в чем проявляются индивидуально типологические особенности человека
Индивидуально-типологические особенности личности. Теория памяти
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы личности и общества всегда влияли на мысли выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место человека в человеческом обществе и воспринимать личность человека как отдельного человека вне общества, так как каждый человек-это отдельный духовный мир.
При рассмотрении этих вопросов он всегда отвечает интересам личности и общества. Общество как гигантская машина состоит из крошечных элементов-людей. Чем больше развивается общество, тем острее становятся личные и социальные проблемы, которые все чаще решаются на страницах книг и журналов.
Личность-это личность человека с точки зрения социальных качеств, которые формируются в процессе исторической специфики деятельности и общественных отношений. Суть «особого человека» не в его внешности, не в крови, не в абстрактности, а в социальных качествах. Человеческая личность является единственным представителем человечества, индивидуумом, без учета его истинных антропологических и социальных особенностей. Ребенок рождается как личность, но это еще не личность человека, потому что личность человека-это уникальный способ конкретного человека как субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни.
Индивидуум становится личностью, как только он перестает быть «единицей» человека и обретает относительную самостоятельность своего существования в обществе, становясь личностью.
Личность имеет социальную природу и личность в образе своего существования, личность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который определяется социальными условиями в его содержании и имеет индивидуальный характер по своему происхождению, структуре и форме. Сущность личности проявляется в самостоятельности личности, ее идентичности, способности стать собой в социальной системе.
Объект работы – сущность понятий индивид, личность.
Предмет работы – теория памяти.
Исходя из этого, целью работы является изучение индивидуально- типологических особенностей личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение личности.
2. Рассмотреть основные индивидуально- типологические особенности личности.
3.Проанализировать теорию памяти.
В процессе написания контрольной использовались работы следующих авторов: Г.С. Абрамовой, А.К. Болотова и др.
При написании работы использовались следующие методы: анализ, синтез.
Структурно работа состоит из ведения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Основные индивидуально- типологические особенности личности
Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Таким образом, характеристика личности наиболее полно раскрывает социальную сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.
Личность в психологии определяется как системное (социальное) качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующееся степенью репрезентативности социальных отношений индивида.
Индивидуальность каждого человека наделена лишь присущими ему психологическими особенностями и сочетанием черт, которые формируют его личность, составляют своеобразие человека, его отличие от других. Личность проявляется в характеристиках темперамента, характера, привычек, общих интересов, качеств когнитивных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), умениях, стилях личной деятельности и др.
Когда человека можно считать человеком?
Человек может считаться человеком, если его мотивы имеют иерархическую систему в некотором смысле, то есть если он способен преодолеть свои прямые мотивы ради чего-то другого. В этом случае субъект считается способным опосредовать поведение. Показано, что преодоление оснований для прямого обращения имеет социальную значимость. Они являются источником и смыслом общества, то есть строятся обществом и воспитываются в человеке. Это первый критерий личности.
Вторым необходимым критерием для человека является способность сознательно направлять свои действия. Это руководство основано на сознательных мотивах, целях и принципах. Второй критерий отличается от первого тем, что подразумевает сознательное подчинение мотиву. Просто косвенное поведение (первый критерий) может основываться и спонтанно строить иерархию мотивов или даже «естественной морали»: нельзя понять, что это должно быть сделано каким-то образом, но полностью морально. Поэтому, хотя второе свойство также относится к косвенному поведению, оно подчеркивает сознательное посредничество. Она предполагает существование самосознания как особого экземпляра личности.
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Индивидуум-это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяются нравственные поступки человека существенное значение для него самого и окружающих.
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
Темперамент-совокупность личностных характеристик, характеризующих динамические и эмоциональные аспекты поведения, деятельности и общения человека. Только условно темперамент можно отнести к компонентам личности, так как его черты обычно определяются биологически и являются врожденными. Темперамент тесно связан с характером, и их трудно отделить от взрослых.
В самой общей форме характер можно определить как систему устойчивых личностных качеств, которые проявляются в отношениях человека с собой, с людьми, работой, досугом и т.д.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это – способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой – лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).
Через эмоции как сигнальную систему человек понимает смысл происходящего на основе потребностей. Эмоции могут быть положительными, связанными с чем-то приятным опытом, тогда как негативные, когда он испытан, неприятны. Положительные эмоции, такие как удовлетворение вашей работой, чувство ответственности, конкуренция. С другой стороны, могут быть негативные эмоции. Это особенно верно, когда люди работают, но им это не нравится. Они делают это из чувства долга и, возможно, из доброй воли.
2. Теория памяти
У людей разные впечатления от окружающего мира. Они оставляют следы, остаются, фиксируются, при необходимости и возможности эти оттиски копируются. Эти процессы называются памятью. С.Рубинштейн сказал, что без памяти человек станет моментом будущего с мертвым прошлым. Без памяти невозможно функционирование общества и человека. Специалисты считают, что наиболее развитой частью психологии является память, но дальнейшее изучение ее закономерностей делает память одной из ключевых проблем науки. Сегодня нет единой и полной теории памяти.
1. Психологические теории памяти представлены рядом различных направлений:
— Ассоциативное направление, центральным понятием которого является ассоциация. Суть этого принципа заключается в следующем: если определенные духовные формы появляются в сознании одновременно или один за другим, то между ними образуются ассоциативные связи. Таким образом, представление всех элементов приходит в голову, когда какой-либо элемент этого соединения появляется снова;
— Гештальтизм. Основным понятием этого направления является понятие гештальт. Данное понятие обозначает целую структуру, которая не сводится к сумме составляющих её частей. За основу образования связей признается организация материала по принципу изоморфизма – подобия по форме и реализована, может быть только в результате деятельности субъекта;
— Деятельность личности. Данное направление приобретает свое признание и рассматривает деятельность как фактор, детерминирующий формирование всех её психических процессов, включая процесс памяти. Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения определяется значимостью материала в деятельности субъекта;
— Физиологические теории памяти. Они имеют тесную связь с учением И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Это теория «запоминания на физиологическом уровне». Эту физиологическую основу запоминания составляет условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже закрепленным содержанием. Понятие подкрепления здесь приобретает большое значение для понимания причинной обусловленности этого акта. Подкрепление – это достижение действиями индивида непосредственной цели;
— Физическая теория памяти. Авторы этого направления считают, что любой нервный импульс, проходя через определенную группу нейронов, оставляет физический след, материализация которого выражается в электрических и механических изменениях синапсов;
Таким образом, можно сказать, что различные теории рассматривали развитие памяти с разных точек зрения – с точки зрения ассоциаций, структурирования материала при запоминании, с точки зрения подкрепления, образования смысловых связей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и приобретенного в естественных условиях. При этом человеческий индивид это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.
Личность в психологии определяется как системное (социальное) качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующееся степенью репрезентативности социальных отношений индивида.
Индивидуальность каждого человека наделена лишь присущими ему психологическими особенностями и сочетанием черт, которые формируют его личность, составляют своеобразие человека, его отличие от других. Личность проявляется в характеристиках темперамента, характера, привычек, общих интересов, качеств когнитивных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), умениях, стилях личной деятельности и др.
Главным результатом свойства личности является мир.
Особенностью личности является ее нравственность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2015, С. 38 ↑
Мейли Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 2012. ↑
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Академия, 2015. С. 36 ↑
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
К основным психологическим характеристикам темперамента относятся:
а) сензитивность (чувствительность), раскрывающая картину того, какая наименьшая сила внешних воздействий вызывает психическиереакции личности и какова скоростьэтого реагирования;
б) реактивность, показывающая степень и интенсивность непроизвольных реакций индивида на внутренние и внешниераздражители (критику, угрозу и т.д.);
в) активность, характеризующая степень энергичности, работоспособности человека в деятельности, его уменияпреодолевать препятствия, целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность на деятельности и т.д.;
д) темп реакций, характеризующий скорость действий, движений, быстроту речи, ума, находчивость и т.д.;
з) пластичность, характеризующая легкость адаптации человека к новым и неожиданным ситуациям, гибкость поведения;
и) ригидность, показывающая склонность индивида к косному поведению, устоявшимся привычкам и стереотипам жизни, инертность.
Точные и краткие характеристики дает различным типам темперамента выдающийся отечественный психолог Б.М. Теплов:
Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:
в отношении к обществу (идейный или безидейный, активноучаствующий в политике или аполитичный и т.п.); в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый и т.д.); в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый и т.д.); в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный и т.д.); в отношении к вещам (добрый или жадный и т.д.).
К задаткам относят морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств, движения, выступающие в качестве предпосылки развитияспособностей.
Следует отметить, что способности не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но представляют хорошую возможность в овладении ими. Наконец, важнойхарактеристикой способностей является их направленность. Среди преступников нередко встречаются способные люди, но свои способности они реализуют дляприготовления и совершения хитроумных и сложных для раскрытия преступлений, совершенствования криминальной деятельности руководимых ими преступныхсообществ.
