верил ли рассказчик что старушке удастся вернуть свои деньги

1)Почему старушка решила выручить из неудачи 1-го великосветского франка? 2)Какие черты

1)Почему старушка решила выручить из неудачи 1-го великосветского франка? 2)Какие черты нрава выделяет автор старушке? 3)Что решила сделать старушка, чтоб избежать неудачи? 4)Почему хлопоты старушки были безуспешны? 5)Как старушка относится к подабающему и людям вообще? 6)Какой смысл вложен во фразу «В России невероятного нет»? 7)Чьи это слова»Тыщ берут, а мы сотки»?Как вы их разумеете? 8)Верил ли рассказчик что старушке удаться

верил ли рассказчик что старушке удастся вернуть свои деньги. Смотреть фото верил ли рассказчик что старушке удастся вернуть свои деньги. Смотреть картинку верил ли рассказчик что старушке удастся вернуть свои деньги. Картинка про верил ли рассказчик что старушке удастся вернуть свои деньги. Фото верил ли рассказчик что старушке удастся вернуть свои деньги

1)Почему старушка решила выручить из беды 1-го великосветского франка?

Старушка отдала в долг крупную сумму средств молодому повесе,но из превосходной семьи,с которой была лично знакома.Она решила помочь франту,дать ему шанс,выбраться из неудачи.Поверив на слово,она надеялась на порядочность юного господина,но он и не мыслил отдавать долг.

2)Какие черты характера выделяет создатель старушке?

Старушка нравственная,очень сострадательная женщина.Просто верит на слово,не сомневается в порядочности людей,наивная и беспомощная.

3)Что решила сделать старушка, чтоб избежать неудачи?

Старушка решила «смазать»,как принято у всех.Смазать-это предложить,дать денег,взятку.У старушки ничего не вышло,»смазать «не вышло.Она пообещала тыщу рублей,с взысканных средств,но никто не стал её слушать,а когда дошла до трёх тыщ-её попросили выйти вон.

4)Почему хлопоты старушки были безуспешны?

Залог собственного дома очень расстроил старушку,она попробовала через суд взыскать долг,но бездушные бюрократы не торопились подсоблять пожилому человеку.Чтоб возвращать средства старушке, приставам нужно было вручить постановление суда должнику,подтвердив его личность,юрист уже выиграл дело и трибунал присудил возвращать долг,но должник прячется и бежит от старушки,он из знатной,богатой семьи,с очень влиятельными приятелями,потому никто не хотел вручать судебную повестку

5)Как старушка относится к подабающему и людям вообщем?

6)Какой смысл вложен во фразу «В Рф невероятного нет»?

Гений-это самобытный,с неординарным воображением человек,последующий не логике,а как раз напротив «нет ничего невероятного для русского человека»,с великий душой и богатой фантазией.»Голь на выдумки хитроумна»-так и чиновник,в чине из «четырнадцати овчин» сумел сделать то,за что его высокие начальники даже не брались.

7)Чьи это слова»Тыщ берут, а мы сотки»?Как вы их разумеете?

Иван Иваныч это сказал,он предложил свою помощь старушке в этом деле.Ветхое поколение имеет честь и достоинство,они брали за работу деньги.Теперешние бюрократы берут тысячи,как взятки,и при этом ничего не делают.Бюрократическая система,прогнившая насквозь и нежелающая исполнять свои функции за великие деньги.

8)Веровал ли рассказчик что старушке удаться возвращать средства?

Окончательно верил,это Наша родина и российская душа всегда найдёт выход,как посодействовать слабенькому человеку.Нашёлся гений,для которого дело чести посодействовать старый,немощной старушке,попавшей в беду,дав ей в долг свои средства-дело принципа,даже если бы не «выгорело ничего».Старый гений-это черта российского характера,которому » всё по плечу» и не может быть никаких препядствий,для заслуги добропорядочной цели.

Источник

Конспект урока «Старый гений» Лесков 8 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цели урока: продолжить тему «Сатира на чиновничество», познакомить с рассказом Лескова «Старый гений»; отметить отношение Лескова к России, подчеркнуть, что писатель скорбит о том, что природный талант русского народа не сопряжен с образованностью.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме.

1. Слово учителя с элементами беседы.

Николай Семенович Лесков. Что скажет вам это имя? Какие страницы его остались в памяти? Можно ли Лескова пересказывать? Или лучше читать? А если сравнить Лескова с другими писателями?

Да, читать его несравненно труднее! Почему? Как относитесь к «неправильностям» в языке Лескова, к его «некнижности», а подчас и «нелитературности»?

Узнайте автора, а среди них – Лескова и обоснуйте ваше мнение о принадлежности прочитанного фрагмента тому или иному писателю.

«На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собой не взял, потому что карету им подали двухсестную.

