важно ли что ларра сын женщины и орла
Образ Ларры
сочинение по литературе 11 класса
Ларра – это главный герой первой легенды, рассказанной старухой Изергиль. Его судьба соответствует имени, которое обозначает «отверженный». Но, несмотря на то, что Ларра – бесспорно отрицательный персонаж, он не виноват в том, что ему достался по наследству такой характер.
Эта легенда начинается с того, что Изергиль заметила движущуюся по небу тень. Она обратила внимание своего собеседника на это явление, объяснив ему, что это не обыкновенная тень, а дух Ларры, обречённого неприкаянно скитаться по миру в наказание за непомерную гордыню.
История Ларры
Иллюстрация к рассказу «Старуха Изергиль».
Эта история произошла много тысяч лет назад. Ларра был сыном простой женщины и орла. Орёл украл красивую девушку, и, забрав её к себе в горы, сделал своей женой. Спустя некоторое время у них родился сын. Там они прожили все вместе двадцать лет, а потом гордый орёл, чувствуя себя старым и немощным, бросился со скалы и разбился о камни. Тогда женщина вместе со своим сыном спустилась обратно к племени.
Характеристика Ларры
Ларра представляется очень сильным и красивым юношей. Многие качества он перенял у своего отца, который был орлом. Ларра был таким же ловким, гордым, хищным и жестоким. А от матери он перенял необычайную красоту, перед которой не смог устоять в своё время даже гордый царь птиц.
Ларра был несгибаем в своём желании жить так, как ему заблагорассудится. Он не осознавал ценность человеческой жизни. Ларра вообще ни с кем не считался, выбирая тот путь, который соответствовал только его личным желаниям.
Гордость сына орла больше была похожа на дикость, его можно охарактеризовать, как слишком самовлюблённого и вспыльчивого юношу. Он до крайности был упрямым, равнодушным и холодным.
Взаимоотношения Ларры с племенем
Ларра был воспитан не по человеческим законам, поэтому считал себя лучше всех. Он не уважал старейшин, не подчинялся законам племени, совсем не осознавал ценности человеческой жизни. Однако люди воспринимали его, как обыкновенного человека, и только его взгляд напоминал им о родстве юноши с царём птиц.
Символизм образа Ларры
Образ Ларры символизирует гордыню и эгоизм. Таким, как он – не место среди людей. Человек, который считает себя лучше остальных, не чтит традиции и не уважает своих предков, не сможет стать частью народа.
Легенда о Ларре учит быть мудрее и понимать ценность человеческой жизни. В ней говорится о том, что одиночество – страшнейшее наказание для человека за совершенное им преступление.
Ларра — характеристика образа героя в рассказе «Старуха Изергиль»
Мы подготовили для Вас несколько характеристик-сочинений про образ Ларры в рассказе Максима Гороького — Старуха Изергиль. Используйте наш материал для урока литературы.
Сочинение 1
Ларра – один из центральных персонажей рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Это главный герой «Легенды о Ларре».
Ларра является сыном простой женщины и орла, символизирующего гордость. Именно это качество взял Ларра от своего отца. Важной деталью внешности героя являются его «холодные и гордые» глаза. Ларра был очень красив, однако его глаза и поступки отталкивали от него окружающих людей. После смерти отца, в возрасте двадцати лет Ларра оказался в племени, в котором раньше жила его мать. Герой отказался подчиняться правилам и законам племени, за что и был изгнан.
Свое имя Ларра получил не при рождении. После самоуверенных и эгоистичных поступков героя люди из племени дали ему имя, обозначающее отверженность. Племя «выкинули вон» сына орла.
Образ Ларры раскрывается через его поступки. Он не боится противоречить незнакомым ему людям, которых уважают все члены племени. Ларра разговаривал со старейшинами, как с равными себе. Герой считает, что он лучше них, поэтому может делать все, что ему захочется. Ларра требует у понравившейся ему девушки любви, но не получает ее, за что и убивает ее. Это был первый в жизни племени случай такого жестокого убийства девушки. Поступок Ларры показывает то, что любовь для него заключается не во взаимном уважении и помощи, а в собственности. Герой хотел владеть девушкой.
Ларра был «ловок, хищен, силен, жесток». Все эти характеристики напоминают о том, что герой является сыном орла. Ларра не имеет способности сопереживать другим людям, сочувствовать им. Он и вовсе не умеет распознавать чужие чувства. Самым главным качеством Ларры, которое подчеркивает в своем рассказе старуха Изергиль, являлась гордость.
Ларра был эгоистичен. Несмотря на то что пришел он со своей матерью, племя было уверено, что у него нет ни матери, ни жены, ни скота. Причем Ларра сам этого не хотел. На свете герой не видел ничего, кроме самого себя. Легенда показывает крайнюю степень индивидуализма, когда человек живет только ради себя, не задумываясь о судьбах окружающих.
За свою гордость Ларра обречен существовать на свете целую вечность. Наказание, данное племенем, было заключено в свободе Ларры. Герой стал делать все, что только хотел. Он стал похожим на своего отца-орла. Однако орел, как отмечает старуха Изергиль, был птицей, а вот Ларра – все же человеком. Поэтому свобода героя стала его же наказанием. Существование Ларры нельзя назвать настоящей жизнью.
Сочинение 2
Ларра – персонаж одной из двух легенд, которые повествует старуха Изергиль. Его имя означает «отверженный», что соответствует его судьбе. Ларра описывается как очень красивый сильный юноша. Его глаза были холодными и гордыми словно глаза орла. Так как он был сыном не только человека в нем были такие качества как ловкость, хищность, жестокость, доставшиеся ему от отца.
Ларру можно назвать отрицательным образом, но с одной стороны свой гордый характер он получил от отца, который по своей сущности является орлом, который отличается своим высокомерием. Но также с другой стороны он был сыном человека и должен был иметь самообладание и знать меру эгоизма и цинизма. Он был очень высокомерным, это можно увидеть на примере того, что он разговаривал со старейшинами, как будто он равен им. Он не уважал старших, а когда ему стали объяснять обратное, он отвечал, что не хочет делать этого, а значит — он не будет делать этого. Ларра является символом гордости и эгоизма. Таким как он нет места среди людей, так как человек, который ставит себя выше других, забывает и не уважает предков, будет отвержен ими.
Ларра противопоставляется положительному образу Данко. Получеловек, который презирает людей и не видит дальше своего носа. Гордость – прекрасная черта характера. Она делает из слабого сильного, раба — свободным, а никто становится личностью. Гордыня создает независимость от всего и всех, которая в результате приходит к трагическому исходу. Именно так совершенно свободный Ларра погибает духовно для всех, но прежде всего и для самого себя.
Сочинение 3
Великий писатель Максим Горький на страницах своих произведений раскрыл разные образы героев – персонажей. Одним из таких героев является Ларра.
Ларра – герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». В данном образе Горький воплотил разные черты характера: гордость и самовлюбленность, наглость и уверенность в себе, циничное отношение к окружающим и эгоизм. Ларра был сыном орла и женщины.
Когда-то его мать похитил орел, и спустя годы она вернулась не одна, а в сопровождении своего сына. О его характере говорили его глаза, они были колкие и источали холод. Не зная человеческой жизни, не строя отношения и не общаясь с людьми, он был приведен своей матерью к людям.
Первое время его отношения с людьми складывались хорошо. Но позже проявилась его нечеловеческая сущность. Он думал, что все, что ему захочется, должно принадлежать ему. Он не подчинялся окружающим людям, не знал, что такое уважение к женщине, детям и старикам. Ему казалось, что весь мир вокруг принадлежит только ему.
На примере образа Ларры Горький показал своему читателю, что чувство гордыни может только погубить. В таборе герою понравилась одна красивая девушка. Ему казалось, что если он хочет, чтобы она ему принадлежала, то так тому и быть. Это был человек, в душе которого не было таких понятий, как чувство долга и доброты, справедливости. В этом была его основная ошибка. Стоит отметить, что люди, жившие в этом таборе, жили по своим законам, соблюдая традиции и заветы своих предков. Ларра нарушил эти традиции и заветы, убив несчастную девушку за то, что она отказалась быть с ним. Этот поступок наталкивает на разные мысли.
Горький раскрывает перед нами нечеловеческий поступок, не совладающий с жизнью в гуманном обществе. Но Ларра был наказан за свое преступление. Самым большим наказанием для него стало одиночество и невозможность умереть. Он мучился от тоски и одиночества, пытался свести счеты с жизнью, но у него ничего не получалось. Ему оставалось только жить в муках и печали. Таким образом Ларра был наказан. Данное произведение содержит моральный смысл. Суть его такова, что человек, прежде всего, должен оставаться человеком с большой буквы, должен ценить и уважать окружающих, соблюдать традиции и обычаи, быть гуманным, жить по принципам добра, любви, честности и справедливости. Именно это нам хотел сказать писатель.
К сожалению, в современном мире до сих пор встречаются люди, подобные Ларре. Именно они тянут наше общество вниз, приводят его к деградации. На сегодняшний день рассказ Горького актуален, он заставляет задуматься о смысле жизни, о назначении человека, о честности и порядочности, об ответственности за свои поступки.
Образ и характеристика Ларры в рассказе «Старуха Изергиль», описание в цитатах
Ларра является одним из центральных героев рассказа «Старуха Изергиль» Горького.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ларры в рассказе «Старуха Изергиль», описание в цитатах.
Легенду о Ларре можно найти в 1-ой главе рассказа.
Образ и характеристика Ларры в рассказе «Старуха Изергиль», описание в цитатах
«Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это.»
«А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон. «
«Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша. «
«. красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад.»
«Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.»
«. стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, – не опустил своей головы. «
«Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу.»
Живя среди людей, Ларра вел себя гордо, вызывающе и оскорбительно:
«И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их. «
«А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше. «
«. наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего.»
«Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла.»
«Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.»
«Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!»
«. юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его – не был человеком… А этот – был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек – всё, что хотел.»
«В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары.»
«Он не может умереть! – с радостью сказали люди.»
«Он уже стал теперь как тень, – пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость. «
Анализ легенды о ларре из рассказа “старуха изергиль” горького
Анализ легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – Максим Горький – Сочинения
Центральным образом романтических произведений М.
Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.
Композиция рассказа основана на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. Композицию произведения можно очертить следующим образом: вступление — легенда о Ларре — рассказ о жизни Изергиль — легенда о Данко — заключение.
Такая композиция устанавливает связь между легендой и реальностью.
Легенды в повести противостоят друг другу. Они освещают два различных пред-ставления о жизни.
Легенда о Данко повествует о подвиге и самопожертвовании человека. Данко стремится добыть свободу для всех, и, чтобы спасти людей, он освещает путь своим сердцем. Окружающие не хотят понимать и принимать его в начале и не хотят чтить его в финале повествования.
Едва Данко выводит их на свободную землю, силы покидают героя, он падает на землю и умирает. А люди, выведенные из страшного леса, не хотят замечать смерти Данко, лишь один — по всей видимости самый трусливый человек — «…боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпалось в искры, угасло…».
Образ Данко воплощает в себе идеал человека-гу-маниста и личность большой духовной красоты. Он совершает подвиг во имя бла-гополучия людей, не задумываясь об их благодарности. Просто потому, что он любит людей.
Образ Ларры, на котором мы и остановимся в данной работе, противопоставлен образу Данко. Самопожертвование у первого противостоит гордости и эгоизму второго.
Итак, легенда о Ларре — первая из рассказанных старухой Изергиль. Ларра — сын орла и земной женщины — считает себя выше окружающих. Он горд и высокомерен, и ведет себя соответственно.
Ларра убивает девушку — дочь старейшины, которая его отвергла. На вопрос, почему он это сделал, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки ноги…
, а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще».
Ларра ощущает потребность иметь все, пользоваться всем, причем ничего не отдавая при этом взамен: ни ум, ни силу, ни жизнь.
«Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым».
Гордость орла, его необузданные желания, его эгоизм берут в Ларре верх над человеческими чувствами, такими как любовь, преданность, самопожертвование, нежность, сострадание, жалость. Именно поэтому ему нет места среди людей.
Именно поэтому разобщенность с людьми сгубила его.
Ларра не хотел становиться человеком, но он и не смог стать вольной птицей, орлом. Оттого и «остался он один, свободный, ожидая смерти». Невозможность умереть и стала для Ларры, не человека и не орла, самой страшной карой. «Он стал уже как тень и таким будет вечно». «Вот как был поражен человек за гордость!»
В произведении образ Ларры и легенда о нем, как уже было сказано, противо-поставляются образу Данко. Старуха Изергиль последовательно, сначала о Ларре, а потом о Данко рассказывает две легенды. Это позволяет читателю сравнить этих двух людей.
Всепобеждающая любовь к людям одного граничит с необъятным презрением и ненавистью другого. Даже сами олицетворения двух героев противопоставлены. С одной стороны, это искорки от горящего сердца Данко, олицетворяющего собой вечный свет, вечный огонь, вечное добро, «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются пред грозой».
С другой — холодная и мрачная тень Ларры, пугающая людей и несущая с собой зло.
Но не только противопоставление дает своеобразная композиция рассказа. В героях можно увидеть и сходство. Оба они — цельные и властные натуры, оба сильны и красивы. Но их различное представление о себе и о людях позволяет нам ставить их в противоположность друг другу.
Пожалуй, именно это сходство и позволяет уловить всю разницу в отношении героев к миру и окружающим людям. Не будь Ларры с его преступлением и карой-одиночеством, не столь полно воспринимался бы великий подвиг Данко.
Краткое содержание Горький Легенда о Ларре из рассказа Старуха Изергиль
Легенда о Ларре из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» является одним из главных эпизодов во всём произведении. Эта легенда повествует о племени, которое жило очень много лет тому назад. И однажды орёл украл молодую девушку из этого племени и унёс её с собой высоко в горы. Но спустя двадцать лет эта девушка вернулась в племя уже вместе со своим сыном.
