важно что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов
Важно что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.
Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую ЧАСТЬ времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.
ПОЛОВИНА не может быть большей или меньшей, поэтому уместно употребить слово ЧАСТЬ.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно даром, бесплатно каждому посетителю сайта.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно бесплатно каждому посетителю сайта.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно даром каждому посетителю сайта.
В предложении лишним является слово «даром» или слово «бесплатно», т. к. это слова-синонимы.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Опираясь на огромную базу синонимичных значений, сайт выдаст все возможные поисковые вариативные версии.
Опираясь на огромную базу синонимичных значений, сайт выдаст все возможные поисковые версии.
В предложении лишним является слово «вариативные», т. к. относится к слову «версии», само по себе являющемуся синонимом к слову «варианты».
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.
Сквозь желтоватую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.
«Мокрая вода» — это тавтология.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.
Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им пример во всём.
Ошибка заключалась в неверном употреблении фразеологизма.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Объектом исследования является процесс анализа, разбора произведений различных жанров в старшей школе.
Объектом исследования является процесс анализа (ИЛИ: разбора) произведений различных жанров в старшей школе.
Слова: «анализ» и «разбор» являются синонимами, поэтому употребление их в одном предложении является плеоназмом. Нужно убрать одно из этих слов.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Летом погода стоит поистине летняя.
Погода стоит поистине летняя.
В предложении встречалась тавтология «летом… летняя», поэтому слово «летом» лучше исключить.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высокомерной спесью.
Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие спесью.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.
Мы передвигались по Дели на мотороллере с крышей, что уже было замечательно; но главное, мы видели своими глазами восьмое чудо мира — огромную колонну, отлитую, как говорят, из чистого железа.
Мы передвигались по Дели на мотороллере с крышей, что уже было замечательно; но главное, мы видели своими глазами восьмое чудо света — огромную колонну, отлитую, как говорят, из чистого железа.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
На экзамене по биологии ответы отвечающих были сбивчивы — больше тройки никто не получил.
На экзамене по биологии ответы были сбивчивы — больше тройки никто не получил.
В предложении лишним было слово «отвечающих», т. к. оно относилось к слову «ответы». Это тавтология.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.
От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы РАСШИРИТЬ кругозор читателя. ИЛИ: От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять УРОВЕНЬ читателя.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В своей автобиографии Юрий Владимирович Никулин с благодарностью вспоминает талантливых артистов, с которыми ему довелось работать в цирке и на съёмочной площадке.
В автобиографии Юрий Владимирович Никулин с благодарностью вспоминает талантливых артистов, с которыми ему довелось работать в цирке и на съёмочной площадке.
АВТОБИОГРАФИЯ не может быть чужой, поэтому употребление этого слова рядом со словом СВОЕЙ неуместно, слово СВОЕЙ надо исключить из предложения.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
В предложении лишним было слово «первая», т. к. оно относилось к слову «премьера» − их значения синонимичны.
Важно что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно даром, бесплатно каждому посетителю сайта.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно бесплатно каждому посетителю сайта.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно даром каждому посетителю сайта.
В предложении лишним является слово «даром» или слово «бесплатно», т. к. это слова-синонимы.
замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените разговорное словосочетание стилистически нейтральным, запишите это словосочетание.
1. Что нужно знать, выполняя данное задание?
Первое слово спать— является стилистически нейтральным, т.к. наиболее употребительное, может быть использовано в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре стоит первым в синонимическом ряду. Слово почивать используется в основном в книжном стиле, придает речи архаический характер (так говорили в старину). Дрыхнуть — этот синоним звучит грубо (такие слова называют просторечными) и употребляется в разговорной речи.
2. Что нужно понимать, выполняя данное задание? Что разговорные слова — это слова, разрешённые в непринуждённой устной речи. И что их можно использовать только в определённых условиях. Чтобы не заменить одно разговорное слово на другое, необходима помощь словарей. Нам помогают толковые словари известных авторов Ожегова, Ефремовой, а также словарь синонимов Александрова.
При поиске слова обращаем внимание на пометки: разг., прост. и слова с такими пометками ни в коем случае не выбираем в качестве ответа.
