великая вечерня что это
Вечерня
Вече́рня – общественное богослужение, совершаемое в вечерние часы (в праздничные дни соединяется вместе с утреней в составе всенощного бдения (всенощной)).
Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня – под праздники и воскресения.
В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного 103-го псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на «Господи воззвах», догматика; вход с кадилом; пение «Свете тихий» – гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паремии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…» (в праздники совершается лития), пение стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона «Ныне отпущаеши» ( Лк.2; 29-30 ); трисвятое: молитва Святой Троице; «Отче наш»; «Богородице Дево, радуйся»; тропари; отпуст.
На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма.
Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением.
Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.
Руководство к изучению богослужения православной Церкви
С вечера начались дни мира (Быт. гл. 1), посему службою вечерни начинается церковное общественное богослужение каждых суток.
Молитвословия вечерни, которые имеют отношение к вечернему времени, содержат воспоминания о событиях, бывших вечером. Такие молитвословия находятся в службе почти каждой вечерни, к этим молитвословиям присоединяются молитвословия, принадлежащие к дню седмицы (понедельнику, вторнику и т.д.), которые содержат воспоминания, особые на каждый день седмицы, и также молитвословия, которые принадлежат к дню года и содержат воспоминания, особые на каждый день года.
Молитвословия и суточные, и седмичные, и годовые в службе вечерни следуют особому своему порядку. Но вместе с тем находятся в связи между собою.
Во всегдашних (суточных) молитвословиях вечерни воспоминается сотворение мира, пребывание прародителей в раю (предначинательный псалом), грехопадение их и раскаяние (ектения великая), времена ветхозаветные, когда для умилостивления Бога приносились жертвы («Господи воззвах»), пришествие Господа на землю для искупления людей («Свете Тихий», «Ныне отпущаеши»).
В полном своем составе молитвословия, песнопения, также чтения и священнодействия совершаются на всенощном бдении в следующем порядке:
Вечерню на бдении иерей начинает прославлением Святой Троицы: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице». Этот возглас священник произносит после того, как диакон скажет собравшейся в ожидании богослужения братии: «Востаните», и испросит от Господа благословение на служение: «Господи, благослови».
Начало вечерни сопровождается священнодействиями. Открываются царские врата и, при пении псалма «Благослови, душе моя, Господа», священник, предшествуемый диаконом со свечею, кадит весь храм. Этими священнодействиями мысль христианина переносится ко времени сотворения мира, к блаженному состоянию прародителей. Каждением изображается сказание Бытописателя, что при творении мира Дух Божий, истинный свет и благоухание во спасаемых, носился над бездною (Быт. гл. 1). Отверстые царские двери в алтарь знаменуют, что с созданием мира человеку назначено было пребывание в раю. Но непродолжительно было блаженное состояние людей, в знак того, что люди были изгнаны из рая после их грехопадения, затворяются царские двери после каждения храма.
После предначинательного псалма радостное, торжественное богослужение переменяется в скорбное о грехах. Молитвословия, чтения иерея, диакона, пение певцов содержат прошения о том, чего лишились люди по их грехопадении.
После каждения, при пении псалма «Благослови, душе моя, Господа», иерей стоит пред затворенными царскими вратами и тайно читает светильничные молитвы, изображая Адама, кающегося пред вратами рая. В знак покаяния и смирения священник читает эти молитвы с открытою главою.
После предначинательного псалма диакон произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся», в которой испрашивается то, чего лишились люди и в чем нуждаются по грехопадении, именно – мира с Богом, мира с ближними и мира с самими собою.
Чтение кафизм бывает и на утрени, а иногда и на часах. Порядок, в каком следуют на вечерне кафизмы, находится в связи с порядком стихословия кафизм на утрени и часах.
