великий комбинатор что это означает
КОМБИНАТОР
Смотреть что такое «КОМБИНАТОР» в других словарях:
комбинатор — ловкач, махинатор, ловчила, пройдоха, жулик, прохиндей Словарь русских синонимов. комбинатор сущ., кол во синонимов: 13 • авантюрист (38) • … Словарь синонимов
комбинатор — а, м. combinateur m., нем. Kombinator. техн. Селекторный барабан иначе комбинатор. ТЭ 1936 доп. том 789 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОМБИНАТОР — КОМБИНАТОР, комбинатора, муж. (разг.). Человек, умеющий комбинировать, склонный к комбинациям. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
комбинатор — а, м., одуш. (нем. Kombinator … Словарь иностранных слов русского языка
КОМБИНАТОР — Великий комбинатор. Разг. Ирон. или Неодобр. Ловкий пройдоха, добивающийся успеха путём сложных операций, уловок, мошенничества. /em> Выражение распространилось благодаря роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», главный герой которого… … Большой словарь русских поговорок
комбинатор — • великий комбинатор … Словарь русской идиоматики
Комбинатор — м. разг. Тот, кто склонен к комбинациям [комбинация I 3.], кто умеет добиваться чего либо с помощью разного рода махинаций. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
комбинатор — комбинатор, комбинаторы, комбинатора, комбинаторов, комбинатору, комбинаторам, комбинатора, комбинаторов, комбинатором, комбинаторами, комбинаторе, комбинаторах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
комбинатор — комбин атор, а … Русский орфографический словарь
комбинатор — (2 м); мн. комбина/торы, Р. комбина/торов … Орфографический словарь русского языка
Значение слова «комбинатор»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КОМБИНА’ТОР, а, м. (разг.). Человек, умеющий комбинировать, склонный к комбинациям.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
комбина́тор
1. разг. человек, склонный добиваться своих целей при помощи разного рода ухищрений, комбинаций ◆ Остальные ходы, правда, рисовались в совершенном уже тумане, но это нисколько не смущало великого комбинатора.
2. матем. в комбинаторной логике и ламбда-исчислении — особый терм, разрешающий те или иные преобразования аппликативных последовательностей ◆ А. С. Кузичев Логика комбинаторная. Гуманитарная энциклопедия, «2014» ◆ В традиционном компьютинге центральным понятием, без которого, как обычно считается, нельзя обходиться, является представление о переменной. Переменная играет роль «числа вообще», что помогает строить общие утверждения и анализировать их свойства. Сразу же было осознано, что переменные надо рассматривать шире, считая их «сущностями вообще», некими индетерминантами, не сводя их сферу действия только к чистой арифметике. Комбинаторы же воспринимаются как «константы вообще», предполагая, что строение знания по своей фактуре гранулировано именно константами. Вольфенгаген В. Э., Исмаилова Л. Ю., Косиков С. В., «Структура компьютинга и конструирование вычисления», 2010 г. // «Наука и оьразование»
Великий комбинатор
Оста́п Бендер — главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», «великий комбинатор», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег». Один из самых популярных героев «плутовского романа» в отечественной литературе.
Сам Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей (в «Двенадцати стульях»). В романе «Золотой телёнок» Бендера именуют Остап Ибрагимович.
Содержание
Биография
Жизнь Остапа Бендера до 1927 года
Бендер родился то ли в 1900 году (в «Двенадцати стульях» летом 1927 года он называет себя «мужчиной двадцати семи лет»), то ли в 1897 (в «Золотом теленке» осенью 1930 года Бендер говорит: «Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа…»).
Прошлое Остапа весьма туманно. Авторами романов его прошлое упоминается вскользь:
По другой версии Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» (украинско-еврейско-турецкое) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса — город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Данная версия является более спорной по сравнению с первой, ибо в конце XIX—начале XX веков в Одессе, где проживало значительное число евреев, их численность увеличилась. В том числе из-за бежавших туда от погромов (в частности, из еврейского местечка Бендеры).
Очевидно, что Бендер учился в гимназии, так как он однажды припоминал латинские слова-исключения, зазубренные там (роман «Золотой телёнок», гл. XVII). Кроме того, в том же романе (гл. XIII), на упоминание Васисуалием Лоханкиным о сермяжной правде жизни, Остап Бендер со знанием дела замечает:
Дело было в том, что по указанию В. И. Ленина, заменившего политику «военного коммунизма» «новой экономической политикой» (НЭПом), мошенничество из разряда преступлений перешло в категорию аморальных проступков, ибо деньги и ценности изымались у их владельцев ненасильственным путем. Жертвы, как любил говаривать сам Остап Бендер, приносили их ему и подобным ему сами, «на блюдечке с голубой каемочкой», а это, на взгляд тогдашних большевиков, ничем не отличалось от торговли, которая в их глазах считалась разновидностью надувательства граждан, но разрешалась законом. В 1920-е годы были приняты УК РСФСР (1922), УПК РСФСР (1922), «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» (1924), УК РСФСР (1926). Одновременно с введением этих законов, была произведена амнистия всех, содержавшихся в переполненных тюрьмах, заключённых «по пустяковым делам» и по статьям тех преступлений, которые были отменены (утратили силу), то есть декриминализированы сами деяния и лицо, освобожденное в связи с декриминализацией, отпускалось на свободу не по амнистии, а в связи с тем, что закон уже не считал их действия криминальными. В отличии от Якова Менелаевича, за которым по освобождении по амнистии продолжала числиться судимость, Бендер судимым не считался, ибо такого преступления более не было. Именно по этой причине Остап Бендер мог стать героем сатирического произведения, ибо большевики приняли решение бороться с «аморальщиной» путем перевоспитания в обществе (коллективе), подвергая их высмеянию и осуждению.
Кроме того, Остап по крайней мере один раз был в Средней Азии до 1930 года.
«Двенадцать стульев»
Так в романе впервые появляется великий комбинатор.
По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключенный, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лед на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:
Аферы
Живость характера и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились большие группы людей одновременно.
В Старгороде Остап в один вечер сколотил подпольную организацию для свержения Советской власти — «Союз меча и орала». Её члены, старгородские «бывшие» и нэпманы, настолько уверовали в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ, а у одного из них Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель».
В приволжском городке Васюки Остапу удалось выдать себя за международного гроссмейстера, дать сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с лёгкой руки Остапа была переименована в «Клуб четырёх коней»), и убедить наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. А после проведения турнира Васюки с передовой идеей шахматной мысли должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии — и всего мира.
Получив в в своё распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск успешно выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания».
Убийство и воскрешение героя
В предисловии к «Золотому теленку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп — и через тридцать минут великого комбинатора не стало.
В романе «Золотой телёнок» Остап «воскрес». Шрам на шее, описанный авторами, говорит о том, что студент Иванопуло вернулся домой достаточно вовремя для того, чтобы «хирурги смогли спасти мою молодую жизнь».
В конце «Золотого телёнка» Остап был ограблен румынскими пограничниками при переходе границы, но остался в живых, что может говорить о намечавшемся продолжении приключений Остапа.
В 1933 году в печати появились анонсы третьего романа о Бендере под условным названием «Подлец», но этот замысел Ильфа и Петрова остался неосуществленным. Зато в конце XX века на рынке появилось несколько «продолжений»: А. Вилинович «Дальнейшие похождения О. Бендера» (1997), Петр Ильфов «Рог изобилия» (1999).
«Золотой телёнок»
Вся дилогия представляет собой биографию авантюриста, который поначалу был уголовником, а затем стал сыщиком, своего рода подпольным советским Видоком или Арсеном Люпеном.
Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части — «Золотом телёнке» — он, по сути, расследует преступление. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива.
Образ Бендера в романах
Можно заметить, что образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» довольно сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему дается удивительно легко. В «Золотом теленке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.
Бендер-«управдом» в некоторых подражаниях Ильфу и Петрову
Возможные прототипы Остапа Бендера
Некоторые исследователи считают, что в образе Бендера воплотились характеры и трёх его создателей (включая Валентина Катаева). От Катаева взяты черты наглого провинциала, от Петрова — неисчерпаемая страсть к шуточкам, от Ильфа — скепсис и элементы разочарованности. Таким образом, Бендер уникален тем, что в его характере, как в калейдоскопе, проворачиваются характеры трёх совершенно разных лиц, что придаёт ему незаурядную художественную глубину.
Великий комбинатор
Полезное
Смотреть что такое «Великий комбинатор» в других словарях:
великий комбинатор — сущ., кол во синонимов: 6 • авантюрист (38) • аферист (24) • ловкач (66) • … Словарь синонимов
Великий комбинатор — Памятник Остапу в «современных Васюках» Элисте. 1999 год Остап Бендер главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», «великий комбинатор», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма… … Википедия
Великий комбинатор — крыл. сл. Остап Бендер. Великий комбинатор. В сатирических романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) главный герой Остап Бендер, ловкий пройдоха, обуреваемый жаждой наживы, совершающий ряд… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Великий комбинатор — Разг. Ирон. или Неодобр. Ловкий пройдоха, добивающийся успеха путём сложных операций, уловок, мошенничества. /em> Выражение распространилось благодаря роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», главный герой которого Остап Бендер,… … Большой словарь русских поговорок
Великий комбинатор — Вел икий комбин атор (об Остапе Бендере) … Русский орфографический словарь
Остап Бендер. Великий комбинатор — В сатирических романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова Двенадцать стульев (1928) и Золотой теленок (1931) главный герой Остап Бендер, ловкий пройдоха, обуреваемый жаждой наживы, совершающий ряд мошеннических проделок, иронически назван великим… … Словарь крылатых слов и выражений
комбинатор — • великий комбинатор … Словарь русской идиоматики
великий — • великий актер • великий артист • великий архитектор • великий борец • великий вклад • великий воин • великий волшебник • великий восторг • великий вред • великий гений • великий герой • великий гнев • великий гонщик • великий гражданин •… … Словарь русской идиоматики
КОМБИНАТОР — Великий комбинатор. Разг. Ирон. или Неодобр. Ловкий пройдоха, добивающийся успеха путём сложных операций, уловок, мошенничества. /em> Выражение распространилось благодаря роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», главный герой которого… … Большой словарь русских поговорок
КОМБИНАТОР — КОМБИНАТОР, а, муж. Человек, к рый склонен к комбинациям (во 2 знач.), умеет ловко добиваться чего н. разными способами. Великий к. (шутл.). | жен. комбинаторша, и (разг.). | прил. комбинаторский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… … Толковый словарь Ожегова
Остап Бендер. Великий комбинатор
Смотреть что такое «Остап Бендер. Великий комбинатор» в других словарях:
Остап Бендер — крыл. сл. Остап Бендер. Великий комбинатор. В сатирических романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) главный герой Остап Бендер, ловкий пройдоха, обуреваемый жаждой наживы, совершающий ряд… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Великий комбинатор — крыл. сл. Остап Бендер. Великий комбинатор. В сатирических романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) главный герой Остап Бендер, ловкий пройдоха, обуреваемый жаждой наживы, совершающий ряд… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Остап Бендер — Остап Сулейман Берта Мария Бендер бей( Задунайский) … Википедия
Великий комбинатор — Название главы романа «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897 1937) и Евгения Петрова (1903 1942). Авторы хотели так назвать и сам роман, но остановились на варианте «Золотой теленок», имея в виду легендарного золотого… … Словарь крылатых слов и выражений
Остап Бендер — см. Великий комбинатор. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений
Великий комбинатор — Памятник Остапу в «современных Васюках» Элисте. 1999 год Остап Бендер главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», «великий комбинатор», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма… … Википедия
ОСТАП БЕНДЕР — Герой дилогии И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» (см. «Двенадцать стульев»*) «великий комбинатор», авантюрист, человек, который использует множество известных ему «честных» способов присвоения чужих денег. В первом… … Лингвострановедческий словарь
Великий комбинатор — Разг. Ирон. или Неодобр. Ловкий пройдоха, добивающийся успеха путём сложных операций, уловок, мошенничества. /em> Выражение распространилось благодаря роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», главный герой которого Остап Бендер,… … Большой словарь русских поговорок
Бендер — крыл. сл. Остап Бендер. Великий комбинатор. В сатирических романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) главный герой Остап Бендер, ловкий пройдоха, обуреваемый жаждой наживы, совершающий ряд… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
КОМБИНАТОР — Великий комбинатор. Разг. Ирон. или Неодобр. Ловкий пройдоха, добивающийся успеха путём сложных операций, уловок, мошенничества. /em> Выражение распространилось благодаря роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», главный герой которого… … Большой словарь русских поговорок