вербное воскресенье чему посвящается
Вербное воскресенье
Вербное Воскресенье — православный праздник, посвященный появлению Иисуса Христа в Иерусалиме. В этот день христиане со всего мира посещают церковную службу, освящают вербные ветви и устраивают семейные застолья. Рассмотрим, что представляет собой этот праздник и откуда он берет свои корни.
Когда Вербное воскресенье в 2021
Вербное Воскресенье является преходящим православным праздником. Каждый год его отмечают в разные дни — дата зависит от даты празднования Пасхи.
Дата Пасхи определяется по лунному календарю. Таким образом, праздник наступает в первое воскресенье после полнолуния, начавшегося вслед за весенним равноденствием. Ежегодно весеннее равноденствие наступает 20 марта.
Вербное Воскресенье приходит в дом ровно за неделю до Пасхи. Следовательно, в 2021 году православные начнут отмечать «вербохлест» 25 апреля.
Суть праздника
Практически любой современный праздник имеет общепринятое название. Однако в случае с Вербным Воскресеньем ситуация другая. Праздник имеет несколько названий, каждое из которых несет в себе особый смысл.
Существует словосочетание, часто встречающееся в русских богослужебных книгах — Неделя Цветоносная. Это еще одно название праздника, которое возникло после того, как жители Иерусалима встречали Христоса с цветами. Слово «Неделя» на церковнославянском языке означает один день недели — воскресенье.
Во многих странах, в т.ч. в РФ, пальмовые ветви меняют на вербовые или ивовые ветви. На территории России эти растения распускаются первыми. Также верба считается символом прощения. Если человек в руках держит вербовые веточки, значит, он прощает своих обидчиков.
История праздника
История праздника насчитывает две версии — христианскую и языческую.
Согласно христианской версии, в 30-м году до н.э. окрестности города Иерусалима взбудоражил слух о неизвестном страннике, который исцеляет неизлечимо больных людей и даже воскрешает мертвых.
Поговаривали, что слепые снова становятся зрячими, а прокаженные обретают здоровую кожу. Однако самым удивительным событием считалось воскрешение праведника Лазаря, погибшего несколько дней назад, но вышедшего из могилы живым и невредимым. Благодаря этим поступкам, Иисуса прозвали Спасителем и Мессией.
На следующий день после совершения чуда исцеления Иисус отправился в Иерусалим. Жители города были наслышаны о чудесах, совершенных Спасителем. Когда Христос въехал в поселение на осле, тысячи людей начали приветствовать его криками: «Осанна!», что в переводе означает «Спасай нас!». Люди надеялись, что Иисус станет царем Израиля и избавит народ от римской власти.
Жители бросали под ноги осла пальмовые ветви и цветы. Правящие иудеи, в свою очередь, также устелили путь животного ветвями финиковой пальмы.
Пытаясь показать свою доброжелательность, иудейские первосвященники не были рады приезду Христа. Спаситель чувствовал, какие муки ему предстоит пройти. Спустя неделю его обвинили в покушении на царский трон, а затем люди, недавно приветствовавшие Иисуса, распяли его на кресте.
Церковь утвердила праздник Входа Господня в Иерусалим в IV веке. На Руси торжество начали отмечать только в X веке.
Согласно языческой версии, праздник Вербное Воскресенье связан с Вербохлестом — древним праздником оплодотворения. В язычестве близкие отношения между мужчиной и женщиной не считались чем-то постыдным. Наоборот, связь между людьми воспринималась как проявление Божественного акта. Благодаря ему, на свет появлялись дети, которые становились воинами, лекарями, учителями и хранительницами очага.
Акт оплодотворения символизировал особый обряд, когда молодые парни хлестали девушек вербой по ногам. То же самое проделывали с домашним скотом. Язычники в своих ритуалах всегда использовали вербу, т.к. она являлась символом плодородия и могучей силы.
Традиции празднование в стародавние времена
В допетровскую эпоху во время праздника рядом с Лобным местом устанавливали колесницу с вербой, украшенной цветами, финиками и орехами. После этого совершался торжественный въезд патриарха от Успенского Собора в Кремле к Лобному месту. Шествие символизировало въезд Иисуса Христа в Иерусалим.
Приезжая к Лобному месту, патриарх подносил царю ветвь финиковой пальмы. После этого священнослужитель садился на коня, украшенного красным сукном спереди и зеленым сзади. Царь лично вел за повод коня, впереди которого везли колесницу с вербой.
Патриарх доезжал до Успенского Собора и там благословлял дерево. От вербы отрубали самую большую украшенную ветку, отсекая от нее несколько маленьких прутьев. Все ветви выкладывали на подносы и отправляли в покои государя, а также раздавали боярам и священнослужителям.
Люди низшего ранга и царский двор получали свои веточки с украшенных атласом санок. Мелкие ветви раздавали горожанам и стрельцам. Все желающие могли взять себе несколько ветвей из бочек, расставленных по периметру площади.
Когда к власти пришел Петр I, он отменил патриаршество и шествие на коне. На Красной площади с этого времени устраивали гулянья. Монахини Вознесенского монастыря своими руками создавали искусственные цветы и фигурки, а затем продавали их вместе с вербовыми ветками. Народные гулянья проводились каждый год до начала XX века. Православные люди покупали вербу, сладости, цветы и игрушки, а затем шли освящать ветви в церковь.
Вербное Воскресенье в России современные традиции празднования
Православные люди, живущие в России, отмечают Вербное Воскресенье каждый год. В этот день все верующие должны отдыхать, либо принимать участие в крестном ходе. Все строгости поста в священный праздник ослабевают.
Многие христиане встречают праздник всей семьей. В этот священный день желательно ходить по гостям и дарить небольшие подарки. В первую очередь следует навестить друзей и родных.
Работать в Вербное Воскресенье нельзя. Любой труд не только не поощряется, он считается грехом. Женщинам в этот день нежелательно хлопотать по дому, особенно шить или вязать. Острые иглы и спицы привлекут в дом несчастье.
Христиане готовились к празднику заранее. Накануне святого Воскресенья они собирали веточки вербы, растущей на берегу ближайшего водоема. Если погода на улице была плохая, они ставили ветви в воду, чтобы к празднику почки успели распуститься.
Все ветки, освященные в церкви после службы, превращались в оберег на весь будущий год. Вербой украшали стены и иконы, а через год сплавляли по реке или закапывали рядом с домом.
Обряды в Вербное Воскресенье
Существует несколько старинных обрядов, которые дошли до наших дней. Самый популярный из них заключается в том, чтобы слегка ударять пучком вербы своих родственников и питомцев. Освященные прутья избавляют от различных заболеваний и сглаза. Дотрагиваясь прутьями до человека, люди проговаривали фразу: «Будь здоров, как верба».
Кроме традиционного «битья» христиане купали детей в отваре из вербовых почек, а также лечили женщин от бесплодия. Если у человека болела голова, то ветку прикладывали ко лбу. При болях в суставах ветку приматывали к больному месту.
Перед праздником женщины пекли мучные шарики, в которые клали почки. Этой выпечкой угощали всех близких людей. Считалось, что угощение принесет человеку здоровье, а женщинам поможет зачать ребенка. Шарики также давали домашнему скоту, чтобы те были здоровы.
Если верующий мечтает стать более сильным и уверенным в себе, то утром после пробуждения ему нужно вбить в стену дома вербовый колышек. Этот обряд должен был избавить человека от робости.
Если молодой девушке нравился парень, и она хотела выйти за него замуж, то ей утром Вербного Воскресенья нужно было представить свидания с избранником. Вечером этого же дня парень приходил в дом девушки, чтобы позвать ее на прогулку.
Чтобы стать богатым, люди на Вербное Воскресенье сажали комнатный цветок. Считается, что растение в этот же день «притянет» в дом денежные средства. Если в первый месяц цветок завянет, то всю оставшуюся жизнь человек будет бедным.
Что нельзя делать в праздник
В Вербное Воскресенье действует мало запретов. Однако все верующие должны придерживаться их.
В праздничный день не рекомендуется устраивать поминальные обеды. Священнослужители не накладывают на это строго запрета, но советуют переносить подобные мероприятия на любой другой день.
Что можно делать в праздник
Все православные понимают, что в священный праздник нужно сходить в церковь, при этом не забыть принести оттуда веточку вербы. В конце службы священник освятит растение, которое нужно принести в дом и поставить около иконы. Чтобы защитить дом и всех жильцов, проживающих в нем, необходимо помолиться перед сном и попросить у Господа богословения.
Если в этот день требуется выгнать скотину на пастбище, то делать это нужно веточкой вербы. Некоторые христиане хлестали пучками скот, чтобы те не болели весь следующий год.
Тем, кто планирует важное мероприятие, нужно съесть три почки и поверить в то, что все сложится самым лучшим образом. Почки обязательно следует запить святой водой.
Женщины, планирующие ребенка, должны были изготовить из вербы амулет для себя и для мужа. Талисман помогал им быстро забеременеть, а мужчинам придавал силу и смелость. Почки добавляли в корм даже скоту, чтобы те активно размножались.
Освещенные прутья, принесенные из церкви, ставили у изголовья кровати, на которой спал больной человек. Волшебная сила вербы исцеляла любые недуги.
Что можно, а что нельзя есть в вербное воскресенье
Перед Вербным Воскресением в течение 48 дней идет Великий Пост. Все, кто держал его, могут расслабиться и сесть праздничный день за стол дважды.
Из напитков — хорошее красное вино, но не более 2-х бокалов. Разрешается пить белое вино, но только в меру.
Соответственно, другие продукты и алкогольные напитки запрещаются. Нельзя есть жирную, соленую пищу, жареное мясо, в т.ч. курицу и индейку. Также не стоит употреблять крепкие вина, водку и другие подобные напитки.
Если человек не соблюдает Великий Пост, то он может сам выбрать, что поставить на праздничный стол. Главное учитывать тот момент, что праздник предназначен для общения с семьей, а не для чревоугодия.
Все блюда должны быть приготовлены без использования яиц, масла и молока.
Народные приметы и поверья
Приметы Вербного Воскресенья повествуют о чудодейственных свойствах освященных веточек. Обычаи запрещают в этот день использовать хвою — она предназначены для погребения усопших.
От старших поколений к младшему много веков передавались приметы о погоде. Также они подсказывали людям, когда ждать урожай.
Часто в праздник погода была переменчива. Если начиналась буря, то люди бросали против ветра несколько почек, чтобы остановить ее.
Многие люди мечтали стать богатыми. Для этого они выбрали из дома все старые вещи и предметы, освобождая место для поступлений. Многие сажали в горшке «денежное» дерево и тщательно его выращивали. Считалось, что чем больше дерево, тем больше благ притянет человек в свою жизнь.
Должникам в праздничный день нужно раздать все долги и встретить Вербное Воскресенье с «легким сердцем». Возврат долга, в свою очередь, требовать нельзя.
Молодые девушки мечтали удачно выйти замуж. Чтобы будущий супруг был щедрый и верный, девушки готовили угощения, а в праздник шли кормить бедняков. Для привлечения жениха одинокие дамы заранее делали вышивку на подушках. Считалось, что подушка привлечет возлюбленного в дом именно в день Вербного Воскресенья.
Вербное воскресенье в разных странах
В разных странах празднование Входа Господня в Иерусалим осуществляется по-разному.
В Италии праздник называется «Пальмовое воскресенье» или «днем олив». После церковной службы принято дарить близким людям веточки оливы. Также оливу вручают тем, с кем желают помириться после ссоры. Жители Италии прикрепляют ветки к домам, лодкам и вагонам в знак уважения к Иисусу Христу.
Во Франции праздник называется «Цветущая Пасха», но люди из разных областей нарекают этот день по-разному. К примеру, в Провансе Вербное Воскресение именуется как «воскресенье осанны», а в Пикардии — «пасха с самшитом».
Ранним утром французы освящают ветви пальмы, розмарина, самшита или лавра. После этого ветки прикрепляют к изголовью кровати или к камину. Во время грозы их используют в качестве кропила.
В Каталонии утром праздничного дня на улице открываются рынки, где люди могут приобрести ветки. Дети относят ветви священнику, чтобы тот освятил их. Крестные отцы и матери дарят крестникам сладости и пряники с изображением Иисуса Христа.
Немцы и австрийцы освящают в этот день ветви можжевельника, бука или падуба. Украшенные пучки несут в церковь, а затем ставят в доме или в саду. Несколько прутьев также прибивают в спальне и сарае.
Македонцы и сербы в Вербное воскресенье собираются в группы и ходят «по домам». Девушки надевают красивые белые платья, а голову украшают яркими платками. Для сбора подарков берут украшенные корзины и большие ножи. Парни обходили все дома, останавливаясь перед каждым и исполняя танцы для жильцов.
В Греции вместо вербных веточек в церкви освящали зелень. Женщины связывали зелень (вайа) в пучки, а после посещения храма благословляли ими дом и все хозяйство. В конце праздника вайю относили на кладбище.
Поздравления, песнопения
После торжественной части в церкви продолжают петь однострочное величание «Величаем Тя, Живодавче Христе».
Не стоит забывать отправлять в этот день близким людям короткие смс-сообщения с поздравлениями в стихах.
Какого числа Вербное воскресенье в следующие года
Ежегодно Вербное Воскресенье выпадает в разные дни.
Вербное воскресенье. История праздника
Вербное воскресение и по сей день считается одним из самых значимых праздников в христианской традиции. Его принято отмечать за неделю до Пасхи, однако от этого его важность не утрачивается. Освящение веток вербы является неотъемлемым обрядом для отечественных православных. Как и в другие религиозные праздники, Вербное воскресение сопровождается рядом запретов и рекомендаций.
Вербное воскресенье – это переходящий церковный праздник, который зависит от даты Пасхи. С Вербного воскресенья начинается последняя Страстная неделя поста, предшествующая Пасхе. Поскольку Пасха в этом году выпадает на 8 апреля, то Вербное воскресенье в 2018 году приходится на 1 апреля.
История происхождения Вербного воскресенья
История Вербного воскресенья уходит корнями в глубокую древность. Согласно преданию, в 30 году нашей эры Иисус Христос приехал на осле в Иерусалим. Там его встретил простой народ, возложив на его пути пальмовые ветви и приветствуя словами: «слава Сыну Давидову!». В Иерусалиме Христос совершает ряд чудес, которые вошли в библейскую хронику: исцеляет больных, слепых и хромых.
Православная церковь уделяет празднику особое внимание неспроста. В этот день Христа встречали, аплодируя. До этого он три года ходил по городам с проповедями и зачастую ему негде было переночевать. Люди сторонились Спасителя. Не понимали, что перед ними сам Сын Божий. В Пальмовое воскресенье все изменилось.
Почему выбрана верба в качестве символа?
В народе верба всегда олицетворяла весну и новую жизнь. Поэтому она и стала религиозным символом. Кроме того, вербовые ветки называют «ветвями добродетели»: они метафорично тянутся к небу.
Кроме того, в Ветхом Завете говорится о том, что в храм люди должны были приносить молодые веточки вербы. Ее освящают в субботу на Всенощном бдении. После этого, вербу несут домой и ставят в воду: если она пустит корни – можно высадить в землю, а если засохнет – ни в коем случае не выкидывайте их, можно только сжечь.
Освященным веточкам вербы придавали особое значение – люди верили в их очистительную силу, и в то, что они помогут спасти домашний скот от болезней. Кроме того, вербе приписывалась и целебная сила. Ее почки съедали и верили, что она помогает от лихорадки и бесплодия. В народе также верили, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре.
Также существует еще легенда, согласно которой, когда-то верба была женщиной, у которой было столько детей, что она поспорила с Матерью-Землей о том, что она плодовитее. Мать-Земля, рассердившись, превратила женщину в вербу.
Что следует делать в Вербное воскресенье?
Чего нельзя делать в Вербное воскресение?
Приметы и поверья
Выбрасывать веточки вербы после праздника нельзя. В церкви советуют оставлять их дома возле икон и ровно через один год сжигать — избавляться от негативной энергии, накопленной за 12 месяцев. Также разрешается относить растение обратно в церковь и даже спускать по реке. А в Польше, Сербии и Беларуси вербу относили на могилы к умершим предкам. Главное, нельзя выбрасывать. Это предвещало бедность и болезни.
Вербное воскресение
Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение) — двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста.
Вербное воскресенье в 2022 году: 17 апреля
Содержание:
Вербное воскресение. Событие праздника
Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», — сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.
Икона «Воскрешение Лазаря». Великий Новгород, XV век
Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.
Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:
Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!
Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.
Вербное воскресение. История праздника
Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название — Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника — Вербное воскресенье. В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.
Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение
В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказывается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:
Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.
В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.
Библиотека Русской веры
Канон Вербному воскресению →
Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.
В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призываются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.
Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:
Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.
Русский текст:
Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе — Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!
Кондак празднику. Церковно-славянский текст:
Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.
Русский текст:
Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама.
«Шествие на осляти»
В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим — конь светлой масти.
Западный придел собора Василия Блаженного (Покровского собора на Красной площади) освящен во имя входа Господня во Иерусалим
На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти» было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.
Празднование Вербного воскресения на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Вербное воскресение в народных традициях
К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.
Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.
«Вербная неделя, или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.
В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!» В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!» А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова»… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».
Вход Господень в Иерусалим. Иконы
Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве.
Вход Господень в Иерусалим, фрагмент фрески. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, ХIV век
Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.
Вход Господень в Иерусалим. Первая половина XVI в. Музей им. Андрея Рублева
Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV — начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе — оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.
Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва, XVI в. Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина XV в.
В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.
Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина XVI в.
Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим
Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.
Здание храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде
Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.
Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп Аввакум. Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.
Рядом с колокольней стоит пятиглавый собор во имя Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце XVIII века). Его настоятелем недолгое время был протопоп Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.
В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Успенского собора в г. Белозерске Вологодской области. Церковь была построена к 1553 году. Зодчие-строители собора — Горяин Григорьев Царев и Третьяк Борисович Ростовка. В качестве образца при постройке Успенской церкви был выбран Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Сохранилось предание, что в 1613 году Успенский храм подвергался разорению и поруганию от поляков, которые держали в нем лошадей и разводили огонь.
Успенский собор в г. Белозерске Вологодской области
В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном основании. В конце XIV века вместо нее был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом. В 1484 году старый был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось до августа 1489 года. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.
Благовещенский собор Московского Кремля
В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел храма Покрова на Рву в Москве. Покровский собор находится на Красной площади, близ Спасских ворот и Лобного места. Первоначально здесь была построена каменная церковь святой Троицы, называвшаяся «Троицкой, что на Рву», потому что через всю площадь вдоль Кремлевской стены шел глубокий и широкий ров, засыпанный только в 1813 г. У этой каменной церкви был погребен Василий блаженный, Христа ради юродивый. 1 октября 1554 года по повелению Иоанна Грозного в честь Казанской победы был освящен деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559 года. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящен весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма. Точная дата завершения строительства Покровского собора стала известна, когда реставраторы в 1957-1961 годах раскрыли текст храмозданной «летописи», сделанной по кругу на переходах от восьмерика к шатру и на гранях шатра Покровского храма: «Божиим благоволением и Пресвятыя Богородицы милостию и всех святых молитвами повелением благочестивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца и при его благородных чадех при царевиче Иване и при царевиче Феодоре по благословению Макария митрополита всея Руси совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь и славу Святыя Троицы». Отсюда получается дата 29 июня 1561 года, когда было завершено строительство церкви. В 1588 году к нему была пристроена десятая церковь Василия Блаженного. В конце XVI века появились фигурные главы собора — вместо первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. В дальнейшем собор неоднократно перестраивался. Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь.
Собор Покрова на Рву в Москве
Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.
Душеполезное поучение на Вербное воскресение
Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея (Мф. 21, 1-11, Евангелие дню).
1-5. И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Исус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».
Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество (см. Ис. 62, 11. Зах. 9, 9) Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое — Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов — Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и несправедливы, Христос же — царь кроткий.
6-7. Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Исус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх них.
Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей — об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо, когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Исус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников.
8-9. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давыдову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!
Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей — проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подослали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие — это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие — это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. Я есмь путь и истина и жизнь, — говорит Он (Ин. 14, 6). Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ее, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. Осанна, по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а по словам других, что вернее, — «спаси нас». Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: Ты ли Грядущий? (Мф. 11, 3), то есть Тот, пришествия Которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня и приготовляться к этому.
10-11. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Исус, Пророк из Назарета Галилейского.
Бесхитростный и простой народ не завидовал Христу, но вместе с тем не имел о Нем и надлежащего понятия. Потому-то народ и в данном случае называет Его Пророком. Народ не говорил: это Пророк, но: Пророк, то есть именно Тот, ожидаемый, о Котором Моисей сказал: пророка, как меня, воздвигнет Господь Бог (Втор. 18, 15).