Порядок рядового чтения кафизм в течение года | ||||||||||||
На утрени по две кафизмы | На утрени по три кафизмы | На утрени по три кафизмы и, кроме того, кафизмы на часах | ||||||||||
1. От Фоминой недели до отдания Воздвижения2. От предпразднства Р. Хр. до отдания Богоявления3. В мясопустную и сыропустную седмицы | 1. От отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова. 2. От отдания Богоявления до субботы перед неделею о блудном сыне. | В 1, 2, 3, 4 и 6 седмицы Великой Четыредесятницы | В 5 седмицу Великой Четыредесятницы | |||||||||
Утреня | Вечерня | Утреня | Вечерня | Утреня | 1 час | 3, 6, 9 часы | Вечерня | Утреня | 1 час | 3, 6, 9 часы | Вечерня | |
Воскресение | 2 3 | – | 2 3 – | – | 2 3 17 37 | – | – – – | – | 2 3 17 | – | – – – | – |
Понедельник | 4 5 | 6 | 4 5 6 | 18 | 4 5 6 | – | 7 8 9 | 18 | 4 5 6 | – | 7 8 9 | 10 |
Вторник | 7 8 | 9 | 7 8 9 | 18 | 10 11 12 | 13 | 14 15 16 | 18 | 11 12 13 | 14 | 15 16 18 | 19 |
Среда | 10 11 | 12 | 10 11 12 | 18 | 19 20 1 | 2 | 3 4 5 | 18 | 20 1 2 | 3 | 4 5 6 | 7 |
Четверг | 13 14 | 15 | 13 14 15 | 18 | 6 7 8 | 9 | 10 11 12 | 18 | – 8 – | – | 9 10 11 | 12 |
Пятница | 19 20 | 18 | – 19 20 | 18 | 13 14 15 | – | 19 20 – | 18 | 13 14 15 | – | 19 20 – | 18 |
Суббота | 16 17 | 1 | – 16 17 | 1 | – 16 17 | – | – – – | 1 | – 16 17 38 | – | – – – | 1 |
На утрени по три кафизмы и, кроме того, кафизмы на часах | |||||||
В 5 седмицу Великой Четыредесятницы, если в четверток 5 седмицы случится Благовещение | В Страстную седмицу | ||||||
Утреня | 1 час | 3, 6, 9 часы | Вечерня | Утреня | 1 час | 3, 6, 9 часы | Вечерня |
2 3 17 | – | – – – | – | – 2 3 | – | – – – | – |
4 5 6 | 7 | 8 9 10 | 11 | 4 5 6 | – | 7 8 – | 18 |
– 12 – | – | 13 14 15 | 16 | 9 10 11 | – | 12 13 – | 18 |
19 20 1 | 2 | 3 4 5 | – | 14 15 16 | – | 19 20 – | 18 |
6 7 8 | 9 | 10 11 12 | – | – – – | – | – – – | – |
13 14 15 | – | 19 20 – | 18 | – – – | – | – – – | – |
– 16 17 | – | – – – | 1 | – 17 – | – | – – – | – |
Этой главы нет в малой Псалтири. Она находится в Псалтири с восследованием и в Типиконе (гл. 17). |
В воскресные дни и в праздники (кроме двунадесятых) поются Богородичны, называемые догматиками от греческого слова δόγμα – «учение», так как с похвалою пресвятой Богородице они содержат догматическое учение о лице Иисуса Христа, преимущественно о воплощении Господа и соединении в лице Его двух естеств – божеского и человеческого.
Во время пения Богородична пред песнью «Свете тихий» на великой вечерне, священник, в предшествии диакона с кадилом, совершает вход в алтарь чрез северные двери в царские врата.
Вход изображает в священнодействиях то самое, что выражается в песнопении «Свете тихий», т.е. что для людей воссиял тихий свет в кротком лице Спасителя, Который, ради немощи людей, умерил в Себе славу бессмертного Отца небесного, сошел с небес. Открываются царские двери в знак того, что с пришествием Господа открывается людям Царствие Божие. Из алтаря, как с неба, идет, в образе Господа, священник прост (прямо, не согнувшись), имея фелонь опущенную для изображения смирения и величия, пред ним идет как бы Предтеча, диакон, держащий в руке кадильницу. Кадильница с фимиамом изображает, что чрез ходатайство Господа наши молитвы, как фимиам, возносятся к Господу, и Святый Дух присутствует в храме. Диакону предшествует светильник, означающий собою духовный свет, принесенный Господом на землю. Когда на вечерне бывает чтение Евангелия, тогда на входе выносится диаконом Евангелие, для яснейшего представления шествия Господа на проповедь, придя к царским вратам, священник стоит прямо против них, диакон же одесную священника глаголет тихо: «Господу помолимся». Священник же произносит тайно молитву входа. Диакон орарем, держа тремя перстами, показывает на восток, где был рай, и говорит священнику: «Благослови, Владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет к востоку, говоря: «Благословен вход святых Твоих, Господи». Изображение креста показывает, что чрез крестный путь Господь отверз нам двери рая. Диакон входит в алтарь, возглашая: «Премудрость, прости». Словом «премудрость» дает знать предстоящим, что имеющее быть за сим пение «Свете тихий» и чтение из Св. Писания прокимна или паремий открывает премудрость Вышнего. Говоря: «Прости», т.е. стойте прямо, диакон внушает стоять с благоговением, не рассеиваться другими помышлениями. После сего, по входе лик поет «Свете тихий». Священник, поклонясь к престолу и целовав св. двери, входит в алтарь. Там, взойдя на горнее место, одесную престола, обратясь к западу, стоит, ожидая (окончания) прокимна.