Приезжают в пребольшое здание – подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромные бюсты, и посередине под валдахином стоит Аболон полведерский».

«Был еще на руднике такой случай. В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало блестит, глядись в него – кому любо.

Ну, рудобоям не до забавы. Всяк от стариков слыхал, что это примета вовсе худая.

– Пойдет такое – берегись! Это хозяйка горы зеркало расколотила. Сердится. Без обвалу дело не пройдет».

«Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше».

«Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую Борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца».

«Государь взглянул на пистолю и наглядеться на может.

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

А государь Платову грустно говорит:

– Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».

– Какова главная мысль этого лесковского рассказа? (Богата талантами русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живется, но для них главным всегда была любимая дорога и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.)

3. Чтение статьи «Н. С. Лесков и его герои, его отношение к России» (с. 25–26, учебник, II ч.).

4. Викторина заглавий.

Можно ли узнать Лескова по одним лишь названиям?

Угадай, какие из них принадлежат Лескову: «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Запечатленный ангел», «Герой нашего времени», «Тупейный художник», «Египетские ночи», «Нос», «Село Степанчиково и его обитатели», «Месяц в деревне», «Очарованный странник», «Старый гений».

5. Работа с текстом рассказа «Старый гений».

Беседа по вопросам.

– Какова главная мысль этого лесковского сказа?

(Показать, как богата талантами русская земля, одарен и смекалист русский народ, в каких тяжелых условиях он живет).

— Перейдем к тексту рассказа «Старый гений». Какие чувства у вас вызвал рассказ при первом прочтении?

(сочувствие к старушке, осуждение франта)

— Перечитаем выразительно 1 главу рассказа.

— С какого события начинается завязка конфликта в произведении?

(с выселения старушки из дома)

— Почему старушка называет свою проблему «вопиющей»?

(для общей судебной практики – обычный случай, а для неё страшная беда, в результате которой она рискует остаться на улице на руках с больной дочерью и маленькой внучкой).

— С какой целью приехала маленькая старушка в Петербург?

(у неё было “вопиющее дело”).

— В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч, а он не желает платить).

-Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”? (Сын хорошей знакомой).

— Какие черты характера выделяет в ней автор? Как она относится к людям, франту?

(она добрая, безотказная, наивная, верит людям, он человек хороший)

—К героям какого литературного типа её можно отнести?

Каких представителей этого типа вы знаете?

— Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

— Почему хлопоты старушки были безуспешны?

— Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“не вы первая, не вы и последняя”).

Что значит словосочетание «великосветский франт»?(щеголь, представитель высшего общества)

Каким человеком был великосветский франт? Как он относился к своей семье, жене?

— Почему он не отдал долг старушке?

– А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к старушке?

(Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести).

– Скажите, закон как-то наказывает нарушителей нравственных норм?

— Тогда как вообще может быть наказан человек, нарушивший такие нормы? (Презрением, отстранением, лишением общения).

Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать нравственные нормы? (Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества).

– Почему франт не желал рассчитываться с главной героиней? У него была возможность это сделать? (эту возможность дали чиновники, относящиеся к своим обязанностям формально)

— Благодаря чему удалось заставить его выполнить свои обязательства?

(Благодаря человеческому отношению, добру, вере в справедливость, в неизбежное наказание зла).

— Какой смысл вложен во фразу “В России невозможности нет”?

(Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги).

— Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности”).

— Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

— Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”.

— Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие)

— Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

— Почему он помог ей деньгами? (пожалел).

— Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги?

(вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

— Что же это за человек?

(обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, автор не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым).

Продолжаем работать. Лесков назвал свой рассказ «Старый гений». Какое средство выразительности он при этом использовал? С чем может быть связан этот эпитет?

(с возрастом или с опытом. Автор имел в виду не возраст персонажа, а его опыт в гениальных делах, сам герой признается в этом).

— Обратите внимание на эпиграф к произведению, слова Ларошфуко (слайд 19): (Французский писатель, философ, моралист) «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». Что вы узнали дополнительно из эпиграфа о значении этого слова?

(Человеческий талант не зависит от времени и не останавливается перед препятствиями).

Каким талантом обладал лесковский гений?

(доброта, способность помогать простым людям добиваться справедливости, хитрость)

— Разве доброта – это талант? Каких людей мы привыкли называть гениальными?

(Совершивших открытия в области науки, техники, искусства, владеющих каким-то редким мастерством).

— Не иронизирует ли автор, называя своего героя гением?

(Нет, автор говорит серьезно, доброта ничуть не уступает по своей значимости всем другим талантам, Лескову не жаль для своего героя столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая миссия.

— А как выглядел старый гений? (найти портрет в тексте, авторское отношение?)

— Что говорит о герое его имя?

(Иван Иванович – исконно русское имя, возведенное в квадрат за счет отчества, значит, все национальные качества (доброта, честность, непрактичность) в нем удвоены). Он воплотил в себе лучшие черты русского национального характера: благородство, честность, стремление защитить слабых).

