ведомственный пляж что означает
О праве доступа на пляж: что делать, если не пускают?
Президент отделения Верховенства права и развития International Informatization Academy, к. ю. н.
специально для ГАРАНТ.РУ
Приехать в отпуск на морской курорт и увидеть, что большинство пляжей обнесено заборами, а проход на них закрыт. Попасть на них можно только по пропускам «для своих». Согласитесь, весьма неприятная ситуация! Тем не менее для многих российских курортных городов, увы, она стала действительностью.
Каждый санаторий или пансионат, имеющий собственный пляж, старается ограничить на него доступ. Причин тому может быть множество: от проявления заботы за безопасность отдыхающих, так и банальным нежеланием нести дополнительные расходы на поддержание пляжа в надлежащем состоянии.
Причем запрет обычно касается как туристов, так и местных жителей. Соответственно, даже обладатели роскошных апартаментов с видом на море, могут через некоторое время с удивлением узнать, что на море они могут только смотреть из окна или с балкона, а чтобы искупаться им нужно идти несколько километров до городского пляжа.
Но есть ли у подобных ограничений юридические обоснования? Анализ правоприменительной практики показывает, что введение подобных запретов во многих случаях является прямым нарушением действующего законодательства и может рассматриваться в качестве классического примера самоуправства. Грозный вид охранников пляжа порой оказывается уж слишком убедительным и тратить свое драгоценное отпускное время на препирательства с ними, и уж тем более, на написание жалобы многие отдыхающие попросту не хотят.
Тем не менее если на отдыхе вы столкнулись с подобной ситуацией, возможно, вам пригодятся ссылки на нормативные акты и рекомендации, изложенные в настоящей колонке.
Так, прежде всего, следует помнить про существование ст. 6 Водного кодекса, согласно которой, по общему правилу, любые поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к таким водным объектам и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Для общего пользования также отводится береговая полоса земли вдоль береговой линии (границ водного объекта) шириной 20 м (ч. 6, ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ). Для каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, размер находящейся в общем пользовании береговой полосы составляет 5 м.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Исключение из общего правила составляют лишь случаи установления режима обособленного водопользования, когда на основании ч. 2 ст. 38 Водного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты или их части были предоставлены для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Черное море признается водным объектом общего пользования (общедоступным водным объектом). Следовательно, и береговая полоса Черного моря предназначена для общего пользования (постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 г. № 21АП-1204/2016 по делу № А83-4336/2015).
Каких-либо особых правил или исключений в отношении береговой полосы территорий поселений Водный кодекс РФ также не содержит (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2012 г. по делу № А23-5258/2011). Круг лиц, имеющих право доступа к береговой полосе водного объекта, не ограничивается только жителями соответствующего населенного пункта (апелляционное определение Ярославского областного суда от 5 апреля 2012 г. по делу № 33-1694/2012).
Существующий порядок распространяется и на территории объектов исторического и культурного наследия (решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 августа 2016 г. №7-1334/2016 по делу №12-250/2016).
Таким образом, в данном случае, понятие «свободный доступ» подразумевает не только возможность прохода к берегу, но и возможность граждан использовать всю береговую линию безвозмездно и без ограничений (решение Краснодарского краевого суда от 1 декабря 2015 г. по делу № 12-4052/2015). В силу требований ст. 6 Водного кодекса РФ беспрепятственный доступ должен быть обеспечен ко всему водному объекту общего пользования и его береговой полосе. По этой причине, при рассмотрении споров не имеют принципиального значения аргументы сторон о возможности доступа лиц к водному объекту за пределами конкретного земельного участка (определение Приморского краевого суда от 19 декабря 2011 г. по делу № 33-12166, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 г. по делу № А70-8868/2011).
Обязанность владельца прибрежного земельного участка соблюдать санитарно-эпидемиологическое законодательство также не исключает обязанности обеспечить беспрепятственный доступ граждан к водному объекту для купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 г. по делу № А70-8868/2011). Само по себе наличие требований санитарно-эпидемиологических норм (в том числе СанПин 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации») о необходимости ограждения территории оздоровительных лагерей и санаториев заборами со стороны суши, не свидетельствует о том, что ограждение таких зон не может быть установлено так, чтобы не препятствовать доступу к водному объекту общего пользования других лиц. Руководство таких организаций не лишены возможности обеспечить безопасное пребывание отдыхающих, в том числе и детей иными способами, предусмотренными законом, без нарушения действующего законодательства.