Рассмотрим пример. Мы замешкались в пути, поэтому пришли к назначенному месту затемно
Как видно из статьи, нет у этого слова нейтрального значения, поэтому нужно искать другие слова. Как правило, в толковании это слово уже есть, вот оно — «задержаться». Найти больше слов-синонимов нам поможет практический словарь синонимов Александрова. В поисках слова «замешкаться» мы попадаем на статью со словом
ЗАДЕРЖАТЬСЯ и его значениями:
/ о человеке: промедлить;
засесть, завязнуть, замешкаться, промешкать, помешкать, закопаться, проканителиться (разг.)
// в гостях или за работой: засидеться (разг.)
// в гостях, загоститься (разг.)
/ о деле: замедлиться, затянуться;
затормозиться, застопориться (разг.)
Обратите внимания, сколько слов имеют пометку разг! Таким образом, мы видим, что слово «замешкаться» заменить нужно нейтральным словом ЗАДЕРЖАЛИСЬ, и это самый точный, самый верный ответ. Нам не подойдут ни «промедлить», ни «замедлиться», ни «затянуться», потому что наше слово в предложении имеет определённое значение.
Итак, алгоритм выполнения задания будет таков:
1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
2. Подберите к этому слову возможные синонимы.
3. Определите, какой из этих синонимов
− не носит оттенка книжности и разговорности;
− обладает минимальной экспрессией ( то есть в нём практически нет эмоций);
− стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.
4. Вставьте слово в предложение, при оно должно подходить и по грамматическим признакам, и по значению.
3. Учитывайте особенности внесения ответа в поле «ответ»
1) Впишите в поле ответ ОДНО выбранное слово (или словосочетание).
2) Проверьте, верна ли форма рода, числа, времени, вида. Помните, что мы заменяем одно слово другим, поэтому нельзя вместо вида несовершенного совершенный, вместо настоящего прошедшее время и т.п. Ставьте слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в предложении.
3) Частицы НЕ, БЫ писать в ответ не нужно.
4) Иногда встречаются задания, в которых указанная форма в задании не совпадает с формой в предложении. Например, в условии «Замените слово закидывать. в предложени..», а в предложении «закидывали». В этом случае нужно писать ту форму, что в условии. Если же на экзамене попадётся такое задание, непременно обратите на этот факт внимание ассистентов, вплоть до написания заявления.
5) В связи с тем, что количество синонимов может достигать 5-6 слов, в поле «ответ» редактор вводит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.
Важно что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Объектом исследования является процесс анализа, разбора произведений различных жанров в старшей школе.
Объектом исследования является процесс анализа (ИЛИ: разбора) произведений различных жанров в старшей школе.
Слова: «анализ» и «разбор» являются синонимами, поэтому употребление их в одном предложении является плеоназмом. Нужно убрать одно из этих слов.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Вниз по лестнице спускаться было ещё сложнее: мышцы напрягались, ноги не слушались.
По лестнице спускаться было ещё сложнее: мышцы напрягались, ноги не слушались.
В предложении лишним было слово «вниз». «Вниз спускаться» ─ это тавтология.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.
Бóльшую ЧАСТЬ жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Судьба подарила нам бесплатно этот безоблачно-яркий день, и мы стоим на снежной вершине Альп.
Судьба подарила нам этот безоблачно-яркий день, и мы стоим на снежной вершине Альп.
Подарить можно только бесплатно, поэтому слово «бесплатно» лишнее в данном предложении.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.
Дмитрий Ильич чуть не заплакал от бессильного раздражения, раскричался, плюнул и ушёл, потом велел запрячь лошадь и, сказав, что он вымывает руки и не притронется больше ни к чему, уехал к Павлу Ивановичу на заседание Общества.
Дмитрий Ильич чуть не заплакал от бессильного раздражения, раскричался, плюнул и ушёл, потом велел запрячь лошадь и, сказав, что он умывает руки и не притронется больше ни к чему, уехал к Павлу Ивановичу на заседание Общества.
Умывать руки — фразеологизм, обозначает «снимать с себя обязательства, уходить от ответственности».
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Маршрут движения автобуса с тех пор не менялся.
Маршрут автобуса с тех пор не менялся.
Слово «маршрут» означает «направление движения», поэтому словосочетание «маршрут движения» является плеоназмом.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно даром, бесплатно каждому посетителю сайта.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно бесплатно каждому посетителю сайта.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно даром каждому посетителю сайта.
В предложении лишним является слово «даром» или слово «бесплатно», т. к. это слова-синонимы.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово / сочетание слов. Выпишите это слово.
Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса импортировались из-за рубежа, а в связи с санкциями срочно пришлось решать проблему импортозамещения.
Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса импортировались, а в связи с санкциями срочно пришлось решать проблему импортозамещения.
Значение слова «импорт» — привезённый из-за рубежа, поэтому в предложении «из-за рубежа» — лишнее сочетание.
Возможно исключить и слово «импортировались», из-за чего речевая грамотность предложения не пострадает: Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса из-за рубежа, а в связи с санкциями срочно пришлось решать проблему импортозамещения.
Ответ: из-за рубежа|импортировались.
Отметим также, что предпочтительно не использовать повтор импортировались — импортозамещения.
Важно что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься вверх по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.
С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.
В предложении лишним было слово «вверх», т.к. оно относилось к слову «подниматься». Это плеоназм.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно даром, бесплатно каждому посетителю сайта.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно бесплатно каждому посетителю сайта.
Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно даром каждому посетителю сайта.
В предложении лишним является слово «даром» или слово «бесплатно», т. к. это слова-синонимы.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Командир был убит насмерть, и командование взял на себя молодой лейтенант, который прибыл в часть неделю назад.
Командир был убит, и командование взял на себя молодой лейтенант, который прибыл в часть неделю назад. «Убит насмерть» — это тавтология.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.
В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся зной, а в глухом ельнике было так прохладно. «Жаркий зной» — это тавтология.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) обе..доленный, и..древле, не..держанный
2) об..скать, пост..мпрессионизм, без..мянный
3) пр..страстие, пр..мелькаться, пр..строиться
4) под..ёмник, зав..южило, необ..ятный
5) пред..ставить (слово оратору), пр..образ, перев..плотиться
2) обыскать — после приставки на согласную начальная гласная корня И меняется на Ы, постимпрессионизм — после приставки иноязычного происхождения начальная гласная корня И не меняется на Ы, безымянный — после приставки на согласную начальная гласная корня И меняется на Ы
3) пристрастие, примелькаться, пристроиться — приставки при- в значениях: отличающийся влечением к чему-нибудь, стать привычным, приблизиться
4) подъёмник — после приставки на согласную перед йотированной гласной пишем ъ, завьюжило — ь в корне, необъятный — историческое правописание сохранилось, несмотря на то, что в слове приставка уже не выделяется
5) предоставить (слово оратору), прообраз, перевоплотиться — неизменяемые приставки
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) п..иск, неп..ддающийся, от..двинуть;
2) ра..бросать, и..пуганный, бе..вольный;
3) пр..следовать, пр..милый, пр..смыкающийся;
4) с..еденный, сер..ёзный, ад..ютант;
5) нап..следок, н..слаждаться, д..браться.
1. пОиск, непОддающийся, отОдвинуть;
2. раЗбросать, иСпуганный, беЗвольный;
3. прЕследовать, прЕмилый, прЕсмыкающийся;
4. сЪеденный, серЬёзный, адЪютант;
5. напОследок, нАслаждаться, дОбраться.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..восходный, пр..норовиться, пр..клонить (колени);
2) на..бровный, по..рыть (нору), по..метить;
3) пр..чудливый, пр..града, пр..видение;
5) по..скать, с..грать, роз..ск.
1. превосходный, приноровиться, преклонить (колени);
2. надбровный, подрыть, подметить;
3. причудливый, преграда, привидение;
4. несбыточный, несделанный, сдаюсь;
5. поискать, сыграть, розыск.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) жалостл..вый, намер..ваться
2) наставн..чество, обогр..вать
3) обрад..вать, оборуд..вание
4) сердц..вина, стрях..вать
5) взрывч..тый, изредк..
