веб связь что такое
Веб-конференции
Веб-конференции
Веб-конференции (англ. Web conferencing ) — технологии и инструменты для онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет. Веб-конференции позволяют проводить онлайн-презентации, совместно работать с документами и приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. При этом каждый участник находится на своём рабочем месте за компьютером.
Веб-конференции, которые предполагают «одностороннее» вещание спикера и минимальную обратную связь от аудитории, называют Вебинарами.
Содержание
История
В первые годы после возникновения Интернета понятие «веб-конференции» означало общение на форумах и в списках рассылки, то есть общение в асинхронном режиме.
Первой популярной программой для веб-конференций, позволяющей общаться и работать над приложениями и документами в режиме реального времени, стала программа Microsoft NetMeeting.
Затем инструменты для веб-конференций стали появляться в различных мессенджерах, наиболее популярным из которых был Windows Messenger, по-умолчанию встроенный в операционную систему Windows.
В последние годы появилось большое количество веб-сервисов, предоставляющих различные инструменты для веб-конференций, которые работают в браузере или с помощью инсталлируемого «тонкого клиента». Эти сервисы позволяют участвовать в онлайн-встрече независимо от платформы компьютера.
Возможности веб-конференций
Сервисы для веб-конференций могут включать следующие возможности и инструменты:
Популярные сервисы веб-конференций
Название | Модель дистрибуции |
---|---|
Adobe Acrobat Connect | И, А |
WebEx (англ.) | И, А |
GoToMeeting | И, А |
Dimdim | И, А |
LotusLive (англ.) | И, А |
Microsoft Office Live Meeting | И, А, К, С |
Openmeetings (англ.) | СПО |
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Веб-конференции» в других словарях:
Веб-конференция — (англ. web conferencing) технология и инструментарий для организации онлайн встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет. Веб конференции позволяют проводить онлайн презентации, совместно работать с документами… … Википедия
Веб-устройство — (англ. Web device или Web устройство, или устаревший термин: англ. Internet appliance) цифровое устройство (не только компьютер), имеющее возможность быть постоянно подключенным к сети интернет и используемое для взаимодействия с… … Википедия
Веб-занятия — Дистанционное обучение (ДО) совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым… … Википедия
Веб-портфолио — У этого термина существуют и другие значения, см. Портфолио. Веб портфолио (веб портфель, web portfolio) это веб базированный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца. Веб портфолио школьника и… … Википедия
Союз веб-мастеров России — [1] общероссийская общественная организация, существующая на негосударственные средства. Цель Союза веб мастеров России продвижение новых эффективных интернет технологий. Содержание 1 Как всё начиналось 2 Первые результаты … Википедия
Список поставщиков услуг и производителей аппаратных и программных решений для веб-конференций, видеоконференцсвязи и телеприсутствия — Список поставщиков услуг и производителей аппаратных и программных решений для веб конференций, видеотелефонии, видеоконференцсвязи и телеприсутствия составлен для группирования в едином месте списка компаний и услуг, которые связаны с видео… … Википедия
Всемирный веб-консорциум — XHTML Каскадные таблицы стилей (CSS) Кодировки символов Сравнение движков отображения Семейство шрифтов Редактор HTML Элементы HTML Мнемоники в HTML Скрипты в HTML Юникод и HTML Цвета в Web (Web colors) WWW Консорциум (W3C) Консорциум Всемирной… … Википедия
Онлайн-семинар — Основная статья: Веб конференции Онлайн семинар (веб конференция, вебинар, англ. webinar) разновидность веб конференции, проведение онлайн встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб конференции каждый из… … Википедия
Вебинар — Под онлайн семинаром (Веб конференцией) понимается проведение онлайн встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается… … Википедия
Вебинар (онлайн-семинар) — Под онлайн семинаром (Веб конференцией) понимается проведение онлайн встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается… … Википедия
Web-телефония. Обзор решений
В этой статье я расскажу о том, какие существуют методы реализации голосовой связи для web-проектов.
Статья носит обзорный характер и ориентирована на самый широкий круг читателей. Однако, любой желающий найдет все необходимые ссылки для углубления в суть вопроса.
Введение
Для начала стоит понять, какие технологии имеются в нашем распоряжении. Если быть реалистами, то по сути единственным вариантом является использование Flash. Да, есть другие технологии, но, к сожалению, все они значительно менее распространены. В то время как Flash установлен почти у всех.
Перейдем к более конкретным вещам.
Голосовая связь один на один
С точки зрения разработчика, два варианта реализации передачи аудио (с ретрансляцией через сервер и без) не сильно отличаются. В обоих случаях требуется внешний сервер. Однако, в случае с P2P сервер выполняет лишь вспомогательную роль при установлении соединения. Весь голосовой трафик идет напрямую от клиента к клиенту. Сервер для установления P2P-соединения называется Stratus. В скором времени его функциональность будет встроена в Flash Media Server (и, видимо, Red5). Сейчас единственный вариант — воспользоваться общедоступным beta-сервисом от Adobe.
Отличная статья по использованию нового P2P-протокола — здесь.
Пример реализации — тут.
При использовании ретранслирующего сервера задача является стандартной для Flash-среды. Что в этом случае, что в случае P2P основная идея заключается в том, что каждый из собеседников публикует выходящий аудиопоток и подписывается на входящий. Данные передаются с использованием протокола RTMP (RTMFP, в случае P2P).
Организация конференций
При организации конференций практически ничего не меняется. Только теперь на аудиопоток любого пользователя подписываются сразу все участники конференции.
Опять же, возможна реализация как через сервер, так и используя P2P. Но в данном случае вероятность, что P2P не будет функционировать, выше по простой причине, что участников обмена здесь уже не два, а больше: у кого-нибудь да не заработает.
Звонки на стационарные и мобильные телефоны
Рабочие примеры
Голосовая связь пользователей один на один с использованием P2P-протокола реализована в приложении для социальной сети ВКонтакте.Онлайн, автором которого являюсь я.
Также была реализована техническая платформа для совершения из приложения звонков на стационарные и мобильные телефоны через SIP-шлюз. Однако, в публичный доступ технология не была запущена.
Пример реализации связки Flash SIP: проект flaphone.
WebSocket: что это, когда следует использовать и какие преимущества дает
Существуют разные способы передачи данных от браузера или приложения к серверам и обратно.
Правила этих способов описаны в специальных протоколах. Некоторые применяют там, где нет необходимости обмениваться данными быстро, например на информационных сайтах, другие там, где важна скорость, в частности в интернете вещей.
Мы совместно с экспертами из компании Git in Sky решили рассказать об одной из таких технологий — протоколе передачи данных веб-сокет (WebSocket) — и объяснить принцип его работы и преимущества на простых примерах.
Чтобы понять, что такое протокол WebSocket, давайте посмотрим, каким был интернет до него
Раньше, чтобы получить новую информацию от сервера, клиент (браузер) должен был направить ему запрос, а сервер отправлял ответ. Без запроса не было ответа, то есть обновления страницы — сервер не мог ничего отправить сам. Например, пользователь получил сообщение или push-уведомление на сайте. Чтобы клиент об этом узнал, он должен опрашивать сервер с некоторой периодичностью, нет ли новых данных.
Другой вариант — клиент узнавал о новых данных только тогда, когда пользователь взаимодействовал с сайтом: переходил на другие страницы, вручную обновлял вкладку или открывал сайт заново. Как правило, использовался первый метод: клиент, к примеру, раз в 5 секунд отправлял запрос на сервер; если было что-то новое, сервер отдавал эту информацию в ответ.
В таком подходе были недостатки:
Веб-сокеты же позволяют устанавливать постоянное соединение, и теперь сервер может сам отправить клиенту новые данные, не дожидаясь запроса. Эта интерактивность устраняет вышеперечисленные недостатки. Чтобы увидеть преимущества протокола WebSocket, посмотрим, как он работает, сравнив его с протоколом HTTP.
Как работает WebSocket и в чем его отличия от HTTP
Протокол HTTP однонаправленный. После цикла «запрос — ответ» соединение закрывается, а любой следующий запрос каждый раз устанавливает новое соединение с сервером: сколько запросов, столько и соединений. Процесс передачи данных происходит с некоторыми задержками за счет того, что есть накладные расходы на установку нового соединения при каждом запросе/ответе, а также сетевая и серверная нагрузка из-за обилия периодических запросов. В чистом виде протокол HTTP сейчас используется все реже, ему на смену приходит HTTPS. Это не отдельный протокол, а надстройка над HTTP, позволяющая шифровать данные.
Протокол WebSocket двунаправленный, полнодуплексный, что означает, что он может одновременно и получать, и передавать информацию. Веб-сокет делает это множество раз в одном открытом соединении. У такого соединения и скорость выше, чем у HTTP.