Оказалось, что орёл жил с этой девушкой как со своей женой. И так у них появился ребёнок. Сыну в момент возвращения в племя было уже двадцать лет. Он был очень красивый и одновременно очень гордый.
Сын орла позволял себе дерзить даже самым уважаемым людям в племени и делал то, что ему вздумается. Так, ему понравилась одна девушка из племени и он захотел её обнять.
Люди из племени хотели наказать сына орла за его гордыню. Они отпустили юношу и теперь он мог делать то, что захочет. Люди назвали юношу Ларра, что означало отверженный, выкинутый вон.
Этот рассказ учит тому, что гордость – это худший из пороков, который только мешает человеку коммуницировать с людьми.
Подробный пересказ Легенды о Ларре
В одной жаркой стране жило племя людей. Они охотились на зверей, пасли стада и устраивали пиры после охоты.
Однажды прямо с пира одну из девушек унес орел, бросившийся с неба. Стрелы не достигли цели, а поиски пропавшей тоже не увенчались успехом. Со временем о похищенной забыли.
А через 20 лет она пришла, иссохшая и состарившаяся, и привела с собой юношу. Все это время девушка была женой орла, родив от него сына. Когда птица состарилась, то взлетела в последний раз в небо и упала оттуда на выступы скал, сложив крылья.
Все глядели на сына орла и понимали, что он такой же, как и остальные. Лишь глаза юноши были холодные и гордые, подобно орлиным. Вел он себя так, как хотел. Это оскорбляло старейшин, но юноша заявил, что не собирается их чтить, подобно другим.
Тогда прогнали его старейшины, велев идти куда хочет. Он и пошел, куда захотел – к одной красавице, и обнял ее. А девушка оттолкнула парня, поскольку боялась отца. Тогда юноша ударил ее так, что она упала, и наступил на грудь. Кровь брызнула, и девушка умерла.
От увиденного цинизма всех сковал страх. Принялись люди думать казнь, достойную такого преступления. Мать убийцы молча стояла на коленях, не смея умолять о пощаде.
Но ни одна казнь не могла удовлетворить злости разъяренных людей. Один мудрец спросил юношу, зачем он это сделал.
Тот ответил, что расстроился, когда его оттолкнули и не понимает, почему его связали – ведь каждый из присутствовавших имел руки и ноги и мог говорить, а при этом владел многим.
Ему же ответили на это, что человек за все платит умом и силой, а иногда и собственной жизнью. Но парень хотел быть целым и не давать никакой платы.
Тогда поняли люди, что он считает себя выше всех и первым на земле и не видит ничего, кроме себя. И они ужаснулись одиночеству юноши, ведь у него не было ничего, и он ничего не хотел.
Стали снова придумывать наказание, и мудрец сказал, что самое страшное наказание скрывается в нем самом и убийцу нужно просто отпустить. Гром ударил с небес в подтверждение словам, и юношу отпустили. С тех пор он получил имя Ларра, отверженный.
Так и ходит Ларра как тень по земле, ища смерти и не видя радостей жизни.
Гордыня – один из самых страшных грехов, и страшной будет расплата за это.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
“Легенда о Ларре”, М. Горький: анализ, идейное содержание и смысл рассказа
Искусство и развлечения 20 декабря 2015
Есть произведения, что остаются актуальными на протяжении столетий. Их ценность невозможно переоценить ни для филологов, ни для читателей, каждый из которых может почерпнуть мудрость, пронесенную через эпохи. К таким относятся «Старуха Изергиль» М. Горького и легенда о Ларре, вошедшая в рассказ.
М. Горький: кратко о писателе
М. Горький – писатель с необычной судьбой и необыкновенным, острым творчеством. Его произведения оставляют неизгладимый след в душах читателей. Он родился в Нижнем Новгороде в России в 1868 году.
Горький – это псевдоним, настоящая фамилия писателя – Пешков. А имя Максим взял в честь отца, который умер, когда он еще был ребенком.
С одиннадцати лет будущий классик был вынужден трудиться на уровне со взрослыми.
Писать Максим Горький начинает в двадцатилетнем возрасте, первые его произведения написаны под влиянием романтизма. Это «Старуха Изергиль» и «Песня о Буревестнике».
Несмотря на то что романтические произведения имели огромный успех, взрослея, писатель все ближе становится к реализму и соцреализму. В этом ключе пишет большинство своих произведений М. Горький.
Легенда о Ларре, вошедшая в рассказ о старухе, что описывает молодому автору свою наполненную событиями юность, годами давала пищу исследователям творчества писателя.
Видео по теме
«Старуха Изергиль» М.Горького – гимн любви и романтизму
Рассказ Горького, написанный писателем в годы его юности, наполнен безумным огнем романтизма, любви, духовных исканий человека. Воспоминания старухи обрамлены двумя легендами об антигерое Ларре и герое Данко.
Между этими преданиями – вся жизнь старухи Изергиль, ее поиск себя, своего места и своей любви. Любовь этой когда-то молодой, живой женщины не платонична и невинна – она чувственная, земная, наполненная страстью, силой. Почти все, кого она любила, гибнут.
В смерти мальчика – сына турецкого вельможи – Изергиль считает виновной себя, слишком непосильной ношей для слабого оранжерейного цветка оказалась ее любовь. Себе молодой, своим буйным чувствам и внутренней силе она противопоставляет автора, укоряя его, что он «будто родился старым».
Воспоминания старухи прерывает легенда о Ларре. Смысл ее неоднозначный и требует серьезного внимания.
Этот рассказ многим стоит прочитать, он будто наполняет жизненной энергией и силой, а удивительные легенды органично вплетаются в сюжет, дополняя его.
Легенда о Ларре
Эта легенда, как и предание о Данко, вошли в рассказ “Старуха Изергиль”. Первой начинается произведение, вторая завершает его.
Автор разговаривает со старухой Изергиль. Увидев тень, она называет ее «Ларра». Когда автор задает вопрос, кто же такой этот Ларра, рассказчица начинает древнюю историю.
В одном селении орел украл девушку. Долго искали ее, но найти не смогли и забыли. А через два десятилетия вернулась эта девушка очень изможденной и постаревшей, а рядом с ней был безумно красивый юноша, только глаза его были холодны и бесчувственны. Девушка рассказала, что орел украл ее и жил с ней, как со своей женою, пока не состарился и не бросился на скалы. А этот юноша – их сын.
Легенда о Ларре. Кара за гордыню
И посоветовавшись, мудрые старейшины решили не убивать, а изгнать его из племени, он сам покарает себя своим безумием и одиночеством. Ларра засмеялся им в лицо и ушел с гордо поднятой головой.
Но в свободных степях он не нашел счастья, гордый сын орла иногда возвращался к людям, он крал девушек племени и их скот. Стрелы отлетали от его каменного сердца, ножи ломались о его тело.
Прошло много лет и однажды люди увидели Ларру в поселении. Но он не защищался, не убегал от них. Старые люди поняли, что он хочет, чтобы его убили, и не тронули его, рассмеявшись ему в лицо.
Так и ушел он, всеми отверженный, а теперь бродит по степи, превратившись в тень, ведь даже каменное сердце способно источить одиночество.
Гордыня – страшный грех, но кара, предписанная Ларре – соизмерима его преступлению.
Анализ образа Ларры
Ларра – воплощение одного из смертных человеческих грехов – гордыни. На фоне его нежелания считаться с соплеменниками матери даже жестокое убийство не кажется таким чудовищным. Ларру воспитал его отец – гордый орел. Но он-то был свободной птицей, а не человеком.
Его сын как минимум получеловек. А люди социальны, они не могут существовать отдельно от своего окружения. Но даже не изгнанным Ларра бы не обрел свое место среди людей.
Его гордыня порождает кару, и только кара способна показать ему, что он не может быть один, и с законами общества нужно считаться. Идейное содержание легенды о Ларре – это акцент на том, что место человека среди себе подобных.
Но если в его сердце нет места сочувствию, сожалению и сопереживанию, общество рано или поздно оттолкнет его. Человечество способно прожить без индивидуума, а индивидуум в девяносто девяти процентах – нет.
Легенда о Данко как завершение рассказа и отдельное произведение
Легенда о Ларре начинает рассказ, а легенда о Данко звучит завершающим аккордом рассказа. В ней рассказывается о юноше Данко, что повел свой народ сквозь бурю и страшный лес. Он единственный верил, что люди смогут прийти к лучшей жизни, выйти из болот и леса. На середине пути его начали винить в том, что он привел их к гибели. Началась страшная гроза и буря.
В порывах ветра и молниях еще больше утратил веру народ. Чтобы люди дошли к заветной цели, Данко вырвал свое горящее сердце и поднял высоко над головой. В нем было столько любви к людям и веры, что оно осветило весь лес и указало людям путь. Они шли за светом, и вышли из леса. Сердце Данко все еще пылало огнем, но кто-то из суеверного страха наступил на него ногой и погасил.
Люди расселились на новом месте и забыли о Данко.
Вопрос, каково значение легенд о Ларре и Данко, имел самые различные трактовки в трудах исследователей.
Оставим его открытым, но неоспоримым фактом является то, что обе легенды, несмотря на свою кажущуюся самостоятельность, будут неполными одна без другой. Как и рассказ о жизни Изергиль без преданий звучал бы сухо и не полно.
Данко и Ларра – антагонисты. Один любит людей всем сердцем и жертвует собой ради них, второму любовь незнакома, но оба оказываются отвергнутыми людьми.
В завершение
Некоторые произведения не теряют своей остроты, время лишь добавляет им ценность. Такова легенда о Ларре. Анализ произведения уже выполнялся до нас множеством литературоведов.
Поэтому повторяться мы не будем.
Скажем лишь, что такие произведения нужно читать обязательно, они хранят в себе множество идей и моральных уроков, которые лучше получить при чтении, а не от учителя, не прощающего промахов – жизни.
Легенда о Ларри в в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”
Сочинения › Горький М. › Старуха Изергиль
Готовые Домашние Задания
Горький неоднократно говорил, что главным объектом его художественного исследования является человек. Всё творчество писателя подчинено поиску положительного идеала. Обычно с образом человека у писателя связаны нравственно-философские категории правды, свободы, самопожертвования. Романтический идеал писателя – герой-символ.
В рассказе «Старуха Изергиль» Горького интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщённое понятие человеческого в личности. В произведении противопоставлены два легендарных сюжета с абсолютно противоположными жизненными позициями.
Композиционное положение легенды о Ларре выделяет её в проблемно-тематическом плане рассказа. Несмотря на то, что данная легенда тесно связана с другой – легендой о Данко – всё же рассказ о Ларре предстаёт как самостоятельное произведение.
В экспозиции говорится о том, что в стародавние времена жило племя могучих и весёлых людей. Завязкой является момент, в котором повествуется о том, что орёл унёс красивую девушку. Моментом кульминационного напряжения является повествование о поступках Ларры.
В развязке повествуется о наказании Ларры за эгоизм. В целом сюжет излагается в прямой хронологической последовательности.
Герой легенды – Ларра, сын женщины и орла. Он лишь внешне похож на человека, являясь при этом символом, противопостоящим жизни. Бездушное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишённое прошлого и будущего – всё это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре.
В итоге Ларра лишается человеческой судьбы, он не умирает, а перестаёт быть. Попытка его самоубийства неудачна, земля отстраняется от его ударов. Всё, что осталось от героя,- тень и имя «Отверженный»: «…он стал уже как тень, и таким будет вечно! Он не ни понимает речи людей, ни их поступков – ничего».
Судьбу Ларры определил суд человеческий. Суть наказания – отторжение от людей.
Так, в Ларре себялюбие переходит все границы, переходит в крайний эгоизм и индивидуализм, перерастает в преувеличенное, раздутое до огромных размеров чувство прихоти. Один из старейшин предложил мудрое решение, как наказать Ларру: лишить его возможности быть в центре, то есть выгнать его из племени.
При создании этого образа писатель использует не прямые авторские характеристики или создание психологического портрета, а характеристику персонажа через его поступки. При этом нельзя не сказать о роли Изергиль как носителя авторского начала в произведении. С помощью именно этого образа автор подчёркивает первостепенность человеческих поступков, их значение в формировании судьбы человека.
Старая мудрая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он сделал в жизни полезного, за что он требовал себе благ, ведь: «за всё, что человек берёт, он платит собой». Нравственно-философский вывод из легенды – свобода личности утверждается в активной творческой деятельности во имя людей.
Символ-деталь – это глаза Ларры, которые холодны и исполнены чувством собственного достоинства.
Также автор использует приём несобственно-прямой характеристики, то есть посредством рассказчика и сопоставлением с персонажем другой легенды Данко.
Идейное содержание раскрывается, в том числе, и с помощью образа-символа – птицы. Орёл становится выражением не столько свободы, сколько необузданной гордости.
Несмотря на то, что легенда является достаточно условным жанром, произведение в целом относится к неоромантическому периоду творчества Горького.
С одной стороны, Ларре нет оправдания, но с другой, автор не учитывает одну существенную деталь: герой вырос не среди людей, вследствие чего не знал человеческих законов. Таким образом, его эгоизм имеет под собой реальное основание.
Художественно время легенды отнесено далеко в прошлое, а пространство (место действия) условны и сжаты. За счёт этого происходит расширение художественной организации произведения в целом.
Интересен речевой строй легенды. Так как этот жанр имеет фольклорные корни, то описания здесь очень лиричны и изобилуют ярко насыщенной лексикой, эпитетами, олицетворениями, гиперболами и перифразами.
Легенда о Ларре стала одной из ключевых в процессе формирования Горьким своей концепции человека. Ларра не стал идеалом человека-подвижника, а явился выражением образа-символа лжегероя.
Сочинения по теме:
Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)
Категория: Старуха Изергиль Actionteaser.ru – тизерная реклама
Горький неоднократно говорил, что главным объектом его художественного исследования является человек. Всё творчество писателя подчинено поиску положительного идеала. Обычно с образом человека у писателя связаны нравственно-философские категории правды, свободы, самопожертвования.
Романтический идеал писателя – герой-символ. В рассказе «Старуха Изергиль» Горького интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщённое понятие человеческого в личности. В произведении противопоставлены два легендарных сюжета с абсолютно противоположными жизненными позициями.
Композиционное положение легенды о Ларре выделяет её в проблемно-тематическом плане рассказа. Несмотря на то, что данная легенда тесно связана с другой – легендой о Данко – всё же рассказ о Ларре предстаёт как самостоятельное произведение. В экспозиции говорится о том, что в стародавние времена жило племя могучих и весёлых людей.
Завязкой является момент, в котором повествуется о том, что орёл унёс красивую девушку. Моментом кульминационного напряжения является повествование о поступках Ларры. В развязке повествуется о наказании Ларры за эгоизм. В целом сюжет излагается в прямой хронологической последовательности. Герой легенды – Ларра, сын женщины и орла.
Он лишь внешне похож на человека, являясь при этом символом, противопостоящим жизни. Бездушное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишённое прошлого и будущего – всё это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре. Ларра – воплощение бездуховности.
В итоге Ларра лишается человеческой судьбы, он не умирает, а перестаёт быть. Попытка его самоубийства неудачна, земля отстраняется от его ударов. Всё, что осталось от героя,- тень и имя «Отверженный»: «…он стал уже как тень, и таким будет вечно! Он не ни понимает речи людей, ни их поступков – ничего». Судьбу Ларры определил суд человеческий.
Суть наказания – отторжение от людей. Так, в Ларре себялюбие переходит все границы, переходит в крайний эгоизм и индивидуализм, перерастает в преувеличенное, раздутое до огромных размеров чувство прихоти. Один из старейшин предложил мудрое решение, как наказать Ларру: лишить его возможности быть в центре, то есть выгнать его из племени.
При создании этого образа писатель использует не прямые авторские характеристики или создание психологического портрета, а характеристику персонажа через его поступки. При этом нельзя не сказать о роли Изергиль как носителя авторского начала в произведении.
С помощью именно этого образа автор подчёркивает первостепенность человеческих поступков, их значение в формировании судьбы человека. Старая мудрая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он сделал в жизни полезного, за что он требовал себе благ, ведь: «за всё, что человек берёт, он платит собой».
Нравственно-философский вывод из легенды – свобода личности утверждается в активной творческой деятельности во имя людей. Символ-деталь – это глаза Ларры, которые холодны и исполнены чувством собственного достоинства. Также автор использует приём несобственно-прямой характеристики, то есть посредством рассказчика и сопоставлением с персонажем другой легенды Данко.
Идейное содержание раскрывается, в том числе, и с помощью образа-символа – птицы. Орёл становится выражением не столько свободы, сколько необузданной гордости. Несмотря на то, что легенда является достаточно условным жанром, произведение в целом относится к неоромантическому периоду творчества Горького.
С одной стороны, Ларре нет оправдания, но с другой, автор не учитывает одну существенную деталь: герой вырос не среди людей, вследствие чего не знал человеческих законов. Таким образом, его эгоизм имеет под собой реальное основание. Художественно время легенды отнесено далеко в прошлое, а пространство (место действия) условны и сжаты.
За счёт этого происходит расширение художественной организации произведения в целом. Интересен речевой строй легенды. Так как этот жанр имеет фольклорные корни, то описания здесь очень лиричны и изобилуют ярко насыщенной лексикой, эпитетами, олицетворениями, гиперболами и перифразами.
Легенда о Ларре стала одной из ключевых в процессе формирования Горьким своей концепции человека. Ларра не стал идеалом человека-подвижника, а явился выражением образа-символа лжегероя.
ЧАНГ – центральный персонаж рассказа И.А.Бунина «Сны Чанга» (1916), пес, щенком купленный у первого хозяина-китайца вторым, и главным, хозяином — капитаном. Действительность интерпретируется Ч. в соответствии с условно «собачьим» восприятием жизненной драмы капитана с его теорией «двух правд», постоянно сменявших друг друга: «первая — та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая, что жизнь мыслима лишь для сумасшедших». Приверженность то одной, то другой «правде» знаменует взлеты и падения судьб
У каждого поэта есть программные стихи, в которых выражены его “сверхидея”, жизненное кредо и нравственный устав Для Пушкина это “Пророк”, а для Твардовского – “…
завет”, где сошлась вся суть его поэтического принципа, то, что он не передоверил бы »даже Льву Толстому’. Талант Твардовского сформировался и окреп на войне.
Не зря же он написал о пронзительной минуте прощания: В тот день, когда окончилась война И все стволы палили в счет салюта, В тот час на торжестве была одна Особая для на
Драма “Бесприданница”, на мой взгляд, принадлежит к шедеврам русской драматургии. Островский показал здесь себя как непревзойденный художник, мастерски выписал характеры, каждый из которых типологичен и в то же время наделен индивидуальностью.
Сюжет в принципе незамысловат. Его даже можно охарактеризовать как классический любовный треугольник, вершинами которого являются Лариса и два претендента на ее сердце – Паратов и Карандышев.
Но заслуга Островского-драматурга в том, что в этот избитый сюже
Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как орлы”. Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес.
С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М.Лермонтов и Л.Толстой, но не войну воспели они в своих
Толстой — мастер слова. Одна его фраза, и мы можем ясно представить себе именно то, что желает показать автор: “..
.князь Андрей безвыездно прожил два года в деревне…” Совсем, казалось бы, мало сказано: подумаешь, два года, проведенные в глуши, вдали от людей. Но именно это и настораживает читателя.
Как такой энергичный человек, как князь Андрей, мог прожить в совершенном отдалении от мира целых два года? Ведь вспомним князя Андрея на войне: “… В эту же ночь, откланявшись военному мин
Нарешті ми змогли перевернути листок календаря, на якому міцно влаштувався місяць лютий, і почали готуватися до приходу радісною весни, адже вже настав березень.
Хоча на самому початку місяця скрізь ще лежать кучугури, а в деяких областях досі сильні морози, душа вже застигла в радісному передчутті тепла і весняного ласкавого сонечка. Несміливі промінчики небесного світила вже потихеньку набирають силу, тому тут і там кучугури починає підтавати, але до справжньої відлиги ще далеко.
Его ясный ум, полный беспокойного желания все понять, оставлял один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его. А.И.Герцин Рассказывая о М. В. Ломоносове, часто приходится произносить слово «первый». А. С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет.
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Современному ученому трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии
Вера (Вета) Аркадьевна Акатова – дочь Акатова, возлюбленная Нимфея. Он так описывает лицо героини: «…представьте себе женщину, она столь прекрасна, что когда вы вглядываетесь в черты ее, то не можете сказать нет радостным слезам своим». У В. есть простая собака, мохнатая, желтая.
Чтобы завоевать любовь героини, Нимфея хочет поладить с собакой, но боится ее. В. легкомысленна и ветрена. Она готова отдаться первому встречному: «…я вся белоснежна ну осыпьте меня совсем осыпьте же поцелуями
Главной темой повести А. Платонова «Котлован» является строительство социализма в городе и деревне.
В городе оно, как показывает автор, осуществляется через возведение нового здания, «куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата». В деревне же строительство социализма заключается в создании колхоза имени Генеральной линии, а также – в уничтожении кулаков.
Реализацией этого единого проекта заняты, в той или иной степени, все герои повести. В начал произведения мы узнаем, что тридц
Кто они? Половина, которую мы потеряли… Е. Замятин Человеку всегда было свойственно стремиться к познанию будущего. Какое оно? Какими жертвами будет обретено, если надеяться не на что? Но именно из безысходности рождаются удивительные мечты.
В этом году произошла моя встреча с талантливым русским писателем Евгением Замятиным, имя которого лишь недавно вернулось в нашу литературу. Автор по-своему видел проблему будущего человечества.
Дитя “страшных лет России”, он критически относил
Сейчас смотрят: Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама
Анализ рассказа “Старуха Изергиль” Горького М
“Старуха Изергиль” Рассказ М. Горького “Старуха Изергиль” написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А. П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим произведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика.
Такая манера носит название “сказовой” и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий. В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках. Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира.
Все вокруг напоминает сказку. Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Этот легенда о Ларре и легенда о Данко.
Ларра – сказочный юноша, рожденный от земной женщины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что “глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”.
Он отказался повиноваться старейшинам в племени.
Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: “Луна взошла.
Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди. Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: “И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем”.
Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он выполнил свое заветное желание – спас людей ценой собственной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры – крайности.
Не случайно именно между этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время. Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не встречалась с теми, кого любила. Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой.
Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость. Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: “Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать”, “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам”, “Каждый сам себе судьба!”. С болью в сердце осознает Изергиль свою старость.
Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало все меньше красивых и сильных людей. Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в начале, а грустный и пустынный: “В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально”. Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.
В одном произведении писатель сопрягает реалистическую и романтическую манеры повествования. Рассказ аккумулирует горьковские представления о скоротечности человеческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира.