что нового про сокращение госслужащих в 2021
В 2020 и 2021 году госслужащих ждёт массовое сокращение. Кого оно коснётся и к чему может привести
По сообщению, поступившему из Минфина, требуется оптимизация государственной службы.
👩💼 Предпосылки сокращения штата госслужащих и условия оптимизации
Предпосылки оптимизации кроются в том, что на содержание аппарата госслужбы требуются колоссальные средства из государственного бюджета. Их поступление в сложившейся экономической ситуации никто не может гарантировать.
К тому же из-за раздутого аппарата чиновников их ставки малы и требуют повышения, чтобы хоть как-то вписаться в существующие условия рынка. Для того чтобы решить обе поставленные задачи, в 2020 году пройдёт основной этап оптимизации. В первую очередь, под неё подпадают работники мэрий и муниципалитетов, занимающие следующие должности:
Для того чтобы запустить процесс оптимизации, был проведён предварительный мониторинг. На основании анализа полученных данных были сделаны выводы:
Условия оптимизации предусматривают запланированное изменение штата в сторону его уменьшения. Сотрудники будут уволены по сокращению, согласно нормам закона, отражённым в статье 178 ТК РФ. Обязанности специалистов, попавших под сокращение, будут распределены между оставшимися сотрудниками.
Кроме этого, будут удалены лишние звенья в цепочке управления, которые дублируют работу друг друга. Такое дублирование не только не приносит пользу делу, но и вредит ему, ведь на разных уровнях могут формироваться противоречивые законодательные акты, исполнение которых идёт встык с основным планированием.
⚡ Масштабы предполагаемых сокращений
Процесс сокращения планируется начать с января 2020 года. Начнётся он с увольнения:
На этом Правительство не планирует останавливаться, поэтому к своему завершающему этапу и конечному результату система федерального и муниципального управления ещё не подойдёт.
Понадобится ещё один последующий этап, который пройдёт в 2021 году. Он будет планироваться на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2020 году. Опыт этого года будет изучен и запущен на завершающий этап. Если система оправдает себя, то произойдёт сокращение ещё 5% государственных служащих. Они будут выбраны в результате мониторинга и анализа эффективности оптимизации, проведённого по отчётам за 2020 год.
Некоторые технические сотрудники будут лаконично и безболезненно заменены автоматизированными системами управления, вновь внедрёнными или усовершенствованными. А их должности будут аннулированы, как морально устаревшие. Основным стержнем оптимизации структуры Министерства финансов будет перевод ряда министерств и ведомств на бухгалтерское обслуживание в Казначейство.
Предполагается, что этот шаг будет особенно эффективным. Ведь он позволит не только экономить средства на содержание аппарата госслужащих, но и создать централизованное управление финансовыми потоками, поступающими в федеральные и муниципальные исполкомы.
💫 Сокращение госслужащих в 2021 году
В 2021 году – в трехмесячный срок с 1 января по 1 апреля – планируется провести очередной этап сокращения госслужащих в рамках реформы системы госуправления и оптимизации кадров.
Заниматься этим будет группа специалистов на основе анализа работы всех федеральных органов исполнительной власти.
С 1 января планируются сокращения:
В органах госслужб количество сотрудников должно быть следующим:
Заместители руководителей федеральных исполнительных органов будут обязаны координировать работу как минимум двух департаментов или управлений.
Вышеуказанные нормы могут быть подкорректированы. Этим займется комиссия по оптимизации структуры и численности сотрудников, которая сможет изменить параметры при наличии на то оснований.
💰 Изменение заработных плат сотрудников
Зачастую из сокращения логически вытекает, что оставшиеся специалисты смогут получать повышенную заработную плату в сравнении с той, которая выплачивается в текущий момент. Так и здесь – заработок планируется повысить. В текущий момент зарплата государственных служащих составляет 40% Фонда заработной платы. То есть 40% оклада специалисты бухгалтерии и экономических отделов получают фиксировано. Соответственно, 60% заработка складывается из следующего:
Дополнительные выплаты, соответственно, составляют большую часть заработка чиновника. Но именно эта часть носит несистематический характер, что подвергает риску доход госслужащего.
Результатом реформы станет то, что фиксированная часть заработка составит 60% всех полученных им денег. И только 40% будут иметь непостоянную основу. Это не только даст старт повышению заработных плат чиновников, но и стабильность их получения, ориентацию на оклад, а не на премиальный фонд.
Каких госслужащих будут сокращать в 2021 году
Правительство уже определилось, каких госслужащих будут сокращать в 2021 году в рамках реформы по оптимизации системы государственного управления. Как сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами, уже нет возможности откладывать проведение запланированных мероприятий.
Ранее правительство РФ неоднократно переносило сроки реализации административной реформы (в том числе по причине карантина, вызванного коронавирусной инфекцией). Но, по словам премьер-министра, пришло время качественно отрегулировать и наладить работу государственной системы управления. Предполагается, что сокращение госслужащих в 2021 году поможет существенно сэкономить средства бюджета. Однако из последних новостей стало известно, что правительство не планирует их использовать для увеличения заработных плат.
Порядок проведения
За последнее время правительство неоднократно предпринимало попытки сократить штат государственных работников. Но планируемые значения по количеству сотрудников ни разу не были достигнуты. На данный момент около 20% рабочих мест в госведомствах и различных министерствах по-прежнему остаются вакантными. Это можно объяснить сравнительно низким уровнем зарплат и высокой нагрузкой.
Чтобы определить оптимальное количество сотрудников для каждого конкретного ведомства, предварительно была проанализирована их работа с учетом специфики деятельности. По итогу были подготовлены решения по оптимизации органов исполнительной власти и подведомственных организаций, которые будут реализованы в рамках стартовавшей реформы.
Анонсированное сокращение госслужащих в 2021 году начинается с 1 января. На оптимизацию системы управления отведено три месяца. К 1 апреля реформа должна быть полностью завершена, а 1 мая будут озвучены ее предварительные итоги. Для проведения оптимизации правительство планирует создать специальную рабочую группу. В то же время руководителям федеральных ведомств и министерств была предоставлена возможность выступить со встречными предложениями об оптимизации, которые они должны были направить в Минфин и Аппарат правительства до 20 ноября 2020 года.
На сколько сократится штат
В постановлениях №1829 и №1830 (от 16 ноября 2020 года) нет точной информации, каких госслужащих будут сокращать в 2021 году. Документы только определяют перечень единых требований к государственной структуре управления и устанавливают численность сотрудников для различных ведомств и министерств. Предполагается, что в ходе оптимизации будут в первую очередь уволены заместители – специалисты, которые замещают иные должности в федеральных агентствах и подведомственных службах. По мнению законодателей, это в целом не отразится на работе государственных структур, а только поспособствует повышению продуктивности их деятельности.
Сокращение госслужащих в 2021 году будет проводиться за счет вакантных позиций, на что указывают последние новости: по словам премьер-министра Мишустина, речь идет максимум о 10%. К примеру, в центральных аппаратах, где традиционно открыто около 20% вакантных должностей, сокращение составит 5%. В территориальных подразделениях штаты будут урезаны на 10%, но это при наличии 18% открытых вакансий.
В правительстве подчеркивают, что все высвобожденные за счет оптимизации количества работников финансовые ресурсы останутся в ведомствах. А их специалисты будут получать тот же объем материального стимулирования с премиями и доплатами.
В соответствии с новыми нормативами, к 1 апреля 2021 года штаты министерств и департаментов будут состоять минимум из 40 единиц. Агентств и федеральных служб – минимум из 25 единиц. В отделах управлений и департаментов должно работать не менее 5, а в самостоятельных отделах ведомств – не менее 10 специалистов.
Еще одно нововведение касается численности гражданских служащих, которые трудоустроены в типовых подразделениях ЦА федерального органа исполнительной власти. По штату их должно быть не более 30% от общего количества специалистов. При этом у замруководителей органов исполнительной власти трудовая нагрузка существенно вырастет. Они будут обязаны контролировать работу не менее двух управлений и подведомственных департаментов.
Несмотря на то, что сокращение госслужащих в 2021 году в России — неизбежный процесс для ведомств всех вертикалей исполнительной власти, в особых случаях допускается отклонение от установленных норм. Но подобное решение будет приниматься не руководителем подразделения, а специальной комиссией, курирующей вопросы оптимизации госструктуры и численности сотрудников.
Цели и задачи
Основная цель реформы госслужбы в 2021 году — повышение эффективности работы органов исполнительной власти. Судя по последним новостям, граждане все чаще недовольны качеством их услуг, жалуются на нарушения сроков и невыполнение должностных обязательств. По словам Мишустина, ведомствам нужен не раздутый, а рационально сформированный штат квалифицированных специалистов. Только при таком условии можно добиться повышения эффективности деятельности государственных служащих.
В рамках реформы будет налажен эффективный механизм обратной связи, чтобы каждый гражданин, который нуждается в помощи, мог напрямую обратиться к уполномоченному должностному лицу или в соответствующее учреждение. С этой целью правительство намерено расширить возможности Единого портала госуслуг. В первую очередь будут запущены платформы Ведомств, за помощью в которые чаще всего обращаются граждане.
Оптимизация призвана сократить расход бюджетных средств, что актуально на фоне ухудшения состояния экономики страны. Ведомства не будут содержать раздутые штаты сотрудников и тратить колоссальные ресурсы на выплату заработных плат.
Штатное списание
Сокращения почти не затронули «живых» сотрудников
«Российская газета» попросила федеральные органы исполнительной власти рассказать, как прошли эти три месяца реорганизации и как реформа повлияла на их работу.
Вместе с тем в ходе изменения структуры в некоторых ведомствах, где сокращались только вакантные должности, часть сотрудников ушла, воспользовавшись возможностью получить выходное пособие. В министерстве энергетики на конец прошлого года было 68 вакансий, сокращение коснулось 22 штатных единиц (стандартные 5% штатной численности), но в результате организационно-штатных мероприятий сменить работу и получить выходное пособие решили больше сотрудников, чем было сокращено. Не все согласились с предложенными им должностями в новой структуре, а предложили всем, как это и предписано законом. В данный момент в министерстве вакантно 30% штатных единиц, идет активный подбор кандидатов, готовятся конкурсы на вакантные позиции.
В Федеральной антимонопольной службе предельная численность центрального аппарата была сокращена в большем объеме, чем предусматривалось постановлением правительства, за счет максимально возможного сохранения предельной численности территориальных органов, вакантными там остаются около 3% должностей технических специалистов.
В ходе реорганизации уменьшилось количество руководящих должностей. В том же минтрансе, в частности, число помощников министра сокращено с семи до пяти, численность каждого департамента министерства теперь составляет не менее 40 единиц. На две единицы уменьшено число заместителей руководителей департаментов, при этом каждый из них теперь курирует деятельность не менее двух отделов, входящих в департамент.
Высвободившиеся в результате сокращений предельной численности бюджетные ассигнования на оплату труда сохранены за министерствами и ведомствами для материального стимулирования их сотрудников.
Мишустин год назад обещал сократить до 15% чиновников. Проверяем, удалось ли это – и как много госслужащих в России
Раздутый государственный аппарат не устраивает никого – некоторые чиновники лишь перекладывают бумаги, тогда как их коллеги зашиваются от работы. Да и вообще, стоит ли тратить такие деньги на поддержку многомиллионной армии госслужащих, пока в стране кризис? Поэтому с начала 2021 года правительство поставило целью значительно сократить государственный аппарат. Мы разберем, получилось это или нет.
Как в России пытались сократить число чиновников
Естественно, что такое количество тех, кто получает зарплату от государства, не может не вызывать споров и претензий. И если необходимость врачей, учителей, военных и полицейских вполне очевидна, то чем занимаются 2,4 миллиона чиновников, понимают не все. А иногда этого не понимают даже сами чиновники.
В России за последние 10 лет предпринималось несколько попыток сократить количество государственных служащих:
Новая, уже третья по счету волна сокращения была запланирована на 2020-2021 годы, в ходе нее планировалось сократить штат центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на 10%, а их территориальные подразделения – на 15%.
Как пояснил премьер-министр Михаил Мишустин в ноябре прошлого года, откладывать реформу больше нельзя – к тому же и президент поручил настроить систему государственного управления, чтобы она стала более эффективной.
Правда, сразу же стало понятно – частично сокращение госаппарата будет «бумажным». То есть, вместо уменьшения численности чиновников планировалось сократить их ставки, которые зачастую были вакантными. Например, в центральных министерствах или иных ведомствах незанятыми оставались 20% должностей, и их штат планировалось сократить на 5%, а в территориальных подразделениях, где вакантны были 18% мест – на 10%. И Мишустин прямо сказал – сокращение произойдет в основном за счет вакантных позиций.
