велл бинг что это
Культура Well-being: зачем и как управлять благополучием сотрудников
Благополучие (или благосостояние) сотрудников – это часть общей корпоративной культуры, без которой сегодня не обходится ни одна развитая компания. Почему так важно внедрять в работу программы не только по адаптации, развитию и обучению персонала, но и благополучию – поговорим сегодня в кратком обзоре понятия “well-being”.
Всё начиналось с так называемых «фитнес-программ» в США – льгот на укрепление здоровья. Тренд, пришедший в компании Европы из Штатов с 1970-х года, постепенно перерос в более обобщённое «wellness» движение – оно тоже затрагивало вопросы физической активности. А в 1989 году в США даже был принят общенациональный день здоровья и фитнеса наёмных работников. Well-being как комплексный подход, включающий не только физическое состояние, но и другие аспекты, появился недавно, в 2010 после выхода исследования «Well-being: The Five Essential Elements». Что он значит?
CIPD определяет концепцию well-being как «создание среды для достижения удовлетворенности, которая позволяет сотруднику процветать и полностью раскрывать свой потенциал на благо себя и своей организации». При этом поддержкой благосостояния нужно заниматься постоянно, от процесса найма до последнего рабочего дня и выстраивать её так, чтобы нашёлся баланс между потребностями сотрудника или потребностями компании.
В чем выражается понятие well-being в компании?
В том же исследовании 2020 года, которым занимались двое сотрудников Gallup Том Рат и Джим Картер, выделили пять так называемых основных элементов благополучия человека:
На основе этой общей модели доктор Мартин Селигман, президент Американской психологической ассоциации и всемирно известный психолог, в 2011 году разработал свою модель – PERMA. Она активно используется, как основа для корпоративных программ благосостояния по сей день. Почему такая аббревиатура? По первым заглавным буквам пяти компонентов well-being:
Как применить модель PERMA в рабочих условиях и вывести идеальную формулу для всех, кто соберется воплощать культуру well-being в компании или организации? Этим же вопросом задались консультанты компании Bailey and French, пионеры сферы HR в области позитивной психологии. Каждый элемент модели они соотнесли с трудовой ценностью и добавили еще два компонента – Физическое и Финансовое благополучие.
Вот, что получилось:
В работе можно применять как общее понимание, так и модель Bailey and French. Авторы последней рекомендуют руководителям также задаваться тремя глобальными вопросами, принимая решение улучшить благополучие сотрудников.
Но, прежде чем пытаться построить культуру well-being с нуля, нужно понять две вещи: зачем она нужна, и на что она влияет?
Зачем нужно заниматься благополучием сотрудников?
Психологический дисбаланс
Gallup заявляет, что по меньшей мере 7 из 10 миллениалов когда-либо испытывали выгорание на работе. Проблема выгорания – не единственная, на чем фокусируется забота о благополучии, но она очень красноречива, если дело о цифрах. Выгорание ведет к низкой заинтересованности и эффективности: 48% сотрудников, по мнению Gallup, покинут компанию по этим причинам.
Ассоциация психологов США говорит о росте проблем ментального здоровья у сотрудников по всему миру на рекордные 71,9% с 2011 по 2020 год. Каждую секунду у 1 из 6 трудоспособных взрослых по всему миру возникают проблемы, связанные с психическим состоянием на работе.
Дисбаланс между работой и жизнью
Отчет 2020 года от CIPD показал, что сотрудники по всему миру не способны находить компромисс между работой и жизнью, что в результате отрицательно влияет на здоровье. Появились так называемые понятия:
Что теряют компании?
Limeade Institute и ряд других организаций по охране труда и HR-процессам заявляют: 88% сотрудников, которые чувствуют заботу об их благосостоянии со стороны компании, сильнее вовлечены в работу и хотят приносить пользу.
На какие рабочие аспекты влияет благосостояние сотрудника?
С точки зрения бизнеса, благополучие сотрудника влияет на:
Конечно, это не все позитивные влияния грамотно построенных программ поддержки благосостояния персонала – взять, например, выгоду для самого человека. Это выработка полезных привычек, снижение риска сердечно-сосудистых заболеваний, улучшение сна и качества отдыха, повышение самоконтроля и умения справляться со стрессом – и, как следствие, снижение вероятности выгорания на работе и появления проблем с психикой.
3 стратегии построения культуры благосостояния в компании
Выше мы обозначили максимально объемную модель культуры well-being: глобально она включает три больших элемента: психологическое, финансовое и физическое благосостояние сотрудников.
Какие шаги нужны, чтобы эти три элемента были охвачены? Можно развивать три стратегии well-being, чтобы ничего не оставить без внимания.
Физическое здоровье
В 2020 году Google заявила, что 195 тысяч сотрудников удалось перевести на овощной рацион. Впечатляющая цифра далась известной компании несложно: они провели эксперимент. Вся вредная еда, газировки, чипсы и пакетики с орешками и конфетками были вынесены в дальние части офиса, куда за ними нужно было сперва дойти, а потом еще достать. А вот полезная еда – салаты, фрукты, овощи, бутилированная вода находились в ближайшей доступности к офисам. Итого, воды стало выпито в 5 раз больше, чем газировки, а на завтрак теперь съедают 2300 салатов, хотя раньше их никто не ел.
Те самые знаменитые салаты Google. Источник: davidlebovitz
Пример Google важен не потому, что он о питании – это яркая иллюстрация, что на благосостояние не нужно тратить баснословные деньги. Достаточно просто изменить подход.
Что еще рационально делать для физической составляющей концепции well-being:
Психическое здоровье
8000 сотрудников немецкой корпорации SAP находятся в листе ожидания, чтобы попасть на программу Search Inside Yourself. Это часть психологической поддержки, которую SAP оказывает своим сотрудникам – программу ведут 9000 коучей, которые помогают справиться с ежедневным стрессом и распознать первые признаки депрессии и выгорания.
Нанимать 9000 тренеров необязательно – но вы можете запустить у себя в компании менторскую поддержку или линию с психологом. Какие еще шаги можно предпринять?
Автоматизация мониторинга психологического фактора в компании
Очень важно не упустить момент, когда сотрудник начнет выгорать или демотивировать себя и свою команду/департамент. Это негативно скажется на общем результате, и может ударить по репутации компании — особенно, если процесс запустить. Конечно, отдел HR не может лично мониторить каждого сотрудника — поэтому на помощь приходят автоматизированные системы. Что можно предпринять с их помощью:
Аналитика результатов опроса сотрудников в PeopleForce
Финансовая осведомленность
CIPD исследовали влияние проблем материального благополучия на рабочие процессы. 19% респондентов ответили, что потеряли сон из-за проблем с деньгами. 10% опрошенных говорят о том, что им сложно сфокусироваться на рабочих задачах, потом что они обеспокоены вопросами финансов. Что можно сделать, чтобы не допустить стресс из-за финансовой нестабильности у персонала:
Концепция well-being нуждается в систематическом и пошаговом подходе – здесь большая роль в ее обеспечении ложится на плечи HR-специалистов. К сожалению или счастью, нельзя реализовывать в команде только один аспект благосостояния – например, давать скидку на спортзал и считать, что дело сделано. После 2020 года важность комплексного подхода будет только возрастать – человечеству нужно помнить, что нужно двигаться, ухаживать за эмоциональным состоянием и грамотно распределять финансы.
Найти баланс: что такое Well-being?
В мире HR набирает популярность направление well-being, которое можно перевести как “благополучие сотрудников”. Зачем нужно заботиться о качестве жизни работника, разбирался Emny.
Чем комфортнее себя чувствует сотрудник, тем лучше он будет работать. Именно к этой мысли все чаще приходят работодатели.
«Well-being-программы — это сильный тренд для ИТ-компаний, которые делают все возможное, чтобы работа была продолжением дома. Сотруднику должно быть комфортно по физическим и психологическим параметрам, но главное это поддержание комфортной, уютной атмосферы в коллективе и офисе», — говорит Лия Чудина, директор по персоналу ИТ-компании «Рексофт».
Ученые Института Гэллапа изучили критерии благополучия более чем в 150 странах, охватив примерно 98% населения земного шара. В результате чего было установлено, что оно включает 5 основных элементов: профессию, социальные связи, финансы, здоровье и общественную вовлеченность.
Почти все крупные компании сейчас занимаются исследованиями вовлеченности сотрудников. Как правило, подобные измерения проходят ежегодно на основе анкетирования, чтобы понять, чего недостает людям на рабочем месте для комфортной работы.
После этого работодатель принимает меры по исправлению недостатков. В результате в офисах появляются тренажерные залы, массажные кресла, бесплатные фрукты и печеньки, настольные игры, домашние животные и так далее.
«Мы постоянно развиваемся в вопросе мотивации сотрудников. Но сейчас мы не хотим больше воспитывать «великих Нехочух», дети должны взрослеть. Я считаю, что все прихоти сотрудников исполнять вредно. Сейчас мы разработали более качественный план индивидуального развития сотрудников. Например, мы убрали печеньки из офиса, — теперь у нас дни здоровой пищи. Также есть массаж, парикмахер. По согласованию оплачиваем лечение, книги или обучение. Открыли собственную школу, садик запускаем. Для этого переехали в отдельно стоящее здание на берегу реки. Но бывает, что заваливаешь «фишками» ребят, но все равно остается недоверие у тех, кто привык во всем искать подвох. Так, например, пока некоторые сотрудники думали, отдавать ли в нашу школу чад, в нее пришли другие дети», — делится Иван Орехов, генеральный директор ISS Art.
Все эти меры требуют финансовых затрат, однако в отдельных случаях работодатель может не тратить ни копейки. Например, предложить удобный график работы для сотрудника: кому-то удобнее приходить на работу раньше, кому-то позже.
Именно поэтому молодые специалисты хотели бы работать в таких компаниях как Google, где основное внимание уделяется комфорту отдельного человека. В своей книге «Хюгге, или Уютное счастье по-датски» Хеллен Расселл рассказала о работе своего мужа в компании Lego в Дании.
«Лего-Мен вышел встретить меня и провел в офис. Он показал залы для совещаний — все они были названы в честь игрушек. Тут я немного успокоилась, потому что уже начала волноваться, когда несколько недель мне отвечали по телефону, что муж в 9.30 находится в «Оловянных солдатиках», а потом отправится в «Плюшевого мишку». В каждом зале на столе находились большие вазы с деталями «лего», чтобы сотрудники и гости могли что-нибудь конструировать в ходе разговора», — пишет Хеллен Рассел.
По её словам, столы работников Lego снабжены гидравлическим подъемным механизмом, чтобы при желании они могли работать стоя, так как это считается полезно для здоровья, также из офиса были убраны торговые автоматы, а из меню — сахар.
Well being: забота о благополучии сотрудников
Последние события в мире вынудили многие компании пересмотреть свое отношение к благополучию и здоровью сотрудников. Расскажем, что такое программа well being, и почему это важно.
Well being: что это?
Well being – современные корпоративные программы. Основная цель – повысить уровень благополучия кадров, удержать и вовлечь персонал. Well being HR – это исключительно комплексные программы, которые должны внедряться на постоянной основе и учитывать особенности компании.
Обратите внимание, что не все подходы могут принести результат. «Яркая» ошибка well being (перевод – благополучие сотрудников) в России заключается в том, что работодатель использует «одноразовые» меры поддержки, например, организует корпоративный вечер по поводу дня рождения компании. Персонал воспринимает такие акции не как меры поддержки, а как развлечение. К тому же, в долгосрочной перспективе методики неэффективны. Именно поэтому важно вести работу не в одном, а сразу в нескольких направлениях.
Well being в организации: почему это важно?
Энергия человеческих ресурсов – одна из главных составляющих успешного бизнеса. Рано или поздно большинство компаний (как транснациональных, так и небольших) приходят к закономерному выводу: чем выше well being сотрудников, тем больше они будут заинтересованы в работе.
Нездоровый, сосредоточенный на личных неприятностях подчиненный – прямые убытки для компании. Если работодатель позаботится о комфорте сотрудников, вырастет и вовлеченность.
Интересно: исследования, проведенные HR–организацией CIPD, показали, что well being программы делают бизнес успешнее в 6 раз.
Well being программы для сотрудников
На благополучие персонала влияет сразу несколько факторов:
Физическое здоровье
Многие компании предлагают сотрудникам в качестве бонуса бесплатный чай, кофе и сладости. Конечно, это приятно, но не всегда полезно. Хорошая альтернатива – заменить хотя бы половину кондитерских изделий на свежие фрукты и овощи.
Еще один вариант – забота о здоровье персонала. Речь идет не только о ДМС, но и о корпоративных тренингах и даже личных консультациях врачей. Специалисты могут рассказать, как бороться с проблемой лишнего веса или бессонницы.
Во многих компаниях царит «табачная культура». Персонал проводит много времени на «перекурах» (обычно – в ущерб рабочему времени). Начав проводить компанию «против табака» напористо, вы рискуете столкнуться с сопротивлением и негативом. Лучше всего внедрить программы мотивации, например, выдавать «фишки» за рабочий день без долгих «перекуров». Через несколько месяцев накопленные жетоны можно обменять на реальные бонусы, например, скидку на абонемент в спортклуб.
Психологическое здоровье
Практически любая работа сопровождается стрессами, особенно, если речь идет о тех случаях, когда сотрудник подчиненный с большим количеством возражений. Вариантов позаботиться о психологическом здоровье несколько:
Комфортная рабочая среда
В крупных компаниях, например, Airbnb (фото лондонского офиса выше), при планировке будущего офиса учитываются пожелания сотрудников. Даже если ваш офис построен по типу «open space» (открытого пространства), важно продумать «фишки» которые сделают работу персонала спокойной и комфортной, например, шумопоглащение.
Другой вариант – создавать переговорные кабины, отдельные зоны, комнаты отдыха персонала. Если речь идет о комфорте, нельзя не отметить и первичные потребности. Необходимо укомплектовать столовые или комнаты приема пищи, комфортабельные санузлы.
Финансовое благополучие
В некоторых компаниях есть частная пенсионная программа для сотрудников, в то время как другие используют специальные опционные программы поощрения. Смысл заключается в том, что через некоторое время фирма обязуется продать часть своих акций работнику по фиксированной цене. Таким образом сотрудники «вовлекаются» в процесс и работают на результат.
Есть и другие варианты:
Профессиональный рост
В некоторых компаниях «новички» проходят тестирование перед тем, как приступить к работе. Таким образом HR понимает потенциал работника и формирует электронное досье, которое пополняется на протяжении всего времени работы. Если сотрудник хочет занять более высокую должность, работодатель оценивает компетенции подчиненного и изучает досье.
Еще один вариант – помочь материально тем подчиненным, которые хотят повысить свою квалификацию, например, получить диплом по программе магистратуры, выучить иностранный язык или пройти переподготовку. Компания может выделить кредит на обучение, предоставить учебный отпуск или компенсировать часть расходов.
Велл бинг что это
Очевидно, что сотрудник, испытывающий проблемы со здоровьем, профессиональную стагнацию и высокий уровень стресса склонен демонстрировать низкие показатели труда.
Гармоничное сосуществование ключевых элементов жизнедеятельности человека, таких как здоровье, профессиональная реализация, финансовая стабильность, социальные связи и благоприятная среда формируют состояние благополучия, что находит свое отражение в концепции well-being.
Сегодня управление благополучием сотрудников стало реальным при помощи корпоративных программ и продуктов well-being. К такому выводу за последние десять лет пришли крупнейшие мультинациональные корпорации, тем самым положив начало трансформации взглядов на эффективность персонала. А в свете последних событий в мире, связанных с пандемией COVID-19, всеобщий запрос на неподдельное благополучие возрос многократно.
Определённое «да» в пользу построения системы well-being в компании требует высокого уровня организационной зрелости, осознанности, критического подхода со стороны стейкхолдеров и отклика действующей HR-стратегии. Отправной точкой к проектированию системы служит целеполагание, в рамках которого максимально ёмко формулируется цель.
«Мы можем управлять только тем, что можем измерить». Для формирования корректного запроса на благополучие в компании нам потребуются объективные данные, которые отражают текущее положение дел. В качестве базовых метрик для анализа можно использовать:
Человек по своей натуре склонен относиться к изменениям с настороженностью. Особенно, если это касается его собственного гомеостаза. Он склонен к постоянству своих привычек и статуса-кво.
Поэтому для адаптации к изменениям требуется мощнейший информационный плацдарм, заинтересованность сотрудников и вера в то, что эти усилия не являются формальностью, а направлены во благо. Перемены должны убедительно транслироваться топ-менеджерами компании и иметь положительный эмоциональный окрас. Для формирования чувства доверия сотрудников придется кстати введение роли амбассадоров направлений.
Что такое well-being
Well-being это английское слово, перевод которого ближе всего к слову Благополучие. Существуют другие варианты перевода, например, удовлетворенность жизнью, процветание, качество жизни, счастье, которые иногда тоже используются.
Понятие благополучия дано в книге Тома Рата «Все отлично», которая была создана на основе 50-летнего исследования в 150 странах.
В результате этого исследования достоверно установлено, что благополучие складывается из 5 элементов: Здоровье, Профессия, Финансы, Социальные связи и Общественная вовлеченность. Эти элементы взаимосвязаны, каждый из них влияет друг на друга.
Gallup, который проводил исследование, определяет Благополучие как внутреннее ощущение человека, сочетание любви к тому, чем мы занимаемся каждый день, хороших отношений с окружающими, устойчивого материального положения, крепкого здоровья и гордости своим вкладом в жизнь общества, и взаимосвязь этих пяти элементов.
Существуют разные мнения и другие варианты определения благополучия, какие-то шире, какие-то уже. Однако, ни один из них не основан на таком масштабном и длительном исследовании, как у Gallup.
Иногда понятие well-being отождествляются с понятиями счастья или положительными ощущениями, но они немного уже, являются следствием благополучия или кратковременной эмоцией, которой нельзя управлять. Благополучие же это устойчивое состояние, оно поддается контролю и управлению. Понятие wellness также не является синонимом well-being, так как этот термин используется для описания комплекса мероприятий только по физической активности, питанию и уходу за собой.
На что влияет well-being
За последние десятилетия проведено множество исследований, доказывающих, что благополучие напрямую влияет на наше состояние, а также что благополучие человека лежит в основе вовлеченности и влияет на мотивацию на рабочем месте.
Вовлеченность и благополучие или well-being сотрудников прямо влияют друг на друга.
Исследованием вовлеченности сотрудников занимаются почти все крупные работодатели. Для измерения вовлеченности, как правило, компании обращаются к специализированным поставщикам, например, Аon Hewitt. Как правило, измерение происходит ежегодно и строится на больших опросниках, в основе которых 12 параметров, разработанных Gallup 30 лет назад.
Данные результатов оценки вовлеченности предполагают самостоятельную разработку работодателем комплекса разнонаправленных мероприятий и их воплощение.
Для этого некоторые компании проводят собственные опросы среди сотрудников с тем, чтобы понять, чего им недостает на рабочем месте для комфортной работы и лучшей продуктивности. В результате таких опросов в офисах появляются теннисные столы, бесплатные фрукты, массажные кабинеты, спортивные залы, кафе со здоровой едой, врачи в офисе, гибкий график, спортивные мероприятия, корпоративные игры, тренинги, домашние животные, растения и т.д.
Если компания решает, что сотрудникам требуются тренинги, то проводится большая работа по выбору поставщика и последующему выбору тренинга. Как правило, это происходит интуитивно.
Проводя оценку вовлеченности, HR подразделение сталкивается с тем, что из года в год все труднее получить ответы сотрудников, каждый год получаются примерно одни и те же результаты, сотрудники уклоняются от участия в исследовании, дают формальные ответы.
Когда проводились исследования о том, как реагируют сотрудники на предлагаемые им программы в офисе, установили, что больше половины сотрудников отрицательно отзываются об этих программах и они не видят в них смысла.
В результате сотрудникам предлагаются программы, которые показывают низкую вовлеченность в эти программы и они вызывают отрицательный фидбэк.
Таким образом, компания, несмотря на огромное желание повысить продуктивность сотрудников, не получает желаемого результата.
Исследование среди российских HR показало, что внедренные программы не всегда являются эффективными (подробнее по ссылке п. 7 в конце статьи).
Как повышать продуктивность с помощью well-being
Исследования установили, что в основе вовлеченности лежит благополучие сотрудника, которое базируется на личностных факторах. Так, в 70% случаях на вовлеченность влияют стрессы, отношения в семье, личные заботы.
Важно, что на эти факторы можно оказать влияние. Нам известно, что управлять можно только тем, что можно измерить. Поэтому сами по себе, даже множество самых интересных мероприятий, новые йоги, мастер-классы, культ-походы, фрукты и прочее, дают краткосрочный и незначительный эффект, в долгосрочной перспективе не имеющий устойчивости.
Чтобы не делать лишних шагов и не тратить ресурсы, время и энергию на попытки угадать, что предложить для повышения продуктивности, необходимо знать причину вовлеченности и воздействовать на нее, таким образом увеличив эффективность проводимых мероприятий и получив максимальную отдачу от затраченных усилий на исследование вовлеченности и последующие мероприятия.
Таким образом, компания может не проводя исследование вовлеченности, а замерив только уровень благополучия и проведя well-being assessment существенно продвинуться в области влияния на продуктивность. Именно оценка благополучия покажет работодателю те точки, которые отвечают за вовлеченность и даст информацию о том, как них воздействовать. То есть, компания получает ключ к повышению продуктивности, а сотрудники получают знания о себе, которые нужны им, поэтому исследование благополучия вызывает у них положительные отклики и устойчивые результаты для всех.
Кейсы по well-being
Ознакомиться с кейсами компаний, которые рассказывали о том, как они занимаются well-being можно по ссылкам. Обратите внимание, что каждая из этих компаний по-своему представляет себе well-being.
1. Опыт Делоит, Сбербанк, SAP и Schneider-Electric
3. Опыт EY
4. Опыт Юнилевер и Schneider-Electric