велотерренкур что это такое
Терренкур превратит Кавминводы из всероссийской здравницы в международную
Он поменяет облик курортного города и расширит его возможности, привлечет туристов и дополнительные инвестиции в развитие КМВ.
На Кавказских Минеральных Водах вскоре появится велотерренкур. Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении более 2,8 миллиарда рублей на реализацию этого глобального проекта. Соответствующий документ опубликован на сайте Правительства России.
Важно создать не просто велотропу, а объект, который превратит Кавминводы из всероссийской здравницы в международную. Фото: пресс-служба администрации города-курорта Железноводска.
Капитальное строительство невозможно – и это принципиально
– Турпоток на Северный Кавказ растет каждый год. Одна из новинок, которую планируется реализовать – «Кавминводский велотерренкур». Он свяжет единой велосетью горы-лакколиты Кавказских Минеральных вод (Бештау, Змейка, Развалка и Железная), позволит улучшить и восстановить существовавшую инфраструктуру городов Ставропольского края – Железноводска, Лермонтова и Минеральных Вод. Ставим задачу, чтобы во время строительства был максимально сохранен природный рельеф – заявил Максим Решетников.
Предполагается, что пешеходно-велосипедный маршрут «Кавминводского велотерренкура» растянется на 75 километров.
– «Кавминводский велотерренкур» совершенно поменяет облик курортного города и расширит его возможности, привлечет туристов и дополнительные инвестиции в развитие Кавказских Минеральных Вод, – подчеркнул мэр Железноводска Евгений Моисеев. – Терренкур откроет для гостей КМВ новое направление активного спортивного отдыха, будет способствовать продвижению здорового образа жизни. Это сегодня очень модно и важно для курортного региона. Поскольку у нас прекрасные виды, лес, чистый воздух, то наряду с пешими прогулками, велотерренкур будет востребован местными жителями и отдыхающими. В будущем мы планируем проводить соревнования по велоспорту регионального, всероссийского и международного уровня.
В рамках масштабного экологического проекта будут воссозданы и отреставрированы исторические длинные терренкуры, которые соединяли города Кавказских Минеральных Вод в ХIХ и ХХ веках, а сейчас находятся в разрушенном и заброшенном состоянии. Также по всей протяженности велотроп будут восстановлены питьевые бюветы, которые существовали в начале ХХ века.
– Это будет ни в коем случае не велобан, а туристско-досуговая, спортивная инфраструктура, и она ни в коем случае не строится, она воссоздается, – подчеркнул Евгений Моисеев. – Капитальное строительство здесь никак невозможно, это принципиальная позиция. Терренкуры, тропы с освещением и питьевыми источниками существуют десятилетиями, мы их просто ремонтируем. Сейчас ведется работа с историческими документами и картами, где указаны маршруты и терренкуры, очень рассчитываем на предложения от общественников и старожилов. Велотерренкур позволит воссоздать всю туристическую инфраструктуру, которая существовала в ХХ веке, в том числе «Дома туристов», упоминания о которых сохранились в курортных брошюрах начала прошлого столетия. Туда входили комнаты отдыха, туалет и буфет. Сейчас, к сожалению, эти здания стоят разрушенные. Мы максимально воссоздадим атмосферу и облик того времени, только немного осовременим. Уже в 2021 году в рамках проекта восстановим пещеру первобытного человека и грот «Летней мерзлоты» под горой Развалка, а также благоустроим более 30 километров заброшенных троп здоровья и терренкуров. Тема воссоздания экологических велотроп, которые существовали в 19-20 веках, широко обсуждается. По поручению нашего губернатора Владимира Владимирова мы по ходу реализации проекта будем регулярно встречаться с общественным активом, собирать предложения и выслушивать мнения. Важно создать не просто велотропу, а объект, который превратит наши Кавминводы из всероссийской здравницы в международную. Хочу подчеркнуть – такого строительства в Железноводске не было никогда. Ставим задачу, чтобы во время строительства максимально сохранили природный рельеф, а маршрут сделать комфортным для велосипедистов с любым уровнем спортивной подготовки. Этот проект – серьезный вклад в развитие инфраструктуры, которая улучшит и отдых, и среду для населения трех городов.
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров подчеркнул особую важность сохранения природных ландшафтов и поручил провести экологическую экспертизу (ее результаты обещают придать огласке уже в декабре текущего года) и публичные обсуждения проекта.
– Мы уже сделали проектную документацию, провели необходимые виды экспертиз, готовы провести экологическую экспертизу по просьбе общественности. При этом создание велотерренкура практически не требует строительства новых дорог, в основном, мы задействуем те, которые уже существуют. В целом, это очень важный проект для развития городов-курортов, за ним будущее Кавминвод, – прокомментировал Владимир Владимиров.
Первые общественные слушания, где каждый мог высказать предложения по проекту велотерренкура, уже состоялись, и местные жители высказались за создание экологических велотроп. Активисты, пришедшие на публичные слушания, также поддержали создание экологического совета, который будет сформирован из общественников, квалифицированных экологов, юристов и представителей туристической отрасли. Работа Экологического совета будет заключаться в контроле за соблюдением экологических норм и сохранением природных ландшафтов при реализации проекта.
Первое заседание общественного экологического совета уже состоялось на минувшей неделе в Железноводске. Как отметил заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Игорь Траутвайн, для Кавминвод воплощение проекта будет способствовать продвижению идей заботы об окружающей среде.
– Для Кавказских Минеральных Вод, и для края в целом это станет большим плюсом в просветительской деятельности в области экологии, – подчеркнул Игорь Траутвайн.
– Сейчас власти Ставрополья провели общественные слушания по проекту, назначили экологические экспертизы, и это правильно, – считает эксперт аналитического центра «Юг», заместитель гендиректора туроператора «TUI Россия-СНГ» Александр Сирченко. – Все должно соответствовать природоохранному законодательству и быть направлено на сохранение естественной красоты региона Кавминвод. Если что-то будет вредить природе, этого нельзя допускать, и Владимир Владимиров это понимает.
Тропа здоровья и спорта
Идею создания велотерренкура также поддержала спортивная общественность агломерации Кавказских Минеральных Вод и федерация велосипедного спорта России.
– Создание «Кавминводского велотерренкура» привлечет на Ставрополье спортсменов и туристов из разных регионов России и других стран, – утверждает председатель федерации велоспорта Ставропольского края Юрий Бурляев. – На тропе можно будет проводить общероссийские и международные соревнования, сюда потянутся туристы со всей России и других стран. Это очень актуальный проект в плане развития велоспорта не только у нас в регионе, но и в стране. Потому что эта трасса будет уникальная, единственная по такому километражу. Не секрет, что здоровый образ жизни, занятия спортом становятся все популярнее. В плане оздоровительного отдыха у нас пошел бум на велосипеды, ходьбу, бег. Полотно велотерренкура будет шириной 6-8 метров, где будет и пешеходная зона, и зона для бега, и велодорожка. Это будет прекрасное место для оздоровления, тренировок, соревнований, отдыха, потому что маршруты будут проходить по достопримечательностям с красивейшими видами. Велосипед можно будет взять на прокат, в плане отдыха все предусмотрено. Движение для автомобилей по велотерренкуру будет запрещено, поэтому находиться там будет безопасно и взрослым, и детям.
С коллегой солидарен президент Федерации воздухоплавания Ставропольского края Виталий Ненашев. Он подчеркнул, что данная инициатива имеет целый ряд преимуществ. Среди них – увеличение туристического потока в регион. Приехав покататься на велосипедах, гости смогут по достоинству оценить местные курорты и открыть для себя и другие варианты доступного отдыха и оздоровления.
По мнению Виталия Ненашева, при реализации задумки не должно возникнуть экологических проблем. Велотропу планируется проложить на месте пешеходных маршрутов, существовавших ещё в советские времена. На протяжении потенциальной трассы уже начали убирать свалки, находящиеся там с давних времён.
– Мне импонирует политика открытости власти по вопросу создания проекта. Это подтвердили и состоявшиеся общественные слушания, по итогам которых большинство людей высказалось за то, чтобы велотерренкуру быть, – подчеркнул Виталий Ненашев.
Для обслуживания столь масштабного проекта будет создано государственное учреждение краевого подчинения, заказчиком строительства выступает министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края. Работы будут разбиты на три года. В 2021 году планируется построить все отрезки, относящиеся к Железноводску, в 2022 – к Минеральным Водам, а в 2023 намечен третий этап строительства в Лермонтове.
Терренкур объединит все парки, отремонтированные по программе создания комфортной городской среды за последние годы (в них было вложено около 500 миллионов рублей) и позволит жителям и гостям региона получить доступ к уникальным природным уголкам Кавминвод.
Работы начнутся в следующем году
Первый этап создания экологического веломаршрута начнется весной 2021 года с терренкура вокруг горы Развалка в Железноводске. Здесь будут отремонтированы все существующие дорожки, благоустроены видовые площадки и отреставрированы здания, находящиеся сейчас в удручающем состоянии. Особое внимание будет уделено безопасности – по всей протяженности велотерренкура будет установлено интеллектуальное видеонаблюдение и «умные» шлагбаумы и болларды, которые защитят велодорожки от автолюбителей. На всем протяжении трассы планируется организовать бесплатный Wi-Fi, видеонаблюдение, установить кнопки 112, нестационарные кафе и туалеты.
Ширина асфальтированной трассы составит шесть метров. Это минимальная ширина трассы для велогонок по стандарту Федерации велоспорта России, необходимая для того, чтобы свободно и безопасно разместить на ней две велосипедные дорожки в разных направлениях, и общую пешеходную. Проложенные еще в советское время, а ныне пришедшие в запустение тропы и дорожки позволяют сделать это без вырубки деревьев, отдельные узкие участки будут пересаживаться. При этом муниципальные власти утверждают, что при создании экологического велотерренкура деревья будут сохранены. Там, где необходимо расширение велотерренкура, будет применяться технология пересадки деревьев, которая активно используется в России и за рубежом.
Кроме того, в следующем году около пещеры «Летней мерзлоты» под горой Развалка, где по легенде живет южный Дед Мороз, будет установлена скульптура зимнего волшебника. Скульптура будет выполнена из бронзы в человеческий рост. Дизайнеры уже работают над образом новогоднего старца. Предполагается, что памятник Деду Морозу станет одним из уникальных арт-объектов, которые будут устанавливаться по всей протяженности «Кавминводского велотерренкура».
В целом на территории Железноводска, где проляжет 30 километров экологических велотроп в рамках масштабного экологического велопроекта, будет воссоздано 14 видовых площадок, в том числе будет восстановлена вся курортная и спортивная инфраструктура, которая существовала несколько десятков лет назад. Кроме того, в рамках проекта по всей протяженности «Кавминводского велотерренкура» будут созданы зоны событийной и спортивной активности.
Между тем
Подключиться к реализации масштабного проекта уже готовы студенческие отряды Ставрополья. Как заявил командир одного из студенческих стройотрядов Иван Самохвалов, участие в создании велотропы станет отличным опытом для студентов строительных специальностей.
– Мы получим шанс проявить себя и внести свой вклад в развитие региона, – считает Иван Самохвалов.
Помимо этого, оформлением видовых площадок будущего терренкура могут заняться будущие дизайнеры и архитекторы.
«Урановый терренкур»: почему велосипедная трасса стала яблоком раздора в Кавминводах
На курортах Кавказских Минеральных Вод планируют построить (а если быть точным – возродить и расширить) велосипедный терренкур. Это тропа, которая будет опоясывать пять гор и соединит три города. 75 километров без выхлопных газов, с обустроенными смотровыми площадками, уникальной природой и объектами инфраструктуры. Реализация проекта, по мнению властей, позволит создать 36 тыс. рабочих мест, привлечет около 5 млн туристов в течение 10 лет, а также поможет развитию малого бизнеса.
Но у проекта есть противники. Главная претензия экологов и общественников – из-за терренкура придется менять границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Кроме того, активисты уверены, что туристам во время прогулки по велотерренкуру будет грозить ударная доза радиации.
Обоснованы ли опасения экоактивистов – читайте в материале сайта «Экология России» – нацпроектэкология РФ».
ПОЧТИ ОБРАЗЦОВЫЙ ПРОЕКТ
Власти Ставропольского края называют велотерренкур «проектом века» для всего региона.
«По значимости он сопоставим с решением о создании первых курортных парков или строительстве нарзанных ванн. Край получит новый туристский продукт и экологичный во всех смыслах вид активного отдыха. При рассмотрении проекта самое пристальное внимание уделяется сохранению природного баланса КМВ», – цитирует «Российская газета» главу региона Владимира Владимирова.
Турист сможет взять велосипед, например, в Железноводске, а вернуть его в любом другом городе терренкура. На пути не будет никаких капитальных объектов строительства – только временные павильоны. Купить мороженое и магнитик, отдохнуть на скамейке, полюбоваться видами и снова сесть за двухколесный транспорт – таким видят идеальный отдых власти.
«Мы прошли весь маршрут будущего терренкура и наметили более 40 подходящих мест отдыха. С видовых площадок открываются уникальные пейзажи. За этим люди поедут», – рассказал о проекте на пресс-конференции в ГТРК мэр Железноводска Евгений Моисеев.
«Уникальность наших трасс в том, что они проходят по территории разных муниципальных образований. Проект даст возможность усовершенствовать облик курортных территорий, расширить туристские возможности, привлечь туристов и дополнительные инвестиции в регионы», – описала преимущества проекта замминистра туризма и курортов Ставропольского края Елена Шконда.
Несмотря на то, что проект не требовал проведения экологической экспертизы, вред для природы от терренкура все же оценили, подчеркнули в правительстве региона. В начале 2021 года стало известно о положительном заключении независимых экоэкспертов.
«По ходу реализации проекта мы будем регулярно встречаться с общественным активом, собирать предложения и выслушивать мнения. Важно создать не просто велотропу, а объект, который превратит наши Кавминводы из всероссийской здравницы в международную», – рассказал глава Железноводска Евгений Моисеев.
Хотя проект одобрили на федеральном уровне, но его реализация до сих пор под вопросом. У группы общественников имеется много вопросов.
Так, активисты не согласны с предлагаемым маршрутом. Они прошли по тем дорогам и были удивлены сложностью трасс. Зимой существующие дороги обледенели – по ним трудно было передвигаться даже машинам, не говоря уже о велосипедах.
«Я катался неоднократно и четко понимаю всю сложность маршрута. Серьезный набор высоты, затем довольно опасный спуск – даже не представляю, как кому-то может прийти в голову мысль взять велосипед и поехать на нем через Бештау в Минеральные воды. Эта идея заведомо обречена на неудачу уже с практической точки зрения, даже не беря во внимания тему экологии», – рассказал сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» местный житель Антон Ермолаев.
Еще одна проблема, которая волнует противников велотерренкура, – отвалы переработки урановых руд. Такие законсервированные, но «фонящие» шахты будут встречаться на пути у велосипедистов.
Урановую руду добывали в двух рудниках – на горе Бештау и горе Бык. Обе шахты в советское время были засекречены. Сейчас их расположение хорошо известно всем жителям Кавказских Минвод. Общественники полагают, что добыча урана на долгие годы испортила радиационный фон вблизи городов.
Экоактивисты считают, что урановые шахты никак не вяжутся с курортными планами властей. Журналист и житель Пятигорска Сергей Рядчиков утверждает, что на всем протяжении Бештаугорской кольцевой дороги видны следы добычи урана.
«На горе Бештау в середине XX века велись горные разработки. Несколько лет назад на горе проводились работы по рекультивации, но выполнены они плохо. Насыпана земля, но видны дыры, ведущие в шахту», – рассказал Рядчиков.
Противники проекта терренкура предполагают, что люди будут приезжать сюда, чтобы оздоровиться, а на самом деле получат дозу радиооблучения.
«Он (уровень) несколько выше, чем в целом по стране. Это связано, что у нас горы-лакколиты, «неудавшиеся» вулканы. Дорога, по которой возили руду, находится недалеко от шахт. Там тоже повышенный радиационный фон. Мы много раз там ходили с дозиметром. Максимальные значения, которые мы зафиксировали, – около 1 мкЗв. Это в 50 тысяч раз меньше, чем рентген грудной клетки. Стоит учесть: есть разовая доза, а есть накопительная. Фиксируемые разовые дозы – это даже не тот уровень, который можно обсуждать», – прокомментировали сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» в пресс-службе города.
Главный проблемный момент во всей истории – часть будущей трассы должна пройти по территории четырех ООПТ регионального значения, в том числе, через Бештаугорский заказник.
Для того, чтобы строить велотрассу, в июне 2019 года губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров подписал постановление №276, которым вывел из заказника участок на северо-западном склоне горы Змейка, а также более 80 км грунтовых дорог и троп на горах Змейка и Бештау.
Позиция властей заключается в том, что на территории ООПТ не нужно строить новые дороги – они уже там есть. Но они находятся в ненадлежащем состоянии. И именно эти гравийные, каменные и грунтовые дороги можно и нужно благоустроить.
«До 1974 года здесь ездили грузовики и возили горную породу, там были рудники и шахты. А мы сейчас предлагаем велосипеды – это совершенно разные вещи по нагрузке на природу и совершенно разный подход к защите», – пояснил мэр Железноводска Евгений Моисеев.
Также в числе претензий: рытье траншей для проведения коммуникаций, работы по асфальтированию с привлечением тяжелой техники, распугивание птиц и животных. Например, в Бештаугорском заказнике богатый мир флоры – здесь насчитывается более 1,5 тыс. растений.
Активисты предлагают оставить в покое территорию заказников и выбрать другие пути для велокольца. Но тогда маршрут пройдет вблизи автомобильной дороги, что ставит под сомнение рекреационную целесообразность проекта.
«Мало кому захочется дышать выхлопными газами», – объяснил глава Железноводска Евгений Моисеев.
«Велодорожка могла бы пройти параллельно основным дорогам. Один из вариантов: параллельно железной дороге. Похожим маршрутом, кстати, когда-то ездили дилижансы с курортниками, еще до появления ЖД. В районе поселка Новотерского в сторону Железноводска также есть пешеходная тропа, которую можно задействовать под велотерренкур. Несмотря на то, что это граница территории Бештаугорского заказника, местами там просто идут посадки и можно найти обходные пути», – сказал противник проекта Антон Ермолаев.
Еще один маршрут можно проложить параллельно трассе М-29. Чтобы развести велосипедные и автомобильные потоки, общественники предлагают разделить дорогу. Местные жители уверяют, что природные виды и там захватывающие.
И активисты готовы отстаивать свою позицию в судах и надзорных ведомствах. Общественники пожаловались на действия краевых властей в Минприроды России и в Генеральную прокуратуру.
«Изменять границы ООПТ запрещено законом. В законе есть прямая норма: созданные ООПТ остаются в тех же границах. Но местные депутаты в 2014 году, приводя краевое законодательство к соответствию 406 федеральному закону, приняли свою норму, которая позволяет исключать из охраны территории ООПТ под разными предлогами», – пояснил юрист и противник проекта Георгий Легкобитов.
В ноябре 2019 года экозащитники обратились в краевой суд с требованием отменить постановление губернатора как незаконное. И уже в январе 2021 года Ставропольский краевой суд удовлетворил коллективный иск о запрете изменения границ и исключения земель из особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Бештаугорский заказник». А действия краевых властей признаны противоречащими федеральному законодательству.
Краевые власти, в свою очередь, заявили, что будут обжаловать решение суда.
Между тем, работы по строительству велотерренкура должны начаться уже весной. Власти через торги ищут подрядчика – ему предстоит реконструкция кумысного источника в Железноводске, пещер «Вечной мерзлоты» и древнего человека, капремонт имеющегося асфальто-бетонного покрытия дорожек.
Тропа раздора
Оказывается, несколько лет назад для него из Бештаугорского заказника были выведены участки общей площадью более 200 гектаров. Оппоненты сразу же заявили, что прокладка такой тропы может нарушить уникальную экосистему и перекрыть пути миграции животных. Похожую точку зрения высказали и побывавшие в крае эксперты Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека.
Местные власти считают эти опасения преувеличенными и планируют в скором времени приступить к строительным работам. По словам губернатора Ставрополья Владимира Владимирова, города КМВ единая сеть дорог для двухколесного транспорта может связать уже к 2023 году. Это привлечет новых туристов, а значит, даст дополнительные средства на развитие всего курорта.
Но, вне зависимости от итогов и мнений, строительство никто не собирается отменять. Работы, на которые правительство страны уже выделило более 2,8 миллиарда рублей, хотят начать в следующем году.
В одном лишь Железноводске, по словам мэра, удастся полностью восстановить и реконструировать длинные терренкуры до горы Развалки, Каскадной лестницы и поселка Новотерского, от «Западного» бювета до горы Железной и к санаторию Русь. Здесь поставят новое освещение и приборы видеонаблюдения, приведут в порядок туристические домики, устроят новые места отдыха с нестационарными кафе и павильонами для защиты от дождя с розетками для телефонов, проведут бесплатный Wi-Fi, а также восстановят питьевые бюветы на всем пути.
Недавно в поддержку проекта по уже существующим в городе участкам терренкура состоялся массовый велопробег.
Однако, продолжает Никита, идея велотерренкура в том, чтобы «продать» уникальные виды как можно большему количеству туристов. А добраться в такие места без хорошего дорожного покрытия смогут далеко не все.
Фактически и сторонники проекта и его противники согласны: в регионе КМВ явно требуется объект, который бы связал курортные города и достопримечательности единой туристической дорогой. Вопрос только в том, как воплотить в жизнь такую идею. И перед тем, как начнется стройка, власти и общественники, в том числе экологи, должны найти устраивающее всех компромиссное решение. Ведь спорных моментов в этом проекте предостаточно.
Терренкур используется для санаторно-курортного лечения с дозированными физическими нагрузками в виде пешеходных прогулок, восхождений в гористой местности по определенным, размеченным маршрутам. По мнению медиков, это отлично развивает выносливость, улучшает работу сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, стимулирует обмен веществ, нервную активность, а также тренирует мышцы конечностей, туловища, стимулирует обмен веществ.
Кстати, самые известные и протяженные терренкуры России находятся именно в Кавминводах. Так, в Кисловодске их общая длина составляет более 30 километров. Известны и терренкуры в Железноводске, самый длинный из которых около восьми километров. Правда, последний раз их ремонтировали еще в советские годы. Именно они и станут основой огромного проекта.
Нельзя не отметить еще одну особенность этих мест, на которую не обращают внимание власти, но не перестают указывать общественники и противники велотерренкура: это технологическое обустройство инфраструктуры будущего объекта. Здесь появятся не только дорожки, но и камеры видеонаблюдения, обзорные площадки, многочисленные торговые павильоны, то есть вдоль всего маршрута придется рыть траншеи для прокладывания линий электропередачи и кабеля для интернета. А ларьки надо устанавливать на армированные бетонные конструкции. И вот тут, предупреждают экологи, строителей поджидает довольно неприятная ловушка.
Увы, пока от властей ответа не последовало. Не исключено, что данные не совсем верны, но снять подобные опасения все же необходимо.
Кирилл Кузьмин, уполномоченный по правам предпринимателей Ставрополья:
— С появлением велотерренкура возникнет большое количество ниш для появления самых разных микро- и малых бизнесов: от велоиндустрии до индустрии гостинично-ресторанного бизнеса. Очевидно, что строительство большой велодороги приведет значительное количество новых гостей в регион КМВ. И это будут качественно другие туристы. Те, кого мы сейчас здесь почти не видим: средний класс из мегаполисов РФ в возрасте 27-45 лет. Они готовы приезжать отдыхать просто на выходные, а не на несколько недель. Сегодня это очень перспективный сегмент мирового туристического рынка.