Пред прокимном диакон, произнося: «Вонмем», этим воззванием приглашает предстоящих к благоговейному слушанию прокимна, иерей преподает «мир всем». Диакон как бы водворяет тишину, говоря: «Премудрость, вонмем». Чтец, стоя среди храма, сказывает прокимен, и певцы поют стихи его.
Прокимном («впереди лежащий») называется стих, предшествующий чтению Священного Писания, а именно: паремии, Апостола и Евангелия, – и служащий вместо предисловия к чтению. Прокимен большей частью словами Священного Писания выражает или содержание и силу чтения, которое имеет быть за ним, или значение настоящего дня, т.е. молитвословий, относящихся ко дню. Поэтому, когда прокимен показывает силу и содержание Апостола, он называется «прокимен Апостола». Когда же он относится к молитвословиям и песнопениям дня, тогда называется «прокимен дне». Каждый прокимен всегда имеет за собою стих, который составляет продолжение прокимна и имеет тесную связь с ним.
После пения «Свете тихий» и прокимна, в некоторые дни читаются паремии (паремия – значит «притча»). Так называются чтения из Свящ. Писания Ветхого, а иногда Нового Завета, которые или содержат в себе пророчества о воспоминаемом в тот день событии, или изъясняют силу и намерение, с какими установлен праздник, или содержат похвалу празднуемому святому.
В праздники же полагается большей частью по три паремии. Если же случаются два празднества, из коих для каждого положены паремии, то читаются те и другие, например: если в день Вознесения случится празднование св. Иоанну Богослову, то читаются паремии празднику и апостолу. На некоторые дни положено читать более трех паремий, так, например: на праздник Благовещения – 5, в навечерие Рождества христова – 8, в навечерие Богоявления – 13, в Великую субботу – 15 паремий, пред чтением каждой паремии диакон или священник говорит: «Премудрость». Чтец именует книгу Св. Писания, из которой он будет читать; он возглашает: «того-то чтение». Диакон или священник произносит: «Вонмем». После входа, прокимна, иногда и паремии верующие с особою теплотою души и с особым дерзновением усиленно просят Господа, чтобы Он, по великой милости Своей, помиловал их и всех христиан. Это моление выражается в сугубой ектении, в которой исчислены все, за кого приносится моление. Диакон, обращаясь к предстоящим, говорит: «Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем». Лик дополняет: «Господи, помилуй». После сего диакон взывает: «Господи Вседержителю, Боже Отец наших, молимтися, услыши и помилуй». Лик повторяет последние слова: «Господи, помилуй». Затем диакон произносит прошения ектении: «Помилуй нас, Боже». За каждым прошением лик трижды взывает: «Господи, помилуй». В ектении следуют прошения о членах св. Церкви, как живущих, так и умерших. Затем продолжение молитвословий сугубой ектении, в коей говорится, о ком мы молимся, составляют на великой вечерне молитва «Сподоби, Господи» и ектения «Исполним молитву нашу», в них говорится о том, чего мы просим у Бога. Молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам» составляет продолжение славословия Триединому Богу, воссылаемого в песне «Свете тихий», в которой взываем: «Поем Отца, Сына и Святаго Духа». Молитва «Сподоби, Господи» оканчивается славословием: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь».
За молитвою «Сподоби, Господи» следует ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Прошения этой ектении служат как бы продолжением предшествующего моления: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам» – «научи мя оправданием Твоим, вразуми мя оправданием Твоим, просвети мя оправдании Твоими»; «Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри», в ектении содержатся прошения о благах духовных – в продолжение настоящей жизни, при ее конце и за пределами ее, в жизни будущей. Таким образом, в ектении подробнее раскрываются прошения, изложенные в молитве «Сподоби, Господи». В начале ектении стоящие в храме возбуждаются к молитве: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Затем испрашивается у Господа благодатное содействие во всем и, разумеется, прежде всего к последующей молитве: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Лик за тем и другим воззванием диакона поет: «Господи, помилуй». Далее, диакон просит у Господа: «Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна; ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших; прощения и оставления грехов и прегрешений наших; добрых и полезных душам нашим и мира мирови; прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати; христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшном судищи». И за всеми этими прошениями лик взывает: «Подай, Господи». За воззванием же: «Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим», – лик поет: «Тебе, Господи». Священник заключает ектению возгласом: «Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу возсылаем» и пр.
Если на бдении бывает лития, то после ектении «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» бывает исхождение в притвор, при пении стихиры храма или праздника туда идет священник, пред которым несут подсвечник с возженною свечою, и диакон с кадильницею, в притворе диакон кадит святые иконы и настоятеля и лики по чину. Исхождение в притвор на литию бывает для стоящих в притворе кающихся; оно изображает то же, что изображает собою для стоящих в храме вход на вечерне, т.е. что Господь наш Иисус Христос – «Тихий Свет» – сошел к нам долу, что стоящие в притворе могут ожидать милости у Господа, оставления грехов; с другой стороны, исхождение верных в притвор, место оглашенных и кающихся, означает глубокое смирение верных, готовых ставить себя на место оглашенных и кающихся и молиться вместе с ними.
После стихир литии диакон произносит молитву «Спаси, Боже, люди Твоя». в ней содержатся прошения: о спасении людей, о благословении всего достояния Божия, а именно: о благочестивейшем Государе и о всем царствующем доме, о всем священном чине, о всякой душе христианской, о всяком граде, стране и верою живущих в них, о всех прежде отшедших отец и братий, об избавлении от глада, губительства (заразы), труса (землетрясения), потопа, огня, нашествия врагов и междоусобной брани. Эти прошения, читаемые диаконом, прерываются пением «Господи, помилуй», сперва 40 раз, потом 30, затем 8 и, наконец, 3 раза, дважды. Моление это на литии оканчивается молитвою «Владыко многомилостиве», читаемою иереем при главопреклонении всех. В молитве он просит Господа, чтобы Он сотворил благоприятну нашу молитву, даровал нам оставление погрешений, отогнал от нас всякого врага, помиловал и спас нас.
На бдении, богослужении торжественном, произносится особым образом «Приидите, поклонимся». Предстоятелем или екклисиархом (Тип., гл. 2), сперва: «Приидите, поклонимся. » низким и тихим гласом; затем немного повыше: «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу»; наконец, высшим голосом: «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Потом: «Приидите, поклонимся и припадем Ему» (Тип., гл. 2). От Пасхи до Вознесения вместо «Приидите, поклонимся» поется «Христос воскресе», трижды.
«Аллилуиа» – слово еврейское и означает по-русски: «Хвалите Бога».
На бдении на неделю положено петь не только 1 антифон, но и всю 1 кафизму. Первый антифон поется на глас 8, а следующие антифоны ее, т.е. 2 и 3, Устав назначает петь на глас дня, т.е. на тот глас, на который поются «Господи воззвах» и стихиры на «Господи воззвах» (Тип., гл. 2).
В недели (воскресения), в которые положено петь полиелей, стихословия 17 кафизмы не бывает (Тип., гл. 17). Не положена 17 кафизма и в неделю (воскресение) сырную.
В Псалтири и в Типиконе (гл. 17) не указано на кафизмы в субботу 5-й седмицы на утрени. В Триоди же сказано об них: «Таже славословим кафизму Псалтири 16-ю: «Рече Господь Господеви моему». И после первых 4-х кондаков акафиста сказано: «Таже стихословим «Непорочны» (т. е. 17 кафизму).
В отсканированном варианте книги текст отсутствует – примечание электронной редакции.
Между выражениями «стихиры три», «стихиры четыре», «стихиры на три», «стихиры на четыре» есть различие. Первое показывает, что в богослужебной книге находится три, четыре стихиры, а последнее означает, что в богослужебной книге, может быть, находится только одна или две стихиры, но они поются как три или как четыре, т.е. одна из них повторяется раз и более.
Стихира, которая поется после «Слава», называется иногда словом «славник».
Стихи пред стихирами на стиховне, на дни будничные – в Часослове, на дни воскресные – в Типиконе (глава 2), на дни праздничные – в Минеях и Триодях.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Вечерня
Всенощное бдение состоит из трех частей: вечерни, утрени и первого часа. Вечерня — первая служба дневного церковного круга. Круг начинается с вечерни потому, что и день в древности считался с вечера: «и бысть вечер и бысть утро» (Быт. 1;5). Вечерню можно сравнить с ранним утром истории человечества — радостно и светло было это начало истории человека, но ненадолго: скоро человек согрешил и сделал свою жизнь темной, печальной ночью. Эти события и изображает вечерня.
Священник и диакон обходят храм с кадилом. Каждение фимиама — ладана изображает веяние Духа Божия, Который, по слову Библии, «носился» над первозданным миром, рождая жизнь Своею Божественною силою: «и Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт. 1:2). Двери алтаря в это время отворены. Алтарь изображает, с одной стороны, небо, жилище Божие, с другой — рай, жилище Адама и Еввы в прошлом и жилище праведных в настоящем и будущем. Таким образом, открытые в это время двери изображают райское блаженство прародителей Адама и Еввы в раю.
Затем Царские двери затворяются, этим действием вспоминается печальное событие, когда «затворились врата рая грехом Адамовым». Прародители были изгнаны из места блаженства «на труд и скорбь». Изображая скорбящего, плачущего перед вратами потерянного рая Адама, священник, стоя пред алтарем, в вечерних молитвах молит Господа, чтобы Он, щедрый и милостивый, услышал нашу молитву, «не яростию обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей». Христиане через диакона и клир в великой ектении просят помилования души и, вспоминая грех Адама и потерю рая, словами первого псалма скорбят о печальной участи тех, кто идет дорогой греха, и радуются радостной участи праведных, которые исполняют закон Господень.
Пение псалмов и стихер
«Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых» (псалом 1;1). Счастлив человек, который не идет на собрание злых и не ходит путями неправедных и не сидит в собрании развратителей; его воля — в «законе Господни», о законе Господнем размышляет он день и ночь. Вслед за первым псалмом читаются второй и третий. Они раскрывают ту же мысль, что и в первом: Господь не оставляет праведных. Напрасно враги замышляют злое против праведного: Господь защита его (псалом 2-й), Он защищает праведного днем и в ночном сне, и праведнику не страшны нападения врагов (псалом 3-й). «Плач Адама» у затворенных дверей рая еще сильнее и ярче выражается далее, в стихах 140, 141 и 129 псалмов. В них мольбы к Господу принять нашу вечернюю молитву, как жертву вечернюю, как фимиам благоуханный.
Ветхозаветные стихи соединяются с новозаветными, в которых выражается радость человека о совершенном Господом деле спасения, прославляется праздник или святой. Эти песнопения называются стихерами «на Господи воззвах». В виде перехода к «утру спасения» поются догматические вдохновенные песни, называемые догматиками — Богородичными. Догматики — полное изложение учения о Господе Исусе Христе, о соединенных в Нем Божественной и человеческой природе. Это учение раскрыто в третьем члене Символа веры и в трудах 3, 4, 5 и 6 Вселенских соборов. Пресвятая Богородица, воспетая в догматиках, «небесная дверь» для согрешивших и лестница на небо, по которой сошел на землю Сын Божий, и люди восходят на небо.
