ведущий бухгалтер это кто и чем занимается
Роль ключевого специалиста: должностная инструкция ведущего бухгалтера
На современных крупных предприятиях может учреждаться должность ведущего бухгалтера.
Это, как правило, специалист, имеющий стаж работы продолжительностью несколько лет и достаточный опыт для профессионального выполнения обязанностей в полном объеме.
Будучи ключевым специалистом, ведущий бухгалтер выполняет координирующую и частично руководящую роль в своем отделе, при этом одновременно и занимаясь профессиональными обязанностями.
Отличие ведущего от главного
Не следует путать ведущего бухгалтера с главным. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно директору и возглавляет отдел бухгалтерии на предприятии. Все ключевые вопросы находятся в его ведении.
Ведущий бухгалтер является руководящим специалистом, но согласует свои решения с главным бухгалтером, может быть принят на работу и уволен директором по согласованному решению директора и главбуха.
Когда необходим?
Обычно такой специалист необходим на предприятии, где численность штата измеряется десятками и сотнями человек, а сам бухгалтерский отдел обрабатывает большой объем информации и нуждается в том, чтобы все обязанности были четко разделены между сотрудниками.
Руководство предприятия вправе само градировать должности всех, кто находится в подчинении главбуха: они могут быть ведущими, старшими или младшими специалистами.
Разделение должностных инструкций позволяет упростить и оптимизировать работу, поручить менее важные, но более многочисленные вопросы младшим специалистам, а на ведущего возложить более ответственные обязанности, сделав его связующим звеном между остальными младшими специалистами и руководителем бухгалтерии на предприятии.
Образец должностной инструкции ведущего бухгалтера.
Какие обязанности?
Типовая инструкция предписывает старшему бухгалтеру делать следующее:
Функции
Кроме того, правом вменять ведущему специалисту новые функциональные обязанности обладает его непосредственный руководитель.
В общем виде деятельность ведущего бухгалтера может сводиться к следующим функциям:
Права
Ведущий бухгалтер наделен следующими правами:
Ответственность
При работе этого специалиста ответственность может быть:
Дополнительные поводы для ответственности могут возникнуть, если ведущий бухгалтер:
При этом данный ведущий работник бухгалтерии выполняет координирующую роль, хотя и не руководит работой других специалистов, как это делает главный бухгалтер.
Помимо профессиональных обязанностей, ведущий бухгалтер выполняет также работу, направленную на повышение эффективности и стабильности работы отдела, контролирует соблюдение нормативных и прочих требований, предъявляемых к документации.
Роль такого работника особенно хорошо заметна на крупном предприятии со сложной структурой, требующем четкой координации и слаженности.
Образец должностной инструкции ведущего бухгалтера.
Какими НПА регулируется составление ДИ ведущего бухгалтера
Должностная инструкция — значимый элемент кадрового документооборота на любом современном предприятии. Однако ее форма не закреплена ни в одном из действующих нормативно-правовых актов. Более того, составление ДИ не требуется в силу положений ТК РФ. Данный документ нужен главным образом для удобного внутрикорпоративного взаимодействия руководства предприятия и наемных сотрудников.
ДИ для бухгалтера может быть составлена на основе действующих профессиональных стандартов, которые, в свою очередь, утверждены федеральными НПА. К таковым относятся:
Следует отметить, что положения второго НПА обязательны к применению работниками не всех хозяйствующих субъектов, а только (как следует из совокупности положений ст. 195.3 ТК РФ, ст. 7 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также постановления Правительства России от 27.06.2016 № 584):
Положения НПА, рассмотренных выше, а также сложившаяся практика российского кадрового менеджмента позволяют в общем случае (который правомерно рассматривать частному предприятию, не подпадающему под критерии обязательности применения указанного профстандарта) сформировать следующую структуру ДИ ведущего бухгалтера.
ДИ ведущего бухгалтера: общие положения
В 1-м разделе большинства ДИ (как для бухгалтеров, так и для многих других специалистов) фиксируются общие положения. Один из его важнейших пунктов отражает требования к опыту и уровню образования сотрудника.
В силу особенностей трудовой функции ведущего бухгалтера кандидат на данную должность обязан иметь достаточно большой опыт работы — от трех лет, а также диплом о высшем образовании.
