венчание в библии что сказано

Венчание – духовное основание семьи (+ВИДЕО)

Грамматика семейной жизни. Беседа 4-я

Почему обязательно надо венчаться? Какова символика колец и венцов? Почему жених и невеста стоят при венчании лицом на восток? Что значит выражение «любить, как самого себя»? Как правильно понимать слова: «Жена да боится своего мужа»?

Здравствуйте, дорогие друзья. Цикл бесед «Грамматика семейной жизни» продолжается, и сегодня мы поговорим о духовной жизни семьи и о начале этой духовной жизни, которым является Таинство венчания.

Таинство венчания можно сравнить с крещением – с крещением новой семьи. Вот ребенок рождается: получив жизнь от родителей, получив от Бога бессмертную душу, он приходит в этот мир, – но дитя нужно одухотворить, нужно посвятить Богу – освятить его в Таинстве Крещения. Так и семья. Создание семьи – это всегда тайна: два совершенно разных человека становятся единым целым, но этот союз нуждается в освящении – в Таинстве венчания.

У меня в руках Требник – книга, содержащая чинопоследования тех церковных Таинств, которые совершаются на приходе: это как раз Таинство венчания, но также Таинства крещения, елеосвящения и др. Сегодня я, кое-что даже прочитав вам из нее, расскажу об обручении и венчании.

О важности венчания

венчание в библии что сказано. Смотреть фото венчание в библии что сказано. Смотреть картинку венчание в библии что сказано. Картинка про венчание в библии что сказано. Фото венчание в библии что сказано

Обязательно ли венчаться? Да, брак обязательно должен быть освящен. А многие пары приходят в храм с сомнениями: «Мы пока не готовы к венчанию. Может быть, мы подумаем, а пока походим в храм…» Для людей церковных, верующих вопрос: а нужно ли венчаться? – вообще не может стоять. Если ребенок родился – его надо крестить; если создан молодой союз – его нужно одухотворить, посвятить Богу.

Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, гарантирующее крепкий брак

Начинать семейную жизнь нужно просьбой о помощи к Богу. Любое хорошее дело мы начинаем с молитвы: служим молебен перед путешествием, строительством дома и проч. И, естественно, перед строительством нашего семейного очага нужно сугубо помолиться Богу, и Господь дарует Свою благодать. Но Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, которое свяжет пару на всю жизнь независимо от духовного состояния супругов, от их веры, и дальше уже всё пойдет у них как по накатанной дорожке, по хорошо проложенным рельсам. Конечно, любое таинство и даже любой обряд, например такой, как освящение машины, не действует без веры человека: если человек считает, что всё за него должен сделать священник, сам не прилагает никаких усилий, не молится, не собирается соблюдать правила дорожного движения, ясно, что это не поможет ему нисколько. В браке точно так же: супруги должны вести духовную христианскую жизнь, должны молиться друг за друга, должны быть православными христианами и должны, естественно, сами призывать на помощь силу Божию и верить в силу совершенного Таинства, в то, что Господь им поможет.

Обручение

Таинство венчания начинается с обручения. Обручение – это некое чинопоследование, даже еще не Таинство, при котором супруги обмениваются кольцами. Кстати, обручение в древности, в первые века, было обрядом не христианским: им сопровождалось юридическое оформление брака. Вот как сегодня в России, где Церковь отделена от государства, Таинство венчания совершается отдельно от оформления брака, а это оформление производится через регистрацию в ЗАГСе, такая же ситуация была и в Римской империи. Любой брак, который благословлял и венчал епископ, а позже пресвитеры, должен был пройти юридическое оформление. Так что в Таинстве брака две составляющих: одна – законная, другая – духовная.

Обряд обручения совершался через обмен кольцами при подписании определенного брачного документа в присутствии свидетелей – Римская империя очень строго следила за записями гражданского состояния, за соблюдением законов и норм римского права.

То чинопоследование венчания, которое сейчас совершается в Церкви в положенные дни, складывалось веками – оно сформировалось где-то к XIV веку. Как венчали в первые века, нам сказать сложно. Но известно одно: епископ вот эту молодую пару, которая расписалась законно, поставлял в церкви, читал определенную молитву, благословлял ее, и они вместе причащались на Божественной Литургии. Отголосок этого совместного Причастия на Божественной Литургии – та общая чаша, которую пьют супруги во время венчания.

Итак, обручение. Супруги обмениваются кольцами – священник меняет их кольца. По строгой православной традиции, супруга носит золотое колечко, супруг надевает кольцо серебряное. Но на самом деле это не их кольца: супруг носит как бы кольцо супруги, потому что серебро – это символ Луны, того светила, которое получает свет от Солнца; а супруга носит колечко мужа – золотое, «солнечное». Зачем нужен обмен кольцами? Чтобы муж и жена всё время помнили друг о друге. Вспомним, что кольцо – без начала и без конца, это замкнутый круг – символ вечности и бесконечности. Этот обмен кольцами сравнивают с окольцеванием птиц; и в семинарии студентов, вступавших в брак, в шутку монахи называли «окольцованными», поздравляли своих однокурсников с «окольцеванием». В этой шутке ничего, мне кажется, обидного нет, ведь что значит быть окольцованным? Это значит, что ты кому-то уже принадлежишь. У окольцованной птицы есть хозяин, за ней наблюдают, определенные нормы ей предписывают…

Итак, священник властью, данной ему от Бога, меняет кольца пары, надевает кольцо жениха на палец невесты, а кольцо невесты – на палец жениха. Обычно кольца делаются по размеру руки того, кто будет его носить, потому что мужские пальцы крупнее женских, и собственно, каждый это кольцо не со своей руки снимает. Но все равно всегда надо помнить, глядя на свое кольцо, что это кольцо твоей супруги/твоего супруга, которое тебе вручено было при обручении.

Далее читаются определенные молитвы, провозглашается ектения, в которой испрашивается благословение и помощь на супружескую жизнь, и начинается непосредственно Таинство венчания.

Венчание

Я остановлюсь только на основных моментах этого Таинства, потому что формат нашей беседы не предполагает глубокого его исследования.

Вначале – мирная ектения, к которой кроме прошений обычных еще присоединяются прошения особые – о мире, любви, согласии, даровании чад супругам и благословении их совместной жизни.

Далее читаются три молитвы, в которых упоминаются ветхозаветные праведники, преуспевшие в жизни семейной: Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, Захария и Елисавета и прочие святые, которых мы почитаем как правило веры и образ кротости супружеской жизни и на которых мы равняемся в нашей семейной жизни.

венчание в библии что сказано. Смотреть фото венчание в библии что сказано. Смотреть картинку венчание в библии что сказано. Картинка про венчание в библии что сказано. Фото венчание в библии что сказано

Дальше следует само Таинство венчания: священник надевает на венчающихся венцы, поэтому Таинство и называется венчанием. Кстати, это тоже пришло не сразу, но в IV веке уже сложилось, потому что святитель Иоанн Златоуст о венцах уже пишет. Что же это за венцы? Святые отцы говорили так: это венец, с одной стороны, мученический. А люди получают венцы за какой-то подвиг, мученик венчается за верность, стойкость в исповедании Христовом. И супруги венчаются как люди, которые сохранили верность друг другу, свое девство, целомудрие до семейной супружеской жизни. Но венцы имеют также значение венцов царских: создается как бы новое царство – семья, где есть свой царь и своя царица, а раньше эти люди жили в доме своих родителей, где они не были хозяевами, – сейчас же начинается новый этап их жизни. Будут у царя и царицы и подданные – дети. И недаром митрополит Антоний Сурожский напоминал о том, что в древности венчающихся называли «князь и княгиня». Так вот эти венцы – символ их власти, венчания на новое царство.

Дальше следует очень важное чтение из Апостола – Послание к Ефесянам апостола Павла о том, каковы обязанности мужа и жены по отношению друг к другу. Тут раскрывается и глубина венчания. Ведь православное венчание – это образ сочетания Христа и Церкви. Как Христос есть глава, «спаситель тела», как говорит апостол Павел, то есть Церкви Своей, а невеста Христова – это Церковь, и Господь готов душу Свою положить за Церковь, что Он и сделал, принеся за нас за всех великую Жертву на Кресте; так же и муж готов пожертвовать для жены самым важным, самым дорогим в жизни, если это понадобится. «Зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и той есть спаситель тела, но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню» (Еф. 5: 23–25). Здесь сказано о том, как Церковь должна повиноваться Христу и как Христос должен заботиться о Церкви, быть главой Церкви. И муж, как глава церкви – семьи, этой малой церковной общины, сравнивается со Христом. Есть у семьи такое название – «малая Церковь», «домашняя Церковь».

Почему семья – малая Церковь? Мы знаем, что Господь создает род человеческий как семью – сначала как семью Адама и Евы, потом – как Церковь Божию. И даже монастырь – это образ семьи, где люди называют друг друга «братья во Христе» или «сестры во Христе» под началом единого отца, например, игумена. Потому что человек не спасается поодиночке – человек спасается в общине. Взаимодействуя друг с другом, служа друг другу, мы спасаемся. И самая главная задача создания семьи – это как раз спасение ее членов: мы вместе идем ко спасению. Недаром при Таинстве венчания мы смотрим в очень правильном направлении – на восток, и супруги стоят не лицом друг к другу, а поворачиваются друг к другу только когда поздравляют друг друга, целуют друг друга в конце Таинства венчания… Но смотрят они, стоя рядом, держа в руках зажженные свечи, как раз в восточную сторону – то есть вместе идут ко Христу. Как сказал еще Антуан де Сент-Экзюпери: любящие – это не те, кто смотрят друг на друга, а те, кто смотрят в одну сторону. Для нас как раз эта сторона самая главная – восточная.

О муже и жене в этой малой Церкви можно сказать еще и так: муж – глава, он как бы первосвященник; жену сравнивают с диаконом – это вторая степень священства – служителем; слово «диакон» так и переводится: слуга, служитель при совершении таинств. А их дети – «се аз и дети, которых дал мне Бог», – это прихожане малой Церкви. Задача этого семейного корабля – спасение: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20) – это самое важное, для чего мы совершаем венчание, для чего мы благословляем брак как малую Церковь.

Кстати, некоторые элементы венчания очень схожи со священнической хиротонией: священника так же водят вокруг престола, как супругов водят вокруг аналоя, и поют такие же песнопения, только немножко в другом порядке. Как священник венчается Церкви, так и жених венчается своей невесте.

Дальше говорится – и это тоже очень важный момент – об обязанностях мужа: «Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь» (Еф. 5: 28–29). То есть невеста, жена будущая сравнивается с телом мужа. Есть такое выражение: любить, как самого себя. Некоторые считают, что это как-то пламенно, особой какой-то любовью. Но у этого выражения совсем иной смысл. Каждый из нас хочет, чтобы его уважали, жалели, почитали, о нем заботились, – вот что значит «любить, как самого себя». Никто не хочет, чтобы ему делали замечания, пилили его бесконечно, не по-доброму относились, обязанности свои не выполняли… Всё ведь очень просто: ты себе не желаешь зла – и другому не делай; ты себе желаешь добра, хорошего к себе отношения – поступай так же по отношению к другим.

Но в этом читаемом на венчании отрывке из Послания апостола заповедуется и большая любовь: мужу заповедуется любовь к своей жене такая, какова любовь Христа к Церкви. А что Христос сделал для Церкви? – Он отдал за нее жизнь. Мы себя любим какой любовью? – Мы себе вредить не будем. Но ради наших близких мы можем пойти на что-то в ущерб себе. Когда заболеет родной человек, например ребенок, я думаю, что любой нормальный родитель ничтоже сумняшеся отдаст почку свою для него, если надо; отдаст и вторую, отдаст жизнь, продаст квартиру, чтобы ребенок жил, чтобы он был здоров… И любого близкого и дорогого тебе человека ты любишь даже в ущерб себе, то есть получается, что ты его любишь даже большей любовью, чем любишь самого себя. Это высшая любовь, которую нам Господь заповедовал в Таинстве венчания, и это очень хорошо раскрывается в читаемом Апостоле.

Боязнь – это некий трепет, трепетное отношение. Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть его

Последние слова из этого Апостола: «А жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 33). Обычно какой-нибудь громогласный чтец или диакон на всю церковь это возглашает, и все тут же в трепет приходят, кто-то начинает улыбаться, вспоминая какие-то истории из жизни. Что значит: «Жена да боится своего мужа»? Во-первых, вспомним, что сказано у апостола Павла до этого: «Обаче… кийждо свою жену сице да любит» (Еф. 5: 33), то есть так любит, как было сказано, – как Христос любит Церковь. А что значит «а жена да боится», что значит «боится»? Как и многие русские слова, слово «боится» имеет очень много значений. Знаем мы, например, слова псалмопевца Давида: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2: 11), то есть боязнь – это как раз некий трепет, это трепетное отношение. Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть любимого, дорогого, близкого человека. Вот эту боязнь как раз должна чувствовать жена к своему мужу.

Дальше читается всем известное Евангелие о том, как Господь присутствовал на браке в Кане Галилейской и благословил этот брак, совершил там первое чудо – претворения воды в вино. Митрополит Антоний Сурожский, толкуя этот отрывок, говорит о том, что в супружеской жизни может наступить момент, когда люди исчерпают ресурс любви, когда их отношения начинают охладевать, – и вот тогда им нужно особенно просить у Бога помощи, заступничества, чтобы восполнить эти опустевшие сосуды их души, их любви новым вином, новой благодатью Божией, которую Господь, естественно, дает.

венчание в библии что сказано. Смотреть фото венчание в библии что сказано. Смотреть картинку венчание в библии что сказано. Картинка про венчание в библии что сказано. Фото венчание в библии что сказано

Потом супруги водятся вокруг аналоя – в символ вечности, бесконечности, радости. Как при Крещении человек водится вокруг купели. После этого следует снятие венцов через какое-то время и поздравление новобрачных – на этом заканчивается Таинство венчания.

Муж должен заботиться о духовном воспитании супруги, должен быть всё время как бы на несколько шагов впереди жены

Несколько слов о духовной жизни семьи. Духовная жизнь в семье, собственно, и проистекает из Таинства венчания. Семья – это малая Церковь, как я уже говорил, и супруги должны не только решать задачи по воспитанию детей, экономические какие-то проблемы и прочее. Главная задача супругов – спасение. Чтобы вместе быть не только здесь, но вместе быть и в вечности. Вместе друг с другом и со своими детьми. И, как напоминал святитель Иоанн Златоуст, задача и обязанность мужа – заботиться не только о духовном воспитании своих детей, но и о духовном воспитании супруги, то есть муж должен быть всё время как бы на несколько шагов впереди жены – не супруга должна его тянуть сначала к Таинству венчания, потом к первому Причастию и т.д., а супруг должен идти во главе, впереди этого малого церковного корабля. И да поможет Господь вам всем в этом очень непростом, но очень благодатном, очень спасительном, очень счастливом семейном плавании! Храни всех Господь и Матерь Божия!

Источник

Что говорит Библия о важности церемонии венчания?

венчание в библии что сказано. Смотреть фото венчание в библии что сказано. Смотреть картинку венчание в библии что сказано. Картинка про венчание в библии что сказано. Фото венчание в библии что сказано

Я прошу вас, если это возможно, напишите статью с библейскими ссылками, о том, как должна проходить церемония венчания. Насколько я знаю Библию, я нигде не нашел, чтобы говорилось о таком проведении, как это делают в православной, баптисткой или других церквях. Знаю, что Иисус Христос участвовал на одной свадьбе, но там говорится только о пире, а не о том, что священник или пастор должны совершать венчание. Заранее благодарю! Пусть Бог благословит вас!

Венчание является самым важным элементом свадьбы и всегда совершалось во время свадьбы. В современном мире многие отделяют свадьбу от венчания и это является большим злом. Брак является заветом и венчание – это официальная церемония заключения этого завета. В книге пророка Малахии, обличая мужчин из Израильского народа за их неверность в браке, Бог говорит так:

И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: ‘за что?’ За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (и жена, с которой ты заключил завет, – в румынском перев. Библии, прим. перев.) (Малахии 2:13-14)

Заключение этого завета делалась в день свадьбы и это тем, что мы сегодня называем венчание. Брачный завет заключается перед Богом и перед свидетелями, присутствующими на венчании. В книге Притчи Соломона автор, предупреждая об аморальности, так пишет о развратной женщине:

…дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. (Притчи 2:16-17)

От куда происходит слово “венчание”?

В Православной Церкви, совершая церемонию венчания, свидетели держат над головой жениха и невесты красивую корону (венец). От этого слова “венец” происходит и венчание – церемония заключения брачного завета. Возможно и у евреев было что-то похожее в Ветхом Завете, потому что пророк Исаия писал:

Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством. (Исаия 61:10)

Независимо от того, как будет проходить церемония венчания (с короной (венцом) как в православной церкви или без, как у баптистов) очень важно чтобы молодые хорошо понимали, что они заключают святой брачный завет и что Бог является свидетелем этого завета. Поэтому пастор или священник прилагает и должен прилагать все старания, чтобы объяснить всю серьезность этого завета, потому что в браке, муж и жена должны отображать отношения между Христом и Церковью. Да поможет Бог всем супружеским парам отображать этот небесный образ.

Источник

О таинствах. Таинство Брака

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало — в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5—6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании — Еф. зач. 230).

Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22—26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные — это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.

Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака — деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».

В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.

В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства — в шестьдесят крат. Третья — браком сочетанных, — если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.

Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием — претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны — вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.

Богослужение при бракосочетании совершается издревле. В христианстве брак благословляется со времен апостолов. Святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в письме к Поликарпу пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Климент Александрийский (II век) указывает, что только тот брак освящается, который совершается словом молитвы. Апологет III века Тертуллиан говорит: «Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом?» Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которыми освящалось вступление в брак. В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители или вместо них избранные представляли жениха и невесту для благословения.

В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским;

он совершался торжественно, в присутствии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный контракт; последний представлял собою официальный документ, определявший взаимоотношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. Только в X—XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.

Чинопоследование христианского брака, особенно в обряде обручения, образовалось под влиянием еврейских брачных церемоний. И в молитвах христианского брака имеются многие ссылки на ветхозаветный еврейский обряд.

В XVI в. чинопоследование брака на Руси достигло полного развития и заключало в себе все то, что мы имеем в нашем современном чине.

Древнейшими частями последования венчания нужно признать нашу третью молитву (пред возложением венцов) и 4-ю (после Евангелия), пение 127-го псалма, приобщение общей чаши вместо причащения Святых Даров и благословение брачующихся во имя Пресвятой Троицы. Позднейшее происхождение имеют две первые молитвы, чтения из Апостола и Евангелия, две последние молитвы (6-я и 7-я) по снятии венцов и молитва на разрешение венцов в 8-й день.

Жених и невеста как члены Православной Церкви, по древнему обычаю, «да умеют (т. е. должны знать) исповедание веры, сиречь: Верую во единаго Бога, и Молитву Господню, сие есть: Отче наш; (а также) Богородице Дево и десятословие» (Кормчая, 2, 50).

Предохраняя от вступления в незаконный брак (по степени родства), Православная Церковь ввела предварительное троекратное «оглашение» (в три ближайшие воскресения), т. е. делает известным членам прихода намерение лиц, желающих вступить в брак. Церковь также внушает вступающим в брак «предочистить», преднапутствовать себя на новое поприще жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин.

Православные родители жениха и невесты, сохраняя древний благочестивый похвальный обычай, «предварительно благословляют» их не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, — благословляют святыми иконами со знамениями потребностей жизни — хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, указано в слове Божием. Так, некогда Вафуил благословил дочь свою Ревекку для супружества с Исааком (Быт. 24, 60), Рагуил дочь свою Сарру для супружества с Товием (Тов. 7, 11—12).

Чинопоследование брака положено всегда совершать в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время после литургии.

Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков.

Чинопоследование брака состоит из: 1) чина обручения и 2) последования венчания и разрешения венцов, т. е. совершения собственно таинства.

В обручении утверждается пред Богом «глаголанное у брачущихся слово», т. е. взаимное обещание брачующихся, и в залог этого им дают перстни; в венчании же благословляется союз брачующихся и испрашивается на них благодать Божия. В древности обручение совершалось отдельно от венчания. В настоящее время венчание обычно следует тотчас за обручением.

Чин обручения. Пред обручением священник полагает для освящения на престоле с правой стороны кольца («перстни») брачующихся (одно возле другого), при этом серебряное (которое после перемены достается жениху) полагается на престоле с правой стороны от золотого. Кольца полагаются на престоле в знак того, что союз обручаемых скрепляется десницей Всевышнего и что брачующиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию.

Для обручения священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря чрез царские врата. Он выносит с собой в предшествии светильника крест и Евангелие и полагает их на аналое среди храма. Крест, Евангелие и свеча служат знаками невидимого присутствия Христа Спасителя.

Священник (трижды) благословляет крестообразно сперва жениха, а потом невесту зажженною свечой, которую потом вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в брак необходима чистота жизни, сияющая светом добродетели, почему зажженные свечи не даются второбрачным как уже не девственным.

После этого священник творит обычное начало: «Благословен Бог наш. » и произносит мирную ектению, в которой содержатся прошения о брачующихся и о спасении их, о ниспослании им любви совершенной и сохранении их в единомыслии и твердой вере.

После ектении священник вслух читает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная жизнь и проч. При этом воспоминается брак Исаака и Ревекки как образец девства и непорочности для брачующихся. В это время диакон идет в алтарь и приносит с престола перстни.

Священник, взяв сперва золотой перстень, трижды осеняет жениха на его главе, произнося (трижды):

«ОБРУЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ», и полагает перстень на палец правой руки (обыкновенно на четвертом пальце).

Точно так же вручает серебряный перстень невесте с произнесением слов: «ОБРУЧАЕТСЯ РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ. ».

После этого кольца трижды переменяются, и, таким образом, перстень невесты остается как залог у жениха, а перстень жениха — у невесты.

Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников.

Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna — залог, ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.

Наконец, произносится краткая ектения: «Помилуй нас, Боже. », какая бывает в начале утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение. Обыкновенно за этим отпуста не бывает, а следует венчание.

Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.

Такой вопрос: «Не обещался ли еси иной (или иному)?» — предлагаемый жениху и невесте, не только означает, не давал ли формального обещания жениться на другой женщине или выйти замуж за другого, но также означает: не вступал ли в отношения и незаконную связь с другой женщиной или с другим мужчиной, налагающие определенные нравственные и семейные обязанности.

После положительного ответа брачующихся о добровольном вступлении их в брак совершается венчание, состоящее из великой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья общей чаши и хождения вокруг аналоя.

Диакон возглашает: «Благослови, владыко».

Священник творит начальный возглас: «Благословенно Царство», и произносится диаконом мирная ектения, в которой прилагаются прошения о брачующихся, о их спасении, о даровании им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни жизни.

После ектении священник читает три молитвы о сочетающихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, подобно тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, — даровать сочетающимся мир, долгоденствие, целомудрие и друг ко другу любовь, и сподобить их видеть чада чад и исполнить дом их пшеницы, вина и елея.

При этом священник произносит каждому из брачующихся:

«ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя)» или «РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ (имя), ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА».

После возложения венцов священник трижды благословляет жениха и невесту вместе обычным иерейским благословением, произнося:

«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Это возложение венцов и молитвы (во время возложения венцов) — «Венчается раб Божий… рабе Божией» и «Господи Боже наш, славою и честию венчай я», — признаются в богословии совершительными, т. е. составляющими главный момент совершения таинства Брака и запечатлевающими его, почему и самое последование священнодействия называется венчание.

Затем произносится прокимен: «Положил еси на главах их венцы», и после прокимна читается Апостол и Евангелие, из которых в первом (Еф. 5, 20—33) раскрывается учение о существе и высоте христианского брака, обязанностях мужа и жены и показывается первоначальное

установление и знаменование брака, а во втором (Ин. 2,

1—11) — повествованием о посещении Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении там воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благословения и благодати Божией.

После прочтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси», и после возгласа — молитва о брачующихся, в которой испрашивается им у Господа мир и единодушие, чистота и непорочность, достижение маститой старости и непрерывное соблюдение заповедей Божиих.

Молитва о брачующихся заключается просительной ектенией за всех верующих (с древним ее началом от прошения «Заступи, спаси») и пением молитвы Господней, соединяющей сердца всех в одном духе молитвы, чтобы таким образом возвысилось само торжество брака и умножилось излияние благодати не только на сочетавшихся браком, но и на всех верующих. Затем следует преподание мира и молитва главопреклонения.

После этого приносится «общая чаша» с вином, в воспоминание того, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской; священник благословляет ее с молитвой и трижды преподает брачующимся поочередно. Вино подается жениху и невесте из общей чаши в знак того, что они должны жить в неразрывном союзе и делить между собою чашу радостей и скорбей, счастье и несчастье.

Преподав общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Богом, знаменуя тем их соединение во Христе, а также то, что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви, и обводит новобрачных троекратно вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие. Это хождение образом круга вообще означает духовную радость и торжество брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их твердого обета, данного пред Церковью, вечно и верно хранить свой супружеский союз. Обхождение совершается три раза — во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета.

Во время обхождения поются три тропаря. В первом из них: «Исаие, ликуй. » — прославляется воплощение Сына Божия, Его рождение от преблагословенной Девы Марии и тем торжественно напоминается о Божественном благословении чадорождения.

Во втором тропаре: «Святии мученицы. » — прославляются и призываются к молению за нас подвижники и мученики, наряду с которыми как бы поставляется и венчанная чета как победившая искушения, сохранившая целомудрие и теперь выступающая на подвиг жизни в супружестве. По их примеру новобрачным внушается побеждать в своей жизни все диавольские искушения, чтобы удостоиться венцов небесных.

Наконец, в третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» — прославляется Христос как похвала апостолов и радость мучеников и вместе радость и слава новобрачных, надежда и помощь их во всех обстоятельствах жизни.

После этого обычно следует многолетствование, иногда предваряемое кратким молебном, и поздравление новобрачных.

В Требнике после чина венчания помещена «Молитва на разрешение венцев, во осьмый день». В древности вступившие в брак семь дней носили венцы, а в восьмой день слагали их с молитвой священника. Венцы в древности были не металлические, а простые венки из миртовых или масличных листьев, или другого какого невянущего растения. В настоящее время молитва на разрешение венцов читается прежде отпуста венчания.

Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь

Последование о второбрачных в основном подобно тому, которое совершается над вступающими в первый брак, но излагается короче.

При венчании второбрачных:

не поется 127-й псалом;

брачующиеся не вопрошаются о добровольном их вступлении в брак;

в начале венчания не произносится «Благословенно Царство» и великая (мирная) ектения;

молитвы 1-я и 2-я на венчании другие (покаянные).

В Большом Требнике пред последованием о второбрачных печатается «Главизна Никифора, патриарха Константинопольского» (806—814 гг.), в которой сказано, что двоеженец не венчается, т. е. что на него не должно возлагать венца при бракосочетании.

Но этот обычай не соблюдается ни в Константинопольской Церкви, ни в Русской, как заметил Никита, митрополит Ираклийский, в ответе епископу Константину, а потому венцы возлагаются и на второбрачных в знамение соединения и власти над будущим потомством.

Обыкновенно последование о второбрачных совершается тогда, когда вступают во 2-й или 3-й брак жених и невеста. Если же который-либо из них вступает в первый брак, то совершается «последование великого венчания», т. е. венчаются первым браком.

Дни, в которые не совершается венчание:

Накануне среды и пятницы в течение всего года.

Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).

В Рождественский пост и святки: с 15 (28) ноября по 6 (19) января.

От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.

Накануне и в самые дни: Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября.

В некоторых местах на Западной Украине обручение для усиления своего значения сопровождается присягой на верность, взятой из Требника митроп. Петра Могилы и читаемой так: «Я, (имя), беру себе тебя (имя невесты) за жену и обещаю тебе верность и любовь (а невеста прибавляет еще «и послушание») супружеские; а что тебя не отпущу до смерти, так мне, Господи, помоги, в Троице Единый, и все святые».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *