верхний и нижний склад на лесозаготовках это что
Верхний и нижний склад на лесозаготовках это что
15.4. Классификация лесных складов. Способы хранения лесоматериалов
Лесные склады делят по назначению на перевалочно-разделочные и перевалочные. Перевалочно-разделочные предназначены для приемки деревьев, хлыстов или сортиментов, их первичной обработки и частичной переработки, хранения и отгрузки готовой продукции для дальнейшего транспортирования к потребителям или непосредственной передачи в соответствующие цеха деревообрабатывающих предприятий.
На перевалочных складах никаких работ по первичной обработке и частичной переработке поступающих хлыстов или сортиментов не производят, а осуществляют только их перевалку с одного вида транспорта на другой.
По месту расположения лесные склады разделяют на следующие типы:
§ нижние склады лесозаготовительных предприятий;
§ лесные склады потребителей.
Заготовленный лес доставляют с лесосек по лесовозным дорогам на нижние склады. Чаще всего они являются перевалочно-разделочными; получаемую на них готовую продукцию отгружают на подвижной состав железных дорог общего пользования (прирельсовые склады) или сдают в сплав (береговые склады). Иногда нижние склады служат только как перевалочные; в этом случае поступающие на них хлысты или сортименты без всякой обработки перегружают в железнодорожный подвижной состав или сдают в сплав.
Лесоперевалочные базы размещаются в пунктах назначения сплавляемого леса. Хлысты или сортименты на них подвергают первичной обработке и частичной переработке. Готовую продукцию отгружают на железнодорожный транспорт. При поступлении на лесоперевалочную базу сортиментов производят только их перегрузку на железную дорогу.
Лесные порты предназначены для перегрузки круглых сортиментов и пиломатериалов, доставленных по железным дорогам общего пользования или водым путям на морские суда. При этом круглые сортименты иногда частично подвергают первичной обработке. На лесные склады потребителей хлысты или сортименты доставляют по железным дорогам, автотранспортом или сплавом, подвергают их первичной обработке и передают непосредственно в производство. Иногда лесные склады потребителей являются одновременно и нижними складами лесозаготовительных предприятий.
Влажный способ основан на создании и поддержании влажного состояния древесины в течение всего срока хранения. Применяют дождевание бревен, т. е. периодическое смачивание водой, и водное хранение, при котором они частично или полностью погружены в воду. Сухой способ хранения основан на доведении древесины до воздушно-сухого состояния и поддержании у нее этого состояния в течение всего срока хранения.
Рис.15.7. Штабеля лесоматериалов
Плотный штабель характеризуется хорошей вместимостью, для формирования его не требуется прокладок. Циркуляция воздуха в плотном штабеле очень слаба и просыхание древесины в нем затруднено.
В рядовой штабель лесоматериалы укладываются плотными рядами, отделенными друг от друга горизонтальными прокладками. В рядовых штабелях хорошо циркулирует воздух, что способствует просыханию древесины. Формирование штабелей этого типа требует больших затрат ручного труда на расцепку пачек, раскатку прокладок и рядов; ручной труд требуется также на застропку пачек при разборке штабелей. Вместимость рядовых штабелей ниже, чем плотных.
Плотно-рядовым называется штабель, в который лесоматериалы укладываются многослойными рядами, отделенными друг от друга горизонтальными прокладками. По интенсивности циркуляции воздуха, по вместимости и по возможной степени механизации работ плотно-рядовые штабеля занимают промежуточное значение между плотными и рядовыми штабелями.
В пачковый штабель лесоматериалы укладываются пачками, отделенными друг от друга горизонтальными, наклонными или вертикальными прокладками. Эти штабеля формируют и разбирают кранами или лебедками, оснащенными стропами; объемы пачек соответствуют грузоподъемности механизмов.
Пакетный штабель формируется из пакетов установленной формы и размеров, фиксированных обвязкой, контейнером или другим устройством. Ряды пакетов могут укладываться параллельно или перпендикулярно друг другу. Основное преимущество таких штабелей состоит в готовности пакетов для подачи их в вагоны, плоты или на обработку с наименьшими затратами времени и ручного труда. Недостатком пакетных штабелей является большая потребность в обвязке или контейнерах.
Лесной склад
Полезное
Смотреть что такое «Лесной склад» в других словарях:
лесной склад — Syn: склад лесоматериалов … Металлургический словарь терминов
склад лесоматериалов — Syn: лесной склад … Металлургический словарь терминов
Лесной двор — Склад для временного хранения лесоматериалов до их продажи. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
береговой склад — Нижний (затопляемый или незатопляемый) лесной склад в пункте примыкания лесовозной дороги к водному пути. [ГОСТ 16032 70] Тематики лесосплав EN banking ground … Справочник технического переводчика
Береговой склад — 54. Береговой склад Е. Banking ground Нижний (затопляемый или незатопляемый) лесной склад в пункте примыкания лесовозной дороги к водному пути Источник: ГОСТ 16032 70: Лесосплав. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Шахта — (a. mine, pit, colliery; н. Grube, Zeche, Schachtanlage; ф. mine, siege, charbonnage, puits; и. mina, pozo, hullera) производств. объект, осуществляющий добычу полезного ископаемого c помощью системы подземных горн. выработок. Дo … Геологическая энциклопедия
ГОСТ 16032-70: Лесосплав. Термины и определения — Терминология ГОСТ 16032 70: Лесосплав. Термины и определения оригинал документа: 89. Автокубатурник круглых лесоматериалов Е. Quater girt measurement device Устройство, автоматически определяющее объем бревен Определения термина из разных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Лесовозные дороги — предназначаются для вывозки с лесосек (См. Лесосека) леса в виде круглых сортиментов, хлыстов или деревьев до мест складирования и переработки. По виду подвижного состава, функционирующего на Л. д., их подразделяют на рельсовые,… … Большая советская энциклопедия
Погрузочные пункты и верхние склады
Погрузочный пункт или верхний склад –это площадка определенных размеров, расположенная у лесной дороги и оборудованная соответствующим образом для выполнения работ.
Верхний склад отличается от погрузочного пункта тем, что на нем может производиться раскряжевка хлыстов, сортировка, штабелевка сортиментов и погрузка их на лесовозный транспорт, что зависит от технологического процесса лесосечных работ.
При вывозке древесины по автомобильной дороге погрузочный пункт размещается в начале делянки, если трелевка леса производится за комли, и в конце делянки, когда трелевка производится за вершины.
Под погрузочный пункт (верхний склад) выбирается ровная сухая площадка, горизонтальная или с небольшим уклоном в сторону лесовозной дороги. Размеры площадки должны быть достаточными для размещения на ней оборудования, штабелей древесины и бытовых помещений.
Например, при трелевке сортиментов вполне достаточно погрузочного пункта размером 20×20 м, при трелевке хлыстов требуется площадка размером 30×40 м, а при трелевке деревьев и очистке их от сучьев сучкорезными машинами – 60×40 м, а при трелевке деревьев с подсортировкой на две сортогруппы и очистке товарных деревьев от сучьев сучкорезными машинами – 80×40 м.
Технологические схемы погрузочных пунктов и верхних складов при трелевке деревьев и хлыстов и погрузке хлыстов на лесовозный транспорт челюстным лесопогрузчиком показаны на рисунке 11.4.
а – при трелевке хлыстов; б – при трелевке деревьев; в – при трелевке деревьев с подсортировкой по крупности; 1 – хлысты; 2 – челюстной лесопогрузчик; 3 – лесовозный автопоезд; 4 – лесная дорога,
5 – сучья и ветви; 6 – тонкомерные деревья, 7 – товарные деревья;
8 – сучкорезная машина
Рисунок 11.4 – Схемы погрузочных пунктов и верхних складов
при погрузке хлыстов на лесовозный транспорт
При погрузке хлыстов и сортиментов на лесовозный транспорт самозагружающимися лесовозными автопоездами технологические схемы погрузочных пунктов и верхних складов несколько отличны от рассмотренных выше по планировке и размерам (рисунок 11.5).
Площадь под погрузочный пункт или верхний склад зависит от принятой технологии лесосечных работ.
Грузооборотом склада называется количество древесины, отгружаемое со склада (погрузочного пункта) за определенный период его действия (смена, сутки). Общий грузооборот погрузочного пункта (верхнего склада) равен ликвидному запасу древесины на лесосеке или ее части, тяготеющей к данному погрузочному пункту (верхнему складу).