У веб-сокетов также есть возможность шифровать передаваемые данные, для этого используется надстройка над протоколом — WSS. Если передаваемые данные не зашифрованы, они становятся объектом для привлечения таких угроз, как несанкционированный доступ к клиенту третьих сторон, использование вредоносного ПО. Специальные надстройки протоколов передачи данных кодируют информацию на стороне отправителя и раскодируют на стороне получателя, оставляя ее зашифрованной для любых посредников. Так достигается безопасный транспортный уровень.
Для наглядности покажем, в чем различия технологий HTTP и WebSocket, на примере их работы в чатах.
Чтобы пользователи могли получать новые сообщения, браузер периодически опрашивал сервер: есть ли новые сообщения для пользователя? Каждый такой запрос устанавливал новое соединение и создавал лишнюю сетевую нагрузку.
Схема обмена сообщениями через HTTP-протокол
Что нужно знать о видеоконференцсвязи
Опубликовано Диана Приходько
Видеоконференцсвязь стала привычной технологией в жизни. Благодаря ей можно не выходить из дома на личные встречи, а общаться в удалённом формате.
Современные ВКС-решения позволяют сэкономить время, которое обычно приходилось тратить на командировки и поездки, а также снижают затраты на эти перемещения.
Чтобы выбрать правильный сервис или систему для видеоконференций, необходимо понимать, какие цели и задачи она должна выполнять. Нужное ВКС-решение позволит наладить связь между сотрудниками, повысить эффективность командной работы на удалёнке и отказаться от рабочих поездок хотя бы на период пандемии.
Что такое системы видеосвязи, какие они бывают
Когда говорят о ВКС-системе, чаще всего подразумевают аппаратные устройства для «классических сеансов связи». Их устанавливают в кабинетах руководителей и переговорных помещениях. Однако сегодня пользователи всё чаще отдают предпочтение программным решениям для видеосвязи, которые позволяют сэкономить средства и получить при этом тот же набор функций для организации онлайн-встреч.
Все ВКС-решения делятся на две основные категории: аппаратные и программные.
Что представляют собой аппаратные ВКС-решения
Аппаратные виды — это «железные» ВКС-кодеки и терминалы, которые предназначены для организации видеоконференций с устройствами с протоколами RTSP, SIP и H.323, а также встроенным MCU. Примеры: SIP и H.323 применяют в IP-телефонии, RTSP — в IP-камерах. Есть много разных устройств, которые работают по этим протоколам, они распространены для различного ВКС-оборудования.
Обычно к ним можно подключать любую AV-периферию. Она, в свою очередь, обеспечивает захват звука и видео в переговорном зале.
ВКС-терминал позволяет превратить почти любое помещение или рабочее место в переговорную комнату для небольшого количества участников. Чтобы использовать ВКС-терминал, необходимо подключить устройство к сети и экрану, а также авторизоваться на ВКС-системе или в облачном ВКС-сервисе.
Главный элемент аппаратной ВКС-системы — это ВКС-кодек, или специализированное устройство, на котором уже есть необходимое ПО от производителя. При этом медиаданные в таких решениях передаются синхронно, то есть приём и отправка происходят одновременно.
Трендом 2020–2021 годов стали «видеобары» — ВКС-терминалы, которые созданы по принципу «всё в одном». Это полноценные устройства для видеосвязи со встроенными камерами и микрофонами. Такие терминалы легко внедрять и использовать.
Аппаратный ВКС-сервер обычно называется MCU — сервер многоточечных конференций, который перекодирует видеопотоки для каждого участника встречи. Для этого требуются высокопроизводительные процессоры.
У аппаратных ВКС-решений есть свои недостатки: цена, обслуживание, ёмкость и функциональность.
Что представляют собой программные ВКС-решения
В отличие от аппаратных программные ВКС-решения не перекодируют видеопотоки и используют ресурсы процессоров только для передачи медиаданных. Программные ВКС-решения устанавливают на выделенный сервер или ПК.
Решения поддерживают более высокое разрешение видео. Их можно легко обслуживать. Внедрение программного ВКС-решения стоит недорого. Есть также возможность увеличить число абонентов.
У решений есть клиентские приложения для большинства популярных ОС, что позволяет участвовать в видеовстречах с ноутбуков, планшетов, смартфонов и даже домашних TV.
Недостатки: разные компании используют разные протоколы связи (в том числе и собственные), поэтому довольно затруднительно организовать совместимость различных ВКС-приложений, но многие разработчики успешно работают в этом направлении, и скоро такой проблемы не будет.
Что такое технология SVC
У некоторых программных ВКС-систем нет недостатков аппаратных решений, так как при их производстве используют SVC-архитектуру — технологию масштабируемого видеокодирования. Она обеспечивает участникам многоточечной видео-конференц-связи возможность видеть изображение в том качестве, в котором позволяют их каналы связи и оборудование.
Архитектура SVC стала эффективной альтернативой технологиям в серверах MCU, которые предполагают полное перекодирование видео для каждого отдельного устройства, что требует больших процессорных мощностей и сказывается на стоимости самого MCU-сервера.
Технология SVC передаёт в одном потоке два подпотока: базовый и вспомогательный. В первом изображение воспроизводится в стандартном качестве. Он предназначен для слабых каналов связи, мобильных устройств или планшетов. Вспомогательный передаёт видеоизображение в улучшенном качестве, с большей частотой и разрешением видео, устройствам с максимальной шириной каналов связи.
Пример отечественной системы видеосвязи на базе архитектуры SVC — это TrueConf Server. Каждый из участников видеоконференции получает от сервера видео оптимального качества, которое поддерживает конкретные устройства и каналы связи.
Как работают облачные сервисы видеосвязи
Облачный сервис — это инструмент для общения по видеосвязи, который легко использовать. Его не нужно устанавливать на оборудование организации. Однако по функциональности он уступает ВКС-серверам, работает с перебоями и со слабой защитой данных.
Одним из наиболее популярных облачных сервисов в последнее время считается Zoom — простое и удобное решение для дружеских встреч и работы небольших команд, которым не требуется администрирование и защита ВКС-сеансов.
Какие бывают типы видеоконференций
Видеоконференцсвязь применяют в разных отраслях: в государственном управлении, бизнесе, телемедицине, образовании, онлайн-мероприятиях. Именно поэтому существует несколько типов и режимов видеосвязи, которые упрощают её применение в этих сферах.
Выделяют два основных типа видеоконференций: закрытую и публичную.
Закрытая связь — защищённая конференция, которая доступна только для авторизованных пользователей и H.323/SIP/RTSP-устройств.
Публичная — открытая видеоконференция с возможностью подключить пользователей без авторизации по ссылке или приглашению из календаря.
Какие бывают режимы видеоконференцсвязи
Видеоконференцсвязь может быть селекторной и симметричной, а также в режиме видеозвонка или видеоурока.
Видеозвонок подразумевает связь между двумя пользователями один на один, во время которого оба участника могут взаимодействовать друг с другом.
Во время селекторной (ролевой) видеоконференции организатор может назначать выступающих, которые вместе с ним будут видны и слышны всем.
Во время симметричного режима все пользователи могут взаимодействовать между собой. Видеосвязь подходит для встреч, где требуется максимальная вовлечённость каждого участника.
Видеоурок — это режим групповой видеосвязи, во время которого все пользователи видят и слышат только одного ведущего, а он — всех участников. Чаще всего применяют для организации дистанционного обучения, чтобы ученики могли сосредоточить своё внимание на преподавателе и не отвлекаться на других участников.
Что важно знать о видеоконференцсвязи
Статья подготовлена специально для журнала Яндекс.Маркет.
Отличие веб-конференций от систем видеоконференцсвязи
Очень часто видеоконференцсвязь и веб-конференции воспринимают как одну и ту же технологию, просто под разными названиями. Однако это не совсем так. Границы между этими двумя понятиями, действительно, очень шаткие, и не каждый может найти отличия. Сегодня мы расскажем, в чем же разница.
Веб-конференции vs Видеоконференцсвязь
Веб-конференция – это онлайн-мероприятие в реальном времени на основе аудио- или видеоконференцсвязи с обязательной демонстрацией контента, чаще всего, слайдов презентации. В качестве точки входа всегда используется веб-браузер и ссылка на мероприятие. В качестве клиентского приложения может выступать сам браузер (с помощью технологии WebRTC), либо сторонние плагины и приложения, автоматически присоединяющиеся к данному мероприятию после установки. Второе название для веб-конференции – вебинар.
Вебинар как разновидность веб-конференции
Вебинар – один из видов веб-конференции, предполагающий одностороннее вещание со стороны ведущего, который не может свободно взаимодействовать с остальными участниками. Однако вебинары могут быть и совместными, предоставляя такие дополнительные возможности, как опрос и голосование, обеспечивая тем самым интерактивное взаимодействие между вещающим и его слушателями. При этом ведущий может комментировать информацию, отображающуюся на экране компьютера. Различные провайдеры могут предоставлять участникам веб-конференции такую услугу, как анонимность пользователя. Благодаря данной функции участники могут не знать о присутствии друг друга на общей конференции.
Видеоконференция – это сеанс удалённой полнодуплексной аудио- и видеосвязи в реальном времени между тремя и более участниками, осуществляемый на расстоянии. При этом, участники видят и слышат друг друга согласно правилам, определяемым видом видеоконференции, и могут обмениваться различными видами медиаданных (контентом).
Системы видеоконференцсвязи требуют установки специальных клиентских приложений или оборудования, могут работать без подключения к интернету и обязательно подразумевают наличие сервера, который организует групповую связь. В зависимости от возможностей такой системы, пользователи могут организовывать различные виды конференций, в том числе и вебинары (веб-конференции).
Возможность | Веб-конференции | Видеоконференции |
---|---|---|
Главная задача | Передача контента | Живое общение. |
Подключение к интернету | Обязательно. | Не обязательно. |
Конфиденциальность | Низкая. Авторизация обычно не требуется, доступ определяется знанием ссылки. | Высокая. Требует авторизации или физического доступа к терминалу связи. |
Безопасность | Не релеватное требование для вебинаров. | |
Количество выступающих | Обычно 1, редко больше двух. | Ограничено только ёмкостью сервера видеоконференций. |
Количество слушателей | Не ограничено. | Обычно ограничено ёмкостью сервера видеоконференций. |
Качество видео выступающих | До 460p (SD качество). Видео не обязательно. | До 4К UltraHD. |
Способы обратной связи для слушателей | Только чат. | Аудио и видео. |
Использование в переговорной комнате | Только с ноутбука или ПК. | Возможно через выделенный терминал. |
Интеграция с корпоративными инструментами | Только с календарями. | Интегрируется с чем угодно. |
Сфера применения | Дистанционное образование, презентации, тренинги. | Встречи, переговоры, планёрки, обсуждения. |
Видеоконференцсвязь можно организовать как через интернет, так и внутри локальной сети предприятия. Для этого нужен минимальный набор оборудования – ПК, видеокамера и микрофон. Расширить свои возможности можно благодаря хорошим камерам, спикерфонам и дополнительным функциям программных решений для видеоконференцсвязи (связь с терминалами сторонних производителей, звонки на телефоны, видеонаблюдение и т.д).
Что такое видеоконференция? Наличие интернета для веб-конференции – обязательно, т.к. её суть предполагает доступность мероприятия из любого места, где бы мог находится приглашённый участник, через браузер. В качестве платформы для веб-конференцсвязи чаще всего используются различные облачные сервисы, но это могут быть и выделенные корпоративные платформы, открытые для связи извне. Обычно возможности таких сервисов достаточно широки – они поддерживают множество инструментов для совместной работы, телефонию, запись, предварительную регистрацию участников и даже специальные “зелёные” комнаты для сбора докладчиков и тестирования связи перед выходом “в эфир”:
Сферы применения
Широкое применение вебинар получил в дистанционном образовании. Взаимодействие между лектором и его учениками посредством общения в режиме веб-конференции, является, несомненно, очень удобным и простым в использовании для обеих сторон. Однако не менее часто вебинары применяют в продажах для удаленной демонстрации продукта.
Системы видеоконференцсвязи заменяют пользователям корпоративные командировки, с их помощью можно создавать большие видеоконференции с множеством участников. Когда нужно провести совещание, планерку или семинар с обратной связью от всех сотрудников компании, веб-конференция не подойдет, тогда как видеоконференцсвязь станет отличным инструментом для таких мероприятий:
Веб-конференции достаточно просты в использовании за счет отсутствия авторизации и использования браузера. Участнику для входа обычно достаточно знать ссылку на мероприятие и указать своё имя, которое никто не валидирует, т.к. администратор не создаёт учётные записи для участников заранее.
Систему видеоконференцсвязи курирует администратор, который создает под каждого отдельного пользователя учетную запись. Для входа в видеоконференцию, организованную на сервере, необходимо авторизоваться в клиентском приложении, используя логин и пароль своей учетной записи. Однако если конференция публичная, при подключении к ней через WebRTC пользователям достаточно ввести свой ник или имя. Зачастую возможности таких гостевых пользователей ограничены. Например, они не могут отправлять свое видео и звук в конференцию, писать текстовые сообщения.