ведомственная поликлиника это что такое
КС разъяснил, кому можно обращаться в ведомственные поликлиники
Конституционный суд РФ опубликовал отказное определение на жалобу россиянина, посчитавшего нарушением прав на бесплатную медпомощь отказ поликлиники, подведомственной Управлению делами президента, прикрепить его на медицинское обслуживание по полису обязательного медстрахования.
Московская ФГБУ «Больница с поликлиникой», подведомственная Управлению делами президента, отказалась прикреплять Бориса Жильцова к поликлинике и оказывать услуги по программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Он с этим не согласился и обратился в Тверской районный суд Москвы, который признал решение поликлиники законным, так как Жильцов не относится к категории лиц, которым оказывается медицинская помощь ведомственными организациями (дело № 2-3503/2015).
Жильцов обратился в Конституционный суд с жалобой, он считает, что ряд статей ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», по которым он в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи имеет право на выбор больницы или поликлиники. По закону, выбирать организацию для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин может не чаще чем один раз в год. Жильцов также не согласен с конституционностью п. 4 ст. 16 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», по которому застрахованные лица имеют право на выбор поликлиники из числа тех, кто участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат Конституции, поскольку позволяют ведомственным больницам и поликлиникам, осуществляющим свою деятельность за счет средств обязательного медицинского страхования, отказывать гражданам в предоставлении медицинских услуг по программе государственных гарантий.
КС, в свою очередь, не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению. Суд указал, что в законе предусмотрено право граждан на выбор врача и медицинской организации, однако возможность такого выбора может быть объективно ограничена в том числе в силу территориального местоположения, загруженности, назначения, отсутствия необходимых ресурсов и объемов целевого бюджетного финансирования соответствующего медицинского учреждения. Все обстоятельства, отметил КС, обязательно учитываются при разрешении вопроса выбора поликлиники или больницы. В ином случае учреждение может начать оказывать медицинские услуги ненадлежащего качества, подчеркнул КС.
Исходя из этого суд определил, что оспариваемые нормы не нарушают права Жильцова на бесплатное оказание медицинской помощи (определение КС № 2298-О).
Поликлиника ведомственная
Я закреплен за ведомственной поликлиникой. Но так получилось что я временно не могу передвигаться и по этому поводу вызвал врача на дом из районной поликлиники. Врач открыл больничный и сказал что надо прикрепиться к районной поликлинике чего я делать не хочу т.к я работаю и ведомственная поликлиника меня обслуживает. Вопрос: будет ли меня обслуживать ведомственная чтобы закрыть больничный. И еще вопрос: в ответе юристов в интернете сказано что прикрепиться можно только к одной поликлинике а обращаться можно и в районную. Что значит ПРИКРЕПИТЬСЯ и ОБРАЩАТЬСЯ?
Живу в г. Люберцы, работаю в соседнем городе. Есть ведомственная поликлиника. Надо прикрепляться в обеих поликлиниках? Если прикрепление будет по месту жительства, то смогу ли я пользоваться ведомственной поликлиникой?
Имеет ли право скорая 103 отказать в приезде бригады, если не предоставляешь им номер полюса, я являюсь военнослужащей, перенаправляют в свою ведомственную поликлинику, а ведомственная поликлиника не приезжает по домашнему адресу, Спасибо.
Можно ли быть прикрепленным одновременно к ведомственной поликлинике по месту работы и в районной поликлинике (я работаю врачом в ведомственном стационаре, в этой системе есть поликлиники, обслуживающие основной контингент (бывшие и действующие сотрудники данного ведомства) и медицинских работников ведомственных мед. учреждений, если я буду по моему заявлению прикреплена к этой ведомственной поликлинике, смогу ли я обращаться в случае необходимости в поликлинику по месту жительства, так она находится рядом с домом, а ведомственная на др. конце города) Спасибо.
Работаю на заводе, при котором есть ведомственная поликлиника. Я от нее открепилась и прикреплена по месту жительства. Инвалид II группы (онкология). Мне отказывают в прохождении ВТЭК (повторно) по месту жительства и отправляют в ведомственную поликлинику. Что делать?
В городской поликлинике отсутствуют врачи: окулисты, дерматологи, специалисты УЗИ, прочие узкие специалисты, терапевты, вызывающие доверие. Есть ведомственная (Ж/Д) поликлиника, оказывающая платные услуги. Могу ли я возместить расходы за счёт мед. страховки, и если да, то как.
Обратилась в поликлинику с недомоганием. Выписали больничный. Дома поняла, что поспешила, и, не пропустив ни одного дня, вышла на работу. Завтра закрою больничный. Но поликлиника ведомственная и работодатель узнает о наличии больничного листа. Грозит ли мне что-нибудь?
Я сотрудник уголовно-исполнительной системы, у нас есть своя ведомственная поликлиника. Однако спектр предоставляемый медицинских услуг очень не велик, т.е. отсутствуют многие узкие врачи специалисты, отсутствует лаборатория и нет возможности сдавать в ней анализы. Приходится обращаться в другие поликлиники города для получения помощи. Основную часть услуг приходится получать по полису добровольного мед. страхования или платно. Вопрос: можно ли получить полис ОМС, являясь сотрудником УИС, чтобы прикрепиться в любую городскую поликлинику.
Я в 2012 году по заявлению прикрепилась к поликлинике мужа /ведомственная/. Недавно, придя сдавать анализы перед реабилитационным центром, узнала, что меня из поликлиники ‘забрали’. Нужно сейчас определиться и. писать жалобу на такой произвол. Просто так снова писать заявление а прикрепление не хочу, т.к. сорвалось лечение, которого я ждала целый год, хочу знать, из-за кого и на каком основании. На что мне лучше сослаться и правильно ли писать обращение сразу в страховую, ОМС и поликлинику по месту жительства?
Работаю во Фсин. Заболел ведомственная поликлиника работает только с понедельника. Сегодня у меня рабочий день, но выйти не могу, заболел. Какие есть варианты развития событий, если я пойду в обычную поликлинику или меня положат в обычную больницу по полису (так как я недавно устроился на работу не успел ещё его сдать)?
Я являюсь сотрудником полиции в г.Тольятти, Самарской области. В городе имеется одна ведомственная поликлиника с госпиталем. Заболев, я обратился в городскую поликлинику по месту жительства и получил освобождение от службы. Однако после выхода на службу после болезни в отношении меня была начата служебная проверка, по факту обращения за больничный листом не в ведомственную поликлинику, а по месту жительства. Могут ли меня наказать и законно ли это?
Я являюсь сотрудником полиции, аттестованным. У нас в городе есть ведомственная поликлиника. Но так как вызов врача был в выходной день, мне пришлось обратиться в гражданскую поликлинику с вызовом врача на дом. Мне сказали в \той поликлинике что я могу у них проходить лечение по месту жительства, они знали что я являюсь сотрудником полиции. Сказали, что когда б/л будет закрыть, мне выдадут лист, который я должна буду поменять на свой б/л лист (он другого образца) в своей поликлинике. По итмогу в моей ведомственной поликлинике мне отказывают в выдаче листа нетрудоспособности, по причине того, что я не имела права лечиться в другой поликлинике. На работе такой лист тоже не принимают. Хотят поставить как прмогулы. Что мне делать в такой ситуации?
Хотела бы узнать, про процедуру ЭКО для сотрудника МЧС. Полис нам не положен, ведомственная поликлиника написала отказ от предоставления ЭКО. Как быть.
Я сотрудник полиции. Мне отказывают в лечении ссылаясь на то.что у нас есть ведомственная поликлиника в областном центре. Имеют ли они такое право?
Я являюсь сотрудником рос гвардии, руководство требует сдать полис омс, законно ли это? Ведомственная поликлиника находится в Москве, а я живу в области.
Рядом с домом ведомственная поликлиника при управлении делами президента, могу я к ней прикрепится? Или мне скорее всего откажут и отправят в обычную?
Я сотрудник уголовно-исполнительной системы, у нас есть своя ведомственная поликлиника. Однако спектр предоставляемый медицинских услуг очень не велик, т.е. отсутствуют многие узкие врачи специалисты, могу ли получить полис ОМС.
Я являюсь сотрудником полиции, с выслугой более 20 лет. Могу ли я получить медицинское лечение в обычной поликлинике, т.к. ведомственная находится за 78 километров от моего города?
Я сотрудник уголовно-исполнительной системы, у нас есть своя ведомственная поликлиника. Но я не хочу в ней лечиться. Могу ли я от нее отписаться и приписаться к поликлинике по прописке. Почему ФСИН не может дать мне на руки МОПС, я же застрахован? Или нет? ФСИН нас страхует? Почему бы не выдать полис и я сам разберусь согласно нашего законодательства где мне получать медицинскую помощь.
В прошлом году получила 3 группу инвалидности. Рак матки 1 степени. Операция. Сказали во ВТЭК, что я должна ксерокопировать все заключения и диагноза и через год принести и на продление.
В этом году с меня просят опять заполнить посыльный лист. Я наблюдаю в онкологическая диспансере 1 (Москва, бауманка). Они посыльный лист не дают. Районный онкологическая требует какое-то направление 57. Могут ли мне дать это направление в ведомственной поликлинике, где я лечусь? Посыльный лист может дать только районная поликлиника? Как было в прошлом году. Или теперь ведомственная поликлиника тоже его может дать? Спасибо, если поможете.
Я сотрудник транспортной полиции, начальник ДОП. отказался выдать мне направление на обследование и лечение пришлось обратится к врачу на платной основе. Поликлиника муниципальная, ведомственная мсч за 150 км, какие меры можно применить к работодателю?
Не знаю с чего начать. Мне был поставлен неправильный диагноз по гинекологии (лечили от одного, а оказалось совсем другое) в результате чего меня госпитализировали и сделали операцию. Поликлиника в которой был поставлен диагноз ведомственная. Спасибо за ответ.
Как военнослужащая нет полюса, ведомственная поликлиника беременных не наблюдает. По месту жительства ЖК предложили заключить договор на платной основе цена от 75000 руб. и выше. Как мне быть? Таких денег я могу не найти, или мне их вернут?
Есть ли будущее у ведомственной медицины
«Каждый министр здравоохранения России считал ведомственную медицину лакомым куском и стремился что-то от нее «отрезать», правительство пыталось ее и вовсе упразднить, но таким попыткам всегда противостояла какая-то влиятельная фигура», – так описывает постсоветскую историю ведомственного здравоохранения бывший начальник медслужбы одной из отечественных силовых структур. Кремлевские больницы, военные госпитали, клиники крупных заводов и фабрик были одновременно визитной карточкой всего советского здравоохранения и предметом чьей-то личной чиновничьей гордости. Средств на удовлетворение этих амбиций распорядители бюджетов не жалели – к закату СССР обособленные медицинские службы обладали разветвленной инфраструктурой, дорогостоящим имуществом и уникальными компетенциями. Перестройка положила начало битве за богатое наследство, интересное как имевшим административный вес госструктурам, так и нарождающемуся предпринимательскому классу. В ходе затяжных боев какие-то ведомственные клиники сменили владельцев или профиль, какие-то были ликвидированы. И все же несколько государственных и отраслевых конгломераций сумели сохранить собственные системы здравоохранения. Vademecum попытался разобраться в феномене ведомственной медицины, оценить ее актуальное состояние и разглядеть перспективу.
Кремлевская особая
Эталоном ведомственной медицины в Советском Союзе считалась «Кремлевка», или Четвертое главное управление при Минздраве СССР – комплекс поликлиник, больниц, санаториев, домов отдыха, где лечились члены ЦК КПСС, видные деятели правительства, науки и культуры. Расцвет спецмедицины пришелся на годы правления Леонида Брежнева, который в конце 60-х назначил главой «Кремлевки» молодого перспективного кардиолога Евгения Чазова. «Надо создать показательную систему, привлечь лучшие силы, взять на вооружение все лучшее, что есть в мировой медицине», – так Чазов пересказывал в своей книге «Здоровье и власть» данное ему генсеком напутствие. Для создания концепции кремлевской медицины Чазов использовал американский опыт медицинского обслуживания финансовой и политической элиты страны. Предложенная им система держалась на трех «китах» – взаимодействии семейных врачей и высококвалифицированных узких специалистов, регулярной подробной диспансеризации, институте восстановительной терапии и реабилитации.
Кремлевское здравоохранение функционировало эффективно и с низкой летальностью, что, с учетом возраста и физического состояния большинства представителей советской элиты, было уникальным достижением. «Нам удавалось восстанавливать работоспособность даже после тяжелых заболеваний. А.Н. Косыгин много и активно работал после перенесенного кровоизлияния в мозг. Ф.Д. Кулаков и Д.Ф. Устинов перенесли операции по поводу рака, однако после них длительное время активно работали и умерли от других болезней. Известный конструктор ракетной техники М.К. Янгель создавал новые образцы техники, перенеся пять инфарктов миокарда», – писал в своих мемуарах Чазов. В «Кремлевке» лечились не только советские политические деятели, но и руководители других иностранных государств, правительств, в первую очередь лидеры коммунистических партий. Пациентами «Кремлевки» были, например, президент Египта Абдель Насер, руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт и другие. «Приезжало много гостей из развивающихся стран, – вспоминал Чазов. – В иные годы их число достигало нескольких тысяч. Это было большим испытанием для 4-го управления, учитывая, что приезжали многие руководители, обращавшиеся до этого в лучшие медицинские учреждения Запада».
Гости оставались довольны «Кремлевкой» – уровень медобслуживания там был вполне сопоставим с европейским. На оснащение клиник и закупки новейшего импортного оборудования выделялись значительные средства. Работавший в «Кремлевке» известный пульмонолог Михаил Перельман писал в своих мемуарах, что именно в ЦКБ Четвертого управления в 1978 году начал функционировать первый в стране компьютерный томограф. В 80-е «Кремлевка» активно сотрудничала с немецкой компанией Fresenius – в Кунцевской больнице для лечения председателя КГБ СССР, а потом и генсека Юрия Андропова был специально оборудован отсек, в котором размещалась установка для гемодиализа.
Уже в 70–80-е годы в Четвертом главном управлении вовсю использовался принцип второго мнения, проводились консилиумы с европейскими врачами. Михаил Перельман вспоминал, как для лечения писателя Константина Симонова в конце 70-х в «Кремлевку» пригласили немецких консультантов. Те привезли с собой аппарат для искусственной вентиляции легких и коробку с лекарствами и были удивлены, что приборы им не понадобились, а больница оснащена не хуже тех, где практикуют они. «После осмотра пациента германский профессор высказал общее мнение консультантов о полном согласии с диагнозом и проводимым лечением», – пишет Перельман.
Преференции, получаемые «Кремлевкой», работали еще и потому, что глава Четвертого управления никак не зависел от министра здравоохранения, подчинялся напрямую генеральному секретарю ЦК КПСС и отчитывался, в том числе по финансовой части, только перед ним. «Я понимал, что положение министра не выше (если не ниже) положения руководителя медицинской службы [Четвертого управления. – Vademecum]», – объяснял в мемуарах Чазов свою реакцию на сделанное ему в конце 80-х предложение занять пост министра здравоохранения СССР.
Медицинские службы других ведомств и предприятий в СССР, конечно, не могли конкурировать по объемам финансирования и уровню оснащения с «Кремлевкой», но во многом пытались следовать ее примеру: как минимум два из трех чазовских «китов» – диспансеризация и реабилитация – взращивались в отраслевой медицине почти повсеместно. Из доступных архивных материалов следует: в 80-е годы общая мощность крупных отраслевых медслужб могла достигать нескольких тысяч учреждений.
Свои ведомственные клиники были у всех силовых структур, крупных промышленных предприятий, Академии наук СССР, многих министерств и всесоюзных общественных организаций. В некоторых случаях спецклиники подчинялись Минздраву, но в основном существовали на балансе головных структур и вели обособленную от прочего здравоохранения административную деятельность. Помимо «Кремлевки» эталонной признавалась транспортная медицина, имевшая свою разветвленную сеть медучреждений разного профиля. «На железной дороге была создана вертикально интегрированная система здравоохранения, которая начиналась с фельдшерского пункта в депо, а дальше, в зависимости от населенного пункта, следовала, по иерархии, станционная, узловая, отделенческая или дорожная больница и, наконец, центральная клиническая больница в Москве, где лечили самые сложные случаи», – рассказывает директор Административного департамента Министерства транспорта России Константин Пашков.
Вплавь состав
В похожей матрице существовала и морская медицина. По словам доцента кафедры физической культуры Государственного университета морского и речного флота им. С.О. Макарова Сергея Желиховского, в структуре Минздрава СССР работала система водздравотделов, представленная в каждом регионе страны сетью линейных лечебно-профилактических и медико-санитарных частей. В каждом округе работали свои центральные бассейновые больницы, а при них – судовые отделы, в чьи функции входило медицинское обслуживание плавсостава.
Нажмите, чтобы увеличить
Правительство «младореформаторов» принять решение о судьбе ведомственной медицины не удосужилось, и, как свидетельствуют опрошенные Vademecum очевидцы событий, на фоне дефицита бюджетных средств и общей экономической нестабильности многие ведомственные клиники медленно погибали. Самые бойкие пытались, отказавшись от прежнего формата «для своих», найти источники заработка на диком свободном рынке. «Многие военные госпитали и поликлиники оказывали тогда платные услуги, доля которых в их совокупном доходе доходила до 80%. Даже сами военные и их семьи не могли попасть в эти клиники – такие тогда там были очереди», – вспоминает собеседник Vademecum в медицинской службе одного из силовых ведомств. Разрушалась и вертикаль управления ведомственным здравоохранением. «В начале 90-х были ликвидированы водздравотделы в головном Минздраве и регионах, а вместе с ними – система контроля и управления морской медициной. Позже центральные бассейновые больницы были реорганизованы в окружные медицинские центры, то есть учреждения общего профиля, которые обслуживали все население и уже не специализировались на наблюдении моряков», – рассказывает Сергей Желиховский.
Идея тотальной реформы ведомственной медицины созрела как государственное решение в конце 90-х. Премьер-министр Виктор Черномырдин 5 ноября 1997 года подписал постановление Правительства России №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации». В этом документе ведомственная медицина упоминалась как отдельный сегмент здравоохранения, в отношении которого следует принять радикальные меры. В постановлении, например, говорилось, что ведомственные клиники необходимо включить в систему ОМС, а часть из них просто передать в собственность субъектов РФ или муниципальных образований. Предполагалось, что ведомственные клиники должны быть «интегрированы в общую систему здравоохранения на единой нормативно-правовой базе с учетом их отраслевых особенностей и местоположения».
Мотив реформы звучал убедительно – исключить дублирование работы лечебных учреждений государственного сектора. «Тогда уже повсеместно действовала система ОМС, и получалось, что, например, супруга военного могла лечиться в муниципальной поликлинике по полису ОМС и одновременно получать медуслуги в гарнизонной поликлинике. То есть государственные расходы на нее как на пациента дублировались. Проблему нужно было как-то решать», – рассказывает знакомый с деталями подготовки правительственного постановления собеседник Vademecum в Минфине. Все мероприятия по реорганизации клиник планировалось завершить к 1999 году. С этого момента, по словам участников событий, и началась битва за обособленные медицинские активы: по одну сторону баррикад стояли Минфин, Минздрав и заинтересованные правительственные структуры, по другую – руководители ведомств и организаций, обслуживаемых собственными медучреждениями.
Силовые постановки
«В течение нескольких лет, в начале 2000-х, мы принимали пациентов по ОМС, но очень скоро отказались от этой практики, так как поняли, что это противоречит специфике на-шей деятельности, одним из главных условий которой является секретность. И нам удалось убедить в этом всех, включая Минздрав», – говорит представитель медслужбы другого ведомства.
По словам собеседников Vademecum, медицина силовиков по сей день сохранилась как обособленная «экосистема», независимая от Минздрава и других профильных организаций. «Силовые ведомства хорошо взаимодействовали между собой. Например, бойца спецслужб при необходимости могли направить в госпиталь МВД и наоборот, а руководство потом разбиралось со взаимозачетами. Одно время даже действовал Межведомственный координационный совет по вопросам оказания медицинской помощи служащим. В целом интегративные механизмы показали тогда свою высокую эффективность», – рассказывает один из собеседников Vademecum.
Тем не менее в середине 2000-х годов медицинскую инфраструктуру силовых ведомств тоже накрыло волной оптимизации, правда, этот передел был спровоцирован исключительно внутриведомственными обстоятельствами. Масштабную реформу медицинской службы Минобороны инициировал в 2010-2011 годах министр Анатолий Сердюков. Как показывает анализ информации о дочерних структурах министерства в базе «СПАРК-Интерфакс», в этот период было реорганизовано более 200 при- надлежащих Минобороны юридических лиц, управляющих клиниками, госпиталями и больницами. Из них 12 были ликвидированы, остальные – присоединены к 14 флагманским профильным учреждениям, в том числе к 3-му ЦВКГ им. А.А. Вишневского, ГВКГ им. Н.Н. Бурденко и крупным региональным госпиталям (подробнее – в инфографике «Дан приказ ему»). «Первоначальные планы были еще масштабнее. К примеру, планировалось перенести под Сестрорецк комплекс учреждений Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, но руководство ВМА и многие общественные организации резко этому воспротивились», – рассказывает собеседник Vademecum в Минобороны. Когда в 2012 году начальники ряда ключевых подразделений министерства вместе с главой ведомства лишились своих должностей, а некоторые пошли под суд и министром обороны стал Сергей Шойгу, члены Комиссии по национальной безопасности Общественной палаты России обратились к нему с просьбой срочно остановить оптимизацию. «После так называемого реформирования военной медицины «по Сeрдюкoву» военные госпитали, поликлиники отсутствуют в 47 субъектах Российской Федерации, где проходят службу 43 тысячи военных и проживает бoлee 350 тысяч военных пенсионеров. По сути, бойцы-срочники и oфицeры вместе с ветеранами, вопреки нашему законодательству, лишены права нa бeсплaтнoe медобеспечение», – говорил тогда председатель комиссии ОП Александр Каньшин. Новый министр на обращение отреагировал. По данным СПАРК-Интерфакс, уже в 2014 году из состава «укрупненных» госпиталей было выделено как минимум четыре самостоятельные профильные организации – 145-й военный госпиталь в Хабаровском крае, 1477-й военно-морской клинический госпиталь в Приморском крае, 412-й военный госпиталь в Северной Осетии и 143-й военный госпиталь в Челябинской области. Переезд ВМА им. С.М. Кирова Шойгу тоже отменил.
Оптимизация коснулась и медицинской службы МВД, но, как говорится в материалах ведомства, реорганизация проходила в 2004 году одновременно с масштабной структурной реформой всего ведомства и была направлена исключительно на повышение эффективности работы всех подразделений министерства. Тогда медслужба вошла в Департамент тыла МВД, где было создано Управление медико-социальной защиты, которое в свою очередь консолидировало юридически разрозненные медицинские учреждения в 84 медико-санитарные части. А после упразднения в 2016 году ФСКН Управлению медико-социальной защиты МВД была пере-дана часть учреждений службы, в том числе Центральная поликлиника ФСКН, которая была переименована в Центральную поликлинику №3 МВД России.
От мала до ликвида
Если силовики так или иначе сумели отстоять свою медицинскую инфраструктуру, то большинство организаций, некогда имевших собственную службу здравоохранения, этих активов лишились. Воля правительства Черномырдина, пусть с пятнадцатилетним опозданием, но все же была исполнена.
Конечно, не обошлось без скандалов – большой шум, например, вызвала оптимизация медицинских учреждений Российской академии наук. По словам председателя профсоюза работников РАН Виктора Калинушкина, до 2013 года в ведении РАН находилось 15 профильных объектов, включая поликлиники и больницы в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани и других городах. В клиниках бесплатно лечились все сотрудники РАН, от младших научных сотрудников до академиков.
«В 2013-2014 годах совпали два процесса: вся медицина переходила на одноканальное финансирование, а имущество РАН было передано в Федеральное агентство научных организаций [ФАНО. – Vademecum]. В результате этих реформ клиники академии начали работать в системе ОМС, а большинство сотрудников оказались лишены привилегий. Только академикам и членам-корреспондентам было предоставлено право получать медицинскую помощь в клиниках Управделами президента», – рассказывает Калинушкин. В 2015 году профсоюз РАН обращался к руководителю ФАНО Михаилу Котюкову (соответствующее письмо есть в распоряжении Vademecum) с просьбой поспособствовать сохранению ведомственной медицины РАН и найти средства на оказание ее сотрудникам медуслуг уже в поли- клиниках ФАНО, но действенного отклика петиция тогда не получила.
Административная реформа отправила в небытие транспортную медицину. Сначала собственной службы лишилось Министерство путей сообщения – в начале 2000-х на руинах МПС возникло ОАО «РЖД», которое распорядилось медицинскими активами предшественника по своему усмотрению. Клиники РЖД почти сразу после реорганизации начали выходить на открытый рынок – работать в системе ОМС и оказывать платные услуги (подробнее – в материале «К 2020 году мы должны полностью отказаться от сметного финансирования» на стр. 39). Следующим оптимизационным шагом стала ликвидация подведомственных Минздраву водзравотделов. По словам Сергея Желиховского, в 2009 году Минздравсоцразвития переименовало центральные бассейновые больницы в окружные медицинские центры, а в 2010 году передало их в ведение ФМБА (подробнее – в инфографике «Развели пожиже»). «В то время перед Минздравом стояло множество других задач и вопросам морской медицины практически не уделялось внимания», – сетует Желиховский. Сокращения прошли и в авиационной медицине, от которой осталось единственное профильное учреждение – Центральная клиническая больница гражданской авиации.
Та же участь могла постигнуть и медучреждения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Как следует из материалов «Тюремного портала России», в 2010 году Минздрав разрабатывал идею переподчинить себе всю медицинскую инфраструктуру ФСИН. Для изучения возможностей и последствий такой оптимизации была созвана специальная рабочая группа, в которую вошли представители Минюста, Минздрава, ФСИН, офиса Уполномоченного по правам человека, но идея так и не была реализована. «Да, многие правозащитники обращались ко мне с предложением о том, чтобы тюремную медицину передать в ведение Минздрава. Но это не сделаешь одним росчерком пера: подписал документы – и тюремная медицина перешла в Минздрав.
Возникнет много проблем, которые последуют за подобным решением. Например, одно дело – медицина в Москве и совсем другое дело – в Красноярске, где наши учреждения находятся на расстоянии 700 километров от областного центра. Там в тайге располагаются две наши колонии и поселок. И в этом поселке нет ничего, кроме руководителя администрации с печатью», – говорил в 2010 году в интервью «Российской газете» тогдашний глава ФСИН Александр Реймер.
Часть ведомственных медицинских активов перешла под начало региональных администраций. «У нас не осталось практически ни одной ведомственной клиники, – рассказывает Айрат Фаррахов, возглавлявший в 2007–2013 годах Минздрав Республики Татарстан, – мы перевели действующие на нашей территории медучреждения в собственность республики и попытались добиться их максимальной эффективности. Так что и сами ведомства понимали: ту же услугу легче купить за те же деньги в действующих учреждениях, чем содержать свои».
Естественно, смена учредителей не всегда проходила гладко. Передача Научно-клинического центра охраны здоровья шахте-ров из ведения Минэнерго Департаменту здравоохранения Кемеровской области в 2015 году вызвала вопросы у активистов Общероссийского народного фронта. Но скандала и остановки передачи не вышло, и сейчас клиника подчиняется кемеровской администрации.
В последние два года в борьбе с ведомственной медициной особенно активизировался Минфин. «Мы против любых форм ведомственной медицины», – заявил в 2015 году в интервью ТАСС Айрат Фаррахов, ставший к тому времени замминистра финансов страны. В 2016 году в полемику вступил глава ведомства Антон Силуанов, озвучивший идею включить в систему ОМС даже неприкосновенных силовиков. Так стоит ли ведомственной медицине опасаться новой волны оптимизации?
Головное учреждение/регион головного учреждения | Клиника | № на карте | |
Лечебно‑реабилитационный клинический центр Москва | + | ФГБУ «Медицинский центр Минобороны» в Москве и пять его филиалов в Химках, Санкт‑Петербурге, Краснодарском крае, Саратовской области и Удмуртской Республике | 1 |
3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского Архангельское, Московская область | + | 4 Центральный военный клинический туберкулезный госпиталь Министерства обороны Российской Федерации | 2 |
+ | 6 Центральный военный клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации | 2 | |
+ | 7 Центральный военный клинический авиационный госпиталь Министерства обороны Российской Федерации | 1 | |
+ | 16 Центральный военный специализированный госпиталь Министерства обороны Российской Федерации | 3 | |
+ | 9 лечебно‑диагностический центр Министерства обороны Российской Федерации | 1 | |
+ | 52 консультативно‑диагностический центр Министерства обороны Российской Федерации | 1 | |
+ | 12 поликлиника Московского военного округа | 1 | |
+ | 75 консультативно‑диагностическая поликлиника Командования специального назначения | 1 | |
+ | 7 Центральная поликлиника РВСН | 2 | |
+ | 9 консультативно‑диагностическая поликлиника Московского военного округа | 1 | |
+ | 39 Центральная поликлиника ВМФ | 1 | |
+ | Центральная врачебно‑летная комиссия | 1 | |
1409 военно‑морской клинический госпиталь Балтийского флота Калининградская область | + | 1049 судебно‑медицинская лаборатория Балтийского флота | 4 |
+ | 1803 военный госпиталь медицинской службы тыла БФ | 4 | |
+ | 97 поликлиника | 4 | |
+ | 1485 военный госпиталь медицинской службы тыла Балтийского флота | 4 | |
+ | Лечебно‑диагностический центр Балтийского флота | 4 | |
1477 военно‑морской клинический госпиталь Приморский край | + | 20 военный госпиталь Тихоокеанского флота | 5 |
+ | 464 военный госпиталь Тихоокеанского флота | 5 | |
+ | 1560 военный госпиталь Тихоокеанского флота | 5 | |
+ | 15 военный госпиталь Тихоокеанского флота | 6 | |
+ | 1006 военный госпиталь Тихоокеанского флота | 7 | |
+ | 121 консультативно‑диагностическая поликлиника Тихоокеанского флота | 6 | |
+ | 26 поликлиника Тихоокеанского флота | 7 | |
+ | 36 стоматологическая поликлиника Тихоокеанского флота | 6 | |
+ | 40 лазарет | 8 | |
— | 145 военный госпиталь | 7 | |
войсковая часть 26827 Приморский край | — | 1477 военно‑морской клинический госпиталь | 6 |
Главный военный клинический госпиталь им.Н.Н. Бурденко Москва | + | 12 лечебно‑диагностический центр | 1 |
+ | 1029 Центральный военный госпиталь ВДВ | 2 | |
+ | 25 Центральный военный клинический госпиталь РКСН | 2 | |
+ | 100 поликлиника Московского военного округа | 2 | |
+ | 150 Центральный военный госпиталь Космических войск | 2 | |
+ | 32 Центральный военно‑морской клинический госпиталь | 2 | |
+ | 8 Центральная поликлиника ВВС | 2 | |
+ | 5 Центральный военный клинический госпиталь ВВС | 2 | |
442 военный клинический госпиталь Минобороны России Санкт‑Петербург | + | 166 поликлиника Ленинградского военного округа | 9 |
+ | 119 поликлиника Ленинградского военного округа | 9 | |
+ | 35 военно‑морской госпиталь Балтийского флота | 10 | |
+ | 1079 военный госпиталь Ленинградского военного округа | 9 | |
+ | 773 военный госпиталь Ленинградского военного округа | 10 | |
+ | 447 военный госпиталь Ленинградского военного округа | 11 | |
+ | 445 военный госпиталь Ленинградского военного округа | 9 | |
+ | 329 военный госпиталь Ленинградского военного округа | 10 | |
+ | 30 военный госпиталь Ленинградского военного округа | 9 | |
+ | 140 военный госпиталь Ленинградского военного округа | 12 | |
+ | 235 военный лазарет Ленинградского военного округа | 11 | |
+ | 1 военно‑морской клинический госпиталь Балтийского флота | 10 | |
+ | 24 поликлиника Ленинградского военного округа | 13 | |
+ | 104 консультативно‑диагностическая поликлиника Ленинградского военного округа | 10 | |
+ | 241 военный госпиталь | 14 | |
1469 военно‑морской клинический госпиталь Северного флота Мурманская область | + | 112 поликлиника Северного флота | 12 |
+ | 373 военно‑морской госпиталь Северного флота | 12 | |
+ | 191 военный госпиталь Ленинградского военного округа | 15 | |
+ | 436 военно‑морской госпиталь Северного флота | 12 | |
+ | 113 поликлиника Северного флота | 12 | |
+ | 126 военный госпиталь Северного флота | 12 | |
+ | 469 военный госпиталь Северного флота | 12 | |
+ | Военный госпиталь – войсковая часть 28546 | 12 | |
+ | 1483 военно‑морской госпиталь Северного флота | 15 | |
+ | 238 военный госпиталь | 12 | + | 203 военный авиационный госпиталь ВВС | 16 |
+ | 21 военно‑врачебная комиссия Северо‑Кавказского военного округа | 17 | |
+ | 378 военный госпиталь Северо‑Кавказского военного округа | 16 | |
+ | 203 военный авиационный госпиталь ВВС | 16 | |
+ | 331 военный госпиталь Северо‑Кавказского военного округа | 18 | |
+ | 1342 военный госпиталь Северо‑Кавказского военного округа | 19 | |
+ | 1166 военный госпиталь Северо‑Кавказского военного округа | 18 | |
+ | 45 поликлиника Северо‑Кавказского военного округа | 16 | |
+ | 71 военный госпиталь Северо‑Кавказского военного округа | 20 | |
+ | 236 военный госпиталь Северо‑Кавказского военного округа | 21 | |
+ | 377 военный госпиталь Северо‑Кавказского военного округа | 17 | |
+ | 970 военный госпиталь Северо‑Кавказского военного округа | 22 | |
+ | 629 консультационно‑диагностическая поликлиника Северо‑Кавказского военного округа | 17 | |
+ | 1501 военный госпиталь ВВС | 23 | |
+ | 55 поликлиника Северо‑Кавказского военного округа | 17 | |
+ | 73 поликлиника Северо‑Кавказского военного округа | 17 | |
+ | 1458 военный госпиталь Северо‑Кавказского военного округа | 21 | |
+ | 1474 военный госпиталь Черноморского флота | 16 | |
+ | 22 военный госпиталь Северо‑Кавказского военного округа | 24 | |
+ | 1355 военный госпиталь ВВС | 23 | |
+ | 1564 военный госпиталь Северо‑Кавказского военного округа | 22 | |
+ | 168 поликлиника | 16 | |
+ | 178 поликлиника | 20 | |
+ | 71 поликлиника Северо‑Кавказского военного округа | 17 | |
+ | 203 военный авиационный госпиталь ВВС | 16 | |
+ | 19 военный госпиталь Ракетных войск стратегического назначения | 23 | |
+ | 322 поликлиника РВСН | 23 | |
— | 412 военный госпиталь | 21 | |
354 военный клинический госпиталь Свердловская область | + | 39 военный госпиталь Приволжско‑Уральского военного округа | 25 |
+ | 359 военный госпиталь Приволжско‑Уральского военного округа | 26 | |
+ | 362 военный госпиталь Приволжско‑Уральского военного округа | 27 | |
+ | 370 военный госпиталь Приволжско‑Уральского военного округа | 28 | |
+ | 417 военный госпиталь Приволжско‑Уральского военного округа | 28 | |
+ | 423 военный госпиталь Приволжско‑Уральского военного округа | 25 | |
+ | 1369 военный госпиталь Приволжско‑Уральского военного округа | 26 | |
+ | 1651 военный госпиталь Приволжско‑Уральского военного округа | 29 | |
+ | 94 консультативно‑диагностическая поликлиника Приволжско‑Уральского военного округа | 25 | |
+ | 162 стоматологическая поликлиника Приволжско‑Уральского военного округа | 30 | |
+ | 334 стоматологическая поликлиника Приволжско‑Уральского военного округа | 28 | |
+ | 336 стоматологическая поликлиника Приволжско‑Уральского военного округа | 25 | |
+ | 443 военный госпиталь Приволжско‑Уральского военного округа | 31 | |
+ | 361 военный госпиталь Приволжско‑Уральского военного округа | 32 | |
+ | 109 военный госпиталь | 30 | |
+ | 250 военный госпиталь | 3 | |
+ | 1462 военный госпиталь | 33 | |
+ | 350 военный госпиталь | 25 | |
+ | 77 военный госпиталь – войсковая часть 12828 | 25 | |
+ | войсковая часть 73934 | 33 | |
+ | 1762 военный госпиталь | 34 | |
+ | 951 военный госпиталь | 26 | |
+ | 1403 военный госпиталь войск радиационной, химической и биологической защиты | 25 | |
+ | 1407 военный госпиталь войск радиационной, химической и биологической защиты | 34 | |
+ | 87 поликлиника | 33 | |
— | 143 военный госпиталь | 30 | |
301 военный клинический госпиталь Хабаровский край | + | 34 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 35 |
+ | 204 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 36 | |
+ | 218 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 7 | |
+ | 302 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 7 | |
+ | 305 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 35 | |
+ | 306 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 35 | |
+ | 308 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 6 | |
+ | 309 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 37 | |
+ | 310 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 6 | |
+ | 311 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 6 | |
+ | 312 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 6 | |
+ | 313 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 6 | |
+ | 404 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 6 | |
+ | 1064 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 36 | |
+ | 1257 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 6 | |
+ | 1494 военный госпиталь Дальневосточного военного округа | 7 | |
+ | 368 консультативно‑диагностическая поликлиника Дальневосточного военного округа | 7 | |
+ | 85 поликлиника Дальневосточного военного округа | 7 | |
+ | 148 стоматологическая поликлиника Дальневосточного военного округа | 6 | |
+ | 301 стоматологическая поликлиника Дальневосточного военного округа | 6 | |
+ | 363 стоматологическая поликлиника Дальневосточного военного округа | 35 | |
+ | 590 стоматологическая поликлиника Дальневосточного военного округа | 7 | |
+ | 12 военно‑врачебная комиссия Дальневосточного военного округа | 7 | |
+ | 165 военный госпиталь | 35 | |
+ | 144 военный госпиталь | 37 | |
Центральный военный клинический госпиталь им. П.В. Мандрыка Москва | + | Лечебно‑диагностический центр Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации | 1 |
+ | Государственный институт усовершенствования врачей | 1 | |
321 окружной военный клинический госпиталь Забайкальский край | + | 25 военно‑врачебная комиссия Сибирского военного округа | 38 |
+ | 9 военный госпиталь Сибирского военного округа | 38 | |
+ | 112 военный госпиталь Сибирского военного округа | 39 | |
+ | 324 военный госпиталь Сибирского военного округа | 40 | |
+ | 325 военный госпиталь Сибирского военного округа | 40 | |
+ | 333 военный госпиталь Сибирского военного округа | 41 | |
+ | 1075 военный госпиталь Сибирского военного округа | 38 | |
+ | 1095 военный госпиталь Сибирского военного округа | 38 | |
+ | 1148 военный госпиталь Сибирского военного округа | 42 | |
+ | 118 консультативно‑диагностическая поликлиника Сибирского военного округа | 41 | |
+ | 134 консультативно‑диагностическая поликлиника Сибирского военного округа | 38 | |
+ | 366 военный лазарет Сибирского военного округа | 38 | |
+ | 189 стоматологическая поликлиника Сибирского военного округа | 38 | |
+ | 201 стоматологическая поликлиника Сибирского военного округа | 33 | |
+ | 327 стоматологическая поликлиника Сибирского военного округа | 41 | |
+ | 449 военный (военно‑морской) лазарет 37 Воздушной армии Верховного главного командования (стратегического назначения) | 43 | |
1586 военный клинический госпиталь Минобороны Московская область | + | 307 военный госпиталь Московского военного округа | 44 |
+ | 332 военный госпиталь Московского военного округа | 45 | |
+ | 388 военный госпиталь Московского военного округа | 46 | |
+ | 395 военный госпиталь Московского военного округа | 47 | |
+ | 397 военный госпиталь Московского военного округа | 48 | |
+ | 401 военный госпиталь Московского военного округа | 46 | |
+ | 421 военный госпиталь Московского военного округа | 49 | |
+ | 427 военный госпиталь Московского военного округа | 45 | |
