велокомпьютер или смартфон что лучше
Лучшие приложения на смартфон для велосипедистов
Современные технологии не стоят на месте. Главная их задача – облегчить жизнь каждого человека не зависимо от его рода деятельности и хобби. Сегодня многие используют смартфон во время езды на велосипеде в качестве помощника, путеводителя или даже товарища.
И правда, в настоящее время всего один современный мобильный телефон может заменить собой огромное количество других велосипедных устройств и датчиков.
К тому же это удобное устройство для экстренной связи и вызова помощи в случае какого-либо происшествия.
Пара слов в пользу смартфонов
Каждый хочет кататься на велосипеде, и побивать свои собственные рекорды скорости, или преодоленного расстояния. Раньше это было бы невозможно без специального велокомпьютера, или как их называют любители – спидометров.
Сегодня уже нет необходимости покупать дополнительное оборудование и гаджеты, достаточно только установить программу для велосипедистов на свой смартфон.
Различные приложения выполняют ряд различных функций и заменяют те или иные датчики.
Помимо подсчета пройденного расстояния и скорости, умные велосипедные помощники смогут подсчитать сожжённые калории, пульс, среднюю скорость и многое другое.
Помимо этого приложения для велосипедистов помогут не заблудиться в незнакомом городе или районе и даже найти поблизости велосипедную парковку.
Многие, отправляясь в дальнюю поездку, всегда опираются на показания своего устройства. Оно поможет рассчитать оптимальную скорость, каденс и даже передачу, в зависимости от особенностей и длительности пути.
Нельзя поспорить с тем, что смартфон – удобный помощник велосипедиста. Ведь благодаря ему, вся необходимая информация высвечивается одновременно на экране смартфона.
Получается, что уже нет необходимости переключаться между режимами велокомпьютера или переводить взгляд на другой гаджет. Тем более покупка дополнительного оборудования – это лишние расходы.
Установить программу для велосипеда намного дешевле, а иногда и вовсе бесплатно.
Смартфон с легкостью заменит спидометр при помощи GPS навигации
Как пользоваться смартфоном во время езды без ущерба безопасности?
Правилами дорожного движения установлено, что велосипедист должен держаться за руль хотя бы одной рукой. Это не значит, что в другой у него должен быть смартфон, в который велосипедист будет радостными глазами смотреть.
Следует отметить, что использование смартфона для разговоров, общения в социальных сетях или фотографирования непосредственно на ходу очень опасно.
Травмировать можно не только себя, но и случайных прохожих. Поэтому, чтобы ответить на звонок или сделать фотографию, лучше остановиться.
О безопасности при езде на велосипеде читайте в этой статье.
Что касается использования специальных велосипедных приложений, то для собственного комфорта необходимо купить крепление на руль. Это не очень дорогой велосипедный аксессуар, который сможет сильно облегчить использование программы и восприятие информации, которую она будет предоставлять. Таким образом, смартфон будет полностью заменять велокомпьютер и при этом не будет ему ничем уступать.
Использование велосипедных креплений для смартфона – это не только удобно, но и безопасно
Но даже с использованием велосипедного крепления для смартфона не следует чрезмерно отвлекаться на него во время езды. Главное, всегда трезво оценивать дорожную обстановку и быть всегда готовым, что под колесами может оказаться большая кочка.
Для этого крайне не желательно слушать громкую музыку в наушниках или смотреть видео на экране смартфона. Да-да, встречаются и такие смельчаки.
Какие существуют программы для велосипедистов
Сегодня маркеты приложений для смартфонов могут предложить большой выбор различных программ, моделирующих те или иные датчики.
Есть программы, которые объединили в себе самые простые и необходимые функции, а есть те, которые будут полезными только профессиональным велосипедистам.
На сегодняшний день, самыми популярными и востребованными программами являются Runstatic, Bike Gear Calculator, Starva и Веломесто.
Runstatic
Самая незамысловатая программа с понятным интерфейсом и набором базовых функций, среди которых измерение скорости, пройденного расстояния, средней скорости, времени, калорий, исходя из параметров велосипедиста, и прочие.