— Вернемся к определению слова «гений»(слайд 20). Какое из значений из словаря Даля подходит больше? (последнее – человек, обладающий Гением, самобытный, творческий – в данном случае способностью наказать обманщика и восстановить справедливость. Он гений, т.к. берется за дела в российском обществе невозможные).

— Может быть, теперь мы можем объяснить такую сложную композицию рассказа? Зачем автор дробит текст? Что он хочет показать нам, намеренно создавая препятствия?

(текст дробится – автор прерывает повествование, чтобы показать те проблемы, которые не дают просто и легко добиваться в России того, что положено по закону, то, что, казалось бы, лежит на поверхности, достается великими стараниями и ухищрениями)

Кто мог и должен был решить проблему старушки? Чью работу делал старый чиновник? (судебные чиновники)

— Спасибо нашим актерам! Удалось им передать характерные черты героев?

— Каково их отношение к старушке и франту?

(одни обвиняют её же – не тому человеку деньги заняла, другие её жалеют, но не помогают, франту мирволят, «невозможно, чтоб всем было хорошо», к высшим «и доступ труднее, и разговору меньше». А наивная старушка все никак не может понять, что есть такие люди, для которых закон не писан).

Как вы думаете, как автор относится к чиновникам?

(осуждает, обвиняет их в бездействии)

—В каких изученных вами произведениях показан мир чиновничества и что роднит его представителей?

— Так почему же в рассказе Лескова никто не может вручить постановление ответчику? (Наверное, этот вопрос автор задает всем нам. Ответ на него и составляет идею рассказа – он обнажает те проблемы, в которых погрязло общество).

— Какие проблемы современного ему общества поднимает Лесков в своем произведении? (Слайд 22)

Как можно назвать отношение чиновников к старушке?

(Её никто не защищал. Незащищенность человека перед бюрократической системой).

— Почему они не хотели связываться с франтом? Что бы из этого вышло? (Богатым и знатным закон не писан, их деньги и связи решают всё. Несовершенство законодательной и исполнительной системы порождает бессилие власти перед богатыми).

Как можно охарактеризовать отношение франта к старушке? (жестокое, бесчеловечное, он понимал, что для него она заложила все свое имущество).

Выполнял ли он свои обязательства? (Не был человеком слова, чести).

— Какие проблемы на ваш взгляд главные в этом рассказе?

(несоблюдение закона и вытекающая из этого беззащитность слабого человека перед власть имущими, бесчеловечность представителей высшего света к маленьким людям).

— Нет ли чего общего между этими проблемами и проблемами «Левши»? (во всех произведениях Лесков обращает наше внимание на унижение простого народа и вместе с тем на его внутреннее богатство).

— Помните, как закончился сказ? (Печальный финал).

— А рассказ?(правда восторжествовала)

— Н.С. Лесков относил свой рассказ к «Святочным» или «Рождественским». Почему? (Рождественский или святочный рассказ — малый жанр эпоса, для которого характерен светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. И оно, благодаря вмешательству высших сил, а иногда и счастливой случайности, происходит).

— Какое чудо произошло со старушкой?(встреча с И.И.)

1) Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

2) Какое историческое время переживают персонажи рассказа?

3) Рассмотрите иллюстрацию И. Пчелко (с. 24, учебник). Такими ли вы представляли себе героев рассказа?

— А сегодня, в современной России, сталкиваемся ли мы с проблемами, подобными тем, что поднял Лесков более 130 лет назад?

(В России со времен Лескова мало что изменилось. Так же чиновники берут взятки, так же деньги решают все, так же бедные бессильны перед представителями высших кругов)Домашнее задание: (по вариантам) подготовить рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?»; пересказ одного из эпизодов рассказа (или всего рассказа); прочитать рассказ Толстого «После бала».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок русской литературы в 8-м классе по технологии «Критическое мышление через чтение и письмо»

Разделы: Литература

“Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?”. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления через чтение и письмо – представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология дает возможность личного роста ребенка, приобщает его к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.

Примером использования данного приема на уроке литературы является предлагаемый урок в 8 классе.

Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа “Старый гений”.

Цель: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова “Старый гений” и связывать выявленные проблемы с жизнью.

— пробудить познавательный интерес у учащихся;
— способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;
— создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

I ФАЗА УРОКА – ФАЗА ВЫЗОВА

— актуализировать имеющиеся у учащихся знания

— пробудить познавательный интерес учащихся

— мотивировать уч-ся для дальнейшей работы по теме.Слайд 1

— На экране слово: “Гений”

— Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

— Кто такой гений? Можете ли объяснить значение слова?

— Где можем мы узнать значение этого слова? (в толковом словаре. На экране значение слова).

— Итак, мы узнали значение слова. А теперь скажите, каким вы его представляете? Как он, по вашему, выглядит? (составление кластера).

— Придумайте словосочетания с этим словом.

— У Николая Семёновича Лескова есть произведение, которое называется “Старый гений”. Как думаете, о чём должна идти речь в произведении с таким названием?

— Автор Лесков. Что нам даёт это знание? Каков его художественный мир? Какие образы он создавал и почему? Его отношение к человеку? Что было ему ненавистно?

— А почему гений именно старый?

А теперь попробуйте написать свой вариант сюжета. (3 мин.) (открыть тетради, записать число)

— На экране ключевые слова из этого рассказа, попробуйте спрогнозировать его. (работа в тетрадях. 5 минут).

Маленькая старушка-помещица, великосветский франт, денежные затруднения, игра в кошку и мышку, зверь затравленный, страшная перспектива, могущественное родство, неприятность, идти жаловаться, рождество, надо смазать, верить или нет, тёмная личность, гениальные мысли, честно и благородно, тревожно осматривается, поезд отходит, праздник стал светел и весел.

II ФАЗА – ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ

— сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом

— помочь учащимся активно воспринимать материал

— помочь соотнести старые знания с новыми.Слайд 4

— Хотите узнать, какой образ гения создает Н.С.Лесков?

Попробуйте увидеть гения таким, каким его увидел автор.

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ

ФРАГМЕНТ 1

— Итак, с какой целью приехала маленькая старушка в Петербург? (у неё было “вопиющее дело”).

— Как вы понимаете значение слова “вопиющее”?

— В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч).

-Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”?

— Какие черты характера выделяет в ней автор?

— Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишите черты характера, действия старушки, во вторую – франта.

— Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

— Попробуйте спрогнозировать, как будут развиваться события?

ФРАГМЕНТ 2.

— Почему хлопоты старушки были безуспешны?

— Почему нельзя приструнить должника?

— Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“не вы первая, не вы и последняя”).

— Как старушка относится к должнику, к людям вообще? (чтобы и мне и всем другим хорошо было).

— Как она отзывается о франте? (он замотался, но человек хороший).

— Что же будет дальше? Неужели старушка так и не добьётся справедливости? Аргументируйте свою версию.

ФРАГМЕНТ 3.

— Как вы поняли выражение “надо смазать”?

— Что вышло из затеи старушки “смазать”?

— Какой смысл вложен во фразу “В России невозможности нет”? (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги)

— Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности”).

— Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

— Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”?

— Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие).

— Спрогнозируйте, как дальше будут развиваться события?

ФРАГМЕНТ 4.

— Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

— Почему он помог ей деньгами? (пожалел).

— Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

— Чего стал с любопытством дожидаться рассказчик? (На какое ещё штукарство изловчаются плутовать в Петербурге).

— Как понимаете слова “штукарство”, “плутовать”?

— Как стилистически окрашены эти слова?

— Что значит “пассажный”? “пассажный гений”? От какого слова образовано? Что означает “пассаж”?

ФРАГМЕНТ 5.

— Кто такой “Сербский сражатель”? (исполнитель плана, участник войн Сербии и Турции).

— Как он выглядел? (весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги).

— Как он добился вручения бумажки должнику?

— Считаете ли вы гением человека, “уладившего столь трудное дело”?

— Как вы думаете, почему он решил помочь старушке?

— Приводит ли Лесков какие-либо подробности из его жизни?

— Чего добивается Лесков, называя его Иваном Ивановичем?

— Что же это за человек? (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло).

— Действительно. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нём не говорит. Не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым.

Возвращаемся к значению слова.

— Какое из трёх значений из словаря Ожегова подходит?

— Иронизирует ли автор, называя его гением?

Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

— Почему “Старый гений”? Имеет ли значение возраст для гениев?

— Какие черты характера подчёркивает Лесков во Франте? Что он хотел этим сказать? (работа с таблицей).

III ФАЗА – ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

— помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;

— помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.

— Многие ли из ваших предположений подтвердились в ходе чтения?

— Продолжение работы с кластером. Какие слова вам бы хотелось убрать или, может, добавить после прочтения рассказа?

— Изменилось ли видение этого слова после прочтения?

— Какой он, гений Лескова?

— Давайте вернёмся к цепочке ключевых слов. Какие из них наиболее значимы, на ваш взгляд?

— Какие нравственные проблемы поднимает Лесков?

— Как сформулируете тему урока?(“Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова “Старый гений”).

— Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор?

— Сделали ли вы какие-либо выводы лично для себя?

— Составьте синквейн, который определил бы понятие

“гений” с художественной, лесковской точки зрения.

Домашнее задание: на выбор: — подготовить рассуждение на тему: “Кто виноват в страданиях героини”? (воспользоваться составленной в тетрадях таблицей).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *