вечное евангелие что это
Вечное Евангелие — это Божий план спасения человечества
Сегодня мы начнем познавать «ВЕЧНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ» — план спасения Творцом Своего творения.
Вечное Евангелие – это план спасения согрешившего и грешащего человечества от греха и смерти через восстановление доверительных отношений между смертным человеком и бессмертным Богом. Согласно этому плану, Бог должен на личном примере, находясь не в положении Бога, а в том же положении, что и творение, явить глубину Своей вечной любви! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Что несет Евангелие
Евангелие!? Какую смысловую нагрузку несет это слово? Это добрая, благая весть. В дни правления жестокого чудовища Нерона, в Риме случился голод. Люди ожидали, что император позаботится о своих обожествляющих его подданных. Но не тут-то было. Вместо того, чтобы на кораблях доставить хлеб из Александрии, император на этих кораблях доставлял песок. Чтобы засыпать арены, на которых в угоду и на потеху ему, лилась кровь тысяч невинных людей. Каждый день приходили корабли, груженные песком, а истощенные люди умирали от голода. Один из купцов ослушался Нерона и на своем корабле привез хлеб умирающим людям. Когда страдальцы узнали об этом корабле, то, протягивая в его сторону руки, они кричали: «Евангелие!». Благая весть, прибыл хлеб, и они не умрут от голода.
Вечное Евангелие – это Божий план спасения согрешившего творения от вечной смерти. Вечное Евангелие – это путь в Вечность. Бог приглашает каждого смертного, кто любит жизнь и хочет жить счастливой вечной жизнью, последовать этим путем. Заметьте, что Евангелие названо Вечным. Словосочетание «Вечное Евангелие» говорит о том, что это не случайная и поспешная реакция Бога на возникший во вселенной грех. Это вечный план спасения Вечного Бога!
Бог желает спасения любому грешнику
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. (2Пет.3:9).
Природа греха и его последствия
То, что Бог стоит на нашей стороне в борьбе со злом — это замечательно. Но что есть зло? Не понимая этого, мы не сможем сотрудничать с Богом в борьбе с ним. Так как грехопадение – это осознанный выбор свободного творения своего жизненного пути в отрыве от Бога, то прежде чем мы рассмотрим план спасения человечества – Вечное Евангелие, посмотрим на природу греха, и на то, к каким последствиям он ведет.
Вы имеете хороший дом, и вам неплохо в нем живется. Вы имеете хороший автомобиль, и вы неплохо ездите на нем. Но вот сосед ваш, который поселился в этом городе раньше вас, имеет дом, который во много раз лучше вашего, да и машина его не чета вашей. Не возникнет ли у вас желание, исходя из вашей способности сравнивать то, что у вас есть с тем, что есть у другого, иметь вместо хорошего, лучшее? Что тут плохого?
Дух неудовлетворенности своим занимаемым положением завладел на небе Люцифером, ангелом, занимавшим самое высокое положение после Бога Отца и возвеличенного Им до равенства с Собой Его Единородного Сына Иисуса Христа. Он пожелал положения, власти и почестей, какими обладал Бог, и какими Он наделил Своего Сына Иисуса Христа. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой …взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13,14).
Рассуждения его сводились к тому, что раз Бог возвеличил Своего Сына до положения равного Себе, то почему подобную честь не оказать ему – Люциферу, высшему из всех ангелов?
Как Люцифер стал сатаной, то есть противником
Природа греха очень коварна. Понять то, что я хочу сказать, поможет нам сказка Пушкина о золотой рыбке. Получая все больше и больше от золотой рыбки, старуха вместо благодарности, потеряла всякое чувство меры. И последним желанием всегда будет желание покорить себе источник своего благословения: «Хочу, чтобы я была владычицей морской, а рыбка, чтобы была у меня на посылках». Люцифер, не просто сделал свой выбор, пользуясь дарованной ему Богом свободой выбора. Он восстал против Бога и Его Сына, желая устранения Божьего правления и установления собственной власти и его собственных законов. Так Люцифер стал сатаной, т.е. — противником. Вовлекая людей в восстание против Бога, сатана заражает их тем же духом, каким движим сам.
К чему приводит неудовлетворенность своим положением
В созданной Богом вселенной, каждому существу определена своя неповторимая роль. Удовлетворенность своим положением несет мир и процветание всему творению, ибо каждый понимает, что он занимает то место, что дал ему Творец.
О доверии творения своему Творцу так же свидетельствует удовлетворенность своим положением. Как много зла несет с собой чувство неудовлетворения тем, что ты имеешь, и желанием иметь то, чего у тебя нет! Оно разрушает семьи, вносит разногласия в рабочий коллектив, побуждает к войнам между странами, порабощает одного человека другим и т.д.
Вместо того, чтобы не довольствоваться своим занимаемым положением нужно развиваться до совершенства в той сфере, что определена тебе. Жена не должна роптать на роль жены и на выпадающие на нее обязанности, равно и муж. Каждый должен приложить максимум усилий для того, чтобы стать совершенным на своем месте, мужу стать совершенным мужем, жене – совершенной женой. Причиной восстания Люцифера на небе против Бога было недоверие Творцу, Его мудрости при сотворении Им всей вселенной. Желанием Люцифера было переделать всю Вселенную под себя и управлять ею на правах Бога. Причиной падения человека было все то же желание, что и у Люцифера, стать подобным Богу.
Самое печальное то, что сатана захотел обладать властью Бога, но он не захотел иметь Божий характер. А без этого вся власть будет сводиться только к диктатуре и тирании.
Принцип взаимного служения
Все мироздание было создано Богом с принципом взаимного служения, благодаря чему поддерживается гармония во вселенной.
Пчелы служат цветкам, опыляя их. Цветки служат пчелам, одаривая их нектаром. Опыленные цветки становятся бесподобно вкусными плодами, которые служат человеку источником здоровой пищи. А переработанный пчелами нектар, превращаясь в мед, служит человеку лекарством. Солнце одаривает все творение своими живительными лучами.
Принцип взаимного служения – это основа мироздания. Но сатана решил все кардинально изменить, поставив в центр служение не другим, а самому себе. Тот, кто перестает служить другим, тот деградирует и начинает губить творение вокруг себя. Циничным лицемерием и обманом сатана увлек в деградацию одну треть Божьих ангелов.
Нужно примириться с Богом, чтобы Он смог освободить от греха
Еще раз хотелось бы заострить ваше внимание на том, что очень важно понять, конечно, если мы хотим победить зло и наследовать жизнь вечную.
Восстание Люцифера, грехопадение Адама и Евы, распятие людьми Сына Божьего, растущая безнравственность, — все это убедительнейшим образом свидетельствует о том, что Бог не создавал роботов. Его творение действительно свободно в своем выборе!
«Я люблю другую»
Позвольте привести реальный пример из жизни одной семьи, которые были членами церкви, где я был пастором. Обычная семья, двое детишек. После развала союза, как и многие, стали переживать финансовый кризис. Муж стал уезжать в город на заработки, где, к сожалению, завел роман с другой женщиной. Естественно после этого в их доме только и было слышно от него, что жена во всем неумеха, — и готовит плохо, и убирает плохо, и встречает его плохо. В общем, плохая жена, да и только.
Пытаясь их помирить, но еще не веря в то, что он ей изменяет, я просил его жену приложить максимум усилий для сохранения семьи. Что она бедная только не старалась делать. Готовила множество вкуснейших блюд, стирала по два раза одну и ту же вещь. Когда он приезжал, она выходила к остановке, чтобы встретить его, обнять, поцеловать и проводить домой. Но все ее усилия были тщетны. От ее стараний он становился все более и более раздраженным.
Тогда, видя, что проблема не в ней, а в нем, я стал беседовать с ним, побуждая его к миру и сохранению семьи. Видно устав от моих просьб, он однажды сказал следующее, после чего стало ясно – примирения в этой семье не наступит никогда. «Если она, встречая меня с работы, будет даже вылизывать языком асфальт передо мной, я все равно жить с ней не буду, так как я люблю другую».
Мораль ясна: если одна из конфликтующих сторон не идет на примирение, то все усилия второй стороны будут напрасны. Мира не будет! Та же проблема и в примирении человека с Богом. Люди не слышат и не хотят слышать Бога по той причине, что они любят свой грех больше, чем Бога и Его святую истину. Вот как об этом сказал Сын Божий Иисус Христос:
Жажда свободы приводит к рабству
Если человек откажется от этой милостиво предложенной помощи, то он останется во власти сатаны.
Сказать «Прости» не достаточно, нужна измененная жизнь
Грех произвел сильнейшее разделение между Святым Богом и грешным человеком. Грехопадение – это потеря творением доверия Творцу. Для человека это непреодолимая пропасть. Потому что грешный человек видит Бога (Его характер) в искаженном свете. Поэтому только Святой Бог может помочь грешному человеку увидеть Его в истинном свете. А это долгий процесс, в котором далеко не словам отведено главное место.
Позвольте вновь иллюстрацию из семейной жизни, так как она помогает более полно понять, как восстанавливаются разрушенные взаимоотношения.
Муж изменяет жене. Но позже, осознав свою вину перед ней, желает восстановить в семье утерянный мир и согласие. Не думайте, что для восстановления отношений достаточно лишь сказать: Прости! Многие полагают, что сказать Богу: «Прости меня за сделанные грехи», достаточно для того, чтобы примириться с Ним. Но если это так, то тогда мы рассматриваем измену супруга, как большую трагедию, чем измену Богу.
В семье, доказательством желания восстановить мир, будет новая жизнь провинившегося! Только измененная жизнь и верность семье докажет то, что покаяние было искренним, а прощение желанным. И эту верность нужно сохранить до конца жизни! Не меньше!
Вечное Евангелие – это Иисус
Посмотрите и восхититесь характером Бога, Который, чтобы доказать Своему непокорному и восставшему творению Свою безграничную любовь, послал на Землю Своего Единородного Сына Иисуса! Чтобы каждый мог не только услышать, а увидеть и испытать на себе силу этой любви.
Сын Божий, Иисус Христос – это ВЕЧНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ, Божий план спасения человечества, воплощенное в жизнь. А теперь будьте предельно внимательны. Почему грехопадение – это разрыв отношений творения с Богом, а восстанавливать разорванные отношения на Землю пришел не Бог, а Его Сын? Почему центром Вечного Евангелия является Иисус Христос? Ответить на эти вопросы мы сможем тогда, когда узнаем: Для чего в незапамятной Вечности Бог родил Иисуса Христа? Для чего Бог всю Вселенную, включая и Землю творил руками Иисуса Христа?
Смею предположить, что те, кто всем сердцем обрабатывает участок «Самых важных знаний» на поле познаний, уже видят первые ростки их труда: а именно, ты начинаешь понимать бытие, себя и свое место в сотворенной Богом вселенной. Но поверьте, что хоть до главного плода, обретения вечной жизни, нужно много на этом участке потрудиться, все же с каждой темой заветная цель будет все ближе и ближе.
И помните: Самые важные знания — это те знания, что помогают избежать смерти и обрести жизнь вечную!
Библия или Вечное Евангелие — свежий Хлеб для каждой семьи
Дорогие друзья! Мы благодарим вас, что вы заинтересовались новым переводом Библии!
В Евангелии от Иоанна Иисус сказал: «Я – Хлеб жизни. …сошедший с небес. Если кто ест от этого Хлеба, будет жить вечно…».
Иисус – это живое Слово, посланное нам с небес, чтобы мы были живы Им. В последнее время, как никогда раньше, Господь посылает голод по откровению и слышанию Его Слова, не просто буквы, но Духа и желает так же его удовлетворить.
Не случайно появилась острая нужда в хороших переводах Библии. Слава Богу, в последнее время появляются новые переводы, и мы верим: сбывается пророчество, что Украина станет житницей Хлеба духовного.
Дорогие друзья! Мы благодарим вас, что вы заинтересовались новым переводом Библии!
В Евангелии от Иоанна Иисус сказал: «Я – Хлеб жизни. …сошедший с небес. Если кто ест от этого Хлеба, будет жить вечно…».
Иисус – это живое Слово, посланное нам с небес, чтобы мы были живы Им. В последнее время, как никогда раньше, Господь посылает голод по откровению и слышанию Его Слова, не просто буквы, но Духа и желает так же его удовлетворить.
Не случайно появилась острая нужда в хороших переводах Библии. Слава Богу, в последнее время появляются новые переводы, и мы верим: сбывается пророчество, что Украина станет житницей Хлеба духовного.
Об авторе параллельного перевода «Вечное Евангелие»
Валерий Громов родился в 1952 году в Киеве от родителей украинско-русского происхождения. С одиннадцати лет он учился в военном учебном.
Свидетельство автора перевода В. А. Громова
«К своему призванию – переводу Священного Писания – я шёл всю свою жизнь…» Каждый человек имеет своё призвание от Бога.
Почему это издание называется «Библия или Вечное Евангелие»
Дорогой друг, возможно, вы желаете приобрести Книгу под названием «Библия или Вечное Евангелие» и заинтересовались, почему это издание получило такое название?
История создания перевода «Библия или Вечное Евангелие»
И с первого января 1993 года я приступил к переводу Нового Завета с греческого манускрипта Текстус Рецептус на русский язык.
Доклад В. А. Громова на презентации 2012 года
Позвольте мне приветствовать, уважаемые слушатели этого мероприятия через Интернет ресурсы, братья и сестры, все, кто имеет возможность слушать нас. Вот.
ВЫСТУПЛЕНИЕ Г.М. САГАЧ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ В 2012 ГОДУ
Выступление доктора педагогических наук, профессора, академика АН высшего образования Украины, академика трех международных академий, проректора Всеукраинского народного университета украиноведения им. Григория Сковороды, профессора КНУ имени Тараса Шевченко Галины Михайловны Сагач на Презентации «Вечного Евангелия» в Доме ученых НАН Украины в 2012 году
Приобрести онлайн
Библия — цвет баклажан
Библия — белый цвет
Библия — чёрный цвет
Библия — бургунди
Отзывы
Качан Сергей Александрович
пресвитер церкви, преподаватель христианского университета «Вижин»
В отношении качества перевода, то я всегда проверяю текст по номерам Стронга, поэтому и пользуюсь переводом «Вечного Евангелия», потому что там есть много слов в сносках и в словаре, с описанием их значения с греческого оригинала; этого нет ни в одном переводе!
Голубева Анна Георгиевна
кандидат филологических наук, бакалавр богословия, преподаватель Библии
Я знакома со многими переводами Библии, потому что более четверти века я изучаю её, и именно поэтому из всех переводов Священного Писания я отдаю предпочтение переводу, сделанному В.А. Громовым. На мой взгляд, этот перевод занимает первое место среди всех переводов, сделанных на украинском или на русском языке.
читать дальше…
Звоник Ирина Филипповна
служитель церкви полного Евангелия «Миссия «Путь Христа»
С тех пор, как я стала изучать Библию в новом параллельном украинско-русском переводе В. А. Громова «Вечное Евангелие», благодаря Духу Святому я получаю от Господа глубокие откровения по слову. Это значительно расширило диапазон познания мной Божьей непреходящей истины, способствуя более успешному служению людям.
читать дальше…
Виролайнен Оксана
педагог, филолог, магистр теологии
«Вечное Евангелие» стало для меня настоящим открытием. Перевод на украинский и русский языки даёт возможность по-настоящему углубиться в непревзойдённый мир Божьего Слова, услышать Его наставления и получить ответы на личные вопросы.
читать дальше…
Вопросы и ответы
Дорогие друзья! Мы желаем, чтобы покупка Библии была для вас лёгкой и принесла только удовольствие, как и сама Библия. Если у вас возникнут какие-то вопросы, связанные с приобретением Библии, свяжитесь с нами, используя опцию «Обратная связь», которая находится внизу «Главной» страницы Сайта.
Пожалуйста проверьте:
Номер, дату, CVV
Лимит расходов на карточке
Проверьте, можно карточкой, которой вы пытаетесь воспользоваться, делать покупки или только оплачивать счета
Убедитесь, что вы используете местную валюту
Свяжитесь с вашим банком, чтобы понять, почему платеж был отклонён банком
Как поступать в случае повреждения Библии при пересылке?
Если Библия при почтовой пересылке была повреждена: смята, побита, но упаковочный целлофан на коробке-чехле самой Библии остаётся целым и она не была распакована, и не использована потребителем, пожалуйста, сделайте фотографию и перешлите нам на наш e-mail: support@bible-eternalgospel.com и мы поможем Вам произвести её обмен.
Коробка-чехол
Возврат и обмен Библии
Когда осуществляется пересылка Библии после оформления заказа?
Упаковка и качество Библии
Кто является перевозчиком и каковы возможности перевозчика?
Мы сотрудничаем с «Meest America», чтобы предоставить вам лучшие услуги и по возможности лучшие международные тарифы по доставке.
Для заказов по континенту США и в Украину, мы предоставляем бесплатную пересылку и доставку.
Доставка в Украину исполняется почтой «Meest America», а по территории Соединённых Штатов курьером является USPS.
Также могут быть и другие варианты доставки кроме тех, которые указаны на сайте, и вы всегда можете предложить и выбрать ваш предпочтительный вариант вместо предлагаемого.
Просто свяжитесь с нами, и мы свяжемся с вами для обсуждения дополнительных нюансов по стоимости доставки предпочтительным вам способом.
Откуда приходят заказы?
Заказанная покупка приходит из США, из нашего партнерского центра рассылки, Международный почтовый склад в США:
Основной склад в штате Нью-Джерси
600 Markley Street Port Reading, NJ 07064
Что делать, если я хочу заказать оптом?
Для оптовых заказов и скидок на оптовые заказы, пожалуйста, свяжитесь с нашей службoй поддержки клиентов по электронной почте
Адрес: support@Bible-EternalGospel.com или через портал «Обратная связь», и мы свяжемся с вами как можно скорее
Каково время обработки заказа?
Все заказы, полученные до 11:59 в рабочий день, будут выполнены в тот же день. Все заказы, полученные после 11:59, будут выполнены не позднее следующего рабочего дня.
Как я могу отследить мой заказ?
Когда вы разместите заказ на нашем Веб-сайте, вы получите e-mail, которым мы сообщим, что мы получили ваш заказ и работаем над ним. После того, как заказ будет обработан и отправлен, мы вышлем вам следующий е-mail с указанием номера, по которому вы сможете отслеживать ваш заказ. Вы можете отследить свой заказ на следующем портале сайта нашего партнёра:
Какова стоимость доставки заказа за пределы США и Украины?
Тариф стоимости доставки Вы можете найти на сайте наших партнеров:
Однако, цены, которые вы видите там не окончательные, и благодаря нашему сотрудничеству с «Meest America», мы сделаем всё возможное, чтобы предоставить вам дополнительные скидки на пересылку и доставку вашего заказа по сравнению с той ценой, которую вы найдёте в тарифе стоимости доставки.
«ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ»
С приведенными толкованиями совместимо и неск. иное прочтение этого места, предлагаемое Оригеном, к-рый связывал понятие «Е. в.» с буд. вечной жизнью праведников: «Тогда (т. е. в Царстве Небесном.- Д. С. ) будет то, что называется вечным Евангелием и вечно Новым Заветом, который никогда не обветшает» ( Orig. De princip. III 6. 8). В др. месте Ориген говорит о том, что Господь «переведет надлежащим образом всех святых от временного Евангелия к Евангелию вечному в соответствии с тем, что повествует о вечном Евангелии Иоанн в Апокалипсисе» ( Orig. De princip. IV 3. 13 [25]). Блж. Иероним, цитировавший Оригена в письме к Авиту, продолжил это место весьма примечательным образом (по-видимому, приводя слова Оригена, отсутствующие в переводе Руфина): «Тенью Евангелия Он [Христос] исполнил тень закона, но весь закон есть образ и тень небесных священнодействий. Поэтому надлежит особенно тщательно исследовать, правильно ли мы думаем, что и небесный закон, и священнодействия высшего служения не имеют полноты, но нуждаются в истине того Евангелия, которое в Апокалипсисе Иоанна названо вечным (sempiternum),- конечно, по сравнению с этим нашим Евангелием, которое временно (temporale) и проповедано в преходящем мире и веке» ( Hieron. Ep. 124 // CSEL. Vol. 56. P. 114). По свидетельству блж. Иеронима, Ориген считал, что «вечное Евангелие, то есть то, которое будет на небесах, настолько же превосходит наше нынешнее Евангелие, насколько проповедь Христова превосходит таинства ветхого закона» (Ibidem).
Сразу же после выхода книги встревоженные ее названием и содержанием парижские богословы под рук. Вильгельма из Сент-Амура, внимательно изучив книгу, составили перечень обнаруженных в ней заблуждений и еретических суждений, состоящий из 31 пункта, к-рый в совр. издании озаглавлен: «31 заблуждение, извлеченное некими магистрами теологии в Париже из «Введения в Евангелие вечное» и из самого этого Евангелия» (Errores 31 a quibusdam magistris theologiae Parisiensibus ex Introductorio in Evangelium aeternum et ex ipso Evangelio aeterno excepti // Chartularium. 1889. N 243. P. 272-275; Benz. 1932. S. 415-426). Этот список был представлен Парижскому епископу, к-рый по неизвестным причинам не стал начинать судебное производство, а направил заподозренную в ереси книгу, по-видимому вместе с подготовленным парижскими богословами списком заблуждений, папе Иннокентию IV, В связи с тем что папа скончался 7 дек. 1254 г., не успев ничего предпринять по данному вопросу, разбирать дело пришлось его преемнику, папе Александру IV, к-рый назначил для расследования всех обстоятельств специальную комиссию. Члены комиссии, не удовлетворившись парижскими извлечениями, просмотрели присланные «Введение. » и «Е. в.», отмечая ошибочные и еретические места и выписывая довольно представительные цитаты. Протоколы заседаний комиссии вместе с извлеченными из книг фрагментами сохранились в парижской рукописи и были изданы в кон. XIX в. ( Denifle. 1885; ср.: McGinn. 1998. P. 165-166 [Fragm.]). 8 июля 1255 г. на заседании комиссии были представлены дополнительные подозрительные извлечения из сочинений Иоахима, также приобщенные к протоколам.
По окончании работы комиссии папа Александр IV вынес свое решение в мандате от 23 окт. 1255 г., направленном Парижскому еп. Ренальду из Корбея: «По совету наших братьев (т. е. членов комиссии.- Д. С. ) мы постановили, что [эта книга] должна быть уничтожена» (Chartularium. 1889. N 257. P. 297). Папа особо отметил, что следует уничтожить и выписки из книги, по-видимому подразумевая подготовленный парижскими богословами список заблуждений. 4 нояб. того же года папа направил в Париж еще один мандат, в к-ром полностью повторил содержание предыдущего, а также просил Парижского епископа позаботиться о том, чтобы история с «Е. в.» не оказала негативного влияния на репутацию ордена францисканцев, к к-рому принадлежал автор книги (Ibid. N 258. P. 298). Сам автор был осужден руководителями францисканского ордена и сослан на родину, в Италию, где прожил еще не менее 10 лет. Руководство ордена позаботилось также и о том, чтобы предотвратить подобные происшествия в будущем: по свидетельству автора «Хроники» Салимбене из Пармы, «из-за истории с этим самым Герардином было предписано впредь не издавать ни одного нового сочинения без ведома ордена и если оно не будет одобрено министром и дефинитором в провинциальном капитуле» ( Салимбене А., де. Хроника. М., 2004. С. 501).
Похожую негативную оценку давали попыткам предложить некое «Е. в.» и последующие католич. теологи. В частности, о «Е. в.» упоминает Фома Аквинский, указывая на желание нек-рых проповедников, озабоченных якобы уже близким приходом антихриста, поставить под сомнение значимость христ. Евангелия: «Некоторые уже пытаются заменить Христово Евангелие неким другим Евангелием, которое называют вечным. А это Евангелие, о котором они говорят, есть некое сочиненное Введение в книги Иоахима, которое отвергнуто Церковью, или же [так называется] само учение Иоахима, которым, как говорят они, должно быть заменено Евангелие Христово» ( S. Thomae de Aquino Liber contra impugnantes Dei cultum et religionem. 5. 5 // Idem. Opera omnia. R., 1970. T. 41: Opuscula. Vol. 2). Прямо связывая наименование «Е. в.» с именем Иоахима, Фома вместе с тем отмечает, что еретические попытки подменить Евангелие Христово др. «Евангелием» всегда существовали и неизменно отвергались Церковью начиная с апостольских времен: «Уже во времена апостолов некоторые хотели изменить Христово Евангелие, как это ясно из Послания к Галатам» (Ibidem; Фома отсылает к Гал 1. 6: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию»). На Тридентском Соборе (1545-1563) «Е. в.» было внесено в Индекс запрещенных книг, где оставалось и при последующих переизданиях этого списка (см., напр.: Index Librorum Prohibitorum sanctissimi domini nostri Pii Septimi. Neapoli, 1834. P. 121).
Несмотря на отсутствие текста сочинения, сама идея «Е. в.» как «нового духовного завета» оставалась популярной в среде различных мистиков, теософов и визионеров (некоторые из них даже создавали свои версии «Е. в.», не получившие широкого распространения) и часто применялась для борьбы с католич. Церковью путем умаления значения библейского Откровения. Образ «Е. в.» использовался также нек-рыми радикальными проповедниками протестантизма, был популярен в среде приверженцев деизма и нем. просветителей. Напр., Г. Э. Лессинг прямо ссылался на Иоахима и его учение о «Е. в.» в соч. «Воспитание человеческого рода», связывая земное осуществление идеалов Просвещения с наступлением эры «Е. в.» ( Lessings Werke / Ed. J. Petersen, W. Olshausen. B.; Lpz., 1925. Vol. 6. P. 80-81). Тесно связаны с концепцией «Е. в.» и многочисленные попытки (продолжающиеся до наст. времени) создать к.-л. новое «Евангелие», якобы лишенное «недочетов», «погрешностей», «ошибок» и др. «недостатков» традиц. христ. Евангелия (ср., напр., собственные версии «Евангелия» у Э. Ж. Ренана, Л. Н. Толстого, Г. В. Ф. Гегеля и др., модификацию содержания Евангелия у Р. Бультмана и др. участников программы демифологизации). Возражая против любых подобных представлений и учений, Церковь неизменно свидетельствует о непреложности и полноте истины, содержащейся в Евангелии Христовом, которое должно быть смиренно усваиваемо, а не исправляемо или модифицируемо в соответствии с теми или иными земными мерками, сколь бы возвышенными они ни представлялись.
Библейский образ Ангела, несущего «Е. в.», был весьма популярен у средневек. иллюстраторов рукописей, часто предлагавших оригинальные художественные интерпретации данного сюжета (см.: Freyhan. 1955). В 1914 г. известным чеш. композитором Л. Яначеком была создана легенда для солиста, хора и оркестра, названная «Вечное Евангелие» (чеш. Vĕčné evangelium; нем. Das ewige Evangelium), в к-рой излагались и осмыслялись религ. идеи Иоахима Флорского.