+ | 574 военный клинический госпиталь Московского военного округа | 1 | |
+ | 1231 военный госпиталь Московского военного округа | 50 | |
+ | 1233 военный госпиталь Командования специального назначения | 51 | |
+ | 1234 военный госпиталь Московского военного округа | 52 | |
+ | 1273 военный госпиталь Московского военного округа | 2 | |
+ | 1414 военный госпиталь Московского военного округа | 53 | |
+ | 1883 военный госпиталь Московского военного округа | 54 | |
+ | 2441 военный госпиталь Московского военного округа | 2 | |
+ | 878 окружной военный госпиталь Командования специального назначения | 2 | |
+ | 47 военный госпиталь Командования специального назначения | 2 | |
+ | 396 военный госпиталь Командования специального назначения | 55 | |
+ | 1172 военный авиационный госпиталь Командования специального назначения | 45 | |
+ | 35 поликлиника Московского военного округа | 52 | |
+ | 64 поликлиника Московского военного округа | 2 | |
+ | 77 поликлиника Московского военного округа | 45 | |
+ | 79 военная поликлиника | 56 | |
+ | 80 поликлиника Московского военного округа | 47 | |
+ | 82 поликлиника Московского военного округа | 57 | |
+ | 99 поликлиника Московского военного округа | 48 | |
+ | 103 поликлиника Московского военного округа | 46 | |
+ | 123 поликлиника Московского военного округа | 45 | |
+ | 138 поликлиника Московского военного округа | 52 | |
+ | 598 поликлиника Московского военного округа | 45 | |
+ | 355 поликлиника Командования специального назначения | 2 | |
+ | 19 военно‑врачебная комиссия | 1 | |
+ | 1041 военный госпиталь | 45 | |
+ | 602 военный госпиталь | 58 | |
+ | 1199 военный госпиталь Ракетных войск стратегического назначения | 50 | |
+ | 1199 военный госпиталь Ракетных войск стратегического назначения | 50 | |
+ | 602 военный госпиталь | 58 | |
+ | 221 военный госпиталь | 2 | |
+ | 44 военный госпиталь | 50 | |
+ | 442 военный клинический госпиталь | 10 |
Бес опасности и компромисса
Годы борьбы за активы альтернативной системы здравоохранения разделили интересантов на два лагеря. Сторонники сохранения ведомственной медицины убеждены, что она, в отличие от традиционной, глубоко погружена во все нюансы отрасли, с которой работает, а значит, способствует обеспечению безопасности – на транспорте, производстве, в армии и других стратегически важных секторах народного хозяйства. «Я считаю, это стратегическая ошибка, что мы теряем ведомственную медицину. Да, сейчас она выглядит как лакомый кусок. Но представьте, что машинист пойдет на осмотр не в ведомственную, а в обычную поликлинику, пройдет осмотр формально, и что мы получим? Крушение поезда! Машиниста посадят в тюрьму, а ведь проблема не в нем, а в том, что его осмотрели не так, как нужно», – не скрывает эмоций Константин Пашков из Минтранса. На это противники развития ведомственной медицины приводят свой не менее весомый аргумент: в условиях дефицита бюджета и повсеместной оптимизации государство такую нагрузку, как ведомственная медицина, явно не потянет.
«Сохранять ведомственную медицину в этих условиях – контрпродуктивно! У нас есть закон об ОМС, но при этом большое число людей, по закону относящихся к категории застрахованных, имеет право посещать ведомственные клиники. Это нонсенс и неэффективное использование бюджетных ресурсов», – говорит Айрат Фаррахов, сейчас уже член Комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Впрочем, некогда непримиримые оппоненты готовы к компромиссам в форме совершенствования тематической нормативной базы и разработки «интегративных механизмов». На прошедших в апреле парламентских слушаниях, посвященных проблемам транспортной медицины, представители заинтересованных структур не стали обсуждать возрождение прежней инфраструктуры, а попытались сформулировать жизненно важные для отрасли законодательные положения. Представители ФМБА, например, настаивали на внесении в Кодекс торгового мореплавания изменений, закрепляющих требования к состоянию здоровья лиц, допускаемых к работе на судне, и медицинскому обслуживанию экипажа на борту. Главврач ЦКБ гражданской авиации Наталья Забродина предложила наделить ее клинику полномочиями центральной отраслевой специализированной медицинской организации. Представители ПАО «Аэрофлот» рекомендовали коллегам разработать положения о врачебно-летной экспертизе и внести изменения в Федеральные авиационные правила. «Возродить прежнюю ведомственную инфраструктуру не получится, но облегчить существующим учреждениям жизнь с точки зрения нормативной базы и доступа к федеральным деньгам вполне возможно», – считает Константин Пашков.
Путь компромисса – не возрождение прежней матрицы ведомственной медицины, но ее актуализация. «В отдельных случаях инфраструктуру ведомственной медицины можно адаптировать под нужды региона, – утверждает Айрат Фаррахов. – Есть в Татарстане город нефтяников Альметьевск, там работала великолепная медико-санитарная часть. Мы ее сделали центром ВМП, но не за счет государства, а за счет самих нефтяников. Мы отдали им весь госзаказ на ВМП, при этом сами не потратили ни копейки на ее развитие. Сейчас в этой медсанчасти сконцентрированы высококлассные специалисты, мощная санаторная база, и она в своем регионе – одна из ведущих. То есть мы сохранили клинику, но она стала открытой и закрывает нужды всего региона».
Парламентская полемика помогает ответить на вопрос, как следует модернизировать сохранившиеся мощности ведомственной медицины, но не отменяет необходимости тщательной экономической оценки этих активов. До сих пор подобную задачу ни одно заинтересованное ведомство или экспертное сообщество не решало. Минздрав, например, тематический запрос Vademecum оставил без ответа. В следующих публикациях нынешнего «Дела номера» мы попытались хотя бы в первом приближении проанализировать экономику клиник и больниц ведущих федеральных ведомств.