Сама по себе обязанность по обеспечению безопасности людей в пределах участка водопользования не порождает право на установку ограждения, создающего препятствие для свободного прохода к водному объекту общего пользования и ограничения, создающего препятствие для свободного прохода к водному объекту общего пользования и ограничение прав граждан, предусмотренных ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2017 г. № 12АП-1544/2017 по делу № А57-26287/2016).
Установление ограничений или дополнительных условий для доступа граждан к водным объектам общего пользования является недопустимым (решение Севастопольского городского суда от 31 октября 2016 г. по делу № 21-328/2016). Согласно решению Севастопольского городского суда от 31 октября 2016 г. по делу № 21-328/2016 при наличии ограждений земельного участка, наличие калиток (дверей) в нем, не свидетельствует, безусловно, о свободном доступе граждан в зону береговой полосы в спорном месте.
Вместе с тем, даже на водных объектах общего пользования купаться можно только в строго отведенных и оборудованных надлежащим образом местах. Установление территории, на которой разрешено купаться и определение мест, где купание запрещено, ограничено или приостановлено определяется решением региональных органов власти и местного самоуправления (определение ВС РФ от 16 декабря 2015 г. по делу № 117-АПГ15-6).
На основании ч. 5 ст. 6 Водного кодекса РФ информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через СМИ и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
Таким образом, конкретные запреты и ограничения в отношении использования водных объектов общего пользования (в том числе и запрет на купание) могут быть введены только органами власти или местного самоуправления, но никак не в «частном порядке». Причем при установлении подобного запрета, он будет распространяться на всех лиц, без исключения. Его выборочное применение к конкретным лицам недопустимо.
Основание потребовать, в том числе через органы прокуратуры и в судебном порядке, права доступа на береговую полосу есть у каждого и в том случае, если ограждение береговой полосы имеется за ее границей (далее 20 м от «воды») и тянется на значительное расстояние.
В связи с вышеизложенным собственникам и арендаторам прибрежных участков можно порекомендовать предусмотреть такую схему ограждения на своем земельном участке, которая не препятствовала бы доступу граждан (в том числе, инвалидов колясочников и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) к береговой полосе водного объекта. К примеру, ограждение может быть установлено за 2-3 м до края находящегося в их собственности прибрежного участка и не выходить на береговую полосу. При этом в образовавшемся проходе вполне могут быть установлены механические приспособления, ограничивающие свободный въезд на береговую полосу транспортных средств.
Если же такая схема заграждений конструктивно невозможна или заграждения уже установлены и их модернизация или снос требуют несоразмерных затрат и неудобств, то владельцу земельного участка следует организовать возможность беспрепятственного прохода к береговой полосе через огороженную часть находящегося в его владении участка. Причем исходя из отсутствия в тексте ст. 6 Водного кодекса РФ подобных ограничений, такой доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе должен быть обеспечен в любое время суток, в том числе и в ночное время, а также в период действия ограничений или запрета водопользования.
На основании ст. 8.12.1 КоАП, несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет наложение административного штрафа:
Описанное данной статьей правонарушение влечет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации прав граждан на свободный неограниченный доступ к береговой полосе и водным объектам общего пользования с установленным в отношении них режимом общего пользования и про этой причине совершение подобных деяний не может быть определено как малозначительное.
Привлечение к ответственности по данной статье допустимо вне зависимости от наличия или отсутствия данных о потерпевших, их количестве, размера причиненного им ущерба, а также наличия жалоб лиц, считающих, что их право свободного доступа к водному объекту общего пользования и его береговой полосе было нарушено.
В качестве субъекта административной ответственности, предусматриваемой комментируемой статьей, могут выступать юридические и физические лица, в том числе, ИП, а также должностные лица. При этом должностным лицом, которое может быть привлечено к ответственности по рассматриваемой статье может быть признано лицо, непосредственно допустившее установленное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. К примеру, это может быть не только руководитель организации, но и лицо, занимающее должность инженера по охране окружающей среды, который должным образом не предпринял достаточных мер по исполнению требований федерального природоохранного законодательства (решение Краснодарского краевого суда от 1 декабря 2015 г. по делу № 12-4052/2015). Возложение соответствующих должностных обязанностей на конкретного сотрудника организации само по себе не исключает возможности признания виновным в совершении административного правонарушения руководителя организации.
Головой в песок
В стране для 35 миллионов жаждущих отдохнуть у воды катастрофически не хватает благоустроенных городских пляжей со спасателями, питьевой водой, урнами для мусора и безопасным дном.
По данным Ростуризма, по норме на одного отдыхающего полагается два квадратных метра пляжа. Но норма не соблюдается, потому что в России пляжных территорий, где обследовано дно, взяты пробы воды, организовано дежурство спасателей, милиции, врачей, в 2-3 раза меньше необходимого. Особенно возле городских водоемов на городских муниципальных пляжах.
Впрочем, многие муниципалитеты передают в последнее время пляжи в управление частных компаний без обременений. А те, вкладывая значительные средства в непредсказуемый летний купальный сезон, это, как правило, от 3,5 миллиона рублей, компенсируют свои затраты за счет населения. Доступ к воде становится платным. Вячеслав Новиков считает, что традиционно россияне не готовы в короткое летнее время отдыхать на платных пляжах. Поэтому пляжи должны быть государственными и бесплатными. На уровне муниципалитета нужно проводить тендеры и выбирать те компании, которые смогут качественно управлять пляжами. А деньги брать только за дополнительные услуги- парковку автомобилей, шезлонги. В таком случае деятельность коммерческих компаний не будет убыточной.
Кстати, с 2007 года впервые в России начала действовать добровольная система классификации пляжей, подтягивающая их до международного уровня. Все пляжи, которые классифицируются по этой системе, должны предоставлять населению определенный перечень бесплатных медицинских, спасательных услуг, бесплатные раздевалки, туалеты, души. Но из нескольких тысяч российских пляжей к этой системе присоединились всего несколько пляжей. Да и то на морском побережье Кавказа. Система-то добровольная.
С начала лета в России, по данным МЧС, утонуло около 2 тысяч человек. Большинство погибших находились в нетрезвом состоянии. Практически все трагедии, как выяснили корреспонденты «РГ», произошли на так называемых стихийных пляжах.
С начала открытия купального сезона в водоемах Тамбовской области утонули 39 человек. Особую тревогу вызывают факты смерти детей, причем в составе организованных групп под руководством преподавателей. Дети купались либо в необследованном месте, либо на оборудованном и прошедшем проверку пляже, но не в специальном месте для купания. По этим фактам возбуждены уголовные дела.
И только в Ульяновской области эта трагическая статистика показала снижение несчастных случаев на воде.
Александр Никуличев, ведущий специалист-эксперт отдела ГИМС ГУ МЧС по Ульяновской области:
— Штрафовать за купание в неположенных местах, на мой взгляд, не лучший выход. Тем более если это происходит там, где «запрещенным» пляжам нет разрешенной альтернативы.
Ирина Соколова, руководитель правового управления Объединения потребителей России:
— За любые травмы, полученные при купании, должен платить владелец или арендатор пляжа.
Например, если это платный пляж, то компенсацию выплачивает юридическое лицо, которое оказывает вам услугу купания. И за все время вашего пребывания на берегу ответственность за безопасность несет это юрлицо. Компании в принципе за то, что получают деньги, обязаны вам гарантировать, что ни мусора, ни арматуры в воде нет.
С муниципальными пляжами сложнее. Закон по защите прав потребителей при происшествиях на них не действует. Этот документ регулирует только отношения между потребителем и фирмой, которая получила деньги. На муниципальном берегу за вход вы не платите. И тут вступает в силу Гражданский кодекс. Придется еще доказывать, что порезались вы по вине хозяина пляжа. И чаще всего приходится это делать через суд. Ответственные при этом должны быть городские службы. За антисанитарное состояние пляжа также отвечает владелец или арендатор. Роспотребнадзор проводит проверку территории, если на пляж поступают жалобы от купающихся. И по итогам своего изучения накладывают штраф. В этом году, правда, не было ни одного обращения или жалобы. По всей видимости, из-за аномальной жары многим уже все равно, где купаться.
Подготовили: Евгений Писарев (Тамбов), Валентина Зотикова (Саранск), Ольга Дмитренко (Самара), Денис Передельский (Орловская область), Виктория Чернышова (Ульяновская область), Анна Колесник (Свердловская область), Виктор Чемодуров (Курская область), Нина Рузанова (Новосибирская область), Татьяна Зыкова, Мария Жебит (Москва).
Место нашли у воды
Пляжем предлагается называть «часть береговой полосы водного объекта общего пользования, предназначенной для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом». Использовать водные объекты можно только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии условиям безопасности для здоровья населения. Это же требование Минэкономразвития предлагает распространить и на пляжи.
Сейчас пляжи проверяются Роспотребнадзором на основе договоров, заключенных с эксплуатантами пляжей, будь то муниципалитет, частный собственник или арендатор, рассказывает эксперт. А качество пляжей определяется тремя СанПиНами.
Однако вопросов, крайне непростых и капиталоемких, к содержанию пляжей и их статусу много, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Эту сферу необходимо регулировать, считает он.
Попытки закрепить использование пляжей для оздоровления и отдыха, а также повысить их статус на федеральном уровне предпринимались и раньше. В 2017 году появилась возможность передавать часть акватории, то есть водной полосы в пользование физкультурно-спортивным организациям, туроператорам или турагентам без аукциона для организации отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Теперь Минэкономразвития предлагает это право у туроператоров и турагентов все же отобрать как несоответствующее законодательству в сфере туризма. То есть использовать акваторию смогут только физкультурно-спортивные организации.
С 2018 года была введена классификация отелей, лыжных трасс и пляжей. Но классификация пляжей пока добровольная, подчеркивает Барзыкин.
Ведомственный пляж что означает
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Приказ Федерального агентства по туризму от 5 сентября 2006 г. N 119 «Об утверждении Системы классификации пляжей»
В целях повышения качества услуг, предоставляемых в сфере туризма, обеспечения соблюдения современных стандартов обслуживания и гармонизации их с международными требованиями, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Систему классификации пляжей.
2. Заместителю руководителя Ростуризма (Назина Н.А.) разработать и утвердить план мероприятий по реализации Системы классификации пляжей.
Руководитель | В.И. Стржалковский |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 октября 2006 г.
Регистрационный N 8391
Система классификации пляжей
(утв. приказом Федерального агентства по туризму от 5 сентября 2006 г. N 119)
I. Общие положения
1.2. Система рекомендуется к применению на добровольной основе.
II. Основные цели
Основными целями создания Системы являются:
гармонизация критериев классификации пляжей в Российской Федерации с существующей зарубежной практикой;
обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и качества услуг, предоставляемых на пляжах;
дифференциация пляжей в зависимости от качества и ассортимента предоставляемых услуг;
обеспечение потребителя полной и достоверной информацией (в т.ч. о соответствии пляжа категории);
повышение конкурентоспособности услуг пляжей;
содействие увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки услуг, предоставляемых на пляжах.
III. Организационная структура Системы и функции ее участников
3.1. Организационную структуру Системы образуют:
Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма;
Комиссия по апелляциям.
3.2. Функции Федерального органа исполнительной власти в сфере туризма:
координирует работу по проведению классификации пляжей;
утверждает решения Комиссии;
выдает свидетельства о присвоении категории пляжам (приложение N 2);
формирует Комиссию по апелляциям;
утверждает решения о приостановлении и об аннулировании свидетельств о присвоении категории пляжам.
осуществляет методическое руководство Системой;
организует разработку и утверждение документов, регламентирующих порядок проведения работ по классификации пляжей;
утверждает состав Комиссии;
разрабатывает и утверждает положение о Комиссии;
принимает заявки на проведение классификации пляжей (приложение N 3);
рассматривает заявки и принимает решение о принятии заявки на проведение классификации пляжей (приложение N 4);
организует публикации и предоставляет сведения об объектах классификации;
проводит подготовку (переподготовку, повышение квалификации) экспертов по оценке состояния установленным в Системе требованиям, ведет реестр экспертов, контролирует их деятельность;
организует проведение экспертной оценки соответствия пляжей;
организует проведение экспертизы документов по предложениям Комиссии и Комиссии по апелляциям;
принимает решение о привлечении экспертов к проведению работ по оценке соответствия пляжей установленным в Системе требованиям;
определяет требования к экспертам, осуществляющим оценку пляжей;
представляет документы по результатам экспертной оценки в Комиссию.
организует изготовление бланков свидетельств категорий пляжей, ведет учет и хранение бланков, а также учет выданных свидетельств;
осуществляет контроль за соответствием пляжей присвоенной категории;
осуществляет сбор и анализ информации по вопросам классификации пляжей;
готовит предложения по совершенствованию Системы;
осуществляет пропаганду в области классификации пляжей.
3.4. Функции Комиссии:
принимает решения о соответствии пляжей, установленной в Системе категории;
готовит предложения о приостановлении и об аннулировании действия свидетельств о присвоении категории пляжам.
В состав Комиссии входят:
председатель Комиссии, избираемый членами Комиссии;
Членами Комиссии являются:
представители федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
представители органов исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответствующих территорий;
представители организаций туристской индустрии и других организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.
В заседаниях Комиссии могут принимать участие представители органов исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на территории которых проводится классификация пляжей.
3.5. Комиссия по апелляциям формируется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма с привлечением представителей организаций туристской индустрии и других организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.
Комиссия по апелляциям собирается по мере необходимости. Апелляции по вопросам, связанным с классификацией пляжей, рассматриваются в порядке, установленном в настоящей главе Системы.
IV. Порядок проведения работ по классификации пляжей
4.1. Классификация пляжей проводится в 2 этапа:
экспертная оценка соответствия пляжей установленным в Системе требованиям;
присвоение пляжам соответствующей категории по результатам экспертной оценки.
4.2. Экспертная оценка соответствия пляжей включает в себя проверку соответствия пляжей требованиям, установленным в Системе.
4.3. Экспертная оценка соответствия пляжей проводится в следующем порядке:
получение по инициативе заявителя заявки на проведение классификации пляжей;
проведение оценки пляжей установленным в Системе требованиям и составление акта.
Заявки на классификацию пляжей направляется в ЦОС. К заявке прилагается анкета-вопросник, содержащая сведения о пляжах.
4.5. После заключения договора на проведение классификации пляжа, ЦОС направляет экспертов для проведения работ по оценке соответствия пляжа минимальным требованиям, установленным в Системе;
К работе экспертов могут привлекаться специалисты в области туризма, представители общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.
4.6. Результаты работы экспертов оформляются актом в 3-х экземплярах.
По одному экземпляру направляются в ЦОС, в Комиссию и заявителю.
4.7. Комиссия рассматривает акт и по результатам рассмотрения принимает решения о присвоении пляжам соответствующей категории или об отказе в присвоении категории. На основании решения Комиссии о присвоении пляжам категории оформляется протокол в 3-х экземплярах, который подписывают председатель и члены Комиссии.
Один экземпляр протокола Комиссия передает в ЦОС.
ЦОС на основании полученного протокола, содержащего решение о присвоении пляжам соответствующей категории, готовит предложения в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма об утверждении решения о присвоении пляжам соответствующей категории.
Свидетельство о присвоении пляжам категории подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере туризма.
В случае отказа в классификации пляжа Комиссия готовит соответствующее решение и направляет его в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма на утверждение. Не позднее 30 дней со дня утверждения решение с обязательным указанием причин отказа направляется заявителю.
4.8. Контроль за соответствием пляжей, прошедших процедуру классификации, соответствующей категории осуществляет ЦОС.
V. Порядок рассмотрения апелляций
5.1. Апелляции по вопросам, связанным с классификацией пляжей, рассматривает Комиссия по апелляциям.
5.2. Комиссия по апелляциям рассматривает апелляции в течение 30 дней после получения документов, поданных заявителем.
При необходимости Комиссия по апелляциям может запрашивать от участников классификации дополнительные материалы. В этом случае срок рассмотрения апелляции увеличивается на время, необходимое для получения запрошенных материалов.
По окончании рассмотрения материалов Комиссия по апелляциям принимает решение и направляет его вместе с материалами по апелляции в ЦОС и заявителю с уведомлением о вручении.
Решение Комиссии по апелляциям является обязательным для исполнения для всех участников классификации.
Комиссия по апелляциям не рассматривает апелляции, связанные с выдачей свидетельств, срок действия которых к моменту подачи апелляции истек.
Требования к пляжам на соответствие категории
1. Требования к обеспечению безопасности
Требование | Категория «I» | Категория «II» | Категория «III» |
---|---|---|---|
Наличие спасательной службы | + | + | + |
Наличие медицинского обслуживания | + | + | — |
2. Требования к информационному обеспечению
Информация для посетителей пляжа размещается на информационном табло.
Информационное табло устанавливается у входа на пляж.
Содержание отдельных полей информационного табло:
информация о соответствующей категории пляжа;
схема объекта, на которой обозначаются:
охраняемая и неохраняемая зоны;
расположение объектов спасательной службы и медицинского обеспечения;
объекты санитарно-гигиенического назначения (туалеты, кабины для переодевания, душ и др.);
расположение водных баз и коридоров для водных видов спорта (вне территории пляжа);
расположение пунктов питания и развлечения;
другие указания по использованию объекта (например «Запрещено для животных», «Запрещен проезд на моторных транспортных средствах» и др.).
Если зона, в которой вывешено табло, является неохраняемой, то следует написать «НЕОХРАНЯЕМАЯ ЗОНА» на русском языке (дополнительно по усмотрению владельца на иностранном языке и родных языках народов Российской Федерации) и рекомендуется выделить надпись красным цветом.
Рекомендуется обозначать расстояние до охраняемой зоны синим цветом.
Информация о соответствующей категории пляжа может доводиться до потребителей путем вывешивания флага.
Рекомендуемые цвета флагов:
3. Требования по обеспечению пляжей объектами санитарно-гигиенического назначения
Категория «I» | Категория «II» | Категория «III» | |
---|---|---|---|
1. Туалеты | да | да | да |
2. Кабины для переодевания | да | да | да |
3. Душ | да | да | да |
4. Местоположение туалетов, кабин для переодевания и душа (объекты) | По всей длине пляжа по одному объекту, (расстояние между объектами каждого вида должно быть не более 100 м) | По всей длине пляжа по одному объекту, (расстояние между объектами каждого вида должно быть не более 100 м) | Не менее одного объекта в обособленных охраняемых зонах пляжа, при этом расстояние между объектами каждого вида должно быть не более 100 м |
5. Урны | по всей длине пляжа (расстояние между урнами не более 100 м) | по всей длине пляжа (расстояние между урнами не более 100 м) | по всей длине пляжа (расстояние между урнами не более 100 м) |
4. Требования к предлагаемым дополнительным услугам на пляжах
Требование | Категория «I» | Категория «II» | Категория «III» |
---|---|---|---|
1. Обеспечение не менее 20% активной пляжной площади для свободного расположения пляжных принадлежностей посетителей пляжа | + | + | + |
2. Обеспечение проходными дорожками и другими удобствами для инвалидов | + | — | — |
3. Пляжные зонты и шезлонги | + | + | — |
4. Столики и матрасы для шезлонгов | + | — | — |
5.Пункты питания и развлечений (из легких конструкции) | + | + | — |
6. Передвижная торговля (разносчики) | — | — | + |
7. Детские зоны | + | + | — |
8. Телефон | + | — | — |
9. Щиты с навешенными на них спасательными кругами | + | + | + |
4.2. Спортивные услуги (рекомендательно)
5. Общие требования к пляжам
5.1. Ежегодно перед началом купального сезона дно акватории пляжей должно очищаться от стекла, острых камней и других опасных предметов.
5.2. Граница заплыва на акватории пляжа должна обозначаться буями оранжевого цвета.
5.3. На пляже должны оборудоваться участки акватории для купания детей и для лиц, не умеющих плавать, с глубинами не более 1,2 м.
5.4. Участки для купания должны обозначаться линией поплавков, закрепленных на тросах или другим доступным способом.
5.5. Пляж должен оборудоваться стендами с материалами по профилактике несчастных случаев на воде и иметь стенды с указанием температуры воды и воздуха.
Приказ Федерального агентства по туризму от 5 сентября 2006 г. N 119 «Об утверждении Системы классификации пляжей»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 октября 2006 г.
Регистрационный N 8391
Текст приказа официально опубликован не был