а, б – погрузка хлыстов; в – погрузка сортиментов; 1 – штабеля хлыстов; 2 – лесная дорога; 3 – лесовозный автопоезд; 4 – гидроманипулятор;
5 – штабеля сортиментов
Рисунок 11.5 – Схемы погрузочных пунктов при погрузке
древесины самозагружающимися автопоездами
Вместимостью (Е) погрузочного пункта (верхнего склада) называется количество древесины, которое может одновременно храниться на пункте (складе). Определяется по формуле:
, м 3
где n – число штабелей;
Vшт – объем одного штабеля, м 3 ;
h, b, l – соответственно высота, ширина и длина штабеля, м;
Δ – коэффициент полнодревесности штабеля.
Удельной вместимостью склада называется отношение количества древесины, хранящейся на складе, к площади, на которой эта древесина уложена.
Срок действия (Т) погрузочного пункта (верхнего склада) определяется его общим и суточным грузооборотами:
,
где Qскл – общий грузооборот погрузочного пункта (верхнего склада), м 3 ;
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Е. Logging industry
Отрасль лесной промышленности и лесного хозяйства, занимающаяся заготовкой, трелевкой, вывозкой, первичной обработкой и переработкой деревьев, хлыстов, лесоматериалов и отходов лесозаготовок
Заготовка древесного сырья, включающая лесосечные работы, вывозку и работы на лесопромышленном складе
Е . Forest exploitation
Заготовка древесного сырья, живицы и продуктов побочного пользования.
Примечание . К продуктам побочного пользования относятся: березовый сок, береста, кап и др.
Часть территории лесного фонда, закрепленная на установленный срок за лесозаготовительным предприятием
Е . Merchantable volume
Часть лесосырьевой базы, отведенная для рубки на установленный срок
Ндп. Первичная обработка древесины
Е . Primary processing of raw material
Механическая обработка деревьев, хлыстов и круглых лесоматериалов, включающая очистку деревьев от сучьев, раскряжевку хлыстов и долготья, сортировку круглых лесоматериалов и удаление гнили, а также отделение древесной зелени и окорку
Ндп. Первичная переработка древесины
Е . Primary processing of wood raw material
Механическая переработка отдельных видов древесного сырья, включающая распиловку, раскалывание и измельчение
E. Cutting area work
Комплекс основных технологических и переместительных операций, а также подготовительных и вспомогательных работ на лесосеке
Нижний склад лесоматериалов
Лесная энциклопедия дает такое определение лесным складам: «Склады лесные, один из основных цехов лесозаготовительного предприятия, предназначенный для временного хранения и первичной обработки круглого леса, частичной переработки его и отгрузки продукции потребителям».
В соответствии с технологией обработки содержащейся на них древесины лесные склады подразделяются на верхние и нижние. Верхние склады организуются на лесосеке, в непосредственной близости к примыканию первичной лесовозной дороги. При сплаве лесоматериалов по рекам на верхних складах формируют плоты. Собственно, названия верхнего и нижнего складов происходят от названия технологических операций молевого сплава древесины. Сплав начинался вверху течения рек, отсюда и название «верхний склад». А заканчивался сплав внизу течения рек, соответственно, и склад назывался нижним.
Общие сведения
Основной технологической задачей нижних складов является временное (межсезонное) хранение круглых лесоматериалов. Кроме того, как указывалось выше, на нижних складах осуществляются первичная обработка и частичная переработка круглого леса. К первичной обработке леса относят сортировку, раскряжевку и окорку кругляка.
Сортировкой называют технологическую операцию, при которой выполняется распределение лесоматериалов по размерам (диаметру, длине), качеству, породам и назначению в соответствии с требованиями ГОСТ и условиями договора на поставку потребителям. Раскряжевка хлыстов − процесс поперечного деления хлыстов на части в виде готовых сортиментов и долготья. И наконец, окорка древесины − это технологическая операция очистки необработанных лесоматериалов от коры.
Совместно с производственными подразделениями для первичной обработки организуются лесопильные мощности по переработке круглого леса. Лесопильные мощности могут представлять собой как небольшие лесопильные цехи или участки (примером может служить организация участка на базе горизонтального ленточнопильного станка для переработки крупномерного сырья), так и вполне самостоятельные лесопильные производства с полным циклом переработки круглых лесоматериалов.
Неотъемлемая часть работ, выполняемых на нижних складах, − отгрузка продукции потребителю. Отгрузка может осуществляться на разные виды транспорта: автомобильный, железнодорожный (вагоны-сортиментовозы, полувагоны), водный (суда, баржи).
Основные параметры нижнего склада лесоматериалов
Грузооборот склада определяется объемом леса, перерабатываемого на складе за единицу времени (год, месяц, сутки, смену).
Емкость склада − суммарный объем лесоматериалов, который можно единовременно разместить на складе при условии соблюдения правил хранения и пожарной безопасности. Емкость склада зависит от его площади и типа укладки круглых лесоматериалов.
Площадь склада рассчитывается исходя из максимального сезонного запаса лесоматериалов.
Режим работы склада определяется сроками (сезонностью поставки) и объемами поступления леса на склад.
Кроме того, необходимо учитывать вид транспорта, которым лес доставляется на склад, степень обработки кругляка, вид и объем готовой продукции, способ ее отгрузки со склада потребителю.
Укладка, хранение и защита лесоматериалов
Общие требования к правилам хранения лесоматериалов хвойных и лиственных пород регламентируются ГОСТ 9014 0−75 «Лесоматериалы круглые. Хранение. Общие требования». Для назначения вида укладки и мер защиты лесоматериалов от поражения насекомыми, грибами и растрескивания необходимо определить несколько параметров в соответствии с указанным ГОСТом:
Применяются два способа хранения круглых лесоматериалов: влажный и сухой.
Влажный способ используют для хранения круглых лесоматериалов, предназначенных для распиловки, лущения и строгания, а также долготья для изготовления рудничной стойки и балансов.
Сухой способ хранения применяется для лесоматериалов, используемых в круглом виде (строительных, мачтовых, гидростроительных бревен, рудстоек, балансов).
Виды укладки и меры защиты лесоматериалов хвойных и лиственных пород при влажном способе хранения в зависимости от продолжительности хранения и типа склада выбираются по таблицам 4 и 5 ГОСТ 9014.0−75 соответственно породам. Режим дождевания выбирают по ГОСТ 9014.1−78; вид защитного покрытия торцов и режим нанесения − по ГОСТ 9014.2−79; виды химической защиты лесоматериалов − по ГОСТ 9014.3−81.
Виды укладки и меры защиты хвойных и лиственных лесоматериалов при сухом способе хранения в зависимости от продолжительности хранения и типа склада должны выбираться по таблице 6 ГОСТ 9014.0−75.
Перед укладкой круглых лесоматериалов в штабели территорию склада следует очистить от коры, щепы, остатков старой древесины, мусора, выровнять и уплотнить. Водоемы, используемые для затопления древесины, надо не реже одного раза в год очищать от коры и топляков. Планировка территории склада, расположение и укладка штабелей, размещение транспортных и погрузоразгрузочных механизмов должны производиться с учетом требований ГОСТ 9014.0−75, противопожарных норм строительного проектирования складов лесных материалов (СНиП 21-03-2003 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы») и соответствующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Существует несколько способов укладки лесоматериалов на складах.
На наземных складах при влажном способе хранения круглые лесоматериалы укладывают в плотные, плотно-рядовые или пачковые штабели.
Плотный способ укладки обеспечивает хорошее заполнение штабеля, исключает потребность в прокладках, но ухудшает условия просушки лесоматериалов.
Плотно-рядовой способ отличается от плотного способа меньшей заполняемостью штабелей по причине использования прокладок. Прокладки укладываются через несколько рядов лесоматериалов. Плотно-рядовой способ требует дополнительных затрат ручного труда. Зато штабели, уложенные этим способом, обладают хорошей устойчивостью и обеспечивают эффективную просушку лесоматериалов.
При пачковом способе пачки лесоматериалов отделяют друг от друга горизонтальными и наклонными прокладками. Этот способ удобен при использовании погрузоразгрузочной техники со стропильным захватом. Штабели такой конструкции устойчивы и обеспечивают хорошую просушку лесоматериалов.
Круглые лесоматериалы при сухом способе хранения укладывают в рядовые штабели, короткомерные лесоматериалы (балансы, рудстойку) − в рядовые штабели-клетки или разреженные пакетные штабели из цилиндрических пакетов, сформированных с помощью обвязок (тросом, проволокой). Допускается укладывание короткомерных лесоматериалов в плотные поленницы.
Размеры и расположение штабелей
Для того чтобы рассчитать емкость склада, необходимо определиться с геометрическими размерами штабелей и, как следствие, с объемом леса, уложенного в штабель. Для определения геометрии штабелей в первую очередь нужно ориентироваться на требования соответствующих нормативов, в том числе противопожарных норм. После выполнения этих требований можно приступить к планированию размещения штабелей круглых лесоматериалов с целью обеспечения удобства и эффективности работ на складе с учетом использования имеющихся средств механизации и автоматизации.
Как правило, штабели объединяют в группы, из которых формируют квартал. Согласно требованиям СНиП 21-03-2003 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы», ширина каждой группы штабелей в квартале должна быть не более 50 м, квартала − не более 100 м. Площадь квартала групп штабелей круглых лесоматериалов не должна превышать 4,5 га. Группы штабелей круглых лесоматериалов в квартале следует разделять продольными и поперечными разрывами. Ширина продольных разрывов должна быть не менее полуторной высоты штабеля, а поперечных − не менее высоты штабеля. По продольным разрывам необходимо предусмотреть твердое покрытие шириной не менее 3 м для проезда пожарных машин.
Разрывы между кварталами должны быть не менее:
Высота штабеля круглых лесоматериалов не может быть более ¼ его длины и не должна превышать полуторную длину бревен, уложенных в него (п. 6.8.5 ГОСТ 12.3.015−78).
На основании требований п. 6.8.6 ГОСТ 12.3.015−78 в концах плотных, плотно-рядовых и пачковых штабелей необходимо устанавливать устройства, исключающие произвольное раскатывание бревен. При отсутствии таких устройств концы штабелей должны быть выложены с учетом угла естественного раскатывания бревен (не более 35°).
Расчет объема штабеля
Кроме геометрических размеров штабеля, огромное значение имеет коэффициент полнодревесности (коэффициент плотности укладки штабелей). Этот коэффициент есть отношение объема плотной древесины к складочному объему (геометрическому объему штабеля). Коэффициент полнодревесности в основном зависит от способа укладки и среднего диаметра круглых лесоматериалов.
В таблице приведены средние коэффициенты полнодревесности штабелей в зависимости от диаметра бревна.
Итак, приступим к расчету объема штабеля. Для примера примем длину штабеля равной 100 м. Ширину штабеля примем равной длине бревна − допустим, 6 м. Высота штабеля в этом случае не должна превышать 9 м (полторы длины бревна).
Также необходимо учитывать недогрузку штабеля. Для этого вводится коэффициент К н = 0,87.
Объем штабеля с организацией торцевых углов 350 вычисляется по формуле:
где V шт − объем штабеля;
H − высота штабеля;
l бр − длина бревна (ширина штабеля);
Кп − коэффициент полнодревесности;
L − длина штабеля;
К н − коэффициент недогрузки штабеля.
Подставив в формулу данные из нашего примера, получаем:
V шт = 9•6,0•0,65•(100 − 9/tg350)•0,87 = 2660 [м 3 ].
Коэффициент полнодревесности взят для плотного типа штабеля и для среднего диаметра бревна 16…21 (см. таблицу).
Объем штабеля с торцевыми упорами определяем по формуле:
Подставив данные из нашего примера, получаем:
V шт = 9•6,0•0,65•100•0,87 = 3050 [м 3 ].
При устройстве торцевых упоров объем штабеля увеличивается примерно на 15% по сравнению с объемом штабеля, уложенного с учетом угла естественного раскатывания бревен. Однако использование торцевых упоров влечет за собой дополнительные материальные вложения и затраты рабочего времени.
Как указывалось выше, штабели укладываются группами. По пожарным нормам, ширина группы не должна превышать 50 м. Ширина группы однородных штабелей вычисляется по формуле:
где L 1 − ширина группы штабелей;
B − ширина штабеля (равна длине круглого лесоматериала l бр ), м;
а − разрыв между штабелями, м;
n − число штабелей;
(n − 1) − число разрывов.
Рассчитаем ширину группы из семи одинаковых штабелей. Примем максимальный регламентируемый разрыв между штабелями для высоты более 8 м − 1,5 м. Тогда
Сократив разрывы между штабелями, можно уложить семь штабелей шириной 6 м в требуемые границы группы штабелей. Зная емкость одного штабеля и количество таких штабелей в группе, получаем емкость группы штабелей:
Для удобства проведения погрузо-разгрузочных работ с использованием мобильных колесных лесоперегружателей группы часто формируют из двух или четырех штабелей. Такое размещение штабелей позволяет оперативно «вытаскивать» круглые лесоматериалы из любой части штабеля (или укладывать их) при условии достаточного вылета стрелы лесоперегружателя и его грузоподъемности.
Отношение объема штабеля к подштабельному пространству (занимаемой площади) дает возможность определить так называемую удельную емкость склада, которая показывает количество лесоматериалов (в плотных кубометрах), приходящихся на квадратный метр складской площади. Оперируя значением удельной емкости склада, можно сравнить варианты планировки штабелей склада круглых лесоматериалов с целью выбора оптимального.
Кроме показателя удельной емкости склада, существует также коэффициент использования площади, который дает возможность оценить эффективность использования складских площадей.
Коэффициент определяется как отношение площади, занятой под хранение круглого леса, к общей площади склада, в которую входят площади дорог, противопожарных разрывов и других территорий, имеющих прямое и косвенное отношение к организации работы склада.
В зависимости от диаметра бревна различают три группы крупности:
Зная объем сырья, представленный в каждой группе крупности, можно планировать загрузку лесопильного оборудования, которое используется для обработки определенного диапазона диаметров. Сведения о среднем диаметре сырья позволят прогнозировать выход пилопродукции для каждой группы крупности.
Для определения среднего диаметра в каждой группе крупности и объема сырья в целом необходимо знать общий объем сырья и долю объема сырья для каждого диаметра относительно всего объема лесоматериалов.
Для вычисления требуемой площади склада следует рассчитать максимальный объем круглых лесоматериалов, находящихся в определенный период времени на складе сырья. Этот объем рассчитывается с учетом сезонности поставок, объема потребления сырья производством и/или графика отгрузки сырья потребителю. Также учитывается режим работы склада и производства (обычно лесопильного).
Разница между поставляемым объемом леса и объемом, потребляемым производством, дает возможность определить нехватку либо излишек сырья. Нехватка сырья покрывается за счет запаса на складе, а излишек отправляется на склад для хранения. Рекомендуется учесть возможные срывы поставок сырья и предусмотреть размещение на складе страхового запаса лесоматериалов, обеспечивающего бесперебойную работу производства, как правило, в течение месяца.
При расчете площади склада нельзя забывать, что лесоматериалы в большинстве случаев хранятся в коре, следовательно, объем коры тоже надо учитывать. Он зависит от породы древесины. Для часто используемых хвойных пород, таких как сосна и ель, объем коры составляет 10−12%.
Технология складских работ
Подъемно-транспортные машины находят широкое применение на всех этапах технологических процессов, применяемых на предприятиях ЛПК. Большую роль играет эта техника и в организации работы нижнего склада сырья, где необходимо выполнение большого количества сложных подъемно-транспортных и штабелевочных операций.
На нижнем складе лесоматериалов выполняются следующие основные подъемно-транспортные операции:
Еще не так давно на складах лесоматериалов в основном эксплуатировались козловые и консольно-козловые краны, а также краны-лесопогрузчики башенного типа. Для работы с хлыстами часто использовался козловой кран ЛТ-62. Он предназначался для выгрузки хлыстов из лесовозного транспорта, создания запасов сырья на складах, подачи хлыстов на раскряжевочные установки, а также для погрузки в лесовозный транспорт и выполнения иных погрузо-разгрузочных работ. Козловой электрический кран ККЛ-16 и его модификация ККЛ-12,5 предназначались для работы с сортиментами и пиломатериалами.
Оснащенность грейферами и высокая грузоподъемность (10, 16, 32 т) козловых кранов обеспечивали высокую производительность погрузочных работ. Ширина пролета, которая достигала 40 м, и длина подкрановых путей способствовали эффективной организации вместительных складов лесоматериалов.
Для перевалки леса на складах с успехом используются и башенные краны, например КБ-572А. Этот кран предназначен в основном для работы с железнодорожными вагонами на прирельсовых нижних складах, а также для работы с водным транспортом, перевозящим лес (судами, баржами). Сегодня многие предприятия продолжают эксплуатировать подобную технику.
Но у перечисленной подъемно-транспортной техники наряду с плюсами есть немало и слабых сторон. К ним можно отнести:
Наличие этих негативных факторов заставляет многих лесопромышленников задуматься об эффективности эксплуатации такой техники в условиях современной экономики.
Лесоперевалочная техника
Не один год на нижних складах производств ЛПК России и других лесных держав мира с успехом эксплуатируются мобильные перегружатели (погрузчики). Эти машины могут быть как на колесном, так и на гусеничном ходу, они также могут устанавливаться на рельсы. Кроме того, возможна установка перегружателя на металлические и бетонные пилоны, рельсовую тележку башенного крана или несущий мост козлового.
На мировом рынке лесоперевалочной техники представлено немало фирм-производителей − как зарубежных, так и отечественных: Sennebogen (Германия), Liebherr (Германия), Mantsinen (Финляндия), Fuchs (США), Caterpillar (США), John Deere (США), Baljer & Zembrod (Германия), «Амкодор» (Беларусь, г. Минск), «Спецтехника − Группа ГАЗ» (Россия, Н. Новгород), Йошкар-Олинский завод лесного машиностроения (Россия, г. Йошкар-Ола), «Четра» (Россия, г. Чебоксары) и др.
Эксплуатация мобильных погрузчиков имеет неоспоримые плюсы при работе на складах лесоматериалов современных предприятий, где требуются высокая производительность, скорость, маневренность, нетребовательность к погодным условиям, быстрота и легкость обслуживания и ремонта. Современная лесоперегрузочная техника должна отвечать этим требованиям в полной мере, ведь от стабильной и ритмичной работы нижнего склада лесоматериалов во многом зависит бесперебойная работа производств, цехов и участков.
Грузоподъемность той или иной машины зависит от вылета стрелы. Понятно, что при максимальном вылете грузоподъемность будет заметно ниже, чем при средних дистанциях работы стрелы. Вылет определяет радиус и высоту (глубину) действия машины. Больший радиус позволяет работать на промплощадке большой площади без дополнительных перемещений. Как следствие, появляется возможность складирования лесоматериалов на бо́льшую высоту, что обеспечивает увеличение емкости склада при той же площади.
Немаловажный фактор − скорость перемещения лесоперегружателя. От того, насколько быстро техника перемещается по промплощадке, зависит производительность нижнего склада. Эта техника предусмотрена в основном для перевалки груза с минимальными перемещениями. В случае необходимости мобильные перегружатели способны с минимальными затратами времени переместиться на место проведения погрузоразгрузочных работ в пределах промплощадки. Перемещения с грузом тоже возможны, но на небольшие расстояния, так как при этом эффективность машин значительно снижается.
Стоит особо отметить маневренность мобильных лесоперегружателей. Конечно, такие машины на колесном шасси более подвижны по сравнению с машинами на гусеничном ходу и колесными челюстными погрузчиками. Поворотная кабина позволяет машине работать, не трогаясь с места, и исключает необходимость постоянных маневров от места разгрузки к месту погрузки. Способность мобильных погрузчиков осуществлять боковую укладку лесоматериалов в штабель является их преимуществом перед фронтальными погрузчиками. Пневмоколесное шасси комплектуют гидроопорами, управляемыми независимо друг от друга. Наличие гидроопор позволяет повысить грузоподъемность перегружателя и снизить риск опрокидывания машины. Колесное шасси сконструировано с расчетом на перевозку обрабатываемого лесоматериала по складской территории.
В процессе погрузки-разгрузки мобильными лесоперегружателями занят только один оператор, в отличие от работы с кранами, где требуется бригада из 3−4 человек для выполнения погрузки-разгрузки строповым методом. Мобильные перегружатели эксплуатируются без особых проблем в суровых зимних условиях Скандинавских стран и Севера России. Комфортабельные кабины операторов снабжены системами отопления и кондиционирования. Также кабина оператора у некоторых моделей оснащена системой плавного гидравлического подъема, что создает оператору отличный обзор. Управление погрузчиком осуществляется джойстиками, встроенными в подлокотник эргономичного сидения. Параметры диагностики и работы всех систем выводятся на дисплей, расположенный в кабине оператора. Текущий и мелкий ремонт можно производить ремонтно-механическими подразделениями предприятия, эксплуатирующего эту технику. Кроме того, возможно, а иногда и необходимо привлекать для обслуживания и ремонта таких машин сервисную службу производителя. Зачастую во всех регионах у многих фирм-производителей в России и странах ближнего зарубежья есть представительства, располагающие высококвалифицированным персоналом и складом запасных частей.
Машины подобного класса не требуется регистрировать в Ростехнадзоре.
Фронтальные погрузчики
Наряду с мобильными лесоперегружателями на нижних складах широко применяются фронтальные колесные погрузчики.
Наибольшее применение нашли погрузчики следующих производителей: Volvo (Швеция), Kalmar (Финляндия), Caterpillar (США), JCB (Великобритания), Komatsu (Япония), «Амкодор» (Белоруссия, г. Минск), «Четра» (Россия, г. Чебоксары), «Техстроймаш» (Россия, г. Тихвин) и др. У большинства моделей фронтальных погрузчиков, представленных на мировом рынке, предусмотрена возможность смены навесного оборудования, что делает такие машины универсальными, пригодными для выполнения каждодневной работы на нижнем складе производства. Наличие челюстного захвата позволяет машинам выполнять погрузоразгрузочные работы, штабелировать кругляк и, что немаловажно, транспортировать лесоматериалы по территории склада.
Весьма эффективно использование фронтальных погрузчиков на обслуживании линии сортировки, при подаче лесоматериалов на подающие столы (например, раскряжевочной установки), на линии окорки, в бассейны гидротермической подготовки сырья.
Возможность смены навесного оборудования позволяет в считанные минуты переоборудовать челюстной погрузчик в ковшовый или вилочный. Это дает возможность транспортировать сыпучие материалы (щепу, опилки) или пакеты пиломатериалов, плитных материалов и т. д.
Также возможно использование фронтальных погрузчиков для очистки территории склада от снега в зимний период, проведения уборочных работ и различных хозяйственных мероприятий.
Как и в случае мобильных перегружателей, важнейшим показателем эффективности эксплуатации фронтальных погрузчиков, оснащенных челюстным либо грейферным захватом для работы с лесоматериалами, является их производительность. Она определяется грузоподъемностью машины. Ограничения по максимальной грузоподъемности диктуют ограничения емкости челюстного либо грейферного захвата. Емкость захвата зависит от площади зева грейфера. Скорость перемещения погрузчика также определяет производительность погрузочных работ. Многоступенчатая коробка передач машины позволяет ей перемещаться по промплощадке с оптимальной скоростью.
Оснащение фронтальных погрузчиков шарнирно-сочлененной рамой ведет к уменьшению внешнего радиуса поворота, что, в свою очередь, повышает маневренность машины при складских работах.
Такие машины способны работать на наклонных поверхностях, не требовательны к покрытию промплощадок. Их эксплуатация возможна в разных природных условиях, почти без ограничений.
Организация погрузо-разгрузочных работ
Для обеспечения эффективности транспортировки лесоматериалов между производственными участками необходимо постоянно оптимизировать и контролировать маршруты перемещения техники и грузов, по возможности сокращать расстояния перемещения, максимально использовать возможности машин. Немаловажным фактором для оптимальной организации работы погрузчика является расстояние транспортировки. Так, например увеличение расстояния перемещения машины в два раза − со 100 до 200 м − снижает ее производительность на 20−25%. Увеличение расстояния до 300 м приводит к снижению производительности на 35−40%.
На производительность большое влияние оказывает рабочий цикл.
Рабочий цикл измеряется в единицах времени и складывается из временных промежутков, потраченных на выполнение отдельных операций. Производительность погрузчика определяется как произведение количества рабочих циклов, совершенных за определенный промежуток времени (час, смену, день и т. д.), и объема груза, перевезенного за один цикл.
Для транспортировки лесоматериалов на крупных нижних складах, где требуется перемещать большие объемы леса, предпочтительней использовать внутриплощадочные транспортные средства. Это позволит задействовать погрузчики и лесоперегружатели только на погрузо-разгрузочных операциях.
Существует несколько видов внутриплощадочного транспорта леса. Условно их можно подразделить на две группы: самодвижущийся и прицепной.
К первой группе относится транспорт, способный самостоятельно передвигаться по территории промплощадки, например лесовозы и форвардеры.
Минусом эксплуатации такого транспорта является простой дорогостоящей техники во время погрузо-разгрузочных работ.
Для организации более эффективной транспортировки лесоматериалов целесообразнее использовать прицепной вид транспорта − специальные полуприцепы и прицепы-сортиментовозы. Транспортировка прицепов может осуществляться различными тягачами, например седельчатыми, портовыми или тракторами.
Использование тех или иных технологий погрузоразгрузочных работ, штабелирования, транспортировки и переработки лесоматериалов, эксплуатация различной техники и оборудования определяют технологичность и эффективность последующих этапов переработки лесоматериалов.