Вечерний вход и паремии
История повествует нам о происхождении церковной песни «Свете тихии». Однажды на одной из Иерусалимских гор сидел мудрый старец, патриарх Софроний. Его задумчивый взгляд долго простирался по необъятно раскинувшемуся перед ним горизонту и наконец остановился на потухающих лучах палестинского солнца. Кругом царила глубокая тишина. Живительный вечерний воздух был напоен приятной прохладой и сильным запахом горных цветов. Картина за картиной проходили перед умственным взором патриарха. Он представлял себе, как здесь, на той же горе, перед своими страданиями взирал на Иерусалим Спаситель. Тогда так же, как и теперь, тихий свет заходящего солнца падал на стены и улицы славного города. И склонявшееся к западу вещественное солнце склонило ум патриарха к представлению себе Солнца невещественного — Сына Божия, Который сошел к темному человечеству, чтобы просветить его. Радостью наполнилось сердце мудрого старца, и из его восторженных уст полилась вдохновенная песнь. С тех пор в течение многих веков оглашает наши храмы эта священная песнь, и она никогда не потеряет своей красоты и умилительности.
В праздники вслед за прокимном читаются паремии. Так называются избранные места из Священного Писания Ветхого Завета, содержащие в пророчествах или прообразах указание на событие вспоминаемого праздника. В Богородичные праздники, например, читается о видении Иаковом лестницы, бывшей прообразом Богородицы, нашей лестницы к небу. На Воздвижение — о древе, брошенном Моисеем для услаждения горьких вод Мерры. Дерево это преобразовало Крест Господень.
После паремий произносится сугубая ектения: «Рцем вси». За сугубой ектенией, после молитвы о том, чтобы Господь помог безгрешно закончить день «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам», произносится ектения просительная. В ней, как и в предшествующей молитве, мы просим у Господа, чтобы Он помог весь вечер провести в совершенстве, свято, в мире и без греха.
Лития и стихеры на стиховне
Далее совершается лития. Произошла лития из обычая во время общественных бедствий совершать покаянное моление среди города или даже за его стенами. Указание на это находим у блаженного Симеона Солунского. «Лития, — пишет он, — бывает в притворе в субботу и праздники, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или иного бедствия совершается среди города, или вне, около стен, при стечении народа». На такое происхождение литии указывает и содержание ее молитвословий. Смысл литии таков: стоя «вдали», как мытарь, мы, как мытарь, и молимся: Господи, мы недостойны храма Твоего, недостойны посмотреть на высоту небесную, но Ты прими нас, введи в Эдем Небесный, чертоги неба, которые открыты нам кровью Сына Божия и которые мы снова закрываем для себя жизнью в нечистоте и грехе.
Соответственно общему смыслу литии и молитва «Господи помилуй» — молитва кающихся — здесь повторяется 40, 30 и 50 раз. На литии мы молимся о том, чтобы Господь спас людей своих, благословил их, как детей своих. Молимся о стране, о епископе и о всем священном чине; о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной и помощи Божией требующей; об усопших отцах и братиях. Все эти моления возносит Церковь, призывая в предстательство Пресвятую Богородицу и всех святых. Затем в главопреклонной молитве священник молится, чтобы Господь, по молитвам святых, даровал нам прощение грехов, избавил нас от всякого врага и всех нас помиловал и спас, как благии и человеколюбец.
Совершив литию, иерей входит в храм; пред священником несут лампады, которые, как и во всяком другом входе, изображают божественный свет святых. За отцом, как бы входящим на небо, следуют и прочие, сопровождая настоятеля, как бы Исуса Христа, указывающего путь всем. Затем следует обычное продолжение вечерни, начиная с пения стиховных стихер, которые поются двумя ликами, соединившимися вместе посреди храма. Стихеры эти называются стиховными потому, что к ним присоединяются стихи из псалмов. В воскресный день поются воскресные стихи: «Господь воцарися»; если же бывает другой праздник, то полагаются другие избранные из псалмов стихи; если же празднуется память какого-либо святого, то поются по чину стихи из псалмов, соответствующие воспоминаемому лицу, то есть в честь святителя, мученика или преподобного.
Встречая Господа Спасающего, молимся полными радости и надежды словами праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Своего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
В будничном богослужении «Ныне отпущаеши» имеет не только смысл исповедания нашей радости о Господе пришедшем: эта молитва, вместе с тем, — напутствие ко сну грядущим, напоминание о последнем сне, сне смерти, чтобы мы шли ко сну с мыслью о Господе и суде Его.
Библиотека Русской веры
Последование Вечерни →
Благословение хлебов
По окончании пения стиховных стихер священник подходит к стоящему посреди храма столу, на котором находится блюдо с пятью хлебами и сосудами с пшеницею, вином и маслом. Во время пения троекратно тропаря совершается каждение вокруг стола, а по окончании пения диакон возглашает: «Господу помолимся», на что певцы отвечают: «Господи помилуй». Затем священник произносит особую молитву, заканчивая ее крестообразным ограждением одним из хлебов над другими хлебами. В этой молитве священник просит Господа, благословившего пять хлебов и пять тысяч народа насытившего, благословить предложенные хлебы, пшеницу, вино и масло, умножить их во всем мире и вкушающих от них верных освятить.
Обычай благословения хлебов есть отзвук древних «агап», трапезы верных, после совершения «бдения». Всенощное бдение в первые века, когда Церковь еще скрывалась в темноте катакомб, а отчасти и во времена святителя Иоанна Златоуста, длилось с вечера и до утра, всю ночь (Касс., кн. III, гл. 8 и 9). Поэтому для подкрепления верующих, намеревающихся остаться на всю ночь в Церкви, после пения вечерни обыкновенно раздроблялись и раздавались хлебы, пшеница, вино и елей. Священник, в заключение вечерни испросив благословение Господне на присутствующих в храме, с диаконом выходили из алтаря, садились на свое место со всеми присутствовавшими в храме, и все вкушали благословенную пищу с елеем.
Порядок вечерни
Иерей: «Благословен Бог наш».
Чтец: «Аминь»; «Царю небесныи»; Трисвятое и по «Отче наш», «Господи помилуй» 12 раз; Слава и ныне; «Приидите поклонимся» (трижды); псалом 103 «Благослови, душе моя, Господа»; ектения великая; кафизма рядовая; малая ектения. После малой ектении, «Господи воззвах» и стихеры на 6: три из Октая и три из Минеи. Слава и ныне; Богородичен (если среда или пяток — крестобогородичен, из Минеи же наряду). Если в Минее на «Слава» положена стихера святому, тогда на «И ныне» поется Богородичен по гласу этой стихеры. После Богородична читается: «Свете тихий»; прокимен дню; «Сподоби, Господи».
Затем просительная ектения: «Исполним вечерние молитвы». После этой ектении поются стихеры «на стиховне» — из Октая. После стихер чтец читает: «Ныне отпущаеши»; Трисвятое и «Отче наш». После «Отче наш», тропарь святому из Минеи; Слава и ныне; Богородичен, по гласу тропаря и по дню. Затем сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».
После ектении бывает отпуст:
Диакон или иерей: «Премудрость»
Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;
Певцы: «Честнейшую херувим»;
Иерей: «Слава Тебе, Боже наш»;
Певцы: Слава и ныне; «Господи помилуй», дважды; «Господи благослови»;
Иерей: «Христос истинный Бог наш» и прочее;
Певцы: «Аминь»; «Господи помилуй», трижды.
Порядок великой вечерни
Великая или полиелеосная вечерня отличается от повседневной вечерни следующим:
1) стихеры «на Господи воззвах» и стихеры «на стиховне» поются только из Минеи: Октай не употребляется, а Богородичны после стихер и тропаря поются воскресные;
2) вместо рядовой кафизмы поется: «Блажен муж» (1-й антифон первой кафизмы);
3) после стихер «на Господи воззвах», во время пения Богородична, бывает малый выход с кадилом, а после прокимна читаются три паремии;
4) после паремий такой порядок вечерни: ектения: «Рцем вси»; читается: «Сподоби, Господи»; ектения: «Исполним вечерния молитвы наша»; стихеры «на стиховне»; «Ныне отпущаеши»; Трисвятое; «Отче наш»; тропарь; Слава и ныне; Богородичен. Затем отпуст, как на вседневной вечерне.
Порядок малой вечерни
Малая вечерня от повседневной отличается следующим:
1) не бывает: великой ектении, рядовой кафизмы, малой ектении, а также и просительной;
2) вместо полной сугубой ектении произносится сокращенная из трех прошений: 1) Помилуй нас, Боже; 2) о стране и 3) за всю братию и за вся христианы;
3) стихеры «на Господи воззвах» поются только на 4.