Отмеченным критериям соответствует квалификация бухгалтера 1-й категории в соответствии с Квалификационным справочником. В свою очередь, для выполнения трудовых функций, определенных в приказе № 103н, бухгалтер 1-й категории может иметь и среднее профессиональное образование, но при наличии опыта работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года.
Таким образом, в данном разделе ДИ можно указывать как строгие требования (например, об обязательном высшем образовании) согласно Квалификационному справочнику, так и несколько более либеральные, прописанные в приказе № 103н.
Помимо уровня образования и опыта работы, в ДИ ведущего бухгалтера могут быть закреплены квалификационные требования, отражающие необходимые компетенции специалиста.
ДИ ведущего бухгалтера: квалификационные требования
В должностной инструкции ведущего бухгалтера фиксируется, что специалист соответствующего профиля должен быть компетентен:
Перечисленные квалификационные требования соответствуют функциональным обязанностям ведущего бухгалтера, которые также фиксируются в отдельном разделе его должностной инструкции.
Функциональные обязанности ведущего бухгалтера
В их структуру могут входить такие обязанности, как:
Следующий важнейший раздел ДИ ведущего бухгалтера отражает права этого специалиста.
Раздел о правах
В положениях данного раздела ДИ фиксируются права:
В ДИ также необходимо включить раздел, отражающий критерии ответственности специалиста за свои действия на работе. Рассмотрим, как он может выглядеть.
Раздел об ответственности
В данном разделе может фиксироваться, что работник несет ответственность:
В ДИ ведущего бухгалтера также могут входить дополнительные разделы, в которых прописываются:
Работодатель обязан знакомить работников с локальными нормативными актами (ЛНА), иначе он может быть оштрафован. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и прочитайте, какие еще ЛНА, помимо должностной инструкции, должны быть в наличии, как верно довести их до сведения сотрудников и что будет, если этого не сделать.
Где скачать образец ДИ для ведущего бухгалтера
Образец должностной инструкции ведущего бухгалтера, составленный нашими экспертами, доступен вам на нашем сайте.
Итоги
Должностная инструкция ведущего бухгалтера — документ, в основных разделах которого регламентированы квалификационные требования к специалисту, его обязанности, права, а также установлены пределы ответственности работника.
Вместе с тем предложенная нами структура ДИ не является закрытой. Ее можно корректировать и дополнять исходя из специфики трудовой функции ведущего бухгалтера на конкретном предприятии.
Изучить иные полезные нюансы кадрового делопроизводства на современном предприятии вы можете в статьях:
Хотите стать главным бухгалтером? Узнайте все тайны профессии
главный бухгалтер, победитель конкурса «Лучший бухгалтер России»
Расскажем про функции главного бухгалтера, требования к нему, про права и ответственность, подводные камни и пути развития
Эта статья — выжимка самой важной информации из вебинара «Как стать главным бухгалтером и к чему готовиться в новой должности». Читайте, вдохновляйтесь, развивайтесь в профессии.
Кто есть главный бухгалтер, где его место в системе
Ответ на этот вопрос — в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
Какие виды бухучета есть, где развиваться и расти
Поделюсь опытом
В начале 90-х, в начале становления того бухгалтерского учета, который мы с вами сейчас видим, все мечтали быть банковскими бухгалтерами. Это было модно, престижно, денежно. Не избежал этого и я: я был банковским бухгалтером, что тогда очень помогло мне расширить кругозор, потому что я понял специфику этого вида.
До середины 2000-х все хотели быть банковскими бухгалтерами, чтобы работать в банках.
Определитесь, каким бухгалтером вы хотите быть: общим, банковским или бюджетным. Прислушайтесь к себе, учтите свой предыдущий опыт, постройте вектор развития. В этом вам поможет видео Контур.Школы о том, как бухгалтеру построить план профессионального развития.
Функции главного бухгалтера. Чем он занимается
Бухгалтерская иерархия
Главный бухгалтер в первую очередь — организатор работы всей бухгалтерской службы. Мы не рассматриваем сейчас маленькие компании, где один человек во всех лицах и выполняет все функции. Мы рассматриваем организацию, где есть небольшой штат:
Если на этих двух участках у вас находятся люди, в компетенциях которых вы уверены, то вам повезло. Главный бухгалтер не может вникать во все, но он подписывает те документы, которые для него готовят другие бухгалтеры — его подчиненные. Мы не можем проверить расчет заработной платы по каждому сотруднику, потому что их в штате может быть 150 и более, мы можем только взять ведомость, подписать ее и надеяться, что тот человек, который производил расчет заработной платы, компетентен, честен, профессионален и все сделал правильно.
