ведомственное жилье что это такое
Ведомственное жилье — это служебная квартира, можно ли ее приватизировать
Служебное жилье выдается сотрудникам предприятий на время выполнения работы
Ведомственное жильё — это, другими словами, служебное жилое помещение. Оно выдаётся людям на период выполнения определённой работы.
Простым языком, человек едет работать по распределению в другой город. Там работодатель предоставляет ему квартиру или дом.
Его могут получить как специалисты, так и служащие. Каждый человек мечтает о своём собственном жилище, которое впоследствии он сможет передать детям и внукам.
По закону такой вид жилья можно приватизировать, но на определённых условиях. Рассмотрим подробно, что такое служебное жильё и как перевести его в личную собственность.
Ведомственное жильё — что это?
Обычно такое жилье выдается на период, необходимый для выполнения сотрудниками работ в другом городе
Подобное жилище необходимо людям при исполнении их трудовых функций. То есть, к примеру, человек приезжает в другой город для работы, организация предоставляет ему служебную квартиру.
К служебному жилью относятся только отдельные помещения. Нельзя предоставлять, в качестве такого жилья комнаты в квартирах или домах, где проживает несколько квартиросъёмщиков или собственников.
Если рассматривать многоквартирный дом, то предоставляться могут как все квартиры, так и часть из них в качестве служебного жилья.
Полное понятие служебного жилья определяет Жилищный Кодекс РФ.
На такой тип недвижимости вправе рассчитывать следующие категории лиц:
Чтобы человек мог вселиться в такую квартиру следует составить договор социального найма.
Важно понимать, что к составлению такого документа предъявляется ряд требований:
Ведомственная квартира — какие у жильцов права и обязанности? Подобные отношения заключаются специальным договором, который не больше времени действия трудового.
Когда наниматель увольняется, или возможно, заканчивается его контракт, ему и членам его семейства придётся искать иное жилище самим. Конечно, если его не примут на работу в эту же организацию снова. Или не заключат новый контракт.
В индивидуальных ситуациях выселение из указанного жилья не происходит на общих основаниях:
Все вышеперечисленные категории лиц могут быть выселены только с предоставлением иного жилища в этом же населённом пункте.
Когда люди, потерявшие право проживать на территории служебного жилища не желают освободить помещение, появляется необходимость в его выселении.
Законно сделать это можно только по решению суда.
Существует ряд оснований для выселения со служебного помещения:
Это самые распространённые причины выселения по соглашению сторон, а также через судебную инстанцию. В суде обязательно обосновать причину выселения людей.
О возможности приватизации ведомственного жилья
Приватизация такого жилья возможна только в том случае, если предприятие, являющееся владельцем недвижимости примет соответствующее решение
Возможно ла приватизация служебных жилых помещений? По законодательству владельцы жилищного фонда самостоятельно принимают решения разрешать приватизацию служебного жилища или нет.
Кроме того, организация и учреждения так же вправе определять подлежит ли приватизации то или иное служебное помещение.
Другими словами любой собственник сам имеет право принимать решение. Именно поэтому люди проживающие в служебных квартирах пытаются приватизировать её.
Конечно не каждый собственник желает отдать недвижимость. Соответственно наниматели натыкаются и на отказ. На основании закона судебная инстанция тоже, в большинстве случаев, отказывает квартиросъёмщикам в возможности приватизировать такую недвижимость.
Основанием этого служит право собственника самостоятельно принимать решение о приватизации.
Тем не менее, для нанимателей закон оставил выход. Эта процедура возможна, если сама организация собственник даст своё разрешение на процесс приватизации. Заставить такие организации дать согласие невозможно.
Это регламентировано ст. 9 ГК. На её основании собственники самостоятельно принимают решение.
Есть ряд условий, при которых человек вправе претендовать на приватизацию:
Эти рамки утверждены законодательством, с целью защитить интересы работодателей. Каждый человек согласится, что они разумны.
Ведь если бы не было временных ограничений, ведомства замучились бы выдавать квартиры в собственность. Каждый человек старался бы устроиться на работу, где выдают такое жильё с правом последующей приватизации.
Каким образом можно приватизировать ведомственное жильё
Приватизацию служебного жилья начинают с написания заявления, будет ли она произведена — решит собственник
Самое первое, что необходимо сделать человеку при возникновении желания приватизировать ведомственное жильё, это написать заявление собственнику: администрации, ведомству или предприятию.
Подобные прошения рассматриваются около двух месяцев. Здесь может быть два решения: владелец согласен на эту процедуру, либо нет.
Заставить эти организации вынести положительное решение невозможно. Это полностью зависит от желания собственника жилья. Когда принимается положительное решение можно действовать дальше.
Следует понимать, что для приватизации жилья нужно сделать, чтоб оно перестало быть служебным.
Рассмотрим подробно, что для этого требуется сделать:
Совместно с ним следует собрать пакет документации:
Прошение заявителя рассматривается и принимается решение на заключение договора о приватизации недвижимости. Если в документации что-то будет не в порядке, муниципалитет может отказать в проведении приватизации жилья.
Заявитель имеет право исправить недочёты и обратиться с заявлением на приватизацию снова. Когда не выявляется никаких препятствий для проведения данной процедуры, муниципалитет принимает решение заключить договор.
После этого вся документация регистрируется в Рос реестре. После этого приватизация ведомственного жилья считается успешно завершенной.
Многие люди, работающие в бюджете, рассчитывают именно таким образом приобрести своё жилище. Важно понимать, что для проведения процедуры приватизации дом, в котором находится квартира был в собственности муниципалитета.
Когда эта процедура проведена, процесс приватизации осуществляется на общих основаниях, так как квартира уже используется по договору социального найма.
Приватизация служебной квартиры через суд
Получить право на приватизацию ведомственной квартиры через суд — дело весьма проблематичное
Не всегда администрация или ведомство дают согласие на приватизацию такого жилья.
Когда поступает отказ в проведении этой процедуре можно попробовать обратиться в судебную инстанцию.
Для этого нужно подать исковое заявление на одну из организаций:
Конечно, попробовать стоит решить вопрос в судебном порядке. Но шансов здесь практически нет. Так как заставить отдать свою собственность суд, вряд ли, посчитает правомерными такие действия.
Для того, чтобы это произошло должны быть достаточно веские основания.
Добиться перевода ведомственной квартиры в личное владение через судебную инстанцию, можно только, если жильё не оформлено надлежащим образом.
Тут важно заранее узнать был ли официальные перевод жилища в служебную категорию и есть ли регистрация этого факта в Рос реестре.
Только в таком случае выйдет в судебном порядке получить недвижимость в личное владение. Кроме того, муниципалитет тоже не всегда торопится принимать положительное решение о возможности приватизации недвижимости.
Когда дело всё-таки доходит до суда, подать исковое заявление требуется в районную инстанцию, именно по месту нахождения жилья. В заявлении важно обозначить, что муниципалитет препятствует проведению процесса перевода в личное владение.
В законодательстве нет положений, обязывающих владельцев служебного жилищного фонда изменять статус своей собственности
Судья, при наличии веских оснований, принимает положительное решение о приватизации занимаемых площадей.
Тем не менее, важно понимать, что ни одна судебная инстанция не может обязать хозяина недвижимости к заключению подобных договоров.
Это нарушает гражданские права. А законодательство не включает в себя положений разрешающих изменить статус жилища по желанию жильцов.
Следует понимать, что переводить в личное владение жильё, относящееся к ведомственному типу, невозможно, когда человек уже использовал подобное право.
Например, если раньше он жил в такой квартире по договору социального найма и приватизировал её. Устроившись на другую работу и получив ещё одну служебную квартиру, он перевести её в собственность уже не сможет. Это допустимо сделать только единожды.
Итак, ведомственное жильё — это недвижимость, предоставляемая для проживания работников. Служебные помещения допускается приватизировать. Но только как жилище по договору социального найма.
О типичных проблемах с ведомственным жильем — смотрим видео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Ведомственное жилье что это такое
Времени на бесплатную приватизацию жилья в России осталось не так много – срок истекает 1 марта 2017 года, а проблема преобразования формы собственности на недвижимость остается актуальной для многих наших сограждан. С большими трудностями на пути обретения права собственности на квартиру сталкиваются граждане, проживающие на ведомственных квадратных метрах.
Законодателем четко обозначено, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат (Закон Российской Федерации «О приватизации»), но для некоторых людей эти квартиры – единственное жилье, в котором они провели десятилетия, обустроили его, вложили средства, и в случае отказа в приватизации идти им будет просто некуда. Что делать этой категории жильцов, есть ли у них шанс перевести ведомственную квартиру в частную собственность?
Адвокаты юридической компании Mirzoev Group отмечают, что судебная практика по служебному жилью знает больше негативных примеров, чем положительных: многим работникам было отказано в приватизации по причине завершения трудового контракта или по причине расторжения договора найма владельцем (предприятием) в одностороннем порядке.
Что это такое – ведомственная квартира?
Не следует путать понятия жилье по соцнайму и жилье по договору найма, хоть звучат они для обывателя почти одинаково. Соцнайм предполагает проживание в муниципальной квартире, процесс приватизации которой не такой сложный. Договор найма работник заключает с предприятием или организацией на период своей работы, и по истечении времени контракта автоматически завершается и срок найма жилья. Регистрация в служебном жилье не дает гражданину права претендовать на перевод квартиры в собственность.
Казалось бы, законодатель так жестко определил невозможность приватизации служебных квартир, что с этим и поделать ничего нельзя. А если основой нынешнего законодательства во многом остаются еще советские нормативы о ведомственном жилье, когда никто и подумать не мог о приватизации государственного имущества, то ситуация кажется еще более безнадежной.
Приватизировать служебную квартиру без проблем могут только те категории граждан, для которых законодательно предусмотрены исключения:
О том, есть ли шанс у других работников-нанимателей ведомственного жилья получить в собственность заветные квадратные метры, рассказывают специалисты, практикующие в сфере приватизации недвижимости.
Есть несколько способов приватизации. Например, стоит разобраться самостоятельно или с помощью юриста, как перевести служебную квартиру в соцнайм, воспользоваться нюансами законодательства, того же «Закона о приватизации», гласящего о том, что собственники жилого фонда в праве самостоятельно принимать решения о приватизации служебного жилья, и так далее. Выход найдется всегда, если приложить усилия к его поиску.
Способы приватизации служебной квартиры
Накануне завершения бесплатной приватизации практически каждый проживающий в ведомственной квартире всерьез задумывается, как перевести служебное жилье в собственность, и ищет для этого эффективные способы.
Нельзя сказать, что шансы найти решение нулю, так же, как и нельзя отрицать факт, что работодатели и собственники ведомственного жилья охотно идут навстречу просьбам трудящихся и многие из них очень заинтересованы обеспечить постоянным жильем ценного сотрудника.
Есть, конечно, и работодатели с совершенно противоположной точкой зрения…
Но вопрос, можно ли прописаться в служебной квартире, в любом случае остро стоять не должен: подписывая договор найма, человек получает официальную регистрацию по конкретному адресу, которая, повторяем, не дает никакого права на перевод ведомственного жилья в собственность проживающего в нем.
Чтобы временное жилье перешло в статус постоянного, а, значит, собственного, рекомендуем рассмотреть несколько способов, позволяющих реализовать право собственности.
Приватизация ведомственных квартир работниками бюджетных организаций
Служебное жилье предоставляется работникам, чьи обязанности сопряжены с государственной деятельностью:
Чтобы получить право собственности на жилье, работнику достаточно лишь получить согласие собственника (в данном случае – государства) на передачу жилого фонда в муниципальную собственность и оформить договор соцнайма.
Примеры из юридической практики
Вопрос, как приватизировать служебную квартиру, остается актуальным на протяжении всего периода действия государственной программы приватизации. При переоформлении формы собственности ведомственной недвижимости редко кто обходится без юридической помощи, поскольку этот же вопрос «как приватизировать служебную квартиру?» судебная практика относит к решаемым в пользу собственника.
К юристам обратилась вдова работника одного из питерских предприятий с просьбой помочь получить право собственности на служебное жилье, некогда предоставленное ее покойному мужу, получившему травму на производстве, но не приватизировавшему квартиру.
Усилиями юристов в судебном порядке удалось доказать право приватизировать жилье вдовой, но основным доводом была не инвалидность работника (это совершенно не сыграло бы роли, поскольку он при жизни не приватизировал жилье), а изменение названия юридического лица. Суд учел тот факт, что ОАО «Кристалл», на балансе которого числилась недвижимость, и ООО «Кристалл» – совершенно разные организации, и удовлетворил иск в пользу вдовы.
Это достаточно сложное дело – приватизация служебного жилья судебная практика в который раз доказывает жесткость законодательства в этой сфере. Чтобы решить вопрос с приватизацией ведомственной квартиры, необходимо знать и использовать все возможные нюансы и «оговорки» законодателя.
Кто и как может получить служебное жилье
Служебное жилье – это настоящее спасение для граждан, которые трудятся на благо государства и при этом не имеют собственной жилплощади. Государство таким образом оказывает поддержку своим работникам. В статье мы рассмотрим, кому положена служебная квартира, дают ли контрактникам квартиры и через сколько лет, а также что для этого нужно сделать.
Что такое служебное и ведомственное жилье
Служебное жилье еще называют ведомственным. Ведомственное жилье – это жилплощадь, предоставляемая гражданам определенной государственной структурой лишь на период выполнения какой-либо работы.
Этот период может быть ограничен контрактом (или договором), но может иметь и постоянную основу.
В любом случае, ведомственная жилплощадь при увольнении сотрудника должна быть освобождена и сдана собственнику, так как относится к фонду организации, ее выдавшей.
Как бюджетникам получить квартиру
Чтобы получить служебное жилье для бюджетников, необходимо составить заявление в Министерство жилищно-коммунального хозяйства области.
В нем вы указываете, что работаете в конкретной государственной структуре (обязательно называйте структуру и свою должность) и просите предоставить вам служебную жилплощадь. Передается заявление при личном посещении или по почте (например, заказным письмом).
Образец заявления вы можете скачать здесь.
Документы будут рассмотрены в течение 30 рабочих дней, после чего вы получите ответ от министра коммунального хозяйства или от его заместителя.
Для военнослужащих по контракту
Получить служебное жилье могут также военнослужащие. Для контрактников порядок несколько иной в силу того, что для них действуют другие нормативные документы и основания.
Когда военнослужащий прибывает к новому месту службы, то он может рассчитывать на служебную жилплощадь в виде комнаты в общежитии, если он один, и на служебную квартиру, если он переехал вместе с семьей. Служебная квартира военнослужащим по контракту предоставляется в течение 3 месяцев с даты зачисления в списки части.
Документы для получения служебного жилья военнослужащим:
В связи с тем, что военнослужащие вынуждены проходить службу в одной части на протяжении нескольких лет, становится резонным интерес к тому, как предоставленное в служебное пользование жилье сделать своим.
Правила и порядок предоставления жилья в собственность военнослужащим предусмотрены:
Как можно приватизировать служебное жилье
Всем хочется иметь свое жилье, поэтому граждан, получивших ведомственную квартиру, интересует, как ее приватизировать. Но жилищный фонд организации от этого пустеет, и собственники не спешат соглашаться с нанимателями. Поэтому назревает вопрос, можно ли приватизировать служебную квартиру и как это сделать.
Основания для приватизации
Главным основанием считается право собственника самостоятельно решать, разрешить или нет осуществить приватизацию служебной жилплощади. А это значит одно: прежде чем гражданин начнет интересоваться документами на приватизацию, ему необходимо получить разрешение от собственника, то есть от организации.
Иными словами, если организация-собственник не против, то служебная квартира в социальный найм перейти может. А если против, то нет. Кстати, основанием для этого служит статья 9 ГК РФ, где говорится о том, что собственники жилья самостоятельно принимают решение, дать право на приватизацию или нет (уговоры и давление ни к чему не приведут).
Но существует два условия, которые утверждены законодательством и дают нанимателю право рассчитывать на приватизацию:
Список претендентов
Ведомственное жилье предоставляется при условии официального трудоустройства гражданина в государственной организации. Разумеется, получить его хочется всем, но необходимо разобраться, кто вправе рассчитывать на него, а кто нет.
Так, к категории претендентов относятся работники:
Внимание! Учителя и медработники имеют право на служебную квартиру (или дом) только при распределении в село и при условии работы там определенный договором срок.
Порядок и правила приватизации
Для приватизации служебной квартиры необходимо разрешение собственника жилья. Если собственник согласия не дает, то действия, рассмотренные ниже, не имеют никакого смысла. Но для тех, кому все же посчастливилось получить разрешение, после которого организация передает жилплощадь местному муниципалитету, мы подробно опишем, как приватизировать служебное жилье в собственность:
После того как комплект документов собран, вы и лица, которые участвуют в приватизации, лично посещаете приемную по приватизации для сдачи документов (обязательно имейте при себе оригиналы паспортов). Процесс регистрации продолжается в течение 1-2 месяцев.
Было бы неправильно рассматривать только благоприятные исходы процесса приватизации, так как существуют нюансы, которые следует учесть.
Например, если вы получили отказ от государственной структуры, в которой работаете и которая предоставила вам служебное жилье, то вы можете обратиться в суд с подачей искового заявления. Но как показывает практика, такой метод получения «добра» от организации-работодателя в основном не приносит успеха. Все по той же причине, что согласие на процесс приватизации ведомственного жилья – дело добровольное и принуждению не поддается.
Также стоит понимать, что приватизация служебного жилого помещения разрешена только один раз, независимо от того, было у вас ведомственное жилье, или же вы проживали в квартире по договору социального найма. Например, вы уже приватизировали жилье до того, как трудоустроились в государственную структуру и получили служебное.
Заключение
Приватизация служебного жилого помещения возможна, но на пути может возникнуть преграда в том, что собственник откажет в разрешении на приватизацию, поэтому необходимо заранее узнать все нюансы процедуры и свои права.
Для военнослужащих получение жилья в порядке, предусмотренном законом, происходит несколько иным способом. В любом случае, служебное жилье – это забота государства о своих госслужащих, а возможность жить в нем куда лучше, чем нигде.
Ведомственное жилье в бюджетных учреждениях
«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 2
На практике часто возникают вопросы о правомерности удержания из заработной платы сотрудников платы за жилье. В данной статье мы рассмотрим эти и многие другие моменты, касающиеся содержания и учета ведомственного жилья.
Нормативно-правовая база
Прежде всего необходимо отметить, что ведомственное жилье бюджетных учреждений должно быть оформлено в качестве специализированного жилого фонда, так как в противном случае оно может стать неведомственным.
Таким образом, с учетом того, что в соответствии с действующим законодательством имущество не может принадлежать на праве собственности государственным и муниципальным учреждениям, ведомственное жилье таких учреждений не может быть отнесено к частному жилищному фонду. Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности РФ и ее субъектам и при этом находящиеся в оперативном управлении государственных бюджетных учреждений (федеральных или субъектов РФ), входят в состав государственного жилищного фонда. К муниципальному жилищному фонду относятся жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям либо другим муниципальным образованиям, в том числе жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении муниципальных учреждений.
Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Постановление Пленума ВС РФ от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Статья 2 Закона N 1541-1 предоставляет гражданам, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма право приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами РФ и ее субъектов, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Обратите внимание: Постановлением КС РФ от 24.10.2000 N 13-П признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. 13 ст. 39 Закона РФ «Об образовании», ст. 1 Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», п. 7 ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части, запрещающей приватизацию расположенных в сельской местности жилых помещений, которые закреплены за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также высшими учебными заведениями.
Частью 1 ст. 4 Закона N 1541-1 установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. В то же время ч. 2 данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Кроме того, исходя из положений ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Поэтому основания и условия принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений могут также устанавливаться субъектом РФ.
Согласно ст. 4 Закона N 1541-1 жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. Следует также подчеркнуть, что приватизировать можно только изолированное жилое помещение (квартиру или комнату), поскольку согласно ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не является самостоятельным предметом договора социального найма.
Таким образом, на балансе учреждений может быть ведомственное жилье, оформленное в качестве специализированного жилищного фонда, к которому согласно п. 1 ст. 92 ЖК РФ относятся общежития (в том числе для сотрудников) и служебные жилые помещения.
Правила предоставления и пользования специализированными жилыми помещениями установлены разд. IV ЖК РФ. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовые договоры найма специализированных жилых помещений (включая типовой договор найма жилого помещения в общежитии).
Общежитием могут быть специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо их части. Комнаты в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания предметами. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ст. 94 ЖК РФ).
К служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры. В качестве служебных жилых помещений в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и их часть. Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений. Служебные жилые помещения предназначены государственным или муниципальным учреждением для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений (ст. 93 ЖК РФ).
Согласно ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях должны предоставляться из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключают на период работы или прохождения обучения, в связи с чем прекращение работы в бюджетном учреждении является основанием для расторжения этого договора. В договоре найма указывают также членов семьи нанимателя, однако наниматель не вправе обменивать занимаемое жилое помещение, а также передавать его в поднаем. Граждане, проживающие в общежитии, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, кроме случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ. Обращаем ваше внимание на то, что работники, проживающие в общежитиях, не имеют право требовать предоставления им освободившихся комнат.
В договоре найма жилого помещения в общежитии конкретизируются основные права и обязанности сторон. Исходя из требований, предъявляемых законодательством к общежитиям, проживающие в общежитии работники бюджетных учреждений имеют право:
Проживающие в общежитии работники бюджетных учреждений обязаны:
Администрация общежития обязана обеспечить:
Администрация бюджетного учреждения обязана:
Договор найма служебного жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении такого помещения. Наймодателем является государственное или муниципальное бюджетное учреждение, за которым на праве оперативного управления закреплено служебное жилое помещение. Данный договор заключается на период трудовых отношений. В нем определяются предмет договора, права и обязанности сторон относительно пользования служебным жилым помещением. Размер, порядок и срок внесения платы за пользование служебным жилым помещением и оказание коммунальных услуг устанавливаются в договоре в соответствии с требованиями, предусмотренными для него. Вместе с нанимателем в служебное жилое помещение вселяются члены его семьи. Совместно проживающие с нанимателем служебного жилого помещения члены его семьи пользуются равными с нанимателем правами и несут все обязанности, следующие из договора найма служебного жилого помещения.
Плата за жилье
Плата за пользование служебным жилым помещением или жилым помещением в общежитии и предоставление коммунальных услуг не должна превышать размера оплаты жилья и коммунальных услуг, предусмотренного для нанимателей, проживающих по договору социального найма.
Удержание платы за проживание в общежитии или служебных жилых помещениях из заработной платы работника бюджетного учреждения возможно только по заявлению самого работника. Это связано с тем, что в зависимости от оснований выделяют три вида удержаний:
Поэтому удержание платы по инициативе бюджетного учреждения возможно только в случае наличия у работника задолженности по таким платежам, но лишь после получения соответствующего исполнительного листа на основании решения суда. Во всех остальных случаях удержание осуществляется исключительно на основании заявления самого работника.
Бухгалтерский учет
В бюджетных учреждениях учет расчетов за проживание в ведомственном жилищном фонде (общежитиях, служебных жилых помещениях) в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, ведется на счете 2 205 03 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг».
Учет доходов
Суммы платы за проживание включаются в состав доходов учреждения. Это оформляется следующей проводкой:
Дебет счета 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»
Кредит счета 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»
Прием платы за проживание может производиться как через кассу бюджетного учреждения, так и через отделения Сберегательного банка.
Поступление платы за проживание в жилищном фонде отражается проводкой:
Дебет счетов 2 201 04 510 «Поступление в кассу», 2 201 01 510 «Поступление денежных средств учреждения на банковские счета»
Кредит счета 2 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»
Учет расходов
Расходы на содержание жилищного фонда должны осуществляться в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности и учитываться по дебету счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».
При этом по дебету этого счета ведется расшифровка в многографной карточке (ф. 0511807) в аналитическом разрезе расходов в соответствии с кодами бюджетной классификации расходов.
Ежемесячно все произведенные расходы списываются на уменьшение доходов, полученных от предоставления для проживания жилых помещений, следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»
Кредит счета 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
Пример 1. Бюджетное учреждение имеет на своем балансе общежитие для сотрудников (площадью 600 кв. м), в котором плата за проживание для постоянных работников составляет 2000 руб. в месяц (в одноместном номере).
В декабре 2006 г. поступила плата за проживание за данный месяц от постоянно проживающих сотрудников учреждения в сумме 40 000 руб. (НДС не облагается).
При этом были произведены следующие расходы на содержание общежития:
В учете учреждения были произведены следующие бухгалтерские записи.
Пример 2. В декабре 2006 г. была начислена плата за проживание сотрудников в общежитии в размере 40 000 руб. Согласно их заявлениям она удерживается из заработной платы:
Данная операция в бюджетном учете отразится следующими бухгалтерскими записями.
Налоговый учет Налог на прибыль
В налоговом учете ведомственного жилья бюджетных учреждений (общежитий и служебных жилых помещений) следует прежде всего учитывать, что плата за проживание в общежитии или служебном жилом помещении не может рассматриваться как средства целевого финансирования и целевые поступления, исключаемые из состава доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В пп. 14 п. 1 и в п. 2 ст. 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень средств, которые признаются целевыми для налогообложения. Плата за общежитие или ведомственное жилье в них не перечислена. Поэтому данные средства от работников бюджетных учреждений признаются доходом от приносящей доход деятельности.
При этом средства, поступающие в качестве платы за проживание в ведомственном жилищном фонде бюджетных учреждений, должны учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном ст. 275.1 НК РФ, так как объекты жилищно-коммунального хозяйства (в том числе жилой фонд, комнаты и общежития для приезжих) относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам, причем услуги по проживанию могут оказываться как своим работникам, так и сторонним лицам. В силу требований ст. 275.1 НК РФ необходимо определять налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны), которые находятся в общежитиях, относятся к объектам социально-культурной сферы.
Деятельность общежитий чаще всего является убыточной. В случае если бюджетное учреждение получило убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ЖКХ, он признается для целей налогообложения при соблюдении условий, установленных ст. 275.1 НК РФ:
Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок до десяти лет. Однако направить на его погашение можно только прибыль, которая будет получена при осуществлении этой же деятельности.
Обратите внимание: существуют дополнительные ограничения на перенесение убытков. Так, Федеральным законом N 58-ФЗ установлено, что в 2006 г. общая сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50% налоговой базы по налогу на прибыль. С 01.01.2007 учреждение вправе полностью уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет. Новая редакция п. 2 ст. 283 НК РФ не содержит других ограничений (ст. 5 Федерального закона N 58-ФЗ).
В случае если бюджетным учреждением получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ЖКХ, и на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика отсутствуют специализированные организации, осуществляющие аналогичную деятельность, для целей налогообложения принимаются фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов в пределах нормативов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения налогоплательщика (ст. 275.1 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Исходя из рассмотренного, казалось бы, проблем с использованием указанной льготы по отношению к общежитиям бюджетных учреждений быть не должно. Ведь общежития (для студентов или сотрудников) входят в состав специализированного жилого фонда. Поскольку в законодательстве о налогах и сборах отсутствуют определения «предоставление в пользование жилых помещений» и «жилищный фонд», согласно п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины применяют в том значении, в каком они используются в гражданском законодательстве. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 услуга по предоставлению в пользование жилья относится к жилищным услугам, поименованным в разделе 041000 «Жилищные услуги, услуги коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания». Она классифицируется по коду 041101 «Предоставление жилых помещений по договору найма в домах всех форм собственности».
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.2006 N 163.
Однако в Письме Минфина России от 19.12.2005 N 03-04-15/116 высказывается иная точка зрения. Чиновники ссылаются на ст. 671 ГК РФ, в которой предусмотрено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и пользование физическим лицам на основании договора найма и юридическим лицам на основании договора аренды или иного договора. При этом согласно п. 1 ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Кроме того, полагают специалисты Минфина России, в соответствии со ст. 27 Федерального закона N 118-ФЗ освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по предоставлению жилья в общежитиях отменено с 01.01.2004, в связи с этим услуги по предоставлению в пользование жилой площади в общежитиях вышеуказанным лицам не освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».
Однако эта позиция весьма спорная, так как действительно в пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ про общежития ничего не говорится. Но при этом сдача жилых помещений в общежитиях в пользование и является оказанием «услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности», тем самым каких-либо специальных упоминаний об общежитиях и иных видах специализированного жилищного фонда не требуется.
Именно такой позиции стали придерживаться арбитражные суды. Более того, ФАС ДВО в своем Постановлении от 07.09.2005 N Ф03-А51/05-2/2601 указал дополнительно на несостоятельность еще одного довода налоговых органов о том, что учреждение должно уплачивать НДС. Налоговые инспекторы утверждали, что вследствие предоставления студентам не целых комнат, а койко-мест, не являющихся предметом договора найма жилого помещения, льгота по освобождению от уплаты НДС не должна предоставляться. Они полагали, что согласно пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагается НДС услуга по оплате жилья, взимаемая исключительно в рамках договора найма. Суд трактовал названные нормы таким образом: в названном подпункте речь идет о том, что жилые помещения в домах всех форм собственности предоставляются в пользование, а не в наем. Поэтому никакого отношения к названной льготе наличие или отсутствие договора найма не имеет.
Также следует обратить внимание на Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@, в котором разъясняется позиция налоговых органов по поводу того, что от обложения НДС освобождена только услуга по предоставлению жилья. Если же по условиям договора в сумму арендной платы входит еще и стоимость коммунальных или иных услуг, то в налоговую базу по НДС включается не только плата за наем. Это означает, что если с сотрудников и прочих лиц, проживающих в общежитии, помимо собственно платы за жилье взимают оплату коммунальных услуг, услуг по техническому обслуживанию и ремонту помещений и т.д., то с этих сумм необходимо уплатить НДС в общеустановленном порядке.
По данному вопросу также сложилась определенная арбитражная практика. Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 31.07.2006 N Ф04-4937/2006(25052-А46-25) указал на то, что жилые помещения в общежитиях предприятия предоставляются обучающимся и работникам колледжа, которые платят за проживание. Основанием для взимания платы с жильцов в общежитии являются договоры взаимной ответственности, заключаемые с обучающимися, и договоры социального найма, заключаемые с работниками. Инспекция не представила доказательств, подтверждающих факт оказания лицам, проживающим в общежитии, каких-либо иных услуг, кроме услуг по предоставлению жилья. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для доначисления предприятию НДС. В связи с этим требования налоговых органов об уплате НДС были отклонены судом.
Весьма примечательным является Постановление ФАС ВВО от 20.01.2006 N А28-12252/2005-390/11, в котором сделан вывод о том, что услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого фонда и не подлежат обложению НДС.
Налоговый орган счел, что с 01.01.2004 льгота в виде освобождения от обложения НДС услуг по предоставлению жилья в общежитиях отменена. Учреждение взимает со студентов плату за место в комнате (койко-место), которое не входит в понятие жилого фонда. Налогоплательщик незаконно применил льготу в отношении услуг, непосредственно не связанных с учебным процессом (стирки белья, дератизации, вывоза мусора). При этом налогоплательщик (ГОУ СПО) не вел раздельного учета названных операций.
Однако среди множества отрицательных для налоговых органов решений арбитражных судов имеется и Постановление ФАС СЗО от 14.12.2005 N А26-4283/2005-210, в котором логика рассуждений налоговых органов была поддержана. Арбитражный суд признал правомерным доначисления налоговой инспекцией образовательному учреждению НДС, поскольку из материалов дела следует, что учреждение предоставляло жилую площадь в общежитиях студентам и своим работникам за плату, которая с 01.01.2004 не освобождается от обложения указанным налогом.
В связи с изложенным вопрос об обложении платы за общежития НДС, мы полагаем, остается открытым до вынесения решений Пленумом ВАС РФ. Несмотря на то, что большинство судов в настоящее время позицию налоговых органов не поддерживает, решение тем не менее может быть принято в их пользу.
Налог на имущество
До 1 января 2006 г. от обложения налогом на имущество освобождались не только бюджетные учреждения, но и все организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, полностью или частично финансируемых из бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, а также объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Такая льгота предоставлялась на основании п. п. 6 и 7 ст. 381 НК РФ. К сожалению, в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона N 139-ФЗ эти нормы утратили силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов».
Поэтому если законодательство субъектов РФ не установило особых льгот по налогу на имущество для объектов жилого фонда, с 2006 г. необходимо уплачивать данный налог на общих основаниях. Также в законе субъекта РФ для этих объектов может быть установлена пониженная ставка налога на имущество.
Единый налог на вмененный доход
Среди вопросов налогообложения следует рассмотреть случаи применения специальных налоговых режимов, к которым, в частности, относится уплата единого налога на вмененный доход. С 2006 г. на уплату ЕНВД в определенных случаях переводится предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию. Поэтому бюджетные учреждения, имеющие жилые помещения (например, комнаты для проживания), в определенных случаях при введении органами местного самоуправления на территории муниципальных образований системы налогообложения в виде ЕНВД для этого вида деятельности должны будут исчислять и уплачивать единый налог.
Порядок исчисления и уплаты ЕНВД регламентируется гл. 26.3 НК РФ.
С 01.01.2006 согласно пп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ специальный налоговый режим в виде ЕНВД может быть введен в отношении оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 кв. м (указанная норма введена Федеральным законом N 101-ФЗ ).
Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».
В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливающими виды деятельности, которые облагаются ЕНВД, и значение коэффициента К2. При этом если решение местных властей будет принято, то уплата ЕНВД становится обязательной для всех организаций, находящихся на территории муниципального образования.
Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ обложение организаций этим налогом предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:
Кроме того, плательщики ЕНВД не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, которые осуществляются в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Исчисление и уплата иных налогов и сборов производятся в соответствии с иными режимами налогообложения. Также плательщики ЕНВД должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в установленном законодательством порядке.
Обратите внимание: согласно п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности. Таким образом, при ведении деятельности, подпадающей под обложение ЕНВД, бюджетные учреждения должны состоять на учете в налоговых органах тех муниципальных образований, на территории которых расположены объекты осуществления предпринимательской деятельности.
В Письме Минфина России N 03-11-02/44 разъясняется, что под местом осуществления деятельности в целях применения п. 2 ст. 346.28 НК РФ следует понимать место нахождения физических показателей (объекты, в которых осуществляется предпринимательская деятельность). На уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию с использованием объектов, используемых для временного размещения и проживания (квартира, комната, строение, часть дома и т.п.), общая площадь спальных помещений которых не превышает 500 кв. м.
Письмо Минфина России от 26.09.2005 N 03-11-02/44 «О применении специальных режимов налогообложения».
Исходя из такой трактовки, общежития некоторых бюджетных учреждений (не говоря о комнатах для проживания приезжих) подпадают под обложение ЕНВД.
Письмо УФНС по Московской области от 27.12.2006 N 22-19-и/0090 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Отметим также, что если в указанных объектах осуществляются иные виды предпринимательской деятельности, подпадающие под обложение ЕНВД, то по каждому из них налог исчисляется отдельно.
Письмо МНС России от 12.11.2004 N 22-2-14/1787@ «О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Объектом обложения ЕНВД согласно п. 1 ст. 346.29 НК РФ признается вмененный доход налогоплательщика, под которым понимается возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. При этом обложению ЕНВД, ставка которого установлена в размере 15%, подлежит именно вмененный доход, независимо от реально получаемых доходов. Вмененный доход рассчитывается как произведение базовой доходности за налоговый период и величины физического показателя.
Обратите внимание: если в бюджетном учреждении несколько корпусов общежитий, но в каждом из них площадь спальных помещений окажется менее 500 кв. м, то придется уплачивать именно ЕНВД. В то же время не совсем ясно, что включается в площадь спальных помещений в случае размещения приезжих в квартирах. Исходя из приведенных выше разъяснений Минфина получается, что площадь полного санузла, кухни и гостиной или холла (то есть всех помещений, где отсутствуют кровати или иные спальные места) должна исключаться из расчета площади спальных помещений.
Письмо УФНС по Московской обл. от 26.04.2006 N 22-19-и/0182 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 359 «Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2007 год».
Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал, при этом месячную сумму единого налога, подлежащего уплате, бюджетному учреждению необходимо исчислять по формуле:
1000 руб. x К1 x К2 x Площадь спальных помещений (кв. м) x 15%
В соответствии с п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени при выплате вознаграждений работникам, занятым в сферах деятельности, по которым уплачивается ЕНВД, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50%.
Пример 3. Бюджетное учреждение имеет на своем балансе комнаты для проживания сотрудников (служебный жилищный фонд) общей площадью помещений, признаваемых спальными, 200 кв. м. Значение коэффициента К2 для территории, на которой расположено общежитие, установлено в размере 0,5.
Размер единого налога, который ежемесячно должно уплачивать учреждение, составит в 2007 г. 16 440 руб. (1000 руб. x 1,096 x 0,5 x 200 x 15%).
Согласно п. 9 ст. 346.29 НК РФ, если в течение налогового периода у налогоплательщика изменилась величина физического показателя (площади спальных помещений), такое изменение необходимо учесть с начала месяца, в котором оно произошло.
Если налогоплательщик осуществлял облагаемую ЕНВД деятельность в течение неполного месяца, то согласно п. 6 ст. 346.29 НК РФ он должен самостоятельно скорректировать коэффициент К2 на отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в этом месяце. В Письме Минфина России от 10.08.2005 N 03-11-04/3/40 разъясняется, что такая корректировка должна быть отражена в налоговой декларации.
Также следует иметь в виду, что Письмом Минфина России от 12.09.2005 N 03-11-04/3/86 указывается на необходимость в случае временного приостановления деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, представления в налоговые органы документов, подтверждающих данный факт.
Приказ Минфина России от 17.01.2006 N 8н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения».
Обратите внимание: налоговые и финансовые органы требуют представлять декларации, даже если предпринимательская деятельность в налоговом периоде не осуществлялась. Об этом, например, говорится в Письме Минфина России N 03-11-04/3/86. Поэтому весьма полезным для бюджетных учреждений будет информация о выводах арбитражных судов по поводу представления налоговых деклараций. Так, в Постановлении ФАС ВВО от 10.10.2005 N А38-2622-4/335-2005 указывается на то, что если налоговый орган не доказал факт осуществления предпринимателем в спорном периоде деятельности, облагаемой ЕНВД, то обязанность представлять в налоговый орган декларацию по данному налогу у налогоплательщика отсутствует. Аналогичные решения принимались и ФАС СЗО в Постановлениях от 12.12.2005 N А66-6699/2005, от 16.09.2005 N А66-1938/2005. Несмотря на то что решения касались индивидуальных предпринимателей, можно ожидать аналогичных выводов судов по отношению к бюджетным учреждениям.
Такая позиция изложена и в Письме УФНС по Московской обл. N 22-19-и/0182, в котором говорится о том, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора, согласно положениям ст. 44 НК РФ, возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и прекращается при возникновении обстоятельств, предусмотренных данной статьей Кодекса. Обстоятельством, с которым Кодекс связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате ЕНВД, является осуществление таким налогоплательщиком видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
Таким образом, у налогоплательщиков, временно приостановивших в течение налогового периода по ЕНВД осуществление предпринимательской деятельности, подпадающей под действие гл. 26.3 НК РФ, отсутствует (утрачивается) обязанность по его уплате за те налоговые периоды (календарные месяцы налогового периода), в течение которых такая деятельность осуществлялась.
Обратите внимание: в случае временного приостановления деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, по тем или иным спальным помещениям налоговики требуют представить в налоговые органы документы, подтверждающие данный факт. При этом в Письме УФНС по Московской области приводится такой пример: в случае если спальное помещение находится на ремонте, налогоплательщик представляет в налоговые органы договоры подряда на ремонт данного помещения, приказ (распоряжение) руководителя организации.