2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10
5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР,1986
7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж. «Вопросы психологии»,1972, N2
8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995
ЛЕКЦИЯ № 3. Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер, способности.
Индивидуально — типологические особенности личности
Психическая деятельность личности
3. Индивидуально — типологические особенности личности
В психологии, когда говорят об индивидуально-типологических характеристиках личности, обычно подразумевают такие явления как темперамент, характер испособности. Темперамент — это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Слово темперамент ввел воборот древнегреческий врач Гиппократ (У — IУ вв. до н.э.). Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций4-х жидкостей в теле: крови (по лат «сангве»), лимфы (по гречески «флегма»), желчи (по гречески «холе») и черной желчи (по гречески»мелана холе»). Преобладание одной из жидкостей соответствовало определенному темпераменту. Название типов темперамента сохранились до нашихдней (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). В то же время следует учитывать, что образование темпераментов в современной психологии объясняютсовершенно по-другому. Доказано, что в основе каждого типа темперамента находятся особенности нервной системы человека, свойства этой нервной системы.
Экспериментально были выделены следующие свойства нервной системы человека: сила, проявляющаяся в выносливости, работоспособности нервной системы иопределенным образом характеризующая процессы возбуждения и торможения (поэтому выделяют сильный и слабый типы нервной системы); уравновешенность,характеризующая оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения; подвижность, заключающаяся в характеристике скорости движения нервных процессовпо коре головного мозга. Выдающийся отечественный психофизиолог И.П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойствнервной системы: флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;
сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный типнервной системы; холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы; меланхолик — слабый тип нервной системы.
К основным психологическим характеристикам темперамента относятся:
а) сензитивность (чувствительность), раскрывающая картину того, какая наименьшая сила внешних воздействий вызывает психическиереакции личности и какова скоростьэтого реагирования;
б) реактивность, показывающая степень и интенсивность непроизвольных реакций индивида на внутренние и внешниераздражители (критику, угрозу и т.д.);
в) активность, характеризующая степень энергичности, работоспособности человека в деятельности, его уменияпреодолевать препятствия, целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность на деятельности и т.д.;
г) соотношение реактивности и активности, раскрывающее картину того, от чего зависит деятельность личности — от случайныхвнешних и внутренних обстоятельств, настроений, случайных событий или от сознательно поставленных целей, жизненных стремлений, планов и т.д.;
д) темп реакций, характеризующий скорость действий, движений, быстроту речи, ума, находчивость и т.д.;
з) пластичность, характеризующая легкость адаптации человека к новым и неожиданным ситуациям, гибкость поведения;
и) ригидность, показывающая склонность индивида к косному поведению, устоявшимся привычкам и стереотипам жизни, инертность.
Точные и краткие характеристики дает различным типам темперамента выдающийся отечественный психолог Б.М. Теплов:
Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнемповедении, но они не сильны и легко сменяют одно другое.
Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликаетсядалеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает во вне свои чувства;
Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства егоникак не проявляются во вне. (Теплов Б.М. Психология — М.:ОГИЗ — Госполитиздат,1946).
В заключение следует отметить, что темперамент относится к так называемым генотипическим свойствам личности, полностью зависит от наследственности и втечение жизни не изменяется. Характер — это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, кдругим людям, к вещам и предметам. Характер включает в себя устойчивые черты личности, которые с содержательной стороны описывают ее поведение идеятельность. Поэтому в психологии часто под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных черт, которые проявляются в типичных для даннойличности способах деятельности, обнаруживаются в этих типичных обстоятельствах и выражают отношения личности к этим обстоятельствам. Отношения человека и характерологическиечерты (свойства, качества) формируются в течение жизни и поэтому характер является приобретенным личностным образованием.
Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:
в отношении к обществу (идейный или безидейный, активноучаствующий в политике или аполитичный и т.п.); в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый и т.д.); в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый и т.д.); в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный и т.д.); в отношении к вещам (добрый или жадный и т.д.).
Для характеристики индивидуальных различий людей способности как психическое явление представляют несомненный интерес. Идея различий индивидов на основе ихспособностей развивалась еще в древности. Древнегреческий ученый-философ Платон (423 — 348 г.г. до н.э.) писал:»… Чтобы все граждане жили согласнонадобно внушать им, что все они — братья, но не все способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди по своим способностям весьма различны: однирождены для управления, другие — для воспомоществования, иные — для земледелия и ремесленничества» (Платон Соч. т. III — СПб,1863,с.143). В еговысказывании видно, что, наряду с мыслью о влиянии способностей на различия людей, признается факт их врожденности. В современной психологии более мощнопредставлена идея о врожденности задатков, их влияния на развитие способностей, которые, в решающей мере, определяются участием человека в конкретнойдеятельности. Способности — индивидуально-психологическое образование личности, определяющее динамику, быстроту и легкость овладения деятельностью, а также эффективностьее осуществления. Доказано, что способности проявляются в деятельности и представляют возможность овладения ею.
К задаткам относят морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств, движения, выступающие в качестве предпосылки развитияспособностей.
Проявления способностей связано, во-первых, с наличием склонности, эмоционально положительного отношения к данной деятельности, во-вторых, вдемонстрации индивидом относительно высокой по сравнению с другими людьми продуктивности труда, в достижении больших успехов в деятельности, и,в-третьих, в легкости освоения и выполнения деятельности. Всегда задача отличия более способных людей от менее способных была актуальна. Существует такаястаринная быль. У одного купца служили два мальчика из одной деревни и одного возраста, Петя и Ваня. Пете купец платил в месяц один рубль, в Ване — трирубля. Естественно, что купцу задали вопрос, почему он так несправедливо оплачивает труд. На этот вопрос купец ответил: «Посмотрите как они работают!»Подозвал к себе Петю и сказал ему: » Видишь обоз, сбегай узнай, что там везут!» Петя сбегал и говорит: «Везут рыбу». Тогда купец даетему второе задание: «Сбегай и узнай, куда везут продавать рыбу!» Петя сбегал, прибежал назад и говорит: «Рыбу везут в соседнюю деревню».Купец дает третье задание: «Сбегай и узнай, по какой цене собираются продавать рыбу». Петя сбегал и говорит: «Просят по 10 копеек закилограмм». После этого купец просит найти и прислать к нему Ваню. Когда Ваня пришел, купец ему говорит: «Видишь обоз, сбегай узнай, что там везут!:»Ваня сбегал, прибежал назад и говорит купцу: «Везут рыбу в соседнюю деревню, по цене 10 копеек за килограмм, я договорился купить у них оптом по 8копеек за килограмм и продавцы уже поворачивают лошадей к нашей усадьбе». После этого купец сказал присутствующим взрослым людям: «Видели, как ониработают, вот поэтому я плачу Ване в три раза больше Пети». Эта быль иллюстрирует различия в проявлении человеческих способностей.
В психологии выделяют общие и специальные способности. Общие способности представляют собой индивидуальные свойства личности, обеспечивающиеотносительную легкость и продуктивность в осуществлении различных видов деятельности. Это — особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, речи,эмоций и чувств, воли. Специальные способности — это система свойств личности, помогающая достижению успеха в какой-либо одной области деятельности. Кспециальным способностям относят: педагогические, организаторские, математические, музыкальные, литературные и т.д.
Следует отметить, что способности не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но представляют хорошую возможность в овладении ими. Наконец, важнойхарактеристикой способностей является их направленность. Среди преступников нередко встречаются способные люди, но свои способности они реализуют дляприготовления и совершения хитроумных и сложных для раскрытия преступлений, совершенствования криминальной деятельности руководимых ими преступныхсообществ.
1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений — М.: Юрист,1996
2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10
3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников — СПб.: тип. «Энергия», 1902
5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР,1986
6. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. — Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979
7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж. «Вопросы психологии»,1972, N2
8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995
9. Джемс У. Психология — М.:1922
10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова — М.:»Юрист»,1995
11. Китов А.И. Психология управления — М.: Академия МВД СССР,1979
12. Макдональд В. Руководство по субмодальности — Воронеж: НПО «МОДЭК»,1994
13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г.,Мягких Н.И., Сафронова А.Д. — М.:МВД РФ,1997
14. Папкин А.И. Совершенствование социально-психологического климата в подразделениях и службах органов внутренних дел. — Домодедово: РИПК МВД РФ,1998
15. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. — М.:1996
Психическая деятельность личности
Информация о работе «Личность и психика»
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 40917 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 1
Похожие работы
Коррекция психики детей переживших развод родителей
… программа в виде тренинга. Целью данного тренинга стала коррекция основных выявленных негативных эмоциональных проявлений: агрессивности, замкнутости, тревожности. 2.2. Программа нравственной коррекции психики детей, переживших развод родителей Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и …
Понятие сознания. Психика и особенности строения мозга. Психология конституционных различий
Обучение как фактор развития личности
… чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование к нему отношения как к личной ценности. Итак, обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и …
Личность и межличностные отношения
… они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело — самосознание осознание своего Я. Оно есть результат, продукт становления человека как личности. 6. Психические свойства личности и межличностные отношения Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Если понятие индивида включает в …
Сочетания тенденций в рамках восьмеричной типологической градации
Зная личные особенности сформированные ведущими тенденциями, которые определяются отдельными шкалами, а также учитывая их влияние друг на друга, следует перейти к целостной оценке профиля личности, дабы преодолеть примитивный подход, который сводится исключительно к последовательной интерпретации каждой шкалы.
Стиль межличностного общения
Промежуточные характеристики представляют собой сплав соседствующих на схеме свойств, синтез двух ведущих тенденций, которые формируют дериватные свойства, отражающиеся в социальной активности индивида.
Конформность проявляется на стыке таких ведущих тенденций как тревожность и сензитивность: конформность как стиль поведения базируется на типологических свойствах неуверенности в себе и избыточной ориентированности на общепринятые нормы поведения.
Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной неустойчивостью в эксперименте показали высокую корреляцию с таким социально-психологическим свойством как компромиссность (одновременное стремление к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой).
Зависимость как стиль взаимодействия с микросоциумом оказалась тесно связанной с такими типологическими свойствами, как интроверсия (склонность к уходу в мир идеалов, застенчивость, замкнутость) и сензитивность (чувствительность и ранимость в отношении средовых воздействий с выраженной потребностью в глубокой и постоянной привязанности и в защите со стороны более сильной личности); эти тенденции создают почву для поведения, направленного на избегание конфликта и поиск щадящей социальной ниши.
Лидерство как свойство, проявляющееся в норме самостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлением быть ведущим, а не ведомым, формируется сочетанием умеренно выраженной спонтанности и агрессивности (как продолжение высокой активности). Однако при высоких показателях (8-9 баллов) отражает самоуверенность и неумение соблюдать субординацию по отношению к старшим по должности или по возрасту лицам или даже самовлюбленность и манию величия.
На стыке таких свойств, как эмотивность и экстраверсия, проявляется коммуникативность. Этому способствуют демонстративность и поиски признания неустойчивой личности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта.
В то же время следует подчеркнуть, что социальная пассивность, базирующаяся на интроверсии, здесь рассматривается как свойство неоднозначное: имеется в виду менее выраженная реактивность внешних проявлений чувств при одновременно более богатой интрапсихической активности, что проявляется как высокая рефлексивность (чувствительность к внешним воздействиям), напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию.
Напротив, социальная активность рассматривается как склонность к широким контактам, разговорчивость и двигательная раскрепощенность в сочетании со сниженной склонностью к самосовершенствованию и тенденцией к самонаблюдению.
Индивидуализм формируется сочетанием интроверсии с ригидностью и характеризуемся устойчивостью собственного, временами достаточно самобытного и субъективного мнения.
Сочетание ригидности с агрессивностью выражается в конфликтном и неконформном стиле поведения. Если конформность в норме проявляется как хранительница традиций и устоев общества, то неконформность — тенденция к отвержению общепринятых канонов и устаревших догм, спутница радикализма и прогресса, которая при низком уровне развития или при патологии ведет к антисоциальным формам поведения.
Познавательные процессы
Когнитивный стиль определяется индивидуальным типом восприятия информации, ее переработки и воспроизведения. Как показал психодиагностический опыт, когнитивный стиль в значительной степени связан с ведущей тенденцией.
Личности, формирующиеся в условиях ригидных, тугоподвижных свойств нервной системы, отличаются формально-логическим, прагматическим мышлением с преобладанием способностей в области цифр, четких схем, конкретных конструкций и формул.
Индивидуально-личностный паттерн эмотивного типа характеризуется преобладанием наглядно-образного, целостно-чувственного, художественного восприятия.
Тревожно-интровертные гипостеники предпочитают вербальный (словесный) материал и проявляют способности главным образом в сфере постижения смысла и обобщения словесной информации.
Стеничные, спонтанные личности отличаются целостным интуитивным мышлением, опережающим опыт и обеспечивающим достаточно высокую прогностическую функцию мышления, когда речь идет о психической норме. В условиях сниженного интеллекта мышление больных с болезненно заостренной спонтанностью, перерастающей в избыточную импульсивность, проявляется спекулятивностью и недостаточной опорой на накопленный опыт.