К сожалению, физически вы не можете проверить все, надо людям доверять. Вы не можете проверить списание материалов, реализацию товаров — все материальные отчеты, но вы будете подписывать эти документы.
Правильно расставить людей, рассадить их в зависимости от их уровня знаний и компетенций — это ваше знание психологии, которое вам придется проявить на своем месте.
Мы рассмотрели иерархические требования, а каковы задачи главбуха?
Основные задачи главного бухгалтера
В конце статьи есть шпаргалка
Недостатки профессии главного бухгалтера
Права главного бухгалтера
Документация
Требования к главному бухгалтеру
Федеральный закон о бухучете определяет строго закрытый перечень организаций, к главным бухгалтерам которых предъявляются определенные требования (ст. 7).
Требования установлены к главбухам :
В этом списке организации, где задействованы интересы акционеров, инвесторов, третьих лиц, где вкладываются чужие деньги, где нужен профессиональный контроль за активами. К главбухам других коммерческих организаций, осуществляющих другую деятельность (к примеру, торговую, строительную, транспортную), индивидуальным предпринимателям, такие требования не предъявляются, но могут быть предъявлены по желанию руководителя.
Требования к главному бухгалтеру (указанной выше группы организаций, ст. 7 Закона о бухучете)
Компетенции главного бухгалтера
Эти шесть пунктов входят в сферу компетенций и требований к главному бухгалтеру. На основе этих компетенций составляются программы обучения главных бухгалтеров.
Ответственность главного бухгалтера
Если вы стали главбухом, если уж вы имеете право принимать управленческие решения, если вы имеете право казнить или миловать, то за свои поступки, действия и решения надо отвечать.
Административная ответственность
Главный бухгалтер — единственное лицо в организации, имеющее право наравне с руководителем ставить свою подпись на документах хозяйственного и финансового характера. Еще совсем недавно банк открывал счета только при наличии двух подписей: директора и главного бухгалтера. Директор подписывает платежное поручение, но банк принимал его еще и с подписью главбуха.
Да, теперь это изменилось — сейчас можно только одну подпись. Но ответственность несется наравне.
Административная ответственность накладывается на главного бухгалтера, если в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) им обязанностей, возложенных на него трудовым договором или должностной инструкцией, допущено правонарушение по КоАП РФ.
Уголовная ответственность
Тоже вероятна. Привлечь главбуха к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов с организации или неисполнение ей обязанностей налогового агента могут, если он осознанно (умышленно) участвовал в совершении этих преступлений (ст. 199, 199.1, 199.4 УК РФ, пп. 3, 7, 17 Постановления Пленума ВС от 28.12.2006 № 64).
Совсем недавно в Мещанском суде Москвы озвучили приговор нашей коллеге — главному бухгалтеру режиссера Кирилла Серебренникова (она получила 2,5 года, она была освобождена в зале суда, потому что отсидела срок на предварительном следствии, но она получила судимость по ст. 198, 199). Суд счел, что вина и участие бухгалтера в преступных схемах доказаны. Если будет доказано участие бухгалтера в таких преступлениях, то уголовная ответственность неизбежна.
Субсидиарная ответственность
При субсидиарной ответственности есть основной и дополнительный должники. Именно последний несет субсидиарную ответственность. Субсидиарную ответственность применяют, когда долги компании, в том числе по налогам и взносам, взыскивают с контролирующих лиц, то есть с людей, которые могли давать указания или определять действия компании.
Чаще всего к ответственности привлекают директора, иногда учредителей, но могут привлекать и главного бухгалтера: взыскать долги с главбуха могут, например, если он участвовал в схемах ухода от налогов или составлял недостоверную отчетность.
Как стать главным бухгалтером
С улицы главным бухгалтером не станешь. Учитывая весь мой опыт, я могу сказать, что надо пройти определенные этапы.
