в крапивин валькины друзья и паруса чему учит
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Крапивин В. «Валькины друзья и паруса» Читательский дневник, краткое содержание
Крапивин В. «Валькины друзья и паруса» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Крапивин Владислав Петрович
Название: «Валькины друзья и паруса»
Жанр: Повесть
Тема произведения: детская дружба и мечта.
Число страниц: 98
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Повесть о мальчике Вальке и его друзьях. Валька любит барабаны и парусники, с друзьями он строит песчаный город и пароход. А еще Валька любит рисовать, но стесняется этого, и в новой школе никому не желает показывать свой альбом.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне больше всего понравился эпизод, когда Валька без лишних раздумий прыгнул спасать барабан. Хоть и оказалось, что его поступок не был необходим, но его реакция говорит о характере Вальки, смелом и решительном.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
В любой трудной ситуации важно оставаться самим собой и не бояться идти за своей мечтой.
Чему учит эта книга:
Повесть учит нас быть честными, в первую очередь с самим собой, не бояться признаваться в своих ошибках, не стесняться своей мечты. А еще учит нас тому, как важна настоящая дружба, взаимопомощь и поддержка окружающих.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень понравилась повесть о Вальке, хоть в ней и рассказывается о пионерах, дружинах, но всё равно в героях можно узнать и свою школу, и своих одноклассников. Мне понравилось, что у Вальки есть мечты и цели, и он всегда готов помочь друзьям, не бросает их в трудную минуту. А ещё Валька помогает своим родителям.
Новые слова и выражения:
Рапорт – донесение, официальный доклад.
Планер – безмоторный летательный аппарат.
Шкипер – капитан парусного судна.
Пословицы к произведению:
Мечта – крылья, не знающие усталости.
Друг познаётся в беде.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Рецензии на книгу « Валькины друзья и паруса » Владислав Крапивин
Здравствуйте.
Книга «Валькины друзья и паруса» стала для меня красноречивым воплощением одной очень крапивинской идеи: «о необходимости присутствия в жизни высокой идеи, мечты, параллельного пространства, как источника получения человеком внутренней силы и определения собственной миссии».
Герой книги, Валька Бегунов, обладает этим параллельным пространством, в его жизни есть мечта, а значит и внутренняя сила.
И еще одно наблюдение, проиллюстрированное прочитанной книгой. Друзья это несомненно очень важно, поддержка окружения (школьного класса, коллег по работе и т.п.) — тоже. Но вот только не они первыми встают на защиту человека и его достоинства. Первые заступники за человека это его внутренние нравственные убеждения, его высокие цели и мечты. И если человек не упал, устоял перед превосходящими силами обстоятельств или злой воли людей, то помощь начинает приходить со всех сторон. А слабому человеку, у которого за душой нет ни вдохновляющих воспоминаний, ни благородных поступков, не в силах помочь никакие друзья.
Издано отлично. Но цена за тонкую стостраничную книжку неоправданно высока. Если бы было другое издание не купила бы. Разорилась только из-за того, что есть у ребёнка в списке чтения на лето.
Очень рада, что эта книга есть в «Лабиринте» и появилась возможность заполучить это сокровище в домашнюю библиотеку. Пусть она издана в новом, более современном формате, но обложка почти та же, из детства. И не важно, что повесть можно в любой момент прочитать в электронном виде. Сам факт, что я держу в руках эту книгу, за которой когда-то была очередь в библиотеке (и которую я перечитывала, как помнится, не менее 5 раз)), словно возвращает в то время, и пробуждает способность души искренне и ярко сочувствовать и сопереживать героям. Чего не происходит со многими современными произведениями и фильмами. Я считаю, что произведения В. Крапивина должны быть в каждой домашней библиотеке, это важно и детям, и взрослым, чтобы они не забывали свое детство). Покупкой довольна. Фотографии прикрепляю.
Повесть великолепная. Яркий образчик стиля Крапивина, литературного мастерства Крапивина, таланта Крапивина, а также для многих и многих культа Крапивина. Дети — маленькие люди, маленькие Человеки! После прочтения произведений писателя кажется, что вот они Настоящие, вот они живые, честные, справедливые, не имеющие ни капли лицемерия, ни грамма ненависти, ни толики обмана. Хочется вернуться в Детство, откуда все мы родом и откуда берут начало все наши свершения, все наши жизненные достижения и начинания, откуда приходят и остаются во взрослой, нелегкой жизни те, кто не растерял всех этих качеств. Такие люди, такие личности всем хорошо известны. А когда-то они были Севками Глущенко, Максимами Рыбаковыми и Вальками Бегуновыми.
Под звуки девятнадцати барабанов на восходе солнца, мокрого, исцарапанного, но счастливого, у специального для него разведенного костра, Валю Бегунова приняли в пионеры.
Кто знает, когда бы это событие наступило в жизни Вальки, если бы не его отчаянное желание увидеть, как барабанщики встречают солнце.
С высоты прожитых лет и внимая словам Сашки, мне все-таки хочется сказать, чтобы всякая увлекающаяся личность умела хоть чуть-чуть находить время для класса, для общего дела, чтобы в последствии не настраивать против себя других, а наоборот, иметь сильную поддержку в лице коллектива. Это очень сложно, но необходимо.
Владислав Крапивин — Валькины друзья и паруса:
Краткое содержание
Это история дружбы, предательства и мечты. Началось все со смены в пионерском лагере, где пятиклассник Валька Бегунов тайком следит за отрядом барабанщиков на рассвете. Когда в воду за упавшим барабаном хотел прыгнуть малыш, Валька его пожалел и опередил. Вальку торжественно приняли в пионеры.
Валька скромный, отзывчивый одинокий мальчик, в тайне от всех художник, живет с родителями, недавно перешел в новую школу, помогает по дому. Для первоклассника Андрюшки он лучший друг. Еще бы, вместе строили корабль. А потом он нарисовал малыша в образе капитана у Песчаного города, который сам придумал. Ребятишки возвели его из песка. А 6-классник Витька Волощук разрушил велосипедом. И Валька, совсем не драчун, ради друзей бьет Витьку. Малыши с тех пор пугают Валькой хулиганов. А Андрюшка с благодарностью уносит домой свой портрет. Валька всех малышей нарисует.
Больше всего на свете Валька любит рисовать корабли, хотя моря не видел. Он как-то проговорился о них молодой учительнице географии Оксане Николаевне. Она хорошая, улыбчивая, похожа на его сестру Ларису, и пообещала Вальке, что ее брат Сережка будет водить Андрюшку на каток, ведь малыш так мечтает об этом.
Увидев рисунок бригантины на вывеске кафе, он загорелся нарисовать свою марсельную парусную шхуну «Легенда океана». Мальчиком на берегу на рисунке был Андрюшка. «У каждого бывает своя тайна, и каждый имеет на нее право». Корабли и есть тайна и радость мальчика. Его альбом ненароком увидел одноклассник Сашка Бестужев, и не выдал тайну. У него и своя была: сборка телескопа. Они подружились.
А потом поссорились. Валька не хотел идти на сбор металлолома с классом. На урок рисования он случайно принес свой альбом с кораблями. И учитель Юрий Ефимович с раздражением взялся его листать. И написал записку родителям, чтоб пришли. Отнести ее захотел «предатель» Сашка. Потом альбом схватила вредная Зинка Лагутина. Еле отнял. Его ругали на собрании. Мальчишки вступились за Вальку. На совете Анна Борисовна требует, чтобы Валька снял красный галстук пионера. И Валька сбегает с совета.
В такой беде и родители не помогут. Валька один, и растерян. Хотел кинуться к Оксане Николаевне, ее дома нет. Зато помог остановить кровь из разбитой губы одному малышу во дворе, и самому стало легче. А потом пришел Сашка. Сказал, что записку хотел порвать, а учитель вдруг и сам ее назад взял. Сашка объясняет, что из пионеров его не исключили: все ребята были против. И вообще, надо чуть меньше мечтать. Паруса – это хорошо, но есть еще класс, друзья. А потом Валька гулял с Андрюшкой, обещал стать шкипером малышей. И думал о своей «Легенде океана». Ведь у каждого человека есть своя путеводная «радостная звездочка» в жизни, и у него тоже.
Читательский дневник по повести «Валькины друзья и паруса» Крапивина
Сюжет
Пятиклассника Вальку Бегунова приняли в пионеры в летнем лагере, при отряде барабанщиков. В новой школе он ни с кем не дружит, зато водится с малышами со двора, особенно с Андрюшкой. У Вальки есть тайна: он рисует в альбоме корабли. Он хочет нарисовать шхуну «Легенда океана», и мальчика на берегу. Его альбом случайно видит одноклассник Сашка Бестужев. Они становятся друзьями. Тайна Сашки – самодельный телескоп.
Однажды учитель рисования Юрий Ефимович без спроса смотрит рисунки Вальки. Тот против. Потом из-за альбома гонится за Зинкой, ненароком грубит взрослым. На совете требуют исключить его из пионеров. Он убегает, не сняв галстук. И от Сашки узнает, что тот его не предал, не отнес записку от учителя родителям Вальки. Учитель и сам передумал, осознал. И ребята отказались исключать товарища. И Андрюшка поддержал. Валька рад помощи друзей и снова мечтает о своей шхуне. Она – «радостная звездочка», мечта его еще небольшой жизни.
Отзыв
Повесть о мечте, одиночестве, взаимопомощи, первых недетских уроках и испытаниях. Есть вещи, которыми Валька очень дорожит: любовь родителей, посвящение в пионеры, рисование, дружба с малышами, взаимопонимание с молодой учительницей Оксаной Николаевной. Он больше не чувствует себя одиноким, видит, что многим нужен. Как и его «замечательные рисунки». Валька стал примером для малышей.
Его корабль – символ «плавания» в самостоятельную, честную, взрослую жизнь. Повесть учит радоваться жизни, жить с мечтой, искать свое призвание, дружить, быть искренним, благодарным, доверять людям, признавать и исправлять свои ошибки, приходить на выручку.
Отзывы на книгу « Валькины друзья и паруса »
Давно я не читала чего-то такого доброго, душевного, светлого. Пусть не без детско-юношеского максимализма, но если не настраивать на правильный лад, не прививать приоритетные моральные ценности с детства, то когда? Многие выросли на и благодаря именно такой литературе, которая в ненавязчивой форме учит правильным вещам.
Валька Бегунов – обычный двенадцатилетний мальчишка. Он ходит в школу, помогает родителям по дому, не обижает младших, уважает старших, умеет дружить. Он не идеален, нет. Как и любому мальчишке ему свойственны и недостатки: иногда он рассеян и может забыть дома дневник или альбом для рисования, иногда он не хочет идти на уступки в равноправном споре, иногда, чего уж там, может и приврать сгоряча, а случается, и огрызнётся. Но какие же это мелочи в сравнении с чистой душой, благородными помыслами и неподдельной искренностью маленького человека.
Валька любит барабаны и паруса. А ещё он очень любит рисовать, хоть и стесняется показать свои рисунки. И именно из-за его рисунков неожиданно завязался конфликт в классе, который, как снежный ком, потянул за собой череду несуразных событий, приведших Вальку чуть ли не к исключению из пионерии. Здесь, к сожалению, некорректно повели себя взрослые учителя, которые априори старше и мудрее. Однако добрый Валька и тут нашёл им оправдание:
И вдруг Валька понял, что Анна Борисовна устала. И что ей, наверно, очень хочется скорее уйти домой и, может быть, по дороге ещё надо зайти в булочную, которую скоро закроют, а потом придётся готовить ужин, возиться с посудой и думать о завтрашних уроках… И он. Валька Бегунов, только маленькая частичка многих забот. И, возможно, она вовсе не была уверена, что его следует исключить из пионеров, но, раз уж к этому дело пошло, надо доводить до конца.
Конечно же, Верные друзья не бросили Вальку в беде, встав плотным кольцом на его защиту. Ведь друг – это такой человек, который верит в тебя даже тогда, когда ты сам утратил веру в себя. Для себя же Валька понял, что нельзя замыкаться на собственных переживаниях, если кто-то нуждается в поддержке или помощи.
Прекрасная повесть на все времена. Когда уровень цинизма вдруг начинает зашкаливать – необходимо прочитать такую книгу, и тогда отпустит. А ещё не мешает помнить, что надо стремиться к своей мечте и радоваться каждому новому рассвету.
А вот девочек автор не любит. Все как одна аккуратные подлизы, чистенькие бездушные куклы, вредные и противные. Зря он так.
Эту повесть я читал теперь впервые. Отличная вещица!
Конечно, много конфликтов, которых могло бы не быть. Всё же Крапивин (на мой взгляд) избыточно конфликтный человек. Впрочем, может, я смотрю с высоты своих 45-и лет и с высоты своего опыта. У Крапивина в то время не было ни моего опыта, ни моего возраста. А у его героев тем более. Претензии тут скорей могут быть ко взрослым людям, а не к детям. И у меня эти претензии есть.
Мне, мягко говоря, странно видеть ТАКИХ учителей в советской школе. Мне и в нынешней, буржуазной, школе таких учителей видеть тяжело. А когда СОВЕТСКИЕ учителя являются по сути своей совсем не советскими, то это крайне неприятно.
В главном Крапивин всё же прав – это никудышные люди и никудышные учителя, которые способным только портить детей. Но я бы и с этими учителями попытался найти общий язык. Что делать? Работать-то ведь надо! Ясно, что общество нуждается (и в то время нуждалось) в социальной революции – кто будет с этим спорить? Но пока революция не началась, приходится работать в предлагаемых условиях.
Или я стал излишне миролюбивым?:)
Эта книга у меня относится к таким середнячкам Крапивина. В ней нет с ходу заметной изюминки, которая бы выделяла её на общем фоне других книг. Но при этом, она не плохая, нет, не думайте о ней так. Книга — действительно хороша. Она добрая, душевная, очень светлая и главное удивительно приятная для чтения. Да, она опять про дружбу, как иначе то? И даже посвящена нескольким уровням этой дружбы.
Вот, есть в ней дружба между сверстниками-одноклассниками. Общий возраст, общие какие-то дела, не всегда совпадающее по «уровням» занятия, но все равно. Есть дружба со взрослыми — учительницей географии. Ну и конечно, есть еще дружба с младшими. Вначале это просто такое покровительство со стороны Вальки, а потом уже и полноценная дружба, принятие этих персонажей на равных. На фоне всех этих слоев, автор показывает нам, что перед дружбой — все равны. И если друг нуждается в тебе, то нет оправданий, чтобы не прийти на помощь. Да, наивно, да наполнено детским максимализмом. Но блин, как же не хватает чего-то подобного уже сейчас, во взрослой жизни. Понять, что нет никаких оправданий для собственного малодушия.
И главное, персонаж этой книги — он очень живой. Он не картонная фигура, которая подчиняется воле автора. В его поступках проявляется личность. У нее есть свои отрицательные стороны. Он обижается, он злится, он трусоват, иногда он иногда поступает неразумно (с точки зрения взрослого, конечно). Но при этом у него есть и достоинства, которые ты хотел бы видеть у себя. Он умеет бороться. Он верен своим принципам. И он может переступать через свои страхи и становиться лучше. За него переживаешь. Какие-то его неудачи воспринимаешь как свои собственные. В некоторые моменты вселенской несправедливости, у меня самого… нет, кулаки не сжимались от злобы, но я переживал за героя. Хотел ему как-то помочь, подбодрить. Сказать, что в конце все будет хорошо.
Кстати, о концовке. Она здесь открытая. Да, эти, описанные в книги дни, закончились. И вроде бы все хорошо, но становится понятно, что впереди у героев еще множество подобных дней. Будет и несправедливое отношение, и борьба с различными сложностями в жизни. Но надежда всегда остается, тем более что герой уже стал лучше на наших глазах. Смог справиться с трудностями. Значит справится и с другими.
В общем — это один из прекрасных образчиков «Серебряного периода Крапивина». В нем нет волшебства и фантастики, но зато прекрасные герои, отличный язык (впрочем, это у автора всегда) и умение показать переживания героя так, что в них действительно веришь.
Будет вечер — заговорщик и обманщик,
темнота на мостовые упадет,
но вглядись — и ты увидишь, как веселый барабанщик
с барабаном вдоль по улице идет.
Б. Окуджава
Я не случайно взяла эпиграфом строчки Булата Шалвовича из песни, написанной им к фильму 1961 года «Друг мой, Колька. » Эти две вещи удивительно созвучны. И удивительно хороши. В литературном и кинематографическом наследии ушедшей советской Атлантиды существует немало таких замечательных книг и фильмов, окрашенных пионерской романтикой.
И при том, что меньше всего не свете я хотела бы вырастить своего ребенка «юным ленинцем», я люблю и ценю эти произведения – от Гайдара и Кассиля до Крапивина и Сергея Иванова. Потому что пионеры, если отбросить политическую шелуху, нужны нашим детям. Нужны те установки дружбы, благородства, взаимовыручки, презрения к трусам и подлецам, которые они унаследовали от скаутов — лучшее, что они от них взяли. И в нынешних детских лагерях — в лучших из них — там эти традиции под другими названиями существуют: свечки (костры), кланы (отряды). Они облекаются в иные слова, но внутренняя сущность — то самое хорошее, доброе, честное, благородное — оно же было и есть и, надеюсь, будет — это нужно для формирования личности ребенка.
«Валькины друзья и паруса» Владислава Крапивина — чудесная добрая, светлая книга. О том, как важно иметь мечту и не отступать от нее, как ценны настоящие друзья, которые в трудную минуту придут на помощь. В повести несколько сюжетных линий: взаимоотношения героя со сверстниками (одноклассниками и ребятами из пионерлагеря), с молодой веселой учительницей географии, а особое место занимает его дружба с предводителем малышей — первоклассником Андрюшкой. Причем, если сначала отношение со стороны пятиклассника Вальки было покровительственным и слегка снисходительным — он стал водиться с младшими ребятами как бы от скуки, то в какой-то момент приходит понимание, что они ему нужны ничуть не меньше, чем он им.
И в финале книги именно необходимость позаботиться о попавшем в беду малыше помогает герою выйти из ступора — преодолеть собственный внутренний кризис.
«Валька шевельнулся. Потому что в Андрюшкиных словах прозвучало то же требование немедленного подъёма. Ты сидишь, а у кого-то беда. Кровь идёт. Пусть у тебя хоть тысяча несчастий, но у кого-то — ещё одно.
— Ну, Валька. Ну, пожалуйста, встань.
Встань, Валька. Это так же обязательно, как восход солнца».
Лейтмотивом через всю повесть проходит прекрасный романтический образ барабанщиков, встречающих восход солнца. Именно они дали Вальке силы противостоять несправедливому требованию и не расстаться с пионерским галстуком, который был для него символом прекрасных моментов его отрочества.
«Потому что были походы, когда Валька шёл по пояс в сыром папоротнике и стрелка компаса неуверенно рыскала по траве, а надо было искать дорогу и делать вид, что ты не устал.
И появлялась дорога, и уходила усталость.
Были игры, когда Валька врывался на вершину каменного холма, опрокидывая чужое знамя с намалёванной хвостатой кометой.
И ещё было раннее утро июля, когда на рассвете барабанщики вновь собрались встречать солнце».
Те, у кого в детстве был свой веселый барабанщик, наверняка вырастут хорошими, честными и добрыми людьми.
Валькины друзья и паруса
Каждый год, в начале каждой смены, в пионерский лагерь прибывает отряд барабанщиков, который встречает солнце весёлой барабанной дробью. Валька Бегунов, который ещё не стал пионером, вместе с барабанщиками встречает рассвет. Барабан одного из барабанщиков падает с обрыва в реку, и Валька прыгает в воду, чтоб его достать. На утренней линейке отряд барабанщиков принимает Вальку в пионеры.
Новый учебный год Валька начинает в другой школе. Перед началом учебного года мальчик вместе с малышами строит во дворе город из песка. Витька Волощук на велосипеде разрушает его. Несмотря на то что Витька старше, а Валька не умеет драться, он вступает в бой и побеждает. Теперь хулигана не боятся, и малыши уверены, что Валька их защитит.
Один из малышей, Андрюшка, узнаёт Валькин секрет: мальчик рисует, особенно ему нравится рисовать парусники. Мальчик боится, что, узнав об этом увлечении, его не поймут, высмеют, поэтому прячет ото всех свой альбом с рисунками. Однажды учительница географии Оксана Николаевна заинтересовывается его увлечением парусниками.
Одноклассник Сашка случайно видит Валькин альбом и находит рисунки замечательными. В ответ Сашка открывает Вальке свою тайну: он собрал телескоп.
В выходной день назначен сбор металлолома. Валька отказывается прийти, несмотря на уговоры Сашки и то, что их класс может проиграть соревнование. Валька участвует наравне со всеми в общественных делах, но сбор металлолома и посещение школьного хора он считает ерундой.
Классный вожатый сообщает, что из-за плохой погоды сбор металлолома отменяется, но после уроков совет дружины будет обсуждать подготовку к встрече Нового года.
На уроке рисования Валька вынимает из портфеля альбом и видит, что вместо школьного он принёс свой, с кораблями. Мальчик прячет его обратно и говорит, что забыл альбом дома. Учитель рисования Юрий Ефимович видит альбом и забирает его. Он согласен не смотреть рисунки, но требует у Вальки дневник. Дневника тоже нет, и учитель пишет записку Валькиным родителям, чтоб те пришли в школу. Сашка берётся её передать. Валька на весь класс называет его предателем. Учитель выгоняет его из класса.
Вернувшись после звонка в класс, Валька видит, как его одноклассница Зинка Лагутина листает альбом, который учитель оставил на своём столе, и силой его забирает.
Завуч Анна Борисовна входит в класс и видит зарёванную Зинку. Она спрашивает, в чём дело, и Валька ей грубит. После уроков Анна Борисовна устраивает классное собрание, на котором отчитывает Вальку: на сборы металлолома не является, учителям грубит. Некоторые ребята пытаются защитить Вальку, но Анна Борисовна их не слушает.
Вечером Валька приходит на заседание совета дружины, где помимо встречи Нового года будут разбирать его поведение. В совете дружины он знает только Зинку и Олега Ракитина, бывшего одноклассника. Ракитин пытается защитить Вальку, обвиняя Зинку, но Анна Борисовна снова не хочет слушать и выставляет Вальку хулиганом. Председатель собрания предлагает исключить Вальку из пионеров. Вожатый это предложение поддерживает. Только самый маленький член совета, четвероклассник Серёжа, голосует против. Валька вспоминает, как его принимали в пионеры под грохот барабанов. Присутствующие на совете требуют, чтоб Валька снял галстук, но он выбегает из комнаты и видит, как под дверью стоят его друзья-одноклассники. Валька понимает, что этим побегом признаёт свою вину, но всё равно убегает, сжимая галстук.
За помощью Валька приходит к учительнице географии Оксане Николаевне. Её младший брат, тот самый Серёжа, который отказался голосовать, открывает Вальке дверь и говорит, что Оксаны Николаевны нет дома. Валька отказывается её подождать, ему становится стыдно, что он пришёл жаловаться.
Возле дома Вальку зовёт Андрюшка. Один из малышей разбил губу, и ему нужна помощь. Чтоб малыша не ругали дома, Валька приводит его к себе и останавливает кровь.
К Вальке приходит Сашка. Он взялся передать записку, чтоб не вызвался никто другой. На улице к Сашке подошёл Юрий Ефимович и записку забрал. Сашка рассказывает Вальке, что одноклассники заступились за него перед вожатым. На прощание мальчики пожимают друг другу руки.
На улице Валька находит обрывок записки Юрия Ефимовича. Андрюшка предлагает ему нарисовать корабль, чтоб его было легче строить, и быть у малышей капитаном. Валька обещает и, несмотря на душевную боль, даёт честное пионерское. А дома его ждёт альбом с незаконченным рисунком, его радостная звёздочка, которая светит впереди.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.