообщает родственникам: «Я теперь почти решился избрать постоянное поприще в телеграфии… Телеграфия станет самостоятельной важной отраслью техники, и я чувствую себя призванным сыграть в ней роль организатора».

1 октября 1847 г. им вместе с механиком Гальске была основана телеграфно-строительная фирма Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske, занимающаяся кроме электротелеграфии широким кругом работ в области точной механики и оптики, а также созданием электромедицинских аппаратов. В 1849 г. фирма S&H построила первую в Германии телеграфную линию Берлин — Франкфурт-на-Майне.

Для одного из участков в основном воздушной линии был использован подземный кабель с гуттаперчевой изоляцией, наложенной с помощью изобретенного Сименсом пресса. Тогда же Вернер предложил затягивать кабель в свинцовые трубы.

Он также усовершенствовал стрелочный телеграф Уитстона—Кука, за что на Первой Международной промышленной выставке в Англии (1851 г.) был удостоен одной из высших наград.

Начиная с 1853 г. фирма S&H вела строительство ряда телеграфных линий в России, связав Санкт-Петербург с Кронштадтом, Гельсингфорсом, Варшавой, Ригой, Ревелем и приняв на себя их техническое обслуживание.

Сименс, сочетая научные исследования и изобретательскую деятельность с опытно-конструкторскими разработками, внедрял в производство новые и совершенствовал выпускаемые изделия — черта, роднившая этого учёного-практика с Эдисоном.

Его доклад об электротелеграфии в Парижской академии наук был высоко оценён Гумбольдтом и опубликован по рекомендации Араго. В возрасте 35 лет Сименс вошёл в ряды всемирно признанных авторитетов в области электротехники. В 1860 г. Берлинский университет присвоил ему звание почётного доктора философии.

В 1868—1870 гг. фирма S&H участвовала в сооружении Индоевропейской телеграфной линии Лондон — Калькутта протяжённостью 11 000 км. Один из участков этой линии (через Кавказ) был построен на железных опорах и проработал с 1871 по 1931 г.

Ко второй половине 1860-х годов относится начало работ Сименса в области сильноточной электротехники. Его самое значительное достижение в этой области датируется 1867 г., когда он создал совершенную конструкцию генератора постоянного тока с самовозбуждением, долгое время именовавшуюся динамо-машиной. Он же предложил ртутную единицу сопротивления, впоследствии преобразованную в ом, а единице электрической проводимости было присвоено наименование «сименс».

В начале 1870-х годов Siemens&Halske построила кабельное судно «Фарадей», оснащённое усовершенствованной кабелеукладочной машиной. В 1874 г. «Фарадей» проложил трансатлантический телеграфный кабель, напрямую связавший Ирландию и США (5700 км), минуя остров Ньюфаундленд. А всего за 10 лет это судно проложило шесть трансатлантических кабелей.

В июле 1874 г. Сименс был принят в члены Прусской академии наук.

В 1877 г. фирма S&H изготовляла телефонные трубки Белла, а в 1881 г. участвовала в строительстве первой в Берлине телефонной станции.

вернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел

В 1877 году в сланцах, относящихся к позднему юрскому периоду, была обнаружена единственная в своём роде прекрасно сохранившаяся окаменелость какой-то ископаемой птицы. Нашедший эту палеонтологическую редкость геолог-любитель намеревался продать её за границу, запросив за неё крупную сумму денег. Услышав об этой редчайшей находке, Сименс сразу же покупает её, оставляя таким образом, в Германии. Позднее он передаёт её Берлинскому музею естествознания. Научное название раритета Archaeopteryx Simensii (Археоптерикс Сименса) до настоящего времени напоминает нам об этом замечательном поступке Вернера Сименса.

Почти всеми успехами предприятия Сименса обязаны исследовательским и изобретательским способностям своего руководителя. Он отклонял всё, что не было всесторонне рассмотрено теоретически и подтверждено экспериментом.

Динамо-машина Сименса произвела настоящую революцию в горном деле, благодаря ей появились электроотбойный молоток, шахтный электровентилятор, электротранспортёр и, главное, электрическая рудничная дорога.

В 1879 г. фирма S&H представила на берлинской промышленной выставке первую электрическую железную дорогу; в 1880 г. на выставке в Мангейме — первый в мире электролифт; в 1881 г. ею построена первая линия электрического трамвая на окраине Берлина; в 1882 г. начата опытная эксплуатация безрельсового транспорта.

Сименс много сделал для развития немецкой и европейской электротехники. Он — инициатор образования Берлинского электротехнического союза (1879 г.), а также основатель и председатель Общества патентов в Берлине. И даже термин электротехника ввёл в обиход именно Вернер фон Сименс, употребив его в 1879 году в письме к Генриху фон Стефану, Генеральному Почтмейстеру Германии (до этого использовали термин «прикладная теория электричества»).

Кроме того, Вернер Сименс известен как меценат в области науки и культуры: он пожертвовал 500 тыс. марок на создание Берлинской национальной физико-технической лаборатории; благодаря его усилиям и денежной поддержке в Шарлоттенбурге открылся Физико-технический институт.

На Первой Международной электротехнической выставке в Париже в 1881 г. наибольший успех выпал на долю экспонатов Эдисона и Сименса. Там же оба корифея электротехники познакомились и подружились.

В 1888 г. Вернер Сименс был возведён в дворянское сословие и стал Вернером фон Сименсом.

С 1889 года начался постепенный отход Вернера Сименса от активного участия в делах фирмы, в это время в его фирме, включая дочерние предприятия в Лондоне, Санкт-Петербурге и Вене, насчитывалось уже 5000 сотрудников. 31 декабря 1889 года Сименс вышел из руководства фирмой.

В 1892 г. он изобрёл стальную ленточную броню для защиты подземных кабелей от механических воздействий.

В конце жизни с присущим ему даром реального предвидения Сименс указал на перспективу мировой торговли и экономического объединения Европы: «Это может произойти только благодаря устранению по возможности всех внутриполитических таможенных барьеров, ограничивающих районы сбыта, удорожающих производство и уменьшающих конкурентоспособность на мировом рынке».

Источник

Подпишитесь на рассылку

Оставьте нам свой e-mail, и мы будем присылать Вам полезные и интересные статьи. Это абсолютно бесплатно и без спама.

Спасибо, что подписались на нас!

Мы пишем о великих руководителях прошлого, значимых персонах настоящего, о саморазвитии, личностном росте, позитивном мышлении, о путешествиях, досуге.

Подписка на новости

Спасибо, что подписались на нас!

Подписавшись на нас, Вы сможете получать каждую неделю самые интересные и полезные статьи себе на почту.

Вернер фон Сименс

Великий изобретатель и предприниматель, ученый и мыслитель Вернер фон Сименс внес огромный вклад в индустриализацию всего мира, во многом определив наш постиндустриальный мир.

Биография Вернера фон Сименса

В семье мелких фермеров Сименсов было 10 детей. Вернер – первенец. Он блестяще учился в гимназии. Но на университет денег, конечно, не было. Вернер поступил на военную службу и получил образование в артиллерийском училище в Магдебурге, где математику и физику преподавали практически на университетском уровне.

Еще в училище он сделал свое первое изобретение, которым и сейчас пользуется человечество.

В 1838 году Вернер Сименс запатентовал способ нанесения тончайшего слоя золота на металлические изделия при помощи гальванического эффекта. В 1841 году он настоял, чтобы его младшие братья Вильгельм и Карл открыли заводик. Однако мода на позолоченные украшения в обстоятельной Пруссии, ценившей все подлинное и солидное, еще не возникла. Заводик пришлось закрыть. Однако Вильгельм, впоследствии изобретший регенеративную печь – прообраз мартеновской печи, сумел продать патент богатому британскому промышленнику из Бирмингема за солидную сумму в полторы тысячи фунтов стерлингов.

Вернер никогда не жалел о годах, проведенных в армии. «Именно военная служба помогла мне обрести чувство уверенности в себе и устремиться к высоким целям», – говорил он много лет спустя. В армии он всячески развивал свой инженерный талант. Морские мины конструкции Сименса и предложенная им генштабу схема рассредоточения береговой артиллерии сыграли важную роль в победе на море над датчанами.

