велосипед система что это
Типы велосипедных систем по способу передачи
Забота об экологии и стремление к здоровому образу жизни заставляют пересаживаться на велосипед все большее число жителей планеты. Однако многообразие стилей езды и типов велобайков превращают выбор транспортного средства в весьма непростое занятие. Начинающий райдер, как правило, имеет весьма поверхностное представление о том, какая система установлена на велосипед, и о том, какая передача должна использоваться в различных дорожных условиях. Эта статья поможет понять, какие типы велосипедных систем по способу передачи могут быть установлены на современный байк и выяснить их достоинства и недостатки.
Система скоростей
Велосипедная система представляет собой набор звезд, которые вместе с шатунами устанавливаются на каретку. Звезды, предназначенные для монтажа на современный велосипед, изготавливаются из карбона, стали или алюминия.
Различные виды велосипедных трансмиссий позволяют осуществлять передачу различными способами. В зависимости от этого система может относиться к одному из следующих типов:
Классическая система
Велосипедная трансмиссия классического типа представляет собой сложный механизм, состоящий из звезд, шатунов, переключателей, цепи. Звезды, установленные на переднее колесо, являются ведущими, сзади на велосипед устанавливаются ведомые звезды. Скорость меняется при помощи переключателя, установленного на руле. Он оказывает воздействие на специальный трос, при помощи которого цепь перебрасывается на звезду большего или меньшего диаметра. Возврат на меньшую передачу может также осуществляться посредством пружины.
Сегодня одна скорость встречается на бюджетных или детских моделях. Также постоянная передача предусмотрена на некоторых типах специализированных велосипедов. Почти на 90 % велобайков, встречающихся на дорогах, устанавливается многоскоростная трансмиссия. На передние колеса монтируется система звезд, сзади велосипед оснащается кассетой или трещоткой.
Количество звезд и их габаритные размеры определяют возможности, которыми будет обладать велосипед. При большом размере ведущей звезды велобайк сможет развивать большую скорость. Классическая трансмиссия предусматривает наличие от одной до 3 ведущих звезд и от 7 до 12 ведомых. Высокая передача (3-6, 3-7) применяются для достижения значительных скоростных показателей на ровной трассе, при подъеме на возвышенность или при движении по пересеченной местности обычно применяется низкая передача.
В последнее время велолюбители отказываются от сложных систем, а предпочитают приобретать велосипед, не имеющий слишком сложных конструкций. Чаще всего на переднее колесо устанавливается одна звезда, в то время как число задних может достигать 12. Благодаря переходу на одну звезду трансмиссия стала более простой и легкой, велосипед избавился от двух дополнительных звезд, манетки и переключателя, что привело к снижению общего веса велобайка. Отсутствие опции переключения скоростей позволяет не волноваться о том, что при переключении на большую или меньшую звезду цепь слетит или передача переключится некорректно. Эта система отлично справляется не только с передвижением по ровной дороге, но и с подъемом в гору без переключения скоростей.
Классическая внешняя трансмиссия обладает множеством достоинств:
К недостаткам, которыми обладает такая конструкция, относят:
Планетарная втулка
Система, в которой механизм переключения находится внутри втулки, называется планетарной. Она представляет собой сложный механизм, состоящий из комплекса шестеренок и служащий для изменения передаточного отношения. Также в большинстве планетарных втулок монтируется и задний тормоз. Положение шестеренок и их взаимодействие, благодаря чему выбирается передаточное число, регулируется при помощи расположенной на руле рукоятки. На современный велобайк может быть установлена планетарная система с количеством передач от 5 до 14. Чаще всего она монтируется на велосипед дорожного, городского или прогулочного типа. К достоинствам механизма данного вида относят:
Среди недостатков, которыми обладает данная система, называют:
Синглспид
Велосипед, на котором имеется лишь одна передача, называют синглспидом. На этот специфический байк устанавливается трансмиссия, на которой предусмотрено наличие спереди и сзади по одной звезде. Большинство синглспидов относятся к городскому типу, так как при движении по ровным асфальтированным дорогам не требуется развивать большую скорость, и, соответственно, наличие скоростей, а также возможность их корректного переключения не являются необходимым условием. Велосипед, относящийся к виду синглспид, сконструирован таким образом, что при вращении педалей колеса всегда вращаются, что происходит благодаря специальной втулке. Велосипед замедляется и останавливается при вращении педалей назад. Райдеры, эксплуатирующие велосипед типа синглспид, отмечают ряд достоинств этого транспортного средства:
Система также не лишена недостатков. К ним относят:
Фиксгир
Велосипед, на который установлена одна фиксированная передача, называют фиксгиром или фиксом. Эта система предусматривает постоянное вращение педалей для осуществления движения. Причем двигаться на таком байке можно как вперед, так и назад. Классический вид фиксгира, на котором предусмотрена единственная передача, не предполагает наличия тормозов, велосипед останавливается посредством создания усилия сопротивления на педали. Городские виды байков, на которых предусмотрена одна скорость, оснащаются ручным тормозом для предотвращения дорожных происшествий. К достоинствам, которыми обладает велосипед данного типа, относят:
Среди недостатков велобайков этого вида особенно отмечают:
Итоги
Эта статья позволяет получить представление о различных системах, предназначенных для установки на велосипед, и отличающихся по способу, которым осуществляется передача. Получив представление о принципе действия каждой из них, можно подходить к выбору вида велобайка более осознанно и не ошибиться с его выбором.
Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Типы велосипедных систем
Давайте разберемся, чем отличаются системы.
Форма звезд. Большинство велосипедных систем имеют круглые звезды, но есть и системы с овальными звездами, они дают чуть более высший КПД.
Количество звезд. В системах могут быть от 1 до 3 звезд. Они стоят на разных типах велосипедов, так к примеру, 1 звезда стоит на городских велосипедах, горных, а так же великах для триала и даунхила. 2 звезды (имеющие пару 42-52 зуба) установлены на туринговых и шоссейных велосипедах, а 3 звезды обычно ставят на MTB/ATB и гибриды (характерная тройка 44(42)-34-22 зуба).
Длина шатунов. Большая длина шатуна позволяет развивать большее усилие и скорость. Стандартная длина велосипедных шатунов 170мм и 175мм. Однако, езда с очень длинными шатунами – это дело привычки.
Звезды производятся из стали и алюминиевых сплавов, иногда они могут быть смешанные. Последнее справедливо для бюджетных велосипедов, чья стоимость не превышает 600$.
Как показывает практика, алюминиевые звезды превосходят по качеству стальные. Звезды изготавливаются либо путем штамповки, либо путем фрезеровки. Отличаются они стоимостью, штампованные дешевле, а фрезерованные устанавливаются на велосипеды с высокими группами оборудования (от LX) за счет их более высокого качества.
Типы велосипедных систем
Система включает в себя два шатуна, паук и звезды. А в интегрированных системах добавляется ось.
Шатуны это рычаги, которые являются связкой между педалью и звездами. Шатуны бывают П-образной формы, либо полость, о которой говорилось выше, что дает возможность облегчить конструкцию без потери жесткости.
Связывает шатуны и звезды. Они могут сниматься, быть несъемными и цельные с шатуном. Некоторые велосипеды оснащены встроенным датчиком измерения мощности, который располагается в «пауке». Есть несколько типов таких конструкций, где «пауки», предназначенные для одной, двух, трех и даже четырех звезд. Самые распротраненные «пауки» на 2 или 3. Тип крепления – от 3 до 5 лапок.
На бюджетных моделях велосипедов звезды не снимаются, приходится менять всё систему целиком, а на дорогих моделях они являются съемными.
Отличие этих систем от других в том, что у них имеется вал каретки, который впрессовывается в один из шатунов, преимущественно в правый. Вал выглядит как трубка, то есть он полый. У него достаточно большой диаметр по сравнению с традиционными валами каретки. Чашки каретки в интегрированных системах раздельные, с внешними промподшипниками, а между чашами стоит пластиковая проставка.
Какие бывают велосипедные системы.
Форма звезд. Звезды могут быть круглыми и овальными. Я катался на системе Shimano Biopace-SG (FC-M200) со звездами овальной формы, но реальных преимуществ/недостатков не обнаружил. Просто несколько другие ощущения.. Ну чуть-чуть выше КПД, если не используются туклипсы или контакты. Подавляющее большинство систем имеют круглые звезды.
Длина шатунов. Немаловажный параметр. Чем длиннее шатун, тем большее усилие можно развить и быстрее ехать, однако длинными шатунами с непривычки можно начать цепляться на выступающие неровности. Для байка стандартная длина шатунов 170мм и 175мм.
Способ изготовления звезд. Их два: фрезеровка и штамповка. Штампованные звезды более дешевы. Фрезерованными же комплектуются байки с высокими группами оборудования (от LX) за счет их более высокого качества. Рулез однозначный.
По материалам сайта uabike.com
Количество просмотров: 4943
Устройство велосипеда: все об организме железного друга
Главная » Устройство велосипеда » Устройство велосипеда: все об организме железного друга
Велосипед для большинства его пользователей – не просто средство передвижения, а почти член семьи. И неудивительно: он практически вездеходный, неприхотливый в обслуживании, бензина не требует. А еще велосипедные прогулки – ни с чем не сравнимое удовольствие и сплошная польза для организма.
Знать, из чего состоит велосипед, необходимо любому его пользователю: новичку – чтобы поближе познакомиться, опытному велосипедисту – чтобы суметь вылечить внезапно захворавшего железного друга. Хотите восполнить этот информационный пробел? Внимательно ознакомьтесь с этой статьей: из нее вы узнаете, как называются составные части велосипеда и каковы характеристики каждой из них.
Устройство современного велосипеда: разбираемся в нюансах
Модернизация коснулась всего, что нас окружает, в том числе и велосипедов. Мы не будем говорить о модных девайсах и последних фишках, мы рассмотрим, из каких деталей состоит современный велосипед, и расскажем о составных частях, которые в нем должны быть по умолчанию.
Все о главной части велосипеда и ее окружении
Рама в велосипеде выполняет те же функции, что и скелет для человека: на ней все держится. Любую испорченную деталь “железного коня” можно заменить, но только не раму – проще сразу купить новый велосипед.
Рама бывает двух типов:
Рамы бывают также из разных материалов: алюминия, стали, карбона, магния, титана, молибдена. Характеристики у каждого из них разные:
Рулевая колонка: подробнее о системе управления
Важные узлы велосипеда, без которых он бы стал неуправляемым – это, разумеется, рулевая колонка. Что же эта система включает в себя?
Руль может быть разной формы: прямой, выгнутый и шоссейный ( он же “бараньи рога”). Любителям гонок по пересеченной местности стоит выбрать прямой руль, а для обычных велосипедных прогулок лучше взять те, что с изгибом – так велосипедом будет проще управлять. |
Грипсы надевают на руль, чтобы повысить его сцепление с ладонями велосипедиста. Эти ручки делаются из самых разнообразных материалов – от резины до поролона. |
Конструкция велосипеда обязательно предусматривает вынос руля – основной инструмент, служащий для изменения посадки на велосипеде. Меняя длину и подъем выноса, можно изменить прогулочную посадку (почти вертикальную) на скоростную (гораздо более низкую). |
Система переключения передач: контролируем скорость
Для того, чтобы велосипедные прогулки приносили удовольствие, необходимо научиться контролировать скорость передвижения. Вот основные детали, предусмотренные в конструкции велосипеда для этих целей:
Манетки – специальные механизмы в виде рычажков или ручек, с помощью которых осуществляется переключение скоростей. |
Передний и задний переключатели подключены к манеткам с помощью системы тросов. Передний переключатель обеспечивает переброс цепи на звезды “системы” и обгоняет многие основные узлы велосипеда по неприхотливости. Задний работает со звездами кассеты и требует особого, бережного ухода – в силу того, как устроен велосипед, на этот переключатель постоянно попадает грязь и вода. |
Система тросов передает усилия велосипедиста к переключателям скоростей и тормозам. Схема велосипеда, в большинстве случаев, насчитывает четыре троса: к задним и передним переключателям скоростей и к тормозам сзади и спереди. |
“Система”, с которой работает передний переключатель, состоит из одной, двух или, чаще всего, трех звезд и шатунов, которые являются посредниками между звездами и педалями. Педали бывают контактные (со специальным креплением для велотуфлей) и бесконтактные (для любой обуви). Для контактного педалирования необходим определенный опыт, но зато такой способ положительно сказывается на скорости и технике.
Из чего состоит велосипед. Устройство велосипеда
Как называются основные части современного велосипеда по-русски и по-английски
Конструкция велосипеда кажется простой: рама, руль, седло и два колеса, педали и цепь — ничего сложного. Но это только на первый взгляд. Мы собрали в единый список детали и элементы, которые можно встретить в большинстве современных моделей, и перечень получился довольно большой.
Запчасти на А-Г
Mеханическое или гидравлическое устройство, в конструкции велосипеда предназначенное для смягчения ударов колес о грунт. Может находиться в передней вилке и/или в задней части рамы под сиденьем.
Деталь из гибкого материала (кожи, резины, пластика), расположенная на конце щитка для дополнительной защиты велосипедиста от летящих из-под колеса брызг воды или грязи.
Парная деталь, часть рамы велосипеда; труба небольшого диаметра, соединяющая подседельную трубу с местом крепления втулки заднего колеса. В конструкцию рамы велосипеда входят два верхних пера, идущих вдоль правой и левой сторон заднего колеса.
Часть рамы велосипеда; труба, соединяющая подседельную трубу с рулевой трубой. Может иметь различный наклон и форму, определяя геометрию рамы и назначение велосипеда.
Деталь, к верхней части которой крепится вынос руля, к нижней — переднее колесо. Может изготавливаться из различных материалов, иметь различную форму и дополняться амортизаторами.
Центральная деталь велосипедного колеса; состоит из оси, подшипников и корпуса, к которому крепятся спицы. Втулка заднего колеса, в отличие от втулки переднего колеса, имеет посадочное место для задних звезд.
Деталь, которая крепит руль к верхнему концу вилки.
Парная деталь руля велосипеда, представляющая собой ручки или наконечники на концах руля. Могут быть сделаны из резины, мягкого пластика, кожи или других материалов, которые делают захват руля рукой комфортным и эргономичным.
Запчасти на Д-И
Другое название — «петух». Съемная деталь, которая устанавливается между концом нижнего пера рамы, и задним переключателем скоростей для того, чтобы принимать на себя энергию удара и деформироваться в случае падения велосипеда или удара по заднему переключателю. Деталь также носит названия «сменный крюк» или «серьга на раму».
Место установки колеса, особая форма открытой крепежной петли. «Дропаут» означает, что колесо буквально выпадет из места крепления, если не будет закреплено, например, эксцентриком.
Механизм, обычно с троссовым приводом, который перемещает цепь по задним звездам для переключения передач велосипеда. В некоторых современных моделях велосипедов используется электронная система переключения передач с электрическими кабелями вместо тросов.
Устройство для остановки или замедления велосипеда, как правило, расположенное на задней части рамы или во втулке заднего колеса. Может управляться тормозными ручками, закрепленными на руле. Может быть различной конструкции или отсутствовать в моделях велосипедов с одной передачей, в которых остановка происходит движением ног назад.
Cпециальный кожух, который устанавливается над цепью и передней звездой для того, чтобы исключить попадание одежды велосипедиста между звездой и звеньями цепи.
Колесо с зубьями, которое сцепляется с цепью; одна из деталей кассеты или системы звезд.
Запчасти на К-О
Часть велосипедной трансмиссии; состоит из оси и подшипников, устанавливается в кареточный стакан для крепления шатунов на раме велосипеда. Благодаря подшипникам, позволяет шатунам вращаться свободно.
Место соединения подседельной трубы, нижней трубы и нижних перьев велосипеда, также место установки каретки.
Деталь велосипедной трансмиссии, состоящая из нескольких звезд различного диаметра от большего к меньшему, которая крепится ко втулке заднего колеса велосипеда. По звездам кассеты с помощью заднего переключателя перемещается цепь, меняя передачи велосипеда.
Колесо в традиционном понимании. В велосипедной конструкции колесо состоит из центральной втулки, обода, спиц, внутренней камеры с ниппелем для подачи и откачки воздуха, покрышки. Набор колес по-английски называется wheelset или wheel set.
Парная деталь, часть рамы велосипеда; труба, соединяющая стакан каретки с местом крепления втулки заднего колеса. В конструкцию рамы велосипеда входят два нижних пера, идущих вдоль правой и левой сторон заднего колеса.
Часть рамы велосипеда; труба, соединяющая кареточный стакан с рулевой трубой.
Деталь колеса велосипеда; представляет собой клапан, который открывается для впуска газа в камеру (например, воздуха для накачивания шины), а затем автоматически закрывается и остается герметичным, благодаря давлению в камере и/или пружине, чтобы предотвратить выход газа.
Часть колеса, к наружной части которой прикреплена покрышка чаще с камерой внутри, а ко внутренней — спицы, идущие ко втулке колеса. Может являться частью тормозной системы велосипеда. Ободы колес, предназначенные для использования с ободными тормозами, имеют гладкие параллельные боковые поверхности, к которым прижимаются тормозные колодки для обеспечения торможения. Ободы колес с дисковыми или барабанными (расположенными внутри втулки) тормозами могут не иметь таких поверхностей.
Приспособление, с помощью которого колесо крепится в дропаутах. В современных велосипедах часто используются эксцентрики — оси с зажимным крепежным механизмом, который позволяет быстро снимать и устанавливать колесо.
Запчасти на П-У
Деталь, которую велосипедист толкает ногой, чтобы привести велосипед в движение. Состоит из оси с подшипником, прикрепленной к шатуну, и платформы, на которую ставится стопа ездока. Платформа может быть плоской или иметь специальное крепление к обуви велосипедиста.
Часть трансмиссионной системы велосипеда; деталь, обычно с троссовым приводом, которая перемещает цепь от одной передней звезды к другой, тем самым переключая передачи. В некоторых современных моделях велосипедов используется электронная система переключения передач с электрическими кабелями вместо тросов.
Устройство для остановки или замедления велосипеда, расположенное на вилке велосипеда. Управляется тормозными ручками, установленными на руле. Может быть различной конструкции или отсутствовать в моделях велосипедов с одной передачей, в которых остановка происходит движением ног назад.
Другое название — «планетарная коробка передач». Это втулка заднего колеса велосипеда, внутри которой расположена система переключения передач. Шестерни и механизм изменения передаточного отношения находятся в смазке в закрытой защитной оболочке.
Часть рамы велосипеда; относительно вертикальная труба, идущая от сиденья к кареточному стакану. В подседельную трубу вставляется подседельный штырь с сиденьем.
Штырь (узкая труба), к верхней части которого крепится сиденье, а нижняя часть вставляется в подседельную трубу рамы и используется для регулировки высоты посадки велосипедиста в зависимости от того, как глубоко штырь вставлен в трубу.
Резиновая покрышка в традиционном понимании. Трубчатая шина, размещаемая поверх камеры на ободе колеса. Большинство шин используются с внутренними надувными камерами, но также встречаются бескамерные шины и обода. Может иметь различный рисунок протектора для использования велосипеда в различных условиях.
Основная деталь велосипеда, состоящая из нескольких труб, соединенных в форме многоугольника. Обеспечивает места для крепления колес, руля, сидения и других компонентов, которые составляют велосипед. Может иметь различную геометрию и изготавливаться из различных материалов, в зависимости от назначения велосипеда.
Современная и наиболее распространенная конструкция рамы велосипеда состоит из двух треугольников: основного треугольника (нижняя труба, верхняя труба, рулевая труба, подседельная труба) и двойного заднего треугольника (подседельная труба, пара задних верхних и пара задних нижних перьев). Такая конструкция рамы известна как «алмазная» рама. В расширенный набор или фреймсет (frameset), поставляемый производителями рам, дополнительно могут включаться вилка, рулевая колонка и/или подседельный штырь.
Зубчатый ремень из углепластика/карбона для передачи усилия от передней звезды (или звезд) к задней звезде (или звездам). Используется в качестве альтернативы металлической цепи.
Съемный кожух (оплетка, покрытие), в котором движется трос. Обычно представляет собой композитную конструкцию, состоящую из гладкой или смазанной лубрикантом внутренней оболочки, продольно несжимаемого слоя, такого как спиральная обмотка или пучок проволоки, и защитного наружного покрытия.
Набор элементов, предназначенный для обеспечения вращения вилки в рулевой трубе рамы. Состоит из верхней и нижней чашек, подшипников и нескольких упорных колец.
Другое название — «рулевой стакан». Часть рамы велосипеда, находящаяся на стыке верхней и нижней труб рамы. В рулевую трубу устанавливается рулевая колонка и вилка.