В конце статьи есть шпаргалка
Этапы становления главного бухгалтера
Перспективы дальнейшего роста и развития в бухгалтерской профессии
Законодательство позволяет вам стать не только главбухом. Если вы будете развиваться, вы сможете стать главным бухгалтером группы компаний, составляющих консолидированную отчетность, а затем, когда вам по силам сводная отчетность, и руководителем хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги бухгалтерского учета. Речь идет о такой аутсорсинговой компании, которая оказывает услуги по сводной отчетности, консолидированной отчетности, МСФО, а потребуется — и с отчетностью на иностранном языке.
Нет предела совершенства главного бухгалтера. Всегда при желании можно расти дальше. Профессия очень интересная, и карьерный рост интересный:
Бухгалтеров много, но стать профессиональным главным бухгалтером — это занять место в иерархии сегодня. И тогда никакие временные потрясения, никакие экономические катаклизмы не будут страшны. Профессионализм всегда был, есть и будет в цене.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Как стать главным бухгалтером. Методичка 708.5 КБ
Должностная инструкция ведущего бухгалтера
Должностная инструкция ведущего бухгалтера является документом, описывающим права и ответственность специалиста. Данная инструкция регулирует весь спектр взаимоотношений ведущего бухгалтера: от топ-менеджмента организации до подчиненных специалистов. Инструкция включает несколько базовых разделов, дополняемых по мере необходимости пунктами, связанными со спецификой фирмы и конкретикой деятельности специалиста.
Образец должностной инструкции ведущего бухгалтера
1. Общие положения
2. Основные функции
В перечень функций ведущего бухгалтера входят:
3. Ответственность ведущего бухгалтера
За ненадлежащее выполнение функций ведущий бухгалтер несет следующую ответственность:
4. Права
Ведущий бухгалтер располагает следующими правами:
5. Условия труда
6. Должностные связи
Для качественного исполнения обязанностей ведущий бухгалтер взаимодействует:
Зачем нужна должностная инструкция
Этот документ очерчивает обязанности и права специалиста, служит основой для его взаимоотношений с руководством и является базовым документом для разрешения возможных юридических споров.
Руководство фирмы с помощью данной инструкции имеет четкое представление о функционале специалиста, сфере его ответственности и правах.
Чем подробнее будут описаны моменты деятельности ведущего бухгалтера, тем меньше будет риск развития конфликтных ситуаций.
Что нужно знать при составлении инструкции
В действующем законодательстве не прописана определенная форма должностной инструкции. Поэтому фирмы имеют широкий спектр возможностей при её составлении. Обычно инструкция включает 4 базовые части, а также несколько дополнительных, включаемых по желанию.
В дополнительные части могут входить, к примеру, условия труда и должностные связи. Сама инструкция составляется в единственном варианте и удостоверяется подписями руководства организации и специалиста. Разберем ключевые разделы более подробно.
Общие положения
В этой части описываются основные моменты трудовой деятельности специалиста.
Особенно важны пункты, устанавливающие необходимые знания и навыки для занятия данной должности, а также требования к формальной квалификации.
Типовыми пунктами являются нормы, на которые должен ориентироваться специалист, а также требования к знакомству с инструкциями и документами.
Основные функции
Этот раздел перечисляет функции ведущего бухгалтера. По усмотрению руководства фирмы он может быть изменен или дополнен, в соответствии со спецификой деятельности конкретного бухгалтера. Отметим, что требуемые функции не должны выходить за пределы соответствующих компетенций специалиста.
Ответственность
В этом разделе прописывается дисциплинарная и материальная ответственность. Прописывается именно общая ответственность, а конкретная определяется в соответствии с пунктами действующего законодательства.
Права
Кроме перечисления общих прав, здесь важно прописать процедуры получения сведений, необходимых для ведения и сдачи отчетности. Эти права не должны выходить за пределы обязанностей специалиста.
Условия труда
Сюда можно включить не только общие гарантии и льготы, но и касающиеся специфики деятельности бухгалтера (командировки, подписка на отраслевые издания).
Должностные связи
Важный раздел именно для этой специальности. Здесь нужно ясно обозначить лиц, с которыми специалист должен взаимодействовать в части получения документов, нужных для качественного выполнения возложенных инструкцией функций. В частности, это нужно для сдачи налоговой документации и публикации квартальной и годовой отчётности.
Документ для вступления в силу дополняется сведениями о специалисте (паспортные данные и ФИО) и заверяется подписью сотрудника. Проставлять печать для инструкции необязательно.
«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер
В Кирове
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.
Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.
Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.