Существуют две версии для горного велосипеда и для шоссейного. Особых различий между ними нет, но желательно иметь обе версии на смартфоне. Для получения доступа к дополнительным функциям потребуется приобрести PRO версию.
Обычную же можно бесплатно скачать как с AppStore, так и PlayMarket.
Bike Gear Calculator
Bike Gear Calculator – самый яркий пример программы, в которой будут испытывать потребность только профессионалы. Любителям же она может понадобиться только для любопытства.
Данная программа поможет рассчитать подходящий каденс и передачу. Для этого будет необходимо ввести в настройках программы все необходимые характеристики своего велосипеда.
Это будет сделать довольно просто, поскольку интерфейс у программы довольно простой и понятный.
Strava
Strava, как и другие программы, может легко подсчитывать пройденное расстояние и скорость. Но главная фишка, этого приложения – это развитое комьюнити. Отчасти напоминает социальную сеть для велосипедистов.
Тут можно устраивать соревнования между друзьями или бросать им вызов, можно попытаться преодолеть маршрут других пользователей. Есть возможность синхронизации с другими устройствами, например, для подсчета своего пульса.
Веломесто
Многое говорить про это приложение нет смысла. В нем собрана информация о велопарковках, прокатах, сервисных центрах и других местах, посетить которые будет интересно или полезно любому велосипедисту.
Заключение
Смартфон – незаменимый помощник велосипедиста. Он является альтернативой многим велосипедным гаджетам, сможет всегда помочь найти правильную дорогу или проводить до сервисного центра. Пользоваться им во время езды следует очень осторожно, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности.
Но не стоит всегда полагаться только на него, и уж тем более заменять смартфоном компанию друзей. Безусловно, некоторые любят общаться с товарищами во время поездки через сотовую связь, делиться фотографиями в социальных сетях, но нет ничего лучше, чем передавать в живую свои эмоции.
Живое общение с коллегами по интересам намного лучше интерактивного
Смартфон VS велокомпьютер: что лучше, почему, и кому пора в анналы истории
Телефоны и приложения становятся все умнее. Неужели старый-добрый велосипедный компьютер — морально устаревающий девайс, по которому плачут анналы истории?
Сегодня существует широкий спектр софта, с помощью которого можно записывать поездки, загружать их на онлайн-платформу и детально анализировать каждый из показателей. Данные технологии медленно и уверенно выталкивают велокомпьютер из обихода. Так что, скоро он, действительно, будет не нужен?
Давайте не спешить с выводами, и разложим все по полкам. Начнем с цены.
Цена
Велосипедных компьютеров существует великое множество: от простеньких за 360 гривен (записывают скорость, считают расстояние, время. / на OLX / AliExpress можно отыскать и подешевле) — и до прокачанных моделей со встроенными датчиками GPS, альтиметрами, барометрами, термометрами…
Что же касается мобильных телефонов, как показывает практика, у всех нас они недешевые. Тут же возникает вполне логичный вопрос: зачем докупать велокомпьютер, если есть смартфон, выполняющий те же функции (или даже больше)?
Смартфон VS велокомпьютер — да поможет толщина кошелька сделать вам правильный выбор
Срок службы батареи
Все мы не любим, когда резко на дисплее загорается сообщение о том, что осталось 10% заряда батареи, а вы на трассе посреди поля в 50 км от цивилизации. И что делать…?
Приведем примеры. Срок службы устройства Wahoo Elemnt Roam составляет до 17 часов, в то время как Garmin Edge 830 живет до 20 часов. IPhone 8 имеет заявленное время работы от батареи 26 часов по сравнению с 14 часами для iPhone 7. Во всех случаях указанное время будет сокращено в зависимости от используемых функций и факторов вроде яркости экрана. А использование GPS еще больше сократит время работы смартфона.
Велокомпьютеры же рассчитаны на то, чтобы постоянно вас «трекать» и при этом быстро не «умирать». Но и с «компа» в техничку или скорую помощь не позвонить, если вдруг что. Расставить точки над и помогает Чип Хокинс, генеральный директор Wahoo. Он говорит:
«Конечно, это всегда зависит от типа телефона и от того, какие приложения запущены, а велосипедные компьютеры зависят от типа и размера батареи. Однако последние разработаны специально для езды на велосипеде, а время автономной работы чрезвычайно важно.
Для поездок продолжительностью более 2-3 часов лично я бы хотел иметь специальный велокомпьютер, потому что большинство из таких имеют более 10 часов езды с включенным GPS».
Не всякий смартфон выживет на морозе, чего не скажешь про велокомпьютер
Аэродинамика и устойчивость
Раз уже заговорили про Wahoo Elemnt Roam, то продолжим (да, это реклама / к сожалению, не «проплаченная»). Девайс был разработан со знанием дела: Хокинс утверждает, в паре с аэродинамическим креплением он экономит 12,6 секунды за 40-километровой гонке time trial по сравнению с «ведущим конкурентом».
Кстати, Чип обращает внимание: «Ведущим конкурентом является также велокомпьютер. Так что можно сказать, что оба имеют преимущество над телефоном». А вот смартфоны в чехле не предназначены специально для езды на велосипеде, поэтому не имеют аэродинамических преимуществ. Телефон, конечно, можно положить в карман, но это лишает пользователя возможности отслеживать статистику real time — то, что вы, вероятно, захотите сделать, особенно если нацеливаетесь на определенный результат.
Влагостойкость тоже является важным фактором. К телефону придется докупать специальный чехол. Велосипедные же компьютеры в таких расходах не нуждаются: их разрабатывают с учетом того, что будете кататься под дождем / в снег / на холоде, в условиях постоянной тряски и, возможно, будете падать.
Толковые велокомпьютеры разрабатывают с учетом аэродинамики. Смартфоны — нет
Точность
Все мы часто замечаем несходство данных с велокомпьютера и смартфона. Причина заключается в датчике GPS. Компьютеры, как правило, рассчитывают среднюю скорость внутри самого устройства, в то время как Strava анализирует информацию вне зависимости от загрузки файла, используя как общее расстояние активности, так и обнаруженное время перемещения.
Говоря более точно, Хокинс сказал нам так: «Это зависит от сигнала GPS вашего мобильного телефона и оборудования внутри велосипедного компьютера».
В рамках обсуждения переменной производительности мобильных телефонов, в Strava на страницах поддержки пишут: «Система GPS включает в себя микросхему в вашем устройстве, а также спутники над Землей. Она может вести себя по-разному в разные дни».
Что же касается высоты, велосипедные компьютеры обычно определяют ее с помощью барометрических высотомеров, измеряющих атмосферное давление. Поэтому погрешность может быть, и зависит она от погоды + еще некоторые факторы.
Strava использует собственную базовую карту: ищет высоту для каждой записываемой точки. Эта базовая карта была создана с использованием данных из загрузок, сделанных юзерами, на основе использования барометрических высотомеров. Точность зависит от достоверности данных для региона, в котором вы катаетесь.
Strava позволяет вам «исправить высоту» в файле, созданном с помощью велокомпьютера, нажав синюю кнопку под номером отметки. Коррекция использует собственную базовую карту, построенную с использованием различных данных от разных барометрических высотомеров.
Обе формы GPS и записи данных зависят от точности устройства и спутника — и это существенно различается для всех устройств: как для телефонов, так и для велокомпьютеров.
GPS-данные на смартфонах и велокомпьютерах — часто лотерея
Фитнес-данные
Если дело имеем с велокомпьютером, то информация на него с других датчиков (пульсометр, мощность и т.д.) в большинстве случаев передается посредством ANT / ANT+. Что касается смартфона, — это bluetooth. Есть телефоны, способные поддерживать ANT+. Но в таком случае вы можете терять доступ к некоторым данным. К тому же недавно Strava удалила возможность с помощью датчиков сторонних производителей отслеживать свои фитнес-показатели…
А велосипедные компьютеры помимо основных данных могут еще и иметь дополнительные «плюшки» в виде синхронизированного с GPS софта, обученного указывать вам повороты, включать фары, стоп-сигнал, поворотники…
Часто велокомпьютеры имеют дополнительные полезные функции, которых нет в смартфонах
Подводя итоги
Велосипедный компьютер — вещь, специально разработанная для защиты от столкновений, дождя, с учетом фактора живучести батареи и аэродинамики. С другой стороны, телефон, использующий GPS, способен выполнять практически все, что делает велокомпьютер. Но это не является его задачей №1, поэтому во многих областях гаджет не оптимален.
Хокинс подытоживает так: «Если регулярно катаетесь на велосипеде от двух часов и больше 2+ раза в неделю, а также желаете отслеживать показатели вроде скорости, расстояния, мощности, времени, набора высоты, градиента, пульса, сердечной зоны, эффекта тренировки и прочее — нужен велокомпьютер. Если выезжаете раз в неделю на выходных для поддержания формы или с товарищами на кофеек, то зачем вам тратить лишние деньги».
Катаетесь на велосипеде «ради фана» — не тратьте лишние деньги, возите смартфон
Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!
Использовать ли смартфон вместо велосипедного компьютера?
Приложения для смартфонов становятся всё умнее, так велосипедный компьютер больше не нужен?
Смартфоны становятся «умнее» с каждым днём. Когда-то подавляющее большинство велосипедистов записывали свои поездки исключительно с помощью специальных компьютеров, теперь же телефоны с приложениями GPS становятся всё более популярными.
Существует масса велосипедных приложений, способных или записывать поездки, или загружать их прямо на онлайн-платформу, и в результате велосипедный компьютер становится, по мнению многих, просто лишним. Так есть ли преимущества от использования специального велосипедного компьютера? Давайте рассмотрим и сравним…
Срок службы батареи
Все ненавидят наблюдать неумолимый расход батареи: осталось 10%, а вам ещё ехать половину пути.
Велокомпьютер SRM PowerControl 8 имеет заявленный срок работы батареи до 40 часов (наглядное преимущество профессионального монохромного экрана), тогда как Garmin Edge 820 заявляет лишь до 15-и часов. IPhone 8 имеет заявленное время автономной работы до 26 часов, по сравнению с 14 часами для iPhone 7. Естественно, что время работы будет зависеть от интенсивности использования различных функций, работы экрана, его яркости и других факторов.
Использование GPS-приложений значительно уменьшает время работы смартфона, а велосипедный компьютер, напротив, разработан с этой целью. Кроме того, смартфон используется далеко не только на велосипеде и использование его батареи во время езды наверняка повлечёт за собой дополнительную её зарядку в тот же день.
Добавьте к этому тот факт, что севший смартфон отрезает не только обыденную связь, но и доступ к вызову экстренной помощи, а севший велокомпьютер можно рассматривать лишь как не слишком значительное неудобство.
Аэродинамика и прочность
Велосипедные компьютеры в основном имеют аэродинамическую форму. В сочетании со специальными креплениями спереди, вписывающими их в общий абрис велосипеда, они имеют значительное преимущество перед смартфонами в этом аспекте. Смартфоны, да ещё в привычно громоздких чехлах, не предназначены для езды на велосипеде, поэтому об аэродинамике здесь говорить не приходится.
Смартфон, конечно, можно поместить в карман, но это исключает возможность отслеживать статистику на ходу – то, что вам, вероятно, необходимо, если вы хотите строго следовать тренировочной нагрузке и повышать эффективность своей работы на велосипеде.
Прочность и устойчивость к атмосферным осадкам также важный аспект. Хотя можно купить водостойкую модель смартфона или надёжный влагозащитный чехол к нему, велокомпьютеры целенаправленно созданы с учётом специфических требований езды на велосипеде. Компьютеры разрабатываются для надёжности при езде и проходят такие ударные (и прочие) тесты, которые, думается, на своём телефоне вы бы побоялись воспроизвести.
Точность
Далеко не редкость, когда при сравнении данных, например, средней скорости и даже расстояния, записанных на велосипедном компьютере с помощью GPS, с данными, записанными на смартфон с помощью приложения GPS, можно видеть серьёзные различия. Это объясняется, прежде всего, качеством данных GPS.
Компьютеры, как правило, рассчитывают среднюю скорость внутри самого устройства, в то время как, положим, Strava анализирует информацию самостоятельно после загрузки файла, используя как общее расстояние поездки, так и обнаруженное время перемещения.
Поясняя различные данные на смартфонах, Strava говорит на своих страницах поддержки: «Система GPS включает в себя чип в вашем устройстве, а также спутники над Землёй. она может вести себя по-разному в разные дни».
Компьютеры для велоспорта обычно определяют высоту с помощью барометрических альтиметров, измеряя атмосферное давление – среди прочих факторов, точность здесь может зависеть от погоды.
Strava использует свою собственную базовую карту – приложение находит высоту для каждой точки, которую вы записываете. Ирония в том, что эта базовая карта была создана с использованием данных из файлов, загруженных пользователями, ездящими с барометрическими альтиметрами велокомпьютеров. Так что точность определения высоты в этом случае ещё более условна, опосредована и зависит от надёжности данных для региона, где вы едете.
Strava также позволяет «исправить высоту» в файле, созданном с помощью велосипедного компьютера, нажав маленькую синюю кнопку под номером высоты. Коррекция использует свою собственную базовую карту, построенную с использованием сортированных данных других барометрических высотомеров.
Оба вида данных зависят от точности устройства и спутника, которые сильно различаются и у смартфонов и у велосипедных компьютеров.
Фитнес-данные
Тем не менее исторически велосипедные компьютеры и их считывающие устройства – измерители мощности, датчики частоты вращения педалей и мониторы сердечного ритма – используют для передачи данных протокол ANT+. Смартфоны обычно получают информацию по Bluetooth (хотя у некоторых есть возможность поддержки ANT+). С ростом популярности телефонных приложений, теперь есть больше устройств, таких как монитор сердечного ритма Elite Echowell, которые используют Bluetooth, но это до сих пор не так часто встречается.
Если вы используете смартфон, а ваши устройства ANT+, то либо эти данные будут просто недоступны, либо вам будет необходимо купить специальный ключ ANT+ для подключения к телефону.
Выводы
С другой стороны, смартфон, использующий GPS, способен делать почти всё, что делает велосипедный компьютер, но это не его приоритетная задача, поэтому он не оптимален во многих случаях использования.
Смогут ли смартфон и умные часы заменить навороченный велокомпьютер?
Подкачанные ребята на дорогих велосипедах скажут: тренировка без нормального велокомпьютера — не тренировка, а скорее покатушка за кофе. На форумах им отвечают: пустая трата денег, все то же самое умеет смартфон, который есть в кармане у многих. А мы взяли и проверили оба этих утверждения. Отправились на тренировку с крутым гаджетом, но прихватили с собой и смартфон с умными часами впридачу — авось и правда окажутся не хуже? Еще один день протяженностью под сотню километров по живописным окрестностям большого города и самый честный тест в полевых условиях — поехали!
Велокомпьютер или смартфон с умными часами?
Что мы имеем?
В дорогу мы снарядились по полной программе, прихватив с собой навороченный Garmin Edge 530 Sensor Bundle — уважаемый и профиками, и продвинутыми велолюбителями компьютер. Это один из безоговорочных лидеров рынка, и, возможно, многим его представлять не нужно, но все же обозначим, что в комплект входят три основных датчика: пульса, скорости и каденса. Именно они делают профессиональные велокомпьютеры полноценным мозговым центром тренировочного процесса, да и соревновательного тоже. Без датчиков самый навороченный прибор становится колоссом на глиняных ногах, который самостоятельно умеет отслеживать маршрут и скорость по GPS, но все по-настоящему полезные функции остаются, увы, не задействованными.
Датчик пульса крепится на грудь под одежду, остальные два — непосредственно на велосипед (датчик каденса — на шатун, а скорости — на одну из втулок).
Сам компьютер размещается на выносе или на руле — так, чтобы постоянно быть в прямой видимости велосипедиста. И, забегая вперед, отметим, что это первый из сильных козырей профильного велооборудования по сравнению со сторонними гаджетами. Много ли смысла в получении данных о своем текущем состоянии и интенсивности тренировки, если нужно изловчиться, чтобы их увидеть. Как бы там ни было, а закрепленный на руле смартфон никогда не будет так же удобен и органичен, как велокомп. Да и батарею своего гаджета вы высадите за одну-единственную тренировку (при постоянно включенном экране) — «косяк». Добавим, что велокомпьютер совместим с тем же самым смартфоном, что дает возможность мгновенно отгружать сведения о тренировке в любое удобное вам приложение, а заодно подгружать приходящие уведомления.
Но это как раз те навороты, необходимость в которых опровергают некоторые форумные эксперты. Поэтому в противоположном углу ринга у нас сразу два гаджета, которые многие используют в повседневности. В дорогу взяли то, что было ближе к телу, — Samsung Galaxy S8, синхронизированный с умными часами Samsung Galaxy Watch Active2. И сразу подмигнем тем, кто на форумах: без часов либо какого-то схожего приспособления смартфон ни в каком виде не сможет тягаться с укомплектованным велокомпьютером. Нужно то, что будет выполнять роль пульсометра, передавая данные программному обеспечению. Иначе останется все тот же GPS, который вполне неплохо (хоть и не безошибочно порой) дает представление о маршруте и текущей скорости.
Но с таким комплектом мы почти уравновесили исходные данные. Пора отправляться на тренировку.
Пока тихонечко тротуарами выезжаем из города, обозначим важный нюанс. По сути, программное обеспечение смартфона дает возможность привязать к нему те же самые датчики, которые используются велокомпьютером. Цифры будут те же самые, датчики можно купить по отдельности, и, возможно, это своеобразный способ сэкономить. Вот только никак не решается проблема доступности данных во время поездки (с часами-то попроще, но регулярно смотреть на них все равно неудобно). Да и с получаемой с датчиков информацией профильный гаджет все еще справляется куда лучше ПО, доступного на телефоне.
И все же в том, о чем говорят противники всевозможного удорожания тренировочного процесса, есть свой резон. Смартфон (а зачастую еще умные часы или хотя бы пульсометр) есть у многих. Так ли необходимо тратиться на еще один модный гаджет или, раз уж на то пошло, ради чего на него тратиться?
Кому это нужно?
Отправляясь в путь, мы задумали на средней дистанции проверить, как работают оба устройства, насколько они удобны в эксплуатации, насколько совпадут те данные, которые удастся получить благодаря им. Ну и будет ли какой-то прок от всех этих данных для среднестатистического велолюбителя.
Первая двадцатка из города — это всегда разминка и привыкание. Погода хорошая, велик катит, поэтому есть немного времени поболтать о том о сем.
Тот самый среднестатистический веломен по мере углубления в свое хобби превращается в весьма дружественного производителям всякой велосипедной всячины (и маркетологам в том числе) субъекта. Он готов покупать, он хочет быть like a pro, и он верит в то, что, вложив достаточно денег и таким образом прокачавшись, достигнет своей цели. Отчасти так оно и есть. Можно много говорить о том, что сотню лет велосипедисты гонялись в любых условиях без всяких цифр перед глазами — и это правда. Но сегодняшний день подарил возможность без специального образования и навыков получать довольно точную информацию о своем физическом состоянии в широком смысле и готовности в отдельно взятый момент. При должном подходе это позволяет скорректировать тренировки для достижения максимального результата, причем не важно, хотите ли вы победить в общем зачете «Тур де Франс» или намерены просто согнать лишний жирок: если делать это с умом (читай — с нужными сведениями о себе самом), все будет получаться гораздо лучше.
Для профессионала сегодня не стоит вопрос в необходимости велокомпьютера и телеметрии (сбора сведений) как таковых. Этим пользуется каждый, хоть и по-разному. Но об этом чуть позже. Неспешно проезжаем красивейшие пейзажи и делаем первое сравнение.
Сравнение данных
Начнем с простого: соответствуют ли данные, которые нам предоставляют велокомпьютер и южнокорейская пара «синхронистов» смартфон — часы? Кажется, никогда и никем не ставилась под сомнение точность измерений, которые проводят топовые велокомпьютеры, поэтому правильнее будет сформулировать наш запрос так: отличаются ли данные с наших повседневных гаджетов и насколько?
Пока исследуем лишь базовые параметры: скорость, маршрут и, самое главное, — пульс. Каденс смартфон с часами без соответствующего датчика измерять не умеют, поэтому это очко по умолчанию остается за профильным устройством. Впрочем, мы же помним, что комплектация у него богатая.
Но есть чем порадовать и минималистов: GPS у смартфона в порядке — и маршрут отрисовывает как следует, и скорость передает плюс-минус достоверно. Оговорка возникла оттого, что эта скорость в моменте не совпадала с той, которую показывал велокомпьютер, а будто догоняла его с разницей в пару-тройку секунд. Но разбежка даже в эти мгновения не превышала 2—3 км/ч, что для анализа заезда не является принципиальным моментом, тем более что усредненный параметр, так же как и пройденное расстояние, совпадал.
То же касается и пульса. Можно было поймать момент, когда оба гаджета показывали одинаковое значение, затем данные расходились на пару-тройку ударов в минуту, а потом снова сходились. Как нам видится, это не оказывает принципиального влияния на сведения о текущей пульсовой зоне, поэтому чем-то фатальным такое расхождение не станет.
Едем дальше, развлекая себя очередным рассказом.
Что еще за пульсовые зоны?
По мере того как отношение к тренировкам и спорту в целом, даже любительскому, приобретало научные очертания, на первый план выходила важность измерения частоты сердечных сокращений — пульса. Тут можно говорить о необходимой насыщаемости кислородом и способности переносить нагрузку, но чисто обывательски важно понимать одно: чем более осмысленно мы отнесемся к тому, как работает наше сердце, тем более длительную и эффективную тренировку будем способны провести.
Для простоты шкалу допустимого для человека пульса разделили на пять зон, причем для каждого границы этих зон будут отличаться — вот такие мы все разные. Нет необходимости добиваться установления абсолютно точных значений, но важно понимать следующее: мы можем поднимать пульс, причем достаточно высоко, уходя в анаэробную зону или даже зону максимальной нагрузки, однако нельзя делать это хаотично и постоянно. Свои ресурсы нужно расходовать с умом, чтобы не изнашивать внутренний «моторчик» и при этом достигать возможного для вас результата, поднажав там, где можно поднажать, и дав себе продышаться там, где это необходимо. Вот для этого, если совсем упрощенно, и нужно следить за пульсовыми зонами. И правда в том, что это позволяют сделать и велокомпьютер, и часы, но сидя на велосипеде смотреть в компьютер удобнее.
И что, неужели все так заморачиваются?
Если говорить о профессиональном спорте — да, заморачиваются все. Ничего не поделаешь: быстрее, выше, сильнее — вот это вот все ой как подстегивает бороться за каждую секунду, а значит, выжимать из себя каждую каплю.
У любителей, конечно, есть возможность выбора. И тут неплохо упомянуть о еще одной стороне этой высокотехнологичной и очень модной медали. Говорят, если очень долго всматриваться в цифры, то наступает зависимость. На это, кстати, ругаются многие велосипедные болельщики по всему миру. Они говорят: «Спорт перестал быть спонтанным, они все едут как вычислительные машины. А мы хотим безумства, мы хотим эмоций!»
Все это правда, и многие гонщики старой школы так и не подстроились до конца под эту новую реальность, хотя, безусловно, обязаны ей соответствовать (и соответствуют). Расскажем про одного известного велосипедиста, победителя очень престижных гонок и этапов гранд-туров, который хоть и ездит с компьютером, но нередко либо перекладывает его в карман веломайки, либо заклеивает у него экран — чтобы не отвлекал. Человек едет как чувствует, а чувствует он, что вот сейчас добавит, пойдет на все и домчится до звезд, сорвет джекпот! А велокомпьютер такой: «Эй, дружок, погоди. Ты вышел из верной пульсовой зоны, а впереди десять километров подъема. Забьешься и сдохнешь на полпути — люди потешаться будут. Не гони коней!» И все, волшебный момент упоения собственной мощью упущен. В голове — математика и осторожность, а бравая кавалерийская атака умирает не начавшись. Болельщики в трауре, спортсмен осторожничает до самого финиша и приезжает в третьем десятке, аккурат за теми, кто был посмелее, ну либо кому компьютер сказал что-то приободряющее.
Понимаете, к чему мы клоним? Важно добиваться своих целей. Делать это можно с привлечением всех доступных ресурсов, но здорово при этом оставаться собой. Кому-то цифры помогли выиграть семь супермногодневок. А кому-то мешают катить в свое удовольствие — такое тоже случается.