верхние средние и базовые ноты аромата что это такое
Верхние, средние и базовые ноты духов: что это такое и как их выбирать
Услышь свой аромат по-новому 🌸
Обычно мы выбираем духи по принципу «нравится — не нравится», однако парфюм всегда немного сложнее того, какое первое впечатление он производит. Наверняка ты слышала про парфюмерные ноты, но не знаешь, что это значит и где это применять.
Мы расскажем, что такое верхние, средние и базовые ноты, какие запахи используются на каждом уровне и как выбрать свой аромат.
Почему ноты
Достоверно неизвестно, но скорее всего кто-то провел параллели парфюма и музыкального произведения.
Недаром и то, и другое называют композицией, а духи не нюхают, а «слушают».
Как разные партии оркестра, соединяясь, создают неповторимое звучание, так и ноты духов должны «играть» друг с другом в унисон, не спорить и создавать начало, кульминацию и конец творения.
Верхние ноты
Начальные, стартовые, «головные»
Это самый первый аромат, что ты чувствуешь, когда нюхаешь парфюм. Также по этим нотам ты чаще всего помнишь ароматы других людей. Верхние ноты обычно пахнут чем-то легким, фруктово-цветочным или свежим, и довольно быстро испаряются.
Совет: бывало, что ты наносишь приятные духи, но через пару часов от них начинает болеть голова? Это от того, что верхние ноты резко переходят в средние. Пробуй разные парфюмы, где запахи плавно перетекают друг в друга.
Самые распространенные:
Флердорандж (гибрид мандарина)
Средние ноты
«Сердечные», центральные, смыслообразующие
Их называют нотами сердца, потому что они располагаются прямо в центре аромата. Другими словами — вокруг них строится весь аромат, ведь они держатся, когда ушли верхние ноты и раскрылись базовые. Обычно в сердцевину парфюма помещают что-то мягкое, нейтральное и классическое, чтобы не раздражать обоняние.
Самые распространенные:
Иланг-иланг (вечнозеленое дерево)
Нероли (гибрид мандарина)
Гальбанум (травянистое смолистое растение)
Базовые ноты
Основные, конечные, фоновые
Базовые ноты не появятся, пока верхние ноты полностью не испарятся. В сочетании со средними нотами они создают финальный заманчивый запах, который тяжелей и остается на одежде, волосах и коже. Необходимо внимательно выбирать эти ноты, чтобы запах тебя не раздражал, ведь так же будет пахнуть весь твой гардероб.
Поскольку эти ноты являются основой любого аромата, они сильнее и объемней: в базу ставят заметные и долгоиграющие древесные или ореховые ароматы.
Самые распространенные:
Ветивер (азиатское злаковое растение)
Пачули (тропический кустарник)
Амбра (воскоподобное вещество из пищеварительного тракта кашалотов)
Цибет (выделения из хищников-циветов)
Искусственные продукты синтеза
В основном нот на каждый слой несколько — от двух до семи. То есть на «верхушке» парфюм может пахнуть одновременно апельсином, огурцом и каким-нибудь цветком.
Конечно, бывают и исключения: например, некоторые создатели делают духи всего из одной необычной ноты, другие стараются сделать переход настолько плавным, чтобы ноты не разделялись. Однако эта схема действует для большинства духов на современном рынке.
Как выбрать ноты?
Начать с того, что не разделять на них парфюмерную композицию. Парфюм должен пахнуть хорошо целиком, ни одна его часть не должна раздражать. Если ты любишь, предположим, розы, и они есть в одной ноте, все равно надо слушать аромат целиком, чтобы понять, как роза сочетается с другими ингредиентами.
Если ты не любишь тяжелые «бабушкины» ароматы, выбирай духи, в которых по-минимуму базовых нот, не больше 3-х.
Любишь красивые и сложные парфюмы? Тогда присмотрись к ароматам, у которых в сердце есть необычные ингредиенты — например, искусственные соединения или альдегиды.
Что такое верхняя, средняя и нижняя нота аромата?
Наверняка, читая статьи про ароматы, вы часто видели упоминание про верхнюю, среднюю и нижнюю ноту аромата. Ранее мы писали об этом. Сейчас разберемся в вопросе подробнее, а для начала расскажем, как выбрать свой аромат.
Варвара Кулаева
парфюмерный эксперт Л’Этуаль
Как найти свой аромат?
С ароматом, как с одеждой: есть вещи, которые нам подходят, подчеркивают наши достоинства, в них мы чувствуем себя уверенно. Обратите внимание на духи, которые уже носите и любите. Какая нота доминирует в данной композиции? Скажем, белые цветы. Попросите консультанта в магазине показать вам другие ароматы с этими нотами. И обязательно пробуйте аромат на коже.
Как лучше тестировать парфюм, чтобы понять, подходит ли он вам?
Нанесите аромат на блоттер, подождите немного, поднесите полоску к носу (не дотрагиваясь носом до нее), вдохните. Закройте глаза, чтобы сфокусироваться на аромате. Если аромат нравится, нанесите на запястье, подождите 15–20 секунд, понюхайте. А после… прогуляйтесь по магазину, сходите за кофе, позвоните подруге. Через полчаса послушайте аромат снова. Если аромат по-прежнему нравится, покупайте. Однако помните, что наш организм устроен таким образом, что с течением времени мы привыкаем к запаху. Поэтому мы часто не слышим аромат на себе, тогда как для окружающих он может быть очень даже заметен.
Что такое «нота аромата»? Почему у нее именно такое название?
Музыкальная терминология с понятием «нота» пришла с теорией запахов Септимусса Пиесса. В 1862 году он предположил, что запахи подобны звукам, что есть гармоничные и дисгармоничные сочетания и что можно составить октаву запахов. С тех пор мы пользуемся музыкальными терминами. Ароматы и правда подобны музыкальной симфонии, они не статичны, а развиваются: есть введение, развитие, кульминация, кода. Подобно нотам в музыке, парфюмерные ноты создают единую композицию.
Пирамида нот ароматов в парфюмерии – одно из ключевых понятий, без грамотного толкования которого практически невозможно подобрать подходящую туалетную воду. Ниже подробно разбираем все теоретические тонкости и нюансы, учимся различать существующие семейства, перечисляем основные благоухающие ингредиенты.
Общая информация
В парфюмерной индустрии успела укорениться терминология, заимствованная из музыкальной сферы. И это не случайное совпадение, а дополнительная возможность подчеркнуть, что процесс создания ароматических эликсиров – вовсе не рутинное ремесло, а подлинное современное искусство. В таком контексте флаконы выступают в роли пюпитров, раскрывающих истории отдельных симфоний и композиций.
Что значит верхняя нота аромата в духах
Вступительные или головные нотки формируют первое впечатление, задают определенное настроение. Именно от того, насколько грамотно и гармонично они будут подобраны и зависит общее восприятие. Если начальные аккорды окажутся какими-то малопривлекательными, человек попросту не захочет продолжить знакомство с запахом, не позволит ему раскрыться в полной мере.
Средний срок звучания составляет десять минут. По истечению указанного времени легкие и воздушные акценты улетучиваются, уступая место более насыщенным и концентрированным аккордам сердца. Именно поэтому нельзя составлять мнение о туалетной воде сразу после нанесения на кожу. Необходимо дать ей раскрыться и разыграться, продемонстрировать все грани и оттенки.
Что значат ноты сердца в духах и парфюме
Средние или срединные нотки представляют собой центр ольфакторной пирамиды и всей ароматической композиции. Звучащие особенно долго (от четырех до шести часов), они вызывают мурашки, задевают тончайшие душевные струны. При их подборе, как правило, ставка делается на одну благоухающую эссенцию, остальные же существуют, чтобы оттенять ее.
В финале произведения слышатся базовые или шлейфовые аккорды. Для их создания отбирают только стойкие и концентрированные ингредиенты, способные оставлять яркий флер. Замечали, что на волосах и одежде запахи сохраняются гораздо дольше, нежели на коже? Дело в этом самом флере, который и окутывает мягкие текстуры, ложась на них плотным тяжелым слоем.
Анималистическая группа нот
Одно из самых дорогих семейств. Представлено натуральными компонентами животного происхождения или их синтетическими аналогами, обладающими довольно специфичными и едкими запахами, призванными обеспечивать стойкость композиции. За счет дополнительных ингредиентов (специй, пряностей, цветочных лепестков) звучат менее агрессивно.
Мускус
Искусственно созданная парфюмерная эссенция, входящая в большинство ольфакторных пирамид и ароматических формул. Основная задача заключается в фиксации туалетной воды, создании длинного обволакивающего шлейфа. Никогда не включается в верхний нотный ярус, однако практически всегда присутствует в базовом, реже – в среднем. Звучание можно охарактеризовать как бархатистое и раскатистое, слегка сладковатое.
Амбра
Представляет собой твердое вещество, по консистенции напоминающее воск. Образующееся в желудочно-кишечном тракте китов-кашалотов, оно добывается из морской воды, в некоторых случаях – из пены, выброшенной на берег. Будучи довольно редким продуктом, она отличается высокой стоимостью. Собственно, именно по этой причине ряд парфюмеров отказались от амбровых эссенций в пользу синтетических аналогов – это весьма эффективный способ удешевить производство. Придает ароматам легкий табачный флер, считается мощным афродизиаком.
Замша
Один из самых интересных ингредиентов, использующийся при составлении ольфакторных пирамид. Делает композицию мягкой и обволакивающей, добавляет ей лаконичных и элегантных оттенков. Нередко сочетается со сладкими гурманскими составляющими, чтобы уравновесить общее звучание.
Гурманская группа нот
Второе название данной группы – кондитерская. Говорит само за себя, не правда ли? Сюда входят приторные акцентные запахи, напоминающие разнообразные сладости – шоколад, карамель и т.д.
Ваниль
Нотка, призванная смягчать и сглаживать резкие аккорды. Придает духам пудровость и бархатистость, делает их согревающими и обволакивающими. В зависимости от состава может образовывать более или менее пряное послевкусие.
Весьма специфичный ингредиент, способный радикально преображать парфюмерное произведение. Не так часто включается в ольфакторные пирамиды, поскольку оказывается чрезвычайно сложным в работе. Как правило, его замещают синтетическими аналогами.
Карамель
Компонент, излюбленный всеми сладкоежками. Используется при составлении зимних и осенних композиций, отлично гармонирует с холодами и морозами.
Кофейные зерна – обязательная составляющая изысканных восточных эликсиров. Обеспечивающая пряность, она моментально привлекает внимание, бодрит и тонизирует.
Шоколад
Сладчайшие шоколадные творения традиционно надеваются в осенне-зимний период. Отличающиеся ярко-выраженным согревающим действием, они помогают легче переносить суровую погоду, минусовые температуры.
Группа нот деревьев и кустарников
Древесное семейство представлено лаконичными произведения из категории унисекс. Одинаково хорошо раскрывающиеся как на мужчинах, так и на женщинах, они стирают глупые гендерные клише и предрассудки.
Сандал
Пожалуй, самое известное благовоние, характеризующееся утонченным бальзамическим запахом. В тандеме с животными веществами действует как мощнейший афродизиак.
Пачули
Чаще всего данная нота включается в третий, базовый, ярус ольфакторной пирамиды. Будучи весьма броской и концентрированной, она не остается не замеченной, всегда притягивает внимание.
Ветивер
При составлении ароматов используются насыщенные эфирные масла, добытые из этого экзотического злакового растения. В самом начале они звучат весьма холодно и отстраненно, имеют легкий привкус горечи. По мере раскрытия становятся более дымными и смолистыми, обретают сладкий подтон.
Эссенция, добываемая из Удового дерева, придает туалетной воде пудровость, превращает ее в нечто дымное и обволакивающее. Одна из важных задач – обеспечение стойкости.
Группа нот специй и пряностей
Пожалуй, самая страстная и чувственная категория. Включающая яркие и насыщенные оттенки, она никого не оставляет равнодушным.
Перец
Украшение элитных селективных одеколонов. Может быть розовым, черным или белым.
Корица
Придает яркость и эмоциональность, ответственна за теплоту звучания. Именно благодаря ей в шлейфе зарождаются теплые гурманские переливы.
Кардамон
Колоритный восточный ингредиент, как правило, располагающийся в нижнем базовом ярусе.
Имбирь
Характеризуется холодным горьковатым запахом. Призван уравновешивать другие более концентрированные аккорды.
Группа зеленых нот и трав
Духи, составленные на основе подобных аккордов, традиционно ассоциируются с молодостью и свежестью. Их надевают в теплое время года – поздней весной и летом.
Может находиться как в верхнем, так и в нижнем уровне ольфакторной пирамиды. Крайне редко располагается в сердце. Обладает освежающим ментоловым настроением.
Базилик
Обеспечивает выразительность произведения. Чаще всего присутствует в акватических и водных парфюмах.
Невероятно изысканный компонент, благодаря которому обретается флер элегантности и роскоши.
Трава
Без нее сложно представить пронзительные фужерные симфонии. Создает ощущение легкой холодности и отстраненности.
Фруктовая группа нот
Самое многочисленное семейство, в которое входит огромное количество отдушек и эссенций. Большинство из них обладают приторными запахами с волнующим звучанием.
Персик
Плод, применяющийся для создания эффекта бархатистости. Всегда располагается в среднем нотном ярусе.
Смородина
Черные ягодки используются для приглушения более сахарных компонентов. Обладают почти неосязаемым кисловатым флером.
Малина
Малиновые акценты мгновенно преображают палитру, добавляя ей глубины и объема. Они переливаются подобно тысяче мелких колокольчиков, вызывая бурю положительных эмоций.
Клубника
В составе парфюмерных произведений эта яркая ягода звучит очень осторожно и приглушенно. Главенствующая роль ей отводится крайне редко.
Вишня
Вишневые духи – редкость на современном рынке. Отличающиеся довольным оригинальным послевкусием, они способны понравиться далеко не каждому. Как правило, их оставляют для теплого времени года, поскольку пониженная температура не самым лучшим образом сказывается на характере раскрытия пирамиды.
Цветочная группа нот
Лаконичная и элегантная категория, которая нравится всем без исключения. Подходит под любые случаи, может использоваться как в теплое, так и в холодное время года.
Жасмин
Сладострастный ингредиент, пробуждающий самые смелые желания. Формирующий довольно провокационное послевкусие, он прекрасно вписывается в декорации богемных вечеринок и тусовок.
Благородный ингредиент, гармонично расставляющий акценты. Обладает удивительно тонким запахом.
Лаванда
Успокаивающая и пленительная, она позволяет отвлечься от суеты и рутины. Как правило, находится в среднем ярусе.
Роскошный и помпезный садовый король. Раскрывается аккуратными и мелодичными переливами.
Лилия
Утонченный компонент, наиболее часто включающийся в весенние симфонии. Изобилует дивными цветочно-медовыми настроениями.
Цитрусовая группа нот
Сюда входят гесперидные аккорды, составляющие начальный ярус ольфакторной пирамиды большинства парфюмерных и туалетных вод. Используются для придания звонкости и свежести, привлечения внимания.
Бергамот
Яркий акцентный ингредиент, присутствующий как в мужских, так и в женских симфониях. Наиболее часто включается в фужерные и шипровые составы. Среди наиболее выраженных характеристик – бодрость и терпкость. Оказывает мощный тонизирующий эффект.
Лимон
Будучи слегка кисловатыми и горьковатыми, лимонные оттенки моментально заряжают энергией, обеспечивают прилив сил. Расположенные в верхнем нотном ярусе, они формируют настроение всей симфонии. Уместны скорее для летних, нежели для зимних изданий.
Мандарин
Пожалуй, самая узнаваемая составляющая парфюмерных продуктов. Как и все геспериды, она призвана погружать в атмосферу абсолютного счастья и веселья, тотальной эйфории. Ключевые задачи – освежать, бодрить, тонизировать, заряжать позитивными чувствами и эмоциями. Довольно часто открывает пирамиду, составляя начальный нотный ярус, однако в некоторых случаях может выступать в качестве ведущего сердечного компонента.
Еще один цитрусовый элемент, довольно часто присутствующий во вступительных нотках. По звучанию схож с лимоном, однако обладает менее выраженной кислотой.
Синтетическая группа нот
Долгое время селективная парфюмерия активно отвергала использование синтетики – считалось, что это прерогатива низкопробных производителей из масс-маркета. Однако благодаря стараниям провокационного и революционного бренда Escentric Molecules искусственно созданные ингредиенты начали активно использоваться при составлении чувственных и многогранных композиций. Их основная задача – обеспечить уникальное звучание, не имеющее аналогов.
Альдегиды
Как правило, эти органические соединения применяются для имитации запаха цитрусовых. Будучи более насыщенными и концентрированными по своей природе, они оказывают мощный бодрящий и тонизирующий эффект.
Кашмеран
Лабораторно созданный ингредиент, выведенный в 1960-х годах талантливым химиком-парфюмером Джоном Холлом. Может заменять мускусные либо древесные эссенции, значительно удешевляет процесс производства.
Амброксан
Пожалуй, самое популярное и востребованное синтетическое соединение. Присутствует в большинстве формул творений из категорий масс-маркета и среднего класса. По запаху и выполняемым функциям напоминает серую амбру.
Бальзамическая пирамида нот ароматов в парфюмерии
Смолы и бальзамы считаются старейшими парфюмерными ингредиентами, использующимися при составлении благоухающих эликсиров еще с античных времен. Сегодня они активно включаются в восточные и гурманские произведения, призваны создавать легкий обволакивающий эффект.
Критерии подбора
Поиск идеального парфюма – важная и ответственная процедура, отнимающая немало времени и сил. Основная сложность заключается в необходимости учитывать сразу несколько нюансов. В частности, вы должны понимать, какой стойкостью и длиной шлейфа должна обладать композиция; какое послевкусие она должна формировать. Самый верный способ избежать обидных ошибок и просчетов – делать выбор на основе характеристик ольфакторной пирамиды.
Таким образом, описание средних нот ароматов духов – главная парочка-выручалочка, позволяющая отыскать нужный вариант. Не стесняйтесь спрашивать о нем у продавцов-консультантов или самостоятельно искать информацию на тематических ресурсах.
Какие бывают ароматы? Разбираемся в классификации и нотах
Категории ароматов
Когда консультант спрашивает, предпочитаете ли вы фужерные или акватические композиции, вместо ответа может возникнуть еще больше вопросов. Классификация ароматов в парфюмерии — самое интересное и неоднозначное, потому что компонентов может быть так много, что и не разберешься. Разделение ароматов на группы называется ольфакторной классификацией. Наиболее удобную систему предложил парфюмер Майкл Эдвардс, разделив все ароматы на 4 большие группы: восточные, цветочные, древесные и свежие. В каждую группу входит еще по несколько, всего их 14, среди которых есть и мшисто-древесные, и фужеры, и цитрусовые, и зеленые. Но это лишь примерное количество: одна композиция может быть настолько многогранной, что будет сочетать в себе сразу несколько категорий. Да и разделение на семейства носит очень условный характер.
Восточные
Ароматы этой группы имеют характерное и часто непростое для восприятия звучание. В восточных композициях слышны ноты дыма, благовоний, смол и пряностей. Они, как правило, хорошо подходят для зимы, вечера, торжественного события, потому что плотные и очень насыщенные.
Основные ноты: дерево уд, ладан, табак, амбра, мускус, бобы тонка, ваниль, пряности и специи, кофе, черный чай, роза
Древесные
Одни из самых многогранных композиций — древесные. Ноты дерева звучат по-разному: тепло, сливочно, дымно, сладко, с земляным или даже металлическим оттенком. Например, кедр — молочный и немного сладкий, а сандал может быть копченым и цветочным.
Основные ноты: кедр, сандал, гуяйк, пачули, ветивер
Цветочные
Самую популярную группу ароматов не спутаешь ни с чем. Цветы наиболее многогранны и разнообразны. Они практически всегда есть в ароматах, но иногда могут и запутать. Например, часто ирис придает композиции пудровость и даже древесный оттенок. Стебель туберозы создает яркое зеленое звучание, а жасмин и гардения — лактонное, то есть сливочно-кремовое.
Сладкие цветы можно услышать в композиции Guess «1981 Los Angeles Woman». Жасмин с пионом дополняют фрукты и ягоды: апельсин, груша и красная смородина. «Сейчас сложно выбрать единственный популярный тренд, в моде примерно все от „новой“ гурманики (без „сахара“ в лоб) до современных фужеров, — рассказывает Мария Кондратьева, парфюмерный эксперт и автор телеграм-канала @parf4you. — Но на локальных рынках всегда есть свои предпочтения. Так, российские женщины традиционно любят цветочно-мускусные ароматы (в том числе с ягодным акцентом), эти ароматы много лет в хитах продаж. Фантазийная сирень тоже имеет все шансы „выстрелить“».
Основные ноты: жасмин, роза, сирень, ландыш, нарцисс, тубероза, гардения, флердоранж, пион, фиалка, ирис
Фруктовые
Ароматы с нотами фруктов стали особенно популярны в начале 2000-х. Фрукты и ягоды очень часто входят в основу композиций и практически всегда придают композиции сладость. Например, Cosmic, Agent Provocateur, раскрывается нотами груши и ревеня, но пион, жасмин и орхидея настолько растворены в них, что запах звучит как нечто фруктово-ванильное. Еще один сладкий фруктовый пример — The Scent For Her, Boss, в котором отчетливо слышен персик. Есть в нем даже что-то гурманское.
Основные ноты: персик, яблоко, ревень, ежевика, личи, слива, ананас, смородина, инжир, груша
Цитрусовые
Наряду с фруктовой цитрусовая группа выделяется как самостоятельная. Цитрусовые ароматы легкие и свежие, без них невозможны шипровые и фужерные композиции. Часто цитрусы можно услышать в самом старте аромата.
Основные ноты: лимон, бергамот, апельсин, грейпфрут, юзу, лайм, мандарин, вербена
Зеленые
Еще одна легкая группа ароматов может звучать как свежо, так горько и терпко. Например, тонизирующее звучание придают мята, тархун и лаванда, а горько-пряное — полынь, листья смородины и фиалки. В зеленых ароматах часто можно услышать цитрусовые ноты. Например, Illusione for Woman, Bottega Veneta, — сложносочиненный аромат, в котором есть и кислинка бергамота, и пряность черной смородины, и свежесть оливкового дерева.
Основные ноты: тархун, лаванда, полынь, базилик, розмарин, шалфей, шисо
Фужерные
Первый фужерный аромат появился 1882 году, когда парфюмер Поль Парке создал композицию Fougere Royale на основе синтетической молекулы кумарина с запахом сена. Помимо нее, в аромат входили мох, лаванда и бергамот.
Основные ноты: мох, кумарин, бергамот, лаванда, розмарин, дерево
Шипровые
Первый шипровый аромат создал Франсуа Коти в 1917 году. Он так и назывался — Chypre. На фоне цветочных композиций эта была новаторской, потому что звучала свежо и пряно. Хороший пример современного шипра — For Her Generous Spray, Narciso Rodriguez. В нем отлично сбалансированы цветочность, горчинка, металлические, пряные и медовые ноты.
Основные ноты: бергамот, мох, пачули, кожа, ладан, нероли, ветивер
Морские
Эту группу еще называют акватической. Ее расцвет пришелся на 90-е, когда были популярны ароматы L’Eau Par Kenzo. Ощущение морского воздуха парфюмеры передавали, смешивая синтетические компоненты с цитрусовыми и цветочными. Получались запахи моря и йода. Например, в композиции King Of Seduction, Antonio Banderas, яркие морские ноты появляются благодаря ананасу, кардамону, дыне, цитрусовым, ветиверу и замше.
Основные ноты: цитрусы, лаванда, мята, зелень
Гурманские
Этой категории нет в системе Майкла Эдвардса, но она очень важна. Первой гурманской композицией стал Angel Thierry Mugler, вышедший в 1992 году. Гурманские ароматы всегда сладкие и съедобные. Например, Girls Can Say Anything, Zadig& Voltaire у многих звучит как зефир или груши в меду. Но в нем есть и восточно-фужерные оттенки из-за мускуса, гвоздики и папоротника. «Ароматы с сахаром, кстати, пользуются популярностью в ситуации „на выход“. В каком-то смысле они стали „настоящими французскими духами“ и ассоциируются с праздником и торжеством», — говорит Мария Кондратьева.
Основные ноты: карамель, сливки, печенье, мед, пралине, миндаль, какао, шоколад
Ольфакторная пирамида и раскрытие
Самое сложное — это ольфакторная пирамида, то есть заявленные брендом ноты духов. Нужно понимать, что пирамида — это не состав и не список реальных ингредиентов аромата, а условные, субъективно ощущаемые ноты. Понять аромат по такому описанию можно, если у вас «натренирован» нос и вы понимаете, как пахнет мох и дерево уд, а как — роза и ирис. При этом, смешиваясь друг с другом, ноты могут стать неразличимы.
«Если человек достаточно много пробовал и умеет переводить с языка маркетологов на человеческий, то может понять аромат по пирамиде. Иногда от излишнего усердия в описание аромата помещают всю таблицу Менделеева и сверху кристальный мускус какой-нибудь. Тогда остается только идти и проверять собственным носом», — говорит Екатерина Хмелевская, парфюмерный критик, автор сайта Aromablog и одноименного телеграм-канала.
У каждого аромата есть верхние, средние (ноты сердца) и базовые ноты (шлейф). Верхние мы чувствует самыми первыми, как только нанесли аромат. Исчезают они тоже первыми. Ноты сердца — это ядро аромата, они ощущаются около двух часов. Шлейф композиции — самый стойкий. Именно по шлейфу можно составить адекватное впечатление.
Часто в верхние ноты включают цитрусовые, специи и травы, а в шлейф — сандал, пачули, бобы тонка, ваниль, мускус.
Концентрация
Концентрация зависит от соотношения ароматического вещества и спирта. Самая концентрированная форма — духи (Parfum). Они включают в себя от 20 до 40 % ароматического вещества. Менее концентрированная — парфюмерная вода (Eau de Parfum), где ароматического вещества от 15 до 20 %. Затем идет туалетная вода (Eau de Toilette), в ней от 5 до 15 % концентрации. И самые легкие — одеколон (Eau de Cologne) с концентрацией от 2 до 4 % и вода (Eau Fraiche) с количеством ароматического вещества от 1 до 3 %.
Есть мнение, что чем сильнее концентрация аромата, тем более стойким он будет. «Стойкость и шлейфовость (диффузность) — две совершенно разные характеристики, которые никак не взаимосвязаны. А вот компоненты могут влиять на стойкость», — рассказывает Матвей Юдов, химик, специалист в области душистых веществ.
Все ароматы нужно пробовать на себе, по блоттеру ничего не понять. Он лишь запечатлевает композицию, но не раскрывает ее в полной мере. Способность понимать ароматы и выявлять отдельные ноты тренируется годами.