В 1845 году Сименс вступил в Прусское физическое общество, где его, тридцатилетнего молодого человека, почти сразу ввели в президиум, в котором преобладали ученые весьма почтенного возраста.

«В создании устойчивого рабочего класса я вижу задачу исключительной важности, которая будет находиться в прямой зависимости от возрастающего процесса разделения труда и замены ручного труда работой машин»

Сименс одновременно с американцем Морзе выдвинул идею электрического телеграфа. И военное ведомство Пруссии откомандировало его в комиссию генштаба, чтобы он внедрил многообещающую коммуникационную новинку в армии.

Сименс стремительно воплощал конструктивную идею в конкретных приемо-передаточных электрических схемах и механизмах, для чего вступил в творческий альянс с университетским механиком Иоганном Георгом Гальске. И 1 октября 1847 года в мастерской Гальске открылась компания Telegraphen-Bauаnstalt Siemens & Halske («Организация по строительству и развитию телеграфа Сименса и Гальске»).

вернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел

Телеграф Сименса за счет использования в нем оригинальных технических решений оказался настолько удачным, что после его внедрения в армии компания Siemens & Halske получила правительственный заказ на создание телеграфной линии Берлин – Франкфурт-на-Майне. Заказ был выполнен в кратчайшие сроки – к середине 1849 года. В том же году Сименс решил, что достаточно отдал армии сил и таланта, и вышел в отставку после 14 лет безупречной службы.

На берлинско-франкфуртской линии Сименс совершенствовал технологию прокладки кабеля. Для защиты от помех атмосферного электричества сконструировал станок, который бесшовным методом запрессовывал металлические проводники в гуттаперчевую изоляцию. Предложил на подземных участках укладывать провода в свинцовые трубы. Предложил оптимальную конструкцию изоляторов и громоотводов. Сименсовские телеграфные линии отличались столь высоким запасом прочности, что некоторые их участки эксплуатировались до 40-х годов ХХ века.

При этом Сименс вовсе не замыкался на телеграфе. Он разрабатывал медицинское оборудование, оптические системы, высокоточные механические аппараты.

Вернер фон Сименс в России

В 1853 году Сименс получил фактически монополию на прокладку телеграфных линий в бескрайней Российской империи. Компания Siemens & Halske установила телеграфную связь между Санкт-Петербургом, Кронштадтом, Гельсингфорсом (Хельсинки), Варшавой, Ригой и Ревелем. За 2 года было проложено 9 тысяч километров кабеля. Работами руководил 24-летний Карл Сименс, которого командировал в Петербург старший брат.

Карл Сименс построил в Петербурге электротехнический завод. Заменил в столице империи газовое освещение на электрическое (на всех электрических лампах, использовавшихся в России, стояло клеймо Siemens & Halske). Построил первую в стране электростанцию, которая давала электричество для освещения Московского Кремля. Провел трамвайные линии в Одессе, Ростове-на-Дону и Харькове. Обеспечил оборудованием строительство Транссибирской железной дороги. Организовал производство спиртомеров собственной конструкции, что в условиях госмонополии на производство водки способствовало борьбе с бутлегерством. Наладил добычу меди на Кавказе. Построил в Баку первый нефтеперегонный завод. Начал покрывать улицы Тифлиса асфальтом.

В конечном итоге Карл Сименс обрусел, женился в России, получил гражданство, а впоследствии – в 1896 году – и дворянский титул.

Кстати, без немецкой фирмы в Советской России невозможна была бы реализация масштабного плана ГОЭЛРО. Хотя бы потому, что подавляющее большинство советских «электрификаторов» в свое время работали на заводе Сименса, впоследствии национализированном и названном «Электросилой». Здесь же служил инженером и руководитель проекта Глеб Кржижановский. Но связь с германской компанией не смогла разорвать даже революция 1917 года. Именно Siemens поставляла оборудование для ДнепроГЭСа и московского метро.

Предтеча ЕС

В 1870 году Вернер Сименс сдал в эксплуатацию телеграфную линию Лондон – Калькутта протяженностью 11 тыс. километров. Через два года при помощи специального кабелеукладочного судна «Фарадей», построенного Сименсом, была протянута телеграфная линия по дну океана – между Ирландией и США. За десять лет «Фарадей» проложил шесть трансатлантических линий.

На заре телефонной эры, в 1877 году, Сименс одним из первых освоил производство телефонных аппаратов. Причем за счет ряда оригинальных технических решений эти аппараты обладали лучшими характеристиками, чем телефоны Белла. А в 1881 году компания Сименса построила первую в Берлине телефонную станцию.

Хотя в 1860 году Берлинский университет и присвоил Сименсу звание почетного доктора философии, многие его экономические и социальные идеи опередили свое время. Недаром великого промышленника XIX века считают одним из предтечей современного Европейского союза. Он верил в возможность построения единого европейского государства. «Необходимо устранить все таможенные барьеры, ограничивающие рынки сбыта и снижающие конкурентоспособность на мировом рынке», – говорил он.

вернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел

Вернер Сименс не только не был социалистом, но даже и Маркса не читал, считая его дилетантом в экономике. Сименс действовал. И от его дел рабочему классу было гораздо больше пользы, чем от политических игр социалистов. На предприятиях Сименса в 5 странах Европы выплачивали пенсию по старости и денежные премии. Рабочий день сократили до 9 часов. Действовала эффективная система профессиональной подготовки и повышения квалификации. В письме брату Сименс так характеризовал свою социально-политическую позицию: «В создании устойчивого рабочего класса я вижу задачу исключительной важности, которая будет находиться в прямой зависимости от возрастающего процесса разделения труда и замены ручного труда работой машин». Один из основателей Немецкой прогрессивной партии, делавшей ставку на вовлечение в процесс управления страной широких слоев населения, Вернер Сименс даже был избран в парламент от округа Леннеп-Золинген.

Динамо-машина

Сименс любил путешествовать. В 1858 году побывал в Египте, где принял участие в изучении пустыни. Оставил свой след даже в палеонтологии. Геологи нашли камень с отпечатком ранее неизвестного науке летающего ящера, Сименс выкупил этот отпечаток и передал в дар Берлинскому музею естествознания. Ящер получил название «Археоптерикс Сименса» (Archaeopteryx Simensii).

Но главной его страстью все же было изобретательство. Самым эпохальным его изобретением, повлиявшим на все развитие мировой электротехники, считается динамо-машина. Благодаря этой машине электричество стали производить в промышленных объемах.

Электрическая железная дорога, трамвай, троллейбус, электролифт, пневмопочта – все это тоже Сименс. Он был инициатором создания Берлинского электротехнического союза, а также основателем и пожизненным президентом Общества патентов в Берлине. Без его меценатской деятельности в Шарлоттенбурге не открылся бы Физико-технический институт, а в Берлине не возникла бы нацио­нальная физико-техническая лаборатория.

В 1888 году действительному члену Прусской академии Вернеру Сименсу было пожаловано дворянство, и он стал Вернером фон Сименсом. 31 декабря 1889 года он оставил все руководящие посты, передав дела младшему брату Карлу. Через два года земной путь Вернера фон Сименса завершился. Машины, изобретенные им, как работали, так и работают. Основанная им компания превратилась в крупнейший концерн Siemens AG, который производит самую современную электронную технику и контролирует солидную долю мирового рынка. Единица электрической проводимости называется «сименс». А сам Сименс остается эталоном ученого и предпринимателя, одним из тех, кто создавал тот мир, в котором мы живем.
В Библиотеке «Главная мысль» Вы можете прочитать уникальную автобиографичную книгу Вернера фон Сименса «Личные воспоминания», изданную впервые на русском языке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернер фон Сименс
Werner Ernst von Siemens
вернер фон сименс что изобрел. Смотреть фото вернер фон сименс что изобрел. Смотреть картинку вернер фон сименс что изобрел. Картинка про вернер фон сименс что изобрел. Фото вернер фон сименс что изобрел
Дата рождения: