веретено что это для детей
Значение слова «веретено»
1. Ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренными концами и утолщением посредине. Левой рукой Олеся быстро сучила белую, мягкую, как шелк, кудель, а в правой у нее с легким жужжанием крутилось веретено. Куприн, Олеся. || Основная часть прядильных машин, при помощи которой производится закручивание и наматывание нити.
2. Стержень, служащий осью вращения частей различных механизмов.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В псковском диалекте: веретено — злая баба.
По сходству с веретеном многие в целом цилиндрические структуры, заострённые с концов и слегка расширяющиеся посередине, получили название веретеновидных.
ВЕРЕТЕНО’, а́, мн. тёна, тён, тёнам-тена́м, ср. 1. Ручное орудие для пряжи в форме точеной деревянной палочки с заостренным верхом и утолщенным низом, при верчении превращающее навитую на него пряжу в нить. Или дремлешь под жужжанье своего веретена? Пшкн. || Механическое приспособление такого рода (на фабрике). Крутильное в. Перемоточное в. 2. Ось в нек-рых машинах и снарядах, на к-рой что-н. вращается (тех.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
веретено́
1. ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заострёнными концами и утолщением посредине ◆ Кружащееся веретено медленно двигалось вниз, вытягивая и закручивая нить из большого клока шерсти, который она держала одной рукой. Фазиль Искандер, «Святое озеро», 1969 г. (цитата из НКРЯ)
2. основная часть прядильных машин, при помощи которой производится закручивание и наматывание нити
3. техн. стержень, служащий осью вращения частей различных механизмов ◆ Видимо, у древних мореплавателей веретено рулевых весел делалось из крепкого дерева, возможно, ливанского кедра. Юрий Сенкевич, «Путешествие длиною в жизнь», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
4. биол. то же, что веретено деления, структура, возникающая в клетках в процессе деления ядра ◆ Во время митоза от центриолей звездообразно расходятся микротрубочки митотического веретена, обеспечивая ориентацию и движение хромосом, и образуется лучистая зона, или астросфера. Рудольф Самусев, Юрий Селин, «Анатомия человека», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
5. перен. любой продолговатый объект, утолщающийся в середине и сужающийся на концах ◆ Зимний аскетизм цвета с лихвой окупается обилием форм: острые конусы елей, веретена туй и можжевельников, снежные холмы над шаровидными формами сквозь легкие цветные штрихи ивы и дерена. Мария Ожерельева, «Диалог через века (Путешествие по саду архитектора с томиком Жака Делиля в руках) // «Ландшафтный дизайн»», 2002 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Черная лагуна с золотыми веретенами отраженных огней, там, где днем взлетали в воздух тяжелые литые тунцы, держались миг, переливаясь на солнце, рушились с плеском в воду. Александр Проханов, «Господин Гексоген», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
НОД по познавательному развитию с использованием краеведческого материала в старшей дошкольной группе «Прялка и веретено»
Ольга Маринина
НОД по познавательному развитию с использованием краеведческого материала в старшей дошкольной группе «Прялка и веретено»
НОД по познавательному развитию с использованием краеведческого материала в старшей дошкольной группе
«Прялка и веретено»
Подготовила и провела воспитатель Маринина Ольга Александровна
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познание»: познакомитьдетей с предметами крестьянского быта: прялкой и веретеном, с традициями времен прабабушек и прадедушек.
ОО «Коммуникация»:активизировать в речи слова: прялка, веретено, кудель.
ОО «Социализация»: привить интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, способствовать проявлению радости, удовольствия от встречи с народной культурой.
ОО «Физкультура»: развивать двигательную активность.
ОО «Чтение художественной литературы»: вызвать желание самостоятельно исполнять знакомые инсценировки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками.
Образовательная область «Музыка»: способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.
Материал: аудиозапись с русской народной музыкой; прялки, веретенца; шерсть и шерстяные клубочки; лукошко.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями русского народа на предыдущих занятиях по теме «русская изба»; чтение русских народных сказок «Золотое веретено», пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр.
Ход НОД.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем старину вспоминать, чтобы традиции наших бабушек, прабабушек не забывать. Раньше в старину хозяйка, встречая гостей,говорила: «Рады гостям как хорошим вестям».А гости в ответ: «Мир и счастье вашему дому». Давайте вспомним эти добрые русские традиции и поприветствуем друг друга.
Дети: «Мы рады гостям как хорошим вестям» /Гости: «Мир и счастье вашему дому»/
Воспитатель: Ну, что ж всех гостей и детей, я приглашаю к себе в горницу. Смотрите, я принесла бабушкино лукошко, а что там попробуйте отгадать.Загадка: Как повеяло зимой, Они всегда со мною. Согреют в стужу и в мороз. Мне не нужны карманы. /варежки/
Воспитатель: Давайте попробуем из клочка шерсти ниточку получить.Делайте как я: смочите пальцы водой, затем растяните шерсть, чтобы не порвать, и скручивайте её. Видите, получается? Нитка короткая, прясть не удобно. Итак, из этой шерсти получается вот такая шерстяная нитка.
Игра «Клубочек»: Встанем все в кружок, передаем клубок ниток, при этом каждый говорит, что можно из этих шерстяных ниток связать. (варежки, носки, платье, кофту, шарф, шапку, одеяло и т п).
Дети присаживаются на стульчики.
III. Знакомство с прялкой.
Воспитатель: Для того чтобы научиться прясть, нужен навык и специальное приспособление. Раньше женщины пряли шерсть, пользуясь прялкой. ПРЯЛКА, как вы думаете, почему её так назвали? От какого слова? (прясть)
— Прялка – это предмет народного быта, это орудие труда, на котором пряли нитки. Вот эта прялка моей бабушки, на ней уже никто не прядёт. Это наша семейная реликвия.
— Что такое семейная реликвия? (то, что дорого для семьи, что передаётся по наследству, это память о ком то).
— Моя прялка представляет собой небольшой станок – на подставке закреплены колесо и бобина (веретено) соединённые ремнём. Колесо прялки приводится в движение ножной педалью. Непрерывный процесс прядения обеспечивает рогулька на переднем конце веретена, она скручивает нить, которая тут же наматывается на веретено. Такая прялка была не у каждой хозяйке. А сейчас её можно увидеть только в музее.
Подходите и попробуйте покрутить колесо прялки. Легко?
Воспитатель: Наши девочки тоже принесли прялки своих бабушек. Давайте посмотрим и послушаем их рассказы.
Дети: Ира рассказывает о своей прялке, Рита – о своей прялке.
Воспитатель: Такие прялки были у каждой хозяйки. Состоят они из донца, на котором сидели, и ножки – стояка, к которой привязывали кудель. Верной спутнице такой прялки было веретено.
ВЕРЕТЕНО – это такой предмет, который постоянно крутится, вертится. От того что оно постоянно вертится, его так и назвали.
Возьмите в лукошке веретёнца и рассмотрите его. Из чего оно сделано? (деревянная палочка).
Веретено – это конусообразная деревянная палочка, выточенная и украшенная.
Давайте попробуем на веретено намотать нитку шерстяную. (практическая работа намотать нить на веретено)
Веретёна не точёны. В бане веники мочёны, А солома не сушёна. Прялица – прялица, сударыня – прялица.
IY.Просмотр презентации и видео фильма.
Воспитатель: Раньше в каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки, на протяжении всей жизни. Занимала она почетное место в доме. Учить прясть детей учили с 5 – 6 лет. Прялку можно было заказать у мастера, но мужчины сами делали прялки для своих жен и дочерей. Её украшали резьбой и роспись. На прялках изображали птиц, животных, цветы. Образы прялки и пряхи встречаются в музыке и в живописи. Художник 19 века Константин Егорович Маковский в картине «За прялкой» нарисовал свою дочь Ольгу. На картине молодая девушка солнечным летним днём сидит в беседке. Она прядёт и совсем не смотрит на руки. Лицо задумчивое, но думает она о чём –то приятном.
В память о нашем занятии я приготовила для вас раскраски – прялку, которую вы можете начать раскрашивать здесь, а дома докрасите.
Известный русский композитор, Николай Григорьевич Рубинштейн, сочинил пьесу для скрипки и фортепиано «Прялка» Слушание.
Беспокойный, взволнованный и одновременно печальный характер музыки передаёт этот не лёгкий труд пряхи.
Y. Обучение работы за прялкой.
Воспитатель: Сейчас подойдите ко мне и посмотрите процесс работы за прялкой. Прясть нитки – это не лёгкий труд. Нужно шерсть вытягивать аккуратно, чтоб не порвалась, и в нитку её скручивать, при этом само веретено тоже крутить. Затем на веретено наматывать нить. Это очень трудно, сразу этому не научишься.
Каждый из детей садится за прялку и пробует прясть.
Прялка – это тяжёлый труд и досуг одновременно. Вечерами пряхи собирались вместе, чтобы работалось веселее, они пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся. На занятиях по музыке мы выучили песня «Прялица», давайте исполним её.
Песня: «Прялица»
Ребята, вам понравилось наше занятие? В заключении встаньте все в круг. Я передам вам тоненькую ниточку, натянутую от нашей старинной прялке, вы возьмите её в руки. Пусть никогда эта нить не оборвётся, пусть накрепко она свяжет наше поколение. А мы будем хранить, и беречь не только прялки, но и приятные воспоминания о наших прабабушках. Будем свято чтить русские традиции. Всем спасибо.
Знакомство детей с предметами быта «Прялка, веретено»
Цели: Приобщение детей к богатому культурному наследию русского народа. Познакомить детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном, и с тем, какое место они занимали в жизни женщины.
Задачи: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым, развивать двигательную активность.
Задачи: Воспитывать интерес и уважение к русским народным традициям, истокам русской культуры. Развивать интерес к старинным играм, забавам.
Развивать познавательную деятельность детей.
Активизация словаря: печь, изба, веретено, прялка и т. д.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря –заряница», «Горелки», «Клубок» и др.)
Хозяйка сидит у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель и напевая песню.
Я пряду, пряду кудель,
Прялка, прялка не гуди,
Мою Настеньку не буди.
Ты тянись, тянись мой лён,
Ты сойди на Настю, сон.
Сонных глаз не размыкай!
(В зал под р. н. м. входят дети с воспитателем, одетые в русские народные костюмы).
Хозяйка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям!
Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!
Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Проходите да хвастайте – какими судьбами.
Воспитатель: Вот привела к тебе ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь поучатся.
1. На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).
2. Кто в избе рогат? (ухват).
3. Стоит попадья, двумя поясами подпоясана (кадка).
4. Стоит толстячок, подбочиневши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).
5. Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти).
6. Не шит, не кроен, а весь в рубцах.
По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).
7. Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька).
Хозяйка: В люльке Настенька спит, может, кто из вас покачает?
(Девочка садится возле люльки и качает).
Хозяйка: А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.
Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.
Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная. (Рассматривают).
Хозяйка:Послушайте загадку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это?
Хозяйка:Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».
Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.
Дети: А можно нам попробовать попрясть пряжу?
Хозяйка: Конечно, мои милые, конечно, мои хорошие.
(Дети пробуют прясть,хозяйка объясняет: пряжу нужно скручивать пальцами, наматывать на веретено).
А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.
Русская народная песня «Прялица»
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится…
Воспитатель: О чём же поведала сегодня Хозяюшка? С какими старинными предметами быта познакомила?
Воспитатель: А мы припасли для тебя, Хозяюшка, забавушек на всякий вкус.
Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку.
На весёлый хоровод!
Заведём нашу, казачью!
Хозяйка: Да и я, пожалуй, встану,
От ребяток не отстану.
Хоровод «На горе-то калина».
Воспитатель: Есть у нас с собой корзинка – копилочка.
Мы всё запоминаем и в копилку собираем.
(Достаёт из корзинки предметы, дети обыгрывают потешки).
Обыгрывание русских народных потешек:
Как на нашем на лугу,
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери-
Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
В огороде серенький
Хозяйка: Ребята играют, меня потешают.
Дети: А в русские народные игры играть будем?
Воспитатель: В какие?
Дети: Давайте в «Горелки» или «Заря – заряница». (Дети считалкой выбирают водящего).
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела.
Русская народная игра «Заря – заряница»
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
Хозяйка: Ну вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Ребята, оно вам понравилось?
Хозяйка: Шутки, прибаутки, веселье!
А у меня есть вкусное угощение.
Очень даже вкусные.
«Не красна изба углами, а красна пирогами» (пословица)
(Хозяйка выносит на подносе пироги).
Берите, не стесняйтесь,
Хозяйка: Я вас приглашаю отведать угощенье.
Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.
Воспитатель: Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные.
За учение уму – разуму.
А нам пора с вашего двора.
Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака» в рамках проекта «Как у нас на Дону» Проект по казачеству «Как у нас на Дону» Вид проекта: Познавательно – исторический. Срок реализации: 3 недели Методы: игровой, практический,.
Развитие мелкой моторики рук детей предметами домашнего обихода. Фотоотчет Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая.
Конспект занятия «Знакомство с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность» Программное содержание: Знакомить детей с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность. Расширять и обогащать знания.
Конспект занятия по пожарной безопасности во второй младшей группе «Знакомство с опасными предметами» Цель: формирование представлений у детей об опасных предметов. Поставленные задачи: а) Образовательные задачи: · Познакомить детей с правилами.
Фотоотчет о мастер-классе по ознакомлению с предметами русского народного быта «Сия прялка изрядна-хозяюшка обрядна» Мастер-класс для детей старшего и подготовительного возраста. Следует проводить с учетом возрастных особенностей детей. Подготовительным.
Перспективный план по сенсорному развитию и действиям с предметами детей с 1 года 6 месяцев до 2-х лет СЕНТЯБРЬ 1. Катание с лотка цветных шариков. Цель: Научить детей сосредоточенно играть одной игрушкой 3-5 минут, выполнять действия, показанные.
Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.
Знакомство с предметами ближнего окружения. Экскурсия в теплицу детей средней группы Задачи : Подвести детей к понятию,что такое теплица. Учить различать предметы в теплице,познакомить с трудовой деятельностью в теплице. Расширять.
Конспект занятия «Знакомство с деревом и предметами из дерева» Видео Тема занятия: Знакомство с деревом и предметами из дерева. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное.
Конспект занятия «Золотое веретено». Знакомим детей с веретеном и прялкой Цель:Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой. Задачи: • Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной.
Конспект занятия «Знакомство с предметами обихода прялкой и веретеном»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста
«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном»
(художественно – эстетическое развитие, музейная педагогика)
Подготовила: Мосалёва А. А.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»»
Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой .
Формировать знания детей о предметах старины, их назначении.
Активизировать в речи слова: прялка, веретено , кудель, рукодельница.
Развивать воображение и творческие способности детей.
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Проходите, садитесь поудобнее.
Воспитатель: Где сегодня будет проходить наше занятие?
Воспитатель: Что такое музей?
Деи: Это место, где хранятся старинные вещи, их еще называют экспонатами.
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами уже познакомились со многими экспонатами нашего мини – музея. А вот с чем мы познакомимся сегодня? Давайте выяснять.
Воспитатель: Вчера мы с вами читали русскую народную сказку «Золотое веретено». Помните, куда послала мачеха Аннушку?
Дети: На колодец прясть.
Воспитатель: Что она уронила в колодец?
Воспитатель: Правильно. А знаете ли вы, что такое веретено и что значит прясть?
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами попробуем разобраться с этими непонятными словами, узнаем, что такое веретено и познакомимся с прялкой.
Игроки берутся за веревочку и растягивают её так, чтобы получился круг. Водящий встает внутри круга. Его задача – осалить руку любого участника игры. Но сделать он это может, только пока ладонь касается веревочки. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью – то ладонь, пока она касается веревочки. Чтобы спастись от воды, игроки могут отдергивать руку, или передвигать её по веревке. Тот, кого осалят, становится водящим. После игры дети проходят на свои места.
Воспитатель: А сейчас, ребята, послушайте внимательно мой рассказ .
В каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а самую первую прялку получала дочь от своего отца. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку расписывали разными видами росписи, в зависимости от места проживания хозяйки. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению.
Воспитатель: Ребята, узнали вы теперь, что значит «прясть» и как выглядит веретено и для чего оно нужно?
Воспитатель : Правильно, а из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Шерстяные нитки сматывают с веретена в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные. Из ниток вязали теплые вещи. (Показываю шерстяные носки, рукавицы, шарфики…)
Дети рассматривают клубки разного цвета, пробуют сами их сматывать.
Получив от матерей задание, девочки-подростки и молодые незамужние девушки собирались в какой-нибудь избе на посиделки, коротая долгие зимние вечера. Еще их называли рукодельницами.
А чтобы было веселее работать, напевали.
Уж ты, прялица, кокорица моя,
Пойду вынесу на улицу тебя,
Буду прясть да попрядывать,
На подруженек поглядывать!
Воспитатель : Из ниток не только ткали полотно и шили и вязали одежду, но еще и мастерили игрушки, плели пояса, делали украшения. (Демонстрирую игрушки из ниток, пояс плетеный) Вот и мы сегодня попробуем себя в роли мастериц – рукодельниц.
Сделаем аппликацию из ниток «Украшение рукавички». Для этого нам понадобится шаблон рукавицы, цветные шерстяные нитки, мелко порезанные, клей.
Воспитатель: прежде чем приступить к работе, мы с вами разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Киска»
Киска ниточки мотала ( вращать руками как бы наматывая нить на клубок)
И клубочки продавала (вытянуть обе ладони вперед )
— Три рубля (показать три пальчика)
Покупайте у меня ( сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони)
А сейчас приступаем к работе. На рукавичках изображены узоры в виде геометрических фигур. Нужно намазать фигуру клеем и посыпать нитками, затем прижать их ладонью. Так сделать со всеми фигурами, можно использовать разные цвета.
Воспитатель: Понравилось вам занятие?
Воспитатель : Ребята, для чего нужны прялка и веретено?
Дети: чтобы прясть пряжу, нитки.
Воспитатель: что потом из ниток делали?
Дети: ткань, шили одежду, из шерстяных – вязали теплые вещи.
Воспитатель : Спасибо вам за занятие, а ваши красивые рукавички мы повесим на выставку. До свидания.