Более того – все финансовые ресурсы, которые были запланированы на оплату труда чиновников, никуда не денутся. По факту, эти деньги будут получать оставшиеся чиновники (что вполне справедливо – ведь на них ляжет вся та работа, которая числилась за сокращенными позициями).
Реформа должна была стартовать с 1 января 2021 года и закончиться уже за 3 месяца – то есть, до 1 апреля. Получилось ли это? Разберемся дальше.
Сколько в итоге их стало?
Когда очередная административная реформа только планировалась, назывались разные цифры относительно того, кого считать чиновниками:
Как видно, при таком разбросе цифр достаточно сложно будет понять, удалось ли добиться поставленной цели. Но на этот раз чиновники не просто пояснили, что будут делать – но также и отчитались по итогу реформы (причем о результатах стало известно 31 марта – ровно за день до назначенной даты).
Так, еще в начале января Михаил Мишустин подписал сразу несколько распоряжений правительства, которые определяли, сколько сотрудников будет в центральных аппаратах и региональных подразделений ФОИВ, и сколько они будут получать. Уже тогда стало известно, что в центральных аппаратах будет сокращена 741 штатная единица, включая 36 заместителей руководителей. А еще решили ликвидировать 74 структурных подразделений.
Заодно изменилась структура центральных органов власти, некоторые департаменты объединили, отдельные обязательства перепоручили другим ведомствам, и т.д. Правда, на уровне правительства отчет касается именно центральных аппаратов ФОИВ – тогда как огромная армия чиновников работает в региональных и муниципальных органах власти, которые формально не подчиняются правительству.
Что же касается результатов, то, по словам вице-премьера Дмитрия Григоренко, они были такими:
То есть, правительство сократило 32 тысячи штатных единиц в органах власти – но насколько такие цифры вообще ощутимы в обществе?
А сколько всего чиновников в России?
Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.
Но сколько всего человек в России работают на государство? Попробуем посчитать:
Итого получаем: 2,4 миллиона чиновников, 1,7 миллиона силовиков, 5,9 миллионов бюджетников, или 10 миллионов человек. Хотя в некоторых источниках звучит другая цифра – больше 10 миллионов. Вероятно, некоторые категории сотрудников неочевидно попадают в число тех, кто живет за счет государства.
Это много или мало?
Численность чиновников, силовиков и бюджетников обычно критикуют с позиций того, какой процент от численности занятых в экономике или от всего населения страны они составляют. Ведь абстрактные 10 миллионов человек не говорят ни о чем, однако если это каждый 14-й житель России – ситуация начинает играть новыми красками.
Раздувание государственного аппарата в России началось еще с ранних советских лет: если в 1913 году на тысячу жителей в России было всего 1,63 чиновника, то в 1922-м – уже 5,2, в 1928-м – 6,9. Затем количество выросло до 10,2 человек в 1950 году, снизившись только к 1985 году до 8,7. Но если взять даже современные цифры, то на каждую тысячу человек получится:
Правда, по некоторым данным, пиковые цифры Россия прошла в 2014 году – однако снова возникают сложности в том, чтобы сопоставить данные.
А если посмотреть статистику других стран, увидим следующее:
Как видно, в России с учетом численности населения штат чиновников действительно раздут – а потому любые перемены и реформы по снижению их численности будут полезными. Особенно это актуально сейчас, когда едва ли не все государственные услуги перешли в онлайн, благодаря чему можно сократить часть госслужащих, которые вели личный прием населения.
Сокращение госслужащих-2021: неожиданно и неизбежно. Инициатива правительства сократить чиновников оставляет вопросы
В 2021 году правительство решило в очередной раз уменьшить численность госслужащих в России. Но действительно ли это пойдет на пользу стране? И насколько много в России чиновников?
Когда их слишком много
О том, что в современной России чиновников больше, чем было во всём СССР, не рассуждали разве что лишь сами чиновники. Обосновано – другой вопрос, обосноваННо ли – это стремлением руководства государства сохранить стабильность и предсказуемость внутриполитической ситуации в новых (сравнительно с тем же СССР) условиях: в РФ существует официальная оппозиция действующей власти.
Совершенно неинтересно в данном контексте точка зрения и цели, а также самочувствие самой оппозиции: она всегда деконструктивна, как и её цели. Само существование оппозиции означает лишь то, что власть не справляется со своими обязанностями, и общество это чувствует. Впрочем, полностью справляющейся со своими обязанностями власти не существовало, не существует и никогда не будет. Поэтому в нормальном обществе была, есть и будет оппозиция. А значит, в любом государстве рост оппозиционных настроений конгруэнтен росту легиона чиновников, призванных если не решать проблемы, на которые эта оппозиция указывает, то прятать их, или не позволить увидеть новые.
Но вот в этом-то стремлении государства и таится закавыка: чем больше чиновников, тем более громоздка государственная машина. А громоздкость – один из главных тормозов прогресса. В том числе в сфере, единственно интересной большинству государств: в сфере принятия нужных решений и их воплощения в жизнь.
Проще говоря, наступает момент, когда содержать растущее количество дармоедов-чиновников самой их матери-государству становится не просто «перед людьми неудобно», или не по средствам, когда чиновники начинают обходиться государству всё дороже.
Наступает момент, когда чрезмерно расплодившийся чиновник, как любой паразит, становится причиной умирания хозяина, то есть самого государства.
В сравнении
По данным Минфина, на 1 июля 2019 года в России около 2,4 миллиона человек работало в государственных и муниципальных органах. На их содержание до последнего времени уходило 1,4 процента ВВП. К слову, СССР до такого количества чиновников дошёл лишь к середине восьмидесятых, ко времени своего «заката». Вот данные об изменениях в чиновничьем стане, происходивших в России. Таблица показывает ситуацию до 2010 года – однако, общая тенденция по задумке инициаторов реформы изменится лишь в 2021 году.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв в интервью изданию «Свободная пресса» так описал вечный процесс чиновничьей борьбы самих с собой:
«Сокращение госаппарата – любимая игра любого госаппарата. Это связано с тем, что он растёт не только количественно. Под каждую задачу создается или выделяется некий институт – министерство, департамент, управление, назначается какое-то количество ответственных чиновников. Потом задача исчезает, а институт остаётся, поэтому постоянно необходимо сокращение. Так было всегда: в русском царстве начинали с 12 приказов, заканчивали 500, потом всех разогнали, сделали 12, а через 200 лет опять стало 500. У Ленина есть в 1918 году записка – “мы 2 раза сокращали аппарат, он у нас в 2 раза вырос”. Потому что на следующий день после сокращения опять начинается ревизия задач. И каждый прибегает с криком, что него новая задача и ему нужен новый аппарат под неё. При этом никто не закрывает подразделения, которые были сделаны под другую задачу, чиновники продолжают ходить на работу».
Да, много в России чиновников. Правда, в соседних странах, к Западу от нас, их подчас в разы больше, даже при том, что в кое-где к таковым причисляют, например, медицинских работников.
А вот чем восточнее – тем чиновничья рать реже (здесь вопрос: считать ли США страной на востоке от России, или на Западе – географически, разумеется):
И, наконец, таблица, представляющая по времени немного устаревшие, но, возможно, наименее подверженные изменениям показатели:
Подытожить можно одним предложением. В России чиновников не слишком мало – но и не так уж чтобы очень много, и доверия к ним не слишком много – но не совсем уж так, чтобы мало.
Как будут сокращать
Начало процесса – январь 2021 года. Изначально будет уволена (процесс уже пошёл) часть сотрудников федеральных структур и муниципальных органов власти.
В 2021 году на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2020 и в начале 2021 годов, будет планироваться завершающий этап. Некоторых технических сотрудников заменят автоматизированными системами управления, вновь внедрёнными или усовершенствованными. А их должности будут аннулированы, как морально устаревшие. Оптимизировать структуру Минфина, например, будут переводом ряда министерств и ведомств на бухгалтерское обслуживание в казначейство.
На эти изменения в Минфине реформаторы возлагают особые надежды. Предполагается, что результатом будет не только экономия средств на содержание аппарата госслужащих, но и создание централизованного управления финансовыми потоками, поступающими в федеральные и муниципальные исполкомы.
Насколько сократят
Точнее, насколько сократят к тому, что уже сократили – ведь фактическое упразднение «Почты России» и «Россвязи» началось парой месяцев ранее. В рамках реформы с 1 января в министерствах и их территориальных подразделениях планируется сократить, как известно, соответственно 5 и 10 процентов должностей чиновников. Сократить в основном за счёт вакансий. Как говаривал герой Киану Ривза в одном отличном фильме, «всегда есть подвох». Сокращение как бы произойдёт, но чиновников меньше как бы и не станет…
Сократить количество госслужащих в России только за последнее десятилетие пытались несколько раз. За 2011-2013 годы планировалось урезать их численность сразу на 20 процентов. В 2016 году к вопросу снова вернулись, постановив сократить штат на 10 процентов. Однако из данных Росстата всякий раз следовало, что установленные показатели не достигались. Так, в 2013 году количество федеральных госслужащих стало меньше всего на восемь процентов по отношению к началу 2010 года. А в 2016 году Счётная палата объявила о снижении чиновничьего количества только на 5,6 процента. Причём, ведомство отметило: это происходит за счёт сотрудников низшего звена при увеличении количества начальников.
Впрочем, переподчинение, например, «Почты России» в ведомство Минцифры хотя бы даёт надежду на то, что руководство упразднённой всё менее востребованной по последним временам чиновничьей структуры не сможет более насчитывать себе стомиллионные премии. Как это произошло в 2018 году. Ну да, надежду-то даст…
Кого сократят
Прежде всего, и этого не скрывают сами инициаторы реформы, сократят имеющиеся вакансии. То есть те должности, что пока не заняты. Только вот, например, на 10 процентов, подлежащих сокращению в регионах, незанятых вакансий не наберётся. Придётся чиновникам, скрепя сердца, «резать по живому».
Дмитрий Журавлёв полагает, что «всё будет зависеть не от того, сколько уволят, а от того насколько точно определят реально работающие институты и не работающие. Причём не только сами ведомства, а именно подразделения внутри них. Если будет сокращено то, что уже выполнило свою задачу, будет хорошо. Количество чиновников реально уменьшится, а их эффективность возрастёт – согласований будет меньше… [] Но если, как это часто бывает во всех странах, а не только у нас, мы выгоним тех, кто работает, а оставим тех, кто не работает, то эффект будет противоположный.
Вопрос в том, будут ли увольнять по принципу «нравится рожа или нет» или реально проведут функциональный анализ и выяснят – нужна или нет та или иная структура? Если спустят вниз, особенно в регионы, что надо сократить 30 процентов, то все органы власти будут состоять из родственников».
Чтоб не радели «родным человечкам»
Почему подавляюще большинство экспертов без энтузиазма смотрят на перспективы сокращения госаппарата в регионах? А уж если речь заходит о сокращениях в южных субъектах, девять из десяти экспертов просто улыбаются.
Потому что, доверь региональному начальнику исключительное право проводить совершенно узаконенные, да ещё и основанные на требованиях федерального правительства сокращения в своём ведомстве, полетят головы мало-мальски «косо посмотревших» на такого начальника, даже если такой взгляд он поймал лет десять назад. Опять же, как уволить сына тёти Патимат? Где мальчик – ныне, например, замминистра республики – себе такую работу ещё найдёт?
Полноценного описания того, каким образом будут проходить сокращения и одновременно увеличена эффективность работы чиновников, пока не представлено, считают эксперты.
Дмитрий Журавлёв предполагает, что «скорее всего, произойдет некоторое сокращение расходов бюджета в чисто “бухгалтерском” выражении. Оптимизацию должны сопровождать перемены в системах подготовки и переподготовки, рекрутирования и ротации кадров, оплаты труда и т. д. Также необходимо каким-то образом “сломать о колено” токсичную корпоративную культуру в системе госуправления. [Если этого не произойдёт], …в ходе сокращений первыми будут уволены, скорее всего, сотрудники, не связанные с руководством посредством личных связей либо в целом не демонстрирующие высокого уровня лояльности. Также наверняка охотно пожертвуют людьми, потенциально не способными активно сопротивляться увольнению».
Пожертвуют, например, теми же техническими работниками.
Вот в госдепартаменте США сейчас жалуются: с очередным сокращением аппарата посольства США в России его оставшиеся сотрудники вынуждены убирать снег собственноручно…
Посему, если увидите на пороге республиканского министерства или администрации региона местного главу, работающего лопатой для уборки снега, будьте уверены: вместо бездельника-племянника он сократил дворника.