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) усидч..вый, переменч..вый
2) отстёг..вавший, глянц..вый
3) щегол..ватый, находч..вый
4) прислуш..ваться, гор..вать
5) заносч..вый, отапл..ваемый
2. отстёгИВАвший—от инфинитива отстёгИВАть+ ВШ+ИЙ суффикс остаётся, написание ИВА регулируется правилом ЫВА/ИВА, я отстёгИВАю; глянцЕВый—суффикс −ЕВ− безударный всегда
3. щеголЕВатый— ЩЕГОЛ+еват+ый, суффикс ЕВАТ. Л—часть корня; находчИвый—суффикс ЧИВ/ЛИВ
4. прислушИВАться— я прислушИВАюсь, ИВА сохраняется; горЕвать—в 1 лице горюю ева не сохраняется
5. заносЧИВый—суф. ЧИВ, в краткой форме заносЧИВ; отаплиВАЮ, ИВА сохраняется. (Смотрите правило к заданию 10.2.4. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ −ИВА−/−ЫВА−, −ЕВА−/−ОВА−; ПЕРЕД ВА)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вышаг..вая, (маленький) лист..к (берёзы)
2) разборч..во, завистл..вый
3) насмешл..вый, перебира..мый
4) затм..вающий, плать..це
5) накрахмал..вший, продл..вать
1. вышагивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, вышагИВАю, листик — гласная И при склонении не выпадает: листик — листика
2. разборчиво, завистливый — суффиксы −ЧИВ− −ЛИВ−
3. насмешливый — суффикс −ЛИВ−, перебираемый — в суффиксах –ем, –им пишется та же гласная, что и в окончаниях 3-го л. ед. ч. глаголов.
4. затмевающий — (перед ударным ВА пишем Е), платьице — в сущ. ср. рода с ударением на основе — ИЦ−
5. накрахмаливший — гласная основы инфинитива сохраняется, продлевать — запомнить
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бор..тся (народ), усво..шь
2) вышл..т (бабушка), броса..шь
3) крас..т (маляр), встрет..шь
4) внемл..щий, пригрева..мый
5) капризнича..т, независ..мый
2. вышлет (бабушка) — 1 спр., бросаешь — 1 спр.
3. красит (маляр) — 2 спр., встретишь — 2 спр.
4. внемлющий — от глагола 1 спр., пригреваемый — от глагола 1 спр.
5. капризничает — 1 спр., независимый — от глагола 2 спр.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) они улучш..т, смеш..нные (чувства)
2) они сдерж..т, выкруч..нный
3) они противореч..т, ремонтиру..мая (машина)
4) он перевяж..т, угнета..мый
5) он выдерж..т, подстёгива..мый
2. они сдержат (2 спр.), выкрученный (страдательные причастия, образованные от глагола на −ить: суффикс −и− отсекается и добавляется суффикс причастия −енн−)
3. они противоречат (2 спр.), ремонтируемая (машина) (от глагола 1 спр.)
4. он перевяжет (1 спр.), угнетаемый — от глагола 1 спр.
5. он выдержит (2 спр.), подстёгиваемый (от глагола 1 спр.)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) уполномоч..нный, слыш..мый
2) опаса..шься, потрат..вший
3) закле..шь, неслыш..мый
4) посе..шь, потрач..нный
5) помож..шь, дви́ж..мый
1. уполномоченный (от основы глагола, которая оканчивается на ИТЬ с усечением гласной буквы основы + ЕНН ), слышимый (от глагола II спряжения);
2. опасаешься (I спряжение), потративший (гласная И перешла из основы инфинитива: потратить);
3. заклеишь (II спряжение), неслышимый (от глагола II спряжения);
4. посеешь (I спряжение), потраченный (от основы глагола, которая оканчивается на ИТЬ с усечением гласной буквы основы + ЕНН );
5. поможешь (I спряжение), дви́жимый (слово движИМый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать», а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити).
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) произнос..шь, слыш..мый
2) относ..шься, надума..шь
3) засмотр..шься, реша..мый
4) невид..мый, разгон..шься
5) раска. ться, найд..нный
1. произносИшь (личное окончание глагола 2 спр.), слышИмый (от глагола 2 спр.)
2. относИшься (личное окончание глагола 2 спр.), надумаешь (1 спр.)
3. засмотрИшься (личное окончание глагола 2 спр.), решаемый (от глагола 1 спр.)
4. невидИмый (суффикс причастия, образованного от глагола 2 спряжения), разгонишься (2 спр.)
5. раскаяться, найд енн ый
В Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Мальчики (не)узнавали леса.
(Не)котел варит, а стряпуха.
Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.
Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Какой-то он (не)такой, как все, тихий, ласковый.
Мальчики не узнавали леса.
Не котел варит, а стряпуха.
Друзья разъехались, и некого позвать в гости.
Солнце, ещё не скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Какой-то он не такой, как все, тихий, ласковый.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
За туманом (не)было видно огней.
(Не)каждый может точно сформулировать свою мысль.
Князя Андрея раздражал холодный, (не)пропускающий в душу взгляд Сперанского.
Глубина идеи в романе (не)разрывно сочетается с художественностью.
Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (не)надо.
За туманом не было видно огней.
Не каждый может точно сформулировать свою мысль.
Князя Андрея раздражал холодный, не пропускающий в душу взгляд Сперанского.
Глубина идеи в романе неразрывно сочетается с художественностью.
Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В годы Великой Отечественной войны появилось (НЕ)МАЛО поэм, но наиболее значимым произведением стал «Василий Тёркин» Твардовского.
Основой сюжета становится далеко (НЕ)НОВОЕ в литературе столкновение сильной личности и толпы.
«Порой важнее (НЕ)ЧТО сказано, а как сказано!» – этой фразой Игорь завершил наш спор.
Дверь оказалась (НЕ)ЗАПЕРТА, и я осторожно вошёл в дом.
(НЕ)БРИВШИЙСЯ почти неделю, со взъерошенными волосами, осунувшийся, мой брат представлял собой жалкое зрелище.
а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;
б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.
НЕ ЗАПЕРТА (краткое причастие)
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Замечательные детские книги в их доме были подписаны аккуратным женским почерком далёкой и ни разу (НЕ)ПРИЕЗЖАВШЕЙ к ним родственницы из таинственного мира большой литературы.
Такие упругие ноги ещё долго могут идти, ещё впереди полным-полно всякого, ещё (НЕ)ПРОЖИТА судьба.
Ростом он был (НЕ)МЕНЬШЕ двух метров.
Егор собрал все (НЕ)НУЖНЫЕ бумаги и бросил их в мусорную корзину.
Важно было (НЕ)ПРОСТО объяснить материал, рассказать что-то, а добиться понимания услышанного.
Замечательные детские книги в их доме были подписаны аккуратным женским почерком далёкой и ни разу НЕ ПРИЕЗЖАВШЕЙ к ним родственницы из таинственного мира большой литературы. — НЕ с причастием пишется раздельно, т. к. есть зависимые слова: не приезжавшей (к кому?) к ним.
Такие упругие ноги ещё долго могут идти, ещё впереди полным-полно всякого, ещё НЕ ПРОЖИТА судьба. — НЕ с кратким причастием.
Ростом он был НЕ МЕНЬШЕ двух метров. — НЕ в сочетаниях: «не меньше», «не больше» раздельно.
Егор собрал все НЕНУЖНЫЕ бумаги и бросил их в мусорную корзину. — НЕ с прилагательным пишется слитно, потому что можно заменить синонимом: ненужные — бесполезные.
Важно было НЕ ПРОСТО объяснить материал, рассказать что-то, а добиться понимания услышанного. — НЕ логически подчеркивает отрицание и противопоставление: не просто объяснить, а добиться понимания.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Состоялся (ПО)НАСТОЯЩЕМУ интересный разговор (НА)СЧЁТ внедрения научных разработок в производство.
Мы (ПО)ДОЛГУ сидели на берегу (В)ОБНИМКУ, молчали и слушали прибой.
В дальнем конце коридора стояло странное сооружение, (НА)ПОДОБИЕ огромной рельсы, уходящей под углом (В)ВЕРХ.
Всё ТАК(ЖЕ) горела сальная свеча на столе, росли тихие герани на подоконниках, тикали часы, (ПРИ)ЧЁМ звук их с годами совсем не изменился.
(ПО)НАЧАЛУ мы были так воодушевлены, что ВРЯД(ЛИ) хоть один из нас мог предвидеть, во что выльется наша затея.
Мы ПОДОЛГУ сидели на берегу В ОБНИМКУ, молчали и слушали прибой. − Наречие ПОДОЛГУ пишется слитно. Наречие В ОБНИМКУ, образованное на основе сочетания существительного с предлогом, пишется раздельно.
В дальнем конце коридора стояло странное сооружение, НАПОДОБИЕ огромной рельсы, уходящей под углом ВВЕРХ. − Предлог НАПОДОБИЕ пишется слитно, наречие ВВЕРХ пишется слитно.
Всё ТАК ЖЕ горела сальная свеча на столе, росли тихие герани на подоконниках, тикали часы, ПРИЧЁМ звук их с годами совсем не изменился. − Наречие ТАК с частицей ЖЕ пишется раздельно (ЖЕ можно убрать или переставить). Союз ПРИЧЁМ пишется слитно.
ПОНАЧАЛУ мы были так воодушевлены, что ВРЯД ЛИ хоть один из нас мог предвидеть, во что выльется наша затея.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.
Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.
Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.
(В)СВЯЗИ с непогодой по вечерам мы затапливали печи, багровые отсветы огня (В)ВИДЕ чудовищ дрожали на стенах.
Воспитательное значение художественной литературы огромно, ПОТОМУ что она действует на мысль ТАК ЖЕ сильно, как и на чувство.
Заплакала она ОТТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся В ТЕЧЕНИЕ прошлого года.
Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила ЗА ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТОБЫ выпить воды и подбросить дрова в печь.
В СВЯЗИ с непогодой по вечерам мы затапливали печи, багровые отсветы огня В ВИДЕ чудовищ дрожали на стенах.
Ответ: ПОЭТОМУ ЧТОБЫ ИЛИ ЧТОБЫ ПОЭТОМУ.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Выбрался Муравей из-под ноги Верблюда-великана и призадумался: ЧТО(БЫ) такое сделать, ЧТО(БЫ) отомстить высокомерному обидчику?
Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.
(ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.
Петя вздрогнул, (ОТ)ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.
ЗА(ТО) время, пока дед заваривал чай, мы успели (НА)БЕЛО перерисовать рукописную карту, отданную геологами.
Выбрался Муравей из-под ноги Верблюда-великана и призадумался: ЧТО БЫ такое сделать, ЧТОБЫ отомстить высокомерному обидчику?
Отец ТАК ЖЕ страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТОЖЕ был азартным болельщиком.
ОТ ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТОБЫ не попасться ему в лапы.
Петя вздрогнул, ОТТОГО что в дверь позвонили, мама ТОЖЕ не ожидала звонка.
ЗА ТО время, пока дед заваривал чай, мы успели НАБЕЛО перерисовать рукописную карту, отданную геологами.
Ответ: ОТТОГО ТОЖЕ ИЛИ ТОЖЕ ОТТОГО.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ОТКУДА(ТО) налетел ветер, поднялись волны, и ЧТО(БЫ) лодку не унесло в море, ребята вытащили её на берег.
Мы не знали точно, (ИЗ)ЗА чего Максим, (ОТ)РОДУ ничего не боявшийся, так испугался моря.
(НЕ)СМОТРЯ на мощные подпорки, за зиму старый сарай сильно покосился (НА)БОК.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы Иван оставался (ТАК)ЖЕ спокоен, как и его отец.
ПО(ЭТОМУ) ответу оратора стало понятно, что он ВРЯД(ЛИ) правильно понял вопрос.
ОТКУДА-ТО налетел ветер, поднялись волны, и ЧТОБЫ лодку не унесло в море, ребята вытащили её на берег.
Мы не знали точно, ИЗ-ЗА чего Максим, ОТРОДУ ничего не боявшийся, так испугался моря.
НЕСМОТРЯ на мощные подпорки, за зиму старый сарай сильно покосился НАБОК.
В ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы Иван оставался ТАК ЖЕ спокоен, как и его отец.
ПО ЭТОМУ ответу оратора стало понятно, что он ВРЯД ЛИ правильно понял вопрос.
Ответ: НЕСМОТРЯ НАБОК ИЛИ НАБОК НЕСМОТРЯ.
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
(1). (2)Оно появилось ещё в XVIII веке. (3)Первые аудиторы занимались делами, связанными с имущественными спорами в армии. (4). серьёзного развития в России аудиторское дело не получило, хотя в разные годы предпринимались попытки создания системы образования аудиторов и сдачи ими специальных экзаменов. (5)Сегодня в России существует уже много аудиторских фирм и создаётся система независимого аудиторского контроля, а также решаются вопросы подготовки квалифицированных специалистов-аудиторов и лицензирования их деятельности. (6)Кроме того, принят закон, который регламентирует обязанности, права и ответственность аудиторов.
2-3)существует много фирм (и) создается система
Правильный ответ указан под номером 1.
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) все возникли (предложение 2)
2) которые остывали (предложение 3)
3) разнообразные водоёмы (предложение 4)
4) значительно уступал (предложение 5)
(1). (2)Она основывалась на теории П. Лапласа, полагавшего, что все планеты Солнечной системы возникли из солнечного вещества, вырванного силой притяжения пролетавшей недалеко от Солнца звезды. (3)Из сгустков солнечного вещества сформировались планеты, которые затем долго остывали. (4)3емля охлаждалась до тех пор, пока на её поверхности не образовалась кора, и лишь потом из остывшей атмосферы полились дожди, образовавшие разнообразные водоёмы. (5)Таким образом, возраст гидросферы значительно уступал возрасту Земли, а образование гидросферы представлялось сравнительно коротким явлением в жизни планеты. (6). постепенно накапливались факты, противоречившие этой гипотезе.
Правильный ответ указан под номером 2.
… (2)Поэты и прозаики воспевали «лестницу-чудесницу», «голубые вагоны» и «букву М» – его бессмертные символы. (3)Во всех путеводителях обязательно отмечалось, что московское метро – самое красивое в мире. (4)Метро было символом идеологии, заботы власти о трудящихся. (5)Интересно отметить, что писатели, воспевавшие метрополитен, как правило, лояльно относились к советскому режиму, а писатели-диссиденты высказывали противоположную точку зрения. (6)… в одной из книг писателя-эмигранта Д. Савицкого метрополитен называется продолжением мавзолея, подземным храмом и даже царством мёртвых.
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(1)Природа никогда не создаёт шума. (2)Она учит человека величию в тишине. (3)Молчит солнце.(4)Беззвучно разворачивается перед нами звёздное небо. (5)Мало и редко слышим мы что-либо из сердцевины земли». (6)Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. (7)Даже море способно к «глубокой тишине». (8)Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно.
(9)А человек шумит. (10)Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. (12)Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо всё, что природа даёт нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. (13)Поражённые и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное. (14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шёпот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто. рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. (16)Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рёв, проникая в человека, мало что дают ему. (17)Шум — дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. (18)Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. (19)Он не таит в себе ничего духовного. (20)Он «говорит», не имея что сказать. (21)Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга — шум.
(22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». (23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живёт уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. (25)Примерно так: «Приветствую тебя, человек. (26)Послушай-ка! (27)Впрочем, мне нечего тебе сказать. »
(28)И снова. (29)И снова. (30)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». (31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. (32)Благодаря шуму внешний мир делается значимым. (33)Он оглушает человека, поглощает его. (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
(35)Шум перекрывает всё: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. (36)Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. (37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.
(39)Робка также и муза. (40)Как легко спугнуть её шумом. (41)Нежна её сущность, голос её нежен. (42)А шум — дерзкий парень. (43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки.
(45)От этого бедствия я не знаю утешения. (46)Есть только одно: побороть шум.
*Иван Александрович Ильин (1882-1954) — известный русский философ, правовед, литературный критик, публицист.
Укажите способ образования слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (предложение 37).
(1)В былые годы, когда я был помоложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2)Тогда я нередко оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на рыбалку. (3)Целые дни до позднего вечера я проводил на реке, а спать заходил к крестьянам или на мельницу. (4)Именно в то время я впервые познакомился с одним из загадочных явлений нашей жизни, которое приоткрыло мне некоторые тайны русской души, — бродяжничеством по-русски, или странничеством.
(5)Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека. (6)В потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя было это летом, он лежал прямо на голом полу. (7)Он спал с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (8)Я лёг против двери на разостланном для меня сене. (9)Не спалось. (10)Волновала будущая заря. (11)Хотелось зари. (12)Утром рыба хорошо клюёт. (13)Но в летнюю пору зари долго ждать не приходится. (14)Скоро начало светать. (15)И с первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошёл прямо в дверь. (16)На крыльце он подошел к рукомойнику, висевшему на верёвочке. (17)С моего ложа я с любопытством наблюдал за тем, как он полил воды на руки, как он смочил ею свою седую бороду, растёр её, вытерся рукавом своей хламиды, взял в руки посох, перекрестился, поклонился на три стороны и пошёл.
(18)Я было собирался со стариком заговорить, да не успел — он ушёл. (19)Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него ещё один раз. (20)Чем-то старик меня к себе привлёк. (21)Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (22)Старик уходил вдаль. (23)Долго смотрел я ему вслед. (24)Фигура старика, по мере того как он удалялся, делалась всё меньше и наконец вовсе растворилась в утреннем тумане. (25)Но в глазах и в мозгу моём его образ остался навсегда, живой.
(26)Это и был бродяга-странник. (27)В России испокон веков были такие люди, у которых не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (28)Не будучи цыганами, они вели цыганский образ жизни. (29)Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. (30)Блуждали по подворьям, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. (31)Жили подаянием. (32)Отдыхали и спали где попало. (33)Цель их странствований всегда определялась по-разному и весьма расплывчато — «ко святым местам», «пострадать», «грехи искупить», найти место, «где дышать легче». (34)Я, честно говоря, убеждён, что если каждого из них в отдельности спросить, куда и с какой целью он идёт, то он не ответит. (35)3ачем ему об этом думать?
(36)Кажется, они чего-то ищут. (37)Кажется, в их душах живёт смутное представление о каком-то неведомом крае, где жизнь праведнее и лучше. (38)Но ещё вернее будет сказать, что они от чего-то бегут. (39)А бегут, конечно, от тоски — этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.
(40)В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России — Варлаам. (41)Мусоргский с несравненным искусством и мощью передал мироощущение этого бродяги — не то монаха-расстриги, не то просто какого-то бывшего церковного служителя. (42)Тоска в Варлааме бездонная, как океан. (43)Куда бы этот бродяга ни пошёл, он идёт с готовым сознанием своей абсолютной ненужности. (44)Вот и ходит Варлаам из монастыря в монастырь, шатается из города в город за чудотворной иконой по церковным приходам. (45)В горсточке держит свечку восковую, чтобы её не задуло, и орёт сиплым басом, подражая протодиаконам: (46)«Сокрушите змия лютого со два на десятью крылами хоботы».
(47)У него спутана и всклокочена седая борода, расходящаяся на конце надвое наподобие штопора. (48)Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он ходит по городам, весь поношенный и помятый, в своей стёганной на вате шапке, схожей с камилавкой. (49)Таких, как он, сторонятся, не желая встречаться взглядом с влажными, просящими глазами, которые видят человека насквозь.
(50). Не знаю, конечно, нужны ли такие люди. (51)Надо ли устроить так, чтобы они стали иными, или не надо? (52)Одно только я скажу: эти люди — одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных красок русской жизни. (53)Нет, сами они не праведники, но каким-то чудесным образом делают нас чище и лучше. (54)Если бы не было таких бродяг-странников, «калик перехожих», жить всем нам было бы труднее.
Источник текста: МИОО: Тренировочная работа